Розовый всегда помогал создавать культовые образы в поп-культуре
Розовый всегда помогал создавать культовые образы в поп-культуре. Платье Мэрилин Монро в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок», Барби с кучей ее розовых вещей, включая автомобили, «Блондинка в законе» Элль Вудс была помешана на всем розовом – однако же все это не получило бы столь широкой популярности без «первой ласточки» Скиапарелли. Да, она не была первой, кто стал широко использовать розовый. И, разумеется, не последней. Но ее смелый шаг к экспрессивным цветам радуги стал одной из причин, по которым Эльза Скиапарелли вошла в историю моды.
@schiaparelli
Модный дом закрылся в 1954 году. Но бренд и наследие Эльзы в 2013 году оживил Марко Занини. В новейшей истории Дома Скиапарелли продолжают отдавать дань уважения его основательнице, сохраняя «Шокирующий Розовый» таким же живым и дерзким как раньше. Поклонники этому только рады!
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Кадры из фильмов, Shutterstock, Instagram.
«Безумная» одежда Эльзы Скиапарелли
Поначалу каждый предмет одежды, созданный Эльзой, был уникальным: она не стремилась заработать созданием «безумных» нарядов, делая их для собственного удовольствия или в качестве подарка конкретному человеку.
Однако вскоре к удивлению Эльзы на нее посыпались просьбы продать удивительные наряды. Однажды к модельеру обратилась герцогиня Виндзорская, желающая приобрести необычное вечернее платье. Изумление Скиапарелли не знало границ: она не могла позволить себе мысли, что представитель королевской семьи может появиться на приеме в платье… на котором изображен натюрморт из омара и петрушки. Вся сюрреалистическая одежда была столь безумна, что Эльза и Сальвадор всерьез подумывали о том, чтобы в качестве оплаты за наряды установить расшифровку снов или отгадывание замысловатых загадок. Но, как известно, спрос рождает предложение, и уже в июле 1928 года небольшая мастерская Скиапарелли превратилась в настоящий модный дом, правда, самый сумасшедший из всех существующих до и после.
В искусстве розовый цвет символизировал такие понятия как молодость и романтика, но еще не женственность
К концу Второй мировой войны все поменялось. Благодаря художественному изображению молодых женщин, таких милых и нежных в розовом, его постепенно стали считать женским цветом. В частности, разбавленные оттенки пастельного розового и персикового были тесно связаны с женской модой. И вот появилась Скиапарелли!
Будучи настоящим провидцем, она не хотела придерживаться статуса-кво, когда дело доходило до использования цвета. Эльза охватила весь спектр радуги, но цвет, к которому она больше всего тяготела – яркий пурпурный. В 1937 году Скиапарелли сделала «Шокирующий Розовый» своим фирменным цветом. С этим смелым оттенком ее работы выделялись на фоне сдержанных палитр, которые властвовали в моде во время Второй мировой войны. Яркие цвета, особенно розовый, для Скиапарелли были способом отвлечься от мирового конфликта, источником вдохновения. Поразительная смелость ее проектов бросила вызов традиционным представлениям о цвете. Особенно розовом, и выгодно отличала ее как дизайнера.
Фирменный цвет Скиапарелли был не только особенностью ее нарядов (и тех, кто выбирал такие наряды), но и ароматов. Парфюм от Скиапарелли Shocking! также представленный в 1937-м, получил свое название в честь этого легкого яркого оттенка. И, конечно же, окрашен в соответствующий цвет.
Растущая популярность Скиапарелли в Париже привела к тому, что ее позвали художницей по костюмам для фильма «Мулен Руж» в 1952 году. Она разработала розовое вечернее платье специально для Жа Жа Габор, которая играет роль Джейн Аврил. Ослепительные цвета и авангардные детали дизайнера идеально подошли для персонажа Габор – певицы в ночном клубе. Одетая в розово-красное платье Скиапарелли, она излучала безупречную женскую энергию.
Вклад в индустрию
Несомненно, Эльза Скиапаррели была личностью неординарной и смелой. Поэтому мы составили небольшой список самых главных творений модельерки, которые плотно вошли в историю fashion-индустрии.
Открыв первый магазин одежды Эльза уже сотворила некую революцию. Тем что предложила покупать готовые изделия. Ранее в дизайнерских бутиках можно было только заказать индивидуальный пошив.
Многие видели известный парфюм Жан-Поля Готье во флаконе имитирующий изгибы тела. Эта идея, на самом деле, принадлежит героине сегодняшнего материала! Первые духи Скиапарелли выпустила в 1928 году, под названием «S», как раз в похожей бутылочке. К слову, Эльза часто называла свои изделия на букву «С», как отличительный знак.
Цвет, который выбрала Эльза для оформления упаковки парфюма тоже не случайный. Эго в свое время назвали «шокирующий розовый» (shocking pink) — он стал своеобразной визитной карточкой модельерки. Так как она часто использовала этот оттенок в изделиях. Мы уже неоднократно упоминали, что Скиапарелли не следовала устоявшимся правилам и придумывала свои. Вот и здесь. Когда все женщины носили только нежные, пастельные оттенки, а яркий цвет и вовсе был табуирован — Эльза предлагает миру полную противоположное. Дизайнерка настолько сильно любила шокирующий розовый, что завещала похоронить ее в шелковом костюме-пижаме этого цвета. Естественно, в пижаме от Schiaparelli.
Актриса Жа Жа Габор в фильме «Мулен Руж» в платье от Schiaparelli, 1952
Вскоре посте открытия бутика, Скиапарелли запустила в продажу женские штаны. «Ничего не обычного» — скажете вы. Но в 1930 году брюки носили исключительно мужчины и женщин, которые хотели удобства, могли бы осудить за подобный наряд. Естественно, до тех пор, пока дизайнерка не решила схитрить и не создала широкие штаны, издалека напоминающие юбку.
Еще одним нововведением Скиапарелли, которое мы используем и по сей день, является застежка молния под цвет ткани. Именно Эльза первой начала подбирать застежку в тон изделию, для того чтобы скрыть ее.
Говоря об одежде, нельзя пройти мимо легендарного платья с изображением омара. Наряд наглядно демонстрирует расположение дизайнерки к сюрреализму. Хоть это платье было не единственной вещью в сюрреалистическом направлении, оно стало одним из самых известных в карьере Скиапарелли. Также, в этой работе хорошо читается влияние Сальвадора Дали, с которым Эльза дружила и неоднократно сотрудничала. Настолько часто, что коллаборации художника и дизайнерки заслуживают отдельного материала.
Работы Скиапарелли и Дали
В 50-е, в сложное послевоенное время модный дом Schiaparelli был не в состоянии конкурировать с молодыми и амбициозными брендами. И Эльза ушла на пенсию, выпустив в 1957 году книгу «Моя шокирующая жизнь». И вскоре покинула этот мир. Несомненно, что Эльза Скиапарелли оставила значительный след в истории fashion-индустрии и тот факт, что дочь дизайнерки решила продолжить дело и спустя несколько десятилетий возродить модный дом, несомненно радует поклонников.
Дизайнерская карьера
Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, 1950
Подруга, пригласившая ее в Нью-Йорк, входила в творческую группу сюрреалистов. Поэтому Эльза часто общалась с художниками этого направления. И проникшись этим творческим направлением начала работать с Габи Баффет-Пикабиа – той самой подругой, а по совместительству владелицей небольшого модного бутика и бывшей женой художника Фрэнсиса Пикабиа. Именно с Габи Пикабия Скиапарелли отправилась в Париж, где и влюбилась в моду.
В Париже Эльза Скиапарелли начинает брать уроки у Поля Пуаре – известного модельера в начале XX века и забытого ныне. Во время обучения женщина делала колоссальные успехи, начиная задумываться об открытии собственного ателье или бутика. К этому шагу ее подтолкнул случай.
Однажды, планируя поход на мероприятие, Эльза обнаружила, что ей нечего надеть. Ведь у женщин это часто бывает? Недолго думая, она обратилась к портнихе, армянского происхождения, с просьбой связать черный свитер с белым бантом — трикотажные кофты были очень популярны среди модниц 20-х. Одев свитер Эльза получила много комплиментов и вопросов «где можно купить подобный?». Девушка, быстро сориентировавшись, предложила портнихе сотрудничество. Принтованые изделия быстро стали хитом и уже в 1926 году Скиапарелли открыла бутик, выпустив полноценную коллекцию. Поначалу в фирменном магазине продавали только трикотажные вещи, но уже через два года Эльза расширила ассортимент добавив купальную и лыжную одежду, платья. А еще через четыре – появилась вечерние наряды.
Гениальные безумства «на троих»: модные шедевры Скиапарелли, Кокто и Дали
Сотрудничество Эльзы с Дали и Кокто было непродолжительным, но весьма плодотворным: каждый из троих обладал собственным видением и ярко выраженным талантом, которые находили немедленный отклик в коллективном творчестве.
Так, Кокто вносил в совместные творения психоделические нотки, внедряя темы ночных кошмаров и психических отклонений, самым безобидным из которых была клаустрофобия. Результатом работы Дали, напротив, были объекты, присутствующие в мире реальном, но измененные сюрреалистом под влиянием идей, владевших мастером в тот момент. Параллельно с работой над полотнами, центральным элементом которых была котлета из баранины, Дали в соавторстве с Скиапарелли создал шляпу-котлету. Пригодился скандальному трио и другой талант Сальвадора Дали — его поистине уникальное умение заражать своими идеями окружающих и таким образом продвигать собственные творения.
Дизайнер Эльза Скиапарелли
Родилась будущая родоначальница современной моды в римском палаццо Корсини. Часто о русских классиках пишут: «родился в семье интеллигентов». Аналогично можно сказать и о синьорине Скиапарелли. Отец и кузен – историки, дядя – астроном. Новорожденную крестили в цитадели всего католического мира – соборе Святого Петра.
Ни богатое происхождение, ни возможности, которые оно дало, не сделали из маленькой Эльзы послушной девочки. Она отличалась наличием кучи милых дарований вроде умения музицировать, рисовать, танцевать. То, что превратило бы ее со временем в супругу человека из высшего общества и светскую даму.
Нет, тяга к искусствам не была чужда юной Эльзе. Она редко давала себе волю сдерживать свой горячий нрав, стоившей ей исключения из двух школ, поспешного побега в Англию от русского князя, предложившего ей руку и сердце, и такого же замужества.
Брак этот не удался. Муж оценил не яркую натуру своей супруги, а ее приданое. Поэтому, когда у Эльзы закончились деньги, он оставил ее. Вскоре Скиапарелли с маленькой дочкой перебралась в Париж.
Начало творческого пути
Этот город стал поистине настоящим пристанищем для живой и горячей души Эльзы Скиапарелли
Именно там, как она считала, талантливых людей могут по-настоящему оценить по достоинству, окружить их вниманием и почетом. И она была права
Париж 20-х годов прошлого столетия собрал под своим небом множество гениев, чьи достижения стали фундаментом современной культуры. Это Жан Кокто, Сергей Дягилев, Пабло Пикассо, Коко Шанель, Нина Риччи.
Эльза Скиапарелли (1890-1973)
До царствования Эльзы на модном небосклоне Парижа было еще далеко. Она оказалась одна в чужом городе с ребенком на руках. Мадам Скиапарелли направила свою неуемную итальянскую энергию на поиск идеи, которая могла бы спасти ее от нищеты.
И таковая нашлась! Рядом с домом Эльзы проживала эмигрантка из Армении, которая зарабатывала себе на жизнь вязанием. Именно она стала первым компаньоном Скиапарелли. Созданные их руками вязаные платья и джемперы завоевали любовь практически всех парижских модниц.
Впоследствии она создала одну из первых коллекций спортивной одежды. Это дало ей возможность открыть свой модный дом на знаменитой Рю-де-ля-Пэ. Этот дом и обретенная среди модниц популярность создали для Эльзы неограниченные возможности для раскрытия ее творческого потенциала.
Она первая позволила себе совмещать в одном наряде несочетаемые вещи. Грубые свитера и элегантные юбки, платья, украшенные пуговицами с нестандартными изображениями, шляпки причудливых форм.
Начало взрослой жизни
Оставаясь примерной дочерью, девушка воспитывалась в строгости. Отец не позволял юной Эльзе каких-либо излишеств
Кавалеры, которые стали проявлять внимание к молодой итальянке, моментально отвергались её отцом. Всё своё успердие девушка должна была концентрировать на учёбе.
Лишь в 1914 году Эльзе удалось вырваться из оков своего родителя
По приглашению давней подруги Эльза Скиапарелли впервые покидает отчий дом и отправляется в Лондон, где ей было предложено место гувернантки. По дороге к новой работе девушка сделала остановку в столице Франции, где встретила своего сокурсника по колледжу, который пригласил молодую итальянку на бал.
Из-за недостатка средств девушка на скорую руку соорудила себе вечерний наряд. К тёмно-синему крепдешиновому платью, купленному в галерее Лафайет, она прикрепила кусок оранжевого шёлка, а на голову соорудила незамысловатый чурбан. Времени на сшивание деталей одежды не было, поэтому все детали одежды были скреплены булавками.
Экстравагантный наряд итальянской девушки вызвал искренний интерес у местной публики. Вскоре после очередного тура вальса весь шикарный гарнитур рассыпался на месте. Девушка в слезах покинула вечеринку под недоуменными взглядами гостей праздника.
Личная жизнь
Для, состоятельных семьей, XIX века было свойственно выбирать детям пару по статусу без их ведома. И родители будущей дизайнерки также решили подыскать для двадцатидвухлетней дочери жениха на свое усмотрение – это был богатый россиянин. Естественно, что характерная Эльза не разделяла планов семьи и тем более не испытывала симпатии к потенциальному мужу. Поэтому и решила сбежать в Лондон.
В Великобритании девушка познакомилась с Уильямом (Вильгельмом) де Вендте де Керлоре, за которого и вышла замуж. Ее избранник читал лекции по теософии (простыми словами – это религиозно-философское мистическое учение) и был известен как аферист. Но сомнительная слава не остановила Эльзу – пара заявила о помолвке спустя два дня после знакомства. Они поженились в 1914 году, несмотря на протесты со стороны родителей невесты.
Эльза Скиапарелли и дочь Гого, 1938 год
Новоиспеченная семья вынуждена была часто переезжать как раз из-за безрассудных поступков мужа
Ведь личность де Керлоре привлекла внимание Бюро расследований (современного ФБР). А в 1920 году у супругов родилась дочь Мария, которую в семейном кругу называли Гого
Через год де Керлоре бросил жену и Эльза Скиапарелли осталась одна. Но не она растерялась и лишила бывшего мужа родительских прав при разводе в 1924-м. На данный момент, может показаться, что Эльза была очень внимательной матерью, но это было не совсем так. Женщина мало времени уделяла ребенку и посвящала себя друзьям, работе и личным интересам.
После ухода супруга, все еще находясь в браке, Эльза переехала в Нью-Йорк по приглашению близкой подруги. И там девушка встретила новую любовь – оперного певца Марио Лауренти. К сожалению, отношения Эльзы и Марио не продлились долго. Потому что в 1922 году музыкант умер.
Стиль Скиапарелли
Впоследствии стиль Скиапарелли имел влияние и на творчество других гениев моды: Ив Сен-Лорана, Кристиана Лакруа и Жан-Поля Готье. Эльза подарила миру множество нововведений, без которых сегодня невозможно представить одежду. Она использовала прорезиненные материалы и пластик, асимметрию, юбки-брюки.
Именно она предпочла использовать в одежде не привычные крючки и пуговицы, а новое изобретение – застежку-молнию. Эльза Скиапарелли первой начала называть свои магазины бутиками. Они предлагали своим посетительницам готовые коллекции (также название Эльзы), которые создавались партиями на каждый сезон.
Этим она заложила основы прет-а-порте. Кроме того, она первая превратила свои показы в яркие, праздничные шоу. Многолетний контракт с Голливудом позволил ей создавать костюмы к фильмам с участием Марлен Дитрих, Глории Свенсон, Мэй Уэст.
Эльза умерла во сне на 83-м году жизни. Она пережила свою вечную конкурентку Коко Шанель на два года. Свои коллекции нарядов великий модельер передала Парижскому музею моды и текстиля и Музею Филадельфии.
Видео
В этом видео дополнительная информация «Эльза Скиапарелли: биография»
Коко из трущоб и Эльза из поместья
Коко, получившая при рождении имя Габриэль, родилась в приюте для бедных французского города Сюмор в семье прачки и уличного торговца. Мать Габриэль умерла, когда девочке было 11 лет. Отец был всё время в разъездах, а потому Шанель отправили в приют монастыря Обазин. Именно там её научили шить и работать с одеждой. Так гласит официальная биография модельера, сама Шанель любила приукрасить свою историю.
Ради забавы Шанель начала разрабатывать дизайн шляп, и это хобби позже выросло в собственный магазин. В 1910 году Коко стала лицензированной модисткой и открыла бутик Chanel Modes в Париже. Через несколько лет Коко Шанель создавала спортивную и повседневную одежду для женщин. Уже в 1921 году Шанель выпустила знаменитые духи Chanel N5, создав для них уникальный минималистичный флакон, который контрастировал со сложным дизайном бутылочек, популярных в то время. Кстати, номер здесь не просто так: Шанель считала цифру 5 своим счастливым числом. А затем появилось и «маленькое чёрное платье» — то, что сегодня мы уже считаем основным элементом гардероба. Но тогда в 20-х годах это была настоящая модная революция.
Эльза Скиапарелли родилась в Риме в семье богатых аристократов. Впрочем, деньги и статус не принесли девушке счастья. Родители Скиапарелли отличались строгим консервативным характером. В юном возрасте Эльза опубликовала сборник стихов «Аретуса», основанный на древнегреческом мифе об охоте. Её родители были в ужасе и отправили Эльзу на «перевоспитание» в монастырскую школу-интернат в Швейцарии. Но Эльза вскоре буквально сбежала оттуда. При первой же возможности Скиапарелли переехала в Лондон, чтобы обрести независимость от строгих родителей.
Пережив неудачный брак, Эльза вместе с новорождённой дочерью оказалась в США. Она подрабатывала чем могла, пока не вернулась в Париж в 1922 году. Однажды её заинтересовал свитер знакомой, которая заглянула в гости. Та рассказала, что его связала армянка, живущая неподалёку от дома Эльзы. Именно у неё Скиапарелли заказала первую вещь по своему эскизу — свитер-обманку Cravat. Чёрный свитер с белым огромным бантом Эльза надела на светский вечер и произвела фурор.
Скиапарелли быстро стала популярной и смогла открыть собственный магазин. Шить она не умела и драпировала ткань прямо на модели, а порой и на самой себе. Немного времени, и вот Эльза уже создавала наряды для жены бывшего британского короля Эдуарда VIII Уоллис Симпсон. Как и Шанель, Скиапарелли придумала собственный парфюм Shocking. Специально для него она разработала собственный оттенок розового, который стал фирменным цветом бренда и получил название «шокирующий розовый».
Шокирующие и скандальные — знаменитые образцы сюрреалистической одежды и аксессуаров
В числе творений Кокто, Дали и Скиапарелли было немало коллекций, которые вызывали бурю восторга у поклонников авангардной моды и не меньшую порцию негодования у ее противников.
Например, подборка бижутерии, созданная в 1932 году. В этих украшениях удивительным был не только дизайн, но и материалы, с которыми работали сюрреалисты. В коллекции были изделия из леденцов, канцтоваров (огрызков карандашей, ластиков и промокательной бумаги), таблеток и перьев. Сальвадор Дали пополнил коллекцию серьгами-телефонами (как раз в это время мысли маэстро были заняты телефонами и их связью с омарами, что в 1936 году привело к созданию телефона-омара), а Жан Кокто придумал зловещего вида серьги — всевидящее око. Творениями Эльзы Скиапарелли стали ожерелья из аспирина (в тон шляпке, видимо) и сильнодействующих снотворных, а также несколько украшений на цирковую тематику с фигурками клоунов, акробатов и животных.
Однажды появившись в творчестве Дали, омары стали центральным элементом многих его работ. В 1937 году в коллекции Скиапарелли появилось элегантное платье из белого шелка с темно-красным поясом. Наряд можно было бы считать классическим, если бы не огромный черный омар, нарисованный на юбке Сальвадором Дали.
Когда экстравагантный модельер увлеклась оптическими иллюзиями и галлюцинациями в одежде, Сальвадор Дали помог ей в создании платья-слезы, нарисовав «исчезающие слезы», которые можно было рассмотреть только под определенным углом и с определенного расстояния. Вечернее платье бледно-синего цвета с проявляющимися и скрывающимися слезами вошло в цирковую коллекцию Скиапарелли, вышедшую в 1938 году. Мастерски выполненная печать на ткани создавала ощущение, что платье сшито из разорванных и вывернутых наизнанку шкур животных.
Одежда и аксессуары Эльзы Скиапарелли |
Еще одной коллекцией, наделавшей много шума, стали оригинальные, остроумные и в высшей мере странные шляпы. Они намного опередили свое время. В то время, когда не многие дамы решались появиться в обществе с открытым лбом (такая вольность по своей безнравственности была сопоставима с блудом), надеть на себя шляпу-телефон, шляпу-котлету или кокетливую шляпку-ботинок рисковали и вовсе единицы.
Несколько эскизов Дали для шляпок Эльзы Скиапарелли (шляпа-котлета, шляпа-туфля и шляпа-чернильница):
Эскизы Дали |
Идея шляпы-обуви появилась у Дали еще в 1933 году, когда, фотографируя Гала, он положил ей на голову комнатную туфлю. В 1937 году задумка была реализована и пополнила шляпную коллекцию Скиапарелли. Шляпу-туфлю носили Гала и сама Эльза, а затем она досталась одной из лучших клиенток Скиапарелли, Дэйзи Феллоуз, которая в то время была редактором франко-американского журнала .
Гала Дали в шляпе-туфле, 1936 | Шляпа-туфля Эльзы Скиапарелли |
Кстати, именно в этой коллекции впервые появилась шляпа-таблетка. Да-да, именно этот головной убор в форме таблетки модного в то время аспирина стал прообразом той самой шляпки, которая «всего» 30 лет спустя стала частью стиля Жаклин Кеннеди.
Несмотря на то, что больше совместных творений удивительного трио не появилось (Скиапарелли стала работать одна), Кокто и Дали поддерживали связь с Эльзой, даря ей изредка гениальные идеи. Совместно с Дали Скиапарелли придумала еще одно удивительное и жутковатое платье: на плотно облегающем тело трикотаже были нарисованы ребра, хребет и тазовые кости. Дали же принадлежит идея многих загадочных аксессуаров, изготовленных Эльзой Скиапарелли. В их числе сумки-яблоки, перчатки с накладными ногтями и многое другое.
1— другой вариант русской транскрипции — Шапарелли
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href=»http://www.dali-genius.ru/»>«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.
Мода — ремесло или искусство
В течение 20-х годов Коко была на вершине популярности. Она упивалась ролью королевы современной моды. Но к концу десятилетия в Париже появилась новая дизайнер, которая стала бороться за деньги и популярность в столице моды — Эльза Скиапарелли.
Шанель презирала Скиапарелли. В первую очередь за то, что та не умела шить, но называла себя модельером. Коко считала это чуть ли не оскорблением. Скиапарелли тоже относилась к Коко довольно прохладно. У женщин были прямо противоположные взгляды на дизайн одежды. Шанель считала его ремеслом, а Скиапарелли — искусством. Но каждая из них привнесла новый взгляд на женскую моду.
Коко Шанель стала новатором благодаря тому, что включила в женский гардероб элементы мужской одежды. Она отрезала женщинам волосы и одела их в пиджаки и брюки, сделав спортивную одежду частью повседневной. Коко использовала ткани, которые считали мужскими, как, например, шотландский твид и шерсть. Именно Шанель включила в женский гардероб одежду из трикотажа, хотя в то время его использовали для изготовления мужского нижнего белья.
Андрогинность, которую принесла Коко, отражала новую роль женщины, её эмансипацию. Женщине нового времени хотелось работать и жить на равных с мужчиной, но, кроме того, ей хотелось носить удобную одежду.
Скиапарелли тоже считали новатором, но в другом качестве. Пока Шанель привносила в женскую одежду индустриальные нотки, Эльза ориентировалась на искусство. Она считала, что одежда — это художественное самовыражение. Скиапарелли работала с художниками-сюрреалистами Сальвадором Дали, Жаном Кокто и Кристианом Бераром. Модная пресса воспринимала это сотрудничество как радикальную свежесть. В 1932 году в журнале Harper’s Bazaar написали, что Скиапарелли «придаёт своей одежде сущность современной архитектуры, современной мысли и современного движения».
Одним из результатов работы Скиапарелли с сюрреализмом стало платье «Лобстер», которое она создала для Уоллис Симпсон. Эльза одна из первых придумала платье с запахом, вдохновившись фартуком. Её разделённая юбка стала предшественницей шорт. Лили де Альварес, одна из первых теннисисток, надела её на Уимблдон в 1931, чем изрядно шокировала публику. Шляпка-туфля, пиджак-комод, новаторство Скиапарелли заключалось в её способности сочетать знакомое с неожиданным, а красивое — с гротескным.
Мальчишеский стиль Шанель уже не так интересовал публику, как выходки Скиапарелли. Шанель пыталась вернуть свою репутацию всеми силами. Она создала костюмы совместно с Жаном Кокто для театральной пьесы «Царь Эдип». Но её работа вызвала насмешки среди прессы и критиков: «Закутанные в бинты актёры выглядят как ходячие мумии или жертвы какой-то ужасной аварии».
А однажды встреча Шанель и Скиапарелли переросла в настоящее столкновение. В конце 30-х годов дизайнеры оказались на одном костюмированном балу. Шанель пригласила Скиапарелли на танец, и в процессе «случайно» толкнула её на светильник с зажжёными свечами. Костюм Эльзы загорелся, но, к счастью, никто не пострадал. «Огонь был потушен, как и Скиапарелли — довольные гости поливали её газированной водой», — рассказала о вечере модная писательница Беттина Баллард. Возможно, вражда Скиапарелли и Шанель приобрела бы новый поворот, если бы не Вторая мировая война.
Семья и детство
Эльза Скиапарелли родилась осенью 1890 года, в довольно состоятельной и образованной семье. Фамилия Скиапарелли была довольно известна в аристократических кругах Италии. Отец девушки был ученным и специализировался на средневековье и средневековых рукописях. Дядя – известным египтологом, который обнаружил гробницу царицы Нифертити. А брат Эльзы выбрал астрономию.
Стоит отметить, что с детства Эльза была очень активной, а ее идеи и поступки всегда отличались от идей сверстников. Что очень настораживало родителей, ведь иногда дочь доставляла немало хлопот. Поэтому они, опасаясь шалостей девочки, часто не разрешали Эльзе выходить к гостям во время званных ужинов. Девочку это настолько обижало, что она решила отомстить: насобирав блох в банку, Эльза принесла их на один из ужинов и выпустила насекомых под столом, гости моментально стали чесаться и покидать дом Скиапарелли один за одним. Конечно, родители не оценили очередной шутки и отправили дочь учится в религиозную школу со строгими правилами. Все бы ничего, но в учреждении кормили просто отвратительно и Эльза, которую воспитывали в достатке, все время высказывала недовольство. Родители не слушали жалоб девочки думая, что это просто способ вернуться домой. Не тут-то было. Для того чтобы доказать свою правоту, отправляясь домой на каникулы, Эльза привезла с собой небольшую порцию супа и попросила подать его маме. Еда на самом деле оказалась ужасной и родители, наконец-то прислушались к дочери.
Эльза Скиапарелли за работой
Хотя некоторые источники утверждают, что на обучение при монастыре Эльзу Скиапарелли отправили не из-за домашних шалостей, а из-за ее раннего творчества. В юношестве девушка писала стихи и, даже, написала сборник под названием «Аретуса» — который был вдохновлен культурой и религией древних народов. Бурная фантазия девушки очень встревожила родителей, что и стало причиной обучения в религиозном заведении. А вернулась девушка домой, по мнению некоторых библиографов, устроив голодовку.
Как бы там ни было, Эльза Скиапарелли провела некоторое время в монастыре. И вскоре после возвращения вышла замуж.
Фото Эльзы Скиапарелли, 1947 год
Эльза Скиапарелли: биография и родовые корни
Мать Эльзы родилась на Мальте, куда был направлен её прадед консулом Великобритании. В семье достаточно много интересных личностей, которые формировали элиту того времени. Дедушка будущей звезды мира моды по материнской линии, оставив пятерых детей, отправился в Египет устанавливать торговые связи с местными промышленниками.
Вскоре, имея незаурядный талант обольстителя женских сердец, он женился на дочери богатого местного торговца и дослужился до советника короля Египта. Известный итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли приходится родным дядей, братом отца Эльзы. Ходит легенда, что, разглядев родинки на щеке племянницы, расположенные в виде Большой Медведицы, он посчитал это хорошим знаком и предрек девочке большое будущее. Однако Эльза Скиапарелли (фото см. ниже) не особо выделялась красотой, о чём всю жизнь сожалела.
Карьера
Интерес к дизайну одежды у Эльзы проснулся неожиданно. Местом, где родилась любовь к моде, стал Париж. Работая экскурсоводом, возмущенная женщина отметила, что туристов интересуют не городские достопримечательности, а модные магазины. Вскоре она и сама задумалась о создании эксклюзивных вещей.
Азам моделирования итальянка научилась у Поля Пуаре. Революционер модного «фронта» выбросил на свалку истории неудобные корсеты и слишком длинные платья, стеснявшие хозяек. Позже Эльза назвала Пуаре щедрым наставником, дорогим другом.
Первым партнером начинающей кутюрье стала армянка-портниха. Свитер ее авторства Эльза приметила на друге. Познакомившись с мастерицей, вместе с ней разработала первые модели свитеров и трикотажных платьев с принтом.
Изделия мгновенно стали хитами французских модниц. Узоры в виде омаров, пронзенных сердец, матросских татуировок и даже скелетов шокировали и притягивали одновременно. Позже Скиапарелли назвали королевой принта. Ее фантазия родила рисунки с изображением газетных вырезок, лобстеров, кочанов капусты и африканских мотивов.
Выпустив коллекцию трикотажа, дизайнер взялась за купальники, спортивные костюмы и пижамы. Снискав популярность, получила заказ от фирмы «Страус» на спортивные костюмы. Над ними она трудилась вместе с армянской общиной Парижа. В результате армяне открыли трикотажную фабрику, а итальянка — Дом моды на Рю-де-ля-Пе, который вскоре назвала «Скиап» (прозвище Эльзы среди друзей).
В 1928-м модельер выпустила первые духи, назвав их S. Для изготовления использовала ингредиенты (отдушки) с названиями на букву «с». Затем вышли ароматы Soucis, Salut и Schiap. Парфюм Shocking! Эльза поместила в бутылочку в форме женской фигурки. Позже идею позаимствовал Жан-Поль Готье.
В 1930-х салон «Скиап» стал центром парижской моды, где одевались знаменитости. Знакомство с художниками Сальвадором Дали и Жаном Кокто, переросшее в дружбу и сотрудничество, подняло бренд Скиапарелли на новый уровень. Платья и манто теперь украшали рисунки мэтров живописи.
Совместное творчество с Дали подарило модницам платья «Лобстер» и «Скелетон», шляпки-туфли и шляпы с «котлетой из баранины», костюмы с «карманами-комодами» и пудреницы в виде телефонного диска.
Украшениям и аксессуарам кутюрье уделяла огромное внимание. Браслеты из металла и меха, пуговицы в форме подсвечников, сверчков и бубнов, прозрачные ожерелья с изображениями тараканов и клопов поражали и шокировали
Работы Скиап мгновенно превращались в хиты, но не все модницы имели смелость надеть их. Например, платье «Слезы» с принтом авторства Дали имитировало шкуры животных, вывернутые наизнанку.
Эльза Скиапарелли первой из коллег использовала молнии на одежде как декоративный элемент. Одна из творцов прет-а-порте создавала вещи не только для богатых модниц, но и для менее обеспеченных клиенток, заменив дорогие шелк и меха синтетическими тканями. Первой начала давать названия коллекциям, превратив презентации в шоу, напоминавшие нынешние показы мод.
Скиап — пионер индустрии, обративший внимание не только на силуэты, но и на качество ткани. Кора дерева, крепированная бумага, морщинистая вискоза и плюш с принтом горностая — так выглядели ее ноу-хау
Кутюрье придумала «шокирующий розовый» — цвет, на который вдохновил розовый бриллиант Daisy Fellowes.
Упадок дома Скиапарелли выпал на послевоенные 1950-е. Последняя коллекция вышла в 1953-м. Дом закрылся в 1954 году, когда вернулась в бизнес соперница великой итальянки Коко Шанель.
В 2007-м бренд приобрел соотечественник Скиап Диего Делла Валле. В 2014-м Кристиан Лакруа в память о великом дизайнере представил собственную коллекцию.
Так закаляется сталь
Ивонн — так молодая мама назвала свою дочь. Выйдя из родильного дома, Эльза была вынуждена искать новый приют для себя и своего новорожденного дитя. К тому времени хозяин отеля, где они проживали с Уильямом, лишил их номера за долги. Супруг не интересовался жизнью своего ребёнка, спустя шесть лет мужчина погибнет под колёсами автомобиля, находясь в пьяном угаре.
Первые шаги Ивонн сделала в корзине, привязанной к пожарной лестнице. Небольшая комнатушка в дешёвой гостинице находилась на самом верху, в башенке архитектурного строения. В таких условиях мама с маленькой дочкой жили два года. Эльза перебивалась случайными заработками, чтобы накормить ребёнка и расплатиться за жильё. Когда девочке исполнилось полтора года, мать обнаружила неестественную походку дочери.
После посещения врача был поставлен диагноз – детский паралич. В отчаянии будущий дизайнер Эльза Скиапарелли бросается от одного врача к другому в надежде помочь дочери. В одной из клиник, женщина познакомилась с Габриэль Пикабиа, женой французского художника-абстракциониста Ф. Пикабиа. Женщина предложила Эльзе Скиа продать партию коллекционной одежды из Парижа.