Краткое содержание “Фауст” Иоганна Гете
Повествование начинается с трех глав вступительного содержания.
Посвящение
Первая глава посвящена друзьям автора. Автор вспоминает свою молодость, упоминает об изменчивых тенях, которые ему являются.
Театральное вступление
Вторая глава — это разговор о проблемах творчества между директором театра, поэтом и актером-комиком. Директор предлагает поэту сочинить произведение комедийного характера, чтобы привлечь больше зрителей. Поэт с этим несогласен, он считает, что это недостойное ремесло — писать пошлости.
Рис. 2. Маргарита и прялка. Автор Эжен ДелакруаГерои рассуждают, что станет с искусством, кто должен им заниматься, как оно должно развиваться дальше. Вторая часть заканчивается обращением директора к своим коллегам, он просит их творить искусство, но оно уже не имеет той силы, которая была раньше.
Пролог на небе
Третье вступление — разговор на небе. Архангелы поют оды Богу, но замолкают, когда на сцене появляется Мефистофель. Мефистофель — скептик, он начинает спорить с Богом, что нет людей, которые всецело посвящают свою жизнь служению господу. Бог возражает скептику, и в пример приводит ученого Фауста, говоря, что такой человек, как Фауст, способен выдержать даже самые сложные испытания. Мефистофелю поручают испытать ученого, дух Отрицания с удовольствием соглашается.
Проблемы
Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.
Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.
Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить
В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами
Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.
Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.
Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.
Биография
Гете родился в 1749 году в зажиточной семье патрициев. Основы всех наук ему преподавали дома. Позже поэт поступил в Лейпцигский университет, но ему этого было мало. Он также окончил университет Страсбурга. После того как был опубликован трактат «Страдания юного Вертера», к нему пришла мировая известность.
Гете продолжительное время занимал административную должность при Саксен-Веймарском герцоге. Там он пытался самореализоваться, донести передовые идеи того века всем остальным и послужить на благо обществу. Став премьер-министром Веймара, он разочаровался в политике. Его активная позиция не давала заниматься творчеством.
В музыке[править | править код]
Фёдор Шаляпин в образе Мефистофеля, 1915
Опера
- Фауст (1816; вторая версия — 1852). Луи Шпор
- Осуждение Фауста (1846). Гектор Берлиоз
- Мефистофель (1868). Единственная завершённая опера Арриго Бойто
- Фауст (1869).Композитор — Шарль Франсуа Гуно. Написана на сюжет первой части Фауста Гёте
- Доктор Фауст (1925). Начата Ферруччо Бузони, закончена его учеником Филиппом Ярнахом
Симфоническая музыка
- Фауст (1844). Увертюра Рихарда Вагнера
- Сцены из Фауста (1844—1853). Роберт Шуман
- Фауст (1857). Симфония Франца Листа
- Симфония № 8 (1906). Густав Малер
- История солдата (1917). И. Ф. Стравинский
Прочие адаптации
- Bohemian Rhapsody (1975). Песня английской рок-группы Queen (A Night at the Opera)
- Фауст (1995). Рок-опера Рэнди Ньюмана
- Faust (2001). Песня виртуальной группы Gorillaz (G-Sides)
- The Small Print (2003). Песня английской рок-группы Muse (Absolution). Первоначальное название — Action Faust, интерпретация истории с точки зрения дьявола
- Epica (2003) и The Black Halo (2005). Два альбома пауэр-метал группы Kamelot, интерпретирующие историю Фауста
- Absinthe with Faust (2004). Песня английской экстрим-метал группы Cradle of Filth (Nymphetamine).
- Faust, Midas and Myself (2006). Песня американской альтернативной группы Switchfoot (Oh! Gravity).
- Faust Arp (2007). Песня английской рок-группы группы Radiohead (In Rainbows)
- Faust (2011). Песня американской металкор группы The Human Abstract (Digital Veil)
- Faustian Echoes (2012). EP американской блэк-метал группы Agalloch
- Faust (2012). Песня хорроркор-рэпера SickTanicK feat.Texas Microphone Massacre (Chapter 3: Awake (The Ministry of Hate)
- Urfaust, The Calling, The Oath, Conjuring the Cull и The Harrowing (2014). Американская дэт-метал группа Misery Index. Первые пять треков из альбома The Killing Gods — современная интерпретация Фауста Гёте
- The Faustian Alchemist (2019). Песня финской блэк-метал группы Belzebubs (Pantheon of the Nightside Gods).
Темы
Произведение, содержащее соглашение трудолюбивого человека и черта, иными словами – сделку с дьяволом, дарит читателю не только захватывающий, полный приключений сюжет, но и актуальные темы для размышления. Мефистофель испытывает главного героя, даруя ему абсолютно иную жизнь, и теперь «книжного червя» Фауста ждут веселье, любовь и богатство. В обмен на земное блаженство тот отдает Мефистофелю душу, которая после смерти должна отправиться в ад.
Наиболее важная тема произведения – вечное противоборство добра и зла
, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста.
После посвящения затаилась и тема творчества в театральном прологе. Позицию каждого из спорящих можно понять, ведь директор думает о вкусе публики, которая платит деньги, актер – о наиболее выгодной роли, чтобы понравиться толпе, а поэт – о творчестве в целом. Нетрудно догадаться, как искусство понимает Гете и на чьей стороне он стоит.
«Фауст» — настолько многогранное произведение, что здесь мы найдем даже тему эгоизма, которая не бросается в глаза, однако при обнаружении объясняет, почему персонаж не был удовлетворен знаниями. Герой просвещался лишь для себя, а не помогал народу, поэтому его накопленные годами сведения были бесполезны. Отсюда вытекает и тема относительности любого знания – то, что они непродуктивны без применения, разрешает вопрос, почему познание наук не привело Фауста к смыслу жизни.
Легко проходя через соблазнение вином и весельем, Фауст и не догадывается, что следующее испытание дастся намного труднее, ведь ему предстоит предаться неземному чувству. Встречая юную Маргариту на страницах произведения и видя безумную страсть Фауста к ней, мы разглядываем тему любви. Девушка привлекает главного героя чистотой и безупречным чувством правды, кроме того, она догадывается о натуре Мефистофеля. Любовь персонажей влечет за собою несчастья, и в темнице Гретхен раскаивается за свои грехи. Следующая встреча влюбленных ожидается только на небесах, но в объятиях Маргариты Фауст не просил повременить мгновенье, в противном случае произведение завершилось бы без второй части.
Присматриваясь к возлюбленной Фауста, отметим, что юная Гретхен вызывает симпатию у читателей, однако она виновна в смерти своей матери, которая не проснулась после сонного зелья. Так же по вине Маргариты умирают еще ее брат Валентин и внебрачный ребенок от Фауста, за что девушка оказывается в темнице. Она испытывает страдания от совершенных ею грехов. Фауст предлагает ей сбежать, но пленница просит его уйти, отдаваясь полностью своим мучениям и раскаянию. Так в трагедии поднимается еще одна тема – тема нравственного выбора. Гретхен предпочла смерть и Божий суд побегу с чертом, и тем самым спасла свою душу.
Великое наследие Гете таит в себе и философские полемические моменты. Во второй части мы вновь заглянем в кабинет Фауста, где усердный Вагнер работает над экспериментом, создавая человека искусственным путем. Сам образ Гомункула – уникальный, прячущий разгадку в его жизни и поисках. Он томится по реальному существованию в реальном мире, хотя ему известно то, что еще не может осознать Фауст. Замысел Гете добавить в пьесу такого неоднозначного персонажа, как Гомункул, раскрывается в представлении энтелехии, духа, каким он вступает в жизнь до всякого опыта.
В кино[править | править код]
- Фауст (1921). Фредерик А. Тодд, американский немой фильм, утерян
- Фауст (1922). Чаллис Сандерсон, британский немой фильм
- Фауст (1922). Жерар Буржуа, французский немой фильм, считается первым 3D-фильмом
- Фауст (1926). Ф. В. Мурнау (Носферату), немой фильм, снят с выдающимися для своего времени спецэффектами
- Красота дьявола (1950). Рене Клер, комедия
- Призрак Рая (1974). Брайан де Пальма, мюзикл
- Мефисто (1981). Иштван Сабо, драма
- Урок Фауста (1994). Ян Швакмайер, анимация, фэнтези, драма
- Фауст (2011). Александр Сокуров, драма
- Американский дьявол (2017). Эш Эвилдсен, триллер, драма
Часть вторая
Эта часть разделена на несколько актов, каждый из которых раскрывает нам новую ветвь содержания произведения и исканий Фауста.
1 акт
Сатана превращается в императорского шута. Во дворце идет совет, где говорят об упадке страны и опустевшей казне. Обманом злой дух пополняет казну, все во дворце охвачены эйфорией. Главные герои наблюдают за происходящим, но это им наскучивает.
Рис. 6. Фауст и Вагнер. Автор Эжен Делакруа
2 акт
Во время путешествий учителя Вагнер ставит эксперименты. К Вагнеру приходит сатана, они разговаривают о детях. Ученик уверен, что времена деторождения обычным способом — это нелепость. В один из экспериментов он выводит в пробирке Гомункула. Это неполноценный человек, хотя наделен многими способностями, он умен, любознателен, но он обитает в пробирке.Герои отправляются на празднование Вальпургиевой ночи. Фауст хочет найти Елену.
3 акт
Елена в это время возвращается в замок к мужу. Там она узнает от ключницы, что ее муж, царь Менелай, послал Елену в качестве жертвы. Ключница отправляет Елену в другой замок. В замке она встречает Фауста, они начинают встречаться. Раздаются звуки войны. Менелай идет с войском на Фауста. Герой вместе с возлюбленной уходит в подземелье. У влюбленных родился сын Эвфорион. Сын просит не играть и веселиться, а отпустить его на небо. Мальчик погибает, Елена не может перенести такого горя и исчезает из жизни главного героя.
Рис. 7. Фауст, Мефистофель и Барбет. Автор Эжен Делакруа
4 акт
Опять слышатся звуки войны. Императору нужна помощь, так как народ узнал о фальшивых облигациях, которые дали Мефистофель и Фауст. Мефистофель просит Фауста помочь императору, за это герой получит кусок земли, где Фауст хочет построить плотину. Доктор соглашается. Они помогают императору выиграть в войне.
5 акт
Фауст отправляется в Средневековье. Ученый выбирает землю, но там живут Филимон и Бавкида — пожилая пара, которая не хочет уходить из своего дома. Бесы во главе с сатаной убивают стариков. Проходит спор Фауста и дьявола, Мефистофель, уставший от своего подопечного, насылает на него слепоту. Уставший ученый засыпает. Во время сна Фауст слышит голоса и звон лопат, думает, что рабочие стали делать плотину. На самом деле, бесы начали рыть могилу главному герою. Фауст счастлив, что труд объединяет людей. Он достигает истинного наслаждения и в этом миг умирает. Сатана ждет душу Фауста, но архангелы не дают ему забрать душу. Бог решил пощадить Фауста. Пусть главный герой и не справился со всеми заданиями Мефистофеля, но ученый осознал, что истинное счастье в помощи другим людям. Его затея с постройкой плотины впечатлила Бога и душа ученого отправляется на небеса.
Рис. 8. Фауст, соблазняющий Маргариту. Автор Эжен ДелакруаТаким образом, трагедия Гете — философское рассуждение на извечную тему добра и зла. Мефистофель дает Фаусту различные испытания: любви, власти, денег, справедливости. С каждым испытанием душа Фауста становится все более черствой. Только в конце произведения герой понимает, что только собственный труд и усилия могут помочь в достижении целей, любая помощь, даже и сверхъестественная, приводит к необратимым последствиям.“Фауста”
- Пугачев Есенин кратко;
- Ностальгия краткое содержание.
Краткий пересказ[править | править код]
Пан Твардовский и дьявол, Михаил Эльвиро Андриолли
Фауст — учёный, снедаемый скукой и тоской. После попытки самоубийства он призывает дьявола, чтобы получить новые знания и магическую силу, которые позволили бы ему предаться всем земным наслаждениям и овладеть всеми знаниями мира. В ответ является прислужник дьявола Мефистофель. Он заключает с Фаустом сделку: Мефистофель будет служить Фаусту определённый срок, но в конце срока дьявол заберёт душу Фауста и сделает его вечным рабом.
Фауст использует Мефистофеля различными способами. У Гёте и в последующих интерпретациях Мефистофель помогает Фаусту соблазнить красивую и невинную девушку (обычно её зовут Гретхен), чья жизнь в конечном итоге оказывается разрушена, когда она даёт жизнь внебрачному сыну Фауста. Осознавая нечестивость поступка, она топит ребёнка и попадает под стражу за убийство. Однако в конце чистота Гретхен спасает её, и после казни она попадает в рай. У Гёте Фауст спасается через свою непрекращающуюся борьбу и мольбы к Богу, Гретхен — как воплощение вечной женственности. Однако в ранних источниках Фауст безвозвратно развращён и не верит в прощение своих грехов; когда срок служения Мефистофеля подходит к концу, дьявол уносит его в ад.
О чём произведение гёте фауст. фауст характеристика образа мефистофеля
тема трагедии «Фауст» Гете – духовные поиски главного героя – вольнодумца и чернокнижника доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за обретение вечной жизни в человеческом обличье. Цель этого страшного договора – воспарение над действительностью не только с помощью духовных подвигов, но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.
Описание произведения
Открывают произведение три вступления:
- Посвящение . Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
- Пролог в театре . Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
- Пролог на небесах . После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.
Часть первая
Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел.
Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни.
Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите – невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь.
В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва – также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.
Часть вторая
Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса.
Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса. Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины.
Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.
Фауст
Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого – он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности – жизнь, труд и творчество на благо своего народа.
(На изображении Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля
Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями.
Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях – то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.
Маргарита
Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита – образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.
Анализ произведения
Трагедия имеет сложное композиционное построение – она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая – 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.
(Образы Иоганна Гёте в работе над “Фаустом”
Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения.
Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен.
Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.
Таинственный ритуал
Как прошла сделка с Мефистофелем? Легенда гласит, что Фауст совершил ритуал, описанный в книге магии. Доктор начертил в кабинете большой круг, пользуясь мелом и циркулем. В нем он нарисовал еще два круга поменьше, пространство которых заполнил ритуальными знаками. В полночь Фауст встал в центр и произнес заклинание. Внезапно появилось существо, напоминавшее обезьяну, которое доложило, что прибыло, чтобы служить ему. Но алхимик прогнал его и произнес другое заклятие. Тогда появилось другое существо, которое напоминало барана. Но и этого слугу Иоханнес прогнал, а сам продолжил читать заклятие. После третьего заклинания в кабинет вошел хромой человек, представившийся Мефистофелем.
Суть: о чем пьеса?
Повествование начинается с того, что Бог и демон по имени Мефистофель спорят о том, сможет ли демон осквернить душу немецкого врача Фауста. Обе стороны заключают пари.
Тем временем Фауст переживает трудный период своей жизни. Престарелого врача почитают на родине, как спасителя людей от чумы. Однако сам Фауст не считает свои заслуги чем-то значимым, объясняя победу над чумой простым везением. Он разочарован в своей жизни, ведь он так и не смог выйти за границы человеческого познания и изменить мир.
В этот момент Фауст встречается с Мефистофелем, который обещает старику бессмертие, молодость и свою верную службу в обмен на душу. Однако Фауст соглашается на это с условием: Демон получит его душу только в тот момент, когда Фауст скажет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».
Мефистофель и Фауст путешествуют по миру, сея вокруг несчастья и смерть, посещают дно преисподней и даже прошлое. Спустя много лет, ослепший Фауст приказывает построить плотину, которая защитит людей от гнева моря, однако Мефистофель обманывает старика и приказывает лемурам рыть могилу. Одурманенный успехом Фауст произносит роковые слова и умирает. Мефистофель намеревается забрать его душу, однако небесное воинство вступает в битву с демонами и уносит душу Фауста в рай. Подробное краткое содержание изложено Многомудрым Литреконом здесь.
Получилось ли у Мефистофеля совратить Фауста с истинного пути?
Кадр из фильма «Фауст», реж. Фридрих Мурнау, 1926 год Нет, несмотря на отчаянные попытки. В винном погребке Ауэрбаха (который, кстати, существует на самом деле и в который заглядывал молодой Гете, когда учился в Лейпцигском университете) Мефистофель тщетно пытается замарать Фауста житейской грязью, приведя его в компанию грубых и развязных пьянствующих студентов. Также не получается у черта погрузить Фауста в омут развратных наслаждений на шабаше ведьм и колдунов на горе Броккен в Вальпургиеву ночь. Кстати, путешествуя в горах Гарца (горный массив в центральной части Германии), в декабре 1777 года сам Гёте совершил восхождение на Броккен и узнал легенду о том, что именно на этой горе ведьмы устраивают шабаши. Гёте воспользовался народным поверьем, вольно обработал его и придал ему символический характер. Здесь Фауст видит все злое и дурное, что есть в человеческой природе. Однако Фауст и тут выглядит чужаком, не поддается вихрю сладострастия и порока. Несмотря на проявленные порой слабости, Фауст всегда возвращается на избранный им путь искания истины и постижения жизни во всей ее полноте. Образ Фауста обретает полновесную человечность. Больше всего Мефистофель надеялся, что Фауст забудет о своих высоких стремлениях под влиянием любовного чувства. Этого не произошло, потому что трагическая любовь Фауста к набожной девушке Маргарите оказалась в итоге не только выше чувственных наслаждений, но и выше смерти.
Пролог на небе
Вступительная часть оперы заканчивается прологом на небе. Творец всего сущего наслаждается неспешным отдыхом от праведных трудов, когда к нему приходит Мефистофель и начинает высмеивать людей. Дьявол заявляет, что, даже обладая искрой разума, человек продолжает жить, словно животное, а значит, напрасно Господь тратил время, создавая людей.
Анализ 3
Данное произведение И.В.Гете писал практически всю свою жизнь, начиная с ранней юности. В поэме затронуты темы смысла человеческой жизни, добра и зла, Бога и дьявола.
Тема добра и зла является ключевой в произведении «Фауст». Главный герой находится в поисках смысла бытия, ради этого рискнул своей душой. Персонаж на протяжении всей пьесе стоит перед выбором между добром и злом. Но, несмотря на все искушения Мефистофеля, он старается поступить в первую очередь по совести, потому что изначально чист душой и практически не испорчен жизнью. Фауст провел все свои дни за книгами, изучил все науки, состарился, но не стал от этого счастливым человеком. Автор на примере главного героя показывает слабость человеческой натуры. Сколько бы Фауст не пытался поступать благородно, он все равно отклонился от праведного пути.
Главная идея поэмы «Фауст» в том, что противодействие добра и зла – это неизбежная необходимость. Потому что без этого противостояния человечество бы не развивалось, не стремилось к новым знаниям, и не было прогресса в мире. Автор считает, что человек учится на своих ошибках, может сделать правильные выводы и обрести смысл жизни.
Тема любви играет важную роль в данном произведении. Роковая любовь между главными героями имеет трагические последствия в первую очередь для Маргариты. Фауст и Маргарита, оба не искушенные в романтических отношениях, полюбили друг друга безумной страстью. Маргарите всего 14 лет. Она чиста и наивна как ребенок. Познакомившись с образованным мужчиной, девушка полностью доверяется ему. Ради встреч с любимым, она начинает обманывать мать и подсыпать ей снотворное, после которого последняя однажды не проснется. Кроме того, Фауст стал виновником смерти не только матери возлюбленной, но и ее брата Валентина, которого он случайно заколол шпагой. Чернокнижнику приходится немедленно покинуть город, что он и делает, оставив осиротевшую Маргариту. Оставшись одна, девушка родила девочку, которую решила утопить, чтобы избавить себя от позора. В результате Маргариту заточили в тюрьму за убийство и блуд. Но, несмотря на все причиненные ей страдания девушка по-прежнему любит Фауст. Во всех своих грехах: в гибели матери, в утоплении младенца и даже в убийстве брата возлюбленным она винит исключительно себя. За искреннее раскаянье девушка прощена Богом и ее душа и не достанется дьяволу.
«Фауст» — это великое творение Гете, в котором он поднимает вечные философские проблемы о смысле существования человечества, о жизни и смерти, о Боге и дьяволе. Автор верит в величие человека. На примере Фауста он показывает, что в человеке, прошедшим даже самые тяжелые испытания, несчастья и искушения, в конечном итоге побеждает доброе начало. В финале пьесы Фауст прозревает. Он осознал, что истинный смысл бытия – это жизнь для других и знания напрасны, если не приносят пользы людям.
Образ Фауста в одноимённой трагедии Гете
Фауст — учёный, который ищет смысл человеческого существования, связь всего в природе. Он выучил философию, юриспруденцию, медицину, богословие и много других наук, чтобы ответить на свои главные вопросы. Он учит и познаёт новое на протяжении многих лет, но не может приблизиться к разгадке. Он начинает понимать ограниченность человеческого мышления, видит — люди не идеальны.
![]() |
Образ Фауста |
В трагедии есть ещё один учёный, которые абсолютно не похож на образ Фауста. Его зовут Вагнер. Он не любит жизнь, людей и природу, его интересует только слава и наука. Гете показывает на его примере человека недальновидного с плоским мышлением, ведь он завидует Фаусту, не понимая, что жизнь последнего очень сложна.
Фауст находится в угнетённом состоянии: он видит, как много он уже сделал, но всё равно многого не понимает. Он готов убить себя, чтобы избавиться от душевных мук, но слышит церковный звон в честь Христа и останавливается. Позднее в его жизни появится Мефистофель, тот — кто изменит его жизнь навсегда. Мефистофель — образ дьявола, который не любит людей и всё живое, считая их глупыми, недостойными и неспособными понять великое.
Однажды, между Богом и дьяволом, (Мефистофелем) произошёл спор: первый утверждал, что человек «божественное создание», второй — «тварь из тварей». И они поспорили: если Мефистофель сумеет «переманить» Фауста, то он докажет свою правоту и получит его душу. Этим поступком Гете хотел показать, что из двух учёных именно Фауст является правильным, а Вагнер находится в плену у тёмных сил.
Смыслом искушений Мефистофеля должно было стать то, что Фауст бы отрёкся от своих взглядов и перестал искать истину. Но Фауст был твёрд: он не любил выпивать, он не хотел предавать свою возлюбленную Маргариту, он не хотел делать подлости людям. Мефистофель рвал и метал: сколько бы усилий он не прикладывал, чтобы не придумывал — у него не получалось искусить Фауста. Да Фауст совершал ошибки, но он жалел о содеянном, а любовь помогала ему держаться. Он доказал дьяволу, что человек способен на «высокие» чувства.
Под конец своей жизни Фауст понял, что смыслом его жизни есть работа на благо других. И Гете согласен с ним, но утверждает, что настоящую истину найти невозможно. В конце Фауст ослеп, он слышит, как лемуры копают ему могилу. Дьявол думает, что он, наконец-то, победил. Но Господь забирает душу Фауста к себе. Ведь на самом деле победил человек: он не остановился, несмотря на все тяготы и продолжал искать ответы. На небесах Фауст, встречает Маргариту, которая становится для него символом любви, верности и милосердия.
Гете на примере этой трагедии и на примере своей жизни хотел показать, что смысл жизни человека лежит в познании нового. И если человек будет следовать этому правилу, он будет счастлив.