Такой душный Гегель
По идее этот раздел должен быть довольно сложным. Но мы ценим ваше время и попытаемся быть проще некуда. Центральным сюжетом в философии Гегеля для Кожева было именно движении истории к финальной точке. По Гегелю, история — это постепенный процесс освобождения человека. Освобождение, которое наступает через постижение человеком себя. При этом достичь самосознания невозможно без другого человека. Вот возьмём двух овец… Нет, пожалуй, плохой пример. Возьмём, к примеру, мужчину из Мадагаскара и девушку из Улан-Удэ. Если мужчина из Мадагаскара будет жить сам по себе, как маугли, то он никогда не начнёт узнавать, кто он такой. Он будет удовлетворять первичные потребности, жарить обезьян и шить себе одежду, но ничего кроме. А когда он встретится с девушкой из Улан-Удэ, он увидит, что она от него отличается. И мужчина через отличия начинает понимать, чем не является. С помощью сознания через другой объект он обретает самосознание. Понимает он это посредством желания. Ну то есть не просто переспать с девушкой, по Гегелю, всё сложнее, он вам не Ева Эльфи. В общем, желание — это способ сделать нечто чужое тебе (объект, собственно) своим. Ну, условно-философски. Присвоить во всех отношениях. Но в процессе присвоения объект потеряет свою самостоятельность. Тут на сцену выходит диалектика раба и господина. У Гегеля это не самый значительный сюжет, но Кожев выводит его на первый план. В чём суть. Вот два человека в попытке утвердить своё самосознание хотят присвоить друг друга и обрести признание со стороны друг друга. И в этой схватке всегда побеждает кто-то один. Потому что он превозмогает страх смерти и идёт на риск. Геройствует. Он становится господином. А другой, собственно, его рабом. Кожев интерпретирует этот диалектический БДСМ так. Да, господин действительно получает плюшки. Но он не самодостаточен. В том смысле, что он один раз погеройствовал и теперь жиреет на труде своего раба. А варианта у него два: либо сдохнуть от наслаждения, либо сдохнуть на поле боя. А раб в то же время не имеет свободы, но зато трудится. Соприкасается с природным миром, изменяет его и вообще, развивая цивилизацию, развивает себя. Через преодоление животного начала он находит в себе истинно человеческое.
И по мере движения истории такой рабский прогресс приводит к её закономерному финалу. Рабы восстают, получают свободу и, преодолев свой антитезис (господина), приходят к синтезу — гражданину. По Гегелю, такой конец истории наступил в наполеоновской империи, а после неё происходит только распространение идеала гражданина на остальной мир. Кожев допускает такую трактовку. Для него прообраз будущего — демократический правовой режим и рыночная экономика. Без особой конкретики, впрочем.И финальная точка всего — универсальное однородное типа государство. Ни границ, ни борьбы, ни лишений. Планета, где раб снял диалектические противоречия, подчинил себе природу и теперь управляет ей абсолютно рационально. Конец истории. Тот же проект Соловьёва, но без Бога. Правда, при таком раскладе исчезает и сам человек. Ну, как исчезает, становится чем-то другим. Ведь человек определяется своей животной составляющей, а избавившись от неё, удовлетворив все потребности, он уже какая-то иная форма жизни.
Операция «Барракуда»
Вечером 20 сентября 1979 года отряды французских коммандос и десантников приземлились на больших транспортных самолетах в аэропорту Банги. Ожидалось, что основную опасность могут представлять несколько десятков ливийских солдат, незадолго до того присланных Каддафи для усиления центральноафриканской армии. Но ливийцы частично сдались, а частично укрылись в помещениях дипломатического представительства Джамахирии, побросав оружие. К утру следующего дня французские солдаты под руководством полковника Бернара Дегена с легкостью заняли резиденцию Бокассы и установили контроль над всеми важнейшими объектами в Банги. Из кармана был извлечен столь важный козырь, как Давид Дако: появившись перед общественностью, экс-президент провозгласил восстановление республики и упразднение монархии.
Жан-Бедель понял, что у него нет шансов — и отвоевать свою империю не пытался. Он остался в Ливии и начал размышлять: в какой стране ему теперь обосноваться? Тем временем в Банги состоялся заочный уголовный процесс над свергнутым диктатором, в ходе которого его приговорили к смерти. Тот факт, что народ ЦАР не поднялся на защиту режима Бокассы, а вскоре на честных выборах вновь избрал Дако президентом, свидетельствовал, что люди не забыли о резне школьников.
Д’Эстен, кстати, тоже пострадал из-за того, что слишком долго закрывал глаза на «художества» своего «друга». 10 октября 1979 года во французском сатирическом еженедельнике Le Canard enchaîné («Прикованная утка») была опубликована статья о бриллиантах на общую сумму в миллион франков, которыми Бокасса покупал лояльность Жискара д’Эстена. Президент Франции решительно опровергнул эти сведения, но вскоре издание вернулось к теме. Оно опубликовало интервью с самим Бокассой, который заявил, что «четыре раза дарил бриллианты президентской чете». 8 мая 1981 года Папа Бок подтвердил эти слова уже в беседе с Washington Post.
В президентской администрации заявили, что «в алмазном деле нет никакой тайны» и что «доходы от этих подарков были пожертвованы на гуманитарную деятельность в Центрально-Африканской Республике». Люди д’Эстена говорили, что полученные им алмазы были проданы «в пользу центральноафриканского Красного Креста, родильного дома в Банги, детского сада и миссии». По информации еженедельника Le Point от 22 марта 1981 года, сверявшегося с данными Елисейского дворца о полученных президентом подарках, алмазы были проданы за 114 977 франков, которые передали центральноафриканским благотворительным организациям.
Однако эти оправдания запоздали — тень на имя д’Эстена уже была наброшена. Это способствовало падению популярности Жискара, который в 1981 году проиграл выборы Франсуа Миттерану. Таким образом, Папа Бок всё же сумел расквитаться со своим обидчиком. Кстати, коллизия с французским правительством, которое то поддерживает кровожадного африканского деспота, то пытается от него избавиться, нашла отражение в сценарии вышедшего в 1981 году знаменитого фильма «Профессионал» с великолепным Жан-Полем Бельмондо. Еще можно провести параллель с более поздними событиями, когда французского президента Николя Саркози обвиняли в том, что он брал деньги на свою предвыборную кампанию у Каддафи, чьему свержению позже активно содействовал.
После своего свержения Бокасса переехал в Кот-д’Ивуар, а через четыре года перебрался во Францию, где ему разрешили поселиться в принадлежащем ему маленьком замке Ардрикур в пригороде Парижа. Несмотря на то что на родине суд заочно приговорил его к смерти, Жан-Бедель безмятежно жил во Франции и никто его там не трогал. При этом он еще жаловался, что французы не показали особого гостеприимства по отношению к «своему самому верному слуге», который сражался за них с нацистской Германией! От Франции он получал, как бывший ее солдат, небольшую пенсию — которой, по его словам, не хватало даже для того, чтобы оплачивать счета за электричество и воду.
Начало конца истории
В Германии Кожевников защищает диссертацию. Но не по любимой восточной мысли и даже не по немецким авторам, а по философии соотечественника Владимира Соловьёва. И здесь, наверное, стоит сделать небольшой комментарий. Соловьёв — один из самых известных историософов. То есть тех, для кого история — центральный объект размышлений. Более того, его история пластична и у неё есть финальная точка — достижение всеми жителями Земли состояния Богочеловечества. Очень простыми словами: в истории раскрывается Бог. Со временем человек становится свободнее, осмысленнее и духовнее и, постигая божественный замысел, приходит к некоторому идеальному состоянию. А так как Бог един и универсален, то и в состоянии Богочеловечества больше не будет никаких различий. Ни государств, ни церквей, ничего. Только вечное царство благости. История замирает. Мы говорим об этом потому, что уже на этом этапе история, её смысл, поиск финальной точки — состояние некоторого рая. Мыслью о финальной точке, где окружающий мир перестаёт буквально двигаться, наполнены и корпусы древних восточных текстов, обожаемых Кожевниковым ещё с гимназии. В том числе буддизма Хинаяны. Правда, есть ключевое отличие: в буддизме проблемки с монотеизмом, он скорее про человека и его практику. Тогда как совместить всеединство и отсутствие Бога как центральной фигуры? Может ли вообще история закончиться вне христианских интерпретаций? Кожевников справится и с этой задачкой. С помощью Гегеля. В 1929 году мировые биржи обваливаются. Акции Александра, на которые он шиковал, обесцениваются. И философ ищет новую работу. Находит он её в Париже. Там его приглашают читать лекции по «Феноменологии духа» Гегеля. С 1933-го по 1939-й это основное занятие Александра. Во Франции эту страшную немецкую фамилию тогда знали не очень хорошо. Да и экзотический новый профессор вызывал интерес у студентов. А потому его пары быстро стали очень модными. На них приходили: Андре Бретон, Жак Лакан, Раймон Арон, Морис Мерло-Понти. Их конспекты циркулировали, как живительный нектар, по всему парижскому бомонду. В общем, Кожевников становится кем-то вроде рок-звезды в мире философии. С избранными студентами он после занятий заходил в бар, где продолжались горячие (и горячительные) дискуссии. Во время одной из таких посиделок Кожевников становится Кожевым — получил кличку. Ведь для французского уха так куда проще и понятнее. Профессор замкнул на себе интеллектуальный круг. По сути повлиял на всю будущую элиту. И дело не в том, что курс был про Гегеля. Дело в том, что курс был про то, как Гегеля видел Кожев. По сути он рассказывал ученикам свои собственные интерпретации.
Мыло для русского Будды
Александр Кожевников (да, тогда ещё Кожевников) родился в 1902 году в Москве в купеческой семье. Среди его родственников довольно много известных фамилий: родным дядей Александра был художник Василий Кандинский. В общем, деньги, относительный статус и общая атмосфера в семье располагали к ускоренному развитию. И Кожевников делает большие успехи в учёбе. Особенно интересуется восточной философией и активно изучает языки. Начинает первые литературные опыты. Юношеские дневники, на страницах которых сводит Декарта и Будду (ни много ни мало) в диалоге. Не будем грузить вас содержанием (можно нагуглить). В общих чертах выглядело это так: Декарт: — Я мыслю, следовательно, существую. Будда: — Нет. А потом Будда с Декартом радостно исчезали. Выпуск Кожевникова из гимназии совпал с критическими для страны событиями — двумя революциями и началом гражданской войны. Планы юного интеллектуала поступить в университет и стать востоковедом накрылись кожаным плащом комиссара. Ведь по новым законам «выходцев из эксплуататорских классов» не допускали к высшему образованию. К тому же пришло обнищание. Чтобы вымутить себе хоть немного денег, будущий архитектор Евросоюза занялся торговлей мылом. И тут второй раз наткнулся на комиссарский сапог. За спекуляцию чекисты посадили его за решётку. И вот-вот готовы были расстрелять, но чудом получилось освободиться.Настрадавшись от рабоче-крестьянской любви, наш герой принял довольно простое и очевидное для себя решение. Валить как можно скорее. И свалил вместе с другом по фамилии Витт в Польшу. Там, правда, мытарства не закончились. Товарищей арестовали по подозрению в шпионаже в пользу большевиков. За решёткой Кожевников чуть не умер от тифа, но его друг смог освободиться раньше, а потом и вытащить его самого. Затем ребята поняли, что не хватает денег, и Витт снова приходит на выручку. Едет в Москву, забирает семейные драгоценности Кожевникова и возвращается в Польшу. Вырученные средства поделили на двоих и оказалось, что их вполне хватает для нормальной жизни. И тогда Кожевников решает наконец-то продолжить учёбу. В Германии: сперва в Берлине, затем в Гейдельберге. Там он вкладывает семейные деньги в акции, живёт довольно неплохо, изучает философию и древние восточные языки.
Так начинается интеллектуальная (душная, но не совсем) глава нашего материала.
Трагедия из-за школьной формы
Финансовое положение государства всё ухудшалось. Позже императора обвиняли в том, что он присвоил из госбюджета 43 млн долларов, истратив их на собственные нужды. Поэтому он постоянно искал способы, как переложить всё больше государственных расходов на плечи подданных. В 1978 году Жан-Бедель посетил с визитом Китай, и там его впечатлили школьники, ходившие в форме. Почему бы не ввести это правило и в Центральноафриканской империи? Сказано — сделано: 1 октября был издан указ об обязательном ношении формы школьниками и студентами. Заказ на пошив формы установленного образца с портретом самого Бокассы получило швейное предприятие, которым владела семья императора. Один комплект стоил 20 долларов — большие деньги, ведь средняя зарплата в империи не превышала сотни долларов!
Понятно, что приобрести форму для своих отпрысков смогли лишь немногие жители империи. Однако c 15 января 1979 года молодежь без формы перестали пускать в учебные заведения. В том же месяце несколько тысяч учащихся провели демонстрацию протеста в Банги. Среди них было много детей госслужащих — их родителям месяцами задерживали зарплату. Участники акции выкрикивали недвусмысленный лозунг:
Намек на недавние события в Иране, где только что свергли шаха Мохаммеда Резу Пехлеви, был слишком ясен — и привел коронованного диктатора в ярость. В особенное раздражение деспот пришел от того, что некоторые ученики начальных школ, возмущенные указом о школьной форме, осмеливались кидать в его автомобиль камни. Бокасса приказал разогнать демонстрацию силой. По детям открыли огонь и нескольких убили.
Убийства усилили напряжение — и к апрелю 1979 года полиция и учащиеся, как говорили позднее очевидцы, «находились практически в состоянии войны». В середине апреля четверо вооруженных людей в штатском попытались проникнуть на крупную сходку учащихся.
Именно этот инцидент так разозлил Бокассу, что 17 апреля он отдал приказ о массовых арестах школьников и студентов. Разглагольствуя в радиоэфире, император напомнил, что он «отец и защитник нации», и издал указ о «защите молодежи». В рамках мер по «защите» группы солдат разъезжали на грузовиках от дома к дому, хватая всех детей, кто попадался под руку. Некоторые прятались в шкафах или под кроватями, другие убегали через окна. В тюрьму были брошены около 180 учеников разных школ в возрасте от шести до двадцати лет. Их швыряли в камеры, которые были настолько переполнены, что никто не мог сесть. Симон Джуди рассказал, как его вместе с сорока другими молодыми людьми загнали в помещение без окон, где тюремные охранники избивали их дубинками и прикладами винтовок.
Кошмар, пережитый этими детьми, не поддается описанию.
Из 180 учащихся, брошенных в тюрьму, выжили только 27 человек.
Позже комиссия, расследовавшая это преступление, приводила рассказы свидетелей, утверждавших, что Бокасса лично выколол тростью глаз мальчику. Но в чем причина такого зверства? Возможно, акты неповиновения школьников стали таким сильным «триггером» для Жан-Беделя по той причине, что он помнил, какую роль студенческий бунт сыграл в свержении его кумира де Голля. Но тут уже возмутилась мировая общественность. В мае организация Amnesty International издала в Лондоне доклад об апрельских событиях — с требованием провести международное расследование.
По мнению экспертов организации, всего погибло не менее сотни детей, но позже эту цифру называли заниженной. После кровавого подавления «бунта школьников» Парижу показалось неудобным продолжать поддерживать злодея, получившего столь одиозную известность. Тем более что Бокасса вновь взял курс на сближение с Ливией, которая конфликтовала с Францией, а это Париж не устраивало. Прибывший в Банги эмиссар д’Эстена Рене Журниак пытался призвать Бокассу «к порядку» — и тот в раздражении огрел гостя по голове своей тростью. Жискару д’Эстену ничего не оставалось, кроме как дать отмашку силовой операции, получившей кодовое название «Барракуда». Для нее подгадали срок, когда Бокасса вновь отправился в гости к другу Каддафи.
Путь наверх
Кто в первую очередь приходит на ум, когда слышишь или читаешь словосочетание «африканский диктатор»? Да, именно он — Жан-Бедель Бокасса, один из колоритнейших тиранов в истории, завоевавший своими «подвигами» мировую известность. Биография его складывалась настолько причудливо, что может обойти даже самую буйную фантазию романистов и сценаристов. В своей жестокой эксцентричности он вполне мог поспорить со знаменитыми древнеримскими деспотами Калигулой и Нероном. Недаром некоторые и называют его «африканским Нероном».
А ведь начало его пути вряд ли могло кого-то навести на мысль об императорском троне, поджидавшем юного Жан-Беделя. Впрочем, он своей судьбой воплотил архетип лидера, преодолевшего путь от социальных низов к заоблачным вершинам благодаря собственной силе воли, незаурядному уму и умению пользоваться счастливыми обстоятельствами. Будущий император появился на свет подданным Третьей Французской республики — он родился 22 февраля 1921 года в Бобанги. Это было большое селение в префектуре Лобае, в 80 километрах к юго-западу от Банги — столицы колонии Убанги-Шари, являвшейся на тот момент частью Французской Экваториальной Африки.
Происходил Бокасса из племени мбака, давшего Центральной Африке многих чиновников колониального периода. «Бокасса» на языке мбака означает, к слову, «маленький лес». Будущий диктатор в первые годы своей жизни рос в обширном семействе, где кроме него было еще одиннадцать детей. Его отец, деревенский староста, назвал очередного сына Жан-Беделем фактически по ошибке: он неправильно прочитал в календаре сокращенное имя католического святого Жан-Батиста де ла Саля — и Jean-B. de la S. превратился в Jean-Bedel.
Маленькому Жан-Беделю суждено было осиротеть в шесть лет. Его отец Миндогон Бокасса запомнился современникам как человек умный и гордый, не желавший быть маленьким покорным винтиком в гигантской колониальной машине. Однажды ему поступил приказ составить список деревенских жителей, которых следовало отправить собирать каучук для французской компании Forestière. Как раз в ту пору в окрестностях проповедовал пророк по имени Карну, призывавший не отдавать людей на принудительные работы. Услышав Карну, Миндогон решил, что больше не будет выполнять приказы французов. Он освободил нескольких односельчан, которых люди Forestière держали в заложниках, чтобы обеспечить повиновение остальных местных жителей. Компания сочла это мятежом. Миндогона задержали и скованного увезли в город Мбаики. 13 ноября 1927 года Бокасса-старший был забит до смерти на городской площади неподалеку от здания префектуры. Через неделю его супруга Мари, не выдержав горя, покончила с собой.
После этого Жан-Беделя воспитывали родственники, они отдали его в христианскую миссионерскую школу в Мбаики. Здесь невысокому, но физически сильному Бокассе пришлось учиться не только грамматике, но и умению отвоевывать место под солнцем — сверстники часто задирали и дразнили паренька из-за его сиротства. Миссионер отец Грюнер сначала решил готовить своего воспитанника к карьере священника. Но такой жизненный путь не очень-то привлекал юношу — и в мае 1939 года он поступил на военную службу в колониальные войска. Совсем скоро разразилась Вторая мировая, в которой довелось активно поучаствовать и Жан-Беделю. Французская Африка стала полем битвы между непокорными «сопротивленцами», объединившимися вокруг полковника де Голля, и силами, сохранявшими преданность режиму Виши. Бокасса примкнул к первым — и уже в ноябре 1941 года получил звание старшего сержанта в войсках «Сражающейся Франции», принимал участие в захвате Браззавиля. Тремя годами позже Жан-Бедель участвовал в высадке войск союзников на юге Франции, затем в боях на Рейне, а окончание войны встретил в чине старшего сержанта.
Валери Жискар д’Эстен президент
Le реформы которые он продвигал с самого начала, носят прежде всего социальный характер, и почти все согласны, включая левых в оппозиции. Он легализует аборты и противозачаточные средства, снижает возрастной ценз до восемнадцати, укрепляет Конституционный совет, а также занимается СМИ и социальным обеспечением, посещением и гуманизацией пенитенциарной системы и другими подобными мероприятиями.
Но в то же время, хотя авторитарный во Франции, Также является убежденный проевропейский и с немецким коллегой, Гельмут Шмидт, практически диктует повестку дня Европейского сообщества, будучи одним из сторонников единой денежной системы.
Валери Жискар д’Эстен с Гельмутом Шмидтом в 1977 и 2013 годах
Однако проблемы для него возникают в его собственном лагере из-за голлистов и неоголлистов, таких как сам Ширак, от которых он больше не получает никакой поддержки. Это стало очевидным в 1976 году, когда будущий президент Франции предложил своего кандидата в мэрию Парижа, что фактически опередило кандидата Жискара д’Эстена. Незадолго до этого, в том же году, Ширак ушел с поста премьер-министра, передав руку Раймонду Барре.
Между тем, в 1979 году Президент добился того, что Европарламент быть избранным всеобщее избирательное право: еще одна его идея, которая находит воплощение за пределами Франции. Однако в период с 1979 по 1980 год Франция также переживала моменты ужаса. взрывы на площади и министры, погибшие.
Результаты выборов
В первом туре голосования Миттеран намного опередил остальных кандидатов. Он получил 43,3% голосов. На второе место вышел В. Жискар д’Эстен — 32,9% голосов. Крупное поражение потерпел Шабан-Дельмас, собравший всего 14,6% голосов. Остальные кандидаты безнадежно отстали. За троцкистов проголосовало 2,7% избирателей, за Национальный фронт — 0,7%.
Во втором туре выборов большинство избирателей, ранее голосовавших за Шабан-Дельмаса, поддержало кандидатуру Жискар д’Эстена, который победил с минимальным преимуществом: ему отдали голоса 50,6% избирателей, Миттерану — 49,3%.
Валери Жискар д’Эстен в 50-х годах
С 1952 г. работает как финансовый инспектор Французский для государственного управления. Однако как только у него появилась возможность, он баллотировался во французский парламент и пришел в 1956 году. избирать в Национальное собрание в рядах консерваторов по избирательному округу Пюи-де-Дом.
Хотя он очень молод по сравнению со своими консервативными коллегами, он живет своей собственной жизнью. первый политический опыт на поле совершенно автономно, как свободный стрелок в составе большинства, от которого он немедленно дистанцируется, полностью поддерживая де Голля и его идеи.
Спустя два года после своего избрания Жискар д’Эстен входит в число сторонников появления Пятая Французская Республикав период сильной напряженности на колониальном фронте в Северной Африке, а также в Индокитае. На политическом уровне он вскоре занял место в экономическая сфера, область, в которой он преуспевает, завоевывая консенсус не только среди членов своего лагеря.
Биография Валери Жискар д’Эстена
Сын крупного чиновника, женатый на наследнице знаменитой оружейной фирмы Шнейдеров, он окончил два самых престижных высших учебных заведения Франции — Политехническую школу и Национальную школу администрации. В конце Второй мировой войны 18-летним юношей В. Жискар д’Эстен участвовал в военных действиях против фашистской Германии.
В 1956 г. он был впервые избран в парламент, а в 1959 г., приобретя репутацию хорошего специалиста по финансовым вопросам, вошел в состав правительства. С 1962 по 1974 г. (с перерывом в 1966—1969 гг.) В. Жискар д’Эстен являлся министром экономики и финансов.
От переворота до коронации
Жан-Бедель отблагодарил Давида по-братски. Захватив власть в результате проведенного им 1 января 1966 года переворота, Бокасса не стал, как это часто бывало в подобных случаях, убивать свергнутого главу государства, а всего лишь поместил под домашний арест. А через несколько лет и вовсе освободил и назначил своим советником. Наверное, сыграли роль родственные чувства, и не исключено, что Бокасса всё-таки испытывал благодарность к кузену, который обеспечил ему начало возвышения.
Сам же переворот стал успешным благодаря тому, что Бокасса заручился поддержкой военных ЦАР. Он привлек их на свою сторону обещаниями значительно увеличить финансирование вооруженных сил государства. В итоге насильственная смена правителя прошла практически бескровно: на защиту законно избранного президента никто с оружием в руках не встал. Дако был схвачен солдатами, после чего Бокасса принудил его официально сложить полномочия.
Давид Дако — почти исключительный пример милосердия, проявленного Жан-Беделем. Как правило, он не церемонился с людьми. Захватив власть незаконно, Папа Бок (прозвище, данное ему народом ЦАР) понимал, что в стране могут найтись и другие желающие последовать его примеру. Закономерности жизни любой банановой республики предполагают, что за одним переворотом может вскоре последовать другой. И, действительно, Жан-Бедель пережил несколько попыток свержения.
Чтобы предотвратить новые перевороты, Бокасса старался навести на врагов побольше страха. Так, у всех в памяти осталась расправа над его сподвижником Александром Банзой, назначенным министром здравоохранения. Когда они рассорились и Банза замыслил свергнуть своего патрона, то был изобличен, схвачен и отвезен к Бокассе. Жан-Бедель лично забил бывшего друга почти до смерти и, как передают, резал его еще живую плоть бритвой. Смерть стала для несчастного избавлением от мук. Другому неудачливому заговорщику, бывшему начальнику тайной полиции Жан-Батисту Мунумбе в присутствии его семьи приспешники Бокассы выкололи глаза.
С теми, кого Жан-Бедель считал неблагонадежными, он расправлялся изобретательно. Настолько изобретательно, что западные дипломаты, которым выпал жребий работать в Банги, говорили, что чувствуют себя оказавшимися в какой-то особой, сюрреалистической реальности. Тогдашний посол США в Центрально-Африканской Республике жаловался, что ему иногда приходится щипать себя, не зная, как реагировать на окружающее «безумие».
Внутренняя политика
Валери Жискар д’Эстен занимал пост президента Франции с 1974 по 1981 год. Во время своего правления он провел ряд реформ, направленных на модернизацию страны.
Одной из главных целей Валери Жискар д’Эстена было укрепление экономического развития Франции. Он внедрил политику, ориентированную на развитие промышленности и стимулирование экспорта. Были предприняты меры по сокращению бюрократической нагрузки на предприятия и снижению налогового бремени. В результате, Франция получила новые возможности для экономического роста и привлечения иностранных инвестиций.
Еще одной важной реформой, проведенной Валери Жискар д’Эстеном, была децентрализация власти. Он предусмотрел передачу некоторых полномочий с центрального правительства на региональные органы управления
Это позволило более эффективно решать проблемы на местном уровне и повысить уровень ответственности региональных лидеров.
Валери Жискар д’Эстен также провел реформы в образовании и социальной сфере. Франция получила систему обязательного образования для детей от 6 до 16 лет. Были введены новые программы обучения и улучшены условия работы для учителей. Также были предприняты меры по борьбе с безработицей и повышению уровня жизни населения.
Однако, Валери Жискар д’Эстен столкнулся с рядом проблем внутри страны. Например, его реформы вызвали протесты со стороны профсоюзов и оппозиционных сил. Также были проблемы с учетом расовых и социальных различий, что вызывало недовольство со стороны некоторых групп населения.
Тем не менее, внутренняя политика Валери Жискар д’Эстена в целом была направлена на развитие Франции и привлечение новых возможностей для ее граждан. Его реформы оказали значительное влияние на экономику, образование и социальную сферу страны, и до сих пор они оцениваются как важный этап в истории Франции.