«царь эдип»: краткое содержание. «царь эдип», софокл

Эдип

Краткий пересказ для читательского дневника

В первой главе Софокл описывает процессию священников, которые приходят к алтарю за пределами дворца, чтобы оплакать чуму, постигшую Фивы. Священники надеются, что боги проявят милосердие к городу и снимут свое проклятие. Правитель уже послал своего зятя Креонта к оракулу, чтобы узнать, что предпринять.

Во второй главе царь зовет Тиресия. Пророк сначала отказывается говорить, но затем обвиняет царя в убийстве Лая. Эдип гневно прогоняет Тиресия, а тот в ответ мрачно намекает ему о кровосмесительном браке, будущей слепоте, позоре и странствиях.

Эдип советуется с Иокастой. Королева призывает его игнорировать пророчества, потому что однажды пророк ей сказал, что ее муж Лай умрет от рук их сына. По словам Иокасты, пророчество не сбылось, потому что ребенок умер, а Лай был убит группой грабителей на перекрестке. Эдип расстраивается из-за слов Иокасты, ведь до прихода в Фивы он убил человека, похожего на Лая.

В третьей главе правитель узнает от пастуха, что Полиб — царь Коринфа и его отец — умер от старости. Иокаста радуется, ведь это доказательство того, что услышанное Эдипом пророчество не сбудется. Но царь беспокоится, чтобы не свершилось предсказание с его матерью Меропой.

В четвертой главе царь, уверенный в том, что худшее, что он может услышать, — это рассказ о его скромном рождении, с нетерпением ждет пастуха. Сначала тот отказывается говорить, но под угрозой смерти признается, что Эдип на самом деле сын Лая и Иокасты. Пророчество, которого царь так боялся, сбылось. Главный герой мучается из-за того, что убил своего отца и женился на матери.

Эдип, врываясь во дворец, обнаруживает, что Иокаста покончила с собой. Он вынимает булавки из ее платья и вонзает себе в глаза, чтобы больше не смотреть на страдания, которые причинил. Ослепленный и опозоренный Эдип умоляет Креонта убить его, но в конце пьесы он тихо подчиняется ему и смиренно ожидает оракула, который определит, останется ли он в Фивах или будет изгнан навсегда.

Миф об Эдипе

Миф об Эдипе, который также появляется в произведениях Гомера, представляет собой историю обреченной попытки человека перехитрить судьбу. Трагедия Софокла дополняет его и драматизирует болезненное открытие Эдипом его истинной личности.

Правители Фив Лай и Иокаста предупреждены оракулом в Дельфах, что их сын убьет отца. Чтобы предотвратить трагическое предсказание, царь отдает ребенка пастуху, который уводит его в Коринф. Там посланник передает ребенка правителю и его жене, у которых не было детей. Не зная личности ребенка, супруги усыновили малыша и назвали его Эдипом.

Эдип растет как принц Коринфа, но слышит тревожные истории о том, что коринфский царь не его настоящий отец. Он поехал в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, и узнает пророчество, что убьет родного отца и женится на матери. В ужасе Эдип решает не возвращаться домой, чтобы избежать ужасной судьбы.

Рядом с Фивами он встречает старика в колеснице с сопровождающими. Когда старик оскорбляет Эдипа, тот убивает его.

За пределами Фив он встречает чудовищного Сфинкса, терроризирующего сельскую местность. Сфинкс бросает вызов Эдипу своей загадкой: «Что передвигается на четырех ногах на рассвете, двух — в полдень, трех — вечером?». Эдип отвечает правильно («человек») и убивает монстра.

Люди объявляют его героем, а когда узнают, что Лай был убит, признают своим правителем. Эдип женится на Иокасте, у них рождается четверо детей.

Предсказание сбывается

Во время очередного путешествия юноша направлялся к Фивам. Когда он был уже неподалёку от городских ворот, его нагнала роскошная колесница. 

Сидевший в ней старик изо всех сил ударил бродягу Эдипа, а его слуги вознамерились убить странника. В гневе Эдип ударил старца, а потом расправился с его прислужниками. Уцелеть сумел лишь один из рабов, что сопровождали колесницу.

Войдя в город, Эдип испытывал чувство вины: он не хотел никому причинять зло, но вынужден был защищаться. В это же время прибывший в Фивы раб рассказал, что колесница царя Лая столкнулась с каким-то нищим, что убил и правителя, и его свиту. Всеобщую скорбь усугубило появление Сфинкса, что не давал покоя людям, погубив многих странников.

Решив помочь фиванцам, Эдип отправился к месту охоты чудовища. Сфинкс загадал ему загадку, неправильный ответ грозил смертью. 

Вопрос был таков: кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень поднимается на две ноги, а вечером стоит на трёх? Сообразительный Эдип быстро понял, что это – человек (в разном возрасте). В отчаянии Сфинкс сбросился со скалы.

Список использованной литературы:

1. Витц Пол К. Психология атеизма. Перевод Яна Шапиро под ред. Е. Канищевой, М., 2002.

2. Культурно-исторический контекст феномена «Эдипов комплекс». Л.С. Драгунская. Доклад на семинаре Российского психологического общества (Москва, апрель 1998 г.)

3. Мифы народов мира. Москва. «Советская энциклопедия». 1982.

4. Психоанализ и психологическая теория личности . И. И. Мунерман. М.: Наука, 1995

5. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гроздева под редакцией канд. Филос. Наук С. М. Черкасова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. С. 211-212.

6. Руткевич А.М. “От Фрейда к Хайдеггеру”. М., 1990.

7. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989.

8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – (Серия «Классики науки»).

С. 211-215

9. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. С. 447.

10. Эдипов комплекс. Проблемы психоанализа.Янг Р.М., М.: Проспект. — 2002, 78 с.

Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989, С. 43

Эдипов комплекс. Проблемы психоанализа.Янг Р.М., М.: Проспект. — 2002, С. 30

Мифы народов мира. Москва. «Советская энциклопедия». 1982, С. 67

Культурно-исторический контекст феномена «Эдипов комплекс». Л.С. Драгунская. Доклад на семинаре Российского психологического общества (Москва, апрель 1998 г.), С. 12

Руткевич А.М. “От Фрейда к Хайдеггеру”. М., 1990, С. 371

Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. С. 447

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – (Серия «Классики науки»).

С. 211-215

Витц Пол К. Психология атеизма. Перевод Яна Шапиро под ред. Е. Канищевой, М., 2002, С. 105

Психоанализ и психологическая теория личности . И. И. Мунерман. М.: Наука, 1995, С. 128

Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гроздева под редакцией канд. Филос. Наук С. М. Черкасова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. С. 211-212

Комплекс упражнений первого блока

… дыхательных упражнений предполагается на всех этапах. Эффективность комплексов предлагаемых упражнений описана в литературе и заключается … Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. …

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

… мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу … потенциала и элементов творчества, специальный к/з комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это …

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, … интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить …

Эдипов комплекс 2

… ядро всех неврозов». Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа Современные психоаналитики признают существенную роль Эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и …

Софокл «Царь Эдип» – сюжет

В Софокл ставит один из важнейших вопросов своего времени – воля богов и свободная воля человека.

Софокл. Царь Эдип. Пересказ трагедии. Слушать аудиокнигу

Мифология, послужившая материнской почвой для античной поэзии, в особенности для трагедии, у каждого трагика получает свое истолкование. Софокл использовал в сюжете своей драмы миф о несчастном царе Эдипе в целях показа столкновения воли богов и воли человека. Если в трагедии «Антигона» Софокл поет гимн человеческому разуму, то в трагедии «Царь Эдип» он поднимает человека на еще большую высоту. Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Пусть человек не может избежать бед, предназначенных богами, но причина этих бед – характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. Свободная воля человека и обреченность его – главное противоречие в трагедии «Царь Эдип».

Софокл рассказывает здесь о судьбе Эдипа, сына фиванского царя Лая. Лаю, как это известно из сюжета мифа, была предсказана смерть от руки собственного сына. Он приказал проколоть ноги младенцу и бросить его на горе Киферон. Однако раб, которому было поручено убить маленького царевича, спас ребенка, и Эдип (что в переводе с греческого значит «с опухшими ногами») был воспитан коринфским царем Полибом.

Уже будучи взрослым, Эдип, узнав от оракула, что он убьет отца и женится на матери, ушел из Коринфа, считая коринфских царя и царицу своими родителями. По дороге в Фивы он в ссоре убил неизвестного старика, который оказался Лаем. Эдипу удалось освободить Фивы от чудовища – Сфинкса. За это он был избран царем Фив и женился на Иокасте, вдове Лая, то есть на собственной матери. В течение многих лет царь Эдип пользовался заслуженной любовью народа.

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864

Но вот в стране случился мор. Трагедия Софокла начинается как раз с того момента, когда хор молит царя Эдипа спасти город от страшной беды. Дельфийский оракул объявил, что причина этого несчастья в том, что среди граждан есть убийца, которого следует изгнать. Эдип всеми силами стремится найти преступника, не зная, что им является он сам. Когда же Эдипу стала известна истина, он ослепил себя, считая, что это заслуженная кара за совершенное им преступление.

Главные и второстепенные герои

Как и другие драматурги того времени, Софокл писал свои пьесы в виде театральных интерпретаций известных мифов греческой культуры. Автор особенно прославлял мифических героев Троянской войны — персонажей, которые появляются в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Характеристика главных героев:

  1. Эдип является центральной фигурой и трагическим героем пьесы Софокла «Царь Эдип». Изначально он предстает перед читателями как величественный царь Фив, но вскоре становится удрученным человеком, смиренным своей ужасной судьбой.
  2. Креонт — брат Иокасты. Сначала царь обвиняет Креонта в том, что тот пытался свергнуть его с трона, но он оправдывается, когда главный герой осознает свою вину в убийстве Лая. Удрученный Эдип покидает Фивы в конце пьесы, а Креонт становится королем.
  3. Тиресий — старый слепой провидец, который рассказывает царю о его судьбе. Старик обладает особым даром предвидения, полученным от богов. Главный герой обвиняет его в измене, но потом выяснятся, что Тиресий оказался прав.
  4. Иокаста — королева Фив. Сначала она выходит замуж за Лая, а когда его убивают и Эдип провозглашается новым правителем, становится его женой. В конце Иокаста понимает, что царь — ее сын. Трагический оракул исполнился.

В трагедии есть также второстепенные персонажи. В список наиболее заметных из них вошли:

  1. Священник появляется в начале пьесы. Он умоляет короля и богов покончить с чумой в городе.
  2. Хор старцев виден на протяжении всей пьесы. Он олицетворяет горожан, реагирующих на новые повороты сюжета.
  3. Пастух Лаия подтверждает трагическую судьбу Эдипа, говоря, что Иокаста и Лай являются его настоящими родителями. Он отправил царя, когда тот был младенцем, в Коринф, чтобы тот рос в семье коринфского правителя Полиба.
  4. Антигона и Исмена — дочери царя. Они плачут с ним в конце пьесы.

В четвертой главе царь, уверенный в том, что худшее, что он может услышать, — это рассказ о его скромном рождении, с нетерпением ждет пастуха. Сначала тот отказывается говорить, но под угрозой смерти признается, что Эдип на самом деле сын Лая и Иокасты. Пророчество, которого царь так боялся, сбылось. Главный герой мучается из-за того, что убил своего отца и женился на матери.

Эдип, врываясь во дворец, обнаруживает, что Иокаста покончила с собой. Он вынимает булавки из ее платья и вонзает себе в глаза, чтобы больше не смотреть на страдания, которые причинил. Ослепленный и опозоренный Эдип умоляет Креонта убить его, но в конце пьесы он тихо подчиняется ему и смиренно ожидает оракула, который определит, останется ли он в Фивах или будет изгнан навсегда.

Миф об Эдипе

Миф об Эдипе, который также появляется в произведениях Гомера, представляет собой историю обреченной попытки человека перехитрить судьбу. Трагедия Софокла дополняет его и драматизирует болезненное открытие Эдипом его истинной личности.

Правители Фив Лай и Иокаста предупреждены оракулом в Дельфах, что их сын убьет отца. Чтобы предотвратить трагическое предсказание, царь отдает ребенка пастуху, который уводит его в Коринф. Там посланник передает ребенка правителю и его жене, у которых не было детей. Не зная личности ребенка, супруги усыновили малыша и назвали его Эдипом.

Эдип растет как принц Коринфа, но слышит тревожные истории о том, что коринфский царь не его настоящий отец. Он поехал в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, и узнает пророчество, что убьет родного отца и женится на матери. В ужасе Эдип решает не возвращаться домой, чтобы избежать ужасной судьбы.

Рядом с Фивами он встречает старика в колеснице с сопровождающими. Когда старик оскорбляет Эдипа, тот убивает его.

За пределами Фив он встречает чудовищного Сфинкса, терроризирующего сельскую местность. Сфинкс бросает вызов Эдипу своей загадкой: «Что передвигается на четырех ногах на рассвете, двух — в полдень, трех — вечером?». Эдип отвечает правильно («человек») и убивает монстра.

Люди объявляют его героем, а когда узнают, что Лай был убит, признают своим правителем. Эдип женится на Иокасте, у них рождается четверо детей.

Софокл «Царь Эдип» очень кратко

Софокл «Царь Эдип» краткое содержание для читательского дневника:

В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия, и чтобы болезнь исчезла, надо найти убийцу. Эдип удивляется, почему убийцу не искали раннее, на что ему поясняют, что раньше люди беспокоились о Сфинксе, который терроризировал жителей.

Собственно, благодаря победе над Сфинксом Эдип стал правителем Фив и женился на жене Лаия – Иокасте. Узнав предсказание, царь издает указ найти убийцу, однако это оказывается не так просто. Ведь Лаия умер от рук незнакомца за пределами Фив. Тогда Эдип обращается за помощью к слепцу – прорицателю Тересию.

Тот не хочет отвечать на вопрос царя. Эдип гневается и начинает подозревать старика, однако тот в результате сознается, что убийца – сам царь. Правитель начинает подозревать, что все это козни Креонта – брата Иокасты, который хочет занять престол. Но Тересий отрицает все это и говорит лишь, что Эдип сам не знает, в каком живет грехе и кто его отец и мать.

Эдип вызывает к себе Креонта и предъявляет тому обвинение в измене. Креонт божится, что царь ошибается. За брата заступается Иокаста, которая утверждает, что все пророчества лживы, ведь ею мужу была предсказана смерть от руки сыны, а Лаию убил неведомый путник.

Эдип уточняет, где и как это произошло и понимает, что когда он шел в Фивы, то действительно непреднамеренно убил мужчину, который ударил его, чтобы тот сошел с дороги. Ему говорят, что остался один свидетель происшествия и царь посылает за ним.

В это время приходит посланец из Коринфа и извещает Эдипа, что его отец умер, и коринфяне хотят видеть его на престоле. Однако Эдип отказывается, мотивируя это тем, что ему предсказали убить отца и женится на собственной матери. Поэтому он и покинул Коринф. Тогда вестник объявляет, что на самом деле Эдип не родной сын коринфской царской четы, что он получил его от пастуха из Фив.

Иокаста все понимает, ведь у нее когда-то был сын, которого ее муж отдал пастуху. Пастух должен был оставить мальчика в лесу, чтобы не исполнилось страшное пророчество. Когда пастуха привели к царю, он сознался, что действительно отдал ребенка другому пастуху, который направлялся в Коринф. В то же время другой пастух подтверждает, что именно Эдип убил Лаию.

Эдип в отчаянии. Когда ему сообщают о самоубийстве Иокасты, его матери и жены, он охватывает ее труп и, сорвав фибулу, вонзает иглу себе в глаза. После этого он прощается со своими детьми и уходит в изгнание. В последних строках трагедии заключен ее основной урок: от судьбы сбежать невозможно, и не надо завидовать тому, кто в чем-то лучше, ведь неизвестно, что ожидает его впереди.

Это интересно: Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила, написанная в 444–443 годах до н. э., является одним из самых известных античных произведений, оказавших большое влияние на мировую литературу. Для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Прометей прикованный» по эписодиям. Несмотря на то, что книга была написана сотни лет назад, она и в наши дни не теряет своей актуальности.

Цитаты других персонажей из «Царя Эдипа»

Ознакомьтесь с цитатами других персонажей «Царя Эдипа», такими как цитаты аргументов Эдипа и Тиресия, строки из припева, цитаты жены Эдипа и другие.

33. «Вы поднялись до кризиса? Ни слова, ты и твои птицы, твои боги — ничего. Нет, но я проходил мимо, Невежественный Эдип, я остановил Сфинкса! Без помощи птиц полет моего собственного интеллекта попал в цель ».

— Хор.

34. «Человек агонии — это единственное имя, которое у меня есть для тебя, это, никакое другое — никогда, никогда, никогда!»

— Иокаста.

35. «Но сначала я расскажу вам, зачем я пришел. Я не боюсь вашего недовольства — вы не можете меня уничтожить ».

— Тиресиас.

36. «Для меня травма, нанесенная этим отчетом, не является единичным случаем — нет, она имеет самый большой размах. в конце концов, если меня здесь, в городе, назовут нечестивым человеком, плохим гражданином, вы и мои друзья.»

— Креонт.

37. «Вот чего стоят пророки и пророчества! Не бойтесь их. Сам Бог может показать нам, чего он хочет, по-своему «.

— Иокаста.

38. «Итак, пока мы ждем, чтобы увидеть этот последний день, мы не можем назвать смертного счастливым, пока он не выйдет за пределы жизни свободным от боли».

— Хор.

39. «Слепой, у которого теперь есть глаза, нищий, который теперь богат, он нащупывает путь к чужой земле, шаг за шагом стуча палкой перед ним».

— Тиресиас.

40. «Как ужасно может он познать истину, Когда в истине нет помощи! Я хорошо это знал, Но заставил себя забыть. Я не должен был приходить ».

— Тиресиас

Ребёнок, спасённый слугой

У фиванского царя Лая не было наследников, что сильно его печалило. Однажды правитель решил отправиться в Дельфы, где спросил у оракула, пошлют ли небеса ему ребёнка. 

Прозвучавшее в ответ пророчество ошеломило Лая. Ему было сказано, что рождённый от него сын станет его убийцей. Конечно, подобное предсказание испугало Лая. Когда же он узнал о беременности супруги, решение пришло незамедлительно.

Когда у царицы Фив на свет появился сын, Лай приказал унести мальчика в лес. По требованию царя малышу прокололи ноги, чтобы тот скорее погиб и не мог никуда уползти. 

К счастью, слуга, что должен был выбросить ребёнка, оказался гораздо человечнее своего господина. Встретив пастуха, он отдал ему младенца. Тот же отнёс мальчика к коринфскому правителю Полибу, что мечтал о появлении ребёнка, ведь был бездетен.

Древнейшая версия мифа об Эдипе и её развитие великими античными трагиками

Фиванский миф о царе Эдипе и его роде, обреченном судьбой на гибель, пользовался в Древней Греции не меньшей известностью, чем легенды Геракле, Персее, аргонавтах, Троянской войне и странствованиях Одиссея. И сейчас Эдип — один из самых популярных и символичных персонажей древнегреческих мифов о героях. Гомер уже знал печальную историю Эдипа, знал, что отец Эдипа, фиванский царь Лай, получил страшное предсказание о нем и велел бросить младенца-сына со связанными ногами в безлюдной местности гор Киферона. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе. Достигнув совершеннолетия, он пошел в Фивы и по дороге, в тесном ущелье, убил Лая, не зная, что он – его отец. После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. Когда боги открыли эту тайну, Иокаста удавилась, прикрепив петлю к высокой перекладине, а душу Эдипа богини мщения Эринии ввергли в тяжкие мучения, и он выколол себе глаза. Миф об Эдипе говорил далее, что весь род этого невольного беззаконника подвергся проклятию, чья сила губила поколение за поколением. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса, и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Это и сбылось. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы. Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне.

Эдип и сфинкс

Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании. Но полное развитие миф об Эдипе и его доме получил лишь в позднейшие времена, в произведениях аттических трагиков. Они любили брать предметом поэтической разработки этот миф, основанный на мысли о всемогуществе судьбы и зыбкости человеческих предположений и надежд. Но уже раньше трагиков, легенда была видоизменена влиянием египетской мифологии: чудовище Фикс, жившее на горе Фикионе и опустошавшее её окрестности, было превращено в Сфинкса – крылатое существо, с телом льва и головой женщины. Оно предлагало прохожим загадку и низвергало их всех в пропасть, потому что найти правильный ответ на неё никто не мог. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса, и тогда само чудовище бросилось со скалы.

Мифы древней Греции. Эдип. Тот, что пытался постичь тайну

Все три крупнейших аттических трагика – Эсхил, Софокл и Еврипид – использовали содержание мифа об Эдипе и его детях в своих знаменитых трагедиях («Семеро против Фив» Эсхила, «Антигона», «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне» Софокла, «Просительницы» Еврипида). Каждый из них видоизменил его по особенностям своих взглядов и характера. Но главные черты сказания у них одинаковы.

Образ Эдипа: характеристика героя

В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.

В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.

Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.

Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.

Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.

Эдип и Прометей Эсхила – что общего?

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» повествует о титане, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, за что Зевс наказывает его, приковав к горной скале.

Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.

Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.

Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.

Разговор о замужестве

Закончив, наконец, говорить о медицине, братья возвращаются к теме замужества Анжелики. В «Мнимом больном» Мольера, кратко пересказанном в этой статье, рассказывается, что Арган непреклонен. Либо замуж за доктора, либо — в монастырь. К мысли о том, чтобы отправить дочь в монастырь, уже давно его наталкивает супруга. Об этом ему говорит Беральд, но главный герой отказывается верить, что у его жены может существовать какой-то злой умысел.

Чтобы доказать ему обратное, Туанетты предлагает устроить небольшой розыгрыш, который должен показать истинное лицо Белины. Арган соглашается притвориться мертвым.

Наследие и Эдипов комплекс

Царь Эдип не только ставился на протяжении всей античности, но и исполняется по сей день и является обязательным чтением во многих школах. Она сохранилась как образец для пьес таких известных авторов, как Сенека, Драйден и Вольтер. Психоаналитик Зигмунд Фрейд даже придумал выражение «Эдипов комплекс» для описания фазы развития, когда человек может испытывать желание к своему родителю противоположного пола. Дэвид Грен писал, что Эдип служит «метафорой для стремления каждого человека к личной идентичности и самопознанию в мире невежества и человеческих ужасов» (11).

https://www.worldhistory.org/Oedipus_the_King/

О личности Софокла

Софокл появился на свет под Афинами, в поселке Колон. Это место знаменито жертвенниками и алтарями посвященными Афине, Деметре и Посейдону. Действие одной из дошедших до нас трагедий, «Эдип в Колоне», Софокл переносит в свой родной город.

Родом он из обеспеченной семьи, которая дала ему прекрасное образование. Софокла два раза выбирали военачальником Афин и членом совета по выделению казны на различные нужды.

Самой важной целью в жизни считал написание трагедий для театра города Афин. Он соревновался с Эсхилом на афинской сцене в постановке пьес, и его первые трагедии одержали уверенную и безоговорочную победу над Эсхилом. Софокл написал 123 трагедии, но до нас дошло всего семь его творений:

Софокл написал 123 трагедии, но до нас дошло всего семь его творений:

  • «Царь Эдип»;
  • «Эдип в Колоне»;
  • «Антигона»;
  • «Трахинянки»;
  • «Аякс»;
  • «Электра»;
  • «Филоктет».

Софокл, по сведениям Кефала («Государство», Платон), обладал хорошим характером, был общительным и любил пошутить, не брезговал развлечениями, вином и другими потехами. Дружил с Геродотом.

Прожил долгую жизнь и умер в 90 лет. Похоронен в Афинах. Жители города воздвигли алтарь в его честь и раз в год прославляли Софокла, причисляя его к героям.

Софокл

Софокл (около 496 г. до н. э. — около 406 г. до н. э.) родился в богатой семье в деме или пригород Колона за пределами центра Афин. Помимо того, что он был писателем, он был чрезвычайно активен в афинской общественной жизни, занимая пост казначея в 443-42 годах до н. э. и генерала 441-40 годов до н. э. Когда ему было за восемьдесят, его назначили членом группы специальных магистратов, которым была поручена сомнительная задача по организации как финансового, так и внутреннего восстановления в 412-11 годах до н. э. после катастрофического поражения при Сиракузах. У него было два сына: Иофон от его жены Никосрат и Аристон (также называемый Софоклом) от его любовницы Теори. Оба сына в конце концов станут драматургами. Среди его близких друзей были историк Геродот и государственный деятель Перикл.

Несмотря на активную деятельность в афинских политических кругах, его пьесы редко содержат какие-либо ссылки на текущие события или проблемы, что затрудняет датировку его пьес. Классицист Эдит Гамильтон писала, что он был бесстрастным, отстраненным наблюдателем жизни. В ее книге Греческий Путь, она сказала, что красота его пьес заключалась в их простой, ясной и разумной структуре. Он был воплощением того, что мы знаем как греческое. Она писала, что «…все определения греческого духа и греческого искусства — это прежде всего определения его духа и его искусства. Он навязал себя миру как квинтэссенцию грека, и качества, в высшей степени присущие ему, приписываются всем остальным» (198-199). Она добавила, что он был консервативен в политике и верил в установленный порядок вещей, даже в теологии. Автор Дэвид Грен в своем переводе Царь Эдип сказал, что в его пьесах были жестко контролируемые сюжеты со сложными диалогами, контрастами персонажей, переплетением разговорных и музыкальных элементов и «текучестью словесного выражения».

Эписодий третий

Видя удрученное состояние Эдипа, гонец успокаивает его. Если это единственная причина по которой он не может туда поехать, то не стоит больше из-за этого переживать и объясняет почему. Кровного родства между ними нет. Царь и царица усыновили его, когда он был младенцем. Гонец лично передал его им в руки с Киферона, а до этого ребенка ему передал какой-то пастух.

Эдип спрашивает жену, не тот ли это пастух, который был при Лае? Чей он сын в конце концов? Иокаста была женщиной умной. Она сразу обо всем догадалась. Царица пытается успокоить супруга и просит его оставить все как есть. Не надо ворошить прошлое. От этого будет только всем хуже. Царица уходит, погруженная в печаль. Эдип не собирался прислушиваться к ее словам. Он решил добиться правды о своем происхождении, какой бы горькой она ни была.

Убежище и смерть в Афинах

Слепой и гонимый отовсюду, сопровождаемый только своей дочерь Антигоной, он покинул Фивы и отправился в Афины, где попросил убежища у царя Тесея, пообещав при этом принести городу великое благо. Туда к нему прибыла Исмена, сообщившая о том, что происходило в Фивах: сыновья Эдипа Полиник и Этеокл рассорились из-за власти, и младший, Этеокл, изгнал Полиника, который бежал в Аргос. Там он взял в жёны дочери царя Адраста и стал готовить против родного города поход «Семерых против Фив».

В то же время Креонт стал разыскивать Эдипа, чтобы вернуть его в Фивы, чтобы проклятия Лая пали после смерти Эдипа на его могилу, избавив тем самым город от несчастий. Благодаря поддержке Тесея, Эдип избавился от Креонта и прогнал Полиника, который явился просить отца, чтобы тот помог ему получить власть.

Эдип в Колоне. Фульшран Жан Аррье

Незадолго до смерти Эдип позвал Тесея, чтобы отплатить за оказанное ему добро, и сообщил тайну, благодаря которой Афины должны были спастись от возможного нападения Фив. Затем земля разверзлась, и Эдип исчез в том месте, о котором было известно только Тесею.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: