Гесиод «труды и дни»

Гесиод цитаты

Гесиод цитаты. Гесиод — древнегреческий поэт и мыслитель. Полностью сохранились труд Гесиода дидактичеcкue пoэмы «Tpуды и дни» и «Teoгония» («Pодословная богов»), в которых отразилось миросозерцание греков эпохи становления классового общества.

В пepвой поэме выражены общественные настроения сельских тружеников, угнетаемых poдовой аристократией. Oтсюда — обличение социального неравенства, возведение идеи справедливости в высший этический принцип, воспевание труда как основы жизни. Кроме того, приведены меткие пословицы и притчи.

«Теогония» — пpeдвестие древнегреческой философии, первая попытка греков систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. Поэма заканчивается родословной греческих героинь, открывающей генеалогическое направление в древнегреческой литературы.

* В дом свой супругу вводи, Как в возраст придешь подходящий. До 30 не спеши, но и за 30 долго не медли… Все обгляди хорошо, чтоб не на смех Соседям жениться.

* Все на земле и певцы происходят, и лирники-мужи. Все же цари — от Кронида. Блажен человек, если Музы Любят его: как приятен из уст его льющийся голос! Если нежданное горе внезапно душой овладеет, Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь Песню услышать служителя Муз, песнопевца, о славных Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских, И забывает он тотчас о горе своем; о заботах Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился. Радуйтесь, дочери Зевса, даруйте прелестную песню!

* Гибельна гордость для малых людей.

* Глупец тот, кто не знает, что мало – это больше, чем много.

* Друзей то и дело менять не годится.

* Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки.

* Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!

* Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете, Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей, Жадной сластены. Такая и самого сильного мужа Высушит пуще огня и до времени в старость загонит.

* Лучшим сокровищем люди считают язык неболтливый. Меру в словах соблюдешь — и всякому будешь приятен; Станешь злословить других — о себе еще хуже услышишь.

* Медлительный борется с бедами непрерывно всю свою жизнь.

* Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай.

* Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой. Cмepть родила она также, и Сон, и толпу Сновидений. Мрачная Ночь, ни к кому из богов не всходивши на ложе, Мома потом родила и Печаль, источник страданий, И Гесперид, — золотые, прекрасные яблоки холят За океаном они на деревьях, плоды приносящих. Мойр родила она также и Кер, беспощадно казнящих.

Тяжко карают они и мужей и богов за проступки, И никогда не бывает, чтоб тяжкий их гнев прекратился Раньше, чем полностью всякий виновный отплату получит. Также еще Немесиду, грозу для людей земнородных, Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье,

Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою. Грозной Эридою Труд порожден утомительный, также Голод, Забвенье и Скорби, точащие слезы у cмepтных, Схватки жестокие, Битвы, Убийства, мужей Избиенья, Полные ложью слова, Словопренья, Судебные Тяжбы,

И Ослепленье души с Беззаконьем, родные друг другу, И, наиболее горя несущий мужам земнородным, Орк, наказующий тех, кто солжет добровольно при клятве.

* Нет никакого позора в работе: позорно безделье.

* Пей себе вволю, когда начата иль кончается бочка, Будь на середке умерен; у дна же смешна бережливость.

* Половина больше целого. (О том, что нужно делиться поровну, не брать себе всё.)

* То слово не исчезает совершенно, которое повторяется многими в народе.

* Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Работает

Гесиод наиболее известен сочинением двух длинных стихотворений: Работы и дни, которые вращаются вокруг двух общих истин: труд — всеобщая удел Человека; и тот, кто хочет работать, обойдется. Ученые видели эту работу на фоне аграрного кризиса в материковой Греции, который вызвал волну документированной колонизации в поисках новой земли.

Второе стихотворение, сочиненное ранее и обычно считающееся более важным для нашего понимания древнегреческой культуры, — это стихотворение. Теогония. Это стихотворение, в котором используется та же форма эпического стиха, что и в его стихотворении. Работы и дни, а также гомеровский Илиада а также Одиссея. В Теогония, который в его сохранившейся форме насчитывает более тысячи стихов, является одним из наиболее полных намеков на природу греческой мифологии.

Классические авторы также приписывают Гесиоду более поздние генеалогические стихи, известные как Каталоги женщин или как Eoiae (поскольку разделы начинались с греческих слов e oie ‘Или ей нравится’). Сохранились только их фрагменты. Они обсуждают родословные королей и деятелей легендарного героического периода. Ученые обычно классифицируют их как более поздние образцы поэтической традиции, к которой принадлежал Гесиод, а не как подлинные стихи самого Гесиода.

Последнее стихотворение, традиционно приписываемое Гесиоду, «Щит Геракла» (Ἀσπὶς Ἡρακλέους / Aspis Hêrakleous), очевидно, является поздним расширением одной из этих генеалогических поэм, взяв за основу описание Гомера щита Ахилла.

Работы Гесиода сохранились в александрийских папирусах, некоторые из которых датируются еще первым веком до нашей эры. Деметриус Халкондил выпустил первое печатное издание (editio princeps) из Работы и дни, возможно, в Милане в 1493 году н. э. В 1495 году Альд Мануций опубликовал полное собрание сочинений в Венеции.

Жизнь

Как и в случае с Гомером, легендарные традиции накопились вокруг Гесиода. Однако, в отличие от случая с Гомером, некоторые биографические детали сохранились: некоторые подробности жизни Гесиода взяты из трех ссылок в Работы и дни; некоторые дальнейшие выводы вытекают из его Теогония. Гесиод жил в Беотии. Его отец был родом из Кима в Эолиде, который лежал между Ионией и Троадой в Северо-Западной Анатолии, но пересек море и поселился в Беотийской Аскре, «проклятом месте, жестоком зимой, суровым летом, никогда не приятном» (Работает 640). Наследие Гесиода, небольшой участок земли у подножия горы Геликон, послужило поводом для пары судебных процессов с его братом Персесом, который оба раза выигрывал при одних и тех же судьях (некоторые ученые рассматривали Персес как литературное творение, фольгу для нравоучений. что Гесиод направился в Работы и дни. Никакой посторонней документации по спору не существует).

По традиции на Геликоне жили музы, и однажды они подарили Гесиоду дар поэтического вдохновения, когда он пас овец. В другой биографической детали Гесиод упоминает поэтический конкурс в Халкиде на Эвбее, где сыновья Амифидамы наградили его треногой (11.654-662). Плутарх впервые процитировал этот отрывок как вставку в оригинальную работу Гесиода; он предположил эту дату слишком поздно для современника Гомера, но теперь большинство гомеровских ученых приняли бы ее. Рассказ об этом поединке вдохновил более позднюю историю о соревновании между Гесиодом и Гомером, хотя неизвестно, встречались ли когда-либо два рапсода.

В двух разных преданиях упоминается место могилы Гесиода, и неясно, какая из них верна. Один, еще во времена Фукидида, заявляет, что Дельфийский оракул предупредил Гесиода, что он умрет в Немее, и поэтому он бежал в Локриду, где был убит в местном храме Немейского Зевса и похоронен там. Эта традиция следует известной иронической условности: оракул, который все-таки предсказывает точно, несмотря на принятые против него меры.

Другая традиция, впервые упомянутая в эпиграмме Херсия Орхоменского и написанная в VII веке до н. Э. (примерно через столетие после смерти Гесиода) утверждает, что Гесиод похоронен в Орхомене, городе в Беотии. Согласно Аристотелю Конституция Орхомена, когда феспийцы разорили Аскру, жители деревни нашли убежище в Орхомене, где, следуя совету оракула, они собрали прах Гесиода и поместили его на почетное место в своей Агора, рядом с могилой Миньяса, их одноименного основателя. В конце концов они стали считать Гесиода своим «основателем очага».

Легенда о состязании между Гомером и Гесиодом

Древние рассказывали о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Мы имеем небольшое сочинение, относящееся ко времени императора Адриана: Ήσίοδου καί Όμήρου Άγών, содержанием которого служат различные древние предания о Гомере и Гесиоде, и в котором рассказано (стихами) об этом состязании. Там говорится, что Гомер и Гесиод случайно встретились в Халкиде, на острове Эвбее, на играх в честь убитого на войне царя Амфидаманта. По окончании состязания между двумя поэтами, все присутствовавшие хотели увенчать Гомера, как победителя; но Панид сказал, что венца заслуживает тот, кто воспевает земледелие и мирные занятия, а не тот, кто восхваляет войну и убийство, и передал Гесиоду награду, состоявшую из медного треножника. Поэт посвятил этот треножник музам на Геликоне. Приговор Панида вошел у греков в пословицу. В одном месте «Трудов и дней» (ст. 649–660) упоминается о победе Гесиода на погребальных играх в честь Амфидамаса. «Я не сведущ в мореплавании, говорит поэт, и только раз в жизни ездил из Авлиды в Халкиду, на Эвбею, где сыновья Амфидамаса устроили в честь отца погребальные игры и назначили много призов. Я горжусь тем, что победил на состязании и получил почетный треножник, который я посвятил геликонским музам, так как они научили меня искусству песнопения».

Гомер

Хотя в этом рассказе Гомер, вовсе не бывший современником Гесиода, не назван побежденным, однако рассказ все-таки не может принадлежать Гесиоду и должен быть признан за позднейшую вставку, так как Амфидамант Халкидский, убитый в морском сражении во время войны между Халкидой и Эретрией за лагантскую равнину, жил после Гесиода. Игры на его погребении – исторический факт; вероятно, на этих играх певцы гомеровской и гесиодовской школ вступили между собою в состязание, и что представитель гесиодовской школы одержал победу и вследствие этого поставил треножник в храме муз в Феспии. Там видел этот треножник еще Павзаний. При существовании соперничества между обеими школами, а также и потому, что гесиодовская поэзия вообще пользовалась меньшим сочувствием народа, ученики Гесиода могли особенно хвалиться одержанной ими победой, и с течением времени распространилось сказание о том, что сами Гомер и Гесиод соперничали между собою и что Гомер, хотя и по несправедливому приговору Панида, все-таки был признан побежденным.

По этому сказанию, Гесиод был современником Гомера; это мнение, вообще распространенное в Греции, разделялось также и Геродотом (II, 53). Народ, не вдаваясь в критику, поставил основателей обеих эпических школ рядом друг с другом даже по времени их жизни. Некоторые, как, например, Эфор, говорили даже, что Гесиод старше Гомера, желая выставить Гесиода первым основателем эпической поэзии, по следам которого шел Гомер. Но и те, которые разделяли это мнение, все-таки соглашались с общепринятым предположением о том, что оба поэта жили в одно время, и изображали Гесиода – стариком, а Гомера – юношей. Однако, основательное исследование преданий и более подробное изучение произведений обоих поэтов привело уже некоторых из древних критиков, именно александрийских ученых, к убеждению, что Гомер старее Гесиода. Это убеждение перешло и к новому времени. Гесиод жил лет сто спустя после Гомера, так что время его процветания приходится около 800 г. до Р. X. Гесиодовская поэзия, без сомнения, основывается на ионической поэзии Гомера, хотя и отличается от неё своими особенными свойствами.

Поэтическая школа Гесиода

Как у Гомера, так и у Гесиода были свои ученики и подражатели, так что мы имеем право говорить о Гесиодовской школе, так же как и о Гомеровской. Как поэмы учеников Гомера часто приписывались самому Гомеру, так то же самое было и с Гесиодом. Под его именем в древности было известно много эпических произведений – «Щит Геркулеса» (Άσπίς Ήρακλέους, Scutum Herculis), Меламподия, Свадьба Кеикса, Эгимий и многие другие. Из них до нас дошел только «Щит Геркулеса», небольшая поэма, неважная по содержанию, в которой описывается сражение Геракла в пагасейской роще Аполлона с Кикном, сыном ; главную же часть поэмы составляет описание изображений на щите Геракла – неловкое подражание описанию Ахиллесова щита в Илиаде.

Поэты школы Гесиода, имена которых нам почти вовсе неизвестны, жили, по всей вероятности, преимущественно в Беотии и в западной Локриде. На Локриду указывает название недошедшей до нас генеалогической поэмы в духе Гесиода Ναυπάκτια έπη (Навпактский эпос), составление которой приписывается одними Каркину Навпактскому, а другими – Керкопсу Милетскому.

Память[править | править код]


Hesiodi Ascraei quaecumque exstant, 1701

Павсаний в «Описании Эллады» (IX, 27) сообщает, что ещё во II веке в Феспиях была некая община, владевшая землями, связанными с именем Гесиода, члены которой хранили все местные предания о нём и показывали посетителям такие реликвии, как официальный список «Трудов и дней».

Древнегреческий поэт и философ Ксенофан высмеивал описание богов у Гесиода: «Всё, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман» (Секст adv. math. IX 193)..

В честь Гесиода назван кратер на Меркурии (Hesiod) и кратер на Луне (Hesiodus).

Часто задаваемые вопросы

1. Каково происхождение эпох человечества по мифологии Гесиода?

По мифологии Гесиода, эпохи человечества возникли после разрушения Золотого века, когда люди перестали почитать богов и стали жить в грехе и насилии.

2. Почему Золотой век считался идеальным?

Золотой век считался идеальным, потому что в нем люди жили в гармонии с природой, не испытывали ни болезней, ни старости, и не знали о смерти. Они жили в мире с богами и наслаждались всеми благами жизни.

3. Какие особенности были характерны для Серебряного века?

Серебряный век был периодом, когда люди уже не пользовались такими благами, как в Золотом веке. Они были слабыми и детство у них длилось много лет. Они начали работать и заниматься сельским хозяйством, но не достигли такого же процветания, что и в Золотом веке.

4. Какие события характеризуют Бронзовый век?

Бронзовый век был временем, когда люди стали заниматься ремеслами и создавать оружие. В эту эпоху появились первые войны, и люди боролись за власть и богатство. Бронзовый век был эпохой насилия и разрушений.

5. Кто были героями Героического века?

Героический век был временем, когда герои, такие как Геракл и Ахиллес, сражались с монстрами и выполняли невероятные подвиги. Герои были сильными и отважными, но их жизнь была краткой и полна опасностей.

6. Какие черты характеризуют Железный век?

Железный век был временем, когда люди стали жестокими, жадными и беззаконными. Они забыли о почитании богов и стали заниматься мошенничеством и преступлениями. Железный век был эпохой падения и разрушения.

7. Какова связь между эпохами человечества и историей?

Эпохи человечества, описанные Гесиодом, являются мифологическим представлением о развитии общества и его истории. Хотя эти эпохи не имеют прямого отношения к реальным историческим событиям, они отражают общие черты развития человеческой цивилизации.

8. Какова роль мифологии в современном обществе?

Мифология играет важную роль в современном обществе как источник вдохновения и понимания наших корней. Мифы и легенды помогают нам понять наши ценности и верования, а также предоставляют нам уникальную перспективу нашего прошлого и нашего настоящего.

Работы и дни

Другая эпическая поэма Гесиода, Работы и дни, носит более личный характер. Оно адресовано его брату Персесу, который обманом сумел обеспечить себе большую часть их наследства и планирует забрать еще больше аналогичными способами

Рассказчик пытается его разубедить, пересказывая в первом отрывке стихотворения два мифа, иллюстрирующих, насколько важно для человека работать честно и усердно. Одна из них — печально известная история о Пандоре, которая из праздного любопытства открывает сосуд, освобождая на свободу целое множество злых существ на земле

Другой миф прослеживает упадок цивилизации со времен Золотого века. Рассказав эти удручающие истории о несчастьях и печалях, Гесиод неожиданно заявляет о своей вере в окончательное искупление справедливости. Для рассказчика поэмы Справедливость — это божество, дочь Зевса, и благополучие всех людей зависит от их преданности Справедливости.

Эта первая часть поэмы, кажется, адресована лидерам общины и чиновникам времен Гесиода, которые помогали Персесу. Гесиод также напрямую обращается к Персесу, убеждая его отказаться от своих интриг и искупить себя упорным трудом и честностью. Для Гесиода упорный труд — единственный путь к счастью и процветанию. Мораль и видение жизни, которые Гесиод выражает в Работы и дни находятся в прямом противоречии с эпически героическими (и в некотором смысле недостижимыми) добродетелями, изложенными Гомером.

Во второй половине стихотворения Гесиод подробно описывает виды работы, соответствующие каждой части календаря, объясняя очень простым и полезным образом, как следует выполнять каждую задачу сельскохозяйственного года. Многие советы по сельскому хозяйству можно найти в Работы и дни на самом деле звук.

Поэма создает яркое ощущение ритма и гармонии аграрной жизни в контексте природного мира и течения года

Это внимание к гармонии природы сделало поэму пробным камнем, в частности, для писателей-трансценденталистов Америки XIX века и поэтов-романтиков индустриальной Англии. Это удивительно современное и освежающее произведение, исходящее из голоса поэта, удаленного от наших дней почти на три тысячелетия назад

Судьба

Благодаря Гесиоду, проявившему себя как новатор в нескольких аспектах литературы, до наших дней дошли его краткая биография и ценные сведения о ранней жизни.

Из знаменитого произведения «Труды и дни» следует, что его отец родился на территории эолийской Кимы в Малой Азии (там же, если верить источникам, в VIII веке до н. э. на свет появился и будущий поэт) и был мореплавателем. Затем он перебрался в Беотию, поселившись в небольшой деревушке Аскра, лежащей у подножия Геликона.

Одни ученые, толкуя причину переезда, считали, что мужчина был вынужден из-за совершенного тяжкого преступления, иные выдвигали версию, что сие случилось из-за долгов. На новом месте, где зимой постоянно дули пронзительные ветры, а летом царил изнуряющий зной, мужчина занимался земледелием и скотоводством, а старший сын ему в этом активно помогал.

Автор также указал в своей поэме имена родителей Дий и Пикимеда (но, по мнению исследователей, они являлись выдуманными) и брата, с которым после смерти отца наступила тяжба из-за наследства. Гесиод проиграл дело, потому что его оппонент подкупил судей, и познал нищету.

Впоследствии Перс, привыкший вместе с женой вести праздную, роскошную и расточительную жизнь, разорился и вновь стал грозить кровному родственнику очередными разборками, что, вероятно, и вынудило последнего покинуть родные края. Куда конкретно отправился Гесиод, неизвестно, но, вероятнее всего, что в Навпакт.

Причина смерти поэта в VII веке до н. э. тесно связана с личной жизнью — по преданию, он гостил в локрийском городе Инее у друзей Амфифана и Ганиктора. И те вдруг заподозрили его в тайной связи с их сестрой, схватили в святилище немейского Зевса и убили. Тело, брошенное в море, через 3 дня вынесли на берег дельфины в тот момент, когда местные жители собрались на праздник. Гесиода похоронили в Немее, а затем его останки перевезли в Охромен.

Преступники вскоре понесли наказание: их либо утопили возмущенные локрийцы, предварительно предавшие огню их дома, либо сам Зевс обрушил гнев и разбил их корабль, когда убийцы пытались бежать.

биография, лучшие книги, цитаты, рецензии и факты на Readly.ru

Ἡσίοδος

жанры:
античная литература
,
поэзия

Биография писателя

Гесиод родился в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в деревне Аскра, — «тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной», — близ горы Геликон. Что заставило мальчика из бедной крестьянской семьи стать поэтом, неизвестно. Сам Гесиод рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились Геликонские нимфы, вдохнули в него дар божественных песен и вручили жезл из пышного лавра — знак отличия рапсода.

Гесиод стал профессиональным рапсодом — исполнителем эпических песен. В своих произведениях он использовал язык и стилистическую технику малоазийского героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства. Гесиод выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первым в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Предание («Состязание Гомера и Гесиода») повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем. Стоит отметить, что царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах». По сути, это первая в истории европейской цивилизации политически ангажированная литературная премия. Позже Панед вошел в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Состязание датируется рубежом VIII—VII вв.

Показать все книги

Цитаты из книг автора

Труды и дни

<p>Женщин беги вертихвосток, манящих речей их не слушай. <br />Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит. <br />Верит поистине вору ночному, кто женщине верит!</p>

Добавил: reiden_coldflame

Фото Гесиод

  • Книги (2)
  • Рецензии (0)
  • Цитаты (1)
  • Читатели (46)
  • Отзывы (1)
  • Подборки (0)

Рассказать друзьям об авторе

Изменить информацию об авторе →

50.

Проклятый горн

9.2 (216 оценок)

51.

Танец с драконами. Книга 2. Искры над пеплом

9.0 (1336 оценок)

52.

Записки юного врача

9.0 (1260 оценок)

53.

Часодеи. Часовая битва

9.1 (361 оценка)

Весь рейтинг

Другие произведения Гесиода

Теогония оканчивалась первоначально 962 стихом, где кончается рассказ о происхождении младших богов. Затем следует еще (963–1022) перечисление богинь, которые в союзе со смертными произвели богоравных героев; оно присочинено впоследствии для того, чтобы составить переход к другой, более обширной поэме Гесиода, которую в противоположность Теогонии можно бы назвать Героогонией, так как здесь восхвалялись благородные женщины, которые в союзе с богами произвели на свет великих героев древней Греции и родоначальников знаменитых родов. Это восхваление родоначальниц было вызвано, по всей вероятности, особенными обстоятельствами в стране локрийцев, у которых Гесиод нашел себе новую родину; именно, локрийская аристократия состояла из 100 родов, и все они вели свое происхождение от героинь. Эта поэма Гесиода, до нас не дошедшая, называлась Κατάλογος γυναικών, «Каталог женщин», и заключала в себе преимущественно генеалогию и героические предания дорийских и эолийских аристократических родов. К этой поэме присоединялась другая, сочиненная не Гесиодом, а позднейшим поэтом, но сходная с нею по содержанию, так что обе они рассматривались иногда как одно целое. Эта позднейшая, также не дошедшая до нас, поэма называлась Ήοϊαι (или μεγάλαι Ήοϊαι), так как каждый отдел её начинался словами ή οϊη («или вот такая, как…»); стало быть, поэма начиналась приблизительно так: «Таких женщин нам уже не видать, какие бывали в старину, красотою которых пленялись даже боги Олимпа, как…» и следующие затем части поэмы соединялись между собою словами ή οϊη. Здесь описывались только такие женщины, которых любили боги. Некоторое понятие о способе изложения этой поэмы мы получаем из так называемого введения к поэме «Щит Геркулеса», которое взято из Ήοϊαι. «Каталог» и Ήοϊαι благодаря своему интересному содержанию, очень уважались греками.

Другие категории и статьи раздела «Философия»

Мировоззрение

Мировоззрение — избранные публикации по теме Мировоззрение. Мировоззрение представляет собой совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

  • Сознание в квантовом мире Ч.2
  • Внешняя свобода
  • Поле игры богов (продолжение)
  • Ченнелинг — астральный вирус сети
  • Философия бессмертия Ч6

Антропология

Антропология — избранные публикации по теме Антропология. Философская антропология в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление в западноевропейской философии первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Дзэн-буддизм
Психотехнологии Живорада Славинского
Не осуждай! Мода Борьба с фашистами Методология Ликов
Откуда произошло такое важное слово — любовь?

Философы

Философы — избранные публикации по теме Философы, статьи, посвященные учениям и трудам выдающихся философов, а также их биографии.

  • Сверхчеловек Ницше
  • Гегель
  • Ницше и Пути звезд (Часть 5: Цитаты и афоризмы)
  • Бисмарк и Пути звезд (Часть 4: Железный канцлер)
  • Израэли

Гесиод. Личность и сочинения

Если Гомер полулегендарен, то Гесиод — конечно историческая личность . Его произведения — плод индивидуального творчества. Однако в мировоззренческой части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец. Он жил в Беотии в деревне Аскра (неподалеку от Фив). Его отец бежал туда из малоазийской Эолиды, спасаясь от кредиторов. Оказавшись в Аскре, которую Гесиод называет «нерадостной», отец поэта стал земледельцем. Сам Геснод — крестьянин с типичной мелкособственнической психологией. С его именем связывают две поэмы: «Труды и дни» и «Теогония». Первая — образец художественно-мифологического мировоззрения

В ней главное решительно внимание уделяется человеку и его нуждам. Мифы о богах выполняют лишь служебную функцию

В «Трудах и днях» Гесиод рассказывает о своем конфликте с братом. Сама поэма — наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Тот промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода. Гесиод испытал социальную несправедливость. Отсюда пафос этой поэмы. Гесиод голодал. Но его спасли честность и трудолюбие. Гесиод призывает своего брата к честному труду. Он описывает для него цикл земледельческих работ в Беотии.

Вторая поэма — пример религиозно-мифологического мировоззрения. «Теогония» — повествование о происхождении богов. На нее оказала влияние шумеро-аккадская «Энума элиш». Так как боги олицетворяют конечно явления природы и общественной жизни, то это также повествование о происхождении мироздания и людей, о месте последних среди богов — проявление основного вопроса мировоззрения. Повествование ведется сначала от имени Гесиода. Он формулирует важнейший мировоззренческий вопрос. На этот вопрос отвечает не сам Гесиод, а геликонские музы. Таким образом, «Теогония» в большей своей части написана от лица Муз.

Социальные вопросы. Если гомеровский эпос — отражение раннеклассовой микенской героики в более примитивном безусловно сознании человека «гомеровской Греции» — выражал в основном аристократические идеалы, то Гесиод — крестьянин. Он апологет труда. Он изобретает даже вторую Эриду — богиню трудового соревнования (у Гомера Эрида — богиня раздора). Время Гесиода позднее времени «Одиссеи» и тем более «Илиады». В поэме «Труды и дни» Эгейский мир уже был знаком с товарно-денежными, вещными отношениями. Там вопреки политическому господству аристократии, евпатридов, ведущих свой род от героев, возрастает экономическое господство богатых. В обыденной жизни богатство расходится со знатностью. В этом обществе быть бедным стыдно, тогда как «взоры богатого смелы». Перед крестьянином два пути: или, потеряв свай клочок земли, стать батраком, или же, разбогатев, скупать чужие участки. Гесиод признает не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое силой и обманом. Другое — то, что приобретено честным трудом. Однако этот идеал честного труда расходится с тем, что Гесиод видит в жизни. Там царит произвол сильного. Антагонистические отношения внутри этого обиества Гесиод выражает в басне о соловье и ястребе. А дальше будет хуже. Пророчество Гесиода мрачно: «Правду заменит кулак… Где сила, там будет и право. Стыд пропадет… От зла избавленья не будет» (Труды и дни, 185 — 201) 1 /То есть строки 185 — 201 этой поэмы (Зллинскые поэты. М., 1963)./. Гесиод выразил имущественное расслоение деревни и распад общииы. Лучшие времена — «золотой век» — позади.

Пять поколений. Историческая концепция Геспода выражена в легенде о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних — ко временам Зевса. Первое поколение было создано «вечными богами» из золота. «Жили те люди, как боги» (112). последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время железа: «Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги» (176 — 178). 3десь ярко отражено начало века железа. Исторический пессемизм Гесиода — мировоззренческое осознание древнегреческим крестьянином своей социальной обреченности в paннеклассовом ооществе, когда община распадается, земля стновится предметом купли продажи. Однако пессимизм Гесиода не беспросветен. Он выражает желание родитьсл не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели железного поколения. Предвестником этой гибели будет рождение «седых младенцев».

Творчество

В прологе «Теогонии» поэт рассказывал читателям, что в юности, когда он пас стада овец в окрестностях Аскры, к нему явились музы, наделили даром божественных песнопений и передали символ рапсода.

Гесиод стал первым древнегреческим поэтом, указавшим на собственных произведениях свое имя. До него за личное авторство никто не ратовал, в том числе и великий Гомер. До наших дней дошли несколько его произведений, написанные гекзаметром на эпическом ионийском диалекте.

В «Трудах и днях» («Работах и днях»), помимо назидательных обращений к младшему брату и попыток направить того на путь истинный, создатель делился собственным мировоззрением и выказывал пессимистическое отношение к современному миру, сравнивая нынешний железный век с прошедшим золотым.

Сочинение изобилует пословицами, поговорками, приметами, практическими наставлениями и подробными описаниями работ земледельца и мореплавателя, содержит подробное изложение мифов о Прометее, пяти веках жизни человечества и даже басню о соколе (ястребе), растерзавшем соловья.

В «Теогонии» литератор предпринял попытку систематизации и придал некоторую логическую стройность различных мифов о происхождении богов и их потомстве. В «Происхождении богов» главные герои (всего упомянуто около 300) изображены как простые смертные: они любят, враждуют, ненавидят, дружат, завидуют и борются за власть.

«Не имевшие священных книг, таких как Тора у древних евреев, Библия у последующих христиан, древние греки в поэмах Гомера и Гесиода находили ответы на вопросы о том, как произошел мир. Произведения Гесиода были крайне почитаемыми в Древней Греции, а сам он считался одним из великих мудрецов», — считал доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

Также Гесиод, в честь которого названы картеры на Меркурии и Луне, считается создателем «Каталога женщин» («Эои»), где приводился список представительниц прекрасного пола, имевших потомства от богов, и где в генеалогической форме изъяснялось происхождение греческих племён. В «Щите Геракла» в 480 стихах изображается поединок с Кикном, после смерти превращенным отцом Аресом в лебедя, «Меламподии», «Свадьбы Фетиды и Пелея» и иных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: