Масоха, лаврентий емельянович

Масоха, лаврентий емельянович

Фильмы

Творческая биография Масохи началась на 1-м курсе вуза: студенту предложили роль в немой кинокартине «Комсомолия». И хотя пленка утеряна и дебют Лаврентия Масохи не увидеть, он сам остался в полном восхищении от работы на съемочной площадке и понял, что мечтает на нее вернуться. С этого момента ежегодно на экраны выходили по 3-4 ленты с участием артиста.

В 1931-м, после окончания вуза, молодой режиссер устроился ассистентом на Киевской киностудии. В том же году он снялся в двух картинах — «Итальянка» и «Кармелюк». Первая лента снята Луковым и повествует о роли комсомольцев в восстановлении угольной промышленности Донбасса. На съемках фильма встретились два брата: Петр сыграл куркуля, Лаврентий — шахтера.

Спустя 3 года Луков снова позвал Масоху-младшего в драму «Молодость». На тот момент актер покинул киностудию и устроился в Театр им. И. Франко. На этих подмостках он выступал до начала Великой Отечественной войны.

Пиком карьеры артиста называют роль кулацкого сына Макара Ляготина в драме Лукова «Большая жизнь». В ленте в исполнении Лаврентия Масохи прозвучала песня «Спят курганы темные». После выхода фильма на экраны он и его коллеги Борис Андреев, Петр Алейников, Марк Бернес прославились на всю страну. Масоху пригласили в столицу, но планы изменила война.

После победы украинский артист отправился в Москву, где до 1957 года служил в Театре-студии киноактера. Затем сменил работу: Лаврентия приняли в киностудию им. М. Горького. Но актерская карьера развивалась трудно: если в молодости Масоху звали играть положительных героев, то после войны предлагали только отрицательных персонажей.

Причиной опалы стал старший брат, попавший в 1943-м в Германию. После возвращения он не снимался и не имел права выходить на сцены столичных театров. Тень неблагонадежности упала и на Масоху-младшего.

Фильмография актера пополнилась второстепенными ролями в кинолентах «Два бойца», «Сталинградская битва», «Без вести пропавший», «Олеко Дундич», «Сердце Бонивура» и «Корона Российской империи».

Фильмография[править | править код]

  1.  — Комсомолия — комсомолец Пётр
  2.  — Кармелюк — Иван
  3.  — Итальянка — шахтёр
  4.  — Молодость — Мишка
  5.  — Моё — офицер
  6.  — Я люблю — половой (в титрах не указан)
  7.  — Щорс — анархист (в титрах не указан)
  8.  — Всадники — партизан (в титрах не указан)
  9.  — Большая жизнь (1 серия) — Макар Ляготин, сын кулака
  10.  — Мать — Василий
  11.  — Боевой киносборник № 8 — Макс, фашистский унтер-офицер / немецкий солдат
  12.  — Боевой киносборник № 11 — партизан (в титрах не указан)
  13.  — Александр Пархоменко — ординарец (в титрах не указан)
  14.  — Жди меня — эпизод (в титрах не указан)
  15.  — Два бойца — Окулита, пулемётчик
  16.  — Поединок — диверсант Зубков (в титрах не указан)
  17.  — Это было в Донбассе — матрос / подпольщик / парень с гармошкой
  18.  — Большая жизнь (2 серия) — Макар Ляготин
  19.  — Рядовой Александр Матросов — Вася Петров
  20.  — Сталинградская битва — Глушенко (в титрах не указан)
  21.  — В мирные дни — Штунц, помощник капитана
  22.  — Тарас Шевченко — Костомаров
  23.  — Об этом забывать нельзя — Фёдор Бойко
  24.  — Без вести пропавший — Василь Кухта, провокатор
  25.  — Правда — продавец книг, националист
  26.  — Гроза над полями — Михей
  27.  — На зелёной земле моей — Кирилюк
  28.  — Олеко Дундич — трактирщик (в титрах не указан)
  29.  — Любушка — Михал Михалыч Груздев
  30.  — Армагеддон — Обрежа
  31.  — Они шли на Восток — партизан
  32.  — Их знали только в лицо — Вадим Логунов, директор театра
  33.  — По тонкому льду — гауптман Фробль
  34.  — Марианна — советский генерал
  35.  — Прямая линия — генерал
  36.  — Софья Перовская — жандармский офицер
  37.  — Разведчики — Карлоши
  38.  — Крах — Шевченко, член ЦК
  39.  — Повесть о чекисте — вербовщик
  40.  — Сердце Бонивура — Бураковский
  41.  — Семья Коцюбинских — Грушевский
  42.  — Отзвуки прошлого — Виктор Михайлович (в титрах не указан)
  43.  — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — эмигрант
  44.  — Семнадцать мгновений весны — штандартенфюрер СС Шольц, адъютант группенфюрера СС Мюллера

Лаврентий Масоха и брат его Петр

By
Иван Сербинов

Спой мне, ветер, веселый мой ветер, Про красивых и гордых людей, Что поют и смеются, как дети, На просторах Отчизны своей! Спой о том, как под солнцем свободы Расцвели физкультура и спорт, Как внимают Равелю народы И как шли мы по трапу на борт. Тимур Кибиров. «Сквозь прощальные слезы».   В известной народной песне «По

Share This Article

Спой мне, ветер, веселый мой ветер,

Про красивых и гордых людей,

Что поют и смеются, как дети,

На просторах Отчизны своей!

Спой о том, как под солнцем свободы

Расцвели физкультура и спорт,

Как внимают Равелю народы

И как шли мы по трапу на борт.

Тимур Кибиров. «Сквозь прощальные слезы».

В известной народной песне «По полю танки грохотали» поется про погибший в бою танковый экипаж:

Нас извлекут из-под обломков,

Поднимут на руки каркас,

И залпы башенных орудий

В последний путь проводят нас.

Эта песня переделана из старой шахтерской песни, которую вспоминала моя мама, выросшая в шахтерском поселке на Донбассе:

Гудки тревожно загудели,

Народ бежит густой толпой.

А молодого коногона

Несут с разбитой головой.

В кинофильме 1939 года «Большая жизнь» ее выразительно поет вредитель и сын кулака Макар Ляготин.

Макар Ляготин. «Большая жизнь», 1939 г.

Еще в исполнении Макара в фильме звучит песня, ставшая любимой для нескольких поколений:

Спят курганы темные,

Солнцем опаленные,

И туманы белые

Ходят чередой…

Через рощи шумные

И поля зеленые

Вышел в степь донецкую

Парень молодой…

Штурмбаннфюрер СС Шольц. «17 мгновений весны», 1973 г.

Роль вредителя, чуть было не взорвавшего шахту, досталась актеру Лаврентию Емельяновичу Масохе (1909–1971).

Много лет спустя в знаменитом сериале про Штирлица «Семнадцать мгновений весны» Масоха исполнил роль Шольца, личного секретаря шефа гестапо Мюллера. (Напомню, что гестапо – аббревиатура словосочетания GEheime STAats POlizei – тайная государственная полиция.) Рассказывают, что в ходе съемок одного из эпизодов Лаврентий Емельянович сильно расстроился из-за критического замечания, сделанного ему режиссером Татьяной Лиозновой, и вечером того же дня скончался. Старший брат Лаврентия Петр Масоха (1904–1991) тоже был актером, работал в Днепропетровском музыкально-драматическом театре. Оба брата сыграли в картине «Щорс» 1939 года, один был красноармейцем, другой – анархистом.

Кстати, песню «Спят курганы темные» часто исполнял Марк Бернес, а в 1996 году спел Николай Расторгуев, лидер группы «Любэ».

Иван Сербинов

Share This Article

Отрицательный положительный герой

Лаврентий Масоха за свою жизнь сыграл около пятидесяти ролей, большинство из которых были второго плана. Режиссёры предлагали Лаврентию играть в основном отрицательных героев.

Некоторые киноведы считают, что в этом виноват старший брат Пётр. Всё дело в том, что во время войны Пётр Масоха оказался на оккупированной территории, в 1943 году его отправили в Германию. После возвращения на родину Петру запретили играть в столичных театрах и участвовать в съёмках. Тень неблагонадёжности упала и на младшего брата, именно поэтому режиссёры не слишком-то доверяли Лаврентию играть положительных героев.

Впрочем, главного своего злодея Лаврентий Масоха создал еще до войны. После премьеры картины «Большая жизнь» (1939), в которой Лаврентий сыграл сына кулака и вполне закоренелого врага народа, актёра настигла слава. Именно в этой картине Масоха показал свои великолепные вокальные данные и навсегда вписал себя в историю песни «Спят курганы тёмные» как самый первый её исполнитель. Удивительно то, что хорошую и очень правильную песню про ударный труд во благо и на радость вложили в уста отрицательного героя.

Персонаж Лаврентия Масохи Макар Ляготин — настоящий вредитель, классово чуждый элемент. Правда, в продолжении фильма, которое сняли только в 1946 году, через семь лет после первой части, он исправился, занял правильную сторону, внедрился в ряды полицаев, начал работать, так сказать, под прикрытием.

Работа с Лиозновой

Сначала все шло хорошо. Лиознова приняла решение, что Лаврентий Емельянович сыграет на экране одного из приятелей Мюллера, которых он привлечет к розыску радистки. Но уже спустя несколько дней она передумала, доверив Масохе более серьезного персонажа — секретаря Мюллера, появляющегося в каждой серии фильма.

«Семнадцать мгновений весны» (1973). 

Съемки картины «17 мгновений весны» продолжались 3 года с небольшим. Лаврентий Емельянович отлично выполнял свою работу, не имел нареканий от режиссера. Впрочем, как и всегда. Мужчина мог похвастаться, что никогда не получал замечаний от создателей фильма.

«Семнадцать мгновений весны» (1973). 

Интересно, что работа над лентой велась не только в СССР, но приходилось для воссоздания заграничной натуры выезжать в Германию, Грузию, Латвию. Так вот сцены с Масохой снимались только в павильоне в Москве, поэтому артист был занят работой на протяжении 1,5 лет.

Нагоняй от режиссера

Сегодня кажется, что никто и никогда не поверил бы, что такое может случиться, но от судьбы не уйдешь. Старая братия артистов была воспитана по-другому. Они работали не только ради заработка, а в первую очередь ради искусства. Поэтому болезненно воспринимали критику в свой адрес.

«Поединок» (1944). 

Съемка сцен, где был занят Масоха, практически подошла к концу. Осталась пара эпизодов. Возможно, артист устал, так как был уже не юнцом. Может быть, Лиознова была на грани нервного срыва, так как снять фильм и выпустить его на экраны в 70-е годы было довольно нелегко. Сейчас остается только гадать, почему произошло так, как произошло.

На пустом в общем-то месте возник конфликт. Лаврентию Емельяновичу нужно было произнести одну фразу, которая никак не выходила, он путался в словах. Когда в очередной раз актер не справился, режиссер уже довольно раздраженно остановила съемку и объявила небольшой перерыв.

«Сердце Бонивура» (1969). 

Масоха казался раздавленным. Еще бы, это вам не шутка! Столько лет в профессии — и ни одного упрека в адрес артиста. А тут такое. 50 ролей в кино, хоть и не главных, но идеально сыгранных приучили к тому, что для актера нет неразрешимых задач. Масоха никак не мог успокоиться.

После перерыва опять начали пробовать снимать, но Лаврентия Емельяновича словно заколдовали. В сердцах Лиознова упрекнула артиста, намекнув на то, что такому опытному мастеру стыдно зря тратить время коллег и портить драгоценную пленку. А потом режиссер всех распустила по домам.

Личные переживания

Трудно передать те чувства, которые испытывал в тот злополучный момент Масоха. Ведь уже более года он работал рядом с Лиозновой и постоянно получал только похвалу. А тут такая пощечина и при всех. Артист принял ситуацию близко к сердцу. Нет, он не обижался на режиссера. Мужчина не мог простить ошибки самому себе.

«Семнадцать мгновений весны» (1973). 

До самого вечера неприятные мысли не отпускали актера, он постоянно прокручивал в голове произошедшее. Затем Масоха отправился в близлежащий ресторан, сел за столик, сделал заказ — 50 граммов спиртного, а потом вдруг осунулся и замолчал. Работники заведения вызвали скорую, которая констатировала, что артиста не стало. Ему был всего 61 год.

Сказать, что члены съемочной группы расстроились из-за случившегося, это все равно, что ничего не сказать. Люди были до глубины души поражены и расстроены. Уход оказался настолько внезапным, что не было времени даже опомниться.

«Семнадцать мгновений весны» (1973). 

На Лиозновой неделю не было лица. Наверное, женщина не раз корила себя, что была излишне строга к артисту, а может, даже несправедлива. Сценарий фильма пришлось менять: сцены с героем Масохи, которые остались недоснятыми, пришлось вырезать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: