Конструктор, опередивший своё время… 100 лет со дня рождения ростислава алексеева

Ростислав евгеньевич алексеев — биография конструктора

Карьера

Война обошла Ростислава Алексеева стороной. Но это не значит, что он ничего не делал для соотечественников. В ноябре 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР получил чертежи судна на подводных крыльях (СПК), назначение которого — истреблять подводные лодки. Идея показалась ему слабой. Но Ростислав не терял надежду пустить свои наработки в производство. Он вывозил опытные образцы в Волгу, укреплял крылья, вновь и вновь выверял устойчивость судна.

На стороне Ростислава Алексеева оказалось руководство завода «Красный Сормов», где в военные годы вместо кораблей собирали танки. Несмотря на загруженность производства, конструктору выделили 2 часа в день на создание своего СПК. Итоговый образец спустили на воду в апреле 1943 года. Он развивал скорость до 30 км/ч.

Ни одно изобретение Ростислава Алексеева не допустили в помощь Красной армии, хотя он регулярно предлагал чертежи и идеи. Может, это и к лучшему: изобретателю больше нравилось проектировать «мирные» корабли. Власть, правда, не позволяла.

В 1954 году предложение Ростислава Алексеева о создании пассажирского катера на подводных крыльях встретило категорический отказ. А затем еще раз. И снова. Создавалось впечатление, что «верхушке» не нравились не идеи Ростислава Евгеньевича, а он сам. Но, несмотря на козни Министерства судостроительной промышленности СССР, 8 мая 1957 года на воду встал теплоход «Ракета» вместимостью до 66 человек.

С тех пор Ростислав Алексеев ежегодно выпускал пассажирские СПК — «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник». Некоторые из них до сих пор бороздят водную гладь России.

Пассажирские СПК не утоляли жажду Ростислава Алексеева к скорости. Тогда он задумался над созданием экранопланов. Итоговый образец взмыл в воздух в июле 1961 года. Он разгонялся до 200 км/ч. Испытания своими глазами видел лидер СССР Никита Хрущев. Спустя 11 месяцев на воду спустили «КМ» — экраноплан, который за рубежом называли «Каспийский монстр». На момент создания это было самое крупное и тяжелое летательное судно в мире.

Заслуги Ростислава Алексеева признали лишь в 1962 году. Ему вручили Ленинскую премию, а также представили к почетному званию «Заслуженный изобретатель РСФСР». Несмотря на награды, кораблестроитель не сумел избежать предательства и зависти. В 1976 году его внезапно отстранили от всех должностей. Возможной причиной столь неуважительного отношения «верхушки» к Ростиславу Евгеньевичу стала его встреча с Никитой Хрущевым: якобы конструктор «прыгнул выше головы».

Конструктора погубило его детище

Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.

Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.

Примечания[править | править код]

  1. [неавторитетный источник?]
  2. Караваев, А. «Хватало одного, чтобы разбомбить авианосец»: как создавали «Каспийского монстра» и другие советские экранопланы : // RT на русском. — 2021. — 1 марта.
  3. Ярчевский О. Одержимость: очерк // Катера и яхты. — 1984. — № 111—112.
  4. ↑ Нижегородские паруса. — Н. Новгород: Кварц, 2014. — 333 с. — С. 265. — ISBN 978-5-906698-05-6
  5. Александр Карпов. . Новозыбков.Ru (29 января 2013). Дата обращения: 18 мая 2018.
  6. . Дата обращения: 15 апреля 2017.
  7. В. А. Ильин. Адмирал скоростного флота. — М.: Политиздат, 1983. — 94 с.
  8. Э. Кессарийский. В споре с ветром испытай себя. Нижегородская федерация парусного спорта. Дата обращения: 5 августа 2019. Архивировано 5 августа 2019 года.
  9. Эвальд Кессарийский. Притяжение спорта. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1984. — 96 с.
  10. На первых прототипах применялось управление углом атаки крыльев, что усложняло управление и конструкцию судна
  11. Партком — низовой орган в организационной структуре КПСС
  12. Александр Мозговой. . Журнал «Национальная оборона». Дата обращения: 2 августа 2020.
  13. М. Урес. Диссертация лауреата // Огонёк : журнал. — 1962. — 22 май (№ 22). — С. 12.
  14. П. П. Яблонский. Крылатые суда Отечества (серия «Экранопланы мира»). — М., 1997. — 98 с. — ISBN 5-093-85941.
  15. Кублицкий Г. Волга. — М.: Детлит, 1978.
  16. Английский журнал о советских судах на подводных крыльях // Судостроение : журнал. — 1975. — Март (№ 03). — С. 13.
  17. Советские суда за рубежом // Судостроение : журнал. — 1975. — Февраль (№ 02). — С. 16.
  18. По утверждению дочери Алексеева, травма была получена во время вытаскивания застрявшего в снегу автомобиля «Волга»
  19. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 575 от 22.09.1962.
  20. . Дата обращения: 25 августа 2017.

Испытания «КМ»

Информация о создании «монстра», конечно, держалась в секрете. Поэтому 22 июня 1966 года, «КМ» спустили с волжского причала глубокой ночью, предварительно накрыв его маскировочной сеткой. Затем началась буксировка машины по Волге в Каспийск. Там для экраноплана уже была готова испытательная станция. Поскольку «верхи» боялись утечки информации, перемещать машину приходилось только ночью. И весь путь занял порядка месяца.


Экраноплан возле берега. (yandex.net)

На место дислокации «КМ» прибыл без крыла. Его решили присоединить уже на месте. Поэтому Ростислав Евгеньевич вместе с простыми рабочими тянул канаты, пристыковывая крыло. Кстати, Алексеева называли Доктором, подчеркивая его ум и профессионализм. Когда крыло было присоединено к экраноплану, Ростислав Евгеньевич написал в полетном листе: «Полет в доке». Двигатели запустили. И при тяге в 40% от номинальной, «монстр» двинулся вперед вместе с доком, срывая якоря. Затем Алексеев приказал заглушить силовые агрегаты. Пока все шло хорошо.

Во время первого полета «КМ» зафиксировал американский спутник

Вскоре состоялся и первый полет. Он прошел над Каспийским морем на высоте 4 метров и продолжался порядка 50 минут. Испытания признали успешными. Кстати, именно в тот момент его и заметил спутник-шпион. Американцы тогда не на шутку испугались, поскольку не смогли точно идентифицировать советскую машину.


Ростислав Алексеев. (kpcdn.net)

Вообще, пробный полет, проходил раньше назначенного срока. Дело в том, что Алексеева сильно торопили начальники, которым хотелось как можно скорее отчитаться перед «верхами». Поэтому «КМ» не успели оснастить радиооборудованием и настроить работу высотомеров. Также во время полета выяснилось, что корпус машины нужно срочно укреплять. Эту проблему решили дополнительными металлическими листами. Кстати, машиной во время первого испытания управлял сам Алексеев при помощи пилота Логинова. Но затем их сменили ведущие летчики-испытатели СССР — Гарбузов и Трошин.

Пробный полет дал ответы на главный вопрос — машина пригодна для эксплуатации. «Монстр» уверенно шел над экраном на высоте в 3−4 метра, сохраняя крейсерскую скорость в 400 — 450 км/ч.

В Европе не верили, что схемы Алексеева рабочие

Кстати, с «КМ» связана интересная история. Когда в Европу просочились схемы его кораблей на подходных крыльях, некий профессор-гидроаэродинамик из Германии заявил, что это блеф и советская провокация: «Эти аппараты не могут двигаться так быстро — крылья разрушатся от кавитации». Не поверил он и тому, что в СССР начали производить такие машины не в качестве опытных образцов, а серийно. Надо отдать должное советским «верхам», они пригласили немца, чтобы тот лично во всем убедился. Немца встретил сам Алексеев и прокатил его на «Ракете». Во время полета, гость свесился из люка и смотрел на водные потоки, омывающие крыло. После этого немец восхищенно произнес: «Удивительно, гениально!» и пожал Ростиславу Евгеньевичу руку.

Гибель «монстра»

Экраноплан испытывали порядка 15 лет, постоянно его модернизируя. Но в феврале 1980 года не стало Алексеева. А спустя несколько месяцев погиб и «монстр». Во время очередного испытательного полета летчик совершил ошибку. При взлете он резко задрал нос «КМ» из-за чего экраноплан стал подниматься чуть ли не вертикально. Испугавшись, пилот сработал не по инструкции. Он резко сбросил тягу и задействовал руль высоты. Из-за этого машина завалилась влево и ударилась о воду. Через некоторое время «монстр» утонул. И никто так и не решился его спасти.

«Монстр» погиб в 1980 году

Среди конструкторов и инженеров ходило множество слухов об истинных причинах катастрофы. Поговаривали, что пилот намеренно разбил «КМ», получив приказ «сверху». Ведь эта машина требовала громадных затрат. Пока был жив Алексеев, его детище тронуть боялись, а потом… Жаль, но правду о катастрофе уже никогда не узнать.

Детство и юность

Кораблестроитель родился 18 декабря 1916 года в Новозыбкове Черниговской губернии Российской империи. Сейчас это город Брянской области.

Живость ума, прозорливость и целеустремленность Ростислав Алексеев унаследовал от отца и матери — агронома, члена Академии наук Белорусской ССР Евгения Кузьмича и учительницы русского языка Серафимы Павловны.

Таланты родителей передались и остальным детям. Анатолий, старший брат Ростислава, пропавший без вести в 1941 году, трудился радиоинженером. Сестры Галина и Маргарита тоже занимались точными науками: одна стала кандидатом физико-математических наук, другая — архитектором.

Страсть к покорению водных просторов в Ростиславе Алексееве проснулась еще в детстве. В 14 лет он смастерил свою первую лодку – совсем простенькую, но без труда держащуюся на волнах. В 16 лет «родилась» яхта. А самое ценное изобретение раннего периода биографии Ростислава Алексеева — яхта-швертбот «Пират», собранная в 1935 году для любительской регаты.

В парусном спорте Ростислав остался надолго. Яхты для соревнований он мастерил сам, чем особенно изумлял жюри. «Самопальные» суда ничуть не уступали по скорости и маневренности дорогостоящим плавучим сооружениям соперников, а во многом даже превосходили.

В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький. Сейчас этот город называется Нижний Новгород.

Альма-матер Ростислава Алексеева стал Горьковский индустриальный институт им. А. А. Жданова. В октябре 1941 года он защитил диплом по теме «Глиссер на подводных крыльях» и стал инженером-кораблестроителем. Уже тогда, в 25 лет, парень мечтал создавать крылатые корабли.

След и значимость

Р. Е. Алексеев прославился не только на родине, но и по всему миру. Он был великим конструктором и судостроителем. Он был прекрасным теоретиком и практиком, занимался парусным спортом, в котором также добился немалых высот. Он упорно работал и в предвоенные, и в суровые военные годы, и после войны. Его заслуги высоко оценивались современниками.

Конструктор Ростислав Алексеев

За свою жизнь он спроектировал большое количество судов. Он занимался проектированием судов параллельно с занятиями парусным спортом, а также был тренером. Алексеев был очень разносторонним человеком. Помимо занятий разнообразными видами спорта, он также занимался рисованием и даже посещал художественную студию. Конструктор сам занимался испытаниями своих судов.

С молодых лет он не боялся проявлять инициативу. Он был очень настойчив в своих экспериментах, спокойно реагируя на критику и отказы и продолжая свою работу.

Рождение гения

Будущему конструктору, его брату и двум сестрам родители — учительница и агроном — старались дать абсолютно всё: когда братья в детстве самостоятельно построили лодку и та перевернулась, отец, недолго думая, отвел их к рыбаку, знакомому с технологией создания лодок. Под его руководством и с помощью брата Ростислав Алексеев собрал свое первое судно.

К 16 годам интерес к конструированию не только не пропал, но еще и вырос — в этом возрасте Алексеев сконструировал свою первую яхту: он серьезно увлекся яхтенным спортом. Вторая яхта-швертбот, построенная им на чердаке родительского дома в 1935 году, помогла ему победить на местных соревнованиях. Выкрашенная в черный яхта обходила самые быстрые суда. В награду за победу Ростислав получил фотоаппарат из рук самого Валерия Чкалова.

Прошлое и будущее

Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.

«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов
свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.

Утки, летящие над водой. К 100-летию со дня рождения Р.Е.Алексеева

Всякий раз, когда я спускаюсь по песчаной лесной дороге, ведущей от опытной станции к реке Ипуть, меня не отпускает мысль о том, что именно здесь, возможно, проходил когда-то со своими школьными моделями будущий великий русский конструктор Ростислав Алексеев. Именно там внизу, где река делает крутой разворот у кромки леса, расширяя свои берега и замедляя течение, наверно и поплыли самые первые корабли нашего именитого земляка.

Сейчас, по прошествии почти целого века, здесь мало что изменилось. Также несет свои светлые тихие воды наша Ипуть и клонятся с ее берегов плакучие ивы, а летом у этих красивейших мест с близлежащих полей тянет запахом цветущих трав и слышится неумолчный шум вековых сосен.

Уж не здесь ли впервые наблюдал он ту низко летящую над водой птицу – утку-крякву, фотография которой – природой подсказанная разгадка экранного полета – украшала кабинет конструктора всю его жизнь? И на фоне этих картин, под впечатлением законченности и целесообразности форм живых обитателей воздушной и водной стихий, возможно и зародилась у мальчика мечта о красоте своих будущих творений. Ведь все изобретатели давно знают, что некрасивая машина не поедет, не поплывет, не полетит…

Если обратиться ко всему созданному Ростиславом Алексеевым, то всегда приковывает внимание именно соразмерность и пропорциональность всех его конструкций. Начиная от первых пробных моделей глиссеров и кораблей на подводных крыльях до поразивших воображение современников полуфантастических и не всегда умом воспринимаемых экранопланов

Вглядываясь в их стройные необычные формы, понимаешь, что именно такими и должны были быть эти летящие над волнами корабли. Такие же свободные и красивые, как птицы, рожденные и живущие на воде, парящие над ней. Именно суда на подводных крыльях и экранопланы – творения признанного во всем мире гения конструкторской мысли, стали впоследствие живым памятником человеку, намного опередившему свою эпоху, дважды совершившему революцию в мировом кораблестроении.

И то, что сейчас, спустя пятьдесят лет, пришедшие ему на смену инженеры, конструкторы да и просто люди, понимающие законы развития общества, не перестают удивляться величайшей прозорливости их создателя, сделавшего в совершенно не подходящих для этого условиях массу конструктивных и дизайнерских открытий, совершив колоссальный прорыв в технологиях, которые и движут на самом деле историей человечества.

Одни считали его чудаком, другие шли за ним в огонь и в воду. Его неуемная энергия, помноженная на талант и работоспособность не раз помогали в казалось бы безвыходных ситуациях. Фортуна то возносила его на гребень прижизненной славы, то с грохотом ударяла о землю. Изменчивая политическая коньюнктура сначала приближала, а затем удаляла от вождей мира сего, от которых, что бы ни говорили, зависела будущность многих его проектов, что, в конце концов, трагически и решило его конструкторскую судьбу. Уйдя от нас так до конца и не понятым как инженер-мыслитель, он все же останется в памяти живым человеком, со всеми своими достоинствами и недостатками. Даже его смерть (а умер он надорвавшись на испытаниях) чисто по-человечески делает его нам близким и понятным.

Портрет Ростислава Алексеева, одного из двух великих выходцев из России, признанных скрупулезными в этом деле американцами (другой из них – Дмитрий Менделеев), вывешен в Конгрессе Соединенных Штатов в назидание и в пример своим и чужим потомкам.

В Новозыбкове, на его родине, Ростиславу Алексееву тоже возвели мемориальный комплекс. Рельефный портрет с известной фотографии о чем-то говорящего конструктора, обрамленный двумя якорями…

А якоря он на самом деле не любил. Якоря приковывают к причалу, а он всегда рвался ввысь. И на его самолето-кораблях не было якорей, они там не нужны. Разве что их насильно требовали поставить чиновники из министерства, на которое он работал. Теперь якоря с ним навсегда. Даже после смерти. Может об этом и хочет он сказать нам со своего пьедестала?

А на том месте, где провожал в путь свои первые кораблики маленький мальчик Ростислав, в любое время года по-прежнему безмятежно. Спокойны берега речки его детства. И та излучина, по которой плыли его суденышки, ее темная, неторопливо бегущая вода, даже начиная покрываться льдом, излучает тепло. И также по-прежнему проносятся низко над ней дикие утки. Как не скудеющая о нем память.

Немного истории

Идея судна на воздушных крыльях не была новой для ХХ века — еще в 1897 году француз Шарль де Ламбер пытался сконструировать паровую машину, использующую подъемную силу подводных крыльев. Судно даже вышло на испытания на Сене, но мощность парового двигателя была слишком маленькой, чтобы поднять его в воздух.

Эксперименты Ламбера тем не менее заметили, и буквально через несколько лет — в 1906-м — на суд общественности свое детище представил итальянец Энрико Форланини, до этого с успехом разрабатывавший дирижабли. Его судно, очертаниями напоминавшее этажерку и оснащенное двумя винтовыми двигателями, развивало приличную по тем временам скорость в 68 км/ч. Он продолжил экспериментировать с моделями и через два года создал новое судно — на этот раз с паровым двигателем, но его максимальная скорость была меньше, чем у предыдущего изобретения, около 50 км/ч, и Форланини идею использования пара отверг.

Потом грянула Первая мировая война, и об идее нового типа кораблей забыли. Вспомнили в 1930-е годы, когда немецкий конструктор Ганс фон Шертель с большой группой ученых приступил к разработке судна на подводных крыльях, которое могло бы пополнить флот Германии. Шертель настолько был уверен в собственных силах и успехе предприятия, что даже зарегистрировал торговую марку «Шертель и Заксенберг, синдикат судов на подводных крыльях» (Schertel — Sachsenberg Hydrofoil syndicate). Уже были и двигатели большой мощности, и новые материалы. Не хватало одного — правильной конструкции крыла. Шертель смоделировал и перепробовал бесконечное число самых невероятных конструкций, но ни одна не стала той самой — скорости всех его моделей были малы. Тем не менее определенных успехов Шертель добился: в августе 1938 года первый катер, пассажирское речное судно длиной 9,5 м и весом 2,8 т, спустили на воду. Его скорость была около 74 км/ч, и в июне 1939-го флот Германии заказал у Шертеля 100-тонное судно на подводных крыльях. Впрочем, вскоре, несмотря на полную готовность Шертеля к работе, заказ отменили — он требовал много вложений и времени, а Германия готовилась к войне. Идея кораблей на подводных крыльях угасла, но возродилась через несколько лет — благодаря советскому конструктору Ростиславу Алексееву.

Боевые машины для ВМФ

В начале 60-х годов прошлого столетия в СССР была принята государственная программа по разработке боевых экранопланов. Подразумевалось, что эти машины смогут нести службу не только в рядах ВМФ, но и других войсках. Особенность экранопланов заключалась в том, что они могли перемещаться как по водной глади (включая болота и снег), так и по твердой поверхности

К тому же, эта военная техника являлась более грузоподъемной, экономичной и, что немаловажно, не требовала особой береговой инфраструктуры. Главное, чтобы была подходящая по размерам акватория или участок суши.

Экраноплан Алексеева. (warfiles.ru)

В 1966 году в Центральном конструкторском бюро была создана первая модель, которую назвали «КМ» — «корабль-макет». Машину оснастили аж десятком турбовинтовых силовых агрегатов. Пару создатели поместили на хвост, а остальные — на крылья. Весила махина свыше 540 тонн при длине 92 метра. Высота «КМ» составляла 22 метра, а размах крыльев — 37 метров. Такого, действительно «монстра» еще не видывали. Лишь в 80-х годах появился транспортный реактивный самолет Ан-225 «Мрия», который превзошел по размерам «КМ».

«Монстр» был крупнейшим экранопланом за всю историю

Надо сказать, что «Каспийский монстр» по документам шел не как самолет, а как корабль. Поэтому он относился к ВМФ. Дело в том, что экранный эффект действовал на высоте в несколько метров, а сама машина внешне походила на подводную лодку-амфибию. Но, что интересно, управляли машиной летчики-испытатели, а не служащие ВМФ.

Биография

Родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области), в семье учительницы и агронома. В 1933 году семья переезжает в Горький.

В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет (ныне факультет Морской и авиационной техники). 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях»; госкомиссией Алексееву было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с по 1943 годы работал в должности контрольного мастера выпуска танков.

В 1942 году принимается решение о выделении ему помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. В идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ, и ему были выделены средства. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.

Судно на подводных крыльях «Буревестник»

В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект и каждый — лучший. В 1961 году[источник не указан 1085 дней] десять сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства.

В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.

Экранолёт «Орлёнок»

Памятник «Метеору» на площади Буревестника

В начале 1970-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку десантного экранолёта «Орлёнок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экранолёт был принят как боевая единица в состав ВМФ. Он получил штатный номер МДЭ-160 (малый десантный экраноплан).

14 января 1980 года находясь на испытаниях модели нового пассажирского экранолета (который должен был быть завершен к Московской Олимпиаде-80) Алексеев получил травмы. Это произошло при спуске модели на воду. 17 января 1980 года Алексеев был госпитализирован и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.

Судно на подводных крыльях «Метеор»


Водоизмещение — 53 т; габариты — 34,6×9,5 м; пассажировместимость — 128 чел.; экспл. мощность ЭУ — 2×900 л. с.; экспл. скорость хода — 65 км/ч; высота волны — 1,2 м; дальность хода — 600 км.

Теплоход «Метеор» предназначен для эксплуатации на водоемах разряда «О». Корпус и надстройка клепаные, из дюралюминия Д16. Крыльевое устройство состоит из двух несущих крыльев — носового и кормового — и двух стабилизаторов, установленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла. Носовое крыло и стабилизаторы имеют стреловидность 40° кормовое крыло в плане прямое. Крылья и их стойки выполнены из нержавеющей стали. Машинное отделение расположено между вторым и третьим пассажирскими салонами. В качестве главных двигателей установлены два дизеля марки «М400».

Первый теплоход был спущен на воду на заводе «Красное Сормово» в октябре 1959 г. Для проведения испытаний «Метеора» главный конструктор решил пройти на нем из Горького до Феодосии. Кроме задачи всесторонних испытаний минимум на полгода раньше, чем весной вскроется Волга, был и стратегический расчет: результаты перехода должны были помочь при создании морского судна на ПК. Для этого в команду перехода (35 человек), кроме механиков, слесарей, сварщиков, Алексеев взял ведущих специалистов ЦКБ — разработчиков основных конструкций и систем.

1 ноября 1959 г. теплоход «Метеор» отправился в испытательный рейс. Шли в светлое время суток между крупными городами, в городах совершали показательные рейсы. В Куйбышевском водохранилище отказал насос основной гидросистемы, работающий от двигателя и обеспечивающий управление по курсу, пришлось масло в систему поочередно качать ручным насосом. В пути инженеры и рабочие выполняли необходимые доработки и даже ремонт. В Волгоградском водохранилище наскочили на топляк, погнули винт, а через короткое время наскочили на мель, погнули вал, двое суток провели на слипе судостроительного завода в городе Волжский. Азовское море встретило волной 1,5-2 м, в виду берега дошли до г. Жданова (ныне Мариуполь). На следующий день погода была еще более суровая: ветер 12-15 м/с и волна 3-3,5 м. Шли до Керченского полуострова в основном на корпусе, получая ощутимые удары в его носовую часть и затыкая деревянными «чопиками» места вылетевших заклепок. В Черном море было спокойнее, волна длинная и пологая высотой до 1,5 м. Переход, окончившийся 14 ноября в Феодосии, в гавани завода «Море», особенно его морская часть, позволил кое-что пересмотреть в конструкции теплохода: появились дополнительные подкрепления корпуса, в гидросистему были включены дополнительные насосы.

На достройку и доводку т/х «Метеор» на заводе «Море» ушло полгода. 9 мая 1960 г. «Метеор» вышел в обратный путь на Волгу, в Сормово, и 14 мая к вечеру прибыли в Горький.

22 июня 1960 г. судно на подводных крыльях «Метеор» совершило свой первый рейс в Москву. Во время демонстрационных рейсов на нем побывали Н. С. Хрущев, А. И. Микоян, генеральный конструктор самолетов А. Н. Туполев. По выражению Р. Е. Алексеева, А. Н. Туполев, благодаря авторитету которого этот пассажирский крылатый теплоход был рекомендован в серийную постройку, стал «крестным отцом» «Метеора».

Постройка СПК «Метеор» с 1961 г. была организована на Зеленодольском заводе им. А. М. Горького. Всего построено 312 ед., в том числе на экспорт — 28.

Аналогом теплохода на ПК «Метеор» для морских условий является СПК «Комета». Они внешне схожи, но это разные суда. У «Кометы» другой корпус и по форме, и по материалу, другая крыльевая схема, другие двигатели, другие оборудование и вместимость. Эти отличия диктуют условия эксплуатации, объединяет эти проекты только авторство. СПК «Комета» проектировался ЦКБ по СПК вслед за СПК «Метеор».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: