Отец немецкого киноэкспрессионизма фриц ланг

Архивы

АрхивыВыберите месяц Май 2024  (1) Апрель 2024  (2) Январь 2024  (1) Ноябрь 2023  (1) Август 2023  (4) Июль 2023  (6) Апрель 2023  (2) Март 2023  (2) Август 2022  (3) Июль 2022  (1) Июнь 2022  (7) Май 2022  (6) Апрель 2022  (4) Март 2022  (5) Февраль 2022  (6) Январь 2022  (16) Декабрь 2021  (5) Ноябрь 2021  (7) Октябрь 2021  (3) Сентябрь 2021  (9) Август 2021  (8) Июль 2021  (4) Июнь 2021  (9) Май 2021  (2) Апрель 2021  (5) Март 2021  (7) Февраль 2021  (5) Январь 2021  (7) Декабрь 2020  (9) Ноябрь 2020  (8) Октябрь 2020  (9) Сентябрь 2020  (9) Август 2020  (5) Июль 2020  (9) Июнь 2020  (9) Май 2020  (4) Апрель 2020  (7) Март 2020  (12) Февраль 2020  (5) Январь 2020  (11) Декабрь 2019  (8) Ноябрь 2019  (10) Октябрь 2019  (9) Сентябрь 2019  (12) Август 2019  (9) Июль 2019  (8) Июнь 2019  (12) Май 2019  (6) Апрель 2019  (5) Март 2019  (11) Февраль 2019  (8) Январь 2019  (12) Декабрь 2018  (4) Ноябрь 2018  (15) Октябрь 2018  (15) Сентябрь 2018  (15) Август 2018  (7) Июль 2018  (9) Июнь 2018  (12) Май 2018  (13) Апрель 2018  (10) Март 2018  (9) Февраль 2018  (13) Январь 2018  (7) Декабрь 2017  (12) Ноябрь 2017  (9) Октябрь 2017  (15) Сентябрь 2017  (10) Август 2017  (5) Июль 2017  (6) Июнь 2017  (4) Май 2017  (6) Апрель 2017  (15) Март 2017  (11) Февраль 2017  (9) Январь 2017  (14) Декабрь 2016  (14) Ноябрь 2016  (7) Октябрь 2016  (6) Сентябрь 2016  (12) Август 2016  (9) Июль 2016  (9) Июнь 2016  (6) Май 2016  (6) Апрель 2016  (1) Март 2016  (10) Февраль 2016  (10) Январь 2016  (10) Декабрь 2015  (5) Ноябрь 2015  (8) Октябрь 2015  (8) Сентябрь 2015  (10) Август 2015  (12) Июль 2015  (12) Июнь 2015  (4) Май 2015  (9) Апрель 2015  (5) Март 2015  (10) Февраль 2015  (5) Январь 2015  (7) Декабрь 2014  (6) Ноябрь 2014  (11) Октябрь 2014  (17) Сентябрь 2014  (12) Август 2014  (6) Июль 2014  (9) Июнь 2014  (12) Май 2014  (8) Апрель 2014  (6) Март 2014  (8) Февраль 2014  (4) Январь 2014  (5) Декабрь 2013  (9) Ноябрь 2013  (35) Октябрь 2013  (76) Сентябрь 2013  (76) Август 2013  (77) Июль 2013  (44) Июнь 2013  (5622) Май 2013  (2181) Апрель 2013  (2210) Март 2013  (1613) Февраль 2013  (1528) Январь 2013  (1235) Декабрь 2012  (1261) Ноябрь 2012  (1315) Октябрь 2012  (1281) Сентябрь 2012  (1243) Август 2012  (1256) Июль 2012  (862) Июнь 2012  (1503) Май 2012  (1347) Апрель 2012  (1169) Март 2012  (1048) Февраль 2012  (1099) Январь 2012  (822) Декабрь 2011  (893) Ноябрь 2011  (581) Октябрь 2011  (463) Сентябрь 2011  (423) Август 2011  (393) Июль 2011  (136) Июнь 2011  (527) Май 2011  (506) Апрель 2011  (324) Март 2011  (494) Февраль 2011  (443) Январь 2011  (309) Декабрь 2010  (424) Ноябрь 2010  (348) Октябрь 2010  (403) Сентябрь 2010  (380) Август 2010  (397) Июль 2010  (96) Июнь 2010  (316) Май 2010  (430) Апрель 2010  (370) Март 2010  (247) Февраль 2010  (195) Январь 2010  (155) Декабрь 2009  (222) Ноябрь 2009  (180) Октябрь 2009  (201) Сентябрь 2009  (183) Август 2009  (172) Июнь 2009  (211) Май 2009  (178) Апрель 2009  (164) Март 2009  (139) Февраль 2009  (120) Январь 2009  (103) Декабрь 2008  (133) Ноябрь 2008  (89) Октябрь 2008  (120) Сентябрь 2008  (114) Август 2008  (85) Июнь 2008  (154) Май 2008  (116) Апрель 2008  (143) Март 2008  (113) Февраль 2008  (100) Январь 2008  (102) Декабрь 2007  (126) Ноябрь 2007  (124) Октябрь 2007  (118) Сентябрь 2007  (81) Август 2007  (94) Июнь 2007  (90) Май 2007  (91) Апрель 2007  (72) Март 2007  (62) Февраль 2007  (43) Январь 2007  (43) Декабрь 2006  (56) Ноябрь 2006  (47) Октябрь 2006  (47) Сентябрь 2006  (40) Август 2006  (52) 0  (34)

Career in Nazi Germany

Many of the rumors and claims about Lang’s life and career are hard to verify, including perhaps the most famous of all. According to Lang’s story about it, Joseph Goebbels called Lang to his offices for a meeting in which he gave Lang two pieces of news: the first was that his most recent film, Das Testament des Dr. Mabuse (The Testament of Dr Mabuse, 1933) was being banned as an incitement to public disorder. The second was that he was nevertheless so impressed by Lang’s abilities as a filmmaker, he was offering Lang a position as the head of German film studio UFA (an offer that was later given to and accepted by filmmaker Leni Riefenstahl). Lang had been, unbeknownst to Goebbels, already planning to leave Germany for Paris, but the meeting with Goebbels ran so long that the banks were closed by the time it finished, and Lang fled that night without his money, not to return until after the war.

The problem is that many portions of the story cannot be checked, and of those that can, most are contradicted by the evidence. Lang actually left Germany with most of his money, unlike most refugees, and made several return trips later in the same year. There were of course no witnesses to the meeting besides Goebbels and Lang, but Goebbels’s appointment books, when they refer to the meeting, mention only the banning of Testament. No evidence has been discovered in any of Goebbels’s writings to affirm the suggestion that he was planning to offer Lang any position. Whatever the truth of this story, it is known that Lang did in fact leave Germany in 1934 and moved to Paris, where he filmed a version of Ferenc Molnar’s Liliom, starring Charles Boyer. This was Lang’s only film in French (not counting the French version of Testament.) He then went to the United States.

The barest outline of this story is presented as fact in Jean-Luc Godard’s film Contempt (1963), in which the aging Lang appeared as himself.

Lang’s wife Thea von Harbou had started to sympathize with the Nazis in the early 1930s and stayed behind. She joined the NSDAP (Nazi Party) in 1932, leading to a divorce the following year. Dorothy Parker is said to have once commented, «There’s a man who got where he is by the sweat of his Frau,» implying that Thea von Harbou was actually responsible for much of Lang’s success.

Интересные факты

  • Фриц Ланг часто рассказывал, что после запрета фильма «Завещание доктора Мабузе» рейхсминистр пропаганды Геббельс вызвал его к себе, но не для того, чтобы призвать к ответу, а предложить пост «руководителя германской киноиндустрии»: «Фюрер видел ваши фильмы „Нибелунги“ и „Метрополис“ и сказал: вот человек, способный создать национал-социалистическое кино!..» Якобы в тот же вечер Ланг уехал в Париж и в Германию уже не возвращался. Однако в Париж Ланг приехал не в начале апреля, как он сам утверждал, а 28 июня 1933 года и ещё несколько раз ездил оттуда в Берлин и Лондон. 17 июля он в последний раз вернулся в Берлин, 21 июля — дата его окончательного переезда в Париж. Об этом свидетельствуют пограничные штампы в паспорте Ланга, который хранится в Берлинском киномузее.
  • Фриц Ланг появляется в аниме Fullmetal Alchemist: Conqueror of Shambala, как реинкарнация Кинга Бредли, мира Эдварда, в нашем мире.
  • Первая жена Ланга Элизабет Розенталь умирает 25 сентября 1920. В качестве причины смерти врач записывает в протокол: «несчастный случай, выстрел в грудь».

Metropolis, M and his life in America

Although some consider Lang’s work to be simple melodrama, he produced a coherent oeuvre that helped to establish the characteristics of film noir, with its recurring themes of psychological conflict, paranoia, fate and moral ambiguity. His work influenced filmmakers as disparate as Jacques Rivette and William Friedkin.

In 1931, between Metropolis and Das Testament des Dr. Mabuse, Lang directed what many film scholars consider to be his masterpiece: M, a disturbing story of a child murderer (Peter Lorre in his first starring role) who is hunted down and brought to trial by Berlin’s criminal underworld.

«M» presented a theme that obsessed Lang: sympathy for the compulsive criminal. «I always made films,» he once said, «about characters who struggled and fought against the circumstances and traps in which they found themselves.» M also began Lang’s campaign against the death penalty. In the film, Peter Lorre as Hans Beckert, the child murderer, whistles Edvard Grieg’s “Hall of the Mountain King” when he contemplates his next murder; he is identified by a blind man who recognizes the murderer because of this song and writes an «M» in chalk on the back of his coat. The child murderer, cornered by the other underworld figures of the city because his murders are bringing out the police in great force and thus threatening their criminal livelihood, pleads insanity before them, claiming that he is helpless in his compulsion. This performance by Lorre is one of the most noteworthy in all of film.

M remains a powerful work; it was remade in 1951 by Joseph Losey, but this version had little impact on audiences, and has become harder to see than the original film.

Upon his arrival in Hollywood, Lang joined the MGM studio and directed the impressive crime drama Fury. He became a naturalized citizen of the United States in 1939. Lang made 21 features in the next 21 years, working in a variety of genres at every major studio in Hollywood, occasionally producing his films as an independent. These films, often compared unfavorably by contemporary critics to Lang’s earlier works, have since been reevaluated as integral to the emergence and evolution of American genre cinema, film noir in particular. During this period, his visual style simplified (owing in part to the constraints of the Hollywood studio system) and his worldview became increasingly pessimistic, culminating in the cold, geometric style of his last American films, While the City Sleeps (1956) and Beyond a Reasonable Doubt (1957).

One of his most famous film noirs is the police drama The Big Heat, starring Glenn Ford, Gloria Grahame, and Lee Marvin. Noted for its uncompromising brutality, it is famous for a scene in which Marvin throws scalding coffee on his mistress’s (played by Grahame) face, after he becomes enraged at her sympathetic attentions to Glenn Ford. (Ford plays a cop out for revenge after a car bomb meant for him, and planted by the mob, kills his beloved wife instead.)

Фриц Ланг — «Метрополис»

Фриц Ланг изображает на экране недалёкое будущее. Богачи живут в футуристическом Раю над землёй, а рабочие трудятся сутками в подземельном Аду. Мир здесь опирается на разнообразные машины. Появится даже человекоподобный робот. И, конечно же, как в любой антиутопии, находится человек, готовый вступить в противоборство с бесчеловечной идеей.

Сам Ланг впоследствии называл картину наивной, и в целом оценивал «Метрополис» скептически. Впрочем, взгляд самого режиссёра зачастую необъективен — даже если он критикует собственное произведение.

Потому нельзя не отметить беспрецедентного влияния «Метрополиса» на фантастические жанры кинематографа. Здесь и реалистически изображённый робот (дизайн которого лёг в основу внешности Робокопа через 60 лет!), и воссозданный при помощи макета город Будущего (влияние его мы до сих пор можем почувствовать в многообразных примерах, вроде «Бегущем по лезвию»), и запоминающийся машинный мир рабочих (нечто подобное Джордж Лукас показывал в «ТНХ-1138»), и многое другое.

Я уж не говорю о том, что он потрясающе увлекательно смотрится даже сегодня! То есть, по большому счёту Фриц Ланг задолго до «Звёздных войн» предугадал блокбастер.

По сей день «Метрополис» считается одним из самых известных фильмов Великого Немого.

Наконец, последний фильм, о котором я хотел бы вспомнить — это «М» 1931-го года, первый звуковой фильм Ланга.

В известной степени режиссёр придерживался того же творческого метода, что и в «Докторе Мабузе» — совмещал детективный сюжет с мистикой.

Это история о городе, погружённом в состояние паники из-за орудующего серийного маньяка, убивающего маленьких детей. Полиция активизируется. Гангстеры активизируются, потому что активизируется полиция. Все предпринимают попытки найти психопата. В итоге же оказывается, что убийца, в лице актёра Петера Лорре, получает приказы об убийствах от каких-то таинственных голосов, постоянно слышимых им.

Более всего в «М» интересен визуальный стиль — он во многом использует средства выразительности будущих нуар-фильмов. Урбанистическая атмосфера, мрак, игра света и тени, активное присутствие криминальных элементов.

Вскоре после «М» Ланг эмигрировал из Германии в Соединённые Штаты и снимал киноленты еще долгие годы, но столь новаторскими и прорывными его фильмы больше не становились.

С бегством Фрица Ланга из страны, естественно, связаны нацисты. Режиссёр часто вспоминал, как Геббельс предлагал ему должность министра кинематографии в Третьем Рейхе. Именно после этого предложения Ланг принял решение эмигрировать, и тем же вечером уже покинул пределы родной Германии.

Можно ли рискнуть и предположить, что Фриц Ланг оказался чем-то вроде Гриффита для жанрового кино?

Если это и будет преувеличением, то не слишком критическим. Мы беглым взглядом пробежались по классическому творчеству великого немца, и даже при столь поверхностном разговоре увидели, сколь многих направлений в кино он коснулся, скольким будущим последователям указал творческий путь, и вне всяких сомнений, его достижения до сих пор вдохновляют всё новые и новые произведения киноискусства. Это ли не признак величия?

В завершение хочу привести слова историка кино Жоржа Садуля, уже неоднократно помогавшего нам с вами осмыслять кинематографические процессы прошлого:

Усталая смерть

Сюжет фильма достаточно прост и может быть сведен к банальности: сила любви побеждает даже смерть. Но сценарная конструкция имеет свои особенности: три последовательных исторических эпизода обрамлены действием, происходящем в настоящем. Основной акцент же сосредоточен на визуальной стороне, и на то есть свои причины. Обрамляющий эпизод решен в стилистике, близкой к экспрессионизму. Интересна, к примеру, фигура аптекаря. С ним связана интересная тенденция немецкого кино того времени: намеренное нагнетание демонической, зловещей обстановки, желание напугать зрителя.

«Усталая смерть»

На этом кадре мы видим освещенные луной деревья, призрачные и зловещие, темную, демоническую фигуру аптекаря с корнем мандрагоры в руке. Цветовой контраст усиливает странное, потустороннее, мистическое ощущение, характерное для экспрессионизма. Действие продолжается в лавке аптекаря: мрачная комната, блики света играют на таинственных атрибутах лаборатории, ворон сидит на человеческом черепе, мерцают колбы с колдовскими зельями.

«Усталая смерть»

Это представление
мира, в котором Смерть приходит в город в облике высокого и сумрачного господина;
мира, в котором в полнолуние бесконечные ряды призрачных фигур движутся сквозь
стену в загробную жизнь.

Но не игра света и тени в сценах с аптекарем является главным визуальным элементом обрамляющей исторические эпизоды сцены. Центральным символом картины является стена, воздвигнутая Смертью вокруг своих владений, олицетворяющая одновременно и непреодолимую границу между миром живых и миром мертвых, и безразличную к людским мольбам Судьбу. Мир, скрытый за ней, обитель Смерти, также выдержан в строгом контрасте света и тени. Здесь особенно проявляются архитекторские таланты Ланга: лестница, уходящая в никуда, готическая арка, своды зала со свечами – все выстроено с четким геометрическим расчетом, усиливая драматизм ситуации и мрачность пограничного состояния.

«Усталая смерть»

Стилистика экспрессионизма претерпевает у Ланга значительные изменения: «нарисованные» стены и искаженные пропорции «Калигари» сменяются величественностью архитектуры, фирменным знаком стиля Ланга. В какой-то степени на экспрессионизм намекает сюжет, напоминающий мрачную сказку или легенду, и присутствие мифического персонажа, Смерти, но основная часть фильма решена в театрально-исторической стилистике, напоминая, скорее, костюмные фильмы Эрнста Любича того времени. Хотя именно «Усталую смерть» можно назвать наиболее экспрессионистским из фильмов Ланга – в последующих своих работах он будет все дальше отходить от эстетики «Калигари», разрабатывая свой собственный стиль, основанный на строгой геометрии и масштабной архитектуре.

ReferencesISBN links support NWE through referral fees

  • Armour, Robert A. Fritz Lang. Boston: Twayne Pub, 1978. ISBN 0805792597
  • Bogdanovich, Peter. Fritz Lang in America. New York: Praeger, 1967. ISBN 0289796040
  • Eisner, Lotte H. Fritz Lang. New York, NY: Da Capo Press, 1986. ISBN 0306802716
  • Friedrich, Otto. City of Nets: A Portrait of Hollywood in the 1940s. New York: Harper & Row, 1986. ISBN 0060156260
  • Humphries, Reynold. Fritz Lang: Genre and Representation in His American Films. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1988. ISBN 0801836999
  • Kaplan, E. Ann. Fritz Lang, A Guide to References and Resources. Boston: G.K. Hall, 1981. ISBN 0816180350
  • Lang, Fritz. Fritz Lang: Interviews. Edited by Barry Keith Grant, Jackson: University Press of Mississippi, 2003. ISBN 1578065763
  • McGilligan, Patrick. Fritz Lang: The Nature of the Beast. New York: St. Martin’s Press, 1997. ISBN 0312132476
  • Youngkin, Stephen D. The Lost One: A Life of Peter Lorre. University Press of Kentucky, 2005. ISBN 0813123607

Немые фильмы Фрица Ланга

Фриц Ланг

Немецкий кинематограф
времен Веймарской республики – яркий, новаторский и влиятельный период в
истории кино. В 1920-х гг. в Германии сложилась особая ситуация в индустрии:
экономический и социальный послевоенный хаос, инфляция, цензура, но
одновременно и колоссальные государственные денежные вливания в кинематограф,
творческая свобода и сильнейшая система продюссирования. Главенствующее,
монополистическое положение занимала студия Ufa под руководством Эриха Поммера,
которая, особенно после поглощения компании Decla-Bioscop, дала дорогу целой
плеяде выдающихся творцов эпохи немого кино. Все они, несмотря на то что
снимали свои фильмы в совершенно разных жанрах, испытали влияние экспрессионизма
– течения, которое определяло облик немецкого кино того времени. Его
основополагающим принципом стало особое субъективное видение мира: намеренное
искажение реальности, отражение погруженной в хаос действительности, акцент на
внутреннем болезненном состоянии человека. Атмосфера подчеркивалась
отличительным визуальным стилем, сочетанием выразительных декораций, освещения
и актерской игры. Задача, поставленная перед кинематографом, – создание
узнаваемого национального продукта – своему выполнению во многом обязана именно
экспрессионизму с его характерными чертами и приемами. Но было бы ошибочным
полагать, что все последующие фильмы создавались по образу и подобию первой
экспрессионистской картины, «Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr.
Caligari, Роберт Вине, 1919). Экспрессионизм со своим новаторским и
экспериментальным характером подтолкнул развитие немецкого кинематографа.
Главным его достижением стали новые технические приемы, которые могли быть
успешно модифицированы и адаптированы в фильмах самых разных жанров и
направлений.

В рамках сложившегося на студии Ufa сообщества творцов работали сразу несколько выдающихся режиссеров, и одним из самых ярких и разносторонних из которых был Фриц Ланг. Свою карьеру Ланг начинал в качестве сценариста на студии Decla, а режиссерским дебютом стал приключенческий сериал «Пауки» (Die Spinnen, 1919, 1920). Но в подлинно творческом смысле первым фильмом Ланга является «Усталая смерть» (Der müde Tod, 1921), где он проявил себя как яркий визионер.

Слава и признание

Его фильмы получили признание публики и критиков, став знаковыми в истории кинематографа. “Метрополис” (1927) и “М” (1931) вошли в списки лучших фильмов всех времен, а “Бегство в будущее” (1982) получил премию “Оскар” в номинации “Лучшие визуальные эффекты”.

Слава и влияние Ланга были настолько велики, что даже сегодня режиссёры и актёры продолжают черпать вдохновение из его работ. Такие режиссёры, как Роберт карлайл, Стивен Спилберг и Кристофер Нолан, ссылаются на влияние Ланга на свои собственные фильмы. Его выразительный визуальный стиль, исследование социальных и политических тем и умение создавать незабываемые образы вдохновляли и покоряли зрителей на протяжении десятилетий.

“Метрополис” и другие шедевры

Ланг родился в Вене в семье богатого купца и оперной певицы. Его ранние работы часто были семейными драмами, но он быстро прославился как создатель экспрессионистских фильмов, например, “Доктор Мабузе, игрок”. Впоследствии он переехал в Голливуд, где снял такие классические фильмы, как “Метрополис” (1927) и “Ярость” (1936).

“Метрополис” считается одним из величайших фильмов всех времен и шедевром немецкого экспрессионизма. Фильм рассказывает историю футуристического города, разделенного на элиту и рабочий класс. В центре сюжета Мария, девушка, которая пытается примирить два класса.

На создание “Метрополиса” ушло более двух лет и 2 миллионов долларов, что сделало его одним из самых дорогих фильмов своего времени. Фильм был новаторским по использованию спецэффектов и сложной съемочной площадки. Он также примечателен своей социальной критикой и пророческим изображением будущего.

Работа в Голливуде

Фриц Ланг переехал в Голливуд в 1935 году, уже будучи признанным режиссером с внушительным послужным списком в Германии. Его приезд был обусловлен растущей угрозой нацизма и желанием избежать цензуры после прихода нацистов к власти.

В Голливуде Ланг столкнулся с рядом трудностей. Изначально его стиль и темы были восприняты с недоумением и критикой американской публикой. Однако постепенно он нашел свою нишу, создавая атмосферные и нуарные триллеры, такие как “М” (1931) и “Улица греха” (1945). Ланг также снял несколько вестернов, в том числе классический “Западня” (1952) с Шоном Эшмором.

Достижения и наследие

Влияние Фрица Ланга на кинематограф трудно переоценить. Его новаторские творения оказали глубочайшее воздействие на язык, тематику и технику киноискусства. Ланг мастерски использовал свет, тень и архитектуру, создавая незабываемые образы, которые навсегда вошли в историю кино.

Его фильмы пронизаны остросоциальными темами, такими как политическая коррупция, классовое неравенство и опасность фашизма. Ланг не боялся поднимать сложные вопросы и бросать вызов устоявшимся представлениям. Будь то угнетающий мир “Метрополиса” или антивоенный пафос “Завещания доктора Мабузе”, его фильмы обладали поразительной силой и глубиной.

Биография

Фридрих Кристиан Антон Ланг родился 5 декабря 1890 в Вене в семье архитектора Антона Ланга и его жены Паулы, урождённой Шлезингер. Родители Ланга были выходцами из Моравии, католиками. Мать-еврейка приняла католичество, когда Фрицу было десять лет. Она серьёзно относилась к вере и воспитала сына в традициях католицизма.

После окончания народной и реальной школы Ланг, который с детства занимается рисованием, поступает в 1907 на архитектурный факультет Высшей технической школы, которую бросает после первого семестра. В 1908 изучает живопись в Академии графических искусств в Вене, а с 1911 года в Мюнхене — в государственной художественной школе Юлиуса Дица. В 1913—1914 в Париже посещает школу живописи Мориса Дени и Академию Жюльена.

После начала Первой мировой войны ему удаётся вернуться в Вену. 12 января 1915 он записывается добровольцем в артиллерийскую дивизию № 13. На фронте трижды ранен, контужен. В 1918 году признан негодным к продолжению воинской службы, демобилизован в чине лейтенанта.

Ещё в госпитале Ланг начинает писать киносценарии, по которым сняты такие фильмы, как «Хильда Уоррен и Смерть» Джоэ Мая (Hilde Warren und der Tod, 1917) и «Чума во Флоренции» Отто Рипперта (Die Pest in Florenz, 1919).

В августе 1918 года Ланг знакомится с берлинским кинопродюсером Эрихом Поммером, который приглашает его в качестве штатного сценариста киностудии «Decla».

В 1920, работая на фирме «May-Film GmbH», он знакомится с писательницей и сценаристкой Теа фон Харбоу, с которой сотрудничает до 1933. Первая жена Ланга Элизабет Розенталь умирает 25 сентября 1920. В качестве причины смерти врач записывает в протокол: «несчастный случай, выстрел в грудь». 26 августа 1922 Ланг и Харбоу сочетаются законным браком. Вскоре после свадьбы Ланг получает немецкое гражданство.

Первой самостоятельной режиссёрской работой Ланга становится фильм «Харакири» (Harakiri, 1919). Следующие его фильмы развивают романтические и экспрессионистские мотивы. При этом Ланг обычно тяготеет к развернутым многочасовым постановкам. «Пауки» (Die Spinnen, 1. Teil — Der Goldene See, 1919; Die Spinnen, 2. Teil — Das Brillantenschiff, 1920) — приключенческая драма о поисках сокровища затерянной цивилизации. «Усталая смерть» (Der Müde Tod, 1921) — философско-лирическая притча о любви, пытающейся победить смерть. «Доктор Мабузе — игрок» (Dr. Mabuse, der Spieler, 1922) — масштабная детективная драма по роману Норберта Жака о сверхпреступнике. «Нибелунги» (Die Nibelungen: Siegfried, 1924; Die Nibelungen: Kriemhilds Rache, 1924) — эпическая фантазия по мотивам древнегерманской саги о Зигфриде. «Метрополис» (Metropolis, 1927) — знаменитая антиутопия, оказавшая огромное влияние на развитие социальной и научной фантастики XX века. «Женщина на Луне» (Frau im Mond, 1929) — первый в мире фильм о космическом полёте, поставленный с учётом научных и технических представлений о возможности такого предприятия.

Первый звуковой фильм Фрица Ланга, детективная трагедия «М» (M, 1931), рассказывает о маньяке-детоубийце, поймать которого пытается не только полиция, но и синдикат преступников. Это один из самых знаменитых фильмов в истории кино. Его последний немецкий фильм, «Завещание доктора Мабузе» (Das Testament des Dr. Mabuse, 1933), был запрещён 29 марта 1933 берлинской цензурой под председательством правительственного советника Циммерманна.

20 апреля 1933 Ланг разводится с Теа фон Харбоу и спустя некоторое время уезжает в Париж, где ставит мистико-фантастическую драму «Лилиом» (Liliom, 1934) по пьесе Ференца Мольнара.

1 июня 1934 он заключает контракт с Метро-Голдвин-Майер и 6 июня покидает Европу.

В Голливуде после ряда отклонённых проектов Ланг начинает новый период своей карьеры фильмом «Ярость» (Fury, 1936), своего рода парафразом «М». 14 августа 1939 Ланг получает американское гражданство.

В 1956 он впервые посещает ФРГ, обсуждает несколько проектов, но без конкретных планов возвращается в Беверли-Хиллз. В конце 1957 откликается на предложение немецкого продюсера Артура Браунера и ставит фильмы «Индийская гробница» (Das Indische Grabmal, 1958) и «Тысяча глаз доктора Мабузе» (Die tausend Augen des Dr. Mabuse, 1960). В 1963 Ланг играет самого себя в фильме Жана-Люка Годара «Презрение» (Le mepris). В 1964 — председатель жюри Каннского кинофестиваля.

В 1971 тайно женится на Лили Латтэ, секретарше, ассистенте, спутнице жизни, с которой познакомился в начале 30-х.

Фриц Ланг умер в Беверли-Хиллз 2 августа 1976. Похоронен на Голливудских холмах.

В 2007 Артём Деменок снял в Германии документальный фильм «Фриц Ланг».

«Метрополис» и его эстетика

Метрополис — огромной высоты город, подпирающий своими крышами небо — встречает зрителя, без лишних слов и уловок раскрывая свое нелицеприятное нутро. На его нижних уровнях, закопанный в землю, живет простой люд — рабочие, вынужденные трудиться с утра до ночи. Они влачат жалкое существование в однотипных многоэтажных коробках, которые отличаются от исполинских гробов лишь бесчисленными отверстиями.

На поверхности же, согреваемые солнцем вместо сотен тысяч тусклых ламп, нежится городская элита и аристократия. В их распоряжении сосредоточены все блага города: многочисленные театры, живописные сады, огромные библиотеки, снующие по многокилометровым автострадам автомобили и ни на секунду не умолкающие кафе и рестораны. Но, что самое главное, им доступен чистый воздух и надежда на счастливое будущее. И, как это обычно бывает, немногочисленной властвующей прослойке нет абсолютно никакого дела до страдающего большинства.

Вскоре становится очевидным, что рабочие едва ли не полностью утратили человеческий облик. В нынешних условиях они больше походят на роботов, душа которых давно угасла, а сердце лишь по инерции качает кровь. За годы беспрерывного труда они превратились в топливо, бесконечным потоком льющееся в глотку кровожадного города. И хотя история классового неравенства и несправедливости жизни стара как мир, она никогда не утратит своей злободневности, поэтому наблюдать за вызванными ею перипетиями интересно и на этот раз.

Но стоит начать получать от всего этого удовольствие, как на сцену выходит нелицеприятная правда: упомянутая тема оказывается живописным фоном, содрогающимся под легкими порывами ветра за спинами артистов. Вдобавок к этому вскоре выясняется, что написанный Харбоу сценарий откровенная дрянь, в которой судьбы в миллионный раз вершатся под непрестанным взором любви.

Все настолько неказисто, что центральная половина картины походит на неуклюжий танец сентиментального пьянчужки, и если бы не завораживающая игра актеров, прибывшая прямиком из какого-то великолепного театра, ее смело можно было бы заменить парой коротких ремарок, отдаленно передающих суть упущенных событий. Особенно уместным это решение кажется на фоне прекрасного начала и увлекательнейшего финала, растянувшегося на несколько десятков минут. И ведь расцвели они исключительно благодаря таланту Ланга.

Ему удалось выжать из каждой сцены все сокрытые в них соки — актеры, даже многочисленные статисты, играют как в последний раз, камера вырывает наиболее удачные ракурсы, а накал страстей в некоторых сценах вынуждает грызть ногти. Но лучше всего Ланг оголяет человеческое уродство, его глупость и конформизм. По-настоящему правдоподобность происходящего открылась гораздо позже выхода фильма, когда нацистская Германия словно бы решила воплотить тоталитарную эстетику «Метрополиса» в жизни. Именно в это время задавленное временем величие Ланга распрямляется во весь рост.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Fritz_Lang  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Fritz Lang»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: