Биография вениамина ефимовича баснера

Вениамин баснер

Заслуги

За свой второй струнный квартет Баснер получил приз на Международном конкурсе композиторов в Варшаве в 1955 году. В это время он также получил заказ на свою первую музыку к фильму «Бессмертный гарнизон» (1956) режиссера Захара Аграненко — с этой работой он сделал свой прорыв как композитор фильма.

Баснер добился большой популярности как композитор фильмов и песен, что продолжалось даже в постсоветский период. Он написал музыку для более 100 фильмов и более 300 песен. Самые популярные песни «На безымянной высоте» из фильма Тишина (1964) и «С чего начинается Родина» из фильма Щит и меч (1968). Он также сочинил две оперы, балет, оперетты и мюзиклы, симфонии, концерты, другие оркестровые произведения, вокальную и инструментальную камерную музыку.

Первые композиции показали влияние Шостаковича, но Баснер вскоре разработал самостоятельный стиль. В 3-м струнном квартете он работал над военным опытом, концерт для скрипки был создан после посещения Освенцима. Часто доминирует трагический основной тон, но есть также лирические настроения и гротескные моменты — в некоторых темах присутствуют элементы еврейской народной музыки; его сценические произведения более легкие. Многие из серьезных работ Баснера, писал советский музыкальный эксперт Борис Иоффе, «оставались в тени его популярности как автора шлягеров».

Борис Торхин для Blatata.Com

С чего начинается… музыка в кино

ВЕНИАМИНОМ Баснером написана музыка более чем к ста кинофильмам. Как попал профессиональный скрипач в кино?

«Сразу после войны было принято решение охватить нашей пропагандой страны «народной демократии», которые сколачивались в «социалистический лагерь». И нужно было дублировать на разных языках лучшие советские фильмы: «Депутат Балтики», «Юность Максима», еще несколько, к которым музыку писал в 30-е годы молодой Дмитрий Шостакович. Дублировать и записывать текст было относительно просто, а музыка, что с ней делать? Она ведь часто шла фоном, под слова, нужно было делать наложение — значит, заново записывать. Воспроизводящей аппаратуры, кроме проектора, тогда не было никакой, магнитофонов не существовало, партитуры тоже не сохранились. Сам Шостакович был тогда занят — да он никогда и не возвращался к написанному — и отказался восстанавливать. И вот помню, как я сидел в студии «Ленфильма» с Олегом Каравайчуком, помногу раз прокручивал куски фильма и по слуху быстро записывал, восстанавливал партитуру. Это была очень утомительная работа, все время в напряжении, приходилось вслушиваться в еле слышную музыку — а я в то время еще был студентом второго курса, даже не композиторского факультета, а оркестрового. Но, когда я все закончил и получившийся текст сыграл оркестр, мне оркестранты даже зааплодировали, и Шостакович впоследствии говорил мне, что я точно все услышал и записал.

На эту первую работу в кино — еще несамостоятельную — меня пригласил композитор Авраам Ашкенази. Заказ был оформлен на него, а нас с Каравайчуком наняли в качестве «негров». Но работа оказалась интересной и полезной для меня, да и заплатили хорошо — особенно для студентов.

Ну а потом уже я, по рекомендации Шостаковича, попал на «Мосфильм», где делал первые свои картины — «Бессмертный гарнизон», «Ленинградскую симфонию». Режиссером этих фильмов был известный Захар Аграненко. Но тогда я еще писал только инструментальную музыку, симфоническую. Песен не писал и думал, что никогда не буду.

Позже работал с Василием Ордынским. Его «Битву в пути» заканчивал уже Владимир Басов (Ордынский во время съемок скончался).

Вася Ордынский как раз и был тем человеком, который «повернул» меня лицом к песне. В его фильме «Человек родился» есть эпизод, когда мама укачивает малыша. Нужна была колыбельная. Замечательный поэт Володя Попов написал стихи — простенькие, но очень трогательные. И я начал к ним сочинять мелодию примерно так, как я это делал в своих инструментальных пьесах: развивал тематически, варьировал, работал с интонацией.

Наконец написал. Приношу Ордынскому — тот послушал и говорит: «Под такую мелодию ни один ребенок не уснет. Ты что, не помнишь, как тебе мама пела совсем маленькому?» И тут я начал вспоминать маму, в груди потеплело что-то — и сразу выплыла мелодия… «Замечательно, это то, что надо, — говорит Ордынский, — завтра запись». — «А кто будет петь?» — «Увидишь, через час певица приедет» (а дело было на даче под Москвой). Через час идем встречать электричку — смотрю, на платформу выпархивает очаровательное создание, совсем юная девушка, стройная, с осиной талией, с сияющей улыбкой… Люда Гурченко! (Она тогда была женой Ордынского.) Сразу, на

лету, схватила мелодию, сразу нашла верную интонацию — «тут замедлю, там сделаю паузу» — и спела чудесно, артистично.

Да про каждую песню можно целую историю рассказать. У меня вначале был чуть другой вариант песни «С чего начинается Родина?» — более простой, расхожий, что ли. И только в последней фразе песни, в самом конце я провел эту интонацию вопроса — «С чего начинается Родина?» Басов послушал и — гениальный был человек — предложил: «А давай-ка начни с последней фразы». И сразу песня получилась. В фильме «Щит и меч» ее пел Марк Бернес».

Смерть

Музыкант скончался ранней осенью 1996 года на даче в поселке Репино, на Карельском перешейке. Причиной смерти композитора стал сердечный приступ. Могила Баснера находится на кладбище в Комарово, где за 30 лет до Вениамина Ефимовича похоронили его любимую поэтессу Анну Ахматову. В том же некрополе нашел последний приют художник Натан Альтман — автор портрета Анны Андреевны в молодости.

Дискография Баснера продолжила пополняться после его кончины. В год смерти композитора на экраны вышел фильм Геннадия Полоки «Возвращение “Броненосца”», саундтрек к которому стал лебединой песней Вениамина Ефимовича. В нулевых годах XXI века издан ряд дисков с музыкой Баснера.

Могила Вениамина Баснера / Пётр Иванов, «Википедия»

Фамилия композитора присвоена астероиду № 4267. В 2003 году мемориальная доска в память о Вениамине Ефимовиче установлена в Ярославле, на деревянном доме, где начиналась биография музыканта, а в 2005-м — на фасаде дома № 16 по Набережной Мойки в Санкт-Петербурге, где он жил и работал долгие годы. На доске в Северной столице воспроизведены первые ноты песни «С чего начинается Родина».

Песня «Белой акации гроздья душистые». Слушать онлайн. Видео. 1976 год

https://vk.com/video_ext.php

Песня «Белой акации гроздья душистые» («Целую ночь соловей нам насвистывал») Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского. Фрагмент телефильма «Дни Турбиных». Режиссёр Владимир Басов. 1976 г.

Идёт рабочий класс (М. Матусовский)
Как, скажи, тебя зовут (М. Матусовский)
Как я помню всё это (М. Матусовский)
Книга памяти моей (М. Матусовский)
Когда зеленеет орешник (М. Матусовский)
Колыбельная (В. Попов)
Колыбельная Брамса (М. Матусовский)
Крестики-нолики (М. Матусовский)
Кто, волны, вас остановил (А. Пушкин)
Ленинградский метроном (М. Матусовский)
Летний сад (А. Ахматова)
Лирическая песня (В. Попов)
Люблю я надёжных и верных людей (М. Матусовский)
Маки (Г. Поженян)
Мальчики становятся солдатами (М. Матусовский)
Махнём не глядя (М. Матусовский)
Мир всем, кто трудится (М. Матусовский)
Мне вспомнились снова (М. Матусовский)
Моё поколенье (А. Ахматова)
Моя родимая земля (М. Матусовский)
Мы дети военной поры (М. Матусовский)
На безымянной высоте (М. Матусовский)
На всю оставшуюся жизнь (Б. Вахтин, П. Фоменко)
Надеждой сладостной младенчески дыша (А. Пушкин)
Не будем пить из одного стакана (А. Ахматова)
Не бывать тебе в живых (А. Ахматова)
Не дай мне бог сойти с ума (А. Пушкин)
Не ищите ландышей в месяце апреле (М. Матусовский)
Ностальгия (М. Матусовский)
Ночь за стеной (М. Матусовский)
О том, что я помню (М. Дудин)
Один на один (М. Матусовский)
Одинокий волк (Л. Завальнюк)
Ой ты, море-морюшко (Б. Кудрявцев)
От разлуки до разлуки (М. Матусовский)
Парижский шарманщик (М. Матусовский)
Песня о рыжем щенке (А. Галич)
Пилот не может не летать (М. Матусовский)
Планету оборудуем на совесть (М. Матусовский)
Пограничная застава (М. Матусовский)
Пой, не пой (М. Матусовский)
Поле (А. Пушкин)
Последнее письмо (М. Матусовский)
Последний день войны (М. Матусовский)
Почему (М. Матусовский)
Праздничная ленинградская (Ю. Прицкер)
Приходите к вечному огню (М. Матусовский)
Прощаться рано (М. Матусовский)
Птицы возвращаются домой (М. Матусовский)
Пулемётчики (М. Матусовский)
Размышление (М. Матусовский)
С чего начинается Родина (М. Матусовский)
Свидание (М. Матусовский)
Севастопольские бастионы (М. Матусовский)
Серебряные руки (А. Тарковский)
Середина лета (М. Матусовский)
Сказал солдат солдату (М. Матусовский)
Солдатская шинель (?)
Сталинград (Т. Калинина)
Старые пилоты (М. Матусовский)
Та река, где ты родился (М. Матусовский)
Такою бывает большая любовь (М. Матусовский)
Танго «Есть у тебя талант» (М. Матусовский)
Там, за рекою (В. Суслов)
То гаснет огонь маяка (М. Матусовский)
Третий Зачатьевский (А. Ахматова)
Ты и я (М. Матусовский)
Улица Пит (?)
Уходили парни на войну (Р. Казакова)
Хорони, хорони меня, ветер (А. Ахматова)
Чистые росы (М. Матусовский)
Что в имени тебе моём? (А. Пушкин)
Цыганская (В. Суслов)
Это было недавно (М. Матусовский)
Я — бедовая (М. Матусовский)
Я и гитара (М. Матусовский)
Я на солнечном восходе (А. Ахматова)
Я хотела позабыть (М. Матусовский)

В. Шаинский, М. Матусовский. Песня «Крейсер „Аврора“»

Борис Мокроусов в формате Guitar Pro

Композитор Анатолий Новиков. Избранные песни

Музыка

Помимо получивших всенародную любовь песен, из-под пера композитора вышли балет «Три мушкетера» и опера «Вешние воды», многочисленные мюзиклы и камерно-вокальные сочинения. Однако, как и его зарубежные коллеги-современники Нино Рота и Эннио Морриконе, Баснер наиболее прославился саундтреками к фильмам.

Среди картин, музыку к которым создал Вениамин Ефимович, не только военно-патриотические ленты («Судьба человека», «Фронт за линией фронта», «Блокада»), но и легкомысленный «Полосатый рейс» и детектив Самсона Самсонова «Мышеловка».

Песня Вениамина Баснера «На всю оставшуюся жизнь»

В фильме Михаила Ершова «Родная кровь», снятом в родной для композитора Ярославской области, музыка Баснера не менее значима, чем актерские работы Евгения Матвеева, Вии Артмане и Анатолия Папанова.

Плодотворным оказалось сотрудничество мэтра с режиссером Владимиром Басовым. «Щит и меч», «Дни Турбиных», «Опасный поворот» — вот перечень удач творческого тандема.

На склоне лет Вениамин Ефимович вернулся к музыке, побудившей его взять в руки скрипку. В 1994 году он открыл в Санкт-Петербурге театр «Симха» («Радость»), для которого написал мюзикл «Еврейское счастье». К сожалению, театр ненамного пережил своего создателя.

Биография

Родился 1 января 1925 года в Ярославле в еврейской семье, эвакуированной из Двинска с началом Первой мировой войны Оба его деда, а также родители, несмотря на вынужденную ассимиляцию евреев в СССР, говорили на идиш. С малых лет Вениамин Баснер воспитывался в еврейском духе.

Большое влияние на Баснера оказал его дед, Хирш Яковлевич Гредитор, портной по профессии, знавший большое количество еврейских народных песен. Обучался игре на скрипке в детской музыкальной школе № 1 в Ярославле. Одним из первых крупных музыкальных впечатлений в жизни юного Баснера стало исполнение в Ярославле в 1938 году Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича. По окончании Ярославского музыкального училища в 1942 году Баснер был приглашён в Ярославскую филармонию в качестве солиста, но уже через год был призван в армию, где служил в военном оркестре аранжировщиком, а также ремонтировал музыкальные инструменты.

В 1944 году Баснера демобилизовали, и он поступил в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу скрипки и композиции.
Окончив консерваторию в 1949 году, он начал выступать как солист и оркестровый музыкант.
В 1955 году Баснер стал членом Ленинградского отделения Союза композиторов СССР и возглавил в нём комиссию по работе с молодёжью.

В последующие годы композитор много сочинял, наибольшую известность ему принесли его оперетты, военные песни и киномузыка (в том числе «С чего начинается Родина» (из к/ф «Щит и меч»), «На безымянной высоте», «От разлуки до разлуки» (из к/ф «Тишина»), «Берёзовый сок» (из к/ф «Мировой парень»), «Целую ночь соловей нам насвистывал» (из т/ф «Дни Турбиных»), «Песня о рыжем щенке» (из к/ф «Учитель пения»), «Это было недавно, это было давно» (из к/ф «Друзья и годы»), «На всю оставшуюся жизнь» (из одноимённого т/ф). Баснер также является автором ряда статей в музыкальных журналах СССР.

Большое влияние на творчество Баснера оказала его многолетняя дружба с Дмитрием Шостаковичем. Шостакович хорошо отзывался о сочинениях Баснера, помогал продвигать их на сцену. Как и Шостакович, Баснер высоко ценил музыку Густава Малера (чьё влияние также заметно в музыке композитора) и еврейский музыкальный фольклор.

В 1994 году Баснер смог осуществить свою давнюю мечту — открыть в Петербурге еврейский театр «Симха» («Радость»), и на первом представлении мюзикла «Еврейское счастье» сам исполнил партию скрипки.

могила В. Е. Баснера

В. Е. Баснер умер 3 сентября 1996 года в посёлке Репино под Санкт-Петербургом. Похоронен на Комаровском кладбище.

Дискография

  • 1962 — «В. Баснер — 3-й Квартет Ля Минор»
  • 1966 — «Вениамин Баснер, Орест Евлахов — Три мушкетера/ Ивушка»
  • 1968 — «А.Петров, В.Баснер — Берег Надежды/ Бессмертный гарнизон»
  • 1981 — «Песни Вениамина Баснера»
  • 1985 — «Восемь стихотворений Анны Ахматовой/ Соната для скрипки и фортепиано/ Квартет №5»
  • 2001 — «Вениамин Баснер …На всю оставшуюся жизнь. Песни о войне»
  • 2001 — «Вениамин Баснер. Белой акации гроздья душистые… Песни из кинофильмов»
  • 2004 — «Вениамин Баснер. Струнные квартеты»
  • 2006 — «Вениамин Баснер. “Ты и я”»
  • 2007 — «Вениамин Баснер. Произведения для скрипки»
  • 2007 — «Вениамин Баснер. Сюиты для симфонического оркестра из кинофильмов»

Детство и юность

Несколько поколений предков композитора жили в Двинске. Такое название городок на юго-востоке Латвии получил в 1893 году. Ранее он назывался Динабург, а сейчас именуется Даугавпилс. В 1897-м евреи составляли почти половину населения Двинска. Однако Вениамин родился не на Западной Двине, а в верховьях Волги — в Ярославле, куда Баснеры переехали в начале Первой мировой войны.

Композитор появился на свет в новогоднюю ночь 1925 года. Вениамин — старший из трех сыновей Ефима Семеновича и Розы Григорьевны Баснер. Отцу на момент рождения первенца было 25 лет, а матери — 18. Младшие братья Вениамина выбрали научную стезю: Герман защитил кандидатскую диссертацию по медицине, а Марк стал кандидатом физико-математических наук.

Оба деда Вени были портными, распевавшими во время раскройки и пошива одежды еврейские песни. Дядя Яков, профессиональный военный, играл на скрипке, а тетя Инна — на пианино. Однажды 3-летний Вениамин увидел в витрине магазина маленькую детскую скрипочку. Мальчик не отстал от матери, пока она не купила ему инструмент. Сохранилось детское фото Баснера со скрипкой.

Вениамин Баснер в молодости

В конце 30-х годов XX века Вениамин посетил концерт приехавшего на гастроли в Ярославль Государственного симфонического оркестра. Музыканты исполнили Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича, который стал кумиром подростка. Через 10 лет в Ленинграде Баснер не только познакомился, но и подружился с Дмитрием Дмитриевичем.

В 1940 году, после окончания музыкальной школы, Вениамин поступил в соответствующее училище. Оба учебных заведения носили имя выдающегося тенора Леонида Собинова. Талантливого юношу приняли сразу на 2-й курс. В 1941-м в связи с началом войны и уходом на фронт большинства преподавателей Баснер «перепрыгнул» на 5-й курс и в 1942-м, окончив обучение, стал солистом Ярославской филармонии.

В 18 лет получившего повестку скрипача зачисли курсантом в Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное в Кострому. К счастью для Вениамина и советской музыки, его игру на скрипке услышал начальник училища генерал Василий Стеснягин и перевел одаренного юношу в музыкальный взвод. Самые тяжелые военные годы будущий автор песни «На всю оставшуюся жизнь» провел за аранжировкой произведений для военных оркестров, репетициями и ремонтом музыкальных инструментов.

В 1944 году демобилизованный Баснер приехал в Ленинград и поступил в консерваторию, а в 1949-м стал солистом эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио. Впечатления Вениамина от разрушенного, но не сломленного города впоследствии легли в основу сочинения «Поэма об осажденном Ленинграде» и симфонии № 2 «Блокада».

«На безымянной высоте»

САМ Баснер рассказывал: «Многие думали, что «На безымянной высоте» — это фронтовая песня. Одна женщина, вся израненная, в доме отдыха в Кисловодске меня долго убеждала, что эту песню они пели на фронте, очень обижалась и не верила, когда пытался объяснить, что я ее сочинил в 1962 году».

С этой песней связан еще один забавный эпизод. Однажды Баснер рассказал Василию Соловьеву-Седому о произошедшем с ним и его соавтором, поэтом Михаилом Матусовским, случае. «Стоим мы с Мишей в Москве на стоянке такси, ждем машину. Примерно через полчаса подъезжает. Но только мы в нее собрались сесть, как откуда ни возьмись три мужика в сильном подпитии. Отталкивают нас — «пошли на х.., жидовские морды», влезают в машину, а потом как грянут: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят!» Нашу с Мишей песню из только что вышедшего тогда на экраны фильма «Тишина». Выслушав его, Соловьев-Седой констатировал: «Ну, Веня, теперь тебя и вправду можно назвать народным композитором».

Список песен Вениамина Баснера по версии сайта «Красная книга российской эстрады»

А туман на луга ложится (М. Матусовский)
Английская песенка (М. Матусовский)
Ах, какие сегодня зарницы (М. Матусовский)
Баллада о фронтовом кинооператоре (М. Матусовский)
Барвиночек (М. Матусовский)
Белой акации (М. Матусовский)
Белый цвет, алый цвет (В. Попов, М. Светлов)
Берёзовый сок (М. Матусовский)
Бронепоезд-пролетарий (М. Матусовский)
Была судьба (М. Матусовский)
Вальс при свечах (Е. Гальперина, Ю. Анненков)
Весенний дождь (О. Клименкова)
Воспоминание (А. Пушкин)
Всё на свете семечки, друзья (М. Матусовский)
Всё расхищено, предано, продано (А. Ахматова)
Вы возьмите меня в море (В. Высоцкий)
Вы пожарищ былых не встретите (М. Матусовский)
Гроза от нас уходит вспять (М. Матусовский)
Грузовичок-фронтовичок (М. Матусовский)
Два хора (Л. Мартынов)
Девушка из Бреста (М. Матусовский)
Держитесь, ветераны (М. Матусовский)
Дожить до рассвета (М. Матусовский)
Дорожная песенка (М. Матусовский)
Еврейское счастье (Б. Рацер)
Завещание (М. Матусовский)
Заздравная Елене (М. Матусовский)
Здравствуйте, дачники (М. Матусовский)
Зелёная ракета (М. Матусовский)
И только потому мы победили (М. Матусовский)

Личная жизнь

В личной жизни композитор не был столь постоянным, как в любви к музыке, и в брак вступал трижды. Первая жена Нина Хаимовна Каплан была старше Вениамина на 2 года. Молодые люди познакомились в 1947-м в городе на Неве. Жена родила двух дочерей, Ольгу и Елену, младшая из которых сейчас работает консультантом шведского аукционного дома Bukowskis. В 1969 году супругов разлучила смерть Нины.

Вторая жена Вениамина Ефимовича Людмила Павловна Сухорукова была коллегой композитора, а по возрасту годилась мужчине в дочери. Дети в этом браке не родились. Женщина известна как автор музыки к лирической кинокомедии Эдуарда Гаврилова «Моя Анфиса», главные роли в которой исполнили актеры Марина Левтова и Леонид Каюров.

В почтенном возрасте Баснер вновь стал отцом. Дочь Аню (Авиталь) Вениамину Ефимовичу родила Айслу (Лукерья) Расимовна, в девичестве носившая другую известную «композиторскую» фамилию Губайдуллина. Третьей супруге музыкант посвятил симфонию «Любовь».

В 2005 году вдова выпустила о своем великом муже книгу «Композитор Вениамин Баснер: творческий путь». По воспоминаниям Айслу Расимовны, супруг был щедрым, хлебосольным и умеющим радоваться чужим успехам человеком.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Русский композитор еврейской национальности. Дата обращения: 22 декабря 2016. Архивировано 23 декабря 2016 года.
  2. . Дата обращения: 31 июля 2015.
  3. . Дата обращения: 31 июля 2015.
  4. . Дата обращения: 2 мая 2020.
  5. . Дата обращения: 1 февраля 2014.
  6. . Дата обращения: 1 февраля 2014.
  7. . Дата обращения: 31 июля 2015.
  8. Баснер В. Е. Симфония : Для симф. оркестра: Посвящ. Д. Д. Шостаковичу. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1979. — 119 с.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1994 года № 2214 «О награждении орденами и медалями Российской Федерации работников предприятий, учреждений и организаций». Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 27 февраля 2017 года.
  10. . Правительство Санкт-Петербурга (28 июля 2005). — Об установке мемориальной доски В. Е. Баснеру. Дата обращения: 6 января 2013.
  11. . ПО «Ленстройматериалы» (23 мая 2005). Дата обращения: 6 января 2013.

Veniamin Basner

Дата рождения
01.01.1925
Дата смерти
03.09.1996
Профессия
композитор
Страна
СССР

Баснер принадлежит к послевоенному поколению советских композиторов, жил и работал в Ленинграде. Диапазон его творческих интересов широк: оперетта, балет, симфония, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, киномузыка, песни, пьесы для эстрадного оркестра. Композитор уверенно себя чувствовал как в сфере героико-романтических, так и лирико-лсихологических образов, ему близка и утонченная созерцательность, и открытая эмоциональность, а также юмор и характерность.

Вениамин Ефимович Баснер родился 1 января 1925 года в Ярославле, там же окончил музыкальную школу-семилетку и музыкальное училище по классу скрипки. Война и служба в Советской Армии прервали его музыкальное образование. После войны Баснер окончил Ленинградскую консерваторию как скрипач (1949). Занимаясь в консерватории, он серьезно увлекся сочинением и регулярно посещал композиторский класс Д. Д. Шостаковича.

Первый творческий успех пришел к Баснеру в 1955 году. Его Второй квартет получил премию на международном конкурсе в Варшаве, проводившемся в рамках V Всемирного фестиваля демократической молодежи. Композитору принадлежат пять квартетов, симфония (1958), Концерт для скрипки с оркестром (1966), оратория «Весна. Песни. Волнения» на стихи Л. Мартынова (1963).

В. Баснер — крупный кинокомпозитор. Более пятидесяти фильмов созданы при его участии, в том числе: «Бессмертный гарнизон», «Судьба человека», «Мичман Панин», «Битва в пути», «Полосатый рейс», «Родная кровь», «Тишина», «Звонят, откройте дверь», «Щит и меч», «На пути в Берлин», «Армия Трясогузки снова в бою», «Посол Советского Союза», «Красная площадь», «Мировой парень». Многие страницы киномузыки Баснера обрели самостоятельную жизнь на концертной эстраде, звучат по радио. Широкой популярностью пользуются его песни «На безымянной высоте» из кинофильма «Тишина», «С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч», «Березовый сок» из кинофильма «Мировой парень», мексиканский танец из кинофильма «Родная кровь».

На сценах многих театров страны с успехом шёл балет Баснера «Три мушкетера» (ироническая версия романа А. Дюма). Музыка балета отмечена мастерством оркестровки, жизнерадостностью, остроумием. Каждый из основных героев наделен меткой музыкальной характеристикой. Тема «группового портрета» трех мушкетеров проходит через весь спектакль. Три оперетты, созданные на либретто Е. Гальпериной и Ю. Анненкова, — «Полярная звезда» (1966), «Требуется героиня» (1968) и «Южный Крест» (1970) — сделали Баснера одним из наиболее «репертуарных» опереточных авторов.

«Это не оперетты с «номерами», а подлинно музыкально-сценические произведения, отмеченные интенсивностью тематического развития и тщательной разработанностью деталей. Музыка Баснера увлекает богатством мелодий, ритмическим разнообразием, красочностью гармоний и блестящей оркестровкой. Вокальную мелодику отличает подкупающая искренность, умение найти такие интонации, которые ощущаются как подлинно современные. Благодаря этому даже традиционные формы оперетты получают в творчестве Баснера своеобразное преломление» (Белецкий И. Вениамин Баснер. Монографический очерк. Л. — М., «Советский композитор», 1972.).

В. Е. Баснер умер 3 сентября 1996 года в посёлке Репино под Санкт-Петербургом.

Л. Михеева, А. Орелович

Произведения

Полярная звезда (Баснер) 07.08.2016 в 17:49

Требуется героиня (Баснер) 07.08.2016 в 18:00

Три мушкетёра (Баснер) 14.05.2017 в 20:51

Искренность и простота

В ФЕВРАЛЕ 1943 года 18-летнего паренька призвали в армию. Попал он в костромское артиллерийское училище. Учился хорошо, мечтал стать офицером. Однако судьба распорядилась иначе: услышав, как играет на скрипке юный курсант, начальник училища генерал Стеснягин приказал: «Победим немца без тебя — в музвзвод».

«Там меня сразу «взяли в оборот»: я аранжировал для наших оркестров — штатного духового и самодеятельного эстрадного — популярные пьесы, песни, занимался с музыкантами, участвовал в концертах. По предложению начальника училища мы даже поставили последнюю сцену из «Евгения Онегина». Представляете, идет война, еще грохочут пушки, а будущие офицеры-артиллеристы учат партии из оперы Чайковского! Прошло несколько десятков лет, фамилии участников постановки позабылись, но, когда я слышу разговоры о перегибах в нашей музыкальной повседневности, я с благоговением вспоминаю человека, поднявшего курсантов на такой труд! Вот сейчас бы побольше таких командиров, особенно там, где готовят будущих офицеров, чтобы молодые наши кадры, заразившись этой увлеченностью настоящей, высокой музыкой, понесли бы ее в свои подразделения, в свои части. Сколько бы это дало пользы!»

Но, хоть и не стал Баснер офицером, одна из основных тем его творчества — тема армии, тема подвига, тема защиты Родины.

«Я не был в Ленинграде в блокадные дни, но, попав в этот великий город в сорок четвертом, видел разрушенные кварталы, видел переживших блокаду ленинградцев — изможденных, но не сломленных, полных несокрушимой веры в Победу и в то, что их руками город поднимется из руин, станет еще краше. Ведь и писать музыку я начал именно в Ленинграде, наверное, все увиденное мной, общение с теми, кто отстоял, возродил былую красоту нашей Северной Пальмиры, не прошло бесследно, всколыхнуло какие-то струны души».

Его песни почти всегда попадали «в десятку». Маленький пример. Премьера песни «Березовый сок» состоялась на авторском концерте Баснера в одной из частей группы советских войск в Германии. Отзвучали последние аккорды — в зале гробовая тишина… и вдруг — гром аплодисментов! Песню пришлось исполнять до тех пор, пока слушатели не выучили ее наизусть.

«В песне необходимо присутствие электрического заряда, — считал Баснер. — Событие или человек, о котором собираешься писать, обязательно должны тебя вдохновлять, зажигать. Еще непременное требование, предъявляемое лично мною к хорошей песне, — это искренность и простота. Если в симфоническом произведении можешь где-то «недотянуть», где-то даже сфальшивить, усилить другую часть, то в песне это не пройдет».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: