Теофиль готье

Содержание

Пьер Жюль Теофиль Готье (30 августа 1811 г. — 23 октября 1872 г.) был французским поэтом, драматургом, романистом, журналистом и литературным критиком, чья жизнь охватывает два основных этапа в развитии французской литературы. Готье родился на пике французского романтизма; он был другом Виктора Гюго, и в ранние годы он писал стихи, которые излучали очень сентиментальный и перегруженный стиль романтиков. Однако в середине жизни Готье резко изменился; он стал одним из самых яростных критиков романтизма, проводя большую часть своего времени в середине своей карьеры, высмеивая поэтов-романтиков. К тому времени, когда он стал поэтом и полностью перерос свои юношеские романтические наклонности, Готье превратился в совершенно уникальный голос во французской литературе. Известный как один из первых поборников «искусства ради искусства», эстетические взгляды и изящный стиль Готье, напоминающие стиль Бальзака, предвещали ряд достижений в литературе конца девятнадцатого и начала двадцатого века, в том числе развитие школ натурализма. и модернизм, а также французская поэзия символистов и сюрреалистов.

Эклектичный выход Готье и меняющиеся взгляды делают его одним из самых разносторонних деятелей французской литературы. Он не оставил после себя ни одного великого произведения — пьесы, стихотворения, романа или эссе, — которое определяло бы его взгляды и укрепляло его положение среди современников. Пребывая в период серьезных изменений французских художественных и литературных вкусов, трудно охарактеризовать Готье в какой-либо из типичных исторических периодов. Хотя его результаты могут быть в некоторой степени неравномерными, явная плодовитость Готье, а также его бесконечное творчество и иконоборчество делают его одним из самых привлекательных, обольстительных и важных литературных деятелей своей эпохи.

Библиография

Список произведений

Романы

  • «Мадемуазель де Мопен» (Mademoiselle de Maupin. Double amour) (1835)
  • «Эльдорадо, или Фортунио» (L’Eldorado ou Fortunio) (1837—1838)
  • «Милитона» (Militona) (1847)
  • «Невинные распутники» (Les Roués innocents) (1847)
  • «Две звезды» (Les Deux étoiles (1848), devenu Partie carrée (1851), et, enfin, La Belle Jenny (1865))
  • «Жан и Жанетта» (Jean et Jeannette) (1850)
  • «Роман о мумии» (Le Roman de la momie) (1858)
  • «Капитан Фракасс» (Le Capitaine Fracasse) (1863)

Новеллы

  • Хозяйка кафе (La Cafetière) (1831)
  • Онуфриус (Onuphrius) (1832)
  • Элиас Вильдманстадиус (Élias Wildmanstadius) (1832)
  • Под столом (Sous la table) (1833)
  • Даниель Жовар (Daniel Jovard) (1833)
  • То и это (Celle-ci et celle-là) (1833)
  • Чаша с пуншем (Le Bol de punch) (1833)
  • Соловьиное гнездо (Le Nid de rossignols) (1833)
  • Омфала. История рококо (Omphale. Histoire rococo) (1834)
  • Собачка маркизы (Le Petit Chien de la marquise) (1836)
  • Любовная смерть (La Morte amoureuse) (1836)
  • Золотая цепь или Разделенный любовник (La Chaîne d’or ou L’Amant partagé) (1837)
  • Трубка опиума (La Pipe d’opium) (1838)
  • Ночь Клеопатры (Une nuit de Cléopâtre) (1838)
  • Душа дома (L’Âme de la maison) (1839)
  • Золотое руно (La Toison d’or) (1839)
  • Нога мумии (Le Pied de momie) (1840)
  • Двойной кавалер (Le Chevalier double) (1840)
  • Два актера на одну роль (Deux acteurs pour un rôle) (1841)
  • Тысяча и вторая ночь (La Mille et Deuxième Nuit) (1842)
  • Ночной визит (Une visite nocturne) (1843)
  • Царь Кандавл (Le Roi Candaule) (1844)
  • Пастух (Le Berger) (1844)
  • Подушка девочки (L’Oreiller d’une jeune fille) (1845)
  • Клуб гашишистов (Le Club des hachichins) (1846)
  • Водный павильон (Le Pavillon sur l’eau) (1846)
  • Дитя в дырявых туфлях (L’Enfant aux souliers de pain) (1849)
  • Аррия Марцелла (Arria Marcella) (1852)
  • Аватар (Avatar) (1856)
  • Джеттатура (Jettatura) (1856)
  • Спирита (Spirite) (1865)
  • Ложное обращение (La Fausse conversion) (1866)
  • Листки из альбома юного мазилы (Feuillets de l’album d’un jeune rapin) (1866)
  • Мадмуазель Дафне (Mademoiselle Dafné) (1866)

Поэзия

  • «Стихи» (Poésies) (1830)
  • «Альбертус» («Albertus») (1833)
  • «Комедия смерти» (La Comédie de la mort) (1838)
  • «Испания» (Espagna) (1845)
  • «Эмали и камеи» (Émaux et camées) (1852)

Путевые заметки

  • «Путешествие в Испанию» (Le Voyage en Espagne) (1843)
  • «Зигзаги» (Zigzags) (1845); позднее, с дополнениями, «Капризы и зигзаги» (Caprices et zigzags) (1852)
  • «Италия» (Italia) (1852)
  • «Константинополь» (Constantinople) (1853).
  • «Во время странствий» (Quand on voyage) (1865), сборник очерков
  • «Вдали от Парижа» (Loin de Paris) (1865)
  • «Впечатления от путешествия в Швейцарию» (Impressions de Voyage en Suisse) (1865)
  • «Путешествие в Россию» (Voyage en Russie) (1867)
  • «Восток» (L’Orient) (1877)
  • Les Vacances du lundi (1884)

Публикации на русском языке

  • Избранные сочинения. В 2-х тт. — М.: Художественная литература, 1972.
  • Теофиль Готье. Эмали и камеи / Сост. Г. К. Косиков. — Москва: Радуга, 1989. — 368 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-05-002427-7.
  • Теофиль Готье. Путешествие в Россию. — М., «Мысль», 1990. — 400 с., 35 000 экз.

Два актера на одну роль. Сборник новелл. — М.:Правда, 1991. — 528 с.

Мадемуазель де Мопен. — М.: Терра, 1997. — 350 с.

Путешествие на Восток. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 2000. — 344 с.

Теофиль Готье. Эмали и камеи. — Москва: Текст, 2011. — 253 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7516-0992-4.

Романическая проза. В 2-х тт. Серия «Литературные памятники». Ладомир, Наука. 2012/ Романы: Фортунио; Царь Кандавл; Невинные распутники; Двое на двое; Милитона; Роман о мумии; Жан и Жанетта; Аватара; Джеттатура; Спирита

Собрание сочинений в шести томах. — Издательство “Терра”, “Книжный клуб Книговек”, 2017 г., серия Библиотека зарубежной классики. ISBN 978-5-4224-1314-0

Балетные сценарии

Романтический стиль произведений поэта отвечал стилистике классических балетов XIX века. Готье сам писал сценарии некоторых балетов, другие были написаны по мотивам его произведений. Особенной популярностью его сюжеты пользовались в России:

“Жизель”, первая постановка 1841 г. Сценарий написан Готье совместно с Анри де Сен-Жоржем и Жаном Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне.

“Пакеретта” — балет, поставленный Артуром Сен-Леоном по сценарию Готье.

“Дочь фараона” — балет композитора Цезаря Пуни. Либретто написано балетмейстером Мариусом Петипа и Сен-Жоржем по роману Готье “Роман о мумии”.

“Царь Кандавл” — балет, поставленный М. Петипа по одноимённой новелле Готье.

“Павильон Армиды” — балет композитора Александра Черепнина, поставленный Михаилом Фокиным в 1907 году в Мариинском театре. С 1909 года был одним из наиболее значительных спектаклей “Русских сезонов”. Спектакль был оформлен Александром Бенуа, он же был автором сценария, в основу которого положена новелла Готье “Омфала”.

“Египетские ночи” — балет по новелле “Ночь Клеопатры”, сочинён в 1901 году Л. Ивановым на музыку А. С. Аренского, но постановка не была доведена до показа. М. М. Фокин вновь поставил балет в 1908 году.

“Видение розы” — одноактный балет, поставленный в 1911 году М. М. Фокиным по мотивам одноимённой поэмы на музыку пьесы Карла Марии фон Вебера.

Начало сольной карьеры Gotye

Начиная с 2000 года, Ваутер Де Баккер приступил к работе над сольным проектом. Первая пластинка певца была записана им же самим с использованием собственной музыкальной домашней аппаратуры. Правда, официальное издание альбома состоялось только спустя три года. Он вышел под названием Boardface.

Кстати, очень интересна история появления сценического псевдонима Готье. Дело в том, что в детстве мама называла Ваутера Вальтером (на французский манер), именно поэтому он выбрал себе псевдоним Готье.

Watch this video on YouTube

Начиная с 2002 года, австралийская звезда стала одним из участников коллектива The Basics, одним из создателей которой являлся гитарист Крис Шредер.

Группа пользовалась огромной популярностью не только в Мельбурне, но и в других австралийских городах. Правда, Готье не забывал и о своей сольной карьере. Второй альбом Ваутер Де Баккер решил назвать Like Drawing Blood.

Помощью за его запись Готье обязан известному в Австралии продюсеру, занимавшемуся «раскруткой» молодых, талантливых групп и певцов, Франку Тетазу, а также диджеям, работавшим на популярной в Австралии радиостанции Triple J. Именно они первыми воспроизвели в эфир лучшие песни Ваутера.

Благодаря диджеям на композиции Готье буквально «подсели» радиослушатели станции. В 2006 году второй диск австралийского певца получил приз лучшего альбома на радио, а также статус «платинового». Наиболее популярной композицией стала песня Learnalilgivinanlovi.

Gotye (Готье): Биография артиста

Кроме того, не менее известным стал хит с альбома Hearts a Mess

Также пластинка была номинирована на несколько престижных музыкальных премий Австралии, среди которых наиболее важной для Готье стала ARIA Music Awards, учреждённая «Австралийской ассоциацией звукозаписывающих компаний»

Интересен тот факт, что в Соединенных Штатах Америки официально альбом стали выпускать только спустя 6 лет после его выхода в Австралии.

Личная жизнь поэта

Готье Теофиль появился на свет 31 августа 1811 года в городке Тарб на границе с Испанией. Правда, спустя короткое время его семья переехала в столицу. Готье практически всю жизнь провел в Париже, сохраняя тоску по южному климату, что отложило отпечаток и на его темперамент, и на творчество.

В столице Готье получил отменное образование с гуманитарным уклоном. Поначалу рьяно увлекался живописью, довольно рано стал сторонником романтического направления в искусстве. Своим первым учителем считал Виктора Гюго.

Юный поэт хорошо запомнился современникам своим ярким нарядом. Его неизменный красный жилет и длинные распущенные волосы стали образом для романтического юноши того времени.

«Капитан Фракасс» Готье

Наиболее знаменитый приключенческий роман Теофиля Готье «Капитан Фракасс» (1863), созданный на закате творческих сил, прозвучал данью юношеской романтической мечтательности, поре, когда дерзостные порывы выражают предельно напряженные эмоции, возвышенное благородство чувств, неистребимую жажду счастья, успеха и справедливости.

На страницах романа оживает история Франции XVII в. Любовные приключения его главных персонажей — смелого барона де Сигоньяка и талантливой актрисы-красавицы Изабеллы — вплетены в описание странствий театральной труппы, развлекающей жителей провинциальных местечек и владетелей замков спектаклями комедии масок. Такую жизнь бродячего актера тридцать лет вел со своей труппой молодой Мольер. Из Гаскони к Парижу по дорогам, пролегающим через разбойничьи засады, колесит с труппой бродячих актеров барон де Сигоньяк, приняв имя капитана Фракасса. Любовь и соперничество, дуэли и преследования, подозрительные харчевни и великолепные замки, высокие чувства и подлое коварство, гордые дворяне и наемные убийцы, братство в искусстве и в защите человеческого достоинства, внезапные исчезновения и счастливое спасение, желанная свадьба и обнаруженный старинный клад, венчающие конец злоключений, — весь этот арсенал средств романтического изображения в сочетании с искусным мастерством использован автором, чтобы передать вольный дух, красоту самоотверженности, беспредельность доброты и восхищение отвагой. Всему этому сопутствуют живописные детали. Они создают то атмосферу таинственности, то настроение грусти, то силу больших чувств, вдохновляющих человека на благородные поступки, и тем самым подчеркивают самоценность качеств, позже утраченных в деятельности и прозаизме суетной жизни.

Самый известный роман

Несмотря на сильные стихи, большинству читателей по другой причине известно имя Теофиль Готье. «Капитан Фракасс» — историко-приключенческий роман, изданный впервые в 1863 году. Впоследствии был переведен на многие языки мира, в том числе и на русский, причем дважды — в 1895 и 1957 годах.

Действия происходят в годы правления во Франции Людовика XIII. Это начало XVII века. Главный герой — молодой барон де Сигоньяк — живет в родовом имении в Гаскони. Это полуразрушенный замок, в котором при нем остается только один верный слуга.

Все изменяется, когда в замок на ночевку пускают труппу бродячих артистов. Юный барон без памяти влюбляется в актрису Изабеллу и следует за артистами в Париж. В пути один из членов труппы умирает, и де Сигоньяк решается на небывалый для человка его статуса в то время поступок. Чтобы добиться расположения Изабеллы, он выходит на сцену и начинает играть роль капитана Фракасса. Это классический персонаж итальянской комедии дель арте. Типаж авантюриста-военного.

Дальше события развиваются как в захватывающем детективе. Изабеллу стремится соблазнить молодой герцог де Валломбрез. Наш барон вызывает его на поединок, одерживает победу, но герцог не оставляет своих попыток. Он организует похищение Изабеллы из парижской гостиницы, а к самому де Сигоньяку подсылает наемного убийцу. Однако последний терпит фиаско.

Концовка больше похожа на индийскую мелодраму. Изабелла томится в замке герцога, который настойчиво предлагает ей свою любовь. Однако в последний момент, благодаря фамильному перстню, выясняется, что Изабелла и герцог — брат и сестра.

Герцог и барон мирятся, де Сигоньяк берет красавицу в жены. В конце еще и обнаруживает фамильный клад в старом замке, спрятанный там его предками.

Пьесы

Между 1839 и 1850 годами Готье написал все или часть девяти различных пьес:

  • Un Voyage en Espagne (1843)
  • La Juive de Constantine (1846) — (потеряно)
  • Regardez mais ne touchez pas (1847) — (написано в основном соавторами)
  • Пьеро ан Эспань (1847) — (атрибуция не установлена)
  • L’Amour soufflé ou il veut (1850) — (незаконченный)

Теофиль Готье не считал себя драматургом, хотя он баловался формой, мотивируемый в первую очередь своими мыслями о драме, которые возникли в результате его театральной критики. Его пьесы, к сожалению, смотрели очень мало. Во время революции 1848 года многие театры были закрыты

Большинство пьес, которые доминировали в середине века, были написаны драматургами, которые настаивали на конформности и общепринятых формулах и предназначались для осторожной публики из среднего класса. В результате большинство экспериментальных пьес Готье никогда не публиковались и не исполнялись

Жан-Поль Готье сейчас

В январе 2020 года на Неделе высокой моды в Париже прошел последний показ одежды от Готье. Завершить карьеру французский кутюрье решил показом-ретроспективой моделей, которые он создавал на протяжении карьеры. Среди известных персон, которые посетили это мероприятие, были как коллеги-модельеры Кристиан Лубутен, Пьер Карден, так и Карла Бруни, Элоиз Летисье, Ларсен Томпсон. На подиум среди моделей вышли Белла и Джиджи Хадид.

Сейчас художник отошел от дел, но продолжает оставаться совладельцем Jean Paul Gaultier S.A. и обеспеченным человеком: в 2021 году эксперты оценивают его состояние в €100 млн.

Ранняя поэзия

Поэзии (1830)Поэзии, опубликованный в 1830 году, представляет собой сборник из сорока двух стихотворений, которые Готье сочинил в возрасте 18 лет. Однако, поскольку публикация состоялась во время июльской революции, копии не были проданы, и том был в конечном итоге отозван. В 1832 году стихи были переизданы, напечатаны в одном томе с эпосом Готье. Альбертус. Еще одно издание вышло в 1845 году, в него вошли редакции некоторых стихотворений. Самым важным аспектом этих ранних стихов является то, что они написаны в широком спектре стихотворных форм, что свидетельствует о широком знании французской поэзии Готье, а также о его попытках подражать другим более известным поэтам-романтикам, таким как Сент-Бев, Ламартин и Гюго. .

Альбертус (1831 г.)Альбертус, опубликованное в 1832 году, представляет собой длинное повествовательное стихотворение из ста двадцати двух строф, каждая из которых состоит из двенадцати строк александринового (двенадцатисложного) стиха, за исключением последней строки каждой строфы, которая является восьмисложной.

Альбертус пародия на романтическую литературу, особенно на сказки о жутком и сверхъестественном. Стихи рассказывают историю уродливой ведьмы, которая волшебным образом превращается в полночь в очаровательную молодую женщину. Альберт, герой, глубоко влюбляется и соглашается продать свою душу, только чтобы обнаружить свою ошибку — и ужас ведьмы — после того, как его душа уже потеряна. Публикация этого стихотворения знаменует собой резкий отход Готье от романтических чувств.

Комеди де ла Морт (1838)Комеди де ла Морт, опубликовано в 1838 году. Альбертус. В этой работе Готье сосредотачивается на теме смерти, которая для Готье является устрашающей, удушающей и необратимой завершенностью. В отличие от многих романтиков до него, Готье видение смерти торжественно и зловещее, провозглашая смерть окончательным спасением от пыток жизни. За время написания этого текста Готье бывал на многих кладбищах; Сама Франция в то время страдала от эпидемий, и смерть была повседневной реальностью в Париже. В поэме Готье превращает смерть в удивительно волнующее переживание, которое избавляет поэта, пусть ненадолго, от ужасной реальности земной жизни.

Биография[править | править код]

Теофиль Готье родился 31 августа 1811 года в Тарбе, на юге Франции, но вскорости его семья переехала в столицу. Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведённую почти исключительно в Париже, тоску по югу и тому, что он называет в своей автобиографии «южным фоном» („un fond méridional“). Получив блестящее гуманитарное образование, Готье начал с живописи и, состоя учеником в мастерской Риу, стал ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около идола тогдашней молодёжи, В. Гюго. В баталиях, происходивших на представлениях „Hernani“ («Эрнани»), Готье принимал энергичное участие, предводительствуя отрядом восторженной молодёжи. Тогдашний костюм Готье, его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминания о них преследовали Готье долго после того, как он перестал выражать своё литературное мировоззрение внешними признаками.

В 1830 году вышел первый томик стихотворений Готье „Poésies“, внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в романтический cénacle, как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями Готье были Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут поэзией, завтракая одой и обедая балладой. «Мы верили тогда, — писал Готье Сент-Бёву, вспоминая об этом времени, — мы любили, мы восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания искусства». К периоду —1836 годов относятся многие из самых известных произведений Готье — поэма «Альбертус» („Albertus“ ), романы «Молодая Франция», („La Jeune- France“ ), «Мадемуазель де Мопен» („Mademoiselle de Maupin“ ), «Фортунио» („Fortunio“, ), «Слеза дьявола» („Une larme du diable“ ), a также первая часть книги о забытых поэтах XV—XVII веков «Гротески» („Grotesques“).

Огюст де Шатийон. Портрет Теофиля Готье

В поэме «Альбертус» Готье примкнул к самому крайнему романтизму по выбору сюжета и его обработке, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в «Молодой Франции» Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля. Одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника — известный рассказ «Гнездо соловья» („Un nid de rossignols“).

В „Comédie de la Mort“, составляющей вместе с некоторыми другими стихотворениями второй сборник стихотворений Готье «Комедия смерти» (), поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мёртвых тайну жизни и смерти. Из других пьес сборника некоторые, как, например, „Thébaide“, „Ténèbres“, отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но наряду с ними есть грациозные и естественно-поэтичные пьесы, как „Coquetterie posthume“, „La Caravane“, „La Chimère“, „Le Sphinx“, „Pastel“. В них уже сказывается необыкновенная артистичность в отделке стиха, составляющая главную прелесть поэзии Готье и обеспечившая ему почётную характеристику „magicien des lettres françaises“, как гласит бодлеровское посвящение ему сборника стихотворений «Цветы зла» („ Les Fleurs du Mal“).

В 1838 году Готье увлёкся спортом и стал брать уроки у мастера французского бокса и трости Шарля Лекура, серьёзно укрепив своё здоровье и авторитет.

Эмали и камеи

Самое законченное поэтическое произведение Готье — его сборник «Эмали и камеи» („Emaux et Camées“), отводящий ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии. Над стихотворениями этой книги поэт с любовью работал в часы досуга последние двадцать лет жизни. Каждое из них действительно отделано, как драгоценный камень, и вместе с тем проникнуто искренностью. Все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, с чем-нибудь пережитым. Сборник этот при жизни поэта выходил в шести изданиях, пополняясь новыми лирическими миниатюрами: в издании 1852 года состоял из 18 стихотворений, в издании 1853 года к ним добавилось ещё два стихотворения. Изданная в 1858 году книга содержала 18 стихотворений первого издания и 9 новых, но не включала 2 стихотворения второго издания. Издание 1863 года включало 38 стихотворений, 1866 года — 39. В окончательное издание 1872 года, вышедшее за несколько месяцев до смерти Готье, вошло 47 стихотворений

Зрелая поэзия

Испания (1845 г.)Испания обычно считается переходным томом между двумя фазами поэтической карьеры Готье. Это сборник из 43 разных стихотворений, вдохновленных путешествиями Готье по Испании летом 1840 года. В этих стихах Готье пишет не только на испанском языке, но и на традиционные аспекты испанской культуры и традиций, такие как музыка и танцы.

Emaux et Camées (1852)Emaux et Camées был опубликован, когда Готье гастролировал по Ближнему Востоку, и считается его высшим поэтическим достижением. Название, переведенное как «Эмали и камуфляж», отражает отказ Готье от романтических амбиций по созданию своего рода «тотального» искусства в пользу более современного подхода, который фокусируется на миниатюрах и на форме стихотворения, а не на его содержании. Emaux et Camees начинался как сборник из 18 стихотворений в 1852 году, но последующие издания содержали до 47 стихотворений.

Вершина поэтического творчества

По общему признанию критиков, заслуженное место в пантеоне французских поэтов занимает Теофиль Готье. Произведения, созданные им, сравнивают с драгоценными камнями, над одним стихотворением поэт мог трудиться не один месяц.

В первую очередь все это относится к сборнику «Эмали и камеи». Над ним Готье работал в 50-70-х годах XIX века. Ему автор уделял любую свободную минуту практически на протяжении всех последних 20 лет своей жизни. Все без исключения произведения, вошедшие в этот сборник, связаны с личными воспоминаниями и переживаниями. При жизни Готье Теофиль выпустил 6 изданий «Эмали и камеи», каждое из которых дополнялось новыми произведениями. Если в 1852 году в него вошли 18 стихотворений, то в окончательном варианте 1872 года, увидевшем свет за несколько месяцев до смерти поэта, было уже 47 лирических миниатюр.

Биография

Огюст де Шатийон. Портрет Теофиля Готье

Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведённую почти исключительно в Париже, тоску по югу и тому, что он называет в своей автобиографии «южным фоном» („un fond méridional“). Получив блестящее гуманитарное образование, Готье начал с живописи и, состоя учеником в мастерской Риу, стал ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около идола тогдашней молодежи, В. Гюго. В баталиях, происходивших на представлениях „Hernani“ («Эрнани»), Готье принимал энергичное участие, предводительствуя отрядом восторженной молодежи. Тогдашний костюм Готье, его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминания о них преследовали Готье долго после того, как он перестал выражать своё литературное мировоззрение внешними признаками.

В 1830 году вышел первый томик стихотворений Готье „Poésies“, внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в романтический cénacle, как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями Готье были Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут поэзией, завтракая одой и обедая балладой. «Мы верили тогда, — писал Готье Сент-Бёву, вспоминая об этом времени, — мы любили, мы восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания искусства». К периоду —1836 годов относятся многие из самых известных произведений Готье — поэма «Альбертус» („Albertus“), романы «Молодая Франция», („La Jeune- France“ ),«Мадемуазель Мопен» („Mademoiselle de Maupin“ ), „Fortunio“ (),«Слеза дьявола» („Une larme du diable“ ), a также первая часть книги о забытых поэтах XV—XVII веков «Гротески» „Grotesques“.

Теофиль Готье. Фотография Надара

В поэме «Альбертус» Готье примкнул к самому крайнему романтизму по выбору сюжета и его обработке, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в «Молодой Франции» Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля. Одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника — известный рассказ «Гнездо соловья» „Un nid de rossignols“.

В „Comédie de la Mort“, составляющей вместе с некоторыми другими стихотворениями второй сборник стихотворений Готье «Комедия смерти» (), поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мёртвых тайну жизни и смерти. Из других пьес сборника некоторые, как, например, „Thébaide“, „Ténèbres“, отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но наряду с ними есть грациозные и естественно-поэтичные пьесы, как „Coquetterie posthume“, „La Caravane“, „La Chimère“, „Le Sphinx“, „Pastel“. В них сказывается уже необыкновенная артистичность в отделке стиха, составляющая главную прелесть поэзии Готье и доставившая ему название „magicien des lettres françaises“, как гласит бодлеровское посвящение ему сборника стихотворений «Цветы зла» „Fleurs du Mal“.

Эмали и камеи

Самое законченное поэтическое произведение Готье — его сборник «Эмали и камеи» („Emaux et Camées“), отводящее ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии. Над стихотворениями этой книги поэт с любовью работал в часы досуга последние двадцать лет жизни. Каждое из них действительно отделано, как драгоценный камень, и вместе с тем проникнуто искренностью. Все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, с чем-нибудь пережитым. Сборник этот при жизни поэта выходил в шести изданиях, пополняясь новыми лирическими миниатюрами: в издании 1852 года состоял из 18 стихотворений, в издании 1853 года к ним добавилось ещё два стихотворения. Изданная в 1858 году книга содержала 18 стихотворений первого издания и 9 новых, но не включала 2 стихотворения второго издания. Издание 1863 года включало 38 стихотворений, 1866 года — 39. В окончательное издание 1872 года, вышедшее за несколько месяцев до смерти Готье, вошло 47 стихотворений

Путешествия

Кроме поэта, критика и романиста Готье совмещал в своём лице ещё страстного любителя путешествий, объехавшего всю Европу — в том числе Россию, которой посвящены „Voyage en Russie“ (1867) и „Tr?sors d’art de la Russie“ (1860—1863), — и Восток и описавшего свои путевые впечатления в ряде художественных очерков („Voyage d’Espagne“, „Italia“, „L’Orient“ и другие). Они отличаются необычной для большинства путешественников точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы. В общем Готье — в истинном смысле слова полиграф, создавший в 40 лет писательской жизни изумительную массу сочинений на самые разнообразные сюжеты.

Творчество

Дебютный стихотворный сборник Теофиль Готье опубликовал в 1830-м. На тот момент начинающему автору было 19 лет. Книга получила название «Стихи». До 1836 года Готье издал произведения «Альбертус», «Молодая Франция», «Слезы дьявола», «Фортуна». Сквозь сочинения поэта, пополнявшие его библиографию, просматривалось изменение творческой манеры. Будучи приверженцем романтизма, он сочетал простоту и любовь к поэзии с типичными приметами направления.

Помимо поэтического поприща, Теофиль Готье реализовался как журналист. Эту стезю он предпочитал как сферу, приносящую деньги. К работе мужчина относился без вдохновения, с четким материалистичным расчетом, так как она приносила ему основной доход. Продолжительное время литератор публиковался в журнале «Пресса», создавая для публики драматические фельетоны. Он также занимался художественной и литературной критикой.

Теофиль Готье в старости

В 1844-м свет увидел проект «Гротеск», объединивший несколько забытых публикой авторов. В их числе оказались Франсуа Вийон и Савиньен Сирано де Бержерак. Литературную деятельность Готье совмещал с путешествиями. Он объездил всю Европу и гостил в России. Результатом поездки стали очерки под названием «Путешествие в Россию». В 1867-м автор опубликовал книгу «Сокровища русского искусства». Теофиль Готье любил фиксировать туристические впечатления. Они сохранились в виде самостоятельных произведений, описывающих красоты природы и живописные виды.

Самым знаменитым творением литератора стал сборник «Эмали и камеи», работа над которым велась в 1850–1870 годах. У автора ушло почти 20 лет на создание произведений для этой книги. В ней он отразил переживания и чувства, воспоминания и мечты. Было опубликовано 6 изданий сборника, каждое из которых несло в себе новые сочинения. Если в 1852-м он состоял из 18 стихотворений, то к 1872-му книга содержала 47 творений.

Могила Теофиля Готье

Известным романом Готье считается «Капитан Фракасс». Впервые произведение было издано в 1863-м. Его перевели на иностранные языки, а в России сочинение переиздавали дважды. Роман описывает Францию 17-го века и правление Людовика XIII. Основным лейтмотивом является любовная линия юного барона и бродячей актрисы. Чтобы заслужить симпатию, молодой человек выходит на сцену и воплощает образ капитана Фракасса, героя комедии дель арте.

Теофиль Готье — обладатель обширной библиографии. Его произведения запечатлели имя автора на страницах истории европейской литературы. Мужчина, создавший за творческую биографию длиной в 40 лет множество разножанровых сочинений, считается родоначальником школы парнасцев, которая пришла на смену романтизму. Правда, судя по отзывам современников поэта, не все его коллеги по цеху поддерживали эту точку зрения.

Журналистика

Забота о средствах к существованию сделала Готье журналистом, и в этом он видел проклятие своей жизни. Готье рано дебютировал как художественный критик — уже в октябре 1831 года в “Le Mercure” появилась его статья о бюсте Виктора Гюго. Началось плодотворное сотрудничество с целым рядом парижских газет: “Le Cabinet de Lecture” (“Читальный зал”), “La France littéraire” (“Литературная Франция”), “Ariel, journal du monde élégant” (“Ариель, газета высшего света”), “Le Figaro”, “La Chronique de Paris” (“Хроника Парижа”).

Начиная с 1836 года и до самой смерти Готье, вёл еженедельный драматический фельетон, сначала в „Presse” Э. Жирардена, потом в „Journal Officiel”. Он написал, кроме того, несколько книг критического и историко-литературного содержания, из которых самая выдающаяся — „Grotesques” (1844), в которых автор “открыл” нескольких давно забытых поэтов XV и XVI веков, таких как Вийон, Скюдери, Сирано де Бержерак, Сент-Аман, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и артистически передать духовный облик писателя. Стиль книги делает её образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами обладают его „Histoire du romantisme” и „Rapport sur les progrès de la poésie française”, отличающиеся, к тому же, как и „Grotesques”, беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного фанатизма.

Общую тенденцию, характерную для критической манеры Т. Готье, можно определить как желание рассказать о произведении, о впечатлении от него, а не аналитический комментарий как таковой. Но в этом таилась и опасность поверхностной описательности, которую отмечали некоторые современники. Ш. Блан, знаток живописи, писал, что такая критика скользит по поверхности вещей, а сам Э. Делакруа отмечал, что Готье “берет картину, описывает её на свой лад, создавая тем самым свою достаточно очаровательную картину, но не совершая настоящего действия критики он доволен, он достиг цели пытливого писателя, но мне кажется дальше он не видит”.

Наследие

Библиографический перечень написанного Готье (Ch. Spoelberch de Lovenjoul, „Histoire des oeuvres de Th. Gautier”, 1887) занимает 2 тома. Конечно, его драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их, впрочем, собрана в „Histoire de l’art dramatique en France depuis 25 ans”, 1859). Но его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное преклонение перед чистотой и законченностью формы и терпеливое, тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев.

„Emaux et Camées” Готье принадлежат к одной категории с „Poêmes Barbares” Леконта де Лиля, „Bonheur” Сюлли-Прюдома и другими.

Беззаветно преданный поэзии, он мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь был стеснён материальными заботами и ненавистной ему журнальной работой. Это накладывало отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нём поэтические замыслы.

Известностью пользуется приключенческий роман о жизни бродячих комедиантов во Франции XVII века “Капитан Фракасс” („Le Capitaine Fracasse”, 1863; русский перевод 1895, 1957). Во Франции роман экранизировался в 1929, 1942, 1961 годах, в СССР — в 1984 году.

Его дочь Юдифь пошла по стопам отца и также посвятила свою жизнь литературе; ей принадлежит множество переводов с японского языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: