Митрополит филипп московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с иваном грозным

Митрополит филипп колычев. самые знаменитые святые и чудотворцы россии

Жизненный путь московского митрополита

Он прошел долгий и непростой путь от простого монаха до главы Русской православной церкви. Его жизнь наполнена подвигами, скорбью и лишениями, но при этом – неиссякаемой верой и любовью к Богу и ближним.

Он родился в благочестивой семье и еще в юные годы почувствовал призвание к монашеской жизни. Приняв постриг в Троице-Сергиевой лавре, он быстро снискал уважение и почитание братии своей добродетельной жизнью. Позднее он был рукоположен во священники и прославился как талантливый проповедник.

Судьба его неразрывно связана с Москвой. В бурную эпоху княжеских междоусобиц он был призван на кафедру митрополита Московского. В годы его первосвятительства Москва претерпела много невзгод – пожары, эпидемии, нашествие орды. Но заступничеством святителя и его постоянными молитвами город был спасен от полного уничтожения.

Митрополит отличался глубокой мудростью и прозорливостью. Он был духовным наставником многих князей и бояр, способствовал объединению русских земель вокруг Москвы и укреплению авторитета Русской Церкви. За свою многотрудную пастырскую службу он был причислен к лику святых в 1547 году.

Рождение и детство

В ту пору, когда народ многострадальный Отчизны нашей изнывал под жестокой пятой ордынских завоевателей, на свет появился младенец, которому суждено было стать великим светом Церкви Русской – Филипп, митрополит Московский.

Появился он от благочестивых и боголюбивых родителей в знатном боярском роду рода Колычевых в Москве. Крещен был под именем Федор.

С юных лет отличался он кротостью нрава, благочестием, прилежанием к учению и молитве. Обучаясь грамоте и Священному Писанию, он рос тихим и смиренным отроком, поражая свое окружение зрелостью ума и исключительным целомудрием.

Лишившись в юном возрасте матери, он нашел утешение и наставничество в лице своего дяди, преподобного Мелетия, будущего митрополита Киевского, который оказал огромное влияние на формирование его духовного мира и помог ему встать на путь монашеского служения.

Призвание и служение

Всю свою сознательную жизнь святитель Филипп посвятил служению Богу и Русской православной церкви. Его путь был нелегким, но он с честью прошел все испытания и стал одним из самых почитаемых святых в истории России.

С юных лет Филипп чувствовал в себе призвание к монашеству. Он оставил мирскую жизнь и посвятил себя молитве и служению ближним. Преподобный Сослан фидаров стал его наставником и помог ему духовно вырасти.

В 1548 году Филипп был избран игуменом Соловецкого монастыря. Под его руководством обитель стала одним из крупнейших и влиятельнейших монастырей на Руси.

В 1566 году митрополит Макарий скончался и перед царем встал вопрос о выборе нового Первоиерарха Русской церкви. Выбор пал на Филиппа. Он был возведен в сан митрополита и стал первым предстоятелем, избранным на церковном Соборе.

Обстоятельства ухода из жизни

Митрополит Филипп скончался в декабре 1569 года в городе Твери.

Его отправили в Тверской Отроч монастырь после конфликта с царем.

Точная причина смерти не установлена, однако существуют версии об отравлении или удушении.

По одной из версий, митрополита отравили по приказу царя Ивана Грозного.

Согласно другой версии, его удушили по приказу Малюты Скуратова.

Некоторые историки предполагают, что митрополит Филипп умер своей смертью, в результате болезни или преклонного возраста.

Отказ в благословении

В 1567 году, расследуя дело конюшего И.П.Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни. Репрессиям подверглось множество людей невинных — вельмож, их слуг, членов семей, крестьян. Московская Русь такой крови не знала, это не входило в ее политические традиции.

Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «…я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. И напомнил ему Евангельское слово: “Если царство разделится само в себе — погибнет”», – пишет митрополит.

Я.П.Турлыгин, «Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного» (1800). Изображение с сайта aminpro.ru

Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают!»

Он публично в храме отказывает царю в благословении, призывая Иван Васильевича прежде простить «согрешающих» ему.

Соловецкий монастырь

Фёдору удалось добраться до Соловецкого монастыря, в который был принят послушником. Наравне с прочими послушниками вчерашний баловень судьбы много и тяжело работал: носил камни, рубил дрова, копал землю.

Спустя полтора года Фёдор принял постриг в монашество и получил имя Филипп. В 1548 году соловецкий игумен в силу своего почтенного возраста сложил с себя сан и предложил назначить своим преемником Филиппа. Монастырский собор поддержал это решение, и Филипп единодушно был избран игуменом Соловецкого монастыря.

Филипп проявил себя грамотным администратором, при котором Соловецкий монастырь в короткие сроки стал культурным и промышленным центром Северного Поморья.

Московский митрополит

К моменту выбора Московского митрополита сложилась непростая ситуация. Главный претендент на место, архиепископ Герман, открыто критиковал политику Ивана Грозного, в результате чего попал в опалу. В итоге в 1566 году царь вызвал Филиппа в Москву и предложил принять ему сан. Филипп хотел согласиться на это предложение только после уничтожения опричнины, однако приближённым удалось уговорить Филиппа не идти наперерез жестокому правителю и принять высокий сан.

Так в подчинении у Филиппа оказалась не только большая Московская епархия, но и вся Русская церковь. Наделённый большой властью, он стремился смягчить жесткую политику Ивана Грозного, развить книгопечатание.

Противостояние Филиппа и Ивана Грозного

Вернувшись зимой 1568 года из первого ливонского похода, царь начал новую волну террора. Причиной послужили перехваченные письма к московским боярам польского короля Сигизмунда и гетмана Ходкевича с предложением перейти в Литву. Начались массовые казни. Погиб боярин Иван Челядин, затем князья И. А. Куракин-Булгаков, Д. Ряполовский, трое князей Ростовских, принявшие монашество князья Щёнятев и Турунтай-Пронский.

Тогда же начался открытый конфликт между царём и духовной властью. Филипп выступил против опричного террора. Сначала он пытался остановить беззакония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом. Тогда, по словам Андрея Курбского, Филипп «начал первее молити благовременно, яко апостол великий рече, и безвременно належат и; потом претити страшным судом Христовым, заклинающе по данной ему от Бога епископской власти».

Иван Грозный. (Wikimedia Commons)

Гонения

В краткой биографии Филиппа Колычева важно упомянуть о его непростых отношениях с царём Иваном IV. Массовые казни, террор в отношении поданных царя и простых людей, опричнина не давали покоя митрополиту, который считал недопустимым такое управление государством

Когда Иван Грозный на богослужении попросил у Филиппа благословения, тот сделал вид, что не замечает царя.

Последствия такого поступка были серьезными. Многие из окружения митрополита были казнены и подвержены пыткам, начался сбор «обличительных» доказательств против Филиппа.

В 1568 году во время служения в кремлёвском храме была объявлена новость о лишении митрополита сана. Вскоре над Филиппом состоялся церковный суд, после которого его поместили в качестве арестанта в Богоявленский монастырь.

Сохранились документы, согласно которым Иван Грозный намеревался прилюдно сжечь Филиппа Колычёва, обвинив его в колдовстве. Лишь благодаря вмешательству духовенства бывшему митрополиту удалось спасти жизнь. Окончательным приговором для него стало пожизненное заточение в монастыре.

Оклеветан и убит

Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь такого твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость. Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу Русской церкви под суд за «порочную жизнь».

Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу.

Некоторые иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь.

Н.В.Неврев, «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов» (1898). Изображение с сайта rodon.org

Но месть Ивана Грозного, не сумевшего добиться прилюдной казни для Филиппа, не замедлила. В монастырь тайно приехал опричник Малюта Скуратов-Бельский, личный убийца Ивана Грозного, и умертвил святителя.

В 1590 году мощи святителя Филиппа были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий, а в 1652 году, приказом патриарха Никона и с большими торжествами, — в Успенский собор Московского кремля. Там они и сейчас прибывают в раке у южного входа в храм, перед самым иконостасом.

Филипп (митрополит Московский)

Филипп, урожденный Федор Степанович Колычев, – выдающийся деятель Русской православной церкви XVI века. Митрополит Московский, известный своим мужеством, принципиальностью и глубоким благочестием, пострадал за правду.

Родился Федор около 1507 года в боярской семье в Новгороде. Юношей принял монашество, проявив аскетичные подвиги и заслужив расположение епископа Новгородского Макария.

В 1546 году перебрался в Москву, где вошел в близкое окружение царя Ивана Грозного, получив должность игумена Соловецкого монастыря.

В 1566 году, по настоянию царя, стал митрополитом Московским. Филипп обладал твердым характером и не боялся отстаивать свои убеждения, в том числе и перед лицом грозного царя.

Известно, что митрополит резко осуждал жестокость Ивана Грозного, особенно во время опричнины. Открыто выступал против произвола и злоупотребления властью, за что подвергался гонениям и унижениям со стороны царя.

В 1568 году Филипп был арестован и заключен в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Спустя два года, в 1570-м, по приказу царя, был тайно убит, удушен Малютой Скуратовым.

Побег из дома

Из Москвы будущий святитель Филипп бежал еще в юности. Сам из знатного рода Колычевых, он не хотел участвовать в боярских разборках при царе-подростке, будущем Иване Грозном. Да и не имел склонности к придворной жизни, любил больше посидеть с книжкой, не только божественной, но и из фортификационной науки, и инженерной, и исторической, и земледельческой. Все это пригодилось ему позже, на Соловках, где он выстроит современнейшую для своего времени ирригационную систему, а в теплицах будут выращивать дыни.

Из богатого дома Федор Колычев бежал без денег и тайно, а по дороге нанимался пасти крестьянское стадо, получая свой хлеб. Он хотел стать монахом. Добравшись до Соловков, Федор Колычев принял иноческий постриг с именем Филиппа.

Фёдор Колычев покидает родительский дом; клеймо житийной иконы

Ранние годы

Фёдор Степанович Колычёв (мирское имя митрополита) появился на свет 11 февраля 1507 года. Родители мальчика принадлежали к старинному боярскому роду. Маленького Федю отец готовил к государевой службе, в то время как мать прививала христианские ценности и воспитывала в благочестии и почитании к православию.

В детстве Фёдора обучали грамоте по церковным книгам, учили уверенно сидеть в седле и владеть оружием. Несмотря на то, что мальчик прекрасно овладел воинскими навыками, он больше тяготел к книгам и молитвам.

Когда Фёдор подрос, он был устроен на службу при дворе Василия III. Однако в ходе придворных интриг семья Колычёвых оказалась в опале. Многие родственники Фёдора были казнены, и молодой человек был вынужден покинуть столицу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: