Кто такой прасол?
Как же Кузьма, родившийся в семье балахнинского солепромышленника, стал «коровьим купцом» — говядарем? Ничего удивительного в этом нет. Соль — самый ходовой товар той эпохи: она пользуется спросом и не портится, ее удобно перевозить. Поэтому издревле на Руси по разным местам ездили торговцы солью — прасолы. Нельзя исключить, что и Минин начинал с этого.
Некоторые из прасолов в счет платы за соль принимали разные продукты и потом перепродавали их. В XIX в. прасолом называли перекупщика скота, мяса и рыбы. Согласно словарю Ожегова прасолы вели оптовую скупку «скота и разных припасов (обычно мяса и рыбы)»6. Академический словарь 1847 г. сообщает: прасол — это «скупающий гуртом рыбу или мясо, и солящий их на продажу»7. По Далю, прасол — скупщик мяса и рыбы для соленья, «для розничной мелочной распродажи»8.
По этому пути пошел и Минин. Вероятно, он развозил соль по разным селам, продавая или обменивая ее на скот — коров и телят. Потом он пригонял этот гурт в город: в Балахну или Нижний Новгород. Дальше телята нагуливались до нужного веса. В необходимый момент скот шел на убой.
Забой скота в XVII в. происходил в специально оборудованных животинных бойницах. В Нижнем Новгороде такое заведение находилось у мясного ряда и принадлежало Богдашке Сухорукову9. Оно обслуживало всех желающих. Самому колоть скот Минину не было необходимости. Он пригонял гурт, потом забирал мясо, солил и продавал его. «Имеяше торговлю мясную», — сообщал о нем «Новый летописец»10.
Из «Летописной книги» 1626 г. узнаем, что Минин торговал не только мясом, но и рыбой. Автор этого произведения, аристократ, возможно, чтобы уколоть сына Минина, Нефеда, причастного к придворной борьбе 1620х гг., дал такую характеристику его отцу: «Человекъ некий в Нижнемъ Новегороде убогою куплею питаяся, сиречь продавец мясу и рыбе в требания и в снедь людемъ, имя ему Кузма»11. Заметим, что торговать рыбой, живя в волжском городе и имея доступ к дешевой, а возможно и даровой соли, было вполне естественно.
Во времена Минина слово «прасол» означало перекупщика сельскохозяйственной продукции вообще и употреблялось с прилагательным, указывавшим на определенный вид товара, основной для данного торговца. В источниках XVI — XVII вв. упоминаются прасолы «мучные», «животинные», «хлебные», «соляные», «рыбные»12.
Подобные словосочетания в начале XVII в. не были принадлежностью литературного языка. Поэтому, как мы видели, создатель Хронографа 1617 г., чтобы назвать первоначальное «художество» Минина, использовал церковнославянское слово «говядарь», а прочие авторы прибегали к описательным выражениям («купец коровей», «имеяше торговлю мясную», «продавец мясу и рыбе в требания и в снедь людемъ»).
М. Нестеров. Гражданин Минин. 1905 г.
Еще немного фактов о Кузьме Минине
- Существует легенда, что как Жанне д’Арк во сне являлся архангел Михаил, так и к Кузьме Минину во снах приходил сам Сергий Радонежский.
- Кузьма погиб в 1616 году во время восстания татар и черемис.
- После Минина и Пожарского не сохранилось никаких дневников, заметок или писем. Лишь в некоторых официальных документах можно обнаружить их подписи. Это может свидетельствовать о том, что народные герои были неграмотными.
- Есть теория, что у Минина и Пожарского гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Если придерживаться версии, что предки Кузьмы были солеварами из Балахны, то выясняется интересный факт: одна из солевых скважин располагалась на территории рода Пожарских. Две семьи владели ею совместно.
- Дмитрий – это имя, которое получил князь Пожарский после крещения, его церковное имя. Родители же при рождении назвали его Кузьмой. Есть даже легенда, что перед своей смертью, во время пострига в монахи, он принял имя Косма.
- Незадолго до Второй Мировой войны в 1939 году на экраны вышел фильма Всеволода Пудовкина, рассказывающий историю Минина и Пожарского. Минин здесь показан прирожденным оратором, его речи вдохновляют на подвиги и призывают встать на защиту родной земли. В 60-е годы фильм реставрировали и, к несчастью, вырезали некоторые сцены. Однако образ народного героя в нём сохранился.
- На памятнике, выполненном архитектором Мартосом, присутствует надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россія». Александра Пушкина эта надпись возмущала. По его мнению, пояснения «гражданин» для Кузьмы Минина недостаточно, так же, как и не стоило опускать имя и отчество князя Пожарского.
- Именем Кузьмы Минина в разное время были названы крейсер, бронепоезд, теплоход и пароход.
Семья[править | править код]
У Кузьмы (Козьмы) был единственный сын — Нефёд и сестра Софья (имя в монашестве). После смерти Минина царь грамотой от 5 июля 1616 года подтвердил право владения вотчиной в Нижегородском уезде — селом Богородское с деревнями — вдове Кузьмы Татьяне Семёновне и его сыну Нефёду.
У Нефёда имелся двор на территории Нижегородского кремля, хотя сам он по своей службе жил в Москве, исполняя обязанности стряпчего. Сведения о нём довольно разрознены. В 1625 году он присутствовал при отбытии персидского посла, в 1626 году состоит «у государева фонаря» на двух царских свадьбах. Последнее упоминание в дворцовых разрядах относится к 1628 году. Он умер в 1632 году. Пожалованные вотчины вернулись в государственную казну и были отданы князю Якову Куденетовичу Черкасскому.
Татьяна Семёновна Минина продолжала жить в Нижнем Новгороде. По-видимому, в преклонном возрасте она постриглась в монахини, окончив жизнь в одном из нижегородских монастырей (скорее всего, в Воскресенском, расположенном на территории кремля).
«Петербургские повести» и другие произведения
С тех пор Гоголь был вхож в литературные круги. Он близко общался с Пушкиным и Жуковским, что не могло не повлиять на его творчество. Отныне писательство стало для него смыслом жизни. К этому делу он стал относиться весьма серьезно. И результат не заставил себя ждать.
В этот период были созданы самые известные книги Гоголя. Список их говорит о том, что писатель работал в чрезвычайно усиленном режиме и не отдавал особенного предпочтения тому или иному жанру. Его произведения вызвали резонанс в мире литературы. О таланте молодого прозаика писал Белинский, отличающийся удивительной способностью распознавать уникальные способности на раннем этапе. Реалистическое направление, заложенное Пушкиным, развивалось на достойном уровне, о чем свидетельствуют книги Гоголя. Список их включает следующие произведения:
- «Портрет».
- «Записки сумасшедшего».
- «Нос».
- «Невский проспект».
- «Тарас Бульба».
Каждое из них уникально в своем роде. В некотором смысле стал новатором Николай Гоголь. Книги его отличались тем, что в них впервые в истории русской литературы была затронута тема Сделано это было поверхностно, но до этого судьба тысяч простых людей изображалась в художественной литературе лишь вскользь.
Но как бы ни был силен и уникален талант создателя «Шинели», особый вклад в литературу он внес все же благодаря написанию «Ревизора» и «Мертвых душ».
Князь Дмитрий Пожарский
Дмитрий Михайлович Пожарский родился $1$ ноября $1578$ года. Он происходил из княжеского рода, вышедшего из Стародубских князей.
Когда умер отец Михаил Федорович, семья переехала в Москву. В $1593$ году Дмитрий Пожарский поступил на дворцовую службу, при Борисе Годунове Пожарские несколько раз были в немилости. В $1602$ году их положение восстановилось, Дмитрий стал стольником, а его мать – боярыней при Ксении Годуновой, а затем при царице Марии.
После прихода к власти Лжедмитрия I Дмитрий Пожарский оставался в Москве. При сменившем самозванца Василии Шуйском Пожарский в $1608$ году был направлен на борьбу с Лжедмитрием II как полковой воевода.
Василий Шуйский вернул за хорошую службу Пожарскому старую вотчину в Суздальском уезде, отобранную в опричный период. В $1609$ году Дмитрий был назначен воеводой в Зарайск Рязанского уезда. После свержения Шуйского благодаря стойкости Пожарского Зарайск отказался признавать и самозванца, и Владислава Вазу.
Пожарский примкнул к Рязанскому ополчению Ляпунова. Он участвовал в Московском восстании в марте $1611$ года, где был тяжело ранен. После ранения он вернулся в Нижегородский уезд.
Поправив здоровье, Дмитрий Пожарский возглавил вместе с Кузьмой Мининым Второе ополчение. По пути к Москве, Пожарский отправил родственника для освобождения Суздаля от поляков. Во время Ярославского стояния Дмитрий едва избежал гибели от наемников Заруцкого.
Пожарский участвовал в освобождении Москвы, а затем в коалиционном правительстве, занимавшемся организацией Земского собора для избрания нового царя.
На Земском соборе $1613$ года Дмитрий Пожарский получил сан боярина и обширные вотчины. Во время коронации Михаила Романова Дмитрий Пожарский держал державу.
При новом царе Пожарский вел активную государственную и военную деятельность. Он активно боролся в продолжавшейся войне с поляками, собирал налоги с торговых людей для содержания государства, а также вел переговоры с английским послом Дж. Мериком. В мирное время Пожарский руководил несколькими приказами.
Историческая правда
В житие святого протопопа Сергия Радонежского написано, что в это Смутное время в Нижнем Новгороде жил добродетельный человек Кузьма Минин. Он очень болел за свою Отчизну и поэтому горячо молился Богу. У него даже была уединенная домашняя келья, куда он на ночь уходил молиться. И вот однажды, когда он уснул в этой своей комнатке, вдруг во сне к нему явился чудотворец Сергий и сказал, чтобы он начал собирать казну и нанимать ратное войско для освобождения Москвы.
Проснувшись рано утром, Кузьма вспомнил сон и никак не мог понять, к чему он приснился, ведь он не князь и не воевода, а простой мирный человек, который немощен и подумать о таких серьезных делах, о которых говорил ему святой Сергий. И тогда он успокоил себя тем, что всерьез этот смущающий сон ему воспринимать было бы безумной гордыней.
Организатор-финансист
В августе 1612 г. под Москвой Минин возглавил конную атаку на поляков. Мяснику негде и незачем было постигать искусство верховой езды. Другое дело говядарь. Сопровождая гурт скота, он часами не слезал с седла. Род занятий неизбежно делал из него лихого наездника.
Зададимся еще одним вопросом. Как мог мясник, не имеющий опыта проведения денежных операций, так блестяще организовать финансовую сторону деятельности Ополчения, как это сделал Минин? Скорее это оказалось бы под силу перекупщику-говядарю. Не случайно именно на Минина указал Дмитрий Пожарский как на человека, который будет заведовать в его войске казной, присовокупив «той бывал человек служивой, тому то дело за обычай»16.
Боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Эта фраза Пожарского, зафиксированная в «Новом летописце», часто толкуется историками в том смысле, что у Минина был опыт военной службы. П.И. Мельников первым высказал мысль о том, что Кузьма Минин заслужил уважение нижегородцев своей храбростью во время походов нижегородских воевод Алябьева и Репнина17. Однако посадский человек не мог и не должен был нести воинскую службу. Не имел такого опыта и Минин. В августе 1612 г. он признался архимандриту Троице-Сергиевой лавры Дионисию в том, что не было «воинское строение ему в обычай»18. Слова Пожарского нужно понимать так, что Минину «за обычай» было не участие в боях, а обеспечение войска всем необходимым.
Именно о такой службе посадских людей рассказывается в знаменитом сочинении Григория Котошихина, дипломата XVII в., перебежавшего к шведам и подробно описавшего для них организацию военного дела в России. Вот что сообщал Котошихин: «Да в полки ж берут на Москве и из городов хлебников, пирожников, мясников, квасоваров со всякими их запасы для продажи и поживления войска, человек по 50 и по 70 в полк; а жалованье им не даетца никакое. А велят им, будучи на службе, те свои московские товары, и которые купят и даром добудут на войне, продавати всякому чину служивым людям негораздо дорогою ценою, чтобы им о того было самим поживление, а воинским людем не истратно»19.
Смерть[править | править код]
Умер в 1616 году, «во время розысков» в «казакских местах» (там, где население бывшего Казанского ханства несло казачью службу провозглашённой великой русской державе) по случаю восстания татар и черемис. Кузьма Минин был погребён на погосте приходской Похвалинской церкви.
Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе кремля. Возведена Л. В. Далем в 1874 году
Позднее, в 1672 году его прах был перенесён на территорию Нижегородского кремля в Спасо-Преображенский собор первым нижегородским митрополитом Филаретом.
К 1830-м годам собор обветшал и был снесён по указанию нижегородского губернатора М. П. Бутурлина. В 1838 году был построен новый кафедральный собор, его фундамент был на несколько десятков метров сдвинут относительно старой постройки, а прах Минина и покоящихся рядом удельных князей был помещён в подцерковье.
Кузьма Минин, стоящий рядом с Пожарским на Красной площади, 1883 г.
В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесён в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля. По данным телепередачи «Искатели», в могиле на территории кремля лежит совершенно иной прах, а настоящие останки Минина продолжают оставаться в земле на том месте, где стоял Спасо-Преображенский собор. В настоящее время на месте кафедрального собора 1838 года постройки стоит деревянный крест.
С 1804 года над скульптурной композицией в Нижнем Новгороде в честь Козьмы Минина стал работать И. П. Мартос. По завершении эскизов весной 1809 года в Нижегородской губернии был объявлен сбор средств. К 1811 году поступило 18 000 рублей, но 15 февраля того же года Комитет министров принял решение поставить памятник в Москве. В 1818 году Минину и Пожарскому воздвигнут памятник в Москве, а в 1828 году — гранитный обелиск в Нижнем Новгороде.