Протагор, философ-софист

Протагор

Спор Протагора и Эватла

Протагор за свои уроки брал очень большие деньги и не всегда их платили ему сразу. Так, один из его учеников по имени Эватл заключил с Протагором договоренность, на основе которой он был обязан заплатить за обучение праву после первого выигранного судебного дела. Однако после обучения Эватл в судебных делах не участвовал, а потому момент оплаты оттягивался. Протагор устал ждать и подал на своего ученика иск в суд. Его рассуждения сводились к следующему: это будет первое судебное дело его ученика, если он выиграет, то, по условиям старой договоренности, будет обязан выплатить учителю плату за обучение, если проиграет, то по решению суда все равно должен будет выплатить долг. Однако Эватл рассуждал с другой позиции: действительно, я либо выиграю судебный процесс, либо его проиграю. Если выиграю, по решению суда я буду освобожден от обязанности платить, если проиграю, то не выплачу долга согласно старому договору.

Замечание 3

Этот спор стал классическим проявлением софистских уловок и неточного содержания формулировок в договорах. Он является логическим парадоксом, на основе которого до сих пор обучают принципам юристов.

Философские взгляды Протагора

Ни одно из произведений Протагора до нас не дошло. По упоминаниям в разных источниках он написал несколько трактатов:

  • «Истина»;
  • «О сущем»;
  • «Великое слово»;
  • «Противоречия»;
  • «О богах».

Самая знаменитая фраза Протагора звучит как «человек есть мера всех вещей». Человек выступает как мера того, что существующие вещи существуют, а несуществующие — не существуют. Такой вывод Протагор делал на основе учения Гераклита о всеобщей текучести вещей. Все меняется постоянно, каждый момент, соответственно, нельзя сказать ничего определенного ни о каком из предметов, все существует постольку, поскольку конкретный человек может охватить в данный момент. На любое утверждение можно дать противоречащий аргумент. В этом заключался релятивизм Протагора. В своих учеников Протагор учил тому, как самый слабый аргумент превратить в сильнейший и наоборот.

Релятивизм и субъективизм были свойственны Протагору и в религиозных вопросах. Так, он писал:

Вероятно, Протагор все же верил в богов, но отрицал научность познания, принимая только чувственность жизни и окружающего мира, считая, что в мире отсутствуют какие-либо объективные и субъективные стабильные элементы.

Платон приводит точку зрения Протагора на сотворение людей. Протагор, по его словам, рассказывал миф, согласно которому боги сделали людей и животных в глубине Земли из смеси огня и земли. Они приказали Прометею и Эпиметею распределить между людьми и животными способности, согласно их пользе. Однако Эмиметей уговорил Прометея доверить дело ему. Он отдал силу, ловкость, быстроту, способность летать, когти, толстую шкуру и другие полезные свойства животным, почти ничего не оставив людям. Прометей узнал об этом очень поздно, и решился украсть премудрое искусство Гефеста и Афины и вместе с огнем подарил его людям. Так люди смогли изобрести необходимые себе орудия и начать возделывать землю, чтобы добыть себе пропитание. Однако жить группами и создавать города люди долгое время не могли. Попытки объединиться заканчивались раньше, чем начинались, поскольку люди начинали обижать друг друга. Тогда Зевс дал людям стыд и справедливость.

Замечание 2

Таким образом, Протагор подчеркивает отличительность обладания разумом для человека, а также показывает искусственный характер стыда и справедливости, поскольку они сформировались уже как результат человеческого общежития.

Релятивизм взглядов Протагора проявлялся и в политической сфере. Он считал, что человек не знает, что есть истина, что является правдой, а что ложью. Однако ели определять, что нужно человеку, то критерием будет выступать полезность. В свою очередь полезность определяется естественным правом и законом. Однако государственные законы также текучи, как и все остальное. Однако пока закон есть, ему стоит повиноваться.

Философия

Преподавателями в Древней Греции становились философы, делившиеся знаниями и прививавшие ученикам общую культуру. Такими учителями мудрости оказались софисты, к числу которых относился Протагор. Они считали, что умение рассуждать помогает доказать истину или опровергнуть любое суждение. Выступления последователей школы, наглядно демонстрирующие подтверждение этой точки зрения, щедро оплачивались.

Софисты выступали частными педагогами. Приверженцы философского направления рассуждали о морали, праве, ораторском мастерстве. Они отталкивались от демократических основ, ведь на них базировались речи политиков в то время, а главное место в образовании занимала подготовка к политической деятельности и публичным выступлениям. Ориентация на такое направление сформировала среди последователей школы круг из представителей высшего класса и элиты. Знаменитым учеником Протагора стал Эватл.

Парадокс работы философа заключается в том, что его труды не сохранились. Основные идеи дошли до потомков благодаря пересказам и комментариям Платона и Диогена Лаэртия. По уверениям первого, Протагор являлся сенсуалистом и считал, что познание мира кроется в понимании чувств. В подтверждение точки зрения исследователи приводят афоризмы писателя: «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле» и «Все есть таким, каким оно кажется нам».

Протагор отмечал, что присущая человеку субъективность сказывается на мировосприятии. Индивид охватывает происходящее в конкретный момент, а сделанные выводы редко созвучны действительности.

Установить, насколько велика библиография автора, не представляется возможным. Последователи цитировали отдельные фразы и отрывки из трудов педагога, не указывая, к какой книге они принадлежат. Возможно, Протагор стал создателем одного крупноформатного сочинения, которое имело вариативность названий. По воспоминаниям последователей, в число работ философа входили «Истина, или Опровергающие речи» и «Контроверсии». Во второй автор высказывал мнение о том, что каждая вещь существует, опираясь на два противоречащих суждения о ее сути.

Сегодня фото скульптур и изображений, описывающих внешность Протагора, размещены в учебниках по философии.

Биография

Он родился в Абдере , во Фракии , около 490 г. . основные источники рассказывают, что затем в возрасте тридцати лет он начал посвящать себя софистическому учению, что побудило его объехать всю Грецию и несколько раз останавливаться в Афинах . Здесь он вступил в контакт с важными личностями как из культурной сферы (такими как Еврипид ), так и из политической сферы, такими как Перикл , который выбрал его для составления проекта конституции Фурии , новой панэллинской колонии , основанной в 444 г. до н.э. Вероятно близость к Периклу, а также агностические в теологической сфере в момент кризиса для афинского полиса (это были годы скандала с Гермесом ), добывшие ему обвинение в нечестии и осуждение изгнания (для других , именно Протагор бежал, после смерти защитника Перикла, чтобы избежать худших наказаний), что в итоге привело его к гибели далеко от Афин, во время кораблекрушения .

И филолог-классик Джон Бернет , и историк философии Джованни Реале придерживаются другого мнения . Согласно Бернету, правомерно больше сомневаться в достоверности версии Диогена Лаэртского, жившего через столетия после Протагора, чем в достоверности его современников, таких как Платон.
На самом деле, даже по Реале, Платон в диалоге, посвященном софисту (317b), заставляет его сказать, что он никогда не страдал от каких-либо негативных последствий за факт существования и провозглашения себя софистом (а в диалоге, Протагора описывается как очень старый). Было бы очень трудно, продолжает Реале, если бы то, что утверждал Диоген Лаэртский, было правдой, Платон мог бы заставить его сделать такие заявления.

Примечания

  1.  (англ.). britannica.com. Encyclopaedia Britannica.
  2. , p. 256.
  3. ↑ .
  4. , с. 312.
  5. , V, 3, с. 249—251.
  6. , IX, 53, с. 349.
  7. , VIII, 50.
  8. , IX, 50, с. 348.
  9. , с. 322.
  10. , IX, 51, с. 348.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 ноября 2014.
  12. Таранов П. С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли: Универсальный аналитический справочник по истории философии. В 2 т. Т.1. — Симферополь: «Реноме», 2005. — С. 205—106.
  13. ↑ . Дата обращения: 10 ноября 2014.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 ноября 2014.
  15. . Дата обращения: 10 ноября 2014.
  16. . Дата обращения: 10 ноября 2014.
  17. Complete Works of Diogenes Laertius (Delphi Ancient Classics Book 47) — Delphi Classics, 2015.
  18. , IX, 55, с. 349.
  19. , с. 6.
  20. , с. 313.
  21. , с. 9.
  22. , с. 20—21.

Общие представления о софистах

Софисты представляют собой группу древнегреческих философов середины V — первой половины IV вв. до н.э. Первоначально словом «софист» обозначали мудрого человека, авторитетного в широком спектре вопросов частной и общественной жизни. Однако позже софисты стали наниматься к богатым людям в качестве платных учителей философии и ораторскому искусству, без знания которых невозможно было активно участвовать в общественной жизни. Это навлекло на софистов нападки со стороны консервативных философов, что вылилось во всевозможные насмешки и общий упадок статуса софистов. Основные сочинения софистов до наших дней не дошли, взгляды софистов воссоздаются на основе их полемики с Платоном и Аристотелем.

К числу старших софистов относят:

  • Протагора;
  • Гиппия;
  • Антифона;
  • Горгия.

К младшему поколению софистов относятся:

  • Ликофрон;
  • Алкидамант;
  • Трасимах.

Учение

Софист Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека. Дошли такие выражения Протагора: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.), «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле», «Все есть таким, каким оно кажется нам».

Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.

Повторяемая многими древними авторами история о выдвижении против Протагора обвинения в безбожии, его изгнании (или бегстве) из Афин и смерти при кораблекрушении не достоверна.

Невозможно установить число работ Протагора, поскольку древние цитировали отдельные положения, не отмечая, были ли они включены в более крупное произведение.

Само это произведение могло иметь несколько вариантов названия, ибо в эпоху Протагора начинает появляться традиция давать длинные названия прозаическим произведениям. Среди подлинных сочинений Протагора (ни одно не сохранилось) — «Истина», или «Опровергающие речи» (Aletheia e Kataballontes) — произведение, о котором нам больше всего известно. От него сохранилась различным образом интерпретируемая первая фраза: «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих». Суждения разных людей могут быть одинаково справедливы, хотя одно из них по каким-либо причинам является более верным (например, суждение здорового более правильно, чем суждение больного).

«Контроверсии» (Antilogiai), произведение, в котором Протагор доказывал, что «о каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения», и никакие опровержения вообще невозможны. Верное представление о «Контроверсиях» дает сохранившееся сочинение «Двойные речи» (Dissoi logoi) неизвестного софиста конца V в. до н. э., восходящее к произведениям Протагора (например, болезнь есть зло для больного, но благо для врача).

«О богах» (Peri theon) — первое греческое сочинение с подобным названием. Знаменитое первое предложение, которое ставит под сомнение возможность объективного познания божества: «О богах невозможно сказать ни что они существуют, ни что их не существует; ибо на пути к получению такого знания слишком много препятствий, главные из которых — невозможность познания этого предмета посредством разума и краткость человеческой жизни» — выдвигалось в качестве причины вышеупомянутого обвинения в безбожии и сожжения произведения. Вероятно, в последующей части работы Протагор трактовал богов как объект человеческих верований и утверждал, что религия связана прежде всего с самим существованием людей.

Сочинение «О бытии» (Peri tu ontos) заключало в себе полемику с учением элеатов. Это произведение, по-видимому, читал неоплатоник Порфирий.

Платон в своем диалоге «Протагор» вкладывает в уста главного героя известный миф о происхождении человека и человеческой культуры. Спорным вопросом является, были ли это подлинные взгляды Протагора. Протагор провозглашал релятивизм и сенсуализм, а его ученик Ксениад из Коринфа, опираясь на крайние выводы Протагора, сделал заключение о невозможности познания.

Протагор заложил основы научной грамматики через различение видов предложений, родов существительного и прилагательного, времен и наклонений глаголов. Он занимался также проблемами правильной речи. Протагор пользовался большим авторитетом у потомков. Он оказал влияние на Демокрита, Платона, Антисфена, Еврипида (другом которого был), Геродота и, вероятно, на скептиков. Протагор является главным героем диалога Платона и одного из произведений Гераклида Понтийского.

Список используемой литературы

Древние тексты

  • (фр) Люк Бриссон ( реж. ) и Мишель Нарси (в переводе  Мишель Нарси), Теэтет: Платон, Полное собрание сочинений , Издания Фламмариона ,2008 г.( 1- е  изд. 2006 г.), 2204  с. ( ISBN  978-2-08-121810-9 )
  • Диоген Лаэрс ( коллективный перевод ), Жизни и учения выдающихся философов , Париж, LGF , колл.  »  Карманная книга  «,1999 г., 1397  с. ( ISBN  978-2-253-13241-7 ) , стр.  1088-1093 (IX, 50-56) — ДК А 1
  • Жан-Франсуа Прадо (реж.) ( Пер.  Бонацци), Protagoras d’Abdère: Fragments et testimonies sur Protagoras , vol.  1 (Les Sophistes), Париж, Фламмарион , колл.  «  ГФ-Фламмарион  », г.2009 г., 592  с. ( ISBN  978-2-08-120713-4 и 2-08-120713-3 ) , стр.  51-90
  • Апулей , Флорид (тест), стр.  55-56 (XVIII, 19-27) — ДК A4
  • Аристофан , Облака , стр.  89 — ДК C3
  • Диоген Лаэрс , Жизнь и доктрины выдающихся философов , с.  51-53 (IX, 50-56) — ДК A1
  • Эуполис , Фрагменты , с.  61 — ДК A11
  • Евсевий Кесарийский , Хронология , стр.  55 (113, 20-22) — ДК A4
  • Евсевий Кесарийский , Подготовка Евангелия , стр.  76-77 — ДК В4
  • Hésychios de Milet (?), Scholie à la République , стр.  54-55 — ДК A3
  • Афинский Филострат , Жизнь софистов , стр.  53-54 (I, 10) — ДК А2
  • Платон , Кратил , стр.  66 (391b-c) — ДК A24
  • Платон , Гиппий мажор , стр.  60 — ДК A9
  • Платон , Менон , стр.  59-60 (91d-e) — ДК A8
  • Платон , Протагор , стр.  56-59 — ДК А5
  • Платон , Тетет , стр.  69-70 — ДК В1
  • Плутарх Херонийский , Жизнь Перикла , стр.  60- DK A10
  • Секст Эмпирик , Против ученых , стр.  73 (VII, 60-61) — ДК В1
  • Платон ( перевод  с древнегреческого Моники Канто-Спербер ), Менон , Париж, Фламмарион , сб.  «  ГФ-Фламмарион  », г.1999 г., 350  с. ( ISBN  2-08-070491-5 )
  • Платон ( перевод  с древнегреческого Фредерика Ильдефонса), Протагор , Париж, Фламмарион , колл.  «  ГФ-Фламмарион  » ( п о  761)1997 г., 265  с. ( ISBN  2-08-070761-2 )
  • JP Dumont. Досократические школы Gallimard Folio-Essais. 1991 p 663 и последующие

Современные произведения

  • (ru) Грегори Властос ( преф.  Майлс Бёрньят ), Socratic Studies , Cambridge, Cambridge University Press ,1994 г., 152  с. ( ISBN  0-521-44213-3 ) , стр.  251–263
  • Люк Бриссон , «Les sophistes» , в « Моник Канто-Спербер» (ред.), Греческая философия , Париж , PUF , сб.  «Первый цикл»,1998 г.( ISBN   ) , часть I, гл.  2, стр.  90-93
  • Луи Андре Дорион , Сократ , Париж, PUF , колл.  »  Что я знаю?  «( N O  899)2011 г., 2- е  изд. ( 1- е  изд. 2004 г. ) 128  с. ( ISBN  978-2-13-058521-3 )
  • Кристиан Годен , Философский словарь , Париж, Fayard / Éditions du temps,2004 г., 1534  с. ( ISBN  2-213-62116-0 ) , стр.  1067 Статья «Протагор»
  • Фредерик Ильдефонс, «Введение» , у Платона (пер. Фредерик Ильдефонс), Протагора , Парижа, Фламмариона , сб.  «  ГФ-Фламмарион  », г.1997 г., 265  с. ( ISBN   ) , стр.  15-17
  • (en) Чарльз Х. Кан, «  Протагор  » , ,1998 г.. Доступно с 1/2/11
  • Доминик Ленфан, «   », Ктема ,2012 г.. Доступно с 1/2/11
  • (en)
  • Жан-Франсуа Прадо ( редактор ), Les Sophistes , т.  1, Париж, Фламмарион , колл.  »  ГФ-Фламмарион  » ( п о  1338),2009 г., 592  с. ( ISBN  978-2-08-120713-4 и 2-08-120713-3 )
    • Мауро Бонацци, «Протагор д’Абдера» , в опере Жана-Франсуа Прадо (реж.), Les Sophistes , т.  1, Париж, Фламмарион , колл.  «  ГФ-Фламмарион  », г.2009 г., 592  с. ( ISBN   ) , стр.  43-50 и 443-472
    • Жан-Франсуа Прадо, «Введение» , в Жан-Франсуа Прадо (реж.), Les Sophistes , т.  1, Париж, Фламмарион , колл.  «  ГФ-Фламмарион  », г.2009 г., 592  с. ( ISBN   ) , стр.  1-36
  • Жильбер Ромейер-Дербей , Les Sophistes , Париж, PUF , колл.  »  Что я знаю?  «( N O  2223),2002 г., 5- е  изд. ( 1- е  изд. 1985) 128  с. , стр.  3–31
  • (en)
  • Кассно , «Риторическая связь от Протагора к Aelius Аристиду», в Философии , 1990 (7), п о  28, стр.  14–31
  • Ален Бойер , «Самоотверженность, Протагор От мифа к завесе невежества,» в философии , 1990 (7), п о  28, стр.  57-67

Потерянные книги

Названия, перечисленные Диогеном Лаэрсе ( Жития философов , IX, 50-56):

  • Эристическое искусство
  • О борьбе
  • По науке
  • О политической конституции
  • На амбиции
  • О достоинствах
  • О первобытном состоянии человека
  • О том, что происходит в Адес
  • О проступках мужчин
  • Повелительная речь
  • Судебный иск относительно его заработной платы
  • Антилогии , книги I и II

Заголовок процитирован Диогеном, но не указан:

О богах

Заголовок, процитированный Секстом Эмпириком в « Против логиков» , I, 60:

Об истине , также называемые разрушительными речами ( Kataballontes )

Названия, известные из других источников  :

Быть

Примечания

  1. Йоханнес М. ван Офуйсен, Марлейн ван Раалт, Питер Сторк (ред.), Протагор из Абдеры: Человек, его мера , Лейден, Брилл, 2013, с. 20.
  2. Suida , Лексикон, греция и латынь. Т. III, с. 625. Галле и Брансуик, 1705 г.
  3. Дильс-Кранц, Досократы , 80A1.
  4. > Дильс-Кранц, Досократы , 80A3. После осуждения кажется, что его книги были даже публично сожжены. См. Диоген Лаэртский, IX, 52.
  5. Джованни Реале, История древней философии (I. От истоков до Сократа) , Милан, Жизнь и мысль, 1976, с. 230.
  6. Эта работа цитируется Платоном и также известна под названием: Нокдауны (термин, используемый в бою ). Во вступлении появляется знаменитая фраза «Человек есть мера» (ἄνθρωπος μέτρον) , на plato.stanford.edu . Проверено 5 декабря 2021 г. .
  7. Платон, , 152а .
  8. Н. Аббаньяно, Г. Форнеро, Главные герои и тексты философии , Том A, Том 1, Paravia Bruno Mondadori Editori, Турин, 1999, стр. 106-107.
  9. В. Джагер, Пайдея. Становление греческого человека , пер. он., Флоренция, 1959, с. 444. См. также статьи Гуманизм (современная философия) и Антропоцентризм .
  10. См . Феноменализм .
  11. Платон , Титет 177e.
  12. Н. Аббаньяно, Г. Форнеро, Главные герои и тексты философии , цит., С.109.
  13. Там же, стр. 110.
  14. Артур Шопенгауэр , Искусство рассуждать . Разоблачен в 38 уловках , Милан, Адельфи, 2006, ISBN 88-459-0856-9 .
  15. Там же, с. 114.
  16. ^ Жизни философов , книга IX, гл. VIII, перевод Марчелло Гиганте, Мондадори, 2009 г.

Биография на Протагор

Протагор е роден около 490 г. пр.н.е. в Абдера, в Северна Гърция. Той обикаля надлъж и нашир като пътуващ учител, докато най-после се заселва в Атина. Там се сприятелява с редица богати атиняни, а така също става и съветник на Перикъл – управител на града-държава. През 444 г. пр.н.е. владетелят поръчва на Протагор да напише конституция за новообразуваната атинска колония Турии.

Протагор е вероятно първият древногръцки учител, който печели пари, за да преподава, при това става известен с изключително високите си такси. Учението му включва области като говорене пред публика, критика на поезията, право и граматика. Негови ученици са главно заможни мъже от търговския и социалния елит на Атина.

По-важни съчинения на Протагор са “За боговете”, “Истината”, “За битието”, “Изкуството на спора”, “За математиката”, “За държавата”, “За амбицията”, “За добродетелите”, “За първоначалното състояние на нещата”.

Смята се, че Протагор доживява до около 70 години и почива през около 420 г. пр.н.е, но точната дата и мястото на смъртта му не са известни.

внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )

Досократический

Ионическая школа Фалес , Анаксимандр , Анаксимен , Архелай ( Милетская школа )  · Гераклит Эфесский ( Эфесская школа )  · Анаксагор  · Метродор Лампсак  · Кратил
Пифагорейская школа Алкмеон Кротонский  · Архит Тарентский  · Эпихарм  · Филолай  · Пифагор  · Тимей  Локровский · Ксенофил  · Ксуф
Элейская школа Ксенофан из Колофона  · Парменид  · Зенон Элейский  · Мелисса  · Эмпедокл
Атомисты ( Abderitans ) Анаксарх  · Бион из Абдеры  · Демокрит  · Левкипп
Софисты Антифон  · Критий  · Горгий  · Гиппий  · Ликофрон  · Полос  · Поликрат Афины  · Продик  · Протагор  · Фрасимах
Другие Диоген Аполлонийский  · Ферекид Сиросский

Протагор и релативизма

Счита се, че Протагор е баща на релативизма – идеята, че всеки аспект на живота е относителен или зависи от друг аспект.

Ето един прост пример за релативизъм: да си представим, че е пролетен ден в Атина. Посетител от Северна Европа би казал, че времето е топло. Посетител от Централна Африка би казал, че времето е студено. И двамата казват истината. Това е така, тъй като истината зависи от перспективата, следователно истината е относителна.

В това се изразява и учението на Протагор – че всичко е относително и че човек е мерилото за всичко. Воден от този извод, Протагор отхвърля съществуването на абсолютни дефиниции за истина, справедливост и добродетел. Вярното за един може да не е вярно за друг, казва той.

Този релативизъм се отнася и за моралните ценности, като какво е правилно и какво – не. За Протагор нищо не е изначално добро само по себе си. Дадено нещо е правилно и етично, само защото някой човек или общество го преценява за такова. Следователно всяка преценка, включително и моралната, е субективна.

Абонирай се безплатно! Присъедини се към 1800+ души и получавай имейл бюлетина ни, пълен с важни идеи и прозрения за професионално и личностно развитие. Към бюлетина →

И ’ сточники

Ханóграф: Портал


М.Н.Савояров, «Предисловие» (1912). «Замётки и помётки» к сборнику «Посиневшие философы» (1903-1924 гг.) — «Внук Короля» (двух…томная сказ’ка в прозе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.

Иллюстрация (вместо комментария) — Николай Ланьо́ (Ланю́) «Нечто вроде Протагора» (в три четверти оборота). — Бумага, карандаш, пастель. — Париж, ~ 1600-1650 г. Nicolas Lagneau, «Homme âgé, à longue barbe, de dos, se retournant, la tête vue de trois quarts à gauche».

Иллюстрация (вместо комментария). — Николай Ланьо́ (Ланю́) «Нечто вроде Протагора» (строго в профиль). — Бумага, карандаш, пастель. — Париж, ~ 1600-1650 г. Nicolas Lagneau, «Homme à la barbe courte et aux cheveux frisés, la tête légèrement relevée, de profil à gauche».

↑ . «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (Под ред. А.Ф.Лосева, перевод М.Л.Гаспарова). — Мосва: «Мысль», 1979 г.

. «Аттические ночи». (под общей редакцией А.Я.Тыжова и А.П.Бехтер, серия «Bibliotheca classica») — Сан-Перебург: Гуманитарная Академия, 2007—2008 г. — Книга V (3).

Иллюстрация (вместо комментария) — , «Демокрит и Протагор» (фрагмент бездарной картины). Масло, холст, 185 × 128 см. — Salvator Rosa, «Democrite et Protagoras», ~ 1663-1664.

. «Пир мудрецов». Книги I—VIII. (Серия «Литературные памятники»). — Мосва: Наука, 2003 г. 656 стр. — книга VIII (50).

Иллюстрация (вместо пометки на полях). — Николай Ланьо́ (Ланю́) «Сократ» (строго анфас). — Бумага, карандаш, пастель. — Париж, ~ 1600-1650 г. Nicolas Lagneau, «Socrate, vu de face».

↑ «Ницше contra Ханон» (или книга, которая-ни-на-что-не-похожа). — Сана-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. — 840 стр.

Горан В.П. «Кризис древнегреческой демократии и философия софистов: Протагор и Ксениад». — Новосибирск: Гуманитарные науки в Сибири. №1 за 2001 г. — стр.45

Философский словарь, (под редакцией И.Т.Фролова) издание пятое. — Мосва: Издательство политической литературы, 1987 г. — стр.390.

Иллюстрация — Владимир Ульянов (Ленин), арестованный в Санкт-Петербурге за распространение листовок (по делу о «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса»). — Полицейское фото (декабрь 1895 года)

В.И.Ленин, «» (Критические заметки об одной реакционной философии). — Мосва: Политиздат, 1989 г.

Иллюстрация — Николай Ланьо́ (Ланю́) «Платон» (портрет анфас). — Бумага, карандаш, пастель. — Париж, ~ 1600-1650 г. Nicolas Lagneau, «Platon, vu de face, la tête légèrement relevée, les yeux levés vers le ciel».

Иллюстрация — Николай Ланьо́ (Ланю́) «Сократ» (полупрофиль). — Бумага, карандаш, пастель. — Париж, ~ 1600-1650 г. Nicolas Lagneau, «Socrate, vu de trois quarts à droite».

, «На весах Иова», странствования по душам (здесь приведена полностью глава XVIII «Quasi una fantasia»), Париж, 1929 г. — 371 стр.

Иллюстрация Анна т’Харон, «Протагор в кубическом корне», (графическая иллюстрация сделана специально для статьи Протагор, декабрь 2015 г.)

Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (худшее из лучшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.

ИллюстрацияАнна т’Харон, «Пустыня Протагорова», фрагмент картины (графическая иллюстрация сделана специально для статьи Протагор, декабрь 2015 г.)

Иллюстрация — Юрий Ханон, каноник и копозитор, автор первой книги о посиневших философах. — Сана-Перебур, Петровская набережная, Не’ва, май 2008 г., закат напротив крестов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: