Образ и характеристика евгения базарова в романе «отцы и дети» тургенева с цитатами

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта — ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров — образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Идеологическая встреча двух времён

Сюжетная линия со спором главных героев занимает особое место на страницах романа. Это столкновение «старого» и «нового» затрагивает самые разные темы и основные вопросы и проблемы жизни. То, о чём спорили Кирсанов и Базаров, открывает читателю двери в самостоятельные размышления, поиски ответов и выбор собственной жизненной позиции.

Столкновение двух противостоящих мировоззрений в романе поднимает огромное количество проблем того времени, затрагивает множество вопросов и тем, которые актуальны даже сегодня: спустя более чем 200 лет после выхода произведения. Сам конфликт не даёт каких-либо ответов читателю, он оставляет после себя спорные впечатления, ведь в противостоянии должен быть победитель, но ни Базаров, ни Кирсанов не «выигрывают». Здесь, скорее, честная и правильная ничья.

Базаровские и Кирсановые взгляды на жизнь разнятся почти везде, где только возможно, однако есть некоторые вещи, которые их объединяют. Например, самоуверенность, самодостаточность и самолюбие, граничащие с эгоизмом. Эти герои не зависят ни от кого, они абсолютно самостоятельны, сильны и полноценны, оказывают огромное влияние на окружающих, но сами не поддаются чужому мнению.

Популярные сегодня темы

Проблема бездомных животных очень актуальна в современном мире. Очень часто мы видим сюжеты с бездомными животными в фильмах и книгах. К сожалению, это стало привычным делом.

Еремеевна – второстепенный герой. Хотя в силу своих бесценных человеческих качеств, могла бы относиться к главным.

Некоторые люди ужасно относятся к животным. Они считают, что это даже в порядке вещей и пытаются таким способом себя возвысить. Но тут даже об этом говорить не стоит, так как они только себя унижают, и ничего возвышенного нет.

В одном из своих самых значимых произведений, в «Евгении Онегине» Пушкину Александру Сергеевичу удалось отлично описать различных людей, их характеры. Каждый образ создавался Пушкиным последовательно

Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период

Базаров и Одинцова (анализ главы 18 романа И.А. Тургенева «Отцы и дети»)

На протяжении всего романа «Отцы и дети» И.А. Тургенев планомерно проводит главного героя — Евгения Базарова — через многие испытания, развенчивающие его нигилистическую теорию. Самым серьезным и болезненным для героя стало «испытание любовью», которое перевернуло всю его жизнь, заставило разочароваться в своих убеждениях и в самом себе. В один прекрасный момент на жизненном пути Базарова, уверенного в себе, в своих силах, в своей правоте, появилась Анна Сергеевна Одинцова. В результате общения с ней, постепенно, Базаров начинает осознавать, что он …влюбился! Сцена его признания Одинцовой (18 глава романа) – один из кульминационных моментов произведения. Интересно, что инициатором откровенных бесед «по душам» с героем становится Анна Сергеевна. Она упорно добивается того, чтобы Базаров открыл ей душу, рассказал о своих планах на будущее, о своих чувствах, впечатлениях. Мы замечаем, что больше всего ее интересует, какое впечатление она произвела на Евгения Васильевича. Чем это объясняется? Самолюбием красивой женщины, ищущей подтверждение своей прелести? Конечно, и этим тоже. Но, на мой взгляд, не только этим. Одинцова и сама испытывает большую симпатию к Базарову, если не сказать больше – она влюблена в героя. И путем долгих уловок эта женщина «выуживает» признание Базарова в его чувствах к ней: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Но чего эти простые слова стоили Евгению Васильевичу! Тургенев описывает состояние своего героя: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» Важным здесь мне кажется упоминание злобы. Почему герой злился, на кого? Я думаю, что на Одинцову и на самого себя, в первую очередь. Ведь что значит любовь для Базарова-нигилиста? Он отрицал это чувство, считал его уделом изнеженных, никчемных аристократов. О себе Базаров был другого мнения: он, сильный, способный управлять своей жизнью, никогда ничего подобного не будет испытывать. Потому что любовь делает человека жалким, да и вообще, этого возвышенного чувства не существует в природе. Есть лишь зов плоти, физиология. А теперь Базаров убедился, что и он подвержен «этой болезни». Его влюбленность обозначает полный крах его теории, полное разочарование в себе самом. Любовь к Одинцовой – настоящая трагедия для героя, которая усиливается тем, что Одинцова никогда не решится на взаимные чувства. Мы понимаем, что эта женщина влюблена в Базарова. Автор отдельными штрихами показывает нам это: «Или?» — произнесла она вдруг, и остановилась, и тряхнула кудрями… Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственною улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» Но Одинцова решает, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете», и отказывается от своих чувств. Таким образом, 18 глава романа «Отцы и дети» является одним из важнейших эпизодов всего произведения. Она представляет собой сцену объяснения в любви Базарова и Одинцовой, раскрывает отношение обоих к своему чувству, показывает, насколько поворотным и значимым становится это признание для главного героя романа. Можно сказать, что в данном эпизоде Базаров предстает совсем другим человеком -здесь раскрывается весь драматизм его положения, четко обозначается трагизм дальнейшей судьбы героя.

Биография Базарова

Социальное положение героя романа Тургенева «Отцы и дети» Базарова крайне затруднительное, и это связано не с родом его деятельности, а с происхождением. Молодой человек родился в семье отставного «штабс-лекаря» и дворянки. Для молодого человека этот факт оказался губительным, так как он находится между двумя мирами – миром аристократии и миром простых мужиков. Из-за незнатного происхождения отца Базарова не воспринимают в высшем свете, а простые люди считают его выше себя. И несмотря на благосклонное отношение к нему мужиков, появление Базарова в их жизнь привносить меньше смущения, чем появление аристократа – мужики не ощущают привычной скованности, но и своим Базарова они не считают.

Отец Базарова рано заметил пристрастие сына к наукам и приложил все силы, чтобы развивать его знания в этой сфере. Позже Базаров, продолжая дело своего отца, поступает учиться на лекаря, несмотря на то, что особой любви к медицине не испытывает. Базаров постоянно проводит научные опыты и благодаря этому достигает больших успехов в учебе.

Базаров единственный ребенок в семье, к тому же весьма умный и талантливый, поэтому родители в сыне души не чают. Мать очень скучает по нему, однако сын не торопится отвечать взаимностью. Базаров любит своих родителей, однако его любовь мало напоминает общепринятую, в ней нет ласки нежности, она больше похожа на уважение.

Внешность Базарова весьма привлекательная, он молод, красив, обаятелен.

Что касается отношений с людьми, Базаров не отличается дружелюбием, однако и враждебного настроя по отношению к другим у него тоже нет. Базаров не привязывается к людям и легко расстается с ними. С дядей своего друга, Павлом Петровичем Кирсановым, у Базарова складываются сложные отношения. Павел Кирсанов – классический представитель аристократии. Для Базарова такое аристократическое существование кажется бесполезным и пустым, поэтому конфликт между ними был предсказуем.

Со своим другом Аркадием Кирсановым у Базарова тоже достаточно сложные отношения. Аркадий в начале романа восхищается своим знакомым. Однако жизнь в поместье родителей открыла глаза Аркадию на многие отрицательные качества Базарова, который всегда готов подвергнуть резкой критике всех. Однако, когда дело касается дяди и отца Аркадия, отношение Кирсанова к другу начинает меняться. Со стороны же Евгения такое поведения является проявлением невоспитанности.

Смерть Базарова

На протяжении сюжета различные герои неоднократно высказывали уверенность в том, что Базарову уготовано великое будущее, да и сам он не раз выражает свое намерение многое в жизни свершить. Однако Евгений уходит из жизни — уходит мужественно, но не успев свершить ничего. Гибелью героя Тургенев подтверждает и иллюстрирует свои собственные излюбленные мысли, о которых А.И. Батюто в уже упоминавшейся работе справедливо писал:

«Итак, базаровские размышления о жизни и смерти, о вечности и человеческом ничтожестве близки авторским раздумьям, а через автора — мыслям Паскаля» (а также, о чем не раз говорилось в науке, мыслям старшего тургеневского современника А. Шопенгауэра).

Не следует однако думать, что смысл тургеневских раздумий замыкается на безысходном пессимизме в духе того же Шопенгауэра. Да, Базаров бесплодно гибнет (до гибели успев почти разувериться в самой возможности тех «великих» свершений, к которым себя готовил), зато Аркадий Кирсанов, подобно своему отцу Николаю Петровичу, становится прекрасным семьянином (и притом хорошим хозяином). Его венчают в сельской церкви с Катей (младшей сестрой Одинцовой) в тот же день, когда Николая Петровича венчают с Фенечкой. Не случайно ребенка своего Аркадий назовет в честь отца Колей: именно отец и сын Кирсановы, их жены, а затем их дети проживут жизнь так, как жили отцы, как должно простому человеку; проживут, свершив лишь то, что смертному человеку надлежит.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.

Родители

Василий Иванович Базаров – бывший военный лекарь, простой и открытый человек. Находясь в отставке, он продолжает врачевать, не взимая за это никакой платы. О себе отец Базарова говорит прямо, что он сын обычного штаб-лекаря, подчеркивает недворянское происхождение (называет себя плебеем).

Арина Власьевна – потомственная дворянка, дочь секунд-майора Василия. Правда после замужества она располнела и совершенно позабыла прежнюю жизнь.

Базаров для своих родителей предмет гордости, они несколько даже побаиваются своего сына (мать страшится «как бы не надоесть»), своих высказываний при нем («а вдруг ему не понравится»), проявления своей родительской любви («он этого не любит»).

Евгений Васильевич – любимый и единственный сын. После смерти «Енюшеньки» (так звали Базарова родители) старики скорбно доживают свой век, навещая могилу сына.

Сочинение: Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» (+ таблица) | Литрекон

Многомудрый Литрекон представляет не только краткое сочинение-рассуждение о характеристике Базарова, но и таблицу с цитатами и чертами характера героя. Приятного просвещения!

(420 слов) «Отцы и дети» И.С. Тургенева — одно из самых символичных произведений 19-го века. Оно меняло мировоззрение людей того времени, в большей степени молодежи. Образ Базарова создан писателем для того, чтобы выразить главный замысел написания романа. Конфликт поколений невозможен без категоричного и принципиального героя, который отрицает старое, чтобы воздвигнуть новое.

Евгений Базаров — мужчина лет 30-ти с довольно приятной наружностью. Он разночинец, так как родился и вырос в семье матери-дворянки и отставного «штабс-лекаря». Способности к естественным наукам проявлялись у Базарова уже с юных лет, именно по этой причине он поступил учиться на врача. 

Несмотря на то, что Евгения нельзя с уверенностью назвать дворянином, он остается гордой и уверенной в себе личностью. По своим убеждениям он является нигилистом— человеком, который все отрицает. Базаров четко придерживается своих принципов относительно пользы науки, отвергая при этом искусство и природу, так как они, по его мнению, бесполезны. 

Евгений Васильевич не любит «красиво» разговаривать, потому что считает это неприличным.

Однако робким и застенчивым Базарова не назовешь, так как в общении с людьми он не любит «церемоний» и излишних нежностей.

Внешне мужчина может показаться спокойным и хладнокровным, но тот факт, что он ко всему относится с критической точки зрения и периодически подтрунивает над окружающими, говорит об обратном.

Личность Евгения довольно незаурядна: такое качество характера как равнодушие может уживаться в нем с трудолюбием и добротой, спрятанной в глубине сердца.

Собственное нутро вечно побуждает его к действиям, будь то врачевание или попытки изменить уже существующий миропорядок.

Женская красота в понимании Евгения Базарова необходима только с физиологической точки зрения. Он отрицает любовь, оправдывая сердечные терзания людей словами, что это лишь проявление с их стороны человеческих «инстинктов». Разговоры о чувствах и браке ему противны. Даже к своим родителям Евгений Васильевич относится довольно холодно, не принимая их любви и ласки.

Одна Одинцова смогла потревожить его душевный покой и заставить пошатнуться его четкие личностные установки. Нежное чувство начало потихоньку проникать в душу Евгения и вскоре заставило его признаться в этом самой Анне Сергеевне. К сожалению, мужчина был отвергнут, правда не из-за односторонней любви, а из-за того, что Одинцова не пожелала менять свою жизнь ради него.

Жизнь Базарова оборвалась довольно рано. Порез и заражение тифом приводят его к скорой смерти. На его могилу приходят лишь родители. Но это лишь означает, что  герой появился не ко времени, и его дела и суждения не могли стать всеобщей ценностью. Базарова не оценили по заслугам, но так и должно было быть: кому-то нужно стать первопроходцем, пусть даже в тени славы.

черты характера базарова цитаты
гордость «…человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…»
пылкость сердца и горячий темперамент «…какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле…»
нигилизм и самостоятельность суждений нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…»
простота и скромность «…главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»
«…я нахожу, что говорить красиво – неприлично…»
неряшливость и небрежность «…все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…»
«…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…»
самолюбие и самоуверенность «…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…»«…лицо выражало самоуверенность и ум…»
трудолюбие, воля и целеустремленность «…базаров работал упорно и угрюмо…»

«…он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь…»

«…всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…» «…человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях…»

демократичность взглядов (он охотно общается с народом) «…базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно…»
категоричность и принципиальность «…базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений…»
«…мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!..»

Анастасия Кутковецкая

Взаимоотношения с людьми

Базаров имел обыкновение рано вставать и гулять по окрестностям. В первое же утро он подружился с крестьянскими ребятишками. Он обладал способностью притягивать, располагать к себе людей, особенно низшего сословия, хоть и держался с ними небрежно. Тут же он поручил своим юным приятелям поймать лягушек.

У Базарова сложились теплые отношения с Фенечкой. Маленький Митя, сын Фенечки, тоже с доверием отнесся к Евгению Васильевичу, не стал противиться, когда тот взял его на руки. Дворовые Кирсановых видели в Базарове своего, не барина. Только Прокофьич не любил Базарова, а Павел Петрович и вовсе его возненавидел. Базаров прекрасно знает, что его ждут дома старушка мать и отец, однако, разъезжая по гостям, он не торопится домой, порадовать своих близких. А когда все-таки приехал, то ненадолго. Бедный отец был вынужден сдерживать чувства, подстраиваясь под Евгения, страдать в глубине души, когда он вместе с Аркадием уехал на следующий день.

Евгений влюбляется в Одинцову, но запрещает себе любить, закрывается от чувства, и тем самым причиняет страдания Анне Сергеевне и страдает сам.

Когда обращаешь внимание на то, как он общается с людьми, и относится к ним, складывается мнение, что он попросту использует их. Он отрицает искусства, поднимает на смех отца Аркадия, Николая Петровича, За то, что тот играет на виолончели. Он заставляет страдать своих родителей, боясь лишний раз сказать, что любит их, выразить радость встречи

Наконец, он мог не сидеть в имении Кирсановых, а поехать домой, где его любят и где его ждали

Он заставляет страдать своих родителей, боясь лишний раз сказать, что любит их, выразить радость встречи. Наконец, он мог не сидеть в имении Кирсановых, а поехать домой, где его любят и где его ждали.

Базаров – это еще один тип лишних людей, человек без будущего. Очевидно, поэтому Тургенев заканчивает роман его смертью. И в самом деле, с уходом Базарова в мир иной, когда прекращается его влияние на Аркадия, у того начинает складываться жизнь. Он женится на сестре Анны Сергеевны, Кате.

Базаров и родители

Интересно, что именно у родителей Базаров начинает развивать перед Аркадием пессимистические философемы, сначала непривычные в его устах («часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет» и т. п.). Подобные рассуждения отчасти психологически мотивируются потрясенно-подавленным состоянием Евгения после неудачного финального объяснения с Анной (он понял, что она его не любит и не полюбит никогда), отчасти исподволь подготавливают скорый и внешне неожиданный трагический финал романа (сюда же относится яма с осиной на краю, на которую Евгений вдруг указывает Аркадию). Здесь же читатель знакомится и с нехитрыми наивно-материалистическими представлениями Базарова, что все в мире якобы зависит «от ощущений» и все ими обусловливается («принципов нет, а есть ощущения», «и честность — ощущение» и пр.).

Аркадий Кирсанов

Сложные взаимоотношения у Базарова и с Аркадием Кирсановым, который являлся его другом. В начале произведения Аркадий восхищен своим новым знакомым, он являлся для него негласным учителем. Жизнь в родительской усадьбе открыла глаза на множество негативных качеств со стороны Евгения.

Базаров может резко критиковать любого человека, если дело относилось к знакомым, то это не давало спокойствия Аркадию, но когда ими стали его отец и дядя, то отношение к главному герою начало изменяться в худшую сторону. Евгений считал это поведение толерантным и проявлением крайней невоспитанности.

Для Аркадия семья была святой, главный герой же пытался нарушить этот стереотип. Кирсанов пытается защитить родных, доказать, что дядя и отец хорошие, они сильно изменились из-за некоторых печальных событий. «От всего люди готовы отречься, с любым предрассудком расстанутся, но сказать, что брат, крадущий чужие платки, вор — это выше их сил» — сделал вывод Евгений. Все происходящее шокировало Аркадия. Авторитет Базарова падает. Евгений — грубый и жесткий человек, который готов переступить через любого, даже своего друга.

Такое же отношение у главного героя к женщинам:

  1. Вне зависимости от социального положения Евгений называет грубо всех женщин — «баба».
  2. К девушкам Базаров относится с пренебрежением и даже не скрывает это. «Ведь вы нас всех презираете», — сказала ему Одинцова, и это было правдой.

Юноша считал, что девушки требуются лишь в физиологическом плане — больше они не для чего ни годятся: «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

Образ Базарова как нового героя русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем, что его дед был крепостным

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром писал:

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью (уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация

Характеристика героя

Евгений — умный и смелый персонаж, не боится высказывать свое мнение. Он не терпит лицемерия и не юлит. Евгений — сильная личность, которая не находит себе подобных в окружающей его среде.

Базаров — одиночка, так как находится в постоянной работе. Его раздражает все претензии к высокомерию и «торжественной правильности жизни», которая движется строго по заданным рельсам. При этом Евгений не размазывает своего мнения, не считает себя гением, не проповедует и не навязывает свои идеи. Это вечно живой образ, трагичность которого заключается во внутренних противоречиях и осознании собственной незначительности. Имея пылкое, бунтующее сердце, он отчаянно хочет любить и быть любимым, но бежит от этого чувства, считая его пережитком прошлого.

Гибель героя представляет собой не только его физическую кончину, но и полное крушение его идей, потерю всего того, что делало его выдающимся, во что он сильно верил. Жизнь дарила Евгению, словно в сказке, три испытания, которые становились все более сложными — дуэль, любовь, смерть.

Евгений Васильевич Базаров по своему психоментальному складу — алекситимик, «человек без слов для выражения чувств», особый антропологический тип, подмеченный И.С. Тургеневым в недрах провинциальной жизни и представленный им как герой, претендующий (сюжет-но претендовавший) на значительную социально-историческую роль в изменении устоев России.

Важное средство создания образа Базарова – речевая характеристика. Он говорит чётко и логично, его речи свойственна афористичность

Крылатыми фразами стали его выражения:

  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
  • «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?».
  • «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
  • «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Внешность данного образа имеет свои отличительные черты. Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Евгений Васильевич Базаров – это еще довольно молодой мужчина. Ему около тридцати лет. У него приятное лицо, несмотря на всю его холодность и резкость, и тонкие губы, что символизирует скрытность и холодность. Его одежда не отличается лоском и новизной и носит староватую, но приличную одежду. Он делает это гордо, с достоинством. Его твёрдый характер проявляется в твердой походке и мужественном голосе. Его большой лоб – символ незаурядного ума.

Гибель Базарова

При чтении романа всегда возникает вопрос: почему автор приводит своего героя к гибели? Его гибель в общем-то бессмысленна, т.к. она не была связана с лечебной деятельностью, Базаров всего лишь практиковался: «Они его почему-то вскрывать собирались, а я давно в этом не упражнялся». Он порезал палец, анатомируя труп умершего от тифа, и заразился… Второе возвращение Евгения в родительский дом — это возвращение к тем истокам, из которых он вышел, и окончательный разрыв с его теорией. Можно назвать это и бегством от самого себя (прошлого), и приходом к самому себе (настоящему). Он больше времени проводит с отцом, беседует с ним, помогает ему во врачебной практике.

Его уже не тянет к былому окружению, даже с Аркадием ему не о чем говорить.

Какие идеи могли бы завладеть Базаровым после полного разрыва с теорией нигилизма? На этот вопрос, скорее всего, Тургенев ответить не мог. В жизни и литературе были известны два пути: путь «лишних людей» и путь эмигрантов. Но эти пути не для Базарова, и поэтому он умирает.

Но умер он достойно и мужественно — и в этом его сила и мощь личности. В ожидании смерти он не озлобился — наоборот, все лучшие его человеческие качества освободились от нигилистического гнёта: он утешает родителей, скрывает свои страдания, не иронизирует по поводу их религиозностью, т. к. понимает, что в этом они находят утешение. Таким образом, он принимает высший человеческий закон — нравственный.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название — «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.

Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером , которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил . С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру .

  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение — музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе — Овстюг, что под Брянском, — снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.

  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

К уроку 12 (главы XX-XXVIII)

  • Почему Тургенев приводит героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?
  • Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»? Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?
  • Как складывается отношение Базарова с народом, той силой, которую чувствует герой, ради кого он готов жертвовать собой? Сравните отношения дворовых в Марьине и отношения мужиков в имении
    Базарова. Охарактеризуйте эпизод «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину. Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?
  • Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.
  • Какова причина смерти героя и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему он скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
  • Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так
    красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?
  • В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
  • Почему Тургенев на последней странице романа называет природу «равнодушной», а жизнь «бесконечной»?

Обобщающие вопросы:

  • Есть ли в романе победившие? Отцы или дети?
  • Что такое базаровщина?
  • Существует ли она в наше время?
  • От чего предостерегает Тургенев личность и общество?
  • Нужны ли Базаровы России?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: