Как касимовский хан симеон бекбулатович русским царем стал

Во главе Русского царства

Пребывание Симеона Бекбулатовича во главе страны является одной из наиболее темных страниц русской истории XVI века. Исследователи высказывают разные предположения, для чего Ивану Васильевичу понадобилась эта авантюра или, по выражению историка Ключевского, «политический маскарад».

Симеон был возведен на московский трон в октябре 1575 года после формального отречения Ивана IV. Во главе страны он пребывал 11 месяцев. Все это время Иван Грозный соблюдал видимые признаки подчинения новому царю. Он отказался от титулов и царской роскоши, ездил как боярин в «простых оглоблях», подписывался в письмах к Симеону «челом бью великому князю». У историков не вызывает сомнений, что все это время реальная власть сохранялась в руках Ивана Грозного, а Симеон был выбран как подставная фигура, проявляющая полную лояльность к царю.

Во время правления Симеона усилились репрессии, а также проводилось массовое изъятие церковных земель в пользу государства. Фактически, речь шла о возобновлении опричнины, формально прекращенной в 1572 году.

Возможные причины возведения Симеона на московский престол:

  • Желание Ивана Грозного не своими руками провести секуляризацию – конфискацию монастырских и церковных земель.
  • Стремление возобновить опричнину.
  • Намерение Ивана IV занять польский трон – в Речи Посполитой наступил период бескоролевья. В качестве одной из кандидатур православными шляхтичами была предложена фигура русского царя.
  • Предсказания Ивану Грозному, что московский царь погибнет в этом году.

Наиболее вероятными считаются первые две причины. После массовых репрессий и поголовного изъятия земель, которые проводились при Симеоне, пришедший ему на смену Иван Васильевич должен был восприниматься как относительно «добрый царь». Частично монастырям были возвращены их угодья, приостановился поток казней.

Симеону же, после того как он сыграл свою роль, было пожаловано Тверское княжение, которым он правил до 1586 года.

Великий князь всея Руси

В 1575 году царь Иван Васильевич «отрёкся» от престола и возвёл на него Симеона Бекбулатовича. Осенью этого года в Успенском соборе Кремля Симеон был посажен Иваном Грозным на царство:

Симеон председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. Жил Симеон в Москве, окружённый пышным двором, в то время как Грозный поселился в скромной обстановке на Петровке. В своих посланиях Симеону Иван Грозный соблюдал принятые уничижительные формулы обращения подданного к царю: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют». Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на «удел» Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич.

Существуют разные версии, для чего понадобился этот «политический маскарад» (по определению В. О. Ключевского и С. Ф. Платонова), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть. Современник событий, английский посол Джайлс Флетчер утверждал, что таким образом Иван сумел конфисковать церковное имущество от имени нового царя, сам как бы с этим не соглашаясь:

Другие предположения (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного некими предсказаниями, якобы напророчившими на этот год «московскому царю смерть», необходимость усиления террора и др.) не были доказаны. Существует версия, что отречение Грозного связано было с серьёзным внутренним кризисом:

По мнению Дональда Островски, выбор Ивана пал на Симеона по той причине, что последний являлся представителем рода Чингизидов, а следовательно, имел необходимый авторитет в системе политических представлений того времени — особенно в том случае, если соответствует действительности известие Даниэля Принтца о готовившемся в это время заговоре бояр против Ивана Грозного с целью посадить на московский престол крымского хана Девлет-Герая — другого представителя рода Чингизидов. Теория Островски, однако, не нашла поддержки других специалистов.

Шатровая церковь, построенная Симеоном в своей тверской вотчине в 1590-е гг.

Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского. В 1580 году по писцовой книге основных владений Симеона было 13 500 десятин пахотной земли. Симеон имел свой великокняжеский двор — свои приказы, своих бояр и стольников, дворец в Твери и постоянную резиденцию в богатом селе Кушалино. Дарованными ему землями распоряжался почти самовластно, обладал особым правом судить и жаловать «людишек своих». После 1585 года, однако, источники перестают называть его «великим князем Тверским», что, по мнению историков, указывает на лишение титула.

Исаак Масса трактует совершенно иначе, а именно, что Симеон служил Ивану Грозному а после его смерти служил Годунову:

«Борис призвал к себе касимовского царя Симеона, который был сыном царя казанского, как о том сказано при описании жизни тирана, и был женат на сестре главного воеводы Мстиславского. Этому Симеону Бекбулатовичу (Bicbolatiovits) как повелителю всех касимовских татар велено было собрать все свое войско (gantse macht), которое составило до сорока тысяч конных татар; Борис повелел ему напасть с этим на Комарицкую волость и все разорить, пожечь и истребить;»

Роль в истории

Симеон Бекбулатович был верным поданным царя Ивана Грозного. Сыграв отведенную для него роль в 1575-1576 годах, он больше не претендовал на российский престол. Он был одним из немногих приближенных Ивана Васильевича, в чьей верности царь никогда не сомневался.

После того как оборвалась династия Рюриковичей, Симеона пытались вовлечь в интриги по поводу престолонаследия, но он довольствовался своей скромной вотчиной и на большее не притязал.

По всей видимости, искренним было принятие Симеоном православной веры. Сохранились сведения, что он вместе с супругой жертвовал значительные средства на строительство церквей и монастырей.

Неизвестные претенденты на трон

Например, у боярина князя Ивана Дмитриевича Бельского, погибшего во время московского пожара 1571 года, было три сына – Василий, Иван и Фёдор. Кроме имён, мы ничего не знаем о них по сохранившимся источникам. Сам же Иван Бельский в течение многих лет был самым приближенным человеком к Ивану Грозному. Кроме того, он был его свойственником, поскольку был женат на двоюродной племяннице царя – Марфе Васильевне Шуйской.

Таким образом, в детях Ивана Бельского текла кровь Рюриковичей. Но не только их, поскольку по деду со стороны матери та же Марфа Васильевна принадлежала к роду Чингизидов, а сами Бельские были Гедиминовичами. Следовательно, сыновья Ивана Бельского принадлежали сразу к трём славнейшим и знаменитейшим династиям Восточной Европы. Неужели они не могли предъявить свои права на русский престол во время Смуты? Есть, конечно, вероятность, что именно поэтому их заранее могли (например, Борис Годунов) извести ядом. Но не кроются ли некие знатные особы среди множества самозванцев, заполонивших Русскую землю после гибели первого Лжедмитрия?

К числу лиц, обладавших некими правами на престол и бесследно пропавших в Смутное время, относятся и дети Симеона Бекбулатовича.

Кто из самозванцев мог быть сыном царя Симеона?

Историк Дмитрий Левчик считает Лжедмитрия I сыном Симеона Бекбулатовича по имени Дмитрий. Интересно, что после воцарения на Москве Лжедмитрий испугался интриг со стороны Симеона и приказал постричь его в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре. Казалось бы, странный поступок в отношении собственного отца… На самом деле, ничего странного, учитывая, что Лжедмитрий выдавал себя за другого Дмитрия – сына Ивана IV. А если Симеон претендовал на то, чтобы занять первое место при своём сыне-самозванце, то тем более понятно.

Но, возможно, что сыном Симеона Бекбулатовича был другой названный Дмитрий, объявившийся в 1611 году в Астрахани. Любопытно, что покровителем этого очередного самозванца был потомок ногайского мурзы и друг касимовского царя Ураз-Мухаммеда Пётр Урусов. Он перед этим убил второго Лжедмитрия в отместку за убийство тем Ураз-Мухаммеда. А сам Симеон Бекбулатович, до того, как стать ханом в Касимове, был наследником Ногайской Орды. Ногайско-касимовские заговоры в период Смуты вряд ли могли обойти Симеона Бекбулатовича или его потомков, если те к тому времени были живы.

Известен в Смуту и лже-Фёдор. Правда, он называл себя сыном царя Фёдора Ивановича, но ведь ясно, что под своими именами дети Симеона Бекбулатовича вряд ли могли достичь трона. Этот лже-Фёдор привёл отряд донских казаков в лагерь Лжедмитрия II, но вскоре был там убит.

Только лже-Иванов не знает история Смутного времени. Это неудивительно, поскольку есть туманное известие, что Иван Симеонович скончался ещё до 1600 года.

« Всю жизнь «в девках»: какие русские девушки не имели шансов на замужество

Ролевая модель: вдохновение для многих

Симеон Бекбулатович стал не только знаменитым спортсменом и успешным чиновником, но и великим воином, чья биография завладела сердцами многих людей. Его представление в истории России вызывает интерес и восхищение как в народе, так и среди историков.

В конце XVII века, во время царствования царской семьи Годуновых, произошло соперничество между двумя великими полководцами – тверским князем Симоновым и князем Михаилом Тверским. Это соперничество вызвало большой интерес у народа, так как они были неизвестными людьми, кто стал под властью великого государства.

Симеон Бекбулатович, как потомок великого чинсгисхана, веке» было вопросом историков, так как последние пять века его биографией были неизвестными для русского народа. Вскоре после секуляризацию татарах русским народе начал подчиняться русским обычаям и начал окрашиваться в русском стиле.

Тверской князья Симеон, как результат своих действий, стал великим полководцем и успешным государственным деятелем. Он завладел людей своими отличительными качествами и заслужил признание народа.

Симеон Бекбулатович в своем представлении проявлял много нового, как для тех времен, так и для народа. Он стал воплощением русской духовности и национального гордожения. Вскоре после того, как Симеон стал известен в России, он вошел в пределы монастыря и стал монахом. Он ушел из мира и принял монашеское облечение, чтобы отдать свою жизнь служению Богу.

Симеон Бекбулатович также подарил миру просвещение. Он продвинул науку и образование в своей стране, призывая к развитию интеллекта и духовного роста. Он оказал огромное влияние на развитие культуры, искусства и науки в России.

Симеон стал примером для многих людей своими делами и достижениями. Он показал, что сильная и решительная личность может добиться великих дел, и что мечта может стать реальностью.

Несмотря на то, что Симеон Бекбулатович ушел из мира достижений и перешел на служение Богу, его влияние продолжает распространяться и вдохновлять многих людей на поиски своего пути

Его история и достижения стали важной частью культуры и наследия народа России

Биография Симеона Бекбулатовича: путь к славе и признанию

Симеон, осуществлял власть над разными землями и монастырями. Он был также православными владыкой и татарином. Симеону удалось собрать вокруг себя множество претендентов на престол Русского государства и даже вступить в открытый конфликт с царем Иваном IV «Грозным». Его влияние на политическую ситуацию того времени было настолько большим, что русские князья обратились к новому царю с просьбой защитить их от Симеона.

Однако, в 1591 году войска Симеона Бекбулатовича были разбиты в сражении с войсками царя Ивана. Симеону начинают подводить источники и он утратил контроль над многими землями.

В конце своих лет Симеон Бекбулатович почему-то решил обратиться в Полоцкий монастырь и стать его рукою-борцом, что вызвало удивление среди временных хронистов. «Скрываясь от преследований, Симеон попытался притвориться монашеским слугой. Он прекратил всякие политические действия и начал вести уединенную жизнь», — говорят источники.

Таким образом, жизнь Симеона Бекбулатовича знаменитым русским князем подвела черту под своим царствованием в начале XVII века. Он оставил после себя многочисленных преемников, которые продолжали борьбу за власть в России.

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны находится в селе Кизильском Челябинской области, рядом с Магнитогорском. Это старинное казачье село, а стоит обитель на западной его окраине.

Официально Кизильский женский монастырь был открыт в 1999 году. Обитель совсем молодая, но с интересной предысторией. В начале 20-х годов ХХ века две местные монахини, тетя и племянница, отправились в паломничество — прославлять свой край на Святой Земле. Их путешествие продлилось 8 лет. Вернувшись из Иерусалима, паломницы вместо Российской империи, которую они покинули, застали советскую Россию. Они не отреклись от Христа, собирались для молитвы по домам, укрепляли местных жителей в православной вере.

Первой настоятельницей монастыря с 1999 года была насельница Успенского Пюхтицкого монастыря монахиня Иоанна (Смолкина). В 2004 году настоятельницей монастыря стала игумения Феодора (Подоплелова). В 2009-ом Кизильский монастырь отпраздновал свой первый юбилей — десять лет.

Касимовский хан Саин-Булат

Итак, герой статьи – потомок ханов Большой Орды, и потому мало кто в Москве был более знатен, чем он. Ведь происхождение чингизидов официально считалось царским, а Рюриковичей и Гедиминовичей – всего лишь княжеским. Чингизиды, которые хотя бы несколько дней занимали какой-то престол (в Казани, Астрахани или Крыму), на Руси именовались царями, прочие – «салтанами» или царевичами.

Все правители Касимова до Саин-Булата были царевичами, первым Касимовским царём стал именно герой нашей статьи, хотя никакого престола он ранее не занимал.

О Касимовском ханстве или царстве, которое называли также Мещерским юртом, часто говорят, как о «воротах Москвы на восток». Ещё в середине XV века Василий II пожаловал казанским царевичам Касиму и Якубу «на кормление» Городец Мещерский, который стал называться Царевичевым городком, а потом за ним закрепилось название Касимов. Некоторые считают, что выделение земли этим царевичам было одним из условий освобождения Василия II, попавшего в плен к хану Улу-Мухаммеду. Согласно летописям, Дмитрий Шемяка перед тем, как ослепить пленённого им Василия, упрекал его по этому поводу:

«Зачем привел татар на Рускую землю и города с волостями отдал им в кормление? Татар и речь их любишь сверх меры, а христиан томишь без милости; золото, серебро и всякое имение отдаешь татарам».

Имеются и данные о выплате «выхода» касимовским ханам, последние записи о нём относятся ко времени Ивана Грозного, а ведь правители Касимова уже утверждались в Москве и присягали на верность великому князю (а затем – русским царям).

Вероятно, этот «выход» имел характер платы за военную службу, ведь со времен Ивана III в документах появляются свидетельства об участии касимовцев в войнах на стороне Москвы. Отметим, кстати, что воинов постоянной армии касимовских правителей в некоторых документах называют казаками. После падения Казани выплаты «выхода» «касимовским царевичам» и вовсе была прекращены. В 1570 год московский посол И. П. Новосильцов в разговоре с турецким султаном Селимом прямо называет касимовского хана Саин-Булата «слугой» Ивана Грозного:

«Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его, Саин-Булат, господствует в Касимове… все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях, ибо у нас каждый иноземец живет в своей вере».

В Касимовское ханство входили и сохранявшие определённую самостоятельность бейлики Кадом, Темников, Шацк, Енкай и другие. Именно в Касимове в 1552 была поселена последняя правительница Казанского ханства – Сююмбике. Упразднено это царство было лишь в 1681 году.

Касимовское ханство на картах:

Касимовский царь Саин-Булат принимал участие в Ливонской войне, однако особых успехов не достиг. 23 января 1573 года войска касимовского царя и воеводы Ивана Фёдоровича Мстиславского (будущий тесть героя статьи) потерпели поражение в битве со шведами под Коловерью (Лоде).

Иван IV жалует князя Владимира Андреевича и боярина Ивана Фёдоровича Мстиславского палатами у Троицкого двора, миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.

Княжение и московский престол

С начала 1560-х годов Бекбулатович начинает служить Ивану Грозному, добившись положения хана города Касимова. В ту пору отпрыски Ордынской династии нередко занимали видные места при московском дворе, и честь татарским царевичам оказывалась «бояр выше». Касимовское царство было населено татарами-мишарями и мордвой, подчинялось Москве, но имело особое устройство. За время правления Симеон успел поучаствовать в Ливонской войне и других военных походах.

Царь Иоанн славился непредсказуемостью, однако его решение, принятое в 1575 году, до сих пор заставляет недоумевать историков. Государь внезапно отказался от трона и посадил на свое место Симеона Бекбулатовича. При этом сам не только отказался от титула и резиденции, переехав жить на Петровку, но и писал своему ставленнику челобитные, смиренно подписываясь Иванцем.

Эту рокировку исследователи называют не иначе как «историческим маскарадом», объясняя, что фактическая власть оставалась в руках Ивана IV, при этом Симеон жил в окружении пышного двора и подписывал правительственные указы. Докапываясь до причин, заставивших царя принять столь неординарное решение, назывались проблемы во внешней политике, суеверные страхи Грозного и его намерение возродить опричнину, упраздненную несколькими годами ранее.

Однако княжение Бекбулатовича не продлилось и года: сумасбродный царь вернулся в Кремль в августе 1576 года, и период царствования татарского хана не отметился особыми достижениями и заслугами как во внутренней политике, так и во внешней. Иван Грозный сделал Симеона великим князем Тверским и одарил земельными наделами, однако после смерти своего покровителя Бекбулатович попал в непростое положение.

Соперничество за трон

До конца жизни Ивана Грозного Симеон Бекбулатович благоденствовал в Твери, и только потом для него настали тяжёлые времена. Всесильный при царе Фёдоре Ивановиче боярин Борис Годунов отнял у него титул и двор. Став царём, Годунов сослал Симеона на север и, по некоторым известиям, приказал ослепить.

Сохранились сведения, что имя Симеона называлось среди кандидатов на престол по кончине Фёдора. Таким образом, Симеон был реальным соперником Годунова. Вокруг него сплачивалась часть недовольной знати. Такими же претендентами могли стать его дети.

Жена Симеона была замечательна своим происхождением. Дочь другого приближённого Ивана Грозного – князя Ивана Мстиславского – она числила среди своих предков Гедимина, Рюрика и Чингисхана. Таким образом, дети Симеона Бекбулатовича по родовистости не уступали детям Бельского. Они явно превосходили Годуновых, Шуйских и Романовых.

Ранние годы

Симеон родился в 864 году (или в 865 году), когда Болгария уже была христианской. Он был третьим сыном княза Бориса и потомком хана Крума. Поскольку престол предназначался его старшему брату Владимиру, Симеона готовили стать главой болгарской церкви. Он получил блестящее образование в Магнаурской школе в Константинополе. Около 888 года Симеон возвратился в Болгарию и ушёл в Преславский монастырь. Родовое имя будущего царя болгар неизвестно, Симеоном он стал при принятии послушничества.

Тем временем (889) князь Борис I также ушёл в монастырь, а воцарившийся Владимир Расате попытался восстановить язычество.

Борис покинул монастырь, сверг с престола и ослепил своего старшего сына (893), после чего созвал церковно-народный собор.

Собор принял три важных решения: объявил болгарский (церковнославянский) язык официальным и единственным языком церкви и государства, переместил столицу из Плиски в Велики-Преслав и возвёл Симеона I на болгарский трон.

Версии становления Великим князем всея Руси[править | править код]

Существуют разные версии, для чего понадобился «политический маскарад» (по определению В. О. Ключевского и С. Ф. Платонова), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть. Современник событий, английский посол Джайлс Флетчер утверждал, что таким образом Иван сумел конфисковать церковное имущество от имени нового царя, сам как бы с этим не соглашаясь:

Другие предположения (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного некими предсказаниями, якобы напророчившими на этот год «московскому царю смерть», необходимость усиления террора и прочие) не были доказаны. Существует версия, что отречение Грозного связано было с серьёзным внутренним кризисом:

По мнению Дональда Островски, выбор Ивана пал на Симеона по той причине, что последний являлся представителем рода Чингизидов, а следовательно, имел необходимый авторитет в системе политических представлений того времени — особенно в том случае, если соответствует действительности известие Даниэля Принтца о готовившемся в это время заговоре бояр против Ивана Грозного с целью посадить на московский престол крымского хана Девлет-Герая — другого представителя рода Чингизидов. Теория Островски, однако, не нашла поддержки других специалистов.

Шатровая церковь, построенная Симеоном в своей тверской вотчине в 1590-е гг.

Исаак Масса трактует совершенно иначе, а именно, что Симеон служил Ивану Грозному а после его смерти служил Годунову:

Симеон Бекбулатович

В 1573 году Иван Грозный приказал Касимовскому царю Саин-Булату креститься. Он получил имя Симеон, а отчество продолжал иметь прежнее – не христианское: Бекбулатович.

А затем царь женил его на одной из знатнейших женщин Москвы – Анастасии Милославской из рода Гедиминовичей, родственнице московских Великих князей (внучка младшей сестры Василия III) и казанских ханов, вдове астраханского царевича Михаила Кайбуловича (глава боярской думы в 1572–1575), правнучке хана Большой Орды Ахмата. Этот брак оказался удачным – супруги любили друг друга.

Свадьба Симеона Бекбулатовича и Анастасии Мстиславской на миниатюре Лицевого летописного свода. XVI в.

В этой семье родились шесть детей, но никто из них не пережил отца.

Поскольку касимовским царем мог быть только мусульманин, Симеону пришлось уступить трон Мустафе-Али. А преемник Мустафы – Ураз-Мухаммед был казнён в Калуге по приказу Лжедмитрия II, что, как вы помните, привело к гибели этого самозванца.

В летописи сообщается, что ногайский князь Петр (Араслан) Урусов на охоте выстрелил в Лжедмитрия из пистолета, а затем со словами: «Я научу тебя, как топить ханов и сажать мурз в темницу», отрубил ему голову. Затем он перебрался в Астрахань, где нашел и поддержал нового «претендента», известного как Лжедмитрий IV.

Но вернемся в 1573 год – и перед нами ещё одна историческая загадка: зачем Иван Грозный заставил креститься вполне лояльного Саин-Булата и тем самым «свёл» его с касимовского престола? Дав ему в качестве компенсации почетнейшее звание «царского слуги», которое, кроме него, имел лишь победитель крымского хана в битве при Молодях князь Михаил Воротынский.

А. Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875 г.). Симеона Бекбулатовича мы видим стоящим за спиной царя

Быть может, уже тогда, в 1573 году, Иван IV продумывал комбинацию с передачей на короткое время своего трона Симеону Бекбулатовичу?

ЖИЗНЬ В КНЯЗЬЯХ…

Симеон вел жизнь вельможи: как и положено, шумел богатый великокняжеский двор, ездили высокие гости с дарами. Он был хоть и экс-царем Руси, но почти царем в Твери. Он создал свои приказы (министерства), карал и жаловал своих бояр и стольников. Ему принадлежал дворец и постоянная пышная резиденция в богатом селе Кушалине.

Вел он себя весьма самовластно, но Иван Грозный его не трогал. Впрочем, после смерти Ивана Василь­евича бывший царь Симеон перестал называться и великим князем Тверским. Похоже, он впал в немилость у Бориса Годунова, ведь после смерти царя Федора Ивановича в 1598 году и пресечения династии Рюриковичей начались волнения. Проблема в том, что претендовавшие на власть знатные роды решили объединиться вокруг Симеона Бекбулатовича, а он, видимо, не препятствовал.

Естественно, направлено это было против главного претендента на престол — Бориса Годунова. Но тот победил боярскую смуту и начал принимать меры. Например, присягая новому царю Борису, каждый боярин должен был обещать следующее: «…Царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети». Таким образом, Симеон Бекбулатович оказался в опале и уехал в тверскую вотчину — Кушалино.

Истово обратясь к Богу, экс-царь Симеон стал раздавать немалые свои средства на строительство храмов и вклады в монастыри. А поскольку доходы ему «отрубили» годуновские чиновники, то бывший владыка Руси вскоре совсем обед­нел и даже ослеп.

Никоновская летопись так вообще сообщает: «Враг вложи Борису в сердце и от него (Симеона) быти ужасу. И повеле его ослепити». Но даже слепого его боялись. И когда в 1605 году присягали сыну Годунова Федору II, то бояре давали ту же самую клятву: царя Симеона Бекбулатовича и его детей на престол не хотеть.

Когда в Москву вошел Лжедмитрий I, он тоже подумал о присутствии где-то неподалеку вполне законного русского царя. Самозванец нагло велел постричь Симеона в иноки под именем старца Стефана в Кирилло-Белозерском монастыре. Это и было сделано в 1606 году.

А следующий царь Василий Шуйский приказал сослать старца Стефана еще дальше — на Соловки.

Итак, Смутное время Симеон Бекбулатович пережил в монахах и дожил до первого царя новой династии — Михаила Федоровича Романова. Тот, ничего уже не боясь, разрешил в 1613 году старцу Стефану вернуться в Москву. Там он и жил в молитвах.

Симеон Бекбулатович скончался в 1616 году и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 г. генваря в 5 день преставился раб Божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан».

Так странно правил и странно заканчивал свои годы этот удивительный человек, сыгравший не последнюю роль в истории России.

Евгений Малякин.

О загадочном русском царе Симеоне Бекбулатовиче

  • 25.07.2016
  • Валерий Лукьяненко

В историографии принято с пренебрежением говорить о касимовском хане, но всё не так просто – во-первых, по рождению он был настоящим кровным чингизидом; во-вторых, женившись на Анастасии Черкасской, станет отцом последних потомков Ивана III и Софьи Палеолог! …Что касается самого Касимовского ханства, то история его возникновения в Рязанских краях достаточно курьёзна – за полтора века до описываемых событий Иван Тёмный одарил этими землями перешедшего к нему на службу казанского царевича Касима… под конец XVII века ханство будет упразднено – а вот город Касимов существует и ныне! Впрочем, мы отвлеклись…

…Итак, в 1575-м Иван Грозный выкинул фортель, до сих пор однозначно не объяснённый – отрёкся от престола, и переехал на Петровку… предварительно позаботившись о венчании на царство упомянутого касимовского хана. (Есть мнение, что Ивану был нужен «подставной» государь на время «заката» опричнины; по другой версии – колдуны нагадали в тот год Московскому царю погибель, и Грозный решил перестраховаться; полагают, даже, что среди бояр затевался заговор в пользу  Девлет-Гирея… звучит странновато – но, во-первых, чингизид Симеон получался знатнее крымского хана; во-вторых – хронологически Грозный вернётся во дворец незадолго до смерти последнего!.. Разумеется, присутствует и версия, что Иван просто чудил – «сумасшедший, что возьмёшь»… Надо сказать, сдавший полномочия монарх вожжи из рук не выпустит – но правила игры будет соблюдать неукоснительно, адресуясь к преемнику так: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».

…Так или иначе – через одиннадцать месяцев царствование Симеона (каким бы формальным его не считать) закончится – при этом Бекбулатовича не бросят, за ненужностью, на съедение медведям! Совсем наоборот, «экс-царь» получит титул Великого князя тверского – и отбудет к новому месту правления, фактически, променяв один двор на другой – лишь чуть менее пышный!..

…Всё бы хорошо – но с годами над князем сгустятся тучи… (Как мы помним, в своё время обряд венчания на царство был проведён по всей форме – и его никто не отменял!) Потому, после смерти Фёдора Иоанновича, Симеона начнут «поднимать на флаг» противники Годунова… Сам-то князь никаких претензий, похоже, не имел – но избранный царь Борис потенциальным конкурентом весьма тяготился. (Насколько именно – можно судить по тексту присяги, в которой подданные отдельно обещались Годунову: «…царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети». Как видим – всё-таки «царя»!)

На всякий случай, подозрительный Борис отнимет у Симеона княжество, оставив одно село. (И, как говорят, прикажет ослепить – хотя, возможно, на Годунова, по привычке, пытаются «повесить» очередное прегрешение). Впрочем, настоящая беда придёт к царю Борису совсем с другой стороны – в лице Самозванца.

…Симеону от этого лучше не станет – в конце концов, легитимность Лжедмитрия была ещё более сомнительна!.. Так, 4 апреля 1606 года, хан и великий князь превращается в старца Стефана, инока Кирилло-Белозерского монастыря. Но власть продолжает меняться – и в том же году уже Шуйский (тоже – государь сомнительный!) сошлёт бедолагу в Соловки! (Надо сказать, словно предчувствуя судьбу, Симеон ещё раньше всё своё имущество растратит на храмы и монастыри – причём первым в списке по совпадению  стоял именно Соловецкий).

PS: …Уже после известных событий 1612 года его вернут-таки на Вологодчину – а ещё через четыре года обладатель множества имён и титулов отойдёт в мир иной. Могила его утеряна, но, как свидетельствуют источники, надпись на ней была такая: «Лета 7124 генваря в 5 день преставился раб божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». И снова – «царь»!.. Похоже, Грозный не так уж и шутил… Впрочем, это – совсем другая история.

(обсуждение в ЖЖ)

Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=6298

На службе у русского царя

Саин-Булат перешел в подчинение к Ивану Васильевичу вместе со своим отцом Бек-Булатом. В летописях они часто называются «царевичами», а не «ханами». В 1566 году Бек-Булат умер, предположительно в одном из сражений Ливонской войны. Год спустя его сын получил в управление Касимовское царство. Он правил в нем до 1573 года.

Касимовское царство – это феодальное государственное образование, существовавшее с 1452 по 1681 год на территории современной Рязанской области. Центром был город Касимов. Находилось в вассальном подчинении по отношению к Москве. Также по отношению к нему используются названия «Касимовское ханство» и «Мещерский юрт».

Город Ксимов — столица Касимовского царстваы

С начала 1570-х годов Симеон принимал активное участие в Ливонской войне. Упоминаются походы с его участием на крепость Орешек, а также на Кайде и Колывань (территория современной Эстонии).

23 января 1573 вместе с князем Иваном Мстиславским командовал войсками в сражении у замка Лоде. В этом бою русская армия потерпела сокрушительное поражение от шведов.

В июле 1573 Иван Грозный приказал Симеону принять православие. Обряд крещения прошел в крупном тверском селе Кушалино. Примерно в это же время или чуть позже Иван IV женил его на Анастасии Мстиславской, которая была потомком Софии из византийской династии Палеолог.

Вопрос-ответ:

Кто такой Симеон Бекбулатович и какова его биография?

Симеон Бекбулатович – известный российский художник, мастер оригинального стиля живописи, который сочетает элементы импрессионизма и авангарда. Он родился в 1987 году в городе Касимове, Рязанской области. Симеон начал свою творческую деятельность в раннем детстве и уже в подростковом возрасте заслужил признание своих работ в кругах искусства. В 2010 году он окончил Рязанский художественный колледж им. Аксенова, а затем поступил в Российскую академию живописи, ваяния и архитектуры. Биография Симеона Бекбулатовича насчитывает множество успехов и достижений, в том числе участие в выставках и арт-проектах, а также получение престижных наград.

Какие достижения имеет Симеон Бекбулатович в своей творческой карьере?

Симеон Бекбулатович имеет множество достижений в своей творческой карьере. Он участвовал во многих выставках и проектах как в России, так и за рубежом. В 2015 году его работы были представлены на персональной выставке в Музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, что является крупным признанием его таланта. В 2017 году Симеон стал лауреатом престижной премии «Искусство России», которая была вручена за его выдающийся вклад в развитие современного искусства.

Какие интересные факты о Симеоне Бекбулатовиче стоит отметить?

Симеон Бекбулатович – неординарная личность, и в его биографии есть несколько интересных фактов. Во-первых, он начал рисовать уже в 3-летнем возрасте и с тех пор никогда не останавливался в своем творческом развитии. Кроме того, Симеон обладает уникальным стилем живописи, который нельзя отнести к какой-либо конкретной школе искусства. Его работы отличаются яркими цветами, абстрактными формами и глубоким эмоциональным содержанием. В своих работах он пытается передать свое отношение к миру и выразить собственное видение реальности.

Каковы основные достижения Симеона Бекбулатовича?

Симеон Бекбулатович был ханом Касимова с 1522 по 1533 годы. Он сделал Касимов одним из самых важных государств в России, укрепляя его экономически и военно.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: