Артемизия джентилески

Артемизия джентилески

Artistic profile

Judith and her Maidservant

Italian critic Roberto Longhi in 1916, described Artemisia as «the only woman in Italy who ever knew about painting, coloring, doughing and other fundamentals.» Longhi also wrote of Judith Slaying Holofernes:

Feminist studies have increased interest in Artemisia’s artistic work and life. Such studies underlined her suffering of rape and subsequent mistreatment, as well as the expressive strength of her paintings of biblical heroines, in which the women are interpreted as willing to manifest a rebellious strength against their condition.

Due to the fact that Artemisia returned again and again to violent subject matter, such as Judith and Holofernes, a repressed-vengeance theory is tempting. However, some art historians suggest that she was shrewdly playing on her fame from the rape trial to cater to a niche market in a sexually-charged, female-dominant art for male patrons.

The most recent critic, Judith Mann, starting from the difficult reconstruction of the entire catalog of Artemisia’s art, tried to give a less reductive reading of the career of Artemisia, placing it more accurately in the context of the artistic environments in which the painter actively participated. This reading restores Artemisia primarily as an artist rather than a symbol of feminism per se. She indeed fought with determination against the prejudices against women painters and able to introduce herself productively in the circle of the most respected painters of her time, and embracing a varied array pictorial genres.

Violence and vengeance

Around 1612 Artemisia began to paint a popular subject: the biblical story of Judith beheading Holofernes, who threatens to destroy her home. In the story, the Assyrian general Holofernes desires the widow Judith; he calls her to his tent but passes out from drink. To protect her virtue and her people, she decapitates him. The subject was popular among Renaissance artists, including Caravaggio. Most art historians believe Artemisia had personal reasons to paint this violent subject. (How Botticelli invented a new kind of Renaissance art.)

Agostino Tassi was a young painter who had befriended Orazio when both were working on a fresco in the palace of Cardinal Scipione Borghese. Orazio asked Tassi if he would instruct Artemisia on techniques in perspective. Tassi accepted the offer. In 1611, while her father was away working, Tassi persuaded Artemisia’s chaperone to leave the two alone during their lesson. The neighbor left, and Tassi raped Artemisia. When he returned, Orazio denounced his former friend to the authorities. Tassi was brought to trial in 1612.

At the height of her career, Gentileschi was honored by artists and writers. The French portraitist Pierre Dumonstier II made this 1625 drawing of her right hand holding a paintbrush. The writer Antonio Collurafi dedicated poems to her, comparing her art with the wonders of Rome.

THE TRUSTEES OF THE BRITISH MUSEUM/RMN-GRAND PALAIS

A transcript of the entire proceedings survives. It includes the following testimony from Artemisia Gentileschi: “He pushed me against the edge of the bed . . . and put his knee between my thighs so that I couldn’t bring them together.” In the confused aftermath of the assault, Tassi had promised that he would marry Artemisia. Rather than the violent assault, it was his broken promise of marriage that formed the centerpiece of the case against Tassi.

The trial was extremely unpleasant for Gentileschi. She was subjected to the indignity of a pelvic examination. She also lived in a time when it was believed that torture could be used for interrogation. She was made to endure thumbscrews. As the device was attached to her hands—the hands she needed to paint—she turned to Tassi with a terrible cry: “This is the ring you give me, and these are your promises!”

Рим и Венеция (1621-1630)

Артемизия прибыла в Рим в том же году, когда ее отец Орацио отбыл в Геную по приглашению дженовецкого дворянина. Она нарисовала свою первую Лукреция в 1621 г., и ее первая Клеопатра, 1621-22.

Помимо Пруденции (родившейся от брака с Пьерантонио Стиаттези), у нее была еще одна естественная дочь, Франческа, вероятно, родившаяся в 1627 году. Артемизия почти безуспешно пыталась научить их искусству рисования.

В тот же период она подружилась с Кассиано Даль Поццо, гуманистом, коллекционером и любителем искусства. Однако, несмотря на ее артистическую репутацию, сильную личность и многочисленные хорошие отношения, Рим оказался не таким прибыльным, как она надеялась. Покровители оценили лишь узкий круг ее искусства: портреты и библейские героини. Она не получила ни одного из прибыльных комиссионных за алтари. Между 1627 и вплоть до 1630 года она переехала в Венецию, возможно, в поисках более богатых заказов. Французский художник Пьер Дюмустье ле Невё нарисовал ее руку, держащую кисть, и посвятил его «прекрасной и мудрой благородной римской женщине Артемиде». Ей была вручена памятная медаль с ее портретом. В это время Джером Дэвид написал и ее портрет.

В эти годы она также рисовала Отдыхай на пути в Египет,Портрет Гонфалоньера (редкий пример ее способности как портретиста), и еще один Юдифь и ее служанка, сегодня размещается в Институте искусств Детройта. Картина Детройта примечательна мастерством светотени и тенебризма (эффект крайнего света и тьмы). Ее Спящая Венера, сегодня в Музее изящных искусств Вирджинии, Ричмонд и Есфирь и Артаксеркс, Расположенные в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, являются свидетельством того, что она усвоила уроки венецианского люминизма.

Не берись за крупные заказы

Рим, который покинула Артемизия в 1612 году, и Рим, в который она вернулась в 1621-м, — разные города. В городе стало гораздо больше жителей. Повсюду шла стройка: католическая церковь активно возводила соборы.

Всех художников Рима объединяла одна мечта — попасть под крыло покровителей, приближенных к папе. Их логика была такова: чем больше возводится соборов, тем больше нужно фресок. Чем больше нужно фресок, тем больше требуется художников.

Артемизия Джентилески. Иаиль и Сисара. Ок. 1620. Источник

С другой стороны, Артемизия не могла занять место на рынке жанровой, портретной или пейзажной живописи. Тем более ей не по душе были натюрморты, на которых специализировались другие дамы. Исторические и мифологические сюжеты — вот где можно проявить себя! А если добавить в них сильных героинь, то можно убить двух зайцев: сделать высказывание и привлечь клиентов.

Заказчики действительно находились. Пусть это были не ватиканские властители, но Артемизия не жаловалась. Одним из ее почитателей был Кассиано даль Поццо — ученый, меценат и коллекционер. Он помогал художнице налаживать связи с патронами и другими художниками.

В Риме у Джентилески появились друзья: она общалась с живописцами-переселенцами из северных стран. А еще приятельствовала с Симоном Вуэ — он написал портрет Артемизии незадолго до их поочередного отъезда из столицы.

Симон Вуэ. Портрет Артемизии Ломи Джентилески. Ок. 1623–1626. Источник

Известные произведения искусства

Самая известная картина Артемии Джентилески изображает библейскую фигуру Юдифи, которая обезглавливает генерала Олоферна, чтобы спасти свою деревню. Это изображение было изображено многими художниками в течение периода барокко; Как правило, художники изображали Джудит как соблазнительницу, которая использует свои хитрости, чтобы заманить мужчину, которого она позже убивает, или благородную женщину, которая готова пожертвовать собой, чтобы спасти своих людей.

Изображение Джентилески необычно тем, что настаивает на силе Джудит. Художница не стесняется изобразить свою Джудит, которая пытается отделить голову от Олоферна, что приводит к изображению, вызывающему воспоминания и правдоподобному.

Многие ученые и критики сравнивали этот образ с автопортретом мести, предполагая, что картина была способом Джентилески заявить о себе против своего насильника. Хотя этот биографический элемент произведения мог быть правдивым — мы не знаем психологического состояния художника — картина одинаково важна для того, как она представляет талант Джентилески и ее влияние на искусство барокко.

Однако это не означает, что Джентилески не была сильной женщиной. Есть много доказательств ее уверенности в себе как в женской живописи. Во многих своих переписках Джентилески ссылалась на трудность быть художницей в области, где доминируют мужчины. Она была недовольна предположением, что ее работа может быть не такой хорошей, как у ее коллег-мужчин, но никогда не сомневалась в ее собственных способностях. Она полагала, что ее работа будет говорить сама за себя, отвечая одному критику, что ее картина покажет ему, «что может сделать женщина».

Теперь известный автопортрет Джентилески, Автопортрет как аллегория живописибыл забыт в подвале на века, так как считалось, что он был написан неизвестным художником. То, что женщина могла произвести работу, не считалось возможным. Теперь, когда картина должным образом приписана, она оказывается редким примером сочетания двух художественных традиций: автопортрета и воплощения абстрактной идеи женской фигурой — достижение, которое ни один мужчина-художник не мог создать сам.

наследие

Хотя ее работа была хорошо принята при ее жизни, репутация Артемизии Джентилески пошатнулась после ее смерти в 1653 году. Лишь в 1916 году интерес к ее творчеству возродился Робертом Лонги, который писал о работах Артемизии совместно с работой ее отца

Жена Лонги позже опубликует информацию о младшем Джентилески в 1947 году в форме романа, в котором основное внимание будет уделено драматическому раскрытию ее изнасилования и его последствиям. Склонность драматизировать жизнь Джентилески продолжается и сегодня, с несколькими романами и фильмом о жизни художника

В более современном повороте Джентилески стал иконой 17-го века для движения 21-го века. Параллели с движением #metoo и показания доктора Кристин Блейси Форд на слушаниях в Бретт Кавано вернули Джентилески и ее испытание обратно в общественное сознание, многие ссылаются на случай Джентилески в качестве доказательства того, что за прошедшие столетия был достигнут незначительный прогресс в том, что касается публичных ответов женщинам, ставшим жертвами сексуальных контактов. насилие.

Неаполь и английский период (1630-1653 гг.)

В 1630 году Артемизия переехала в Неаполь, город, богатый мастерскими и любителями искусства. Многие другие художники, включая Караваджо, Аннибале Карраччи и Симона Вуэ, остались в Неаполе; и в то время там работали Хусепе де Рибера, Массимо Станционе и Доменикино. Неаполитанский дебют Artemisia представлен Благовещение, сегодня в музее Каподимонте. Она оставалась в Неаполе до конца своей карьеры, за исключением коротких поездок в Лондон и другие города.

Неаполь был для Артемизии второй родиной, где она заботилась о своей семье (обе ее дочери вышли замуж в Неаполе). Она получила благодарственные письма, находясь в хороших отношениях с вице-королем, герцогом Алькала (по слухам, он был отцом ее второй дочери Франчески), и начала отношения со многими известными художниками, в том числе с Массимо Станционе, с которым она начала профессиональную деятельность. сотрудничество.

В Неаполе Артемизия впервые начала работать над росписями в соборе. Она нарисовала Рождение святого Иоанна Крестителя (1635) и Кориска и сатир. В этих картинах она отошла от своих обычных предметов и продемонстрировала способность обновляться с помощью нововведений того периода.

В 1638 году она присоединилась к своему отцу в Лондоне, при дворе Карла I в Англии, где Орацио получил важную работу по украшению потолка в доме королевы Франции Генриетты Марии в Гринвиче с помощью аллегории Торжество мира и искусств. Отец и дочь снова работали вместе, хотя помощь отцу, вероятно, была не единственной причиной ее поездки в Лондон. Король Карл I вызвал ее ко двору, и отказаться было невозможно. Король был фанатичным коллекционером, и не случайно в его коллекцию входила картина: Автопортрет как аллегория живописи. Орацио внезапно умер в 1639 году. Известно, что Артемизия уже покинула Англию к 1642 году, когда только начиналась гражданская война.

Она вернулась в Неаполь и активно рисовала пять вариаций Вирсавии и, возможно, еще одну Юдифь. О ее последующих передвижениях мало что известно. Ее последнее известное письмо датировано 1650 годом и ясно дает понять, что она все еще была полностью активна. Когда-то считалось, что Артемизия умерла в 1653 году. Однако недавние данные показали, что она все еще принимала заказы в 1654 году, хотя все больше зависела от своего помощника Онофрио Паламбо. Было высказано предположение, что она умерла во время разрушительной чумы, охватившей Неаполь в 1656 году, которая практически уничтожила целое поколение неаполитанских художников.

Неаполь (1630- 1654 гг.) и Лондон (1638-1639 гг.)

В 1630 году Артемизия с дочерью переехала в Неаполь и там провела остаток своей жизни, за исключением поездки в 1638-1639 годах в Лондон, где ее отец был придворным художником английского короля Карла I.

А.Джентилески. Автопортрет в образе аллегории Живописи. около 1638-1639

Ее автопортрет «Аллегория живописи» был частью коллекции Чарльза, сына короля.

Артемизия приезжает в Лондон по просьбе отца помочь закончить роспись потолка в Гринвиче, королевской резиденции. После смерти Орацио она возвращается в Неаполь.

А.Джентилески.Аллегория Мира и Искусств под английской короной. около 1638-1639.совместно с Орацио Джентилески, отцом художницы

К этому времени, как она писала Галилею, ее «почитали все цари и правители Европы, которым я посылала свои сочинения». Она не отступала от прямого утверждения своего таланта. Надеясь получить комиссионные от Франческо I д’ Эсте, герцога Моденского, она прислала образец работы и письмо, в котором отмечала: «я служила всем главным правителям Европы, которые высоко ценят мою работу… это послужило бы доказательством моей славы… Поэтому прошу простить мой дерзкий, но честолюбивый поступок».

В Неаполе Артемизия также открыла свою мастерскую и успешно вела свой бизнес.

В 17 веке Неаполь был испанским городом. Большинство заказов поступало от испанцев, отличающихся своими пожеланиями и требованиями.

И стиль местных художников не походил на итальянский. У Артемизии постепенно меняется манера живописи: художественные приемы становятся более мягкими, позы фигур более изящные, очаровательные лица, красивые композиции, спокойные цвета.

Артемизия уходит от драматической и контрастной манеры изображения. Она сотрудничает с местными художниками, с которыми создает несколько картин.

Например, полотно «Купание Вирсавии» написано совместно с живописцами Бернардо Каваллино, Джованни Франческо Барбьери и, возможно, другими.

А.Джентилески. Купание Вирсавии. около 1636-1638

В этот поздний период работы Артемизии включали в себя множество женских обнаженных изображений, таких как «Клеопатра» и «Давид и Вирсавия».

А.Джентилески.Клеопатра. около 1633-1635

Всегда внимательная к практическим аспектам ведения бизнеса, она жаловалась, что нахождение подходящих моделей для этой работы «очень дорого» и «большая головная боль».

«Когда я нахожу хороших, они обирают меня, а в другое время приходится терпеть мелочность с терпением Иова».

А.Джентилески.Давид и Вирсавия. 1645-1650

К этому времени спрос на ее искусство превысил возможности художницы. Часть работ, которые она брала на заказ, выполнялись, как это было принято в тот период, работниками ее мастерской с надписью «Артемизия», хотя ее собственного участия, возможно, почти не было.

Картины художницы пользовались большой популярностью, и некоторые Артемизия повторяла на заказ. Так появилось несколько Клеопатр, Юдифий, Магдалин.

А.Джентилески.Юдифь и её служанка с головой Олоферна. около 1645-1650

Когда дело касалось маркетинга, Артемизия была жестким переговорщиком. В 1649 году она написала Дону Антонио Руффо, известному коллекционеру, отказывая ему в скидке: «я была оскорблена, услышав, что вы хотите вычесть одну треть… Я не могу согласиться на сокращение, как из-за ценности картины, так и из-за моей большой нужды». Она была «недовольна тем, что во второй раз со мной обращаются как с новичком». В последующем письме она не отступала, написав, что Руффо «найдет дух Цезаря в этой женской душе».

Артемизия преодолела барьеры, мешающие женщинам получить профессию, обучаясь в доме своего отца. Но она хорошо осознавала, что рискует подвергнуться не столь достойному обращению из-за своего пола.

Как-то, получив от нее рисунок, один меценат нанял для этой работы художника-мужчину. Артемизия негодовала. «Если бы я была мужчиной, — писала она, — я не могу себе представить, чтобы все так обернулось».

А.Джентилески.Мадонна с младенцем и чётками. около 1650-1651

Последней картиной великой художницы считается в настоящее время «Мадонна с младенцем и чётками».

Артемизия умерла в 1654 году, оставив более 100 произведений. К сожалению, не все сохранились до наших времен.Кроме того авторство многих картин тех веков все еще исследуется. В средние века не было принято подписывать картины. Лишь 17 полотен Артемизии имеют ее подпись.

Живопись

Уже в раннем творчестве художницы проявился неповторимый, узнаваемый стиль. Первое сохранившееся полотно — «Сусанна и старцы», созданное по мотивам библейской истории. В этой картине 1610 года, написанной под руководством отца, заметно влияние реализма Караваджо, а также угадывается стиль болонской школы, начавшейся с живописи Аннибале Карраччи.

После насилия, совершенного Тасси, в 1612 году итальянка представила картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Живописцы и ранее обращались к сюжету о деве, защитившей город от армии врага. Эти полотна казались наполненными гармонией и безмятежностью.

Творение Артемизии, напротив, поражало экспрессией, кровавостью, чему способствовало не только динамичное положение героини, служанки и жертвы-мужчины, но и контрастность цветовой палитры. По степени выразительности работа женщины могла поспорить с картиной ее учителя Караваджо, написанной в 1599 году.

Оба автора изобразили непосредственно момент убийства, хлынувшую из горла Олоферна кровь, хладнокровность самой Юдифи, вершащей наказание над врагом. Но если для бунтаря Микеланджело такая эстетика была органичной, то рисунок Джентилески, помимо прочего, ошеломлял публику тем фактом, что такое «кровавое» творение могла создать дама.

Тема женской мести впоследствии неоднократно появлялась в живописи итальянки. Так, в 1620 году она представила картину «Иаиль и Сисара», в основе которой также библейский сюжет. Согласно повествованию, военачальник враждебного евреям царя Иавина решил укрыться в шатре израильтянки Иаили. Когда воин заснул, женщина с помощью молота вонзила кол в висок врага. Как и в «Юдифи», здесь Артемизия вновь изобразила кульминационную сцену.

Конечно, в творческой биографии художницы были и менее «жестокие» полотна, но в центре картин всегда представала сильная и прекрасная женщина. В 1612 году итальянка написала «Данаю», изображавшую обнаженную героиню античной мифологии в ожидании прихода Зевса. Произведение также дышит экспрессией, в основном за счет контраста белой кожи красавицы и красного покрывала, на котором она возлежит.

Через год девушка представила публике полотно «Смерть Клеопатры», на котором египетская царица изображена в той же позе, что и Даная. Возможно, в создании картин Джантилески помогал отец.

Сюжет о гибели возлюбленной Марка Антония появился и в позднем творчестве художницы. Рисунок, датированный 1633–1635 годами, наполнен драматизмом барокко

Артемизия Джентилески, жертва насилия

В 1611 году Орацио был нанят для украшения Палаццо Паллавичини-Роспильози в Риме вместе с художником Агостино Тасси.. Надеясь помочь 17-летней Артемизии усовершенствовать свою технику рисования, Орацио нанял Тасси, чтобы тот помог ей..

Это дало Тасси индивидуальный доступ к Артемизии, и во время одного из ее занятий он изнасиловал ее.. После изнасилования Артемида начала отношения с Тасси, полагая, что они собираются пожениться.

Однако вскоре после этого Тасси отказался жениться на ней. Орацио принял необычное решение предъявить ему обвинение в изнасиловании, и последующий судебный процесс затянулся на семь месяцев.

Артемизия была девственницей до изнасилования и Суд выявил и другие скандальные подробности, в том числе различные утверждения о том, что Тасси убил свою жену..

В рамках судебного разбирательства Артемизии пришлось пройти гинекологическое обследование, чтобы доказать, что она потеряла девственность во время изнасилования. Кроме того, ее заставляли давать показания под пытками, чтобы доказать правдивость своих показаний.

Для художника эта форма пытки могла быть разрушительной, но Артемизия, к счастью, избежала необратимого повреждения пальцев.. Его страстное свидетельство, в котором он утверждает, что он, возможно, убил Тасси после изнасилования, дает ряд ключей к разгадке его необычного для того времени характера и его решимости.

В конце концов Тасси был признан виновным и наказан за изгнание из Рима.. Приговор так и не был приведен в исполнение, поскольку Тасси получил защиту от Папы из-за его художественных способностей.

Многие из более поздних картин Артемизии Джентилески показывают сцены нападений на женщин со стороны мужчин или лиц, занимающих влиятельные должности в стремлении отомстить.

Творческий путь

Первая картина «Сусанна и старцы» (1610) была написана ею в 17 лет. Произведение красочно передает состояние Артемизии, в котором она находилась в то время.

Сусанна и старцы

Молодая Сусанна терпит присутствие неприятных ей мужчин старшего возраста. Девушка находится в центре композиции. Смотрящий на картину полностью проникается нежными чувствами к несчастной юной особе и сострадает ей. Лица старцев передают лишь любопытство и вожделение.

То ли от высокого уровня мастерства, то ли от нежелания признавать талант девушки, работа долгое время приписывалась Орацио. Однако отчетливая подпись на картине сообщает об авторе: «Артемизия Джентилески».

Клеопатра

Первым шагом к успеху становится поступление в Академию во Флоренции. Здесь она знакомится с другими художниками. Дальнейшему творчеству молодой женщины покровительствует герцог Козимо II Медичи. Она находится в близких дружеских отношениях с его дочерью Кристиной.

В этот период племянник Микеланджело — Буонарроти-младший заказал у Артемизии картины для украшения Дома Буонарроти. Сегодня в нем находится музей Каса Буонарроти.

Автопортрет с лютней

Под влиянием образованных и доброжелательно настроенных людей к девушке возвращается былое самоуважение и умиротворение. Она учится читать, писать, ведет личную переписку. Произведение «Автопортрет с лютней» (1617) подарило поклонникам творческий образ «другой» молодой женщины — с умными и добрыми глазами.

Однако тема расправы над мужчинами преследует ее на протяжении всей жизни. В картине «Иаиль и Сисара» (1620) — одном из драматических произведений — изображена смерть генерала от женской руки. На лице Иаиль при этом легкая улыбка от удовольствия.

Иаиль и Сисара

Романтический период, наступивший в ее жизни во Флоренции, повлиял на творчество художницы. Темой, к которой она обращалась несколько раз, становится образ Марии.

Произведение «Мария Магдалина» (1618) выполнено в ее знаменитом стиле: сочетании желтых и золотистых тонов на практически черном фоне.

После Флоренции в ее жизни была Венеция, Генуя, Неаполь, Англия.  Во время работы в Неаполе ею была выполнена фреска в одной из церквей городка Поццуоли.

Мария Магдалина

С 1636 года после долгой размолвки отец и дочь вместе выполняют большую совместную работу во дворце Генриетты Марии в Англии.

В 1639 году старый Орацио скоропостижно умирает во время работы на глазах у дочери. Завершив работу, через год Артемизия возвращается в Неаполь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: