Крест в небе

Крест в небе

Мечта стала явью

На протяжении всех этих успешных лет авиаконструктор Игорь Сикорский никогда не забывал о своем желании построить практичный вертолет. Он никогда не думал о нем как о летательном аппарате, скорее это была мечта, которую он хотел воплотить в жизнь больше всего на свете. В 1939 году Сикорский, наконец, осуществил цель всей своей жизни, разработав первый реальный вертолет. Но аппарат представлял собой такую ​​совершенно новую и сложную проблему, что конструктор должен был полностью посвятить себя ее решению. Это был вызов, который призвал весь его интеллект, энергию и любовь к полету. Но это достижение было его шансом снова оказаться на пороге нового вызова, о котором так долго мечтал Сикорский. Вертолет был личной целью авиаконструктора на протяжении трех десятилетий. И вот, весной 1939 года он начал его конструировать, используя идеи, накопленные за все это время. К сентябрю аппарат был готов к проведению первых испытаний. Машина имела один главный и второй небольшой винт в конце трубчатой ​​части фюзеляжа – для противодействия крутящему моменту. Кроме того, в нем использовалась уникальная система изменения угла лопастей несущего винта во время его вращения. За невероятно короткий полугодовой промежуток времени была преодолена одна из неразрешимых проблем авиации.

Внеся изменения в конструкцию, в 1941 году Сикорский Игорь Иванович поставил первый рекорд продолжительности полета – 1 час 5 минут и 14 секунд. Через два дня оборудованный поплавками аппарат уже мог стартовать как на суше, так и на воде. Так Сикорский сделал свой третий важный вклад в авиацию, воплощенный из мечты о странной летающей машине, которая еще сослужит отличную службу человечеству и поразит мир своей превосходной маневренностью в воздухе. Более того, вертолет станет памятником человеку с непоколебимой верой в великую мечту и еще большей верой в себя, позволившей достичь цели.

Сикорский Игорь Иванович, изобретения которого оставили заметный след в истории авиации, умер 26 октября 1972 года.

Снова вертолеты

Первый экспериментальный вертолет Сикорского поднялся в воздух под его управлением 14 сентября 1939 г. Он имел одновинтовую схему с автоматом перекоса и хвостовым рулевым винтом. В настоящее время эта схема стала классической, по ней построено свыше 90% вертолетов всего мира, но тогда большинство авиаконструкторов считало ее бесперспективной.

После двух лет напряженных испытаний и доводки экспериментального аппарата, в 1942 г ., был создан опытный двухместный вертолет S-47 (R-4), поступивший вскоре в серийное производство. Он был единственным вертолетом стран антигитлеровской коалиции, применявшимся на фронтах второй мировой войны. Акции Сикорского вновь пошли в гору. Правление «Юнайтед Эйркрафт» восстановило самостоятельность фирмы «Сикорский Эйркрафт», которая вскоре получила новую собственную производственную базу в Бриджпорте. Эта база оставалась основным центром фирмы Сикорского вплоть до 1955 г ., когда в связи с большим ростом заказов был построен новый завод в Стратфорде, куда Сикорский и вернул свою резиденцию.

Со временем появились более совершенные легкие вертолеты Сикорского. Особенно большой успех выпал на долю послевоенного S-51. Он широко применялся во многих государствах как в боевых, так и гражданских целях, выдержал напряженную конкуренцию с летательными аппаратами других вертолетостроительных фирм. Особенно отличился этот вертолет в операциях по спасению человеческих жизней. Именно такое назначение Сикорский считал главным для вертолета. С приобретения лицензии на S-51 началось серийное вертолетостроение в Великобритании. Легкий S-52 стал первым в мире вертолетом, выполнившим фигуры высшего пилотажа.

Как и ранее в самолетостроении, наибольший успех ждал Сикорского на поприще создания тяжелых машин. Здесь ему не было равных. В противоположность бытовавшему в то время мнению он построил по классической одновинтовой схеме в 1949 г . трехсполовинотонный, а в 1953 г .— четырнадцатитонный вертолеты, доказав возможность использования такой схемы для вертолетов любого весового класса. Гениально изменяя компановку, Сикорский создавал на редкость удачные для своего времени транспортные вертолеты. С лицензии на S-55 началось серийное вертолетостроение Франции. Косвенным путем повлиял Сикорский и на становление вертолетостроения на своей родине

Успешное применение вертолета Сикорского в Корее, первый трансатлантический перелет заставили советских руководителей обратить внимание на винтокрылую технику

Все попытки конкурентов создать что-либо близкое по характеристикам к S-56 не увенчались успехом. Он вообще не имел аналогов. Это был самый большой и грузоподъемный вертолет, оснащенный поршневыми двигателями. Установив мировые рекорды, он был признан не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным. Впоследствии Сикорский построил экспериментальный бесфюзеляжный вертолет-кран, позволяющий увеличить вес перевозимого груза и упростить погрузочные работы.

Самый лучший вертолет, созданный Сикорским, поднялся в воздух в 1954 г . Это был S-58. Он строился рядом стран, и многие его экземпляры эксплуатируются до настоящего времени. По своим летно-техническим и экономическим характеристикам он превзошел все вертолеты своего времени. Он стал «лебединой песней» великого авиаконструктора. В 1958 г ., когда серийное производство этого вертолета достигло своего пика — 400 машин в год, Сикорский вышел на пенсию, сохранив за собой должность советника фирмы.

Патриотические убеждения

Ко времени рождения сына Иван Сикорский работал профессором Киевского университета и приобрел мировую известность благодаря многочисленным трудам по психиатрии, всеобщей психологии и нервно-психиатрической гигиене. Профессор прославился не только как ученый, но и как видный общественный деятель, щедрый меценат — его звали «кумиром просвещенного Киева».

Молодой Игорь Сикорский. Фото: Карл Булла

Иван Алексеевич принадлежал к числу так называемой державной интеллигенции, был одним из ее духовных лидеров. Высочайшая культура, незыблемые моральные принципы и глубокий профессионализм сочетались у профессора с осознанным великодержавным патриотизмом и монархизмом. Он был известен в России не только как убежденный противник революций, но и как борец с сепаратизмом. У идеолога «украинизма» Михаила Грушевского не было более яростного оппонента, чем профессор Сикорский.

Убеждения отца стали и убеждениями сына. Позже они стали главной причиной эмиграции авиаконструктора и оставались неизменными на чужбине. В архиве компании Sikorsky сохранились резкие отповеди Игоря Сикорского американским политикам, пытавшимся привлечь его к любого рода русофобским мероприятиям. «Мой род чисто украинского происхождения, из села на Киевщине, где мой прадед и прапрадед были священниками,— разъяснял американцам свое происхождение авиаконструктор.— Однако мы считаем себя по происхождению русскими, из определенной части России, рассматривая украинский народ как неотъемлемую часть России, так же, как Техас или Луизиана являются неотъемлемой частью Соединенных Штатов». Всю жизнь авиаконструктор считал себя русским и православным, не стеснялся своего великодержавного патриотизма, весьма непопулярного в США.

↑ В США

Игорь Сикорский активно занимался философией и богословием, а также участвовал в деятельности монархического движения. Он входил в «Государево Совещание» — организацию, созданную великим князем Кириллом Владимировичем, двоюродным братом последнего русского царя. Участвовал Сикорский и в кружке Солоневича – русского писателя-эмигранта и спортсмена, автора идеи о «народной монархии».

Интересно, что несмотря на свой значительный вклад в науку и технику и разностороннюю образованность, Игорь Сикорский считал себя глубоко верующим православным человеком. На свои средства он построил в Стратфорде, где он жил в последние годы, церковь, которую регулярно посещал. После смерти Сикорский был похоронен на стратфордском Русском православном кладбище святого Иоанна Крестителя.

Одно из богословских сочинений Сикорского посвящено размышлениям о «молитве господней», в нём авиастроитель даже назвал себя религиозным фундаменталистом. Увлечение религией объяснялось тем, что дед Игоря Сикорского был священником. Отец авиаконструктора, врач Иван Сикорский, также был верующим человеком и преподавал в некоторых духовных академиях, изначально он тоже готовился стать священником.

↑ «Сикорский авиэйшн» и «Русская фирма»

Компания Сикорского получила известность как «русская фирма». В зарубежных странах искренне удивлялись успеху выдающегося русского эмигранта-авиастроителя, который сумел сколотить организацию, привлекая в неё таких же русских эмигрантов, причастных к самолётостроению. В то же время были и другие американские компании с мировым именем, основанные русскими эмигрантами: косметическая компания «Макс Фактор», компания «Ампекс», основанная Александром Понятовым – изобретателем видеомагнитофона, компания RCA Давида Сарнова – изобретателя видеокамеры и др.

Однако для советского правительства появление в США «русской фирмы» стало неприятным сюрпризом. В адрес Сикорского посылались бесконечные проклятия, ведь он был для большевиков «главным злодеем» — белоэмигрантом, вставшим на сторону центра мирового империализма – США; в то же время Сикорский был изобретателем и едва ли не единственным в мире производителем принципиально нового вида оружия, которое в те годы приводило общественность в мистический ужас.

Фирма Сикорского стала настоящим прибежищем для белоэмигрантов – большую часть её сотрудников составляли выходцы из России. По мере того как доходы компании росли, Сикорский материально поддерживал различные эмигрантские сообщества.

↑ Интересные факты

  • В 1979 году в СССР был снят фильм «Поэма о крыльях», посвящённый Сикорскому и Туполеву. Это драма о двух русских авиаконструкторах, один из которых принял советскую власть и остался на родине, а второй покинул её. В конце фильма Сикорский и Туполев случайно встречаются на Парижском авиасалоне, на котором презентовался сверхзвуковой самолёт Туполева Ту-144.
  • У Сикорского был своеобразный талисман – шляпа, которая ещё называется «федорой». При испытаниях новых моделей самолётов Сикорский садился за штурвал в рубашке с галстуком и этой шляпе. Случалось, что самолёты терпели серьёзные аварии, из которых Сикорский, на удивление всем, выходил целым и невредимым. Так и возникла легенда о том, что знаменитая шляпа Сикорского была той вещью, которая приносила ему удачу. В настоящее время эта шляпа хранится в его доме-музее под специальным колпаком. Пилоты фирмы, основанной Сикорским, перед испытаниями приходят в комнату, чтобы прикоснуться к шляпе – «на счастье». Кроме того, в Киевском политехническом университете есть памятник Сикорскому, держащему в руках шляпу; и к этой шляпе студенты тоже прикасаются, чтобы иметь успех на экзаменах.
  • Вертолёты Сикорского постоянно использовались американскими президентами как личный транспорт. Каждую машину для того или иного президента выбирала группа экспертов, состоящая из авиастроителей, лётчиков и агентов ФБР. Однажды в США приехал с визитом Никита Хрущёв, и президент Эйзенхауэр прокатил его на своём вертолёте. Хрущёв заинтересовался этой машиной, в ответ на что американский президент предложил прислать несколько таких вертолётов в СССР. Вскоре вертолёты были доставлены, а ещё через некоторое время в СССР появился свой вертолёт – Ми-4, очень похожий на американский. На таком вертолёте Хрущёв и летал в дальнейшем.

Корпус, где готовили элиту общества

Но это будет уже десятилетия спустя. Мечты требуют одного, а жизнь, подчас, совсем другого. Игорю нравилось учиться в 1-й гимназии г. Киева, но из столицы российской империи, Петербурга, ему написал старший брат: а давай-ка к нам, в Морской кадетский корпус. Будешь гардемарином, а потом пойдешь учиться дальше, на морского офицера. Где-где, а на флоте романтики всегда хватает.

Этот поворот судьбы явно выбивался из плана Ивана Алексеевича, который очень надеялся, что хотя бы младший сын пойдет по его стопам и станет профессиональным психиатром. Но и противиться желанию Игоря отец не стал: в конце концов, в психиатрию можно прийти не только с парадного входа. Главное — иметь такую цель.

…Морской кадетский корпус был в то время одним из элитнейших учебных заведений страны, насчитывающий 170-летнюю историю. Здесь преподавали ученые с мировыми именами, да и сам отбор был очень жестким, достаточно сказать, что число учащихся было всего 320 человек, разбитых на 6 классов. То есть в год принимали чуть более 50 человек. Знания давали обширнейшие. И не случайно Морской кадетский корпус гордится такими своими выпускниками, как адмиралы Ушаков, Лазарев, Корнилов, Истомин, Колчак. Великие исследователи морских просторов и открыватели новых земель — Крузенштерн, Лисянский, братья Челюскины. А есть и вообще выдающиеся люди, о которых трудно подумать, что они «основы основ» получили именно здесь: например, составитель «Толкового словаря» Владимир Даль, композитор Николай Римский-Корсаков, художник Василий Верещагин, писатель Константин Станюкович, авиаконструктор Александр Можайский.

Игорю Сикорскому предсказывали блестящую морскую карьеру. Но у него-то была другая мечта — конструировать летательные аппараты. А для этого нужно было подумать о получении дополнительного инженерного образования. К сожалению, время на дворе для этого было не совсем подходящее: шел 1906 год, страна переживала революционные настроения, многие учебные заведения работали крайне сбивчиво: сегодня занятия есть, а завтра господа студенты затеяли какую-нибудь заварушку и лекции проигнорировали. Оставался один путь — отправиться туда, где революцией и не пахнет. Иван Алексеевич дал сыну такой совет: поезжай в Париж!

Так Игорь оказался в Технической школе Дювиньо де Лано. Но проучился в ней что-то около года — по сравнению с Морским кадетским корпусом это была едва ли не начальная школа. Сикорский вернулся в Киев, стал студентом политехнического института. Но и здесь ему было не совсем интересно: пока вчерашние гимназисты «грызли гранит науки», будущий авиаконструктор вместе с двумя друзьями, переоборудовал сарай в мастерскую и начал конструировать и собирать бипланы.

Эмиграция

Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С середины 1917 г. все работы на РБВЗ практически остановились. Ни один из самолетов новой конструкции (С-21 — С-27) не был достроен. Производство лихорадили митинги и забастовки. Солдаты на фронте и рабочие в тылу начали расправляться с неугодными им офицерами и инженерами. Сикорский был известен своей преданностью престолу. Ему угрожали и раньше. Но с приходом к власти большевиков улетучились последние надежды на восстановление прежних порядков. Игорь Иванович принимает приглашение французского правительства продолжить работу на заводах союзников. Оставив молодую жену и только что родившуюся дочку Татьяну на попечении родных, он отплывает в марте 1918 г. из Мурманска за границу.

Первая мировая война окончилась раньше, чем Сикорский успел построить французский вариант «Ильи Муромца». Во Франции работы больше не было. Россия охвачена гражданской войной. В 1919 г . Игорь Иванович принимает решение переехать в США, где, как он считал, существует больше перспектив для тяжелого самолетостроения.

Однако за океаном, как и в послевоенной Европе, авиапромышленность стремительно сокращалась. Сикорский, прибывший в Нью-Йорк, оказался без средств к существованию и был вынужден работать учителем вечерней школы. В 1923 г. ему удалось сколотить компанию русских эмигрантов, причастных к авиации, — инженеров, рабочих и летчиков. Они составили костяк учрежденной в Нью-Йорке маленькой самолетостроительной фирмы «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн». Жизнь как-то налаживалась. Из СССР приехали две сестры и дочка. Жена эмигрировать отказалась, и Игорь Иванович вступил во второй брак с Елизаветой Алексеевной Семеновой. Брак был счастливый. Один за другим появились четыре сына: Сергей, Николай, Игорь и Георгий.

Первый построенный в эмиграции самолет Сикорского S-29 был собран в 1924 г . в помещении курятника, принадлежавшем одному из основоположников русской корабельной авиации В.В. Утгофу. Помощь «русской фирме» оказали многие наши эмигранты. С.В.Рахманинов одно время даже значился вице-президентом корпорации.

Этот двухмоторный биплан стал самым крупным в Америке и одним из лучших в своем классе. Он сразу получил мировую известность, что послужило неприятным сюрпризом для большевиков, не ожидавших нового успеха от ненавистного им «царского крестника и черносотенца». «Авиационная белогвардейщина» — так отозвалась советская пресса на сообщения о возникновении в США «русской фирмы». Имя Сикорского было предано политической анафеме.

Но шли 20-е годы. Время тяжелых транспортных самолетов тогда еще не наступило — спроса на них почти не было. Сикорскому пришлось переключиться на легкую авиацию. Сначала появился одномоторный разведчик, затем одномоторный пассажирский, авиетка и двухмоторная амфибия. Все самолеты (S-31—S-34) удалось продать, однако опыт показал, что американский самолетный рынок уже хорошо обеспечен легкими машинами. Конструктор вновь стал пытать счастья на тяжелых бипланах. На этот раз они предназначались для перелета через Атлантику Создателей первого трансокеанского самолета в случае успеха ждала не только мировая слава, но и солидные заказы. Узнав об этом, русские эмигранты, рассеянные по всему свету, восприняли строительство гиганта S-35 как важнейшее национальное дело и стали слать Сикорскому со всего света свои скромные сбережения. В дальнейшем предполагалось использовать такие самолеты для формирования национальной русской авиакомпании под эгидой престолонаследника — великого князя Кирилла Владимировича. Увы, Сикорского ждала неудача: S-35 разбился при таинственных обстоятельствах в момент старта. А когда был построен следующий гигант, трансатлантический перелет был уже совершен. Этот самолет, как и предыдущие, остался лишь в нескольких экземплярах.

Для развития фирмы требовалось создать машину, пользующуюся широким спросом. Ею стала десятиместная двухмоторная амфибия. Газеты писали, что амфибия S-38 «произвела переворот в авиации», что она летала, приземлялась и приводнялась там, «где раньше бывали только индейские пироги да лодки охотников». О надежности и безопасности амфибии ходили легенды.

Игорь Иванович Сикорский

Подборки лучших книг

Топ самых читаемых и популярных книг мира

Команда LinDeal подготовила для вас подборку самых читаемых, популярных и издаваемых книг мира и как эти знания могут повлиять на вашу жизнь

41 книга для мотивации и вдохновения: лучшая подборка

Новость: подборка лучших мотивационных книг для вдохновения и саморазвития, которые помогут менять посмотреть на свою жизнь свежим взглядом и улучшить ее качество

Топ-15 лучших книг по истории, которые стоит прочитать

LinDeal подготовил подборку топ 15 книг по истории, почему их стоит прочесть и проанализировать

51 книга, рекомендованная самыми успешными бизнесменами в мире

Список топ 51 лучших бизнес книг (мировых бестселлеров) от величайших авторов для предпринимателей и владельцев бизнеса, которые должен прочитать каждый

ТОП-10 самых лучших и мощных книг по психологии человека

Команда LinDeal подготовила для вас подборку самых мощных и лучших книг о психологии человека, почему их стоит прочесть и как эти знания могут повлиять на вашу жизнь

«Американский клипер» Сикорского

В 1931 году Сикорский запускает в производство летающую лодку S-40 «Американский клипер». Она представляла собою тяжелый самолет-амфибию, способный осуществлять перевозку людей через океан.

Лайнеры этого типа обслуживали панамериканские почтово-пассажирские перевозки по тихоокеанским маршрутам. Наиболее выдающимися моделями серии были скоростные лайнеры S-42, S-43 и S-44. Их прототипом, во многом, стал ранний, произведенный еще в царской России «Гранд».

Однако лодка S-44, созданная в 1937 году, завершила серию и спрос на летающие лодки снизился. К этому времени Сикорский сумел создать 15 моделей самолетов.

«Русский витязь» и «Илья Муромец»

На российской земле Сикорскому было суждено дать жизнь одному из самых своих величайших творений. Еще в 1911 г., после вынужденной посадки, едва не стоившей ему жизни, Игорь Иванович задумался о путях повышения надежности самолетов и направлениях их дальнейшего развития. К середине следующего года им была уже досконально разработана концепция перспективного самолета, специально предназначенного для эксплуатации на бескрайних российских просторах в условиях нашего тяжелого климата.

В соответствии с этой концепцией аппарат проектировался многомоторным, с экипажем из нескольких человек, был предусмотрен и доступ к основным частям конструкции для ремонта в воздухе. Возможность такого гигантского самолета отвергалась в то время большинством авиационных авторитетов. Тем не менее председатель правления РБВЗ поддержал своего двадцатитрехлетнего главного конструктора. И в марте 1913 г. был построен первый в мире четырехмоторный воздушный гигант.

Сначала он получил название С-9 «Гранд», а после некоторых доработок — «Русский витязь». Молва о воздушном гиганте покатилась по России. В Европе удивлялись и не верили. Император Николай выразил желание осмотреть его. Самолет перегнали в Красное Село, царь поднялся на борт. Вскоре Сикорскому передали от него памятный подарок — золотые часы. Самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все до сих пор построенные, положил начало новому направлению в авиации — тяжелому самолетостроению. Он стал прообразом всех последующих пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов.

Создание многомоторных самолетов-гигантов принесло Сикорскому мировую славу. Он стал национальным героем России. Машины, аналогичные «Русскому витязю», появились за рубежом только через несколько лет. Дальнейшее развитие конструкции «Русского витязя» — четырехмоторный «Илья Муромец». Он поднялся в воздух уже в декабре того же 1913 г. Переставленный на поплавки, он оставался до 1917 г. самым большим гидросамолетом на свете. На РБВЗ впервые в мире началось серийное производство воздушных гигантов.

Игорь Иванович Сикорский

В годы первой мировой войны «Муромцы» эффективно использовались в качестве тяжелых бомбардировщиков и дальних разведчиков. Из них была сформирована «Эскадра воздушных кораблей» — первое соединение стратегической авиации. Сикорский сам участвовал в организации эскадры, готовил экипажи и отрабатывал тактику их боевого применения. Он проводил много времени на фронте, наблюдая свои самолеты в действии, и вносил необходимые изменения в их конструкцию. Всего было построено 85 «Муромцев» шести основных типов. Каждый тип имел ряд модификаций.

Помимо тяжелых бомбардировщиков, Сикорский создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, т.е. практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в мировой войне. Кроме того, под руководством Игоря Ивановича разрабатывались и серийно строились авиационные двигатели, оборудование и вооружение, возводились новые заводы для их производства. Формировалась могучая многопрофильная отечественная авиационная промышленность. Всего в России в 1909—1917 гг. Сикорским было создано два с половиной десятка базовых моделей самолетов (не считая их модификаций и совместных разработок), два вертолета, трое аэросаней и один авиадвигатель.

Правительство ценило человека, умножавшего мощь и славу страны. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св.Владимира IV степени, равного по значению ордену Св.Георгия, но в гражданской сфере. К 28 годам он уже был национальным героем. Но все это не вскружило ему голову. Он был полон творческих планов и далек от мирской суеты.

Воспоминания протоиерея Феодора Шевцова

Основанный в XVII веке Стратфорд, что в штате Коннектикут (США), привлекает роскошным ландшафтом и богатой историей. Здесь – родина американского вертолетостроения. Здесь в 1939 году русский иммигрант, молодой конструктор Игорь Сикорский, испытал свой первый вертолет и построил на окраине города первые цеха будущего завода. Это позже его имя будет известно всему миру, а корпорация «Сикорский Эркрафт» станет самой громадной империей вертолетостроения, поставщиком вертолетов для коммерческих перевозок и армии.

В наши дни, как и в середине прошлого столетия, «у Сикорского» работает добрая половина мужского русскоязычного населения Стратфорда.

Но за пределами «русского» Стратфорда мало кому известно, что знаменитый авиаконструктор, в прошлом студент Киевского политехнического института Игорь Иванович Сикорский, который прославился своими самолетами «Илья Муромец» и «Русский витязь», был глубоко верующим человеком. Эмигрировав после революции в Соединенные Штаты, там он написал и издал книгу о молитве Господней, много потрудился во время становления первого в городе православного прихода – Никольской церкви, – отметившего 15 декабря 2009 года свое 80-летие.

Сегодня в храме служит протоиерей Феодор Шевцов, один из старейших священников русского зарубежья, близко знавший легендарного конструктора.

***

– Игорь Сикорский был очень скромным человеком. Предположим, стояли бы рядом 15 человек, так вот Игорь Иванович был бы самым незаметным. Как-то в разговоре, не зная его в лицо, американцы у него спросили, чем он занимается. И он скромно ответил: «Я работаю “у Сикорского”».

Игорь Иванович Сикорский

Был Сикорский не слишком разговорчивым, больше слушал, чем говорил. Но когда спрашивали, рассказывал о себе, о своем опыте.

Он «заболел» вертолетами в начале прошлого века, когда авиация только что зарождалась. Но все, даже американцы, считали идею не заслуживающей внимания, предлагали не тратить попусту время на вертолеты и переходить на конструирование самолетов.

Но Сикорский построил в Стратфорде завод – тогда еще очень скромное предприятие – и стал набирать русских работников. Все наши прихожане мужчины работали у Сикорского, самого крупного на тот момент в городе работодателя.

– С именем Сикорского связано основание и Никольского прихода…

– Приход действительно был основан благодаря трудам Игоря Ивановича. В конце 1920-х годов вокруг него в Стратфорде собралась русская община. 15 декабря 1929 году был основан приход, а церковь заложена 12 октября 1941 года в честь и память святителя Николая Чудотворца.

Поначалу приход размещался в частном доме на Лейк Стрит. Большинство прихожан составляли только что перебравшиеся в Америку беженцы из Германии, Австрии, Югославии, большей частью, люди интеллигентные. Почти все они, в том числе и мой отец, Иван Иванович Шевцов, считали себя беженцами. Они не верили, что устраиваются в Америке на постоянное жительство, мечтали и надеялись равно или поздно вернуться в Россию. Тем не менее, где бы они не селились, везде первым делом основывали церковь.

Сам Игорь Иванович в то время еще не был корифеем летного дела, не имел больших средств, но устройства храма не оставлял.

Первыми настоятелем тогда еще домового храма был иеромонах Пантелеимон (Нижник), ему помогал отец Иосиф (Колос). Позже они перебрались в Джорданвилль, где в 1930 году в чистом поле основали монашескую общину и начали строить монастырь. Строительство Никольского храма было закончено в 1941 году, и тогда уже «оперившийся» Сикорский принимал деятельное участие в строительстве. У большинства прихожан заработки, конечно, были небольшие, но все жертвовали на общину. Игорь Иванович был членом прихода до своей кончины. В храме у него было «свое» место, слева от алтаря, и он все годы стоял на одном и том же месте.

Не винтом, так крылом

«Н е имеет военной выправки», — таким было одно из заключений экзаменационной комиссии Морского корпуса в Петербурге относительно кадета Игоря Сикорского после второго года обучения.

Родители будущего авиаконструктора видели в нем морского офицера, но эти надежды развеяло слабое здоровье отпрыска. Как сам Сикорский будет позднее вспоминать, при резкой смене погоды у него носом шла кровь, а малейшее переохлаждение гарантировало ему постельный режим. К тому же учебникам по военной теории кадет все чаще предпочитал книги по механике. Поэтому сразу после окончания Морского корпуса в 1907‑м Сикорский поступил в Киевский политехнический институт.

В том же году французские инженеры Луи Бреге и Поль Корно построили первые прототипы вертолетов. Они сумели поднять свои машины на несколько метров над землей, на чем и остановились. Но это достижение обсуждалось во всех технических сообществах.

В летние каникулы 1908 года Сикорский с отцом, профессором Киевского университета, известным психиатром, посетили Германию. Тамошние газеты ежедневно наперебой сообщали даже о самых незначительных испытаниях летательных аппаратов по всему миру. И особенно — об американцах братьях Райт, которые считались создателями первого аэроплана, управляемого пилотом в воздухе.

Четырехмоторный аэроплан Илья Муромец, на котором Сикорский совершил пассажирский перелет Петербург—Киев в 1914 году. На фото — конструктор в центре / Фото: DR

Вернувшись в Киев, Сикорский забросил учебу в институте и все время проводил в импровизированной мастерской во дворе родительского дома на Ярославовом Валу. А через пару месяцев на семейном совете попросил дать ему денег на поездку в Париж. Ему нужен был двигатель, на основе которого он смог бы построить свой вертолет. Сикорские жили в достатке, и глава семьи решил поддержать сына.

Весь следующий год молодой инженер без образования мастерил во дворе свой вертолет. Однако ему так и не удалось превзойти французских изобретателей — винтокрыл Сикорского с тяжелым двигателем едва отрывался от земли. Молодой изобретатель оставил затею и занялся аэропланами.

На большом пустыре на Куреневке, тогдашнем предместье Киева, Сикорский с друзьями соорудили ангар, в котором они и построили первый аэроплан. Полет состоялся 3 июня 1910 года. Машина поднялась на 1,5 м и за 12 секунд пролетела 200 м.

На этом команда не остановилась. Уже через год Сикорский взял на борт своего аэроплана первых двух пассажиров. А в августе 1911‑го его пригласили участвовать в маневрах царской армии под Киевом, в которых молодой конструктор должен был выполнять роль пилота-разведчика и сфотографировать позициипротивника».

Сикорский вылетел со станции Гуровщина по маршруту Базува—Копылово—Людвиновка—Фасовая и обратно. Установил четыре рекорда в пределах Российской империи: высота 500 м, дальность полета — 85 км с тремя посадками для дозаправки, продолжительность полета — 52 минуты, скорость — 125 км / ч.

Сберег талант, но Родину покинул…

Великую Октябрьскую социалистическую революцию авиаконструктор встретил без особой радости, но и без огорчения. Он посчитал, что те люди, которые вчера с восторгом отзывались об его полетах и самолетах, вряд ли помешают ему продолжать свое дело. Но оказался прав только в одном: один из почитателей его таланта, служивший в ЧК, как-то пришел в дом к своему кумиру поздно ночью и сказал: «Я видел Вашу фамилию в „расстрельных списках“. Вас придут брать либо завтра утром, либо завтра вечером». «Помилуйте, — не поверил Сикорский, — меня знает вся Россия, вся Европа! Они не посмеют меня расстрелять!» «А Вы забыли, что Вас знает не только вся Россия, но и царь-узурпатор? Это же он Вам вручал золотые часы…»

Сикорский молча обхватил голову руками. С большевиками ему шутить не хотелось. Но как бросить любимую жену и крохотную дочь? Рисковать здоровьем и жизнью малышки не очень-то хотелось…

«Если Вы беспокоитесь о судьбе семьи — напрасно. Их не тронут. Они ни в чем не виноваты, — продолжил ночной гость. — А Вам бы я советовал незамедлительно бежать. Но лучше не к царским сатрапам, их дни сочтены. Попробуйте переждать лихие годы за границей…»

Так Сикорский и поступил. Вначале он, по старой памяти, оказался во Франции, но парижанам было не до летательных аппаратов, только-только было подписано соглашение о мире в Компьенском лесу. Оставалось надеяться на менее затронутую войной» заокеанскую страну — Америку. Туда Сикорский и отправился. Но в Нью-Йорке работы тоже не нашлось, четыре года авиаконструктору пришлось преподавать в вечерней школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: