Музей татарской культуры и быта
Экспозиция собрания включает не только вещи, документы, инструменты просветителя. В залах двухэтажного особняка собран богатейший этнографический материал из Свияжского уезда — места, где родился Каюм Насыри. Он даёт представление о бытовой культуре среднего класса Татарстана XIX века, знакомит с национальными традициями.
Рядом с особняком разбит «Хәтер бакчасы» – Сад памяти. Он не просто радует глаз красотой, но знакомит гостей с теми цветами и травами, которые изучал и описал народный просветитель. В саду устраивают музейные занятия, проводят встречи и концерты, туда приходят на пленэры ученики и студенты.
Создатели дома-музея — Р.С. Хуснутдинова (директор и автор концепции), сотрудники мастерской художника Ф.А. Зиязова — постарались сделать экспозицию очень информативной и в то же время — атмосферной. В простоте и строгой красоте комнат словно запечатлён духовный образ героя, беззаветно служившего будущему Родины.
Сайт: nasiyri.tatmuseum.ru
Адрес: улица Парижской Коммуны, 35, г. Казань, Республика Татарстан, Россия.
Карта расположения:
Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п…
Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене…
В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г…
Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности…
Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке — цепью озёр, на севере — водами р…
1. Краткая биография
Родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии(ныне Зеленодольский район Татарстана). Отец и дед его были довольно образованными людьми, несмотря на своё скромное социальное происхождение. В одном из своих исторических трудов он приводит свою родословную до седьмого поколения и описывает занятия своих предков.
Детство Каюма прошло в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году 16-летнего Каюма привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он учился до 1855 года.
В медресе он изучал турецкий, арабский и персидский языки. В совершенстве усвоив родной язык, он, тайно от других, изучал и русский. Благодаря своему упорству и прилежанию, а также природной любознательности К. Насыри вскоре после начала обучения превзошёл других шакирдов и постепенно выдвинулся в ряды наиболее образованных и эрудированных людей своего времени.
«Каюм Насыри — первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к нему объективно» — В. В. Григорьев
Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики. Изданные им календари, заметки, статьи на общественно-педагогические и литературно-критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологической жизни татарского народа. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание календарей — своего рода заменителя татарской периодической печати в условиях отсутствия татарской периодики.
Теоретическая и литературно-критическая деятельность К. Насыри составила яркую страницу в развитии татарской культуры XIX века. Его труды, несмотря на некоторую отрывочность и несистематичность суждений, явились последним, как бы подготовительным шагом к возникновению и развитию татарской литературной критики в начале XIX столетия — в годы становления критического реализма в татарской литературе.
Мемориальная комната Каюма Насыри
Музей расположен в восстановленном двухэтажном особняке, принадлежавшем дяде учёного Мухаммедбедигу Хусаинову. В 1887 – 1902 годах Каюм Насыри снимал у него две комнаты, одна из которых сегодня стала мемориальной. В этой комнате по документам, воспоминаниям современников работники музея воссоздали обстановку того времени и разместили вещи, принадлежавшие Каюму или свидетельствующие о его трудах и увлечениях.
В ней — простой, но добротный стол с чертёжными инструментами и письменными принадлежностями, старая лампа-керосинка, шкатулка, в которой — курай и кубыз: на таких инструментах играл Насыри. Особенно ценные предметы — две личные книги просветителя. Одна — учебник по логике для медресе на арабском языке, переписанный самим Насыри, с личной печатью на отдельных страницах. Другая — «Тринадцать проповедей»: эту книгу некогда задумал и начал отец учёного, мулла Габденнасыр, а продолжили и издали уже его дети.
Рядом с печью установили школьную доску, разложили на столике школьные пособия — Каюм Насыри был не только учёным, он занимался активным просветительством — давал частные уроки детям. По стенам — шкафы с книгами, пучки высушенных трав, мандолина и скрипка…
Экспозиция комнаты — наглядный рассказ, каким разносторонним, увлечённым человеком был Каюм Насыри, ещё раз подтверждая слова о разносторонней одарённости талантливых людей. Приборы для научных опытов, инструмент для работы с металлом и деревом, приспособления переплётчика книг — всё свидетельства насыщенной жизни учёного.
Каюм Насыри Информацию О
В 2002 году в Казани, на территории исторического памятника Старотатарская слобода, открыли дом-музей Габделькаюма Насыри — татарского учёного-энциклопедиста, просветителя, языковеда, переводчика, писателя, историка и этнографа.
Масштаб его личности и вклада в историю татарского народа смогли оценить только потомки. При жизни Каюм Насыри не был понят современниками, во многом из-за приобщения татарской культуры к русской, желания дать образование своему народу через российскую науку.
Он первым составил настоящую энциклопедию на татарском языке, перевёл на татарский историю России, русские учебники математики, физики, географии, языкознания. Насыри составил русско-татарский словарь, написал учебник русской грамматики для татарских школ и университетов, издал несколько научно-популярных произведений.
Насыри стал татарским Пушкиным — он создал основу для формирования современного литературного языка татар. А ещё — татарским Яном Каменским: заслуга просветителя в разработке методической и воспитательной системы школьного образования.
Заслуженное признание получил труд Каюма Насыри «Целебные травы» — «Шифалы улэннэр». В нём собран личный опыт сбора и использования целебных трав, растущих на землях Татарстана. Учёный считал, что растения его родины не оценены достойно: их целительные возможности значительно выше, чем у лекарств и заморских трав.