Любимец народа древнего рима

Рим рексов

Примечания

  1. Евтропий , Breviarium ab Urbe condita , I, 6
  2. Флоро , Epitoma de Tito Livio bellorum omnium annorum DCC , I, 5.1.
  3. Евтропий , Breviarium ab Urbe condita , I, 8
  4. Ливио , Periochae ab Urbe condita libri , 1.22.
  5. Флоро , Epitoma de Tito Livio bellorum omnium annorum DCC , I, 7.1.
  6. ^ Eutropius , Breviarium ab Urbe condita , I, 7.
  7. ^ Livio , Periochae ab Urbe condita libri , 1.41.
  8. ^ Пьетро Де Франциски , Исторический синтез римского права , стр.46.
  9. ^ Ливий , Periochae ab Urbe condita libri , 1.39.
  10. ^ Floro , Epitoma de Tito Livio bellorum omnium annorum DCC , I, 6.1.
  11. ^
  12. ^ Ливий , Periochae ab Urbe condita libri , 1.21.
  13. ^ Floro , Epitoma de Tito Livio bellorum omnium annorum DCC , I, 6.3.
  14. Пьетро Де Франциски , Исторический синтез римского права , стр.56.
  15. ^ Ливий , Periochae ab Urbe condita libri , 1.40.
  16. Страбон , География , V, 3.7
  17. ^ Floro , , 7.3.
  18. Флоро , Epitoma de Tito Livio bellorum omnium annorum DCC , I, 7.2.
  19. Ливио , Periochae ab Urbe condita libri , 1.23.
  20. См. Ливи, ; Овидий, Фасти , VI , 609; Дионис. IV.39; Варро, LL V.159; де вир. больной. 7,18; Фест. 332, 333

Внешняя, внутренняя и религиозная политика[править | править код]

О внешней политике Сервия Туллия можно судить из произведения «Римские древности» Дионисия Галикарнасского, жившего через 5 столетий после описываемых событий. Согласно этому автору зависимые от Рима при Тарквинии Приске племена не захотели подчиняться бывшему рабу. Первыми восстали вейяне. За ними последовали церейцы и тарквинийцы, а затем и вся Этрурия. Война продолжалась несколько десятилетий и завершилась победой Рима и подписанием мира с Латинским союзом. По её окончанию Сервий Туллий отнял земли у вейянов, тарквинийцев и церейцев, а затем распределил их между теми римлянами, которые недавно получили гражданство.

Одной из особенностей «римского мифа» была склонность приписывать сформировавшиеся в течение многих лет традиции решениям одного человека. За Сервием Туллием закрепилась слава царя, проведшего ряд мероприятий, которые ослабили патрициев и усилили права римлян из обычного народа. С его именем связывали такие действия, как наделение бедняков земельными наделами, запрет держать должников в оковах, возможность разбогатеть и выдвинуться в верхние классы общества вследствие описанной ниже Сервиевой конституции вне зависимости от происхождения, дарование вольноотпущенникам римского гражданства, упорядочение жизни сельских общин пагов, установление праздника паганалий и компиталий. Первые были посвящены Церере и Теллус. Вторые предполагали торжественные шествия и игры в честь добрых духов земли, дорог и перекрёстков ларов. Особенностью события было участие в нём рабов, «служба которых приятна ларам».

Религиозная деятельность Сервия Туллия, по преданию, включала сооружение храмов Фортуны и Дианы. Привнесение в Рим культа Дианы, согласно Титу Ливию, было связано с популярностью храма Артемиды Эфесской. Согласно современным представлениям его сооружение связано с тем, что Рим начал занимать центральное место в Латинском союзе, города которого объединялись вокруг культа данной богини. Храм построили на взносы всех городов союза. Впоследствии праздник в честь Дианы стал праздником рабов из-за соответствующего происхождения основателя её храма. Храмы Фортуны на Бычьем форуме были популярны среди простого народа, который считал, что именно эта богиня помогла вознестись Сервию Туллию из рабов в цари.

Реформы Сервия Туллия

Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между патрициями и плебеями обусловили проведение предпоследним римским царем важных реформ. Сервий Туллий в середине VI века до н.э. разделил все население Рима (как патрициев, так и плебеев) на пять разрядов.

  1. В I-й разряд вошли граждане, владеющие имуществом на сумму 100 и более тыс. ассов или земельным участком свыше 20 югеров.
  2. 2й разряд — имущество на сумму 75 тыс. и более ассов или 15-20 югерами земли.
  3. 3й разряд — имущество на сумму от 50 до 75 тыс. ассов или 10-15 югерами земли.
  4. 4й разряд — имущество на сумму от 25 до 50 тыс. ассов или 5-10 югерами земли.
  5. 5й разряд — имущество от 11 до 25 тыс. ассов или менее 5 югеров земли.

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений — центурий (от лат. centum — сотня); следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей.

Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый — по 20; пятый — 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий (18 центурий выставляли т.н. всадники, к числу которых относились самые богатые патриции; кроме того, было 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов и 1 центурия т.н. пролетариев, т.е. лиц, принадлежавших к неимущественному и неподатному сословию) их общее количество составляло 193.

Во вновь возникших народных собраниях по центуриям (comitia centuriata) каждая центурия имела один голос.

Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т.е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Каждые 5 лет производилась новая оценка (census) имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Кроме того, все население (без учета патрицианского или плебейского происхождения) было разделено на территориальные округа — трибы.

Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста (tribunus aerarius); его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов. В народных собраниях, которые стали созываться по трибам (трибутные комиции), каждая триба также имела один голос.

Внешняя политика

Дионисий Галикарнасский в «Римских древностях» пишет, что зависимые от Рима племена — векши, церы, тархины (а позже и вся Этрурия) восстали из-за своего «рабовладельческого» происхождения и отказались подчиняться новому царю.

Кампании Сервия против этрусских городов были успешными. Он заставил их признать верховную власть Рима. Теперь Рим был городом на семи холмах (включая Эсквилинский, Витинальский, Квиринальский, Палатинский, Капитолийский, Целийский и Авентинский холмы).

Интересно, что сербский Талий, как и любой другой римский король, мог провести реформу, только если для этого существовали условия, то есть деление населения на группы уже существовало (только оно не было официально провозглашено).

Сервий же сумел обойти священные правила, не нарушая их официально. В основе его идеи лежало разделение людей по возрасту. Ранее возрастное разделение существовало только в Курии, полностью мужском военном объединении. Сервий Туллий распространил это деление на весь Рим и разделил город на трибы (отделы).

Племя, в отличие от курии, не было священной или полностью мужской единицей. Однако для этого требовалась искусственная организация. В пять «классов», введенных королем, входили граждане в возрасте от 17 до 60 лет.

Тех, кто превысил этот возраст, называли «пролетариями» (т.е. беднейшими людьми, у которых были только дети). Во времена римских царей, однако, обладание потомками уже делало человека богатым. Поэтому пролетарии были не самыми бедными, а особым классом, который не мог вырастить готовых центурионов из-за своего возраста. В своих семьях они были лидерами, но в обществе их власть упала. Из-за своей малочисленности они были поименно занесены в цензурные списки.

Система возрастных классов, предложенная Сервием Туллием:

Занятия Возраст Характеристики
1 класс 17-24 года Класс был ключом ко всей системе и главным «голосом» Сената. Она была самой большой и представляла собой армию молодых (17-24 года) и одиноких мужчин. Его элита считалась celeres — «всадниками».
2 класс 24-32 года. Этот класс был фактически аналогией (продолжением) первого, но в нем не было «всадников».
3-й класс 32-40 лет Это были самые зрелые воины, основа войска в тяжелых сражениях. Среди них было много военных командиров — преторов и трибунов. Они были разделены на возрастные группы — principes и triarii.
4 класс 40-48 лет
5 класс 48-60 лет Они не служили в армии, но во время войны часто занимали высокие военные должности.
Пролетарий старше 60 лет Специальный класс, не принимал участия в военных операциях.

Из деления Туллия видно, что «родственная» связь между воинами — это реальность – дробление на старших и младших воинов было равносильно дроблению на «отцов» и «детей».

Мао Цзедун

Мао Цзедун с женой и дочерью

Мао Цзедун родился 26 декабря 1893 года, правил четвертью населения мира в течение 25 лет и сделал Китай одной из самых мощных стран в мире. Он достиг таких вершин, несмотря на происхождение из скромного рода крестьян в Шаошань, провинции Хунань, из семьи, которая из поколения в поколение трудилась на небольшом участке земли.

Мао несколько лет ходил в небольшую сельскую школу, но уже в 13 он оставил учёбу и работал весь день на земле, чтобы прокормить семью. Когда мальчику было 14, отец заставил его жениться на девушке из этой же деревни, однако Мао решительно отказался действительно стать её мужем. Три года спустя он покинул дом в поисках другой жизни, поступив в среднюю школу в Чанша, а его формальная жена позже умерла от дизентерии.

В то время как Мао учился в Чанша, в Шанхае разразилась революция, и он решил поступить на службу в революционную армию Сунь Ятсена, основателя партии Гоминьдан. Недолго прослужив там, Мао работал помощником библиотекаря в Пекине, где и познакомился с идеологией коммунистической партии. К 1935 году Мао Цзедун уже был одним из ключевых коммунистических лидеров и главным стратегом победы над националистами в гражданской войне 1946-1949 гг, став первым вождём Китайской Народной Республики.

Внутренняя политика и социальные реформы

Приход к власти Сервия Туллия ознаменовал важный этап в историческом развитии Рима.

Новый царь стремился укрепить государство изнутри, покончив с постоянными междоусобицами.

Основным инструментом для достижения этой цели стала реформа политического и общественного устройства.

Прежде всего, Сервий Туллий разделил все мужское население Рима на пять классов, основываясь на имущественном цензе.

Каждый класс составлял часть римского войска, при этом чем выше был класс, тем больше воинов он выставлял.

Кроме этого, царь произвел перераспределение земельных наделов, увеличив их количество для низших классов.

Он также основал новые племенные округа и построил городскую стену, что существенно укрепило обороноспособность Рима.

Реформы Сервия Туллия не только укрепили государство, но и способствовали развитию гражданского общества, создав предпосылки для дальнейшего расцвета Римской республики.

– Создание центурий и классов

Реформа Сервия Туллия стала важнейшим этапом в истории Рима, установив новые критерии для определения места гражданина в обществе.

Он реформировал армию, разделив ее на пять классов, каждый из которых состоял из нескольких центурий – подразделений из 100 человек. Классификация основывалась на имущественном положении граждан, при этом более богатые классы составляли конницу, а более бедные – пехоту.

Эта система имела далеко идущие последствия, поскольку позволила государству мобилизовать большее количество войск и справедливо распределять военные расходы.

Помимо военной сферы, реформа Туллия внесла изменения и в политическую структуру. Центурии, созданные для мобилизации армии, теперь стали основой для организации ассамблеи, где граждане могли голосовать по важным государственным вопросам.

Голосование проводилось по центуриям, что означало, что более богатые классы, имевшие больше центурий, имели большее влияние на политические решения. Таким образом, реформа Туллия установила новую форму политического представительства, основанную на имущественном положении.

– Реформа земельного права

Целью реформы земельного права при Сервии Туллии было распределение земли между бедняками и создание более равномерного распределения богатства.

Для достижения этой цели реформа включала в себя несколько ключевых положений:

  • Перераспределение общественных земель (ager publicus) в пользу бедняков.
  • Установление налога на землю для финансирования государственных расходов.
  • Создание нового класса землевладельцев из числа бедных граждан.

Помимо перечисленных положений, Сервий Туллий также ввел новый кадастр, который позволил создать более точную и справедливую систему налогообложения. Эта реформа была направлена на то, чтобы гарантировать, что богатые землевладельцы платили свою долю налогов, а бедняки были освобождены от непосильного налогового бремени.

Последствия реформы земельного права Сервия Туллия были далеко идущими. Она помогла стабилизировать Римское государство и создать более справедливое общество. Новая система налогообложения также обеспечила постоянный источник дохода для государства, что позволило финансировать амбициозные строительные проекты, такие как строительство городской стены.

Стоит отметить, что Франсиско Франко также проводил реформу земельного права во время своего правления в Испании. Однако его реформа была менее успешной и в конечном итоге привела к социальному напряжению и экономическим проблемам.

Детство и юность

Сервий родился в VI веке до н. э., в источниках историков есть не одна версия его происхождения. В одних рассказывается, что отец относился к царскому роду Туллия и жил в городе Корникул, а матерью была женщина по имени Окрисия. После захвата города римскими войсками мужчину убили, а мать мальчика захватили в плен, в ту пору она уже была беременна. Женщина стала рабыней у жены правителя Танаквиль, но, когда стало известно происхождение Окрисии, ее освободили. Мальчик появился на свет, когда его мать еще прислуживала царице.

Истории происхождения в других источниках мало чем отличаются. Согласно рассказу Тита Ливия, после смерти Туллия женщину признали как его жену и не стали обращать в рабство, поэтому ребенок рос как царский сын. Биография Сервия окутана легендами и мифами, согласно некоторым, уже в детстве с ним происходили чудеса. Например, однажды во время сна вокруг головы мальчика загорелся огонь, слуги бросились затушить его, но Танаквиль остановил их и стал ждать, когда пламя само потухнет. Огонь ушел, но на коже будущего царя не осталось ни единого пятна. Это восприняли как знак свыше, что Туллий станет отличным правителем и принесет пользу Риму. После этого его стали воспитывать как настоящего царского сына.

Примечания[править | править код]

  1. ↑  (англ.). Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 2 января 2019.
  2. ↑ Дионисий Галикарнасский. Книга IV. 2.
  3. ↑ , с. 259—260.
  4. Марк Туллий Цицерон. Диалоги. Кн. II, XXI, 37.
  5. ↑ Тит Ливий. Книга I. 39
  6. ↑ , с. 261.
  7. , с. 261—263.
  8. ↑ , p. 114—117.
  9. ↑ .
  10. The Rise of Rome to 220 BC / Ed. by F. W. Walbank, A. E. Astin, Фредериксен, Мартин, R. M. Ogilvie. Assisted by A. Drummond. — 2nd ed. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. VII, pt. 2. — P. 96. — (The Cambridge Ancient History).
  11. Ковалёв С. // История Рима. — М.: Полигон, 2002. — ISBN 5-89173-171-1.
  12. ↑ Дионисий Галикарнасский. Книга IV. 28
  13. , с. 62.
  14. ↑ , с. 76.
  15. , с. 76—77.
  16. , с. 35.
  17. , с. 35—36.
  18. ↑ , с. 99.
  19. ↑ , с. 36.
  20. ↑ .
  21. , p. 174—176.
  22. Придик Е. Сервий Туллий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1900. — Т. XXIXa. — С. 642.
  23. Тит Ливий. .
  24. Дионисий Галикарнасский. Книга IV. 16—17
  25. , p. 179.
  26. , p. 181.
  27. Дионисий Галикарнасский. Книга IV. 19—20
  28. Тит Ливий. Книга I. 43
  29. Дионисий Галикарнасский. Книга IV. 18
  30. , с. 500.
  31. Тит Ливий. Книга I. 44. 3
  32. ↑ Дионисий Галикарнасский. Книга IV. 40
  33. Blake Ehrlich, Richard R. Ring, John Foot.  (англ.). britannica.com. Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 4 января 2019.
  34. ↑ Тит Ливий. I. 42.
  35. , с. 266—267.
  36. ↑ , с. 268—269.
  37. Дионисий Галикарнасский. Книга IV. 39.

Сервий Туллий

Согласно традиции, Сервий Туллий был шестым царем Древнего Рима. Он провел реформы, которые представляли собой подлинную политическую революцию, нанеся решающий удар по остаткам первобытнообщинного строя Рима и расовой организации общества и завершив переход к государству. Реформы Сервия Туллия ввели аристократию богатства вместо аристократии родства.

Плутарх восхищался реформами Сервия по наведению порядка в правительстве, армии и общественной морали, а самого Сервия считал самым мудрым, счастливым и лучшим из всех римских царей.

В результате своих реформ Сервий Туллий потерял поддержку сената. Луций Тарквиний провозгласил себя царем, а Сервий Туллий был убит.

Лат. Сервий Туллий

6-й царь Древнего Рима
578 V. ЦПЧ. — 535 V. ЦПЧ.

Сервий Туллий, фантазия Франциска Гюйса (1522-62).

Жан Барден, «Талиус везет тело отца на колеснице» (1765).

Сервию Туллию приписывают реформы государственного устройства и большую строительную деятельность.

Сервий Туллий родился 13 августа в Корникуле, городе, позднее разрушенном римскими войсками под командованием Тарквиния Приска. Публий Туллий, отец будущего царя, был убит в бою, а его мать Оксея, женщина знатного происхождения, возможно, царица, была захвачена римлянами. Там она влюбилась в Таниквиля, супруга римского царя.

Множество легенд окружает рождение Сервия Туллия. Согласно мифологической легенде, его божественное происхождение проявилось в юном возрасте. Однажды, когда мальчик спал в атриуме, его голову увенчало яркое пламя. Слуги хотели погасить пламя, но Танакиль увидел в этом событии предзнаменование и остановил их. Пламя было потушено только тогда, когда ребенок проснулся, и не причинило ему никакого вреда. Римские летописцы сообщают, что Серб, хотя и был рабом, был любимцем царской власти и получил хорошее греческое образование, одержав военные победы в юном возрасте.

Тарквиний Приск отдал ему в жены свою дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анко Марция, Танакилу удалось привести к власти своего фаворита Сервия Туллия.

Начало правления Сервия Туллия ознаменовалось успешными войнами против города Вейи и этрусков. В этой кампании он проявил храбрость и разгромил большую армию противника. Успех Сервия Туллия помог ему укрепить свои позиции в Риме. Согласно Fasti Triumphales, Сервий одержал три победы над этрусками, в том числе 25 ноября 571 года до н.э. и 25 мая 567 года до н.э. (дата третьего триумфа в Fasti не указана).

Чтобы закрепить господство Рима над латинскими городами, он построил храм Дианы на Авентинском холме и учредил соответствующие праздники. Сабины не воевали против Рима во время правления Сервия Туллия: согласно легенде, сабину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к заводчику пришел странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесет быка в жертву Диане, станет царем сабинян. Куриаций немедленно отнес своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому священнику, что побудило его прийти к алтарю, но священник стал обвинять Куриация в том, что он не омыл руки Тиберия перед жертвоприношением. Пока Курий бежал к реке, хитрый жрец успел совершить жертвоприношение. Таким образом, все последствия этого жертвоприношения оказались в Риме. Несчастный пастух получил голову быка и отправился с ней в свой город, чтобы призвать своих соотечественников не нападать на Рим.

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было достаточно времени для проведения государственных реформ.

Сервий Туллий – шестой царь Рима (578–534 до Р. Х.)

Сыновья четвертого царя Рима, Анка Марция, убившие пятого царя, Тарквиния Древнего, надеялись захватить господство над городом. Но, вопреки их расчётам, монархический сан получили не они, а Сервий Туллий, который, по преданию, был царский сын, родившийся в рабстве. Тарквиний Древний за добродетели и дарования сделал Сервия Туллия своим зятем. После смерти Тарквиния Сервий занял престол, благодаря хладнокровию и сообразительности жены убитого царя, Танаквилы. Народ радостно одобрил его выбор. Счастье чрезвычайно благоприятствовало Сервию Туллию. Легенда говорит, что богиня Фортуна любила его так, как никого из людей. Сыновья Анка Марция удалились в изгнание в город Суэссу Помецию, а сын рабыни стал царем.

Сервий Туллий

В молодости Сервий Туллий превосходил всех сверстников мужеством, но славу у современников и потомства заслужил он не военными подвигами, а делами мира. Он довершил многое из начатого Тарквинием Древним. Он расширил и укрепил город, занимавший до него пять холмов: Палатинский, Капитолийский, Квиринальский, Целийский, Авентинский; Сервий Туллий присоединил к ним Эсквилинский и Виминальский холмы; все это пространство, и мост на сваях, который вел на остров Тибра, и самый остров он обвел валом и стеною; таким образом он сделался основателем «семихолмного города».

Еще важнее было то, что Сервий Туллий дал государству новое устройство; эта реформа поставила его во мнении потомков наряду с Нумою. Как Нума создал религиозное благоустройство, так он создал гражданский порядок, положил основание свободе римского народа.

Чжу Юаньчжан, император Китая

Чжу Юаньчжан

Чжу Юаньчжан, первый император династии Мин, родился около 1328 года в очень бедной крестьянской семье из Хаожу (ныне Феньянь в провинции Аньхой). В возрасте 16 лет он остался сиротой и вынужден был искать приюта в монастыре близ Нанкина. Чжу готовился стать монахом и научился читать и писать, что окажется весьма полезным в его жизни. Однако, вероятнее всего, в то самое время Юаньчжан влачил жалкое существование, и время от времени ему приходилось просить еду в близлежащих деревнях.

Когда Чжу исполнилось 24 года, монастырь был разрушен правительственными войсками, подозревавшими монахов в связи с Красными повязками, группой мятежников, находившихся под влиянием мощнейшего тайного общества Белый Лотос. Спасаясь от разрушения, молодой послушник сам присоединился к Красным повязкам, быстро показал себя храбрым солдатом и вскоре стал командовать своей собственной армией. В 1356 году силы сторонников Чжу, сменившего имя на Чжу Юаньчжан, захватили Нанкин, город, который позже стал столицей династии Мин. Пять лет спустя его войска взяли столицу Юань (ныне Пекин), позволив Чжу Юаньчжану объявить себя императором в Нанкине и основать знаменитую династию Мин.

Фон

До образования республики Римом правили короли (латинские reges , единственное число rex ). В римской традиции основатель Рима Ромул был первым. Сервий Туллий был шестым, а его преемник Тарквиний Гордый (Тарквин Гордый) был последним. Природа римского царствования неясна; большинство римских королей избирались сенатом на пожизненную , но некоторые претендовали на престолонаследие по династическому или божественному праву. Некоторые были коренными римлянами, другие — иностранцами. У более поздних римлян были сложные идеологические отношения с этим далеким прошлым. В республиканских нравах и институтах царская власть вызывала отвращение; и оставался таковым, по крайней мере, по названию, во времена Империи. С одной стороны, Ромул считал, что Рим стал более или менее одним ударом, настолько полным и чисто римским по своей сути, что любое приемлемое изменение или реформа после этого должно было быть оформлено как восстановление. С другой стороны, римляне Республики и Империи считали, что каждый король вносит свой особый и новый вклад в структуру и территории города или в его социальные, военные, религиозные, правовые или политические институты. Сервия Туллия называют «вторым основателем Рима», «самым сложным и загадочным» из всех его королей и своего рода «протореспубликанским магистратом».

Древние источники

Самым древним из сохранившихся источников общего политического развития Римского царства и республики является « De republica » Цицерона («О государстве»), написанная в 44 г. до н.э. Основными литературными источниками о жизни и достижениях Сервия являются римский историк Ливий (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.), чье Ab urbe condita было общепринятым римлянами в качестве стандартного и наиболее авторитетного отчета; Близкий современник Ливия Дионисий Галикарнасский и Плутарх (ок. 46 — 120 г. н.э.); их собственные источники включали работы Квинта Фабия Пиктора , Диокла Пепарета , Квинта Энния и Катона Старшего . Ливия, вероятно, включали, по крайней мере, некоторые официальные государственные записи, он исключил то, что казалось неправдоподобным или противоречивым традициям, и расположил свой материал в рамках всеобъемлющей хронологии. Дионисий и Плутарх предлагают различные альтернативы, которых нет у Ливия, а собственный ученик Ливия, этрусколог , историк и император Клавдий , предложил еще одну, основанную на этрусских традициях.

За легендой: историографическая традиция и археологическая реальность

Фреска из гробницы Франсуа Вульчи , изображающая освобождение Челио Вибенны ; персонаж слева — Макстарна, позже царь Рима по имени Сервий Туллий.

Согласно древней традиции, о которой мы узнаем благодаря речи, произнесенной в Сенате этрускологом императором Клавдием (записанной в бронзовых таблицах Лиона) в 48 г. н.э., фигура Сервия Туллия отождествляется с фигурой Мастарны. (или также Макстарна), союзник братьев Ауло и Челио Вибенна (или Вивенна), оба этрусских лидера участвовали в завоевательных экспедициях в Этрурии и прилегающих территориях и укрылись в конце чередующихся военных событий на Монте Челио в Риме . . Затем Мастарна получил бы королевство и изменил свое этрусское имя, приняв латинское имя Сервия Туллия.

Историки, помимо легендарных аспектов истории, не исключают, что она может иметь некоторое основание для правды, а также подтверждают эту гипотезу знаменитыми фресками гробницы Франциска Вульчи , которые представляют этот цикл эпических сказок в удивительно реалистичной форме. Здесь действительно можно увидеть Кайле Випинаса (Челио Вибенну) в процессе освобождения от Макстарны , отождествляемого с Сервием Туллием.

Впрочем, можно также заключить, что имя Мастарна (Macstrna) было лишь титулом, которым Сервия Туллия называли в бою: не было бы невозможно на самом деле усмотреть в слове mastarna корень magister («господин»), то есть, в данном случае, magister maximus римского легиона. Согласно Массимо Паллоттино ( «Происхождение и первобытная история Рима »), Мастарна был бы «слугой» Челио Вибенны ( Кайле Випинас ), потому что суффикс -на указывает на принадлежность; поэтому Macstrna будет «принадлежать магистру » ( macstr = magister ). После завоевания Рима и смерти Челио Вибенны Мастарна вступил в конфликт с Авлом Вибенной, братом Челиона, и в конце концов убил его, оставшись единственным хозяином города.

Слайд 5Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и

территориальный принципы.

Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Реформы Сервия Туллия

Сербский Таллий ввел общественный порядок, который уравновешивал права граждан с их обязанностями по отношению к ним; этот порядок предусматривал удобную организацию военной службы, уплаты налогов и голосования в Народной скупщине. Сервий Туллий разделил Рим и его владения на области (regiones) и разделил граждан на классы и центурии в соответствии с размером их владений. Эта новая организация ликвидировала старые, подверженные религиозному влиянию родовые и племенные общества и объединила всех граждан (патрициев) и плебеев в государственное общество.

Новые трибы Сервия Туллия

До короля Сервио Талио плебеи были беспорядочной, политически мертвой массой, наряду с патрициями, которые одни держали в своих руках управление государством. Однако по численности они значительно превосходили старых мещан и, как правило, не уступали им даже в образовании. Поэтому полное лишение их всех гражданских прав может оказаться опасным для государства в будущем. Более того, распределение и организация плебеев также должны были соответствовать административным требованиям; без этого невозможно было набрать армию и собрать налоги. Чтобы уравновесить права старых и новых граждан, а также переселенцев, не имевших прав гражданства, объединить все эти категории граждан в гражданское общество и лучше организовать войска, сербский талий, согласно традиции, разделил римское население на группы, не по религиозной или расовой принадлежности (как раньше), а по месту проживания и размеру имущества. Он разделил город Рим и его территорию на округа или племена. Племена существовали и в прошлом, но это были племенные группы патрициев. Новые трибы Сервия Туллия объединяли патрициев и плебеев и были основаны исключительно на принципе описания.

Сведения о количестве племен, основанных сербом Таллием, разнятся, но большинство древних авторов говорят, что он разделил государство на 30 племен: четыре городских и 26 сельских. Племена были разделены на более мелкие части, называемые вичи для городских племен и паги для сельских племен. Каждый из этих небольших участков, вероятно, имел общее святилище, поклонение которому разделяли не только патриции, но и плебеи. Согласно новым законам царя Сервия Туллия, жители каждого округа составляли отдельную общину со своим правителем, который вел списки жителей и их земель, домов и другого имущества; эти списки использовались для набора войск и распределения налогов.

Племя состояло из всех римских граждан, владевших землей. До сих пор считалось, что распределение триб, сделанное царем Сервием Туллием, относилось только к плебеям, а патриции не входили в состав триб. Это ошибка, связанная с тем, что позже, когда были созданы народные трибуны, плебеи созывались трибунами на народные собрания, на которые патриции не допускались (concilia plebis). На этих собраниях плебеи делились на племена. Однако существовали собрания, созываемые патрицианскими чиновниками (tributia komitia, comitia tributa) — на этих собраниях присутствовали все граждане, как плебеи, так и патриции. Также существовало мнение, что только патриции были членами курий и что народное собрание по куриям (comitia curiata) состояло только из патрициев. С исторической точки зрения эта точка зрения ошибочна: так могло быть только в древности, до Сервия Туллия.

Юстиниан, Юстин и Феодора

Юстиниан с окружением

Родившийся в 483 году нашей эры, Византийский император Юстиниан происходил из латиноговорящей семьи крестьян иллирийского происхождения и всегда говорил по-гречески с ужасным акцентом. Имя Юстиниан урождённый Петрус Савватий взял в честь своего дяди Юстина, который стал начальником дворцовой стражи, отправившись в Константинополь “с одной сменой одежды на плечах и куском хлеба в кармане”. Когда император Анастасий умер, не оставив наследника, Юстин, командующий самой действенной военной силой в городе, стал его преемником.

Юстин сделал прекрасную карьеру и стал императором, но так и не получил формального образования, и Юстиниан, вероятно, стал ключевым советником своего дяди и в конечном счёте его преемником. В течение 38 лет своего правления Юстиниан провел большие правительственные и юридические реформы, а также участвовал в нескольких успешных кампаниях, вернувших империи Северную Африку и часть Италии.

Не менее примечательной стала история и жены Юстиниана Феодоры. Её влияние на мужа оставило задокументированный след в истории. Феодора, сама бывшая артистка плебейского происхождения, использовала своё высокое положение для борьбы за права римских женщин всех классов. Возможно, именно она спасла трон Юстиниана во время восстания “Ника”, начавшегося во время гонок на колесницах и поглотившего почти весь Рим. Бунт вскоре был подавлен, и царствование Юстиниана осталось непоколебимым.

Была и другая история

Окрисия все еще была настоящей рабыней. Она действительно происходила из Корникула и славилась своей красотой. Однажды Танаквиль провел обряд в честь бога Вулкана. Он приказал Окрисии, как это было принято по обряду, налить вино на священный очаг бога. Вулкан был очарован красотой Окрисии. Прямо у догорающего очага он соединился со своей любовью. Плодом этой любви стал Сервий Туллий.

Легенда о детстве Сервия Туллия. Веронезе, Бонифацио

Говорили также, что отец Сервия был не только не богом, но даже и не знатным гражданином Корникула, а простым слугой дома Тарквиния. Окрисия тайно встречалась с ним и родила сына. Сначала Сервий рос и воспитывался при царском дворе, как и другие сыновья пленников. Вместе с другими слугами он обслуживал господ даже за столом

Тарквиний обратил внимание на молодого раба, который отличался умом и сообразительностью, проявлявшимися как в разговоре, так и в работе. Царь стал приветствовать Сервия

И однажды ночью вспыхнула голова спящего Сервия, и этим пламенем озарились царские чертоги, покрытые ночной тьмой. Увидевшие это закричали от ужаса, кто-то из зрителей уже схватил кувшин с водой, чтобы потушить огонь. В этот момент на крик подбежал Танаквиль. Увидев происходящее, он сразу понял, что произошло чудо.

Королева строго запрещала лить воду и вообще тревожить спящего. Когда Сервий проснулся, пламя тут же исчезло. Танаквиль объяснила мужу, что означает это чудо: Сервий станет светом и твердыней царского дома и совершит великие дела на благо государства. Он предложил королю воспитывать мальчика как можно бережнее. Тарквиний последовал совету жены. И Сервий Туллий стал воспитываться в царской семье. А Танаквиль прониклась к нему почти материнской любовью и считала его наследником своего мужа.

imperiumromanum.pl

Этруски говорили, что Сервий Туллий на самом деле был этрусским вором по имени Мастарна. Он был другом и верным товарищем другого вора: Селио Вибенны. Однажды Челио Вибенна был схвачен в Риме. Тогда Мастарна и брат Целия Авла Вибенна пришли в город, чтобы спасти его, что им и удалось сделать. В то же время был убит некий Гней Тарквиний, римлянин, возможно, один из родственников или членов семьи царя. Тогда и Челио Вибенна, и Мастарна остались в Риме. Целий поселился на холме, носившем его имя, а Мастарна вошел в дом Тарквиния и был там радушно принят. Он изменил свое имя и стал известен как Сервий Туллий.

Тарквиний и Танаквиль воспитали Сервия Туллия как собственного сына. Царь отдал ему в жены свою дочь, которая родила от Сервия двух дочерей. Это еще больше укрепило связи между престарелым королем и зрелым Сервием. И определил будущего наследника правителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: