Пояснения
Серен Кьеркегор, вводя различия между мировосприятием людей на эстетической и этической стадиях, указывает, что в первом случае, каким бы ни было мировоззрение, оно всегда, по своей сути, является отчаянием. Обусловлено такое состояние тем, что индивид основывает собственную жизнь на том, что может и не быть, и быть, то есть, на несущественном. Этик, напротив, в качестве базы выбирает существенное, то, что должно иметь место. Этическое начало способствует формированию внутреннего мира, придает ему устойчивость, уверенность. На этом этапе индивид становится личностью, трансформированной в единственный абсолют. Серен Кьеркегор старается исключить нравственность из внутреннего пространства человеческого духа. Между тем, этика изолированной действительности ограничена. Нравственный закон, который устанавливается человеком, в соответствии с собственным опытом, в свою очередь, может являться неприемлемым для остальных и ошибочным.
Базис концепций
Философские взгляды Серена Кьеркегора формировались под влиянием германского романтизма и ответа на гегелевское учение. В качестве одного из ключевых источников направленности идей мыслителя выступало осознание неблагополучия мира. Начало философии, считал он, исходит не из удивления, как говорили Аристотель и Платон, а из отчаяния. В свою очередь, последнее возникает в связи с тем, что мир наполнен злом. Изучение философских вопросов в сочинениях автора базируется на переиначенной гегелевской диалектике. Серен Кьеркегор перетолковывает многие термины и понятия. При этом он отрицает помещение индивида в конкретную историческую систему воплощения объективного духа. Он усматривает в этом подчинение человека эпохе, лишение его ответственности за свое поведение и самостоятельности.
Новый человек перед Богом
Некоторые авторы утверждают, что эта часть философии Кьеркегора выдвинула некоторые концепции, которые позже Ницше будет рассматривать более подробно. Его вывод, однако, очень отличается от того, к чему пришел немецкий философ.
Кьеркегор проанализировал отчаяние, которое душит «я», которое хочет быть самим собой, без присутствия Бога. Для датчан, чтобы достичь этого сознания бесконечного «Я», человек пытался отделить себя от Абсолюта, от того Бога, который все основывает. Следовательно, это было бы своего рода восстанием перед божеством.
Это связано с идеей сверхчеловека, которую позже поднимет Ницше. Однако, в то время как для немца необходимо было «убить» Бога, чтобы человек мог освободиться, Кьеркегор считал иначе. Этот «сверхчеловек», если использовать терминологию Ницше, — это тот, кто простирается ниц перед Богом, а не тот, кто его отвергает.
Литература
- KIERKEGAARD Den første Kærlighed og andre tekster om drama, ved Jens Staubrand , Copenhagen 2010. ISBN 978-87-92510-00-6
- Jens Staubrand: Søren Kierkegaard’s Illness and Death / Søren Kierkegaards Sygdom og Død, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-04-4
- Jens Staubrand: KIERKEGAARD — International Bibliography Music Works and Plays, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-05-1
- Шестов Л. И. Киркегард и экзистенциальная философия. — Париж, 1939; М., 1992.
- Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Киркегора. — М., 1970.
- Быховский Б. Э. Кьеркегор. (1813—1855). — М.: Мысль, 1972. — 240 с. — (Мыслители прошлого). — 44 000 экз.
- Исаев С. А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. — М., 1991.
- Мир Кьеркегора. Сб. статей. — М., 1994.
- Беллесков Я. Ф. Й. Сёрен Киркегор. Жизнь и творчество. — København, 1994.
- Кьеркегор и современность. Материалы научной конференции. — Минск, 1996.
- Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. — М., 1997.
- Сёрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 243 с. — ISBN 5-86007-402-6
- Wahl J. Etudes kierkegaardiennes. — Р., 1949.
- Anz W. Kierkegaard und der deutsche Idealismus. — Tub., 1956.
- Grimault M. Kierkegaard par luimeme. — R., 1962.
- Lowrie W. Kierkegaard, v. 1—2. — N. Y., 1962.
- Price G. The Narrow Pass. — N. Y., 1963.
- Adorno Th. W. Kierkegaard. Konstruktion des Asthetischen. — Fr./M., 1966.
- Brikschmidt. Saren Kierkegaard und Karl Barth. — Neukirchen-Vluyn, 1971.
- Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Bd 2. — Hamb., 1975.
- Korff F. Der komische Kierkegaard. — Stuttg , 1982.
- Die Rezeption Seren Kierkegaards in der deutschen und danischen Philosophie und Theologie. Cph. — Munch., 1983.
Философия
Своей философией Кьеркегор стремился разрушить традиционные представления об объективной истины и достоверности знания. Он признавал парадоксальность мира и неопределенность нашего существования, а также отрицал возможность полного понимания истины через рациональные средства.
Кьеркегор акцентировал внимание на индивидуальности и субъективности каждого человека. Он утверждал, что истинное счастье и свобода достигаются через личное выбор и ангажемент перед Богом
Философ подчеркивал необходимость принятия решений на основе веры и эмоций, а не только рационального мышления.
Одним из ключевых понятий философии Кьеркегора является «страх». Он считал, что страх является неотъемлемой частью человеческого опыта и способствует росту и развитию личности. Страх помогает нам осознать наши ограничения и неполноценность, и одновременно вдохновляет на действие и стремление к преодолению себя.
Философия Кьеркегора оказала значительное влияние на развитие существенных областей современной философии, таких как экзистенциализм, феноменология и постструктурализм. Его работы продолжают вызывать интерес и обсуждения среди философов и ученых, и оставляют глубокий след в современной мысли.
Наиболее известные произведения:
Основные идеи:
«Страх и трепет»
Необходимость борьбы с внутренними страхами и сомнениями для достижения истинной веры и религиозного опыта.
«Понятие тревоги»
Различие между тревогой и страхом, а также важность тревоги в поддержании веры.
«Точка зрения на вопрос о сущности брака»
Переоценка брака и любви как жизненного пути к самосовершенствованию.
Биография Сёрена Кьеркегора
Известный датский религиозный философ, психолог и писатель Сёрен Обю Кьеркегор родился 5 мая 1813 года в Копенгагене, Датско-норвежская уния. Его отец был купцом. Мать сначала была служанкой в доме отца, после смерти первой жены хозяин женился на ней и у них родился ребенок. На момент рождения сына родители находились уже в пожилом возрасте, отцу было 57, а матери 45. Отец Сёрена, как позже писал он сам, был религиозным фанатиком и в детстве мальчик подвергался жесткому христианскому воспитанию.
В возрасте шести лет мальчик был отдан в школу. Здоровье Сёрена было не очень крепким в отличии от его острого ума.
В 1830 году Кьеркегор поступил в Копенгагенский университет на факультет теологии. Данное направление совсем не нравилось будущему философу. Во времена студенчества он некоторое время преподавал латинский язык и в 1840 году наконец то окончил университет. В 1841 году он получил степень магистра, представив диссертацию под названием «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу».
После обучения Кьеркегор вовсе не собирался заниматься изучением богословских трактатов. Вместо этого он вел достаточно разгульный образ жизни.
В 1837 году он знакомится с юной девушкой по имени Регина Ольсен, которая оказала большое влияние на его интеллектуальное развитие, философию и теологию. Ольсен была первой и последней любовью Кьеркегора. У них были абсолютно разные характеры, но, как известно, противоположности притягиваются. Молодые люди были помолвлены, однако по инициативе Кьеркегора помолвка была расторгнута, так как философ посчитал, что никогда не сможет сделать эту женщину счастливой, однако сам он всю жизнь глубоко об это переживал и любил Ольсен. Сам Кьеркегор называл настоящей причиной разрыва тот факт, что рядом с ней он никогда не смог бы стать самим собой.
Через некоторое время после расставания Кьеркегор уезжает в Берлин, затем посещает Пруссию. В 1838 году умирает отец философа, до этого скончалась его мать и остальные братья и сестры, кроме старшего брата. После этого начинается затворнический период жизни философа. Отец оставил ему хорошее наследство, поэтому Кьеркегор жил один и ни в чем себе не отказывал.
В 1843 году вышло в светкрупнейшее произведение Кьеркегора — двухтомная работа «Или — или». Трудоспособности Кьеркегора можно было позавидовать. Несмотря на то, что он за свою жизнь практически нигде официально не работал, из-под его пера вышло огромное количество страниц. Он опубликовал пятнадцать томов собраний сочинений. В большинстве своём творчество Кьеркегора представлено эстетическими, этическими, философскими и религиозными произведениями.
Всю жизнь философ ощущал себя несчастным человеком. Он страдал от меланхолии и ипохондрии. Исследователи жизни и творчества Сёрена Кьеркегора считают, что писатель страдал от тяжелой формы маниакально-депрессивного психоза. В то же время, он был очень одаренным и умным человеком, владел необычайным литературным мастерством.
В последние годы своей жизни Кьеркегора решил восстать против религиозного лицемерия. Философ написал множество статей по этой теме. Он считал, что церковники предают заветы Христа и выступал с резкой критикой в их адрес.
Знаменитый философ скончался 11 ноября 1855 года, в Копенгагене. Причиной смерти стал туберкулёз позвоночника, однако люди считали его смерть наказанием Бога. На момент смерти философу было всего 43 года.
Философские воззрения
Серен Кьеркегор относится к религиозным философам. В своих работах он выдвигает много прогрессивных идей, не побоявшись раскритиковать популярную и незыблемую в те времена немецкую философию и самого профессора Гегеля.
- Серен Обю является основоположником такого направления философии, как религиозный экзистенциализм.
- Он считал, что истинное христианство нуждается в защите, ведь чтобы прийти к Христу, необходим «качественный прыжок». Здесь не помогут ни разум, ни мышление, человек для истинного познания должен суметь пройти три ступени. Первая относится к категории эстетической, личность в этот период существует только переживая какие-либо отдельные моменты, постигая удовольствие.
- На втором этапе – этическом – появляется забота о будущем, но опирается она на взятую на себя ответственность за прошлое. Жизнь теперь протекает ради разума или достоинства.
- Последний этап был назван Кьеркегором религиозным. Человек к этому времени должен жить только ощущением вечности.
- Серен был против комфорта, богатства и людского стремления жить лучше, ведь христианская жизнь предназначена совсем не для этого.
- Философ считал, что в человеке должны сочетаться и обогащать друг друга душа и тело, временное и вечное, но все же главенствовать обязан дух.
- В то же время он разделил людей на особые виды. Во-первых, утверждал Серен Оби, существуют обыватели. Это та категория людей, которая подчиняется стадным законам, руководствуется инстинктами, живет «по судьбе», даже не подозревая, что имеет свободу выбора и может существенно изменить свою судьбу.
- Есть люди – эстетики. Они понимают толк в удовольствиях, наслаждениях, проявляют интерес к чему-либо, стремятся к различным проявлениям радости, иногда делая свой выбор. Но чувство долга или ответственности у них не развито. Если вдруг вокруг не происходит ничего интересного, человеком овладевает скука.
- Последующий тип людей – это этики с развитыми чувствами долга и ответственности. Но они не отказываются от наслаждений и жизненного комфорта, хотя разграничивают хорошее и плохое и стараются сделать жизнь окружающих лучше.
- Люди познания знают, что жизнь – это не удовольствие, а познание, долг перед окружающими. У них есть чувство свободы, но пользуются они ею, чтобы познать категории добра и зла.
- Высшая – духовная стадия доступна не каждому, так как это достижение говорит о том, что человек знает: он не является совершенством, а совершенен в нем Бог.
- К обязанностям церковных служителей у Кьеркегора тоже были свои требования. Они не должны доказывать, что их вероисповедание – самое лучшее. Их предназначение совсем в другом: помочь человеку ощутить святой дух в себе, развить силу веры.
- Монархия, считал он, это единственно правильная и достойная форма правления. Любое проявление демократии опасно для государственных устоев. Правительство, созданное из народа, превратится в самую жесткую тиранию, мучительную и бездуховную, что в итоге приведет к упадку всего высокого и возвышенного.
Эстетическое существование
Общей чертой всех «эстетиков», независимо от разнообразия их занятий и способностей, является непосредственность. Так как выбор эстетика совершается непосредственно, то он не является настоящим выбором.
Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен. Эстетическое миросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человек основывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е. на несущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради наслаждения, «он раб минуты». Эстетик никогда не бывает по-настоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильных наслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтому жизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью».
Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянное нежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего. «Существо человека распадается на тысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее «я»». Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.
Отчуждение себя
В мысли Кьеркегора жизненное отчаяние имеет особое значение. Автор заявил, что это отчаяние не эквивалентно депрессии, а происходит от отчуждения себя.
Датский философ разделил отчаяние на несколько уровней. Самые простые и распространенные происходили из-за незнания «я». Однако Кьеркегор утверждал, что незнание было похоже на счастье, поэтому не считал его важным.
Истинное отчаяние, ведущее к отрицательной части личности, исходит из усиленного сознания «я» вместе с ненавистью к этому «я».
Кьеркегор объяснил эту концепцию примером человека, который пытался стать императором. Для философа, даже если он достигнет своей цели, он будет страдать из-за того, что оставил свое старое «я» позади. Более того, попытка уже означала попытку оставить это позади. Это самоотречение приведет к отчаянию.
Для автора способ избежать этого — попытаться принять себя и найти внутреннюю гармонию. В конечном счете, речь идет о том, чтобы быть самим собой, а не желать быть кем-то другим. Отчаяние исчезает, когда вы принимаете себя.
Стартовая триада
Попробуем начать с нулевого, не требующего никакой подготовки уровня — с одной стороны, с другой — уровня именно и прицельно христианской, церковной, теологической, экзегетической компоненты творчества Кьеркегора:
— «Жертвоприношение Авраама (Сёрен Кьеркегор)» — получасовая передача из легендарного цикла «Библейский сюжет».
— Презентация русского перевода «Бесед» Кьеркегора: переводчик книги, священник Алексей Уминский и ряд других людей легко и доступно рассказывают о христианской мысли Кьеркегора.
— Презентация русского перевода «Евангелия страдания» Кьеркегора: опять же священник Алексей Уминский и другие помогают нам войти в мир жизни и творчества датского мыслителя; тут в частности обсуждается конфликт всерьез верующего христианина (скажем, Кьеркегора) и благополучной Церкви в «христианской» стране (скажем, Датской церкви).
Пьесы
Как отмечалось выше, большая часть работ Кьеркегора была написана под разными псевдонимами. С их помощью автор попытался изобразить различные способы мышления в рамках косвенного общения, которое он предложил для некоторых тем.
Философ, придерживающийся такого стиля, хотел, чтобы его работы не рассматривались как закрытая система, а, скорее, чтобы читатели делали свои собственные выводы. Сам он объяснил свои мотивы:
«В произведениях, написанных под псевдонимом, нет ни одного моего слова. Единственное мнение, которое у меня есть об этих работах, что я могу сформировать себя как третье лицо; ничего не знает о его значении, кроме как читатель; ни малейшего личного отношения с ними.
Кьеркегор и философия отчаяния
Именно отчаяние Кьеркегор называл «болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле, отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавиться невозможно, «ведь это Я – наше владение, наше бытие – это одновременно величайшая уступка вечности человеку и ее вера в него».
Кьеркегор исходит из того, что человеческая природа греховна: человек не осознает «своего духовного предназначения». Это и есть отчаяние. Оно является не исключением, а правилом. «Никто не свободен от отчаяния». Однако тот, кто осознает отчаяние, гораздо ближе к исцелению, чем те, которые его не осознают. Последние «как бы разлагаются заживо». «Только дошедший до отчаяния ужас развивает в человеке его высшие силы». «Отчаяние – единственное средство душевного спасения для человека». Каждому из способов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.
Философия
В 1841 г. Кьеркегор обосновался в Берлине, где много времени уделял размышлению о жизни и природе человека. Одновременно с этим он пересматривал те религиозные учения, которых придерживался в детстве и юности.
Именно в тот период биографии Серен начал формировать свои философские идеи. В 1843 г. он опубликовал свой знаменитый труд «Или-Или», но не под своим именем, а под псевдонимом Виктор Эремит.
В этой книге Серен Кьеркегор описывал 3 этапа существования человека: эстетический, этический и религиозный. По мнению автора наивысшей стадией развития человека является религиозная.
Через пару лет был издан очередной фундаментальный трактат Кьеркегора «Стадии жизненного пути». Затем в центре внимания оказалась очередная работа философа «Страх и трепет», в которой речь шла о вере в Бога.
Не меньший интерес у читателей вызвала книга «Болезнь к смерти». Она представляла собой религиозный труд, посвященный диалектике отчаяния, о разновидностях греха. В его понимании грех подразумевался в виде отчаяния, при этом грех следовало рассматривать в противоположность не праведному поведению, а вере.
Еще при жизни Серен Кьеркегор стал родоначальником экзистенциализма – направления в философии 20-го века, акцентирующего свое внимание на уникальности бытия человека. Он крайне негативно отзывался о рационализме, а также критиковал сторонников субъективного подхода к философии. Кьеркегор называет существующими только те вещи, которые не дают повода размышлять о себе, поскольку размышляя о чем-то, человек вмешивается в природный процесс течения вещей
Следовательно, объект уже изменен наблюдением и поэтому перестает существовать
Кьеркегор называет существующими только те вещи, которые не дают повода размышлять о себе, поскольку размышляя о чем-то, человек вмешивается в природный процесс течения вещей. Следовательно, объект уже изменен наблюдением и поэтому перестает существовать.
В экзистенциальной философии именно посредством переживания событий, а не раздумий, считается возможным познать окружающий мир. Объективная истина познается, а экзистенциальная – должна быть только пережита.
В последние годы биографии Серен Кьеркегор особенно критиковал выхолащивание христианской жизни, а именно стремление жить благополучно и комфортно и при этом называть себя христианином. Из всех форм власти он выделял монархию, тогда как самой худшей считал демократию.
Кьеркегор о свободе и необходимости
«Или – или»: необходимость выбора и свобода. В отличие от Гегеля Кьеркегор считает, что во всемирной истории господствует необходимость, а не свобода. Но «внутренняя, душевная жизнь индивидуума принадлежит ему одному» и никакая история, кроме его собственной, не должна касаться ее. Борясь за свободу, каждый борется за будущее. «В этой-то именно области и царствует абсолютное «или – или»». Он выбирает не что-то конечное, а абсолют. И этим абсолютом является он сам в своем вечном значении, «и это значение как бы подавляет его своим величием, земная конечность теряет для него всякое значение». «Выбор высоко поднимает душу человека», сообщает ей «сознание соб-ственного достоинства». «Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе». Выбор приводит к свободе, а значит ответственности «за всякое свое дело и слово». Но выбор должен быть сделан во время, решительно и энергично. «Внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли». Жизненная неопределенность может привести к такому моменту, когда выбирать уже нечего, «иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я»».
Дневник обольстителя
Обыкновенно, чем больше развита у человека способность мыслить и соображать, тем быстрее и искуснее мысли его подбираются к предмету, осматривают его со всех сторон и затем вполне им овладевают. Все существующее разумно; я был и буду оптимистом! Я не видел ничего потому, что слишком пристально смотрел. Чем больше стараешься спрятаться, тем неприятнее, если тебя откроют в твоем убежище. Я не хочу, чтобы она была в духовной зависимости от меня; она должна быть вполне свободна: любовь может развиваться лишь на свободе, и одна свобода обусловливает приятное и вечно веселое времяпровождение. Быть любимым больше всего на свете, беспредельной пламенной любовью — высшее наслаждение, какое только может испытать человек на земле. У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь. Какой смысл в слове «моя»? Ведь оно не обозначает того, что принадлежит мне, но то, чему принадлежу я, что заключает в себе все мое существо. Это «то» мое лишь настолько, насколько я принадлежу ему сам. «Мой Бог» ведь это не тот Бог, Который принадлежит мне, но тот, Которому принадлежу я. То же самое и относительно выражений: „моя родина“, „моё призвание“, „моя страсть“, „моя надежда“. Мёртвая буква действует иногда сильнее живого слова.
Учение Сёрена Кьеркегора: кратко, суть
Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855) был романтическим философом, если вообще можно так говорить о философах. Его учение — это мучительный поиск смысла жизни, попытка постичь бога, понять человека.
Сёрен Кьеркегор
Названия его трудов весьма показательны — «Страх и трепет», «Или-или», «Болезнь к смерти» и т.п. Недаром его называют предтечей экзистенциализма — учения, согласно которому человек живет в мире абсурда, и его удел — страдание.
- Итак, каковы основные идеи Кьеркегора?
- а) человек есть единство противоположностей,
- б) человек постоянно находится в ситуации выбора (или-или),
- в) человек свободен сделать свой выбор, но никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой,
г) Христос — есть. Смысл жизни человека — прийти к вере, но сделать это невозможно рациональным путем. Чтобы стать рыцарем веры, надо сделать духовный скачок, так называемый прыжок веры,
д) все люди так или иначе стремятся к этому, но удается только редким.
Исходя из того, как люди готовы совершить этот прыжок, Кьеркегор разделил их на три типа.
Первый — эстетический тип. Он стремится к красоте как символу бесконечного, всеобщего, но погрязает в удовольствиях повседневности. Он не может отказаться от чувственных радостей, все больше увлекается ими, ищет красоту в этом, не находит, но уже не способен воспарить над суетой. И поэтому страдает. Чтобы спастить от этого, еще глубже погружается в конечное. Получается замкнутый круг.
Ульпиано Чека и Санз. Пир во дворце Нерона.
Второй — этический тип. Трагический герой, рыцарь самоотречения. Он стремится к бесконечному и готов жертвовать своим конечным ради этого. Он готов все отдать за свою мечту.
выше) никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой.
Третий — религиозный тип, рыцарь веры. Этот тип живет только верой. Рациональные соображения для него на этом фоне ничего не значат. Он совершает поступок, немыслимый и абсурдный с точки зрения разума, но совершенно нормальный с точки зрения веры.
Именно он делает пресловутый прыжок веры. Пример — Авраам, который, не моргнув глазом, потащил своего любимого сына Исаака на жертвенный камень, чтобы зарезать его там во славу бога. Ни одна мысль не омрачила его чело. Бог велел — он делает.
Это и есть прыжок веры.
И в результате он получает назад свое конечное (сын жив-здоров) и при этом обретает смысл своей жизни в боге.
А. Лосенко «Жертвоприношение Авраама»
- Кьеркегор считал, что рыцарей веры фактически не осталось, и большинство людей относятся к этическому типу, жизнь которых поэтому — страдание.
- Читайте еще на моем канале:
- Книга «История сексуальности» Мишеля Фуко
- Вы столкнете толстяка на рельсы? Проблема вагонетки в этике
- Почему власть должна регулярно сменяться: теория циркуляции элиты В. Парето
взносы
Среди вкладов Кьеркегора — его размышления о языке и его способности показывать реальность. Как и в остальной части его работы, религия сыграла очень заметную роль в его выводах.
Кроме того, он также написал некоторые работы, которые можно считать политическими, хотя и более теоретическими, чем с претензиями на какую-либо идеологию..
язык
Для датского автора существует два типа общения. Первый, который он назвал «диалектическим», был тем, который использовался для передачи идей, знаний. Вторым было общение власти.
Именно в этом втором способе общения индивид приобретает известность
По словам Кьеркегора, это связано с тем, что важно не столько то, что сказано, а то, как это делается.
Сам автор привел пример этого второго способа общения в своих произведениях с псевдонимом. В них он практиковал косвенный стиль, чтобы соотнести его мнения.
Таким образом, это более субъективный способ общения, чем простая выставка идей. Кьеркегор считал, что это лучший способ спровоцировать обращение, убедить получателя.
Он также подтвердил, что ошибка мысли его времени состоит в том, что он пытался учить этике и религии, используя диалектическое общение, а не субъективно..
политика
По словам его биографов, Кьеркегор считал себя в консервативных позициях. Несмотря на это, он поддержал реформы, предложенные королем Фридрихом VII в его стране.
Перед марксом и его Коммунистический Манифест, датчанин написал Христианские речи. Он выделил предметы как отдельные лица. Маркс в своей работе спровоцировал массовое восстание, чтобы улучшить их положение, в то время как Кьеркегор предложил отдельного человека из массы, который поддерживал установленный порядок..
Личная жизнь
Когда Кьеркегору было около 24 лет он познакомился с Региной Ольсен, которую был старше на 9 лет. Девушка также интересовалась философией, в связи с чем у молодых людей было много общих тем для общения.
В 1840 г. Серен и Регина объявили о своей помолвке. Однако почти сразу парень начал сомневаться в том, что сможет быть примерным семьянином. В связи с этим, после заключения помолвки он все свободное время посвящал писательской деятельности.
Примерно через год Кьеркегор написал девушке письмо, в котором сообщил о разрыве отношений. Он объяснял свое решение тем, что не сможет совместить работу с супружеской жизнью. В итоге, мыслитель до конца жизни оставался холостым и не обзавелся потомством.
Интересные факты
-
Серен Кьеркегор был датским философом, теологом, поэтом и религиозным мыслителем. Он оказал большое влияние на развитие экзистенциализма и философии 20 века. Кьеркегор родился в Копенгагене в 1813 году. Он изучал теологию в Копенгагенском университете и был рукоположен в сан пастора в 1840 году, но никогда не служил в церкви. Он умер в Копенгагене в 1855 году.
-
Кьеркегор является основоположником экзистенциализма, философского направления, которое подчеркивает индивидуальность и свободу человека. Он утверждал, что человек должен жить своей собственной жизнью, а не следовать общепринятым нормам и правилам. Кьеркегор считал, что человек должен постоянно делать выбор, и что каждый выбор имеет свои последствия.
-
Кьеркегор был очень плодовитым писателем, и его работы охватывали широкий спектр тем, включая религию, философию, этику и психологию. Одной из его самых известных работ является книга “Страх и трепет”, в которой он исследует отношения между верой и разумом. Кьеркегор также написал ряд других книг, в том числе “Неповторимость”, “Понятие страха”, “Болезнь к смерти” и “Завершающее ненаучное послесловие к “Философским крохам””.
Серен Кьеркегор. Романтический рыцарь экзистенциализма