Штабс-капитан петр нестеров: траектория подвига

Биография Петра Нестерова: фото, личная жизнь, причина смерти, летчик, петля Нестерова, герой войны, заслуги, разработки

Память

  • В честь Петра Нестерова город Жолква Львовской области (Украина) с 1951 по 1992 год имел название «Нестеров».
  • В 1962 году Международная авиационная федерация ввела переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу — кубок имени П. Н. Нестерова.
  • В 1958 году именем Петра Нестерова названа улица в Киеве на Шулявке, вблизи бывшего Сырецкого ипподрома, где он впервые выполнил петлю Нестерова (улица Петра Нестерова).
  • Именем лётчика названы улицы и переулки в Москве, Санкт-Петербурге, Гатчине, Керчи, Минске, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Иркутске и ряде других городов.
  • Установлены памятники в Нижнем Новгороде (в сквере его имени, 1987), Киеве (1989) и бюст в Казани.
  • В Киеве по адресу ул. Московская, 5 установлена мемориальная доска, где Пётр Нестеров жил в 1914 г.
  • Имя «Нестеров» присвоено астероиду № 3071.
  • В честь П. Н. Нестерова названа государственная награда Российской Федерации — медаль Нестерова (учреждена Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»).
  • С 2013 года в Нижнем Новгороде проводится товарищеский баскетбольный турнир «Кубок Нестерова», организатором которого выступает баскетбольный клуб «Нижний Новгород».
  • В честь Нестерова назван самолёт Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» (регистрационный номер RA-89062).
  • 28 августа 2013 года введена в оборот монета номиналом 5 гривен, выпущенная Национальным банком Украины, посвящённая 100-летию исполнения фигуры высшего пилотажа — «мёртвой петли», известной также как «петля Нестерова».
  • В Киеве на Волчьей Горе, в исторической местности в Дарнице, растёт 250-летняя «сосна Нестерова», названная так в 2013 году, и установлен мемориальный камень с доской в память экспериментов лётчика в этой местности в 1913 году, во время военных манёвров.

Мёртвая петля

Пройдя полный курс обучения, Нестеров получил назначение в 3-ю авиационную роту в Киев. Здесь он увлёкся лётным искусством и попробовал свои силы на учениях в качестве корректировщика артиллерийского огня с воздуха. Во время перелёта в Нежин и обратно Нестеров вёз кинооператора и участвовал в первых воздушных съёмках в России.

Также по теме


«Сделала неизбежной Вторую мировую»: как создание Антанты изменило ход истории

115 лет назад Великобритания и Франция начали создавать Антанту. Окончательно военно-политический блок оформился в 1907 году, после…

«Он занимался теорией применения авиации во время военных действий, изобретал новые способы атаки на дирижабли и самолёты противника, осваивал ночные полёты», — рассказал Антон Кобец.

В свою очередь, военный историк Юрий Кнутов отметил в беседе с RT, что в Киеве лётчик задумался над возможностью выполнения мёртвой петли — фигуры высшего пилотажа, которая в то время считалась осуществимой лишь в теории.

«Нестеров сел за расчёты, но довести их до конца не успел. Ему стало известно, что петлю планирует совершить француз Адольф Пегу, и он решил действовать», — подчеркнул эксперт.

«27 августа 1913 года над Сырецким полем в Киеве Нестеров сделал то, что навсегда вписало его имя в историю авиации. Он повёл самолёт высоко в воздух, затем сорвался в пике и на полпути к земле вновь поднял машину вверх, после чего за счёт набранной мощности самолёт развернулся вверх брюхом и вернулся обратно на тот же курс», — отметил Кобец.  

  • Макет самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю»

По словам эксперта, «Нестеров доказал, что для умелого лётчика нет ничего невозможного».

В свою очередь, Кнутов сообщил, что, выполнив мёртвую петлю, Нестеров на шесть дней опередил Пегу. Хотя в Европе многие до сих пор считают французского аса автором фигуры высшего пилотажа, сам Пегу лично признавал первенство русского лётчика, добавил историк.

«Не зная всех параметров, Нестеров, идя в мёртвую петлю, фактически играл в русскую рулетку. Это было на грани самоубийства, но он всё-таки победил», — заявил в беседе с RT заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой России, генерал-майор Магомед Толбоев.

Военная карьера

Поворотным моментом в биографии Нестерова стал визит в находившуюся неподалеку от лагеря 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригады воздухоплавательную роту. Там молодой офицер впервые увидел аэростат.

Изучив устройство хитрой машины, Петр предложил использовать ее как наблюдательный пункт для корректировки стрельбы. Идея понравилась командирам, и нижегородца в качестве эксперимента прикомандировали к импровизированной крылатой станции, что позволяло регулярно подниматься в небо.

Нестеров полюбил ощущение полета и в 25-летнем возрасте поступил в гатчинское императорское учебное заведение, готовившее аэронавтов. Осенью 1912 года потомок русского офицера получил доступ к самостоятельному управлению легким воздушным судном.

Через 6 месяцев Нестеров в звании военного летчика поступил в авиационный отряд в Варшаве, а к осени 1912 года, освоив боевые «ньюпоры», зарекомендовал себя как ас-экспериментатор. Однажды на высоте 1,6 тыс. метров летчик выключил двигатель и кругами спланировал над польской столицей, приведя в восторг изумленных коллег.

Петр Николаевич впервые исполнил опасный трюк — мертвую петлю в небе над Киевом. После того как самолет, выпущенный французской авиакомпанией, достиг границы с облаками, пилот заглушил мотор и вошел в крутое пике. Разогнавшись, хрупкая на первый взгляд конструкция изменила направление и ринулась навстречу солнцу, замкнув начатую дугу.

Местное общество воздухоплавания наградило героя почетной медалью, а командование пожаловало чин штабс-капитана и должность командира авиационного отряда. Новый статус позволил уроженцу Нижнего Новгорода практиковаться в искусстве полета и реализовывать теоретические разработки по усовершенствованию технического оснащения и внешнего вида машин.

В годы Первой мировой войны Нестеров усовершенствовал тактику проведения ночной разведки и нашел беспрецедентные способы применения авиации в полевых условиях. Он стал специалистом в бомбометании и поразил десятки вражеских объектов.

Подданный Российской империи вынашивал мысль о возможности ведения контактного боя с использованием тарана, при котором самолет противника сбивался ударом сверху по фюзеляжу или крыльям. Это сработало на практике летом 1914 года при встрече с самолетом австрийца Августа фон Розенталя, проводившего с воздуха разведку позиций русской армии.

Образование

Родился Петр 30 ноября 1979 года. Юные годы провел в Москве. Родители настояли, чтобы он поступил в Московский институт электроники и математики. Там он получил образование инженера и экономиста. Но мечты о сцене его не покидали, и с 2006 года после окончания технического института Нестеров стал посещать тренинги по актерскому мастерству. Как говорит сам актер, самым продуктивным для него стало обучение в студии «Открытие».

Профессиональным актером Петр стал в 2013 году, обучившись в школе драмы под руководством Германа Сидакова. Совместно с этим актер изучал английский язык и достиг высокого уровня. 

По сегодняшний день Нестеров развивается и занимается своим обучением, изучает итальянский язык и активно занимается спортом.

Личная жизнь

Симпатичный сероглазый шатен, весящий 75 кг при росте 183 см, не обнародует детали личной жизни. На странице звезды в «Инстаграме» преобладают не фото, а ролики, в которых актер предстает то в образе подростка 90-х годов XX века, то шаолиньского монаха, то героя вестернов.

Нестеров спортивен — играет в футбол, волейбол и баскетбол, катается на роликах, велосипеде и сноуборде, занимается боксом и кикбоксингом. Москвич пишет картины, рассказы, стихи и сценарии.

Ради роли в сериале «Исчезнувшая» знаменитый исполнитель ролей научился водить грузовик «Урал». Сейчас актер овладевает итальянским языком.

Религиозная тематика

В конце XIX в. М. Нестерова увлекла религиозная тема. Его привлекали монашеская жизнь на природе и в согласии с ней, монашеский аскетизм, православные обряды. В это время он пишет цикл картин на религиозный сюжет, наполненных умиротворённостью, тишиной, созерцательностью: «Пустынник» (1888), «Под Благовест» (1895), «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890). Последняя картина – самая известная работа художника из этого цикла. В ней он изобразил преподобного Сергия Радонежского в детстве. Мальчик любил читать, но ему с трудом давалась грамота. Однажды он увидел святого старца и рассказал ему о своём горе. Тот обещал ему помочь своими молитвами. Придя в дом мальчика, старец объявил родителям, что их сын будет велик пред Богом и многих приведёт к пониманию Божественных заповедей.

После этой встречи Варфоломей стал хорошо читать и изучать книги Священного Писания.

Сам Нестеров считал эту картину лучшей в своей жизни: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я».

Многие отмечали мастерство пейзажа на этой картине. Простой, даже тусклый, день создаёт необыкновенное чувство возвышенного состояния духа, тихую радость, как будто этот осенний день наполнен пасхальным пением.

Религиозная тема стала для художника преобладающей. В дальнейшем он расписывал Владимирский собор в Киеве (1890-1895), создавал мозаики и иконы в церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), расписывал Покровский храм в Москве (1908-1911).

В 1901 г. Нестеров посетил Соловецкий монастырь на берегу Белого моря. Под впечатлением суровой северной природы и монахов были созданы картины «Молчание», «Тихая жизнь», «Соловки» и др.

Одна из лучших картин этого цикла – «Молчание».

Белой ночью в неподвижных водах Белого моря изображены монахи в лодках – старец и юноша. Картина фактически лишена действия, но её лаконизм наполнен глубоким смыслом.

Заболеть авиацией

Увлекся авиацией Нестеров в 1910 году. Летом следующего года во время отпуска в Нижнем Новгороде он познакомился с учеником профессора Николая Жуковского Петром Соколовым. Вскоре после этого Нестеров стал членом местного общества воздухоплавания. В 1912 году 25-летний поручик Петр Нестеров успешно сдал экзамены на пилота-авиатора и военного летчика и совершил свой первый самостоятельный полет. После окончания в 1913 году курсов Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине его отправили в авиационный отряд в Киеве. Вскоре Петр Николаевич стал его командиром. Начальство отправило его в Варшаву для обучения на самолете «Ньюпор» — их тогда как раз приняли на вооружение российской армии.


Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания, 1910 год. (mtdata.ru)

Но Нестерова интересовали не только полеты, но и устройство самолетов. Еще в 1910 году он разработал проект планера без вертикального оперения, но военная комиссия отклонила его идею. Нестеров продолжал совершенствовать свой планер, пока в 1913 году ему не дали добро на реализацию, но в финансировании отказали. Тогда весной 1914 года при помощи механика Нелидова Нестеров модифицировал свой «Ньюпор-4»: он укоротил фюзеляж, снял вертикальное оперение и увеличил размах рулей высоты. На этом аппарате Нестеров выполнил несколько испытательных часовых полетов, которые выявили недостатки конструкции. Данных о дальнейшей судьбе проекта нет.


Петр Нестеров, 1914 год. (uain.media)

В 1913 же году Петр Нестеров разработал конструкцию семицилиндрового двигателя с воздушным охлаждением мощностью 120 л. с. Также он занимался строительством одноместного скоростного самолета, но закончить его помешала война. Нестеров ввел в своем отряде обучение полетам с глубокими виражами, первым освоил ночные полеты. Он возглавил перелет в составе трех машин, во время которого впервые была осуществлена маршрутная киносъемка. Он постоянно совершенствовал свой аэроплан. Так, для разрушения оболочки дирижаблей он установил на хвосте «нож-пилку», а для деформации воздушного винта самолета противника — трос с грузом на конце в виде «кошки».

Фильмография

Уже к концу обучения Петр Федоров показал себя как талантливого актера, ведь еще в студенческие годы сумел отлично справиться с ролью молодого парня, живущего с уголовниками, в фильме «101-й километр». А выпускная театральная постановка, по мнению критиков газеты «Комсомолка», победила в номинации «Начинающие». Для молодого человека все шло как по маслу. Уже вскоре талант был замечен, и Федорова пригласили в труппу им. Станиславского.

Далее он был задействован в фильмах «Граф Крестовский», «Сматывай удочки» и еще некоторых кинокартинах. По-настоящему популярным актер стал благодаря съемкам в одном из самых успешных сериалов России «Клуб». Играя роль красавчика-мажора Данилы, Петр делил сцену со многими звездами эстрады. В сериале появлялись Дима Билан, Серега, Лазарев, Семенович и многие другие. Сериал насчитывает 8 успешных сезонов, однако Петр снялся лишь в трех, так как был уже занят новым глобальным проектом. Работа в картине известного режиссера Федора Бондарчука «Обитаемый остров» в одной из главных ролей принесла большую популярность и первые достойные гонорары.

Далее последовала очень тяжелая и ответственная работа над кинолентой «Россия 88». Молодой Петр Петрович Федоров сумел проявить себя как режиссер и композитор. Кинолента рассказывает о группе скинхедов, которые провоцировали и агитировали людей агрессивными роликами с насилием. Однако их порядок нарушается, когда сестра одного из участников банды начинает отношения с лицом кавказской национальности. Здесь Петр сыграл главаря по имени Штык. Картина после премьеры в 2008 году сразу же стала известна благодаря скандалу. Газеты писали об иске со стороны самарской прокуратуры. Фильм считали экстремистским. Однако иск отклонили.

После выхода картины «Россия 88» журналисты подметили некое сходство между персонажами Штыком и Гайем Гаалом. Оба они оказываются в ловушке предрассудков и лживой информации. Некоторые критики называют героев экстремистами. Однако сам Петр утверждает, что это всего лишь совпадение. С удовольствием актер рассказывает и о своей работе во время обоих съемочных процессов. Ради Бондарчука Федорову пришлось отказаться от всех остальных проектов, так как труд был титаническим. А вот когда съемки закончились, возник вопрос о том, куда двигаться дальше. Прожив жизнь своего героя, сам артист значительно повзрослел внутренне, и именно после этого решил снять действительно глубокое кино. Впоследствии и появилась кинолента «Россия 88». Упорная работа на грани полного банкротства все же увенчалась успехом и была даже удостоена нескольких наград.

Следующим успешным проектом в карьере Петра Петровича Федорова стала роль капитана Громова в еще одной успешной картине Федора Бондарчука «Сталинград». Кинолента рассказывает историю нескольких уцелевших солдат и молодой девушки, которые, несмотря ни на что, не жалея себя, продолжали сопротивление врагу.

С новой стороны молодой актер открылся, сыграв с Паулиной Андреевой в картине «Саранча». Большое количество постельных сцен закрепило за лентой имя первого эротического триллера российского кинематографа. Это была история одного молодого доброго парня из глубинки, страдающего сильным сексуальным влечением к избалованной москвичке.

Работая с Елизаветой Боярской в ленте «Беглецы», Петр сыграл роль молодого человека, который в паре с попутчицей вынужден преодолеть тайгу и пройти все связанные с этим испытания. Новый остросюжетный приключенческий фильм был принят зрителями на ура.

Признание и очередную порцию популярности Петру принесла роль молодого старшины в новой экранизации уже известной ленты «А зори здесь тихие…». Блестяще справившись с ролью Власова, который командовал группой из пяти юных снайперов, Федоров получил любовь и признание публики. Журналисты писали, что именно его персонаж помог принять новую версию полюбившегося фильма.

Петр сыграл старшину в фильме «А зори здесь тихие…»

Дальше последовала череда работ в других фильмах, а также актер принял участие в озвучке иностранных кинолент на русском языке.

Герой войны

В 1913 году Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя, затем приступил к созданию нового одноместного скоростного самолёта. Однако в его планы внесла свои коррективы Первая мировая война.

Также по теме


«Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели

80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…

«Нестеров отбыл на фронт, где принял активное участие в боевых действиях. В основном он занимался воздушной разведкой, кроме того, осуществил одну из первых в истории России бомбардировок позиций противника», — рассказал Кобец.

Действия Нестерова по бомбометанию и корректировке артиллерийского огня оказались настолько удачными, что австрийские власти объявили за его голову награду. Всего он успел совершить 28 боевых вылетов. В ходе одного из полётов из-за неполадок с мотором Нестеров был вынужден сесть в тылу врага, уничтожил самолёт и с помощью местных жителей прорвался к своим через линию фронта. Возвращаясь в часть, лётчик взял в плен австрийского часового.

8 сентября 1914 года Нестеров решил атаковать австрийский самолёт, который вёл наблюдение за российскими позициями. В то время на большинстве машин ещё не было пулемётов.

Как рассказал Кнутов, Нестеров, скорее всего, планировал нанести удар шасси по краю несущей плоскости вражеского самолёта. Однако российский лётчик был сильно переутомлён и, возможно, допустил ошибку — винт и мотор его самолёта ударили по австрийской машине. Противник был сбит, но в ходе выполнения манёвра погиб и сам герой.

  • Сбитый Нестеровым вражеский самолет

Выдающийся лётчик был кавалером орденов Святой Анны ІІІ степени и Святого Станислава ІІІ степени. Посмертно он был награждён орденом Святого Георгия IV степени. 

По словам Кнутова, Нестеров фактически стал «родоначальником тарана — способа ведения боя, широко использовавшегося в годы Великой Отечественной войны».

«Он на своём примере показал пилотам, как вести себя в критической ситуации, чтобы нанести максимальный ущерб врагу», — отметил историк.

По мнению Толбоева, подвиг Нестерова вдохновил многие поколения авиаторов.

«Для нас, лётчиков, он столбовая фигура», — отметил эксперт.

Учёба и первый успех: Уфа, Москва

До 12 лет Михаил учился в мужской гимназии на родине. По решению семьи в 1874 году отправился в Москву для поступления в техническое училище, но провалил экзамены. Был принят в реальное училище К.П. Воскресенского, молодое, но уже именитое столичное учебное заведение с расширенной программой изучения точных наук.

По рекомендации самого Воскресенского, директора и опытного педагога, который обратил внимание на наклонности Михаила, Нестеров в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми наставниками начинающего художника стали Сорокин П.С., Прянишников И.М. Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г

Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее

Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г. Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее.

Петр Николаевич Нестеров

НЕСТЕРОВ Петр Николаевич
(15.02.1887-26.08.1914), русский военный летчик,
штабс-капитан. Нестеров — один из
основоположников высшего пилотажа, им впервые
были выполнены глубокие виражи, а 27 августа 1913 —
замкнутая кривая в вертикальной плоскости
(“мертвая петля”, “петля Нестерова”). Занимался
изысканием способов взаимодействия с наземными
войсками и вопросами ведения воздушного боя. Им
был разработан оригинальный проект моноплана. В
1913 — 14 совершил рекордные перелеты Киев — Одесса
— Севастополь и Киев — Петербург. В н. 1-й мировой
войны совершил 13 боевых вылетов. Погиб в районе г.
Жолквы (ныне Нестеров) в воздушном бою, впервые
применив воздушный таран и уничтожив
австрийский самолет.

НЕСТЕРОВ Пётр Николаевич ,
русский воен. лётчик, штабс-капитан. Окончил Михайловское арт. уч-ще (1906),
Петербургскую офицерскую воздухоплават. школу (1912), был прикомандирован к
авиац. отделу той же школы. В 1910 разработал оригинальный проект самолёта, но в
его реализации Н. было отказано. В 1911 построил планёр собственной конструкции,
на к-ром совершил ряд успешных полётов. В 1912 предложил проект моноплана с
устройством для изменения в полёте угла атаки крыла. В 1913 получил звание воен.
лётчика и возглавил перелёт трёх самолётов по маршруту Киев — Остёр — Козелец —
Нежин — Киев. Провёл испытания ряда самолётов рус. конструкторов. Работал над
проблемами повышения устойчивости самолётов и безопасности полётов. Теоретически
обосновал возможность и практически осуществил полёт с креном. Н. —
основоположник высшего пилотажа. Высказал ряд идей по вопросам организации
взаимодействия авиации с сухопут. войсками. Проводил опыты по улучшению
корректиро-вания арт. огня с самолётов. Первым в мире рассчитал и 27 авг. 1913
выполнил на самолёте «мёртвую петлю». В 1913—14 совершил перелёты Киев — Одес-
са—Севастополь и Киев — Петербург (Гатчина). В февр. 1914 назначен нач-ком 11-го
корпусного авиаотряда. В начале 1-й мировой войны Н. совершил ряд развед.
полётов, предложил неск. способов борьбы с врагом в воздухе. Так, для
распарывания оболочки аэростатов пр-ка он приспособил пилу, прикреплённую к
костылю самолёта. Погиб в возд. бою, впервые в мире применив таран и сбив
двухместный австр. самолёт-разведчик. Похоронен в Киеве. В 1962 Междунар. авиац.
федерация (ФАЙ) учредила переходящий приз для победителя первенства мира по
высшему пилотажу — кубок им. П. Н. Нестерова.

Использованы материалы Советской
военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.

Нестеров Петр Николаевич (1887, Нижний Новгород — 1914, ок. г. Жолква) — военный летчик. Род. в дворянской семье армейского офицера. Окончил в 1904 Нижегородский кадетский корпус, в 1906 Михайловское артиллерийское уч-ще. Служил офицером и пытался создавать проекты своих самолетов. В 1911 стал совершать полеты на планере собственной конструкции. В 1912 сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика. В 1913 окончил курс авиационного отдела офицерской Воздухоплавательной школы. В 1913 впервые в мире выполнил «мертвую петлю» (названную потом «петлей Нестерова»), став основателем высшего пилотажа. С началом первой мировой войны Нестеров совершил одно из первых в России бомбометаний, за 28 дней пребывания на фронте выполнил 12 боевых вылетов. Штабс-капитан Нестеров 26 авг. 1914 совершил первый в мире воздушный таран, сбив австрийского летчика и погибнув смертью героя.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Литература:

Трунов К.И. Петр Нестеров, М., 1975.

Вуpче Е. Ф. Петр Николаевич Нестеров, М., 1955;

Федоров В. Ф. Три дара Родине. М., 1952.

Последние годы

Нестеров жил в эпоху исторических потрясений, выпавших на долю его горячо любимой России, без которой он себя не мыслил. Задела гроза и художника, и его семью. В 1938 году был обвинён в шпионаже и расстрелян зять живописца, муж его первой дочери. Ольгу сослали в Джамбул, откуда она вернулась с началом войны. Был арестован, к счастью, только на две недели, и Михаил Васильевич.

Прощальной картиной художника стала «Осень в деревне», написанная в 1942 году, в тревожное и полуголодное военное время. Пушкинские стихи звали старого и больного живописца к мольберту и любимой работе, а сирена о фашистском налёте – в бомбоубежище.

Писал художник и воспоминания – ведь в богатой на события жизни ему встречалось так много замечательных и известных людей. Книга «Давние дни» была издана в начале 1942 года и имела успех.

Художника не стало 18 октября 1942 года, причиной смерти был инсульт. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Портретная живопись

Портретная живопись стала главным направлением его творчества после революции 1917 г., но и она была связана с православием. Художник пишет двойной портрет «Философы» (1917), на которой изображены священник и философ Сергий Булгаков и священник, богослов, поэт и религиозный философ Павел Флоренский.

Почти все портреты Нестеров писал на фоне природы – это была нестеровская идея о нераздельности существования человека и природы. Настоящая жизнь для него – жизнь на природе, в слиянии с ней.

Оба философа изображены погружёнными в размышления. Они были противоположны по характеру и убеждениям, но едины в поиске истины.

Художник никогда не писал портреты на заказ, он был независим в своём творчестве. Его портреты всегда лиричны и выразительны.

Например, портрет дочери Ольги – «Амазонка». В дальнейшем её жизнь была сложной и полной лишений: её мужа, юриста В.Н. Шретера, обвинили в шпионаже, а затем расстреляли. Ольгу отправили в лагерь в Джамбул, оттуда она вернулась на костылях.

Льва Толстого Нестеров изобразил в задумчивости стоящим у яснополянского пруда, возле посаженных им елей.

Художником созданы портреты академика И.П. Павлова, философа И.А. Ильина, скульптора В.И. Мухиной и др.

В последний период своей жизни М. Нестеров писал книгу воспоминаний «Давние дни», которая была опубликована в 1942 г., в год его смерти.

Заключение

М.В. Нестеров – тонкий, проникновенный и лиричный художник, он оставил яркий след в русской живописи. Его творчество отмечено глубокой индивидуальностью, неповторимым стилем. В русской живописи творчество Нестерова занимает особое место, а сам он относится к тем творцам, которые остались верными собственным убеждениям вопреки идеологическим установкам. В советское время его часто упрекали в отставании от жизни, в неактуальности, а чудные религиозные полотна называли творческим провалом. Но время всё расставило на свои места.

Ху­дожественно-фи­лософское ос­мыс­ле­ние русской ис­то­рии в твор­че­ст­ве Нестерова ока­за­ло влия­ние на многих художников, в том числе на искусство П. Ко­ри­на и И. Гла­зу­но­ва.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: