Неизвестный науке вид
Как только не зовут нашего Чебурашку за границей! Дрюттен
, Муксис
, Плумпс
, Куллерьхен
, Топпл
, Кулверстукас
… Откуда же взялось его изначальное имя? Эдуард Успенский
рассказывал милую историю о том, что маленькая дочь его приятеля постоянно падала, наступая на край маминой шубы, в которую закуталась, играя.
А вот в предисловии к детской книжке Успенский говорил, что Чебурашкой звали одну из его детских игрушек. Игрушка была бракованной и представляла из себя уродливого зверька неизвестного науке вида. Желтые совиные глаза, большие уши, маленький хвостик – ни медведь, ни заяц, непонятно кто.
Когда ребенок поинтересовался, кто это и где оно живет, ему рассказали сказку, что живет оно в тропических джунглях, питается апельсинами и зовут его Чебурашка.
Интересно, что в издании 1965 года выпуска Чебурашка совсем не похож на того, которого мы знаем по мультфильму. А создал всем нам знакомый образ Леонид Шварцман
.
Слово «чебурашка» есть и в словаре Даля
. Там одним из значений является кукла-неваляшка, которая встает «на ноги» из любого положения. А вот Чебурашка получил имя, когда делал все наоборот: как его ни сажали, он все время падал, чебурахался, объевшись апельсинами и засыпая. Со стола на стул, со стула – на пол.
Путь на экран
Это сегодня нам кажется, что милое создание с большими ушами — единственный вариант того, как в принципе может выглядеть Чебурашка. И вообще, что сказка сама просилась на экраны. А между тем, режиссёр мультфильма Роман Качанов «вышел» на неё чуть ли не случайно.
В 1968 г. Качанов снял мультфильм «Соперники», историю о том, что внешность — не главное, гораздо важнее те качества, которыми обладает человек, а они не всегда проявляются в наружном облике и даже в поведении. Автором сценария в титрах значился некий Алексей Родионов. Под этим псевдонимом работал журналист, бывший главный редактор «Комсомольской правды», зять Хрущёва Алексей Аджубей. В то время он был в опале, лишился высоких постов и предложению поработать, пусть даже для мультипликации, обрадовался.
В процессе работы Аджубей стал заезжать на «Союзмультфильм», а Роман Качанов бывал у него в гостях. Там у сыновей Алексея Ивановича он увидел книжку про крокодила Гену. Сюжет ему понравился, и режиссёр решил, что это будет основа для его следующего мультфильма.
Правда, поначалу он не увидел в истории ничего особенного, просто собирался сделать фильм про то, как животные и люди живут в одном городе и дружат между собой. Режиссёр вспоминал: «В повести Эдуарда Успенского мне понравился город, в котором жили вместе люди и звери. Вот так, запросто, моим соседом по дому мог оказаться крокодил, который работает в зоопарке».
А вот вопрос о том, как будет выглядеть второй главный герой, решился не сразу. Тем более что к моменту выхода на экраны мультфильма советские дети уже видели несколько вариаций Чебурашки.
Происхождение слова «чебурашка»
Версию про бракованную игрушку, изложенную во введении к своей книге, Э. Н. Успенский отвергает, как сочинённую специально для детей. В интервью нижегородской газете Успенский говорит:
Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу, Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля описано как слово «чебурахнуться» в значении «упасть», «грохнуться», «растянуться», так и слово «чебурашка», определяемое им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги». Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебура́хнуть» образовано от слов чубуро́к, чапуро́к, чебура́х — «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения. Другое родственное слово это «чебырка» — плётка, на конце которой шарик на волосе.
Происхождение слова «чебурашка», в смысле игрушки-неваляшки, описанное у Даля, связанно с тем, что многие рыбаки изготавливали такие игрушки из деревянных шаров, которые являлись поплавками для рыболовных сетей, и так же назывались чебурашкой.
Переносные значения слова «чебурашка»
- «Чебурашкой» часто называют предметы, так или иначе напоминающие Чебурашку, в числе которых:самолёты L-410 Turbolet и Ан-72, с характерным «ушастым» расположением двигателей
- спиннинговый груз шарообразной формы с двумя проволочными петлями
- спортивная фигура вождения автомобиля, включающая двойную «восьмёрку»
- электровоз ЧС2 — ассоциативное внешнее сходство с Чебурашкой благодаря массивным рамкам лобовых стёкол; в мультфильме Шапокляк герои едут на электровозе, похожем на гибрид ЧС2 и ВЛ22.
- автомобили «Запорожец» моделей ЗАЗ-966 / 968 / 968А — из-за характерных воздухозаборников, выступающих по бокам кузова.
- автомобиль «Москвич»-2733-фургон
- Также существует ироничное выражение «мех чебурашки», или «чебурашка натуральный», означающее искусственный мех.
- Иногда «чебурашками» называют большие полноразмерные наушники.
- В соционике «чебурашка» — жаргонное название человека, не отнесённого ни к одному из 16 соционических типов.
- В планиметрии есть понятие «уши чебурашки» — это название ГМТ, из которых данный отрезок виден под данным углом.
- Также «чебурашками» в некоторых регионах России во второй половине 80-х годов 20-го века назывались бутылки емкостью 0,33 л, в которые разливались пиво, минеральные воды и прочие напитки, а в 90-х так стали называть бутылки 0,5 л. Название бутылка получила по лимонаду «Чебурашка». В России пиво в подобные бутылки разливалось вплоть до 2006 года.
- В среде ролевиков «чебурашкой» часто называют двусторонний боевой топор.
Писатель, который ушел от нас 14 августа, назвал днем рождения всеми любимого ушастого зверька 20 августа 1966 года, день, когда вышла книга «Крокодил Гена и его друзья»
Так получилось, что Эдуард Николаевич
до праздника Чебурашки
. Но, по сложившейся традиции, день рождения все равно будут отмечать и конечно, вспоминать того, благодаря кому Чебурашка «появился на свет».
Недетский детский фильм
— Это фильм не для ребенка, — поясняет Андрей Некита. — В лучшем случае — это фильм для «ребенка» во взрослом. Взрослые хотели этого своего «внутреннего ребенка» с его неутоленной детскостью, не понятой им самим детскостью каким-то образом задобрить. Кино ни в коем случае не рассчитано на малышей, которых эти взрослые привели в кинозалы за ручки. Показательно, что особенно фильм пришелся по вкусу поколению детей 90-х, которые играли в детских садах не игрушками, а пузырьками от модных шампуней, коробками от «Магги». Вот это поколение и потянулось в новогодние выходные за несбывшимся, за компенсацией утраченного детского. Они нашего советского Чебурашку уже не застали, точнее это был уже не их Чебурашка. А своего Чебурашки им не досталось. И они пришли в кинотеатр надежде на то, что вот, наконец-то он появился. Это был порыв. Там и шутки рассчитаны на взрослых: не будут дети смеяться над «папузьяной» и «уберите этого с руля».
По мнению профессора, «Чебурашка» Дьяченко плох тем, что не является оригинальным художественным фильмом: это скорее пародийное киношоу с раскрученными голливудскими брендами. Но его создатели не ставили и открыто не заявляли пародийную цель. Они хотели скопировать тот или иной художественный ход и попытаться его перенести на отечественную почву. Чтобы «рабочие» голливудские приемы и в России принесли прибыль.
— Фильм обозначен как детский, семейный, — отмечает Андрей Некита. — Но ни детского, ни семейного там нет: нет примеров, на которых можно учиться, нет ориентации на детскость, на какое-то сплочение ребенка с семьей. Сцены с погони с вилами просто неуместны. Они опять же взяты из западного кинематографа, рассчитаны на ребёнка во взрослом, который все еще находится на уровне юношеской жестокости, когда можно запросто сломать цветок, грубо и цинично пнуть животное. Сюда же относится и излишний драматизм фильма: смерть матери, двойное предательство Гены. Это проворачивание шпаги в сердце у зрителя не оправдано, оно является слепым копированием западных образцов их детского кинематографа. У них там это принято. Как раз потому, что американский кинематограф изначально был рассчитан не на ребенка, а на взрослого ребенка, ребенка во взрослом. У нас совсем другой менталитет. Очевидно, что создатели посчитали, что за последние 30 лет российское общество уже «обратилось» в западное настолько, что его глубинные ментальные архетипические сценарии полностью перестроились, заместились.
Как подытожил учёный, коммерческий успех фильма является ситуативным: праздники, состояние кинематографа. Саму ленту профессор считает «культурно-идеологическим вызовом, с которым нужно серьезно и профессионально работать».
— Вот бы кто-то взялся посчитать статистику по фильму, сколько из нас тех, кому он понравился, а сколько тех, кто все-таки от чего-то в нём напрягся («Газон Медиа» посчитал, результаты в конце статьи, — прим. ред.). Мне лично кажется, что нынешнее российское общество выдержало «удар Чебурашкой». Мне импонирует то, что среди моих студентов и моих знакомых с детьми не наблюдалось повального увлечения и «обожествления» этого образа.
Прототипы Чебурашки
В 1966 году вышло в свет первое творение Эдуарда Успенского – это было произведение «Крокодил Гена и его друзья». Однако настоящую популярность и всенародную любовь Чебурашке подарил мультипликационный фильм, созданный спустя три года. Облик добродушного существа с большими глазами и ушами он получил там же, в изначальном варианте книги Чебурашка выглядел иначе.
Автор довольно скудно описал своего персонажа: это было неуклюжее не слишком красивое нечто с маленькими ушами и коричневой шерстью, которое передвигалось на задних лапах. Эдуард Успенский в предисловии к книге назвал прототипом Чебурашки бракованную игрушку из своего детства. Однако позже писатель заявил, что персонаж истории был создан гораздо позднее.
Однажды автор гостил у товарища, где встретил племянницу последнего. Девочке недавно купили цигейковую шубу — большую, на вырост, и малышка с трудом держалась на ногах. Дядюшка в шутку звал ее Чебурашкой. Успенский спросил, что это значит, на что приятель ответил: есть такое редкое понятие «чебурахнуться», которое употребляется в значении «упасть».
Необычное словечко заинтересовало писателя и прочно засело в голове. Окончательно история с Чебурашкой сформировалась после того одного занимательного случая: Успенский прогуливался в Одесском порту, и увидел там крохотного хамелеона с широко открытыми глазищами, восседающего на банановых гроздьях.
Так и появилась история о непонятной зверюшке, найденной в одном из магазинов мегаполиса в ящике, полном апельсинов. Туда он попал из тропиков — джунглей. Пока сидел взаперти, малыш объедался цитрусовыми, отчего постоянно валялся – потому и прозвали его — Чебурашкой.
Сюжет
Действие завязки фильма происходит на апельсиновой плантации в некой далёкой стране, несколько фермеров собирают урожай, но вскоре их внимание привлекает необычный пушистый зверёк с большими ушами, ворующий и поедающий апельсины. Фермеры решают изловить зверька, и с помощью ловушки с приманкой им удаётся это сделать, однако прошедший через плантацию смерч уносит его вместе с большим количеством апельсинов
Тем временем на черноморском побережье России угрюмый старик Гена работает садовником в дендрарии, он груб и неприветлив с посетителями, вступает в конфликт с богатой женщиной Риммой, владелицей крупной шоколадной фабрики, из-за чего оказывается на грани увольнения, при этом очень переживает из-за разлада со своей взрослой дочерью Таней и мечтает о том, чтобы наладить отношения. Таня с мужем Толей и сыном Гришей живёт в небольшом магазинчике, где продаёт шоколад собственного производства. Её шоколад самый вкусный, готовится по секретному рецепту и всегда побеждает на местном ежегодном фестивале.
Внезапно приходит смерч, всё кругом оказывается засыпанным апельсинами. Пушистый зверёк, так же попавший в город, через какое-то время проникает в дом Гены и, приняв оранжевую каску за большой апельсин, невольно вызывает серьёзные разрушения в жилище. По возвращении домой Гена пытается избавиться от навязчивого зверька, но со временем свыкается с его присутствием и ходит с ним по дендрарию, называя в случае чего «белорусской овчаркой». Несмотря на холодность Тани, Гене удаётся попасть на день рожденья Толи — мальчик раньше не произносил ни слова, но после встречи со зверьком начинает говорить — это приводит к улучшению отношений в семье, внук чаще приходит к деду погостить. Оказывается, что зверёк может разговаривать, достаточно быстро осваивает русский язык.
Настроение в семье резко ухудшается, когда Ларион, помощник Риммы, похищает книгу с секретным рецептом шоколада — расстроенные этим супруги решают отказаться от участия в ежегодном фестивале. Пытаясь помочь дочери, Гена вместе с другом Валерой едет к особняку Риммы и требует отдать книгу — та соглашается вернуть украденное в обмен на «ушастика», который ранее приглянулся её капризной внучке Соне. Скрепя сердце, старик приводит зверька в особняк и оставляет там, при этом вспоминая о прошлом — когда-то в похожей ситуации он так же отказался от дочери, отдав её на воспитание тёте. Возвращение книги не радует Таню — узнав о предательстве по отношению к зверьку, она проникается к отцу ещё большей ненавистью. Гена осознаёт ошибку и отправляется возвращать зверька, заручившись помощью друзей: Валеры, мороженщицы Гали, директора дендрария и местного дворника. Они проникают в особняк, но зверька там не обнаруживают, поскольку ранее Соня забрала его с собой на фестиваль, где Римма планирует поразить всех салютом из шоколадных конфет.
В одной из палаток на фестивале Гена находит зверька и просит у него прощения, кроме того, он раскаивается в ошибке молодости, за то, что после гибели жены впал в депрессию и отказался от дочери. Зверёк прощает старика и соглашается вернуться к нему. Одновременно с этим Гриша, так же расстроенный предательством деда, сбегает от родителей и оказывается внутри набитой конфетами ракеты, которая должна взорваться в небе. Гена отчаянно пытается спасти внука из взлетающей ракеты, зверёк тоже совершает героический поступок — запрыгнув на ракету, он уже в небе помогает ребёнку выбраться и падает с ним вниз, используя большие уши для замедления падения. По инициативе Толи посетители фестиваля ловят обоих на растянутый брезент.
На следующий день Гена с друзьями и родственниками, в том числе с Таней, Толей и Гришей, празднует день рождения пушистого зверька, который просит отныне называть его Чебурашкой (от слова «чебурахнулся», которое ранее несколько раз произносил при падениях). Римма тоже появляется на празднике, извиняясь перед семьёй Гены за инцидент с ракетой. Гена прощает её, предлагает сесть за стол вместе со всеми и, взяв в руки гармошку, поёт песню про то, что «день рожденья, к сожалению, только раз в году».
Фильм заканчивается сценой-отсылкой к старому советскому анекдоту про Чебурашку и крокодила Гену. Полицейский останавливает их во время поездки на мотоцикле и требует «снять этого с руля», на что Чебурашка возмущается: «Я не…»!
Разбор фильма психологом: чему научит «Чебурашка» взрослых и детей?
Кадр из фильма «Чебурашка», реж. Д. Дьяченко, 2023 год
«Чебурашка» как лекарство от замороженных эмоций
Садовник Гена — мрачный, необщительный человек, с серьёзными семейными проблемами: внук не разговаривает, дочь озабочена исключительно своим ребёнком, полностью игнорируя отца за общим столом. Это классическая ситуация игнорирования: во многих семьях так наказывают якобы провинившегося — перестают с ним говорить, как будто его просто нет в комнате. Поссорившись между собой, родители часто адресуют свои претензии друг другу через ребёнка, в буквальном смысле говорят через него.
Ситуация разрешается, когда садовник встречает Чебурашку — отзывчивого персонажа, с яркими, открытыми эмоциями. Сначала садовник сопротивляется этому близкому контакту с неизвестным зверьком, однако теплота забавного ушастого зверька размораживает сердце садовника, что становится толчком к его попыткам наладить отношения с дочерью. Как только ему это удается, внук начинает говорить. Это, пожалуй, самый трогательный момент в фильме.
Кадр из фильма «Чебурашка», реж. Д. Дьяченко, 2023 год
Чебурашка становится источником того тепла, которое помогают Гене восстановиться и вернуться к нормальной жизни, и даёт ему силы поделиться этим теплом с другими — например, когда он отдаёт игрушку внучке Шапокляк.
«Чебурашка» как связь между поколениями
Кадр из фильма «Чебурашка», реж. Д. Дьяченко, 2023 год
Несмотря на массу изменений и нововведений, «Чебурашка», прежде всего, ностальгический фильм. Он для тех, кто бесконечно соскучился по советскими добрым историям, но не мог уговорить посмотреть их своих детей и внуков.
Современные российские мультфильмы, к примеру те же богатыри, хороши, но не могут объединить перед экраном несколько поколений. В отличие от нового «Чебурашки». У бабушек и дедушек фильм вызовет слезы умиления и ностальгии, у тех, кому сейчас от 30 до 50 — узнавание ситуаций и радость от доброго финала, у детей — просто удовольствие от новой-старой сказки.
Во многом новый «Чебурашка» учит нас тому, что и его классический предшественник, только говорит он на другом, более современном языке, и затрагивает темы, которые были далеки и неизвестны в годы его создания.
Источник фото обложки: Кадр из фильма «Чебурашка», реж. Д. Дьяченко, 2023 год
Переносные значения слова «чебурашка»[править | править код]
«Чебурашкой» часто называют предметы, так или иначе напоминающие Чебурашку, в числе которых:
- самолёты A-10 «Тандерболт-II» и Ан-72, с характерным «ушастым» расположением двигателей;
- спиннинговый груз шарообразной формы с двумя проволочными петлями;
- электровоз ЧС2 — ассоциативное внешнее сходство с Чебурашкой благодаря массивным рамкам лобовых стёкол; в мультфильме «Шапокляк» герои едут на электровозе, похожем на гибрид ЧС2 и ВЛ22;
- автомобили «Запорожец» моделей ЗАЗ-966/968/968А — из-за характерных воздухозаборников, выступающих по бокам кузова;
- машина тропосферной связи 15В75 «Торф-2» ракетного комплекса РТ-2ПМ «Тополь» — из-за характерной формы антенны;
- мобильный телефон Nokia N-Gage — из-за того, что при разговоре его нужно было подносить к уху торцом, вследствие чего он становился похож на большое ухо;
- по названию витаминизированного напитка «Чебурашка», «чебурашками» называют бутылки для напитков ёмкостью 0,33 л и 0,5 л;
- в компьютерной игре World of Tanks «Чебурашкой» называют американский танк T29 — за огромную башню с характерными выступающими по бокам бронечехлами оптического дальномера («уши»).
Также существует ироничное выражение «мех чебурашки», или «чебурашка натуральный», означающее искусственный мех.
Чебурашка в современной культуре[править | править код]
«Чебурген»
Проект «Чебурген», созданный в 2003 году художниками Андреем Кузнецовым и Максимом Покалёвым, собрал более двухсот художественных работ и фотографий различных авторов, изображающих героев мультфильма в пародийном и юмористическом контексте. Среди наиболее интересных работ проекта — серия «Чебураки» Андрея Кузнецова, включающая пародии на кинофильмы и исторические события.
«Чебуран-пати»
В феврале 2002 года в Москве стартовала серия танцевальных вечеринок «Чебуран-пати». Их постоянными участниками стали посетители московских клубов, давшие положительный ответ на вопрос, считают ли они себя Чебурашкой, задаваемый автором идеи — диджеем Сводником (Тимофеем Овсенни). Были проведены десятки вечеринок в Москве и других городах.
Чебуратор
Метаморфоза, случившаяся с Чебурашкой после просмотра фильма «Терминатор». Впервые появился в скетче и песне группы «Красная плесень» из альбома «Девятый бред» 1994 года. В дальнейшем существовал как герой анекдотов, а с распространением интернета стал персонажем карикатур, фотожаб, демотиваторов и пр.
Российская сеть
В 2014 году депутат член Совета Федерации Максим Кавджарадзе внёс предложение о создании внутрироссийской коммуникационной сети, в которую будет закрыт доступ с территории стран Евросоюза и США, назвать её он предложил «Чебурашка».
Прочее
Чебурашка упоминается в песнях группы «2ва Самолёта» «Последняя песня Чебурашки» (альбом «Подруга подкинула проблем») и «Чебурашка и Крокодил» группы «Мечтать» (альбом «Лётчик»).
Сказка из прошлой жизни
Заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии Сергей Маленко считает главным залогом успеха фильма запрос общества в сложной геополитической ситуации на некую сказку, иллюзию из той части жизни, когда был покой. Известный герой Успенского эту задачу вполне решает. Но на этом сходство с советской сказкой заканчивается.
— Этот фильм специально позиционировали как «не-повтор» Успенского, но аллюзия все равно напрашивается, — пояснил Сергей Маленко. — Писатель рассказывал о маленьком существе, одиноком, никому не нужном, потерянном. Вся история Успенского – о том, как Чебурашка находит друзей. И все они: дети, взрослые, животные вместе делают какие-то очень важные дела, становятся друзьями. Что же мы видим здесь? Кто такой Чебурашка? Чебурашка — в этом фильме без сомнения ребенок. Он маленького роста, плохо разговаривает. И что мы видим со стороны взрослых? Они его максимально не приемлют, они его отвергают. Принятие ребенка с неординарной внешностью вызывает у них приступ ксенофобии и резкое отторжение. Совершенно логично, что все это заканчивается предательством. История Дьяченко – о тщедушных, мелких людях, которые решают свои частные проблемы за счет других. Герой Гармаша пытался загладить вину перед дочерью, но сделал на самом деле еще более страшную вещь: он предает ее дважды, пытаясь вторым предательством хоть как-то загладить первое. С точки зрения этики этот фильм даже вреден для показа. Он учит жадности, учит безответственности.
Профессор Маленко также уверен, что успех фильма ситуативный и достигнут за счет использования проверенных, отточенных кинематографических приемов. Второй раз такое кино смотреть не будут. Киношники научились делать фильмы по схемам, но перестали быть художниками, — уверен учёный. Интерес к фильму, по мнению философа, связан с глубинным запросом общества не только на сказку и покой, но и на нравственность, чистоту.
— Большие художники всегда идут за смыслами, они своими произведениями раскрывают то, что общество просит, — поясняет Сергей Маленко. — И это не ностальгия по советскому периоду. Это ностальгия по важным, базовым смыслам, которых сегодня в общении между людьми нет. Все хотят быть карьерными, успешными, но никто не хочет ни о ком заботиться. Мы решаем свои профессиональные задачи, правда непонятно зачем. Кассовость «Чебурашки» – пример того, какое у нас общество теперь. И то, что фильм не вызвал вопросов у основной массы зрителей – крайне настораживает. Визуальные дефекты ленты – это не страшно, страшна смысловая пустота. Такой фильм вообще нельзя показывать. Детей приучают к тому, что взрослые могут предать и это нормально. Но мы должны другому их учить. Общество не просто сильно изменилось, оно глубоко больно. Психологи и педагоги давно говорят о проблеме детского одиночества. Но у Успенского ребенка вырвали из этого состояния, показали светлые дела, нужные всем. А «Чебурашка» Дьяченко – это пример того, как это одиночество не преодолевается, а лишь постоянно усугубляется. Такой ребенок будет одиноким всю жизнь.
Старуха Шапокляк
В своих интервью Успенский часто любил рассказывать, что образ Шапокляк он списал со своей первой жены — «гражданки строгой, противной и вредной» (мол, даже не понимаю, как я с ней 18 лет вместе прожил?). Хотя иногда писатель спохватывался и добавлял:
Фото: Кадр из м/ф «Шапокляк», 1974 г.
В 2014 году Успенский всё-таки пересмотрел свою версию и рассказал на канале «Дети.TV» следующее:
Образ старушки, которая, аки панк, ходит с ручной крысой и всячески хулиганит, получился очень комичным. О том, что Шапокляк — это не просто смешное имя, а название старинного головного убора, я впервые узнал, благодаря советскому фильму «Возвращение Максима», где неприятный персонаж Платон Дымба распевал такую песенку:
Оказалось, что шапокляком называлась модель цилиндра, изобретённого во Франции в 1820-х годах. Особенность модели заключалась в том, что цилиндр можно было легко складывать, просто ударив рукой по выступавшей верхней части.
Шапокляк, справа — коробка для его храненияФото: Samuel Uhrdin, wikipedia.org
Имя старухи и стало отправной точкой для Шварцмана. Художник не только водрузил на её голову тот самый шапокляк (правда, в постоянно сплюснутом состоянии), но и вообще одел в стиле ретро. Строгое чёрное платье с белоснежными манжетами и воротником ещё больше усиливало контраст с безобразным поведением героини.
Фото: Кадр из м/ф «Крокодил Гена», 1969 г.
Частично источником вдохновения для Шварцмана послужила и его тёща. Нет-нет, ни о какой «вредности» в данном случае речь не идёт. Художник позаимствовал у тёщи причёску — седые волосы, аккуратно уложенные и заколотые на затылке.
Интересно, что сегодня Успенский называет старуху Шапокляк самым любимым персонажем своей сказки — прежде всего, за «неоднозначность мышления». Эту «неоднозначность» можно было заметить уже в мультике «Шапокляк», где зловредная старуха в итоге примиряется с Геной и Чебурашкой и даже помогает им в борьбе с туристами-браконьерами.
Наибольшую же трансформацию испытал образ Чебурашки, и он заслуживает отдельного разбора.
Продолжение следует…
Производство
Анонс полнометражного художественного фильма под названием «Чебурашка» состоялся в октябре 2020 года. Стало известно, что годом ранее киностудия «Союзмультфильм» получила права на Чебурашку от семьи Эдуарда Успенского и затем разрешила использовать образ персонажа компании Yellow, Black and White, которая приступила к производству фильма при поддержке телеканала «Россия-1» и федеральной некоммерческой организации «Фонд кино». Сценарий создавался около полутора лет коллективом авторов во главе с Виталием Шляппо, кресло режиссёра занял Дмитрий Дьяченко, в качестве продюсера проекта выступил Эдуард Илоян. Многие из создателей фильма ранее были задействованы в трилогии «Последний богатырь» и других популярных проектах Yellow, Black and White.
Съёмочный процесс проходил с сентября 2021 года по июнь 2022 года в основном в городе Сочи Краснодарского края: на территории сочинского парка «Дендрарий», в Санатории имени С. Орджоникидзе, на местной набережной. Авторы отмечали, что выбрали данные локации для создания «атмосферы сказочного безвременья». Отдельные сцены снимались в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках и Подмосковье. Компания-дистрибьютор «Централ Партнершип» по окончанию съёмок на своём канале в YouTube выложила первый тизер фильма, а в октябре создатели представили полноценный трейлер, с несколько изменённым дизайном главного героя.
Премьера «Чебурашки» состоялась 23 декабря 2022 года в кинотеатре «Октябрь» в Москве на Новом Арбате. 1 января 2023 года компания «Централ Партнершип» выпустила фильм в широкий прокат.
Сборы
В день премьеры «Чебурашка» собрал 226 млн рублей, а за три дня отбил свой бюджет в 850 млн. По состоянию на 6 января кассовые сборы составили 2 млрд рублей, это был шестой случай в истории российского кинематографа, когда фильму удалось дойти до такой отметки. По прошествии восьми дней проката сборы превысили 3 млрд рублей. 10 января со сборами в 3,09 млрд рублей «Чебурашка» стал самым кассовым российским фильмом в истории, превзойдя такие хиты проката как «Холоп» и «Движение вверх». 13 января с показателем в 3,53 млрд занял первое место по сборам среди всех фильмов, когда-либо выходивших в российский прокат — опередил лидировавший долгое время «Аватар». 15 января был взят рубеж в 4 млрд рублей. В начале февраля появились сообщения о преодолении фильмом отметки в 6 млрд рублей.
Кто такой Чебурашка?
«― Кто вы такой?
― А я не знаю…
― Вы, случайно, не медвежонок?
― Может быть. Не знаю я».
Чебурашка – это главный персонаж сказки-повести, а также центральное лицо в мультфильме Качанова. Это неуклюжее животное с большими ушами и детскими, невинными глазами. Смотря на него, сложно представить, что такое создание может сделать что-то плохое или хоть как-то обидеть.
Имя Чебурашке придумал сам Эдуард Успенский. Чебурашкой называли её племянницу, которая постоянно падала и попала в неприятности. Мультипликаторы долго придумывали этого персонажа. По данным опросов многие сопоставляют Чебурашку с такими животными, как:
- коала;
- ленивец;
- мартышка Мона.
Чебурашка – милейший персонаж, который нравится всем своим внешним видом, добрым сердцем и открытой душой.
Сюжет и герои[править | править код]
Чебурашку пытались пристроить в зоопарк, но работники зоопарка не приняли неизвестного зверька, потому что не знали, в какую клетку его посадить. В конце концов его пристроили в магазин уценённых товаров. Чебурашка встретился с крокодилом Геной, который работал в зоопарке крокодилом. Гена на тот момент был одинок и развешивал объявления о поиске друзей. Потом они уже вместе нашли новых друзей, в числе которых лев Чандр, щенок Тобик и пионерка Галя. Друзья помогали другим персонажам — людям и говорящим животным. Старуха Шапокляк и её ручная крыса Лариска пытались всем напакостить. По окончании стройки выяснилось, что дом, где будут становиться друзьями, уже не нужен: все герои подружились в процессе строительства. Построенный ими дом было решено отдать под клуб, где все они могли бы собираться по вечерам. Чебурашку устроили работать в детский сад игрушкой.
Старуха Шапокляк
Старуха Шапокляк, названная в честь старомодного головного убора, — главный антагонист Чебурашки и Гены. Согласно книге, её основное занятие — «собирать злы», в мультфильме её девиз выражен в песенке: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя». Шапокляк при поддержке живущей в её ридикюле крысы Лариски устраивает жестокие розыгрыши над невинными жителями города. По мере знакомства с Геной и Чебурашкой Шапокляк постепенно встаёт на путь исправления, обычно возвращаясь к хулиганству в начале следующего выпуска мультфильма.
В интервью Успенский заявил, что прототипом Шапокляк стала первая жена писателя, а художник Леонид Шварцман, придумавший внешний вид мультипликационных персонажей, по собственному признанию, отчасти «срисовал» Шапокляк со своей тёщи.