Краткое содержание
Сентября 18/ Макар – Вареньке
Макар делится новостью: в ходе продолжительного судебного следствия бедняк Горшков был полностью оправдан. Но по иронии судьбы именно в этот день мужчина скончался.
Сентября 29/ Макар – Вареньке
От Федоры Макар узнает о завтрашнем венчании Вареньки и ее последующем отъезде в провинцию. Он не может прийти в церковь из-за больной поясницы. Также Макар Алексеевич сообщает, что будет снимать у Федоры ее комнату.
Сентября 30/ Макар – Вареньке
Макар в отчаянии. Он понимает, что на чужбине Вареньке «будет грустно, тошно и холодно» , а брак с Быковым погубит ее. На этом переписка обрывается.
Августа 5/ Варенька – Макару
Варя посылает своему другу «тридцать копеек серебром» на жизнь и просит не отчаиваться. Она признается, что ей нет смысла менять квартиру, поскольку ее везде найдут, если понадобится.
Тема
Маленький человек – «типичный» герой русской литературы XIX века. Эту тему до Достоевского поднимали на страницах своего произведениях Гоголь и Пушкин. В книге «Бедные люди» тема маленького человека вновь звучит во всеуслышание, обретая новые оттенки
Федор Михайлович в своём творчестве всегда уделял особое внимание человеку и его душе. Хорошо известна фраза писателя о том, что «человек есть тайна», которую надо разгадать
И в своём творчестве Достоевский занимался как раз поиском этой разгадки. Первый шаг к ней он делает уже в произведении «Бедные люди». Он не просто обращается к образу маленького человека, он поднимает его «на пьедестал». Сам факт существования на земле ещё не делает маленького человека человеком в широком смысле этого слова, этот образ нуждался в том, чтобы его «очеловечить». Именно этого не хватало русской литературе, Достоевский предпринимает такую попытку «очеловечивания», и она оказывается удачной.
Писатель погружает героев в несправедливый, полный бесчестья, происков, жестокости и произвола мир. Но в этом мире герои Достоевского не ищут выгоды для себя, не стремятся подняться и возвыситься, а, напротив, готовы отдать последнее, лишь бы помочь другому человеку. Они ведут спокойную, незаметную жизнь. «Маленькими» Варю и Макара делает лишь неумение ценить себя, а по внутреннему содержанию и по свойствам души эти люди оказываются очень даже «большими». Опираясь на традиции сентиментализма, приправленные неприкрытой правдой и жестокостью реализма, Достоевский возносит своих героев над этим миром, восхваляет их, не скрывая своей симпатии.
Любовь – светлое чувство, которое выражается, в том числе, в способности человека жертвовать собой ради другого. Наличие темы любви и в романе «Бедные люди» роднит это произведение с романтизмом. Под пером Достоевского любовь представляется высоким, поистине чистым чувством. Это нечто большее, чем любовь между мужчиной и женщиной. Герои книги способны на человеческую, вселенскую, всепоглощающую любовь. Они отрекаются от себя ради объекта любви, Макар посвящает всю свою жизнь, все чаяния и заботы Варе, она для него –больше, чем воспитанница, больше, чем девушка, она для него — практически вся жизнь. Варя, в свою очередь, совершает на первый взгляд неблаговидный поступок, выходя за Быкова, но его можно трактовать и иначе. Таким образом она «дает вольную» Макару, это своего рода избавление героя от тягот, которые он возложил на себя, заботясь о Варе, она больше не хочет обременять его. С её стороны это проявление искренней любви, которой нет между ней и Быковым – её женихом.
Противопоставление города и деревни – один из значимых лейтмотивов романа, который раскрывается через воспоминания Вари о детстве и описания в посланиях героев скупости, скудности и серости Петербурга. Город и деревня, как обобщенный образ чистой, ещё не замаранной российской глубинки – это два разных мира, где душа человека чувствует себя по-разному. В Петербурге она чахнет, заболевает, а в деревне, напротив, пробуждается и исцеляется. Большой город ломает людей изнутри и коверкает их судьбы, а деревенская атмосфера способствует доброжелательности и спокойному отношению к миру. Именно так и живет Варя, и потому ей тяжко в Петербурге.
Тема искусства представлена в беседах о литературе, она раскрывается через отношение героев к художественному слову и через способы его понимания. Достоевский предлагает нам два полюса литературной жизни: на одном «живут» гении – Пушкин и Гоголь, а на другом — бесталанные писаки, графоманы вроде Ротозяева.
Тема родительской любви раскрывается в романе лишь фрагментарно, но для понимания полноты мира, нарисованного Достоевским, она не менее важна. Варвара рано лишилась родителей, но она с трепетом вспоминает о том, как они относились к ней. Эти воспоминания — отдушина для неё и источник тепла. Есть в романе и ещё один эпизод, показывающий нерушимую связь между родителями и детьми. Писатель описывает образ юноши, который хоронит отца. Это очень трогательная, щемящая душу сцена романа.
Тема милосердия к «маленькому» человеку не могла быть проигнорирована писателем. Он изображает жестокосердный Петербург, где встречают по одежке и вряд ли кому-то есть дело до проблем другого человека. Но всё же в рядах служащих находится человек, способный на то, чтобы понять бедственное положение другого. Им оказывается начальник Макара. Акт милосердия заключается в его безвозмездном пожертвовании ста рублей. В те времена эта была очень внушительная сумма.
Характеристика персонажей
В центре внимания читателя 2 главных героя: Варя Добросёлова и Макар Девушкин. Безусловно, это положительные герои, а для полного раскрытия образов необходимы также и отрицательные персонажи, представленные Анной Фёдоровной и помещиком Быковым.
Макар Девушкин
Образ «маленького человека» существовал до появления романа «Бедные люди». И сам автор этого не отрицает, проводя параллель между своим произведением, гоголевской «Шинелью» и пушкинским «Станционным смотрителем». Достоевскому достаточно упомянуть эти две повести, указать на то, что Макар узнал в главных героях себя, и читателю уже становится понятно, что представляет собой титулярный советник Девушкин. По словам самого Макара, по служебной лестнице он продвинуться не смог только потому, что был «смирненьким» и «добреньким». Для получения званий необходимо иметь железную хватку.
Не следует обходить вниманием и фамилию главного героя, которую по праву можно считать говорящей. Макар чувствителен и раним, как девушка
В нём полностью отсутствует характерная для мужчины брутальность. В речи Макара нередко можно встретить существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маточка, сапожишки, платьишко, тихонький. Всё в облике Девушкина свидетельствует о слабости его характера.
Варя Добросёлова
Как и Макар Девушкин, Варя Добросёлова – носитель говорящей фамилии, характеризующим элементом в которой является слово «добро». У главных героев «положительного лагеря» одинаковые отчества, и это не совпадение. Одинаковость указывает на сходство характеров Вари и Макара, на, своего рода, общего родителя главных героев, несмотря на то, что они не были детьми одного человека по имени Алексей.
Макар и Варя – родственные души. Обоим очень трудно живётся в этом суровом мире большей частью из-за излишней мягкости их характера. Девушкина и Добросёлову объединило отсутствие душевной теплоты, в которой они нуждаются, но которую не получают от окружающих. Два совершенно разных по возрасту и образованию человека находят друг в друге моральную поддержку.
Есть, однако, и некоторые различия в характерах Вари и Макара. Варя, несмотря на свой молодой возраст, более практична, чем её родственник. Она пытается самостоятельно зарабатывать деньги шитьём, не надеясь на своего покровителя. Добросёлова согласилась выйти замуж за неприятного, но богатого человека, способного избавить её от бедности. В отличие от Макара, который не может поступиться своими принципами ради более комфортной жизни, Варя уверена, что жить в нищете намного страшнее, чем с нелюбимым мужем. Автор показывает в своей героине скрытую силу. Эта сила непременно поможет выжить и, возможно, даже преуспеть.
Быков
По фамилии главного героя легко судить о его характере: грубый, упрямый, дерзкий и сильный. Быков – «хозяин жизни». Он привык получать желаемое и не любит, когда ему отказывают. Из писем Вари можно сделать вывод о том, что семья, как таковая, Быкову не нужна. Помещик мечтает о рождение законного наследника. Ведь если он умрёт бездетным, всё его состояние перейдёт ненавистному племяннику. Варя Добросёлова ничего не значит для Быкова. Единственная её миссия – родить наследника «хозяину жизни». Если девушка не согласна выйти замуж, помещик быстро найдёт ей замену в лице богатой московской купчихи.
Быков не замечает вокруг себя живых людей. Жизнь каждого отдельно взятого человека дорога для помещика настолько, насколько данный человек может быть ему, Быкову, полезен. Ещё не успев стать законной женой помещика, Варя уже становится его собственность, его личной вещью. А с вещами Быков не привык церемониться.
Анна Фёдоровна
Дальняя родственница семьи Добросёловых живёт странной и неоднозначной жизнью. Варя видит загадочность в её занятиях. Анна Фёдоровна постоянно суетится, куда-то уезжает несколько раз в день. К своим бедным родственникам женщина пришла сама и сама же предложила переселиться к ней.
Маска христианской добродетели, которой так гордится Анна Фёдоровна, скрывает жестокую и коварную душу. Это признаёт даже Быков. В своё время Анна Фёдоровна помогла помещику «прикрыть грех», выдав замуж беременную от Быкова женщину за чиновника Захара Покровского.
Многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского полагают, что некоторые герои романа «Бедные люди» имели своих прототипов в жизни. На создание образа Вари Добросёловой, например, писателя вдохновила его сестра В. М. Достоевская (по мужу Карепина).
Очень краткий пересказ романа «Бедные люди»
Макар Девушкин покинул старую квартиру и переселился в новый дом. Здесь шумно и много народу, зато в доме напротив живет его ангельчик – Варвара Доброселова. Девушкин приходится дальним родственником этой девушке и любит ее как родную дочь.
Варвара Доброселова сирота. После смерти отца она с матушкой осталась ни с чем: кредиторы за долги забрали все имущество. Их приютила дальняя родственница Анна Федоровна. Здесь Варвара познакомилась со студентом Петром Покровским.
Студент Петр стал для Варвары добрым другом. Однако болезнь Покровского не позволила развиться их отношениям. Покровский умер от чахотки, когда Варваре было примерно 16 лет. С его смертью в жизнь девушки ворвались несчастья. Вскоре после смерти Покровского, она потеряла мать.
Варвара Доброселова нанимает комнату у Федоры, они вместе работают, но денег все равно не хватает. Варвара часто болеет. Девушкин по мере сил помогает Варваре деньгами, высылает ей конфеты, горшки с цветами, белье.
Варвара Алексеевна печалится, что ей нечем отблагодарить своего друга за подарки.
Варвара Доброселова вновь сталкивается с Анной Федоровной. Эта женщина считает, что Варвара не защитила свою честь и упустила свое счастье.
Анне Федоровне и Быкову, ее близкому другу, все известно про Варвару Доброселову: ее адрес и круг общения. Варвара хочет поскорее найти другую квартиру и просит Макара Алексеевича помочь ей деньгами.
Макар Девушкин и сам нуждается в деньгах. Он пробовал взять займ, но ему везде отказали. Бедный чиновник совсем упал духом и предался пьянству.
Вскоре положение Девушкина поправилось: он получил хорошую материальную поддержку на службе. Макар Алексеевич выслал часть денег Варваре Доброселовой и рассчитался с долгами за квартиру.
Господин Быков предложил Варваре Доброселовой выйти за него замуж. Это благородный поступок со стороны Быкова, Варвара вынуждена согласиться. Сразу после свадьбы Варвара Алексеевна вместе с Быковым должна уехать в деревню. Она плачет, пишет Макару Девушкину последнее письмо и уезжает.
Девушкин злится на себя, за то, что не уберег Варвару от неверного шага, он не знает, как будет дальше жить без нее.
Концовка
Финал романа неоднозначен. Благодаря доброму поступку своего начальника, Макар, казалось бы, обретает надежду на спасение и построение светлого будущего для себя и Вари. Но свадьба героини разрушает её жизнь. Ему больше незачем ходить на работу и «писать бумаги». Всё, чем он жил, рушится в один миг. Для Макара исход оказывается очевидно трагичным.
А для Вари? С одной стороны – брак с опорочившим её когда-то Быковым не пойдет ей на пользу. С моральной точки зрения она явно ему не пара. Но, с другой стороны, Быков не случайно выбирает в жены именно Варю. Для человека его статуса жениться — не проблема. Невест полно. Он приходит к девушке не только для того, чтоб воспользоваться ею, предложением руки и сердца он пытается искупить вину, это своего рода «прозрение», вселяющее в читателя надежду. В таком контексте финал можно считать позитивным. Главная героиня, глубоко симпатичная и автору и читателю всё-таки вырвалась из оков бедности.
Образ героя в произведении
(Макар Девушкин читает повесть Гоголя «Шинель» . Иллюстрация Н. Верещагин
)
Судьбоносная «Шинель» Гоголя, предложенная для прочтения Девушкину, Варварой, ударила по душевному состоянию «маленького человека». Макар обнаружил феноменальные сходства главного героя с самим собой. Началась эпоха перерождения, переосмысливания всей его жизни и дальнейших действий. Конечно, Макар был в действительном шоковом состоянии и его переживания довели человека до бутылки. Изначально он стал ругать и отрицать всю возможную литературу. Казалось, что он отвергает с обиды и злости, поняв критику своей же жизни. Однако, вместе с этим, пришло понимание, что не стоит так относится к происходящему — сложа руки и покорившись судьбе. Макар начинает говорить о том, что слишком долго он жил для кого угодно, но не для себя. В то время, когда вокруг всем было, ровным счётом, всё равно до чужих проблем и жизни в целом.
(Сцена из спектакля «Бедные люди» Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург
)
Вместе с всплеском эмоций проявляется и истинное его отношение к Варваре Добросёловой. Если изначально читатель мог думать о влюблённости тихого Макара в душевную Вареньку, то к концу произведения становится отчетливо понятно, что Девушкин от своей замкнутости переходит к энергетическому вампиризму. Варя для него — свободные уши и тот островок в океане одиночества, с которого всегда приходит ответ. Сможет ли войти в нормальное социальное русло такой человек, как Макар — увы, не ясно. Но комплекс «маленького человека», не приспособленного к стремлениям принятия двух сторон одной медали, раскрыт автором в герое потрясающе точно.
МАКАР ДЕВУШКИН – герой романа Ф. М. Достоевского “Бедные люди” (1845), титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал в “капитальный” дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с “гнилым, остро-услащенным запахом”, в котором “чижики так и мрут”. В том же дворе М. Д. снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться. Живя рядом, они редко видятся, дабы не вызывать сплетни. Душевное тепло и сочувствие они черпают из почти ежедневной переписки друг с другом. М. Д. счастлив, обретя сердечную привязанность. Отказывая себе в еде и платье, выгадывает на цветы и конфеты для своего “ангельчика”. “Смирненький”, “тихонький” и “добренький”, М. Д. – предмет постоянных насмешек окружающих. Единственная радость – Варенька: “точно домком и семейством меня благословил господь!” Она посылает М. Д. повести Пушкина и Гоголя; “Станционный смотритель” возвышает его в собственных глазах, “Шинель” – обижает обнародованием жалких подробностей его собственной жизни. Наконец, М. Д. улыбается удача: вызванный за ошибку в бумаге на “распеканцию” к генералу, он удостоился сочувствия “его превосходительства” и получил лично от него 100 рублей. Это спасение: уплачено за квартиру, стол, одежду. М. Д. подавлен великодушием начальника и корит себя за недавние “либеральные” мысли. Понимая всю непосильность для М. Д. материальных забот о себе, Варя соглашается на замужество с грубым и жестоким Быковым и уезжает к нему в поместье. В последнем письме М. Д. к ней – крик отчаяния: “Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял… все оттого, что вы… здесь, напротив, поблизости жили”. В других произведениях 1840-х гг. Достоевский рисует “маленького человека” несколько по-иному, акцентируя его нравственную неполноценность (Гоаядкин, Прохарчин и др.), а в 1850-е гг.- даже уродство (Опискин). С 1860-х гг. этот тип становится для писателя второстепенным, уступив центральное место незаурядному герою-интеллектуалу. С романом “Бедные люди” связано первое артистическое исполнение Достоевского: в апреле 1846 г. на литературном концерте в доме известных славянофилов Самариных М. С. Щепкин прочитал одно из “писем” М. Д.
Происхождение имени и фамилии[ | ]
В имени главного героя оказались слитно отражены школа сентиментализма и школа натурализма, при этом фамилия «Девушкин» больше относится к сентиментализму, а имя «Макар» к натурализму
На возможное происхождение фамилии главного героя обратили внимание уже первые читатели произведения. Сам Макар в одном из писем признаётся: «У бедного человека… тот же самый стыд, что у вас, примером сказать, девический»
Особое внимание читателей и критиков оказалось обращено на это признание, а также на уменьшительные слова, характерные для «девического» стиля писем Девушкина. Другая версия происхождения фамилии героя основывается на схожести его стиля писем и стиля писем матери Достоевского. Отсюда исследователи приходят к выводу, что фамилия Девушкин может служить символом материнского начала.
Происхождение и значение имени Макара Девушкина было подсказано самим Достоевским. В одном из своих писем к Варваре Доброселовой его герой пишет: «Вот, маточка, видите ли, как дело пошло: все на Макара Алексеевича; они только и умели сделать, что в пословицу ввели Макара Алексеевича в целом ведомстве нашем. Да мало того, что из меня пословицу и чуть ли не бранное слово сделали, — до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались…» Таким образом, имя Макара осмысляется пословицей «На бедного Макара все шишки валятся». Владимирцев отметил, что поэтика подобного имени, сближающего главного героя с фольклорным персонажем, относится к пословично-поговорочному слою романа. Исследователем отмечалось, что только в опубликованном фольклоре того времени содержалось шестнадцать различных пословиц с именем Макар, в каждой из которых Макар «простоват, смешон, ограничен, незадачлив, гоним, обездолен». Филолог Моисей Альтман особенно подчеркнул, что уже в первом романе Достоевский воспользовался художественным приёмом осмысления имени литературного героя посредством его сопоставления с тождественным именем из пословицы.
Главные герои «Бедные люди» характеристика персонажей романа Достоевского
Произведения Достоевского поднимают тему «маленького человека», не избежали этой участи и главные герои «Бедных людей». На примере Макара Девушкина, главного героя романа Достоевского, показано перерождение человека, его сохранение личности, несмотря на жизненные обстоятельства. В «Бедных людях» герой оправдывает звание настоящего человека ценой самопожертвования и великодушия, своим бескорыстием и благородством.
Макар Девушкин
Характеристика этого героя – это характеристика «маленького человека». 30 лет из 47, Макар трудится мелким служащим, не получая за это ни морального, ни материального удовлетворения. Он скромный и тихий человек. Читая произведения великих писателей, он находит в них свое сходство с мелкими и ничтожными людьми. Это дает ему толчок к переоценке своего мировоззрения, и он начинает как-то утверждаться в жизни. Его бескорыстные поступки и самопожертвование, возрождают в нем уверенность и самоуважение.
Варвара Доброселова
Героиня, которая ведет переписку с Девушкиным. Оставшись без родных, узнавшая подлость и предательство, Варвара находит в Макаре родственную душу. Она делится с ним своими мыслями и переживаниями, с участием относится и к его жизни. От письма к письму, их отношения становятся все более теплыми и доверительными. Но, в отличие от Девушкина, в молодой его собеседнице, больше воли и прагматизма. Ей хочется стабильности в своей жизни, и она выходит замуж за богатого помещика, к которому не испытывает никаких искренних чувств, ее влечет лишь материальный достаток и положение в обществе.
Студент Покровский
Молодой, несчастный человек, бедный и болезненный. Это очень начитанный и образованный юноша, которым гордится его отец. Скрывает свое происхождение, не любит, когда его посещает отец. Он бывает раздражительным, но добрый и благородный, становится лучшим другом для Вари. Зарабатывает частными уроками, но большую часть денег тратит на книги. Слабое здоровье молодого человека сократило его жизнь: однажды он заболел, и, не сумев справиться с тяжелым недугом, умер, доставив много горя отцу и Варваре.
Господин Быков
Предприимчивый и дальновидный человек, практичный и цепкий хозяин. Беспринципный и безнравственный мужчина, привыкший всего добиваться любыми средствами. Его женитьба на Варе не проявление нежных чувств, а меркантильные соображения – таким образом, он лишит наследства своего племянника. Грубый и деспотичный, лицемерный человек.
Семья Горшковых
Бедные соседи Макара, муж с женой, и трое детей. Сам Горшков уже семь лет не работает, так как все это время тянется тяжба с правосудием. Семья живет очень бедно, и нет возможности заработать. Скоро у них умирает старший мальчик лет девяти, и Горшковы тихо и безропотно плачут в своей комнате. Наконец, судебное дело разрешается, Горшков оправдан, ему будет выплачена компенсация, казалось бы, все складывается удачно, но Горшков, за семь лет морального перенапряжения, не выдерживает такой новости, и умирает.
Анна Федоровна
Анна Федоровна приходится дальней родственницей семье Доброселовых. После смерти отца Вари, она решила их «облагодетельствовать», взяла к себе на жительство, преследуя свои корыстные цели. Она занимается сводничеством, чего долго не могла понять наивная Варя. Именно она, фактически, и продала Варвару богачу Быкову. Она же прикрыла Быкова тогда, когда он совратил мать студента Покровского. Она сумела выдать быстренько ее замуж, и Быков остался чистеньким.
Старик Покровский
Без ума любит своего сына, так как внешне тот очень на нее похож, сам не приходится ему отцом. Ненавидит Анну Федоровну. Смысл его жизни – Петенька, старик гордится им, ему хочется его видеть, но студент не любит, когда старик к нему приходит, и Покровский – старший довольствуется тем, что видит его два раза в неделю. Старик очень тяжело переживает смерть Петра, кажется, что с горя он сходит с ума.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных – Краткое содержание «Бедные люди»
- для самых любопытных – Анализ «Бедные люди» Достоевский
- для самых крутых – Читать «Бедные люди» полностью
«Бедные люди»
Макар Девушкин – чиновник 47 лет, отличающийся специфичным характером. Этот персонаж встречается читателям и в романе «Белые ночи». Проводя анализ характера и поступков героя, автор тщательно описывал его, предвосхищая последующих героев формата «маленького человека».
Макар Девушкин
Почему Макар Девушкин «маленький человек»? Мелкий чиновник боится обсуждений и пересудов. Он боится оторвать взгляд от стола, чтобы не вызвать недовольства. Он опасается, что за ним наблюдают, и повсюду видит несуществующих врагов, которые желают ему зла. В душе Девушкина живет страх перед людьми, поэтому он инстинктивно ощущает себя жертвой. Такую шутку играет с мужчиной его воображение, хотя окружающие готовы признать его равным. Он даже стыдился курить в обществе.
Находясь в вихре собственных фантазий, Девушкин отстраняется от реальной жизни. Его деятельность – активное написание писем, позволяющих избежать прямого общения с собеседниками и излить при этом душу.
Варвара Доброселова – преданная читательница и возлюбленная Девушкина. Признания мужчины тяготят девушку. Она укоряет его в сложности характера и стремлении выставить себя обиженной жертвой и несчастным человеком.
Иллюстрация к книге «Бедные люди»
Макар Девушкин был тихим и скромным человеком, отдавшим 30 лет службе. Он целыми днями занимался бумажной работой и терпел насмешки коллег. Находясь в бедственном положении, мужчина постоянно как бы оправдывает свое существование. Его бедность носит не только финансовый, но и моральный характер. Внутренний трагизм героя порождает сложное духовное состояние, в котором Девушкин пребывает постоянно. Он испытывает страх и унижение. Его преследуют мнительность и ожесточенность. Периодически героя охватывает сильная тоска.
Макара Девушкина можно назвать «маленьким человеком» еще и потому, что Девушкин не находит в себе сил помочь возлюбленной Вареньке, когда та оказывается в страшном положении. На пороге голодной смерти больная девушка не дожидается поддержки и участия мужчины. Инфантилизм героя соседствует со склонностью к философии. Его внешность непримечательна. Он тяготеет к спокойной и размеренной жизни, отличается целомудрием и бескорыстием. Любовь к Вареньке позволяет Девушкину чувствовать себя человеком. В нем невольно просыпается чувство собственного достоинства.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова
Макар и Варенька видятся редко, хотя он специально поселился рядом с ней. Водя девушку в театр и на прогулку, мужчина опасается слухов и сплетен, оберегает ее честь. Общение героев происходит посредством писем. Скромный чиновник со скучной работой делится с девушкой душевными переживаниями и предстает нежным заботливым человеком.
Идеалист Девушкин пытается защитить Вареньку от суровых будней. Узнав, что Варенька получила недостойное предложение от одного офицера, Макар выслеживает того и заступается за возлюбленную, но героя спускают с лестницы.
Любовь к Вареньке – безответна, и в этом заключается трагизм судьбы Девушкина. Благодетель и друг в глазах Вареньки, он вынужден демонстрировать отеческую симпатию и обещает ей все, что в его силах, чтобы удержать девушку рядом с собой. Его образования и воспитания не хватает для участия в литературных собраниях соседа, но, подпитываемый иллюзиями, герой мнит себя будущим писателем, поэтому придирчиво оценивает написанные им письма.
Сцена из спектакля «Бедные люди»
Не случайно в романе упоминается произведение Гоголя «Шинель». Варенька как будто видит в образе гоголевского героя приятеля и дает Девушкину книгу с намеком. Девушкин узнает себя в Акакии Акакиевиче. Последнее написанное им письмо переполнено отчаянием.
Для Макара Девушкина ударом становится замужества Вареньки. Она пренебрегает участием покровителя и отдает себя на волю Быкова, человека, некогда обесчестившего ее. Поступок девушки кажется странным, ее можно укорить в эгоизме и поиске выгодного варианта, коим не являлся Девушкин.
История создания
Все, кто хоть немного знаком с биографией Федора Михайловича Достоевского, понимают, что писатель не понаслышке знал, что такое нищета. Он был одним из немногих признанных классиков, кто зарабатывал литературой, при этом большую часть жизни автор сильно нуждался. Нужда преследовала его и на протяжении писательской карьеры, и в юности, пока он ещё не встал на литературный путь. Семья врача Михаила Достоевского жила бедно, с ранних лет сын Федор вынужден был наблюдать нелицеприятные картины и жизненные трагедии, которые порождает отсутствие материального достатка.
Его дебютный роман рожден самой окружающей действительностью, тем, что ощущал, чувствовал и переживал молодой автор, вставая на тернистый литературный путь.
Даже образы в этом романе не случайны. Они выписаны из реальной жизни. Достоевский присваивает своим героям черты близких и знакомых ему людей. Одна из главных героинь романа «Бедные люди» носит имя Варвара, также звали сестру писателя. С неё он во многом и списал персонажа книги, дав героине фамилию Доброселова. В дневниковых записяи письмах героини можно увидеть явные переклички с дневниками Варвары Достоевской.
Деревня, где выросла литературная Варвара, напоминает «малую родину» семейства Достоевских – село Даровое.
Состояние бедности и нужды в деньгах сопровождало и процесс создания самого романа. Будущий классик решает посветить себя творчеству и садится за перо в 1844 году. Написание книги, как известно, дело не быстрое и рискованное, а средства на существование нужны каждый день. Федор Михайлович решает подзаработать переводом и берется за «Евгению Гранде» Оноре де Бальзака, это произведение ещё больше вдохновляет его, и он возвращается к рукописи. Работа над переводом несколько замедлила написание собственной книги, и роман был готов лишь к маю 1845 года. Первыми, кто прочел книгу молодого автора, стали Григорович и Некрасов они и открыли литературному миру имя Достоевского.
Книга привлекла удачным сочетанием «русского» и «европейского» в способах повествования, идее и композиции. Достоевский представил новый взгляд на распространённый в европейской литературе жанр «социального реализма». В европейской литературе середина XIX века была временем перехода от романтизма к реализму
Роман Достоевского стал одним из образцов этого «перехода», важной вехой на пути к становлению «литературного воплощения нелицеприятной реальности». Романтические черты в этой книге сочетаются с неприкрытой, жесткой и порой даже до «мерзости противной» правдой жизни
Характеристика персонажа
Макар всю жизнь существует по съёмным квартирам
Ненавидит оказываться под малейшим вниманием. Ему даже кажется, что за ним следят, мерещатся обсуждения за спиной, часто не отрывает глаз от пола
Никаких чинов и наград он не имеет, но и без этого знает что такое честь и совесть. Беспрекословно горд, что умеет жить, не делая подлости другим. Варенька симпатизирует Макару, но и она считает, что его доброта чрезмерна, и, нельзя так жить: принимая слишком близко к сердцу всё, что происходит ежедневно вокруг человека. Именно Варенька показывает ему литературный мир, который становится причиной переворота в душе Девушкина. Ранее Макар только благосклонно интересовался письменными работами поэтов и писателей, но не находил в себе дара отличать шедевры и углубляться в истинную суть прочтённого произведения.