Эксперимент
Оказывается, безродный голодный Шарик нужен был профессору для проведения эксперимента по омолаживанию. Он заменил его яичники и гипофиз мужскими, взятыми от скончавшегося за 4 часа до операции мужчины 25 лет. Этот эксперимент был задуман, чтобы выяснить, приживётся ли пересаженный гипофиз и как он повлияет на процесс омоложения организма у людей.
На пятый день после операции у Шарика начала выпадать шерсть, через неделю он полностью облысел, а затем начался процесс превращения Шарика в человека: у собаки отвалился хвост, появилась речь.
Члены домкома
Вяземская — молодая девушка в брюках, кожаной куртке и кепке. У неё звонкий голос, она легко краснеет и волнуется, видя несправедливость. Вяземская — заведующая культотделом дома, где живёт профессор Преображенский. Она удивляется тому, что профессор не взял у неё журналы в пользу детей Франции и гневно говорит, что он «ненавистник пролетариата».
Пеструхин и Жаровкин — скромно одетые молодые люди, один из них в папахе. Они пришли вместе со Швондером и Вяземской «уплотнять» квартиру профессора Преображенского и скромно молчали, пока с профессором разговаривали Швондер и Вяземская.
Внешность
Иван Арнольдович Борменталь — ассистент профессора Ф. Ф. Преображенского и его лучший ученик.
Автор представляет читателям Борменталя как очень красивого молодого человека с внешностью типичного интеллигента: чёрная острая бородка, чёрный костюм, белая рубашка, подтяжки… Профессор, которому уже 60 лет, иногда называет его милым мальчиком, голубчиком, что говорит об особых, тёплых отношениях между ними. Преображенский и не скрывает своего отношения к Борменталю, считая его способным врачом. Но в бытовых вещах он часто поучает молодого человека, разъясняет ему некоторые правила этикета за столом, разницу в сортах водки и убеждает не читать до обеда советских газет, чтобы не испортить пищеварения.
Черты характера персонажа
У Борменталя спокойный ровный характер, он уравновешивает профессора. Его вспыльчивость и эмоциональность никак не отражается на отношениях коллег – доктор удивительно тактичен и культурен. Кроме того Борменталь предан профессору, он восхищается талантом коллеги, всячески поддерживает его. Такие люди, как Иван Арнольдович не умеют завидовать, строить козни, предавать.
Доктор – фанат своего дела, он превозносит гений профессора, искренне радуется за него и их совместное дело. Самоотверженность молодого доктора поражает, во имя эксперимента он забывает о личной жизни, переезжает к профессору, защищает его от Шарикова, тщательно следит за “развитием” подопытного. Когда деградация Шарикова становится опасной для окружающих, а особенно для самого профессора, Борменталь принимает решение убить чудовище, которое они “породили”.
Именно он, честный, справедливый, до крайней степени порядочный человек внутренне готов к такому шагу. Борменталь спасает жизнь профессора от попытки шарикова убить своего создателя. Образ доктора Борменталя прямо противоположен главному герою – Шарикову. Автор сопоставил двух персонажей таким образом, чтобы они показали своими поступками – наглость и культуру, преданность и неблагодарность, верность и предательство. Оба героя, в каком-то смысле, сыновья профессору: Шариков – искусственно, а Борменталь – в нравственном смысле.
Описание главного героя
Автор поднимает проблему идей коммунистов, а также необразованности людей, находящихся у власти. Он понимает, что невозможно насильно изменить порядок в истории. Итог операции профессора оказался неожиданным, что показало самые насущные проблемы общества.
Характер и внешность
Доктор Борменталь в «Собачьем сердце» наделен внешней красотой, крепким телосложением, также он имел высокий рост, приятный голос, обладал спокойным нравом и силой, которую применял только в крайних случаях. В его образе прекрасно сочетаются мораль, ум, тактичность, воля и сильная натура.
У героя отсутствует чувство зависти и тщеславия. Он не способен на интриги. Борменталь достойно принимал эмоциональность профессора, его вспыльчивый нрав. Благодаря этому их отношения были гармоничны, герои уважали друг друга. Булгакову удалось показать столкновение двух противоположных образов:
- интеллигентного Борменталя;
- грубого Шарикова.
Победить в их противостоянии должен здравый смысл и разум.
Доктор Борменталь — фанат своего дела. Он искренне радуется за профессора, превозносит его дело. Это самоотверженный человек, который ради эксперимента забрасывает личную жизнь. Он защищает профессора от Шарикова, даже переезжает жить к Преображенскому ради этого.
Борменталь честен и порядочен. Он был готов к такому действию. Доктор спас Преображенского от попытки его убийства подопытным.
В поступках Шарикова и Борменталя можно проследить предательство, верность, культуру, наглость, преданность и неблагодарность. Герои фактически являются сыновьями профессору: подопытный — искусственным, доктор — в нравственном плане.
Роль доктора в судьбе гения
Гениальным личностям сложно пробиваться в одиночку. Борменталь является неким ангелом-хранителем профессора. Весь эксперимент держится на нем. Доктор ежедневно самоотверженно отдает себя работе. Он готов подстраховать профессора в любой момент.
Преображенский рассмотрел в своем ученике талант, тягу к знаниям и порядочность. Он устроил его на учебу, а потом сделал своим ассистентом. В благодарность доктор посвятил свою судьбу чужому успеху, хотя его жизни слава не коснулась.
Автор достаточно тонко намекает на то, что человек может чувствовать себя всесильным, но ему неподвластен контроль над плодами его дела. В произведении происходит насильственное изменение общественного строя, что, вероятнее всего, приведет к плохим результатам.
Идея повести в том, что любое искусственное вмешательство, будь то в природу, историю, общество, политику и иные сферы, окажет только негативные изменения.
Внешность доктора Борменталя
В повести не уделено много внимания описанию внешности персонажа. Мы постепенно знакомимся с доктором, его внешние данные чаще открываются в эпизодах. Он “очень красивый, молодой, с острой бородкой”. У молодого ассистента профессора приятный голос, красивые глаза. Иван Арнольдович наделён физической силой, имеет крепкую фигуру, высокий рост. Именно сочетание ума, сильной натуры и высоких моральных принципов делает образ Борменталя практически идеальным. Кроме того, заботливый ученик, благодарный молодой человек не даёт в обиду профессора своему детищу – Шарикову. Иногда Борменталь применяет данную ему природой силу, чтобы успокоить Шарикова, который склонен к дебоширству и дракам.
Характеристика главных героев
В произведении присутствует несколько персонажей, все, конечно же, важные для полного погружения в описываемые события. Однако есть всего несколько главных героев, на которых основан весь сюжет.
Профессор Преображенский
Мужчина средних лет, врач, светило науки. У Филиппа Филипповича сложный, иногда очень острый характер. Однако в глубине души он по-прежнему остается добрым человеком. Он считает, что каждый должен заниматься своим делом. Он ненавидит Советскую власть во всех ее проявлениях.
Его невозмутимость часто граничит с холодностью. Семьи боятся строгого профессора. Смерть для него не более чем часть жизненного цикла, поэтому ничего страшного в этом врач не видит.
Преображенский всю свою жизнь посвятил медицине. Для него это не только источник дохода, но и смысл жизни. Профессор принимает больных на дому, проводит экспериментальные операции. И хотя многие клиенты благодарны ему за помощь, он рассматривает их как еще один экспериментальный тест для проверки своих медицинских экспериментов.
Герой — идеалист. Для него нет полутонов, есть черный или белый. Возможно, поэтому разработка Шарикова становится для профессора настоящим разочарованием. Он искренне надеялся, что личность человека не зависит от обстоятельств его рождения. При правильном образовании и окружающей среде каждый может стать достойным членом общества.
Доктор Борменталь
Иван Арнольдович — молодой перспективный врач. Помогает Филиппу Филипповичу в операциях, учится у профессора. Медицина для него тоже смысл жизни. Молодой человек:
- честолюбивый;
- стрессоустойчивый;
- благородный.
Полиграф Полиграфович Шариков
Личность Шарикова представляет собой отвратительную смесь худших качеств хулигана Чугункина и бомжа. Он легко поддается чужому влиянию, и только плохо. Основа его характера — грубость и грубость. Не терпит критики, агрессивен и уверен в себе. У него извращенное чувство справедливости, навязанное ему сомнительными товарищами. Он считает, что все ему в долгу. При этом не лишен таланта (игра на балалайке), харизматичен.
По мере того, как он «повзрослел», его характер изменился только в худшую сторону. Из безобидной собаки Шариков превращается в мерзкого человека, не знающего благодарности и даже наделенного определенной долей власти. Он быстро использует свое положение, запугивая бедную девушку, свою подчиненную, заставляя ее выйти за него замуж.
В целом персонаж вызывает только отрицательные эмоции. Его образ лучше всего передал актер Владимир Толоконников в фильме, снятом по этой истории.
Особенности композиционного построения
В повести «Собачье сердце» соединено сразу несколько литературных жанров, в соответствии с фабулами сюжетной линии её можно отнести к фантастическому приключению по образу и подобию «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, в котором также описаны эксперимент по выведению гибрида человека и животного. С этой стороны повесть можно отнести к активно развивающемуся в то время жанру научной фантастики, яркими представителями которого были Алексей Толстой и Александр Беляев. Однако под поверхностным слоем научно-приключенческой фантастики на поверку оказывается острая сатирическая пародия, аллегорически показывающая всю чудовищность и несостоятельность того масштабного эксперимента под названием «социализм», который проводила Советская власть на территории России, пытаясь террором и насилием создать «нового человека», родившегося из революционного взрыва и насаждения марксистской идеологии. Что из этого получится, как раз очень наглядно продемонстрировал Булгаков в своей повести.
Композиция повести состоит из таких традиционных частей как завязка — профессор видит бездомного пса и решает привести его домой, кульминация (здесь можно выделить сразу несколько моментов) — проведение операции, визит домкомовцев к профессору, написание Шариковым доноса на Преображенского, его угрозы с применением оружия, решение профессора превратить Шарикова обратно в собаку, развязка — проведение обратной операции, визит Швондера к профессору с милицией, заключительная часть — установление мира и спокойствия в профессорской квартире: ученый занимается своими делами, собака Шарик вполне доволен своей собачьей жизнью.
Несмотря на всю фантастичность и невероятность описываемых событий в повести, применение автором различных приемов гротеска и аллегории, данное произведение, благодаря применению описания конкретных примет того времени (городских пейзажей, различных мест действия, быт и облик персонажей) отличается уникальным правдоподобием.
События, происходящие в повести описываются накануне наступления Рождества и не зря профессор назван Преображенским, а его эксперимент это настоящее «антирождество», своебразное «антитворение»
В повести основанной на аллегории и фантастическом вымысле, автор хотел показать не только о важности ответственности ученого за свой эксперимент, а еще и неспособность видеть последствия своих деяний, громадную разницу между естественным развитием эволюции и революционным вмешательством в ход жизни. В повести показано четкое авторское виденье тех перемен, которые произошли в России после революции и начало строительства нового социалистического строя, все эти перемены для Булгакова были ни чем иным как экспериментом над людьми, масштабным, опасным и имеющим катастрофические последствия
Тематика произведения
В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет — фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.
Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.
Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.
Экранизация произведения
Повесть была написана в 1925 году, однако её публикация многие годы была запрещена в Советском Союзе. В середине 70-х итальянскими и немецкими кинематографистами был снят фильм под названием «Почему лает господин Бобиков?». Отечественная кинокартина появилась на экранах только в 1988 году, сейчас этот фильм занимает достойное место в золотом фонде российского кинематографа.
Фильм был снят в Санкт-Петербурге режиссёром Владимиром Бортко. Образы героев повести воплотили на экране талантливые актёры:
- Евгений Александрович Евстигнеев — в роли Преображенского;
- Борис Плотников — Борменталь;
- Нина Русланова — Дарья Петровна (кухарка);
- Ольга Мелихова — Зина Бунина (медсестра и горничная);
- Роман Карцев — Швондер (домком);
- Владимир Толоконников — в роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Внешность доктора Борменталя
В повести не уделено много внимания описанию внешности персонажа. Мы постепенно знакомимся с доктором, его внешние данные чаще открываются в эпизодах. Он “очень красивый, молодой, с острой бородкой”. У молодого ассистента профессора приятный голос, красивые глаза. Иван Арнольдович наделён физической силой, имеет крепкую фигуру, высокий рост. Именно сочетание ума, сильной натуры и высоких моральных принципов делает образ Борменталя практически идеальным. Кроме того, заботливый ученик, благодарный молодой человек не даёт в обиду профессора своему детищу – Шарикову. Иногда Борменталь применяет данную ему природой силу, чтобы успокоить Шарикова, который склонен к дебоширству и дракам.
Анализ произведения
Сюжетная линия
Основой для развития сюжета в повести служит история неудачного эксперимент профессора Преображенского, решившего превратить бездомную дворнягу Шарика в человека. Для этого он пересаживает ему гипофиз алкоголика, тунеядца и дебошира Клима Чугункина, операция проходит успешно и на свет появляется абсолютно «новый человек» — Полиграф Полиграфович Шариков, который по задумке автора является собирательным образом нового советского пролетария. «Новый человек» отличается грубым, наглым и лживым характером, хамской манерой поведения, весьма неприятной, отталкивающей внешностью, и у интеллигентного и воспитанного профессора с ним часто возникают конфликты. Шариков, для того чтобы прописаться в квартире профессора, (на которую как он считает он имеет полное право) заручается поддержкой единомышленника и идейного учителя, председателя домового комитета Швондера, и даже находит себе работу: занимается отловом бродячих кошек. Доведенный до крайности всеми выходками новоявленного Полиграфа Шарикова (последней каплей был донос на самого Преображенского), профессор решает вернуть все как было, и превращает Шарикова обратно в собаку.
Черты характера персонажа
У Борменталя спокойный ровный характер, он уравновешивает профессора. Его вспыльчивость и эмоциональность никак не отражается на отношениях коллег – доктор удивительно тактичен и культурен. Кроме того Борменталь предан профессору, он восхищается талантом коллеги, всячески поддерживает его. Такие люди, как Иван Арнольдович не умеют завидовать, строить козни, предавать.
Доктор – фанат своего дела, он превозносит гений профессора, искренне радуется за него и их совместное дело. Самоотверженность молодого доктора поражает, во имя эксперимента он забывает о личной жизни, переезжает к профессору, защищает его от Шарикова, тщательно следит за “развитием” подопытного. Когда деградация Шарикова становится опасной для окружающих, а особенно для самого профессора, Борменталь принимает решение убить чудовище, которое они “породили”.
Именно он, честный, справедливый, до крайней степени порядочный человек внутренне готов к такому шагу. Борменталь спасает жизнь профессора от попытки шарикова убить своего создателя. Образ доктора Борменталя прямо противоположен главному герою – Шарикову. Автор сопоставил двух персонажей таким образом, чтобы они показали своими поступками – наглость и культуру, преданность и неблагодарность, верность и предательство. Оба героя, в каком-то смысле, сыновья профессору: Шариков – искусственно, а Борменталь – в нравственном смысле.
Второстепенные персонажи
Клим Чугункин
Люмпен-пролетарий, двадцать пять лет. У Чугункина нет постоянной работы, но у него стойкая тяга к алкоголю. По сюжету он предстает не живым, а уже умершим. После его смерти профессор Преображенский удалил из своего тела гипофиз и яички, чтобы пересадить их собаке. В результате этого эксперимента родился Полиграф Полиграфович Шариков.
Швондер
Швондер — яркий пример представителя новой компании, полностью разделяющего взгляды нынешней власти. Он председатель домового комитета. Его образ, одежда и поведение четко отражают и характеризуют описываемый исторический период. Сюда же входит список «жильцов», Пеструхин и Жаровкин — соратники Швондера, члены домкома.
Зинаида Прокофьевна Бунина
Девушка, служанка в доме профессора Преображенского, помогает ему по хозяйству. Или «социальная служанка», как ее называет Шариков. Зинаида Прокофьевна добросовестно выполняет свое дело и откровенно боится Шарикова.
Другие герои
Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству — Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.
Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления — автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.
Тест по произведению
Говорить о том, какое сердце у Шарикова — собачье или человеческое, — можно по-разному, в зависимости от первоначальной установки. Физиологически это было собачье сердце, но профессор Преображенский и Борменталь спорят не об этом. Речь идёт о том, проявляет Шариков типично человеческие черты характера или же они — часть его собачьего прошлого. Конечно, таких людей, как Шариков, немало, что свидетельствует в пользу профессора Преображенского, тем более что человек, чей гипофиз был помещён в пса, отличался отвратительным характером, был вором и алкоголиком. Другое дело, что в своей основе человеческое сердце совершенно иное. Ведь спор фактически идёт о том, положительна природа человека или нет. Его можно разрешить так: изначально она неизбежно положительна, иначе человек не смог бы сформироваться как вид, но человек сам себя поместил в условия, противоречащие его природе, и его качества и свойства исказились под воздействием созданной им самим среды. В рамках спора профессора Преображенского и Борменталя более прав профессор.
М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский…
Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» — последняя сатирическая повесть писателя.
Все, что…
ШАРИКОВ — герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (1925). В основе этой, по словам писателя, «чудовищной истории» сюжетный мотив, восходящий к романтикам («Франкенштейн» М.Шелли), представленный позднее у Г.Уэллса («Остров доктора Моро»), у русских…
Повесть Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «Чудовищная история», не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968г. («Студент». Лондон. NN 9, 10; «Грани». Франкфурт. N 69). В СССР она была издана в журнале «Знамя»…
Все без исключения произведения Булгакова в буквальном смысле завораживают читателя, ставят перед ним сложнейшие вопросы, решить которые оказывается не так легко. Повесть Булгакова «Собачье сердце» заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности…
Новое!
смотреть целиком
Краткая характеристика
Полное имя — Иван Арнольдович Борменталь.
Возраст — точно не указан, молодой мужчина.
Род занятий — доктор, хирург, ассистент профессора Преображенского.
Семья — отсутствует.
Социальное положение — служащий.
Происхождение — родом из интеллигентной семьи, сын судебного следователя.
Воспитание — получил прекрасное воспитание.
Образование — окончил Московский университет, специализация — медицина.
Внешность — красивый молодой мужчина, худощавый, но физически сильный, с острой бородкой.
Характер — честный, глубоко порядочный, вежливый, умный, справедливый, преданный, ответственный.
Положительные черты — культурный, воспитанный, порядочный, честный, справедливый, умный, деликатный, прекрасно образованный.
Отрицательные черты — эмоциональный, в силу своей молодости — идеалист.
Произведение — «Собачье сердце».
Экранизации
Повесть Булгакова «Собачье сердце» не пользовалась популярностью у кинематографистов. Первая картина по произведению снята в сотрудничестве итальянских и немецких авторов под руководством режиссера Альберто Латтуада. В роли доктора Борменталя в фильме выступил актер Марио Адорф.
Актер Борис Плотников в фильме «Собачье сердце»
В Советском Союзе книга экранизирована однажды. В проекте , вышедшем в 1988 году, доктора Борменталя воплотил .
Говорить о том, какое сердце у Шарикова — собачье или человеческое, — можно по-разному, в зависимости от первоначальной установки. Физиологически это было собачье сердце, но профессор Преображенский и Борменталь спорят не об этом. Речь идёт о том, проявляет Шариков типично человеческие черты характера или же они — часть его собачьего прошлого. Конечно, таких людей, как Шариков, немало, что свидетельствует в пользу профессора Преображенского, тем более что человек, чей гипофиз был помещён в пса, отличался отвратительным характером, был вором и алкоголиком. Другое дело, что в своей основе человеческое сердце совершенно иное. Ведь спор фактически идёт о том, положительна природа человека или нет. Его можно разрешить так: изначально она неизбежно положительна, иначе человек не смог бы сформироваться как вид, но человек сам себя поместил в условия, противоречащие его природе, и его качества и свойства исказились под воздействием созданной им самим среды. В рамках спора профессора Преображенского и Борменталя более прав профессор.
- М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский…
Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» — последняя сатирическая повесть писателя. Все, что…
ШАРИКОВ — герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (1925). В основе этой, по словам писателя, «чудовищной истории» сюжетный мотив, восходящий к романтикам («Франкенштейн» М.Шелли), представленный позднее у Г.Уэллса («Остров доктора Моро»), у русских…
Повесть Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «Чудовищная история», не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968г. («Студент». Лондон. NN 9, 10; «Грани». Франкфурт. N 69). В СССР она была издана в журнале «Знамя»…
Все без исключения произведения Булгакова в буквальном смысле завораживают читателя, ставят перед ним сложнейшие вопросы, решить которые оказывается не так легко. Повесть Булгакова «Собачье сердце» заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности…
Новое! смотреть целиком
Булгаков – пророк
И все-таки, о чем хотел сказать автор в «Собачьем сердце». Многие читатели и поклонники его творчества почувствуй такой пророческий мотив. Булгаков словно показывал коммунистам, какого человека будущего, гомункула они растят в своих красных пробирках.
Рожденный в результате эксперимента ученого, работающего на потребу народу и защищенного верховной проекцией, Шариков угрожает не только стареющему Преображенскому, это существо ненавидит абсолютно всех.
Ожидаемое открытие, прорыв в науке, новое слово в общественном устройстве оборачиваются всего лишь тупым, жестоким, уголовником, тренькающем на балайке, душащем несчастных животных, тех, из числа которых он сам вышел.
Цель Шарикова – отобрать комнату и украсть деньги у «папаши».
«Собачье сердце» М. А. Булгаков — Краткое содержание
Собачье СЕРДЦЕ. Михаил Булгаков