Нина агапова — биография, новости, личная жизнь

Нина агапова и сергей полуянов: студенческий роман, вынужденный брак и 30 лет счастья на фоне страха потери

Творческая биография Нины Агаповой

Пятнадцатилетняя девушка стала участницей русского народного хора им. Яркова. Началась война, и Нина стала ездить со своим коллективом по всей стране. Остановками в пути были Карельский фронт, Крым, Азия и Дальний Восток. В это же время в «Русской свадьбе» она сыграла невесту. Это театрализованное представление с успехом принимали в разных уголках страны.

На фото: актриса в фильме «К Черному морю»

Послевоенная творческая биография Нины Агаповой связана с советским кинематографом. Когда снимали картину «Человек № 217», актриса услышала от помощника кинорежиссера Викторова рекомендацию о получении актёрского образования.

Девушка приняла решение стать студенткой ВГИКа, где в то время учился и будущий муж Нины Агаповой Сергей Полуянов.

На фото: муж актрисы Сергей Полуянов

При этом она продолжала работать в русском народном хоре, но все же ушла из него и стала готовиться к экзаменам с известным режиссёром Юрием Таричем, который увидел в настойчивой девушке искру таланта. Вступительный экзамен во ВГИК проходил у Сергея Юткевича. Агапова поразила его отрывком из шуточной поэмы Пушкина «Граф Нулин».

На курсе Юткевича учились не только будущие актёры, но и режиссёры. Советской «королеве эпизода» посчастливилось заниматься вместе с Виталием Мельниковым, Григорием Чухраем и Владимиром Басовым. Правда, её педагог уделял основное время режиссуре, а актёрское мастерство считал вопросом таланта самого студента.

Третий курс был для Агаповой неудачным. Преподавателю Иосифу Рапопорту показалось, что у Нины нет таланта. Только благодаря усилиям педагога по пантомиме Александра Румнева и ассистентов её оставили учиться дальше.

Дипломный спектакль «Человек с ружьём» был поставлен в 1951 году. В нём Нина стала Надеждой – супругой главного героя пьесы. На сцене она выглядела убедительно, и Рапопорту не оставалось ничего другого, как попросить у Агаповой прощения за былые обиды.

Молодая актриса приняла извинения, но больше во ВГИКе не появлялась никогда.

Театр

Творческая биография Нины Агаповой после института была связана с Театром-студией киноактёра. Свою молодость она провела на его сцене. На одном из капустников, в которых принимала участие молодая актриса, довелось побывать известному советскому комику Эрасту Гарину.

Благодаря ему она оказалось в «Обыкновенном чуде». В этом спектакле по пьесе Шварца Нина сыграла хозяйку. Затем она участвовала в водевиле «Беда от нежного сердца», после чего её ждали многочисленные главные роли на сцене Театра-студии киноактёра.

Самая значительная театральная работа Агаповой в тот период – участие в спектакле «Опять премьера». Это был первый советский мюзикл, поставленный режиссером Давидом Ливневым на основе оригинального бродвейского спектакля «Целуй меня, Кэт», музыку к которому написал Кол Портер.

Кино

Творческая биография Нины Агаповой в кино начала активно развиваться с 1953 года, когда она сыграла большую роль в «Добром утре».

Режиссёром этого фильма стал Андрей Фролов.

На фото: актриса в фильме «Дайте жалобную книгу»

Зрители запомнили актрису по хамоватой Зинаиде из комедийной ленты «Дайте жалобную книгу», которую поставил Эльдар Рязанов. Эта дама появлялась в грязном буфете и символизировала собой советский общепит. На рекламном фото фильма актрису можно было увидеть в окружении звёзд советского кино Евгения Моргунова, Юрия Никулина, Георгия Вицина, Олега Борисова, Ларисы Голубкиной, Рины Зеленой и Анатолия Папанова.

Детство и юность

Нина Агапова появилась на свет в Москве в мае 1926-го года. Её родители, уроженцы Коломны, задолго до рождения девочки приехали в столицу на заработки, да так и остались. Мама работала на фабрике ткачихой, отец стоял за прилавком магазина. Ребёнок рос музыкально одарённым и очень артистичным.

Нина Агапова в юности. Фото: www.7days.ru

Перед самым началом Великой Отечественной войны девочка была принята в коллектив Русского народного хора, которым руководил Пётр Глебович Ярков. Артисты-хоровики не просто пели, а разыгрывали перед публикой настоящие сюжетные миниатюры. В одной из таких сценок, в «Русской свадьбе», юной Нине выпала честь исполнять ведущую партию.

В военное время для поднятия патриотического духа хоровой ансамбль ездил с концертами по стране. В составе коллектива Агапова побывала в самых дальних уголках Советского Союза: на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме тыловых гастролей хор выезжал на передовую, выступая перед бойцами в Карелии и в Крыму.

Нина Агапова (в центре в верхнем ряду) — солистка хора Петра Яркова. / Фото: www.7days.ru

После выступлений к Нине неизменно подходили восторженные зрители, а коллеги настойчиво рекомендовали девушке обучаться актёрскому ремеслу. После Победы Агапова вернулась в столицу и ради интереса начала ходить на пробы «Мосфильма». В очередной раз придя на киностудию, она разговорилась с помощником режиссёра, который также посоветовал пластичной и эмоциональной девушке задуматься о поступлении в театральный вуз. Этот совет, данный профессионалом, оказался решающим.

К приёмным экзаменам Агапова готовилась серьёзно (абитуриентка разучивала классические отрывки под руководством кинорежиссёра Юрия Тарича). В результате Нина стала студенткой ВГИКа. Она обучалась в мастерской Михаила Ромма и Сергея Юткевича.

Фильмография

Год

Название

Роль

ф

Донецкие шахтёры

девушка на свадьбе Лидыни

ф

Застава в горах

Марья Тихоновна, жена пограничника

ф

Нахлебник (фильм)

дворовая девка

ф

Доброе утро

Ирина Ковалёва, журналистка

ф

Мексиканец

эпизод

ф

Как он лгал её мужу

горничная

ф

К Чёрному морю

Зоя Денисовна Бирюкова

ф

Рядом с нами

эпизод

ф

Жизнь прошла мимо

покупательница

ф

Смена начинается в шесть

Любаша, жена Алексея

ф

Неподдающиеся

массовик-затейник

ф

Время летних отпусков

Шурочка, жена главного бухгалтера

ф

Мёртвые души

дама на балу

ф

Мичман Панин

светская дама с драгоценностями

ф

Воскресение

Анна Игнатьевна

ф

Чужой бумажник

секретарь

ф

713-й просит посадку

американка

ф

Цепная реакция

ограбленная женщина

ф

Именем революции

мать Жени

ф

Зелёный огонёк

ветеринар

ф

Дайте жалобную книгу

Зинаида, буфетчица

ф

Чистые пруды

Любовь Григорьевна Кульчицкая, лейтенант

ф

От семи до двенадцати

мать Бориса

ф

Душечка

актриса Дадонская

ф

Чёрт с портфелем

Клавдия Николаевна, секретарь редакции

ф

Дядюшкин сон

Фелисата Михайловна

ф

Доктор Вера

задержанная

ф

Урок литературы

мать ученика

ф

Щит и меч

Зеленко-Ауфбаум, капитан в женской школе абвера

ф

Семь стариков и одна девушка

Кравцова, врач

ф

Зигзаг удачи

продавщица мехового салона

ф

Неподсуден

пассажирка авиалайнера

ф

Старый знакомый

Рита, бывшая жена Самецкого из Ростова-на Дону

ф

Чайковский

гостья на приёме

ф

Франсуаза

Жозефина

ф

А человек играет на трубе

Елена Васильевна, мать Наташи

ф

Безобидный человек

Катя Васильева

ф

Приключения жёлтого чемоданчика

мама девочки с книгой

ф

Вас вызывает Таймыр

певица

ф

Эксперимент

мать Валерия

ф

О друзьях-товарищах

Родичева, заговорщица

ф

Опекун

судья

ф

Серебряные трубы

защитница Филиппова

кор

32 неожиданности (реклама Госстраха)

Наташа, жена Димы Курочкина

ф

12 стульев

солистка театра «Колумб»

ф

Возвращение к жизни

фрау Айна Мейзи

ф

Нюркина жизнь

мать Юры Терехова

ф

Сестра музыканта

мама

ф

Старики-разбойники

смотрительница музея

ф

Корона Российской империи, или Снова неуловимые

американка с попугаем

ф

Ехали в трамвае Ильф и Петров

Вера, жена Капитулова

ф

Нервы… Нервы…

Анастасия Петровна

ф

Перевод с английского

Люся Коробова, мать Андрея Коробова

ф

Дела сердечные

врач скорой помощи

ф

Человек в штатском

жена Гехта

ф

Нейлон 100 %

Серафима Феодоровна, сестра Инны

ф

Звезда экрана

Александра Яблочкина

ф

Кыш и Двапортфеля

соседка

ф

Чудо с косичками

Екатерина Буркова, руководитель команды

ф

Северная рапсодия

корреспондент

ф

Скворец и Лира

дама на приёме у баронессы

ф

Расписание на завтра

Надежда Васильевна

ф

Слово для защиты

портниха

ф

Трактир на Пятницкой

мадам, покупательница колечка

ф

Трясина

Фаина, продавщица в магазине

ф

Ты иногда вспоминай

Нина Ивановна

ф

По семейным обстоятельствам

парикмахер Зинуля

ф

Живите в радости

секретарь Варенцова

ф

С любовью пополам

секретарь

ф

Сцены из семейной жизни

Рая, попутчица Кати

ф

Утренний обход

пассажирка электрички

ф

Всадник на золотом коне

Мясекай

ф

Коней на переправе не меняют

Ариадна Сергеевна, экономист

ф

Особо важное задание

пассажирка поезда с эвакуированными

ф

Любовь моя вечная

режиссёр кинохроники

ф

Берегите мужчин!

Наталья Сергеевна, секретарша

ф

Не хочу быть взрослым

Лидия Семёновна, ассистент режиссёра

ф

Огненные дороги

миссис Джонс

ф

Магистраль

миссис Железнодорожница в Шумкове (эпизод про Югославские лифчики)

ф

Тайна «Чёрных дроздов»

миссис Гриффит

ф

Герой её романа

Берсенева

ф

Нам не дано предугадать…

секретарь

ф

Человек-невидимка

миссис Холл

ф

Через все годы

переводчица

ф

Из жизни Потапова

мать Севы

ф

От зарплаты до зарплаты

эпизод

ф

В поисках выхода

член комиссии

тф

Гран-па

Варвара Ипполитовна, классная наставница

ф

Зина-Зинуля

секретарша

ф

Мой нежно любимый детектив

дама в кинотеатре

ф

Крейцерова соната

Леокадия Петровна, модистка

ф

Ссуда на брак

переводчица

ф

Где находится нофелет?

тётя Эммы

ф

Забытая мелодия для флейты

Татьяна Георгиевна, секретарша

ф

Частный детектив, или операция «Кооперация»

цыганка

ф

Место убийцы вакантно…

мать следователя Игнатова

ф

Небеса обетованные

Нина Андреевна, чин из райисполкома

ф

Графиня

отдыхающая

ф

Свистун

соседка

ф

Частная история

Имя персонажа не указано

ф

Чёрные береты

дама с собачкой

ф

Какая чудная игра

преподавательница английского

ф

Любить по-русски

Анна Александровна, мать Татьяны

ф

Любить по-русски-2

Анна Александровна, мать Татьяны

ф

Всё то, о чём мы так долго мечтали

Полина

с

Самозванцы

врач

ф

Зависть богов

Калерия Георгиевна, соседка

тф

«Сыщики. Оливковое дерево»

пресс-секретарь

тф

Следствие ведут ЗнаТоКи

Пуд золота

хозяйка собаки

ф

«Тайна лебединого озера»

слепая старуха

ф

Я люблю тебя

Ирина Родионовна, соседка Тимофея

тф

Нежное чудовище

Нина Николаевна Оболенская

ф

Не хлебом единым

соседка

ф

Счастье ты моё

эпизод

с

Звезда эпохи

Александра Яблочкина

ф

Испанский вояж Степаныча

эпизод

Новые поиски себя

После этой трагедии творческая биография Нины Агаповой была связана с 84-летним актером Даниилом Сагалом, учителем которого был знаменитый Всеволод Мейерхольд.

На фото: Нина Агапова сейчас

Этот человек старой закалки хотел собрать постаревших звёзд советского кино для создания нового театра, пробным спектаклем которого стала «Игра в джин». В нем Сагал сыграл дуэтом с Ниной Агаповой.

Данная постановка существовала в течение двух лет. Театральные критики приняли её хорошо и писали, что актёры молодеют на глазах, когда выходят на сцену. Сагалу так и не удалось создать театр актёров преклонного возраста. Он много времени потратил на переговоры с чиновниками и потенциальными спонсорами, но это ничего не дало.

Личная жизнь

Впервые познакомилась Нина со своим будущем мужем еще в студенческие годы. Сергей Полуянов был начинающим кинооператором. Он влюбился в молодую актрису с первого взгляда, но Нина долгое время не принимала ухаживания молодого человека всерьез. Только через 6 лет, когда артистка уже блистала на сцене Театра-студии киноактера, а Сергей начал работать на «Ленфильме», пара поженилась.

В 1953 году у них родился сын Александр. Изначально он выбрал профессию кинооператора, окончил вуз, но затем перешел в бизнес. 90-е выдались для молодого предпринимателя непростыми и успеха Александр не добился.

Первая большая утрата для Нины – это смерть мужа в 1983 году. В 1996 году сын из-за проблем с бизнесом покончил с собой. Артистка осталась одна и вспоминала эти годы как наиболее тяжелыми для себя. Выдержать все испытания судьбы ей помогла любимая работа и сотворчество с близким другом Даниилом Сагалом. В это время они в паре играли в «Игре в джин» — популярном спектакле, который не сходил со сцены на протяжении двух лет.

Биография Нины Агаповой

Нина Агапова родилась 30 мая 1926 года в Москве. Ее родители, деревенские жители из-под Коломны, перебрались в столицу на заработки. Мать была ткачихой на фабрике, а отец занимался торговлей в магазине. Мужчина скончался от туберкулеза летом 1945-го.

Артистичная девочка с большим творческим потенциалом очень любила петь и танцевать. В 15 лет она стала участницей хора имени Петра Яркова, с которым гастролировала по стране.

В военные годы Агапова побывала на Дальнем Востоке, в Сибири и Крыму, на Урале и даже исполняла песни на Карельском фронте. Каждое выступление артистов хора было не просто вокальным эпизодом, а становилось целым представлением. Зрители отмечали пластику, легкость и изящность Нины и советовали обязательно выучиться на актрису.

Послевоенное время ознаменовалось большим интересом к кинематографу. Кино стало быстро развиваться, и талантливая молодежь наперебой заявлялась на кастинги «Мосфильма». Нина не воспринимала это увлечение всерьез, но тоже посещала пробы. Оказавшись среди артисток, пришедших на смотр к фильму «Человек № 217», Агапова познакомилась с ассистентом режиссера, который посоветовал ей задуматься о карьере актрисы.

Девушка прислушалась к рекомендациям и поступила во ВГИК. Став студенткой актерско-режиссерского курса Сергея Юткевича и Михаила Ромма, она постигала азы драматического искусства. После получения диплома в 1951 году Нина вошла в труппу Театра-студии киноактера. Эти подмостки стали исполнительнице родными, на них Агапова выступала вплоть до 1990-го.

Творческая биография актрисы была чрезвычайно богатой на интересные проекты, на сотрудничество с талантливыми деятелями искусства и на возможность реализации. На театральных подмостках москвичке удалось стать одной из ведущих актрис. Едва она появилась в театре, режиссер Борис Андреев отметил вокальные способности артистки. Она была задействована в постановках «Восемь женщин», «Обыкновенное чудо», «Бесприданница», «Комедия ошибок», «Бабий бунт» и других.

Дебют в кино состоялся в 1950 году. Девушке досталась роль в картине «Донецкие шахтеры». В молодости режиссеры часто предлагали Нине изображать в кадре иностранок и утонченных дам, но не предоставляли шанса воплотить образы первого плана. Актрисе же удавалось запомниться зрителям, даже играя второстепенного персонажа.

Среди картин, в которых Нине Агаповой досталось чуть больше экранного времени, числятся фильмы «Доброе утро», «К Черному морю», «По семейным обстоятельствам», «Небеса обетованные».

Артистка также была задействована в знаменитых советских лентах «Дайте жалобную книгу», «Старики-разбойники», «12 стульев», «Зигзаг удачи», «Неуловимые мстители». Свой голос она подарила нескольким персонажам художественных фильмов, будучи занятой в разных проектах как актриса дубляжа.

Покинув Театр-студию киноактера в 1990 году, Агапова взяла большой перерыв в драматической деятельности.

В 1997-м она вошла в состав труппы «Блуждающие звезды» под управлением режиссера Павла Тихомирова. Коллектив представлял постановки в Домах творчества, а артистка с удовольствием демонстрировала публике свое вокальное дарование.

В возрасте 80 лет исполнительница дебютировала на сцене Большого театра и была задействована в нескольких спектаклях, шедших на этой сцене. Она играла в постановках «Бал-2000», «Новогодняя елка в Большом» и «Евгений Онегин».

Нина Агапова сейчас

Творческая биография актрисы оказалась чрезвычайно богатой на интересные проекты, на сотрудничество с талантливыми деятелями искусства и на возможность реализации. Несмотря на преклонный возраст, Агапова и сейчас продолжает радовать публику талантом, ведь фильмы с ее участием транслируют на телевидении и в 2020-м.

Конечно, знаменитость не относится к поколению артистов, которые с радостью выставляют личные фото в «Инстаграм»: у Агаповой нет персонального аккаунта. Но периодически она дает журналистам согласие на интервью и отвечает на интересные вопросы представителей СМИ.

Кино

В кино Нина Фёдоровна впервые попала на последних курсах института. Сперва её персонажи были безымянными, а изображавшую их актрису даже не указывали в титрах.

Всё изменилось в 1955-м, когда Агапова в роли журналистки Ирины Ковалёвой снялась в ленте Андрея Фролова «Доброе утро». С этого момента режиссёры начали приглядываться к Нине и предлагать ей небольшие характерные образы, такие как сплетница Зоя Бирюкова из мелодраматической комедии «К Чёрному морю», актриса провинциального театра Дадонская из чеховской «Душечки» или громогласная буфетчица Зинаида из фильма «Дайте жалобную книгу».

Помимо интриганок и скандалисток Агаповой часто предлагали роли высокомерных и недалёких дам. В экранизированном Владимиром Басовым «Щите и мече» она очень правдоподобно изобразила фашистку в звании капитана школы Абвера, надменную Зеленко-Ауфбаум.

Кадр из фильма «Щит и меч»

Хорошо удавались актрисе роли красивых, но недалёких женщин с мещанским сознанием. В трагикомедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» она мгновенно вжилась в роль эффектной продавщицы мехового салона.

С лёгкой руки Леонида Гайдая певческий талант артистки тоже попал на плёнку. В его «12-и стульях» она появилась в образе экстравагантной актрисы театра «Колумб». О том, насколько серьёзно Нина Фёдоровна готовилась к своим крошечным ролям, говорит следующий факт: для минутного появления перед зрителем в костюме певицы кабаре Агапова отрабатывала настоящее французское произношение под руководством внучки Константина Станиславского.

Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года

В начале 70-х Рязанов вновь предложил актрисе сотрудничество. На этот раз она украсила своим появлением «Стариков-разбойников», сыграв роль странноватой музейной смотрительницы.

Кадр из фильма «Старики-разбойники»

Отлично выглядела Нина Фёдоровна в облике импозантных иностранок. У Эдмонда Кеосаяна в «Короне Российской империи», заключительной части трилогии о неуловимых мстителях, она изобразила броскую и яркую американку с попугаем, а в «Тайне «Чёрных дроздов» Вадима Дербенёва стала строгую английскую даму миссис Гриффит.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам»

В 2-х серийной картине Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» актриса исполнила роль парикмахера Зинули. Зинуля не только стрижёт. По зову души она ещё и ценный информатор в области полезных знакомств.

За пол-века съёмок количество сыгранных Агаповой ролей уверенно перевалило за сотню.

От чего умерла актриса кино Нина Агапова, причина смерти

В возрасте 95 лет скончалась советская и российская актриса театра и кино, известная по эпизодическим ролям в культовых картинах Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая Нина Агапова. О смерти заслуженной артистки РСФСР сообщил киновед и главный редактор киностудии «Союзмультфильм» Сергей Капков на своей странице в Facebook.

По словам Капкова, Агапова была рождена, чтобы стать звездой экранов первой величины, но в советском кинематографе не нашлось места для ее шарма. В последние годы жизни актриса отказывалась от интервью, не стремилась на публику и в разного рода шоу. Киновед отметил, что не раз вспоминал с артисткой прошлое за рюмочкой и неизменно записывал ее меткие цитаты.

«В Театре-студии киноактера она играла и водевили, и мюзиклы, а на экране возникала лишь в эпизодах — в шикарных платьях, париках, на высоких каблуках. У нее до старости были прекрасная фигура и стать! Она запросто играла бы и комических старух, но такие роли ей предложили всего пару раз. А потом она просто ушла из кино и со сцены. Закрылась дома», — написал Капков.

Друг и коллега покойной подчеркнул, что Агапова была очень остроумной и бесконечно самоироничной женщиной. Он с теплотой упомянул вечера, когда на посиделках собирались актриса, ее супруг-оператор Сергей Полуянов, режиссеры Григорий Чухрай, Леонид Гайдай, актер Владимир Басов — удивительно преданные друг другу и профессии люди, уникальное поколение.

Юность

В послевоенные годы молодёжь закружил вихрь кинематографа. Многие бегали на «Мосфильм» сниматься в массовках. Нину тоже увлекла работа в кино, но серьёзно своё увлечение она не воспринимала. Пока однажды на съёмках фильма «Человек №217» ассистент режиссёра Викторов не посоветовал девушке задуматься об актёрском будущем. Она решила поступать во ВГИК.

С работы её отпускать не хотели, но Нину было не остановить. Она подала документы и стала готовиться к экзаменам. Агапову привели к знаменитому режиссёру немого кино Юрию Таричу. Тот прослушал её и остался доволен: «Думал, приведут опять какую-нибудь фуфу… Все же бредят актёрской профессией». Тарич отметил, что у девушки органическое сочетание таланта комедийного с драматическим, и стал готовить с ней отрывки из «Женитьбы» (в образе Агафьи Тихоновны) и «Молодой гвардии» — Любку Шевцову. На вступительном экзамене Сергей Юткевич понял, что с Ниной занимался профессионал и попросил показать что-нибудь от себя. Она прочла отрывок из «Графа Нулина».

Курс был уникальным, актёрско-режиссёрским. Юткевич основной упор делал, конечно, на режиссуру, азы которой постигали Басов, Чухрай, Чхеидзе, Абуладзе, Мельников. Актёров почти не замечали, говорили: «Зачем ломать природу? Какие вы есть, такими и оставайтесь!» Тем не менее, несмотря на природу, студентов начали потихоньку отсеивать. Каждый год. Выгнали даже Тенгиза Абуладзе.

На третьем курсе очередь дошла до Агаповой — педагог Иосиф Рапопорт попросту отказался с ней заниматься. Нина огорчилась и окончательно замкнулась. За студентку вступились ассистенты и преподаватель пантомимы Александр Румнев. Они сами стали заниматься с ней и помогли благополучно доучиться до конца, хотя психологически девушке было очень тяжело. Она чувствовала, что вокруг неё что-то происходит, кому-то она не по душе

Педагог по движению ставил ей на зачёте четвёрку и шептал: «Извините, больше не могу…» Кто плёл интриги, кому это было надо — она не стала выяснять, а теперь это и не важно

В дипломном спектакле «Человек с ружьем» (1951) Агапова играла Надежду, жену Шадрина. Её ни разу не поправили, а Рапопорт подошёл и извинился за прошлое. Нина, конечно, простила все обиды, но порог ВГИКа с тех пор не переступила ни разу. Камень на сердце, всё же, остался.

Заключение

К тому времени Нина Фёдоровна уже оставила Театр киноактёра. Её последними ролями на этой сцене стали искрящаяся Юлия-Джули в «Тени» и эксцентричная переводчица в «Ссуде на брак». Перед уходом получила звание заслуженной артистки РСФСР, на которое театр подавал неоднократно. Но и на этот раз не обошлось без сюрприза — всем на удивление из Верховного Совета пришло распоряжение, в котором требовали собрать все рецензии на сценические работы Агаповой. Нина Фёдоровна порылась в старых папках, коробках, извлекла из домашнего архива газетные и журнальные вырезки и всё отдала. Назад, разумеется, ничего не вернулось, но звание, всё же, дали. Несмотря на то, что и в этом вопросе кто-то старался помешать.

Оставив театр, Нина Фёдоровна почувствовала облегчение, настоящую радость. Теперь она свободна! Природа, книги, друзья… Но тут случилась трагедия с сыном, и все земные прелести ушли в тень. Необходимо было отвлечься от горьких мыслей, немедленно переключиться на что-то другое. И тут в жизнь актрисы ворвался энергичный мейерхольдовец Даниил Сагал.

Кумир молодёжи 30-х годов, ученик Всеволода Мейерхольда, бывший премьер театра Советской армии, Даниил Львович Сагал к тому времени мог бы стать героем передачи «Забытые имена». Он давно не снимался в кино, его не помнили ни зрители, ни журналисты, ни даже многие коллеги. Но сам актёр так не считал. А главное, он совершенно не мог сидеть без дела. В свои 84 года Сагал мечтал создать театр старых мастеров и играть пьесы, наподобие «Соло для часов с боем». Но сначала Даниил Львович решил рискнуть, что называется, малыми силами — выйти на публику со спектаклем на двоих. Он взял старую, неоднократно инсценированную, пьесу Коубэрна «Игра в джин» и стал искать партнёршу. Пересмотрел массу актрис и почти разочаровался. И вдруг вышел на Нину Агапову. Они начали репетировать.

Спектакль собрал довольно тёплую прессу. В период всеобщей вакханалии и неразберихи, в период «повсеместной театрализации», когда в одной только Москве появилось более двухсот коллективов, претендующих на громкое имя «Театр», спектакль Сагала и Агаповой просуществовал два года. На фестивале «Созвездие» в Ярославле они играли его на сцене местного театрального училища, одного из старейших в России. Зрители устроили артистам настоящую овацию, аплодируя стоя почти четверть часа.

Один из театральных критиков справедливо подметил тогда, что актёры молодели на сцене и в конце спектакля даже танцевали. В эти минуты хотелось верить, что мечты Даниила Сагала о театре стариков обязательно сбудутся. Но, как показало время, они так и остались мечтами. Не потому что автор этой идеи сидел, сложа руки. Сагала надо знать — по гороскопу это взрывоопасная смесь Скорпиона и Петуха! На репетициях Нина Фёдоровна, порой, не знала, куда от него скрыться. С такой же бешенной энергией он носился по всевозможным инстанциям, собирал какие-то справки, приставал к предполагаемым спонсорам, но всё — безрезультатно.

Зато Нина Агапова не смогла расстаться со сценой во второй раз. Вскоре она вошла в труппу под звучным названием «Блуждающие звёзды», которым руководит молодой актёр и режиссё

р Павел Тихомиров. Труппа, действительно, блуждает — спектакли играют в различных Домах творчества. Нина Фёдоровна занята в четырёх спектаклях. Играет Островского, Есенина, в детской сказке и эксцентрической феерии по произведениям писателей-юмористов. Здесь она снова поёт и с удовольствием вспоминает, как Борис Андреев в день, когда Агапову принимали в Театр-студию киноактёра, громогласно заявил: «Поздравляю коллектив с замечательным вокальным приобретением!», а потом неоднократно басил ей в ухо: «Агапова, тебе надо в оперетту!»

Нина Фёдоровна не ушла в оперетту, о чём, конечно же, не раз жалела. Она осталась драматической актрисой. Она — человек одной привязанности. Однолюб. Может, это и не очень хорошо, может, однажды надо всё круто изменить в своей жизни. Но Агапова не такая. Она ранимый, нерешительный, вечно сомневающийся в себе художник, но художник крепкий, высокопрофессиональный. Поэтому отдыхать ей не дадут никогда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: