Образ и характеристика фамусова в комедии «горе от ума» грибоедова

Образ и характеристика фамусова

История создания комедии, краткое содержание

По одной из версий, А. С. Грибоедова на создание пьесы «Горе от ума» вдохновил один занятный инцидент из его биографии. Пребывая на светском рауте в Петербурге, он увидел, как высшее общество обращалось с одним иностранным подданным — с демонстрацией раболепия и подобострастия.

Александру Сергеевичу такая манера не понравилась и вызвала в нем бурю негодования, о чем он открыто высказался перед публикой. Однако аристократия высмеяла точку зрения Грибоедова, вмиг окрестив писателя «сумасшедшим». Слух о его «скандальном» поведении распространился по всем высшим кругам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

После произошедшего у Грибоедова зародилась идея выставить все лицемерие высшего общества в своем сатирическом произведении, несущим социально-политический подтекст.

«Горе от ума» писатель написал за два года. Все герои пьесы имеют реальные прототипы из жизни. Произведение стало самым знаменитым и ценным плодом творчества Грибоедова.

Комедия освещает актуальный по тем временам в обществе конфликт между консервативным дворянством и приверженцами прогрессивных взглядов. Писателя не устраивали господствующие нравы богатого сословия. Его желание выставить его представителей в неприглядном виде выглядело смело и вызывающе.

Значение Павла Афанасьевича в пьесе

Фамусов — известная персона в обществе, родом из знатной семьи. Его фамилия произошла от слова famus — известный, знаменитый, поэтому она говорит сама за себя. Этот герой известен в дворянском обществе, является завсегдатаем важных мероприятий.

Образ и влияние в обществе

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» олицетворяет светское общество. Автор детально описывает этого героя, относит его к старому строю, где тот защищает старые традиции и обычаи, уважает былую старину.

Материальное положение, звания и награды — вот что важно для этого персонажа. Люди, которые смогли подслужиться ради чинов, вызывают у него уважение

Он считает это правильным, ведь так делали отцы. Общается Фамусов с людьми в зависимости от их должности и финансового положения. От этого зависит и отношение к ним. Вот какова жизненная фамусовская формула успеха. К людям, достигшим ее, он относится с уважением. А вот просвещенные и умные личности ему не по нраву.

Фамусова можно охарактеризовать следующими чертами:

  • свободный;
  • богатый;
  • неугомонный;
  • прыткий;
  • грамотный;
  • добрый нрав;
  • гостеприимный;
  • брюзга и лицемер;
  • сумасбродный.

Речь Фамусова разговорная и простая, иногда встречаются деревенские выражения. Иностранные слова старается не использовать. Герой почитает традиции своего народа. Воспоминания для него важны. Фамусов груб с прислугой, может накричать на человека, который ниже его званием, льстит богачам и зациклен на своей исключительности.

Для него прислуживаться равно завоеванию авторитета. Любые изменения неприемлемы. Главные жизненные принципы героя:

  • постоянство;
  • стабильность.

Образ Фамусова в «Горе от ума» показал, что в дворянском обществе устарели взгляды на жизнь. Нет нужды держаться за прошлое. Люди должны уважать предков, их опыт, но также нужно понимать, что без новых взглядов не будет никакого развития. Автор показывает читателю, как глубоко засели привычки в разумах. Он сообщает, что такие люди, как фамусовское общество не должны быть у власти. Их не заботят проблемы людей, только личная выгода, жажда званий и наград.

Герой и человеческие пороки

Комедия «Горе от ума» раскрывает социальные темы, которые обострились после Заграничных походов русской армии. Герои пьесы представляют собой российское общество того времени. Все, кроме Чацкого, являются отрицательными персонажами. Автор делает точные и лаконичные ремарки к пьесе и действующим лицам.

Немногие знают, но у образа Фамусова есть предыстория. Если кратко, то в 1819 году в Киеве декабрист нарисовал облик реакционера-крепостника, который почитал обычаи предков, но никак не их добродетели. Этот образ был противником всего нового.

Фамусов — помещик, обладающий консервативными взглядами на жизнь. Это активный и бодрый человек, несмотря на возраст. Все коллеги по работе — это его родня, которую он сам пристроил, награждал чинами и званиями. Балы, праздники и сплетни — вот какими делами наполнена трудовая неделя персонажа.

Его отношение к жизни олицетворяет мнение дворян того периода. Они против просвещения и образования, считает их вредными для человека. Герой необразован, ведет роскошный образ жизни. Фамусов обожает прием гостей, готовится к нему основательно. Герой дорожит репутацией, стремится познакомиться с людьми знатного рода. Из-за этого возникают сложности в отношениях с Чацким.

Фамусов порой не замечает очевидного, поэтому его многие обманывают, включая родную дочь. Пожалуй, в том фрагменте, где он узнает о связи Софьи с Молчалиным, ее открытых высказываниях, он предстает во всей своей красе. Главное для него — скрыть от общества эту сцену, а остальное не волнует. Это наглядный пример того, что фамусовское общество негативно сказалось даже на ребенке. Девушка выросла под его влиянием, соответственно, в такой обстановке она переняла привычки и образ мыслей.

Фамусов — антипод Чацкого. Его портрет показал пороки и недостатки русского общества. Герои раскрыли негативные качества человеческой души. Автор в своем сочинении пытается донести до читателя, что людям нужны изменения. Нельзя стоять на одном месте. Жизнь идет, следовательно, все меняется.

Экранизации

«Горе от ума» – яркий пример классической драматургии. Пьеса ставится в драматических театрах и никогда не использовалась как материал для кинематографа. Публика видела только телевизионные постановки спектакля по произведению Александра Сергеевича Грибоедова.

Михаил Царев в роли Фамусова

Первая версия представлена публике в 1952 году. Это спектакль Малого театра СССР в постановке Сергея Алексеева и Виталия Войтецкого. Роль Павла Фамусова в нем досталась Павлу Зубову.

Вторая телепостановка продемонстрирована зрителям в 1977 году модернизированным Государственным академическим Малым театром. Режиссерами выступили Владимир Иванов и Михаил Царев. В образе Фамусова на экране предстал сам Михаил Царев.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость.

Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость.

В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации.

Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство.

Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость.

Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство.

Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Список действующих лиц и прототипы героев

Главные персонажи

Чацкий. Главный герой комедии, является положительным персонажем. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика, Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен.

Прототипом Чацкого, предположительно, стали две исторических фигуры: П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Чаадаев — участник Отечественной войны, путешественник и философ. Издал книгу «Философические мысли», идеи которой шли в разрез с идеологической политикой Николая I.

Кюхельбекер — общественный деятель, друг А. С. Пушкина, декабрист. По возвращении из заграницы оказался в опале на родине. Его черты Грибоедов также позаимствовал для создания ключевого персонажа пьесы.

Фамусов. Богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Фамусова заботит его положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи.

Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Заигрывает со служанкой Лизой. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи. Ряд литераторов придерживается мнения, что Грибоедов при создании персонажа опирался на характер своего дяди.

Софья. Умная девушка, получившая воспитание в лучших традициях дворянского общества. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Любит французскую литературу. Прототипом, предположительно, стала Софья Грибоедова, двоюродная сестра писателя, которая вышла замуж за Римского-Корсакова.

Молчалин. Отрицательный персонаж комедии. Работает секретарем Фамусова. Происходит из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, прислугу в доме Фамусова. Прототип — некий усердный посетитель знатных персон, который получил сан почетного опекуна.

Скалозуб. Известный человек в Москве среди высшего общества. Немолодой и неженатый полковник, мечтающий о генеральских погонах. Не блещет интеллектом, принадлежит к разряду «солдафонов». Прототип: С. А. Римский-Корсаков, супруг кузины писателя, Софьи, а также русский генерал И. Н. Скобелев. Декабристы утверждали, что Скалозубы встречались в армии повсюду — недалекие военные, которые «поучали» солдат исключительно битьем.

Второстепенные герои

Лиза. Прислуга в доме Фамусова. Простая и веселая девушка. Покрывает Софью после свиданий последней с Молчалиным. Влюблена в буфетчика Петрушу. Фамусов не упускает возможности пофлиртовать с Лизой.

Репетилов. Приятель Чацкого. Посредственный и недалекий персонаж. Прототип — Н. А. Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском полку. Это был остряк, страстью которого было отпускание шуток и каламбуров. Человек простодушный и добрый.

Загорецкий. Светская персона, частый гость в доме Фамусова. Недалекий, глуповатый, при этом изворотливый. Предполагаемый прототип — литератор А. Элькан, по совместительству делец и аферист. Он утверждал, что является потомком арабского князя Эль-хана, которого на самом деле никогда не существовало.

Хлестова. Одинокая старая женщина, живущая с собаками и приживалками. Ее образ списан с Н. Д. Офросимовой, известной богатой барыни, о крутом нраве и откровенном поведении которой знало все высшее общество. Также предполагается, что прототипом героини стала мать самого писателя.

Горичев. Друг Чацкого. Военный в отставке. Женат на молодой даме и во всем ей подчиняется. Нет единого мнения, кто послужил прототипом для героя. По одной из версий, им стал И. И. Огарев — давний приятель Грибоедова, по другой — это С. Н. Бегичев, также друг писателя.

Тугоуховский. Часто общается с Фамусовым. Главная цель его жизни — найти мужей для своих шестерых дочерей. У Тугоуховского нет своего мнения, нет эмоций. Персонаж обезличен, склонен к ханжеству и лицемерию.

Княжны. Дочери Тугоуховского. Автор не дает девушкам даже имен, а только порядковые номера. Пустые и обделенные интеллектом дамы. Примечательно, что Софья Фамусова, при всей ее развитости, относится к княжнам со всей серьезностью, что сказывается на восприятии этого персонажа читателями — Софья видится такой же поверхностной.

Петрушка. Слуга, оказывает помощь князю при составлении записей, т.к. владеет основами грамоты. Неопрятен. К нему неравнодушна Лиза, прислуга в доме Фамусова.

В комедии также присутствуют внесценические герои — представители высшего московского общества.

Отношения с людьми

Павел Афанасьевич довольно скупой на деньги человек. Он ценит в людях только их материальное положение и социальный статус

Герой замечает только тех, кто чего-то добился в своей жизни, неважно каким путём. Для своей дочери он также ищет богатого мужа с происхождением из дворянской семьи и высоким достатком

Таким образом Фамусов хотел получше пристроить свою дочь и поправить своё материальное положение. Цитата, которую он говорил Софии: «Кто беден, тот тебе не пара!»

Однако такое отношение главного героя к бедным людям не останавливает его от заигрываний со служанкой Лизой. Он это делает только тогда, когда никто не видит. Таким образом он пытается скрыть своё истинное лицо за маской интеллигентного человека.

Фамусов часто бывает раздражительным, срывается на слуг в своём доме. Однако богатых и влиятельных людей он часто приглашает к себе домой и мило беседует с ними обо всём на свете. Герой старается им угодить, чтобы не быть осуждённым обществом.

Но не стоит характеризовать биографию персонажа только с негативной стороны. Фамусов является очень добрым человеком по отношению к своей дочери. Он со всей своей отцовской любовью старается уберечь Софью и дать ей только лучшее в жизни. Отцовские чувства проявляются у него не только к дочери, но и к Чацкому. Когда у главного героя умирает отец, то он оказывается в доме Фамусовых. Это отражает доброту и уважение Павла по отношению к своему покойному другу.

Сочинение про Фамусова

Из произведения “Горе от ума” мы узнаём о ситуации, царившей в России на тот момент, подробно описывая людей, и их мысли и переживания.

Автор знакомит нас с множеством колоритных персонажей, которые затягивают читателя в повествование. Из поколения старого мы знакомимся с Фамусовым, человеком преклонных лет, который имеет своё положение в обществе, и очень дорожит им. Он является человеком, который всегда задумывается о том, что думают о нём окружающие, человеком который консерватором, отвергающим всё новое и инновационное. Являясь консерватором по натуре, этот человек старается отвергать науку и просвещение, порицая за чтение свою дочь, якобы оно развращает молодой ум девушки, однако в произведении мы видим, что и Фамусов отнюдь не святой, ведь он частенько флиртует со своей служанкой Лизой.

Из всего вышеописанного мы видим, что Фамусов является человеком, закрытым в своём коконе стабильности, не желающим ничего нового, и даже побаиваясь нового, так как он переживает, что это новое, может забрать его старую жизнь, к которой он так привык и не хочет терять. Отчасти Фамусова можно понять, он человек другого поколения, и всё то, что для нового поколения норма, для него дикость и полнейшая бестактность. Так было и будет всегда, так что осуждать его за это, будет очень глупо. Грибоедов показывает нам данный образ, чтобы показать ту борьбу старого с новым и инновационным. То нежелания старого мира отходить на второй план, в связи с его нежеланием терять власть.

Также через Фамусова видно, что автор сделал его олицетворением консерватизма, нежелающего впустить в этот мир ничего нового, способного привести к изменениям, так как сам Фамусов боится изменений, опасаясь потерять свою старую жизнь, которую он так полюбил, и к которой так привык.

В девятнадцатом веке в России произошло множество событий, о которых мы можем узнать из произведений русских классиков. Многие из них описывали различные события, так или иначе повлиявшие на состояние нашей родины, и определенно повлиявшие на людей того времени.

Многие произведения такого автора как Грибоедов можно назвать произведениями, провоцирующими людей на изменения, и возможно на сопротивление. Поэтому его произведения часто подвергались к цензуре, и часто его произведения не допускали к печати. Одним из таких произведений стало его провокационная комедия “Горе от ума”.

Сцены с участием Фамусова: анализ и интерпретация

Одним из наиболее ярких персонажей комедии «Горе от ума» является Фамусов. Его появление на сцене всегда сопровождается необычайной энергетикой и яркими эмоциями. В каждой сцене, где участвует Фамусов, можно найти множество интересных деталей и нюансов, которые помогают лучше понять его роль в произведении.

Одной из наиболее заметных черт Фамусова является его желание быть в центре внимания. Он постоянно стремится к тому, чтобы все глаза были обращены на него, и не боится использовать для этого любые средства

Например, в сцене, где он встречается с Молчалиным, Фамусов пытается привлечь к себе внимание, говоря о своих заслугах и достижениях. Он также не прочь похвастаться своими связями и знакомствами, чтобы показать свою значимость

Однако, за всей этой внешней самоуверенностью скрывается глубокая неуверенность в себе

Фамусов боится, что его не примут за важного и значимого человека, и поэтому постоянно пытается доказать свою значимость. В сцене, где он встречается с Чацким, это особенно заметно

Фамусов пытается убедить Чацкого в том, что он является важным и влиятельным человеком, но при этом его речь становится все более и более бессвязной и нелепой.

Таким образом, сцены с участием Фамусова являются не только яркими и забавными, но и глубоко символичными. Они помогают понять, что за всей внешней самоуверенностью скрывается глубокая неуверенность в себе, и что Фамусов является типичным представителем людей, которые стремятся к признанию и вниманию, но при этом не уверены в своих силах.

Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания

Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.

Почему характеристика Фамусова в комедии «горе от ума» так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.

Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: «вот плоды» — говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства — во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.

Рассматривая характеристику Фамусова из комедии «Горе от ума», любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение «монашеское», то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.

3 вариант

Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” поднимает множество остросоциальных вопросов, обострившихся после Заграничных походов русской армии. Все персонажи данного произведения олицетворяют представителей российского общества того периода. В большей степени автор делает акцент на дворян и высокопоставленных личностей. Все, за исключением Чацкого, выступают в роли негативных героев. Особняком среди них стоит Павел Афанасьевич Фамусов. Каков же образ данного персонажа?

Фамусов – помещик, предводитель так называемого “Фамусовского общества”, отличающегося консервативными взглядами на жизнь. Павел Афанасьевич довольно пожилой человек, о чём свидетельствует его выступающая седина. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он очень активен и бодр. Фамусов занимает высокое положение в обществе, работая на должности управляющего в казённом доме. Практически все коллеги по работе приходятся ему родственниками, которые получили свои места благодаря кумовству. Фамусов был женат, но его супруга умерла. От брака у вдовца осталась дочка София, которую он воспитывает самостоятельно, стараясь привить ей свои собственные порядки.

Отношение Павла Афанасьевича к жизни выражает мнение всех дворянских кругов того времени. Фамусов презирает образование и просвещение, потому что это может нанести вред его благосостоянию. Он крайне не одобряет обучение своей дочери, которая изучает науки и искусство при помощи профессиональных учителей из европейских стран. Сам же Фамусов является необразованным человеком, который предпочитает вести роскошный образ жизни.

Несмотря на большое количество рабочих обязанностей, он уделяет много времени развлечениям, в особенности походам в рестораны. В доме у Павла Афанасьевича практически всегда можно встретить гостей. К их приходу Фамусов готовится основательно. Он дорожит своей репутацией и пытается произвести впечатление на знакомых людей, боясь осуждения или критики со стороны общества. Тем не менее его отношение к собеседнику зависит от служебного положения человека. Благодаря своему умению льстить, данный персонаж быстро поднялся по карьерной лестнице.

В образе Фамусова Грибоедов хотел продемонстрировать все пороки и недостатки консервативного общества дворян. Павел Афанасьевич олицетворяет негативные качества человеческой души, что проявляется в его отношении к различным вопросам и его подходу к решению задач. Автор призывает людей, похожих на Фамусова, изменяться и становиться представителями передовой прослойки тогдашнего дворянства, которое находилось в меньшинстве и не могло кардинально изменить устаревшие ценности.

Портрет Фамусова

Фамусов Павел Афанасьевич — вдовец, воспитывает 17-летнюю дочь Софию. Годами он «дожил до седых волос», он служит в государственном учреждении. Служба для него — только источник чести и благополучия. Павел Афанасьевич ленив, неохотно выполняет свою работу, подписывает документы без внимания. С бизнесом он просто понимает: «Моя привычка такая: подписано, значит сзади». Место, где служит Фамусов, видимо, довольно престижное, поэтому служебное положение он может использовать в личных целях.

По характеру он не злобный, может быть, даже добрый. Он любит свою дочь, тепло приветствует Чацкого, сына своего давнего друга.

Основные черты характера Фамусова — подобострастие по отношению к начальству, лень, разговорчивость, отрицательное отношение к образованию. Последнее он считает высшим человеческим злом, способным разрушить всю устоявшуюся повседневную жизнь («обучение — это чума, обучение — причина…»). Хотя сам он совсем не глуп, но довольно лукав. Его речь грамотна, но разбавлена ​​диалектом обычного гражданина. Он знает иностранные языки, но принципиально не использует их в своей речи. Выражения, сказанные им в пьесе, давно стали крылатыми: «Ба! Всем знакомые лица! «С чувством, с чувством, с нравом».

Фамусов вообще является ярым приверженцем старины, ее обычаев и традиций. Поэтому в его речи так много общих слов.

Главная цель Павла Афанасьевича — найти дочку прибыльного мужа, богатого и не зря («Бедным не до тебя…»).

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».

Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: