Скрипка страдивари (фото). из какого дерева делали скрипки страдивари, сколько их?

Антонио страдивари – виртуоз изготовления скрипок из италии

Страдивари в России

За свою долгую жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых, в послужном списке маэстро были также арфы и две гитары. Нередко инструменты изготавливались по заказу королевских домов Европы. Многие творения Страдивари находятся и сейчас в богатых частных коллекциях.

Но любая старинная скрипка должна играть, а не лежать под стеклом. Если ее не берут в руки, она «заболевает» – теряет звучность. Так, победители Московского конкурса скрипачей имени Паганини получают право играть на легендарной скрипке Страдивари (№55 из Российской Государственной Коллекции уникальных инструментов). Считается, что эта скрипка (на картинке справа) принадлежала знаменитому виртуозу XIX века Генрику Венявскому – поэтому именно её в 1982 году предложили «абонировать» Вадиму Репину во время его поездки в Познань (Польша) на международный конкурс им. Венявского, где одиннадцатилетний скрипач завоевал высшую награду. В XX веке на скрипке «Венявский» играли и другие известные музыканты – Дмитрий Цыганов, Самуил Фурер, Михаил Фихтенгольц, Юлиан Ситковецкий, Виктор Третьяков, Олег Каган, Григорий Жислин, Виктория Муллова и другие. Учитывая, что стоимость уникальных инструментов колеблется от пятидесяти тысяч до нескольких миллионов долларов, получить «в аренду» редкую скрипку может только выдающийся исполнитель. При этом инструмент должен быть обязательно застрахован на астрономическую сумму, дома музыкант обязан хранить инструмент в стальном сейфе, а вне дома всегда быть рядом с ним и на концерте не смущаться от присутствия охраны

Такие меры предосторожности – далеко не лишние: похищения бесценных инструментов происходят довольно часто, ведь именно на продаже скрипки Страдивари был установлен мировой рекорд стоимости музыкального инструмента – это произошло в Лондоне в 1998 году (1 миллион 526 тысяч долларов), и с тех пор инструменты кремонского гения отнюдь не упали в цене

А вот «подменить» скрипку (скажем, взять Страдивари, а вернуть хорошую копию Вийома) совершенно нереально. Генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Евгений Зяблов утверждает, что такие инструменты известны десяткам экспертов, не говоря уже о том, что любой выдающийся музыкант «услышит» подмену: смычок в руках виртуоза – метод не менее точный, чем химическая экспертиза.

Впрочем, проблема подлинности скрипичных шедевров существует, но связана она отнюдь не с подменами. Споры о том, сколько сохранилось настоящих скрипок Страдивари, не утихают до сих пор – ведь в мире насчитывается около трех тысяч подделок.

В нашей стране находится, по разным данным, около 10 подлинных инструментов Антонио Страдивари, из которых шесть – в московской Государственной Коллекции, остальные – в руках частных владельцев.

Интересные факты

В жизни Антонио Страдивари произошло множество интересных событий, среди которых выделяются следующие:

  1. Познакомился Страдивари с Николо Амати когда Антонио, будучи простым столяром, работал в одной из непримечательных мастерских, он был совсем юн. Николо принимает решение взять мальчика к себе в подмастерья, не до конца осознавая, с каким талантом столкнула его судьба.
  2. Согласно одной из легенд, чтобы создать идеальный инструмент, Амати использовал внутренние органы ягнят. Каждое утро он отправлял Страдивари в мясную лавку с тайной запиской, в обмен на которую Антонио получал внутренности животных, их возраст начинался строго с 3 месяцев. Лишь спустя длительное время Страдивари осознал, что это и есть секретный ингредиент, благодаря которому звучание скрипок становилось мощным, чистым и невероятно красочным. Но сам Антонио никогда не прибегал к таким мерам, и когда у него спросили, в чем же секрет его волшебных скрипок, он сообщал, что использует собственноручно изготовленное покрытие из крыльев и лапок насекомых, которых он находит на полу своей мастерской. Страдивари не спешил расставаться со своими тайнами, он хотел быть единственным в своем роде.
  3. У Антонио был великолепный слух, который позволял ему улавливать даже едва слышную фальшь. Поэтому если он замечал какое-то несовершенство в инструменте, то вновь принимался за работу и старался довести ее до конца.
  4. Мастер был трудолюбивым, и именно это качество позднее распространило о нем славу далеко за пределы родной Кремоны.
  5. Одним из первых нововведений Страдивари был удлиненный корпус инструмента, который позволял ему звучать сильнее, насыщеннее и пронзительнее. Такое новшество Антонио стал использовать, когда постепенно отошел от влияния Николо.
  6. В сфере создания музыкальных инструментов Страдивари заслуженно получил звание новатора и революционера, потому что он преобразил не только внешний вид скрипок, но и начал создавать виолончели по совершенно новым законам. Антонио сделал этот инструмент легче, уменьшил габариты и улучшил частоту звучания.
  7. Из-за того, что скрипки Страдивари представляли собой огромную материальную ценность, на них часто покушались воры. В 1936 году скрипка «Гибсон» была украдена прямо из гримерки музыканта Бронислава Губермана, практически сразу после того, как он выступил на сцене. Любопытно, что грабитель так и не продал инструмент, а старательно хранил его более 50 лет, до тех пор, пока не осознал, что вскоре умрет от смертельного заболевания. Тогда вор завещал своей жене хранить скрипку, но и так и не рассказал, в чем заключалась ее истинная ценность. Только спустя 4 года женщина поняла, какой уникальной вещицей обладает, и решает вернуть пропажу за символическое вознаграждение. За инструмент она получила 263 тысячи долларов, а в настоящее время обладателем «Гибсона» является эксцентричный музыкант Джошуа Беллу.

И напоследок будет любопытно узнать, что старый еврейский анекдот про портных переделан из старого итальянского анекдота про скрипачей:

В небольшом итальянском городке Кремона на центральной улице жило несколько великих скрипичных мастеров. Первым боевые действия начала семья Амати, повесившая большую вывеску над своей мастерской «Лучшие скрипки в Италии». В ответ на это семья Гварнери тоже украсила свой магазин – «Лучшие скрипки в мире» Мастерская Антонио Страдивари, который раньше служил бесплатным учеником у Николо Амати, находилась в самом конце улицы и Страдивари повесил на ней скромную вывеску «Лучшие скрипки на этой улице».

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

ИсточникПо материалам

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Интересные факты о создании скрипок Страдивари

Для создания своих инструментов скрипичный мастер Страдивари использовал ель из Валь-ди-Фьемме для верхней деки и балканский клен для создания нижней деки, грифов и остальных деревянных частей. Ученым удалось установить, что древесина растений, выросших в период с 1645 по 1717 год, была особенно подходящей для изготовления инструментов, так как более низкие температуры и атмосферные осадки, характерные тому историческому периоду, способствовали меньшему фотосинтезу растений, что выражалось в идеальной прочности и компактности древесины.
Легенда также гласит, что у Страдивари был весьма оригинальный способ выбора подходящего дерева. Он перекатывал бревна, слушая их натуральное звучание. Целью его было добиться, с помощью своих созданий, акустического звучания, сходного человеческому голосу.

Личная жизнь

В личной жизни уроженца Кремоны присутствовали две женщины. Первой женой была итальянка, в молодости оставшаяся вдовой. После свадьбы с Франческой Феррабоши в июле 1667 года Страдивари обзавелся домом с просторными комнатами и мастерской.

Резиденция Casadel Pescatore граничила с владениями Николо Амати, там на свет появились пятеро долгожданных детей. Потом у семейной пары родился еще один ребенок, который, согласно церковным записям, скончался в возрасте семи дней.

В районе 1680 года семья переехала на Piazza Roma в поместье, обошедшееся Антонио в солидную сумму 7 тыс. лир. На чердаке мужчина создал производственные помещения, где работал над инструментами, которыми восхищается мир.

После смерти первой супруги Страдивари снова женился, об Антонии Марии Замбелли не известно почти ничего. Образ 35-летней итальянки, скрасившей остаток жизни мужчины, появлялся в художественной литературе, публицистике и кино.

Новый брак принес мастеру еще пятерых разнополых наследников, которые согласно завещанию имели одинаковые права. К сожалению, дети не продолжили дело великого итальянца, являясь сторонними наблюдателями моментов триумфа и торжества.

Бухгалтерия гармонии

В новое время вроде бы вплотную подошли к созданию научной теории скрипки, в том числе в нашей стране. В тридцатые годы XX века Н. Н. Андреев, тогда профессор, а затем академик, обосновал формулу для выбора резонансной древесины, в числителе которой – скорость распространения звука в дереве, а в знаменателе – плотность дерева. Затем А. В. Римский-Корсаков (внук композитора) дополнил ее величиной, учитывающей скорость затухания колебаний. Под натиском науки предрассудки вроде бы отступили – ученые сочли, что швейцарская ель ничуть не лучше всякой другой, была бы качественной.

Исследования продолжались, материал ведь известен – дерево, а в разных направлениях древесина сжимается неодинаково. Вдоль доски звук бежит быстрее, чем поперек. Следовательно, оптимального режима колебаний резонатора можно добиться, точно сосчитав соотношение «продольной» и «поперечной» скоростей звука. Чего проще! Однако до сих пор вычислить это соотношение так и не удалось, хотя бьются над этим не одно десятилетие. И дело не только в том, что скрипка состоит из сорока частей, выточенных из разных пород (не говоря уж о лаке). Очень сложна ее форма, ее выгнутый, сводчатый корпус. Звучит-то не столько дерево, сколько резонирующий воздух. Друг к другу словно пригнаны его бесчисленные столбики – разной длины, толщины, открытые, закрытые…

(И все же благодаря этой, пусть приблизительной, теории неотечественная промышленность выпускает скрипки вполне приличного качества. Либеральней стали и требования к струнам. У нынешних скрипок первая струна, ми второй октавы, – стальная. Вторая струна – тоже стальная, но с навивкой тонкой проволоки из серебра или алюминия для того, чтобы увеличить массу на единицу длины, не увеличивая жесткости. Третья и четвертая – из нейлона или, как и встарь, из кишок, но тоже с навивкой).

Инструменты Антонио Страдивари

По разным источникам в общем количестве мастер создал около 1150 инструментов

Некоторые историки говорят, что, если принимать во внимание природные катаклизмы, катастрофы и социальные конфликты, то в итоге можно насчитать около 5 тысяч инструментов Антонио

Известно, что в 1689 году Страдивари на какое-то время возвращался к модели Николо Амати, скорее всего, чтобы понять, как можно сделать скрипку еще лучше. В возрасте 60 лет он смог окончательно придумать собственную модель идеальной скрипки. В работах мастер использовал преимущественно клен и ель.

В настоящее время сохранилось примерно 650 музыкальных инструментов Страдивари. Самыми знаменитыми выступают:

Виолончель Дюпора

Виолончель Дюпора (Stradivari Duport) создана в 1711 году, является самым дорогим из сохранившихся инструментов Страдивари. Название виолончель приобрела благодаря владельцу Жану-Луи Дюпору, который не расставался с ней до самого дня смерти. Существует легенда, что на инструменте осталась небольшая царапина, нанесенная Наполеоном шпорами, который пробовал на ней сыграть. Виртуоз Франкомм выкупил ее за 22 тысячи франков, после которого перешла к Иоганну Кнопу. Впоследствии инструмент несколько раз менял обладателей.

С 1974 по 2007 год на ней играл Мстислав Ростропович, который любил называть виолончель своей «любовницей».

Виолончель Давыдова

Виолончель Давыдова (Stradivari Davidov) была изготовлена в 1708 или 1712 году для великого герцога Тосканского. Позднее инструмент был привезен в Россию графом Апраксиным. В позапрошлом столетии виолончель находилась в собственной коллекции графов Вильегорских, которые позволяли играть на ней приезжим и знакомым музыкантам. В 1870 году один из представителей семьи подарил инструмент Карлу Давыдову, чье имя он хранит и по сей день. В 1964 году виолончель приобретает крестная знаменитой Жаклин Дю Пре за 90 000 долларов. Однако спустя шесть лет девушка отказывается на ней играть. В настоящее время виолончель является собственностью американского музыканта Йо-Йо Ма китайского происхождения.

Виолончель Серве

Наиболее известным владельцем Виолончели Серве (Stradivari Servais) является Франсуа Серве, в честь которого и было надо название инструменту.

Сама виолончель находится в отличном состоянии, на ней даже сохранилась маркировка с датой создания – 1701 год. Продолжительное время на ней Серве играл в доме Юсуповых, а в 1857 году инструмент перешел в его полноправное владение. Сейчас бесценный шедевр Страдивари выставлен как экспонат в Смитсоновском институте.

В учениках у Амати

А. Страдивари занимался скрипичным делом с 13 лет. Он был учеником лучшего мастера того времени — Николо Амати. За то, что гений бесплатно обучал его своему ремеслу, он делал для него всю черновую работу и был мальчиком на побегушках. Н. Амати делился с учениками знаниями, однако всех секретов не раскрывал. Некоторые хитрости он поведал только старшему сыну.

Первый секрет Н. Амати, который узнал юный Антонио, — как изготавливать струны. Мастер делал их из внутренностей ягнят. Сначала нужно было вымачивать жилы в щелочном растворе. Затем сушить. А после этого скручивать из них струны.

На следующем этапе обучения А. Страдивари постигал, какое дерево стоит выбирать для изготовления дек скрипок. Мальчик понял, что главное — не внешний вид дерева, а его звучание. Часто Н. Амати изготавливал скрипки из невзрачно выглядевших деревяшек.

Свой первый инструмент А. Страдивари создал в 22 года. Через некоторое время он изготовил уже десятки скрипок. Но на всех его творениях стояло клеймо Николо Амати. Это не огорчало молодого Страдивари. Он был счастлив, что его мастерство растёт. В возрасте 40 лет Антонио открыл свою мастерскую. Вскоре он стал уважаемым скрипичным мастером. У него было много заказов, но превзойти своего учителя не получалось.

Знаменитым мастером А. Страдивари стал в 1680 году. Он улучшал инструменты, созданные его учителем Н. Амати. Для этого он несколько изменил их форму, добавлял украшения. Всячески добивался того, чтобы голоса инструментов звучали более певуче и красиво. В результате всех его стараний и исканий в начале 1700 годов родилась знаменитая скрипка Страдивари, равных которой нет до сих пор.

Тайны маэстро Страдивари

Произведений этого мастера сохранилось шестьсот. Крупнейшие музыканты с мировым именем мечтают иметь у себя хотя бы один инструмент, сделанный его удивительными руками. Рыночная цена изделий мастера давно уже перевалила за миллион долларов. И всё это ради скрипок. Скрипок Антонио Страдивари.

Триста лет они не дают покоя любителям музыки, виртуозам, перекупщикам, историкам искусства, маньякам. Скрипки Страдивари имеют подчас столь извилистую судьбу, которой позавидуют герои авантюрных романов. Они бесследно исчезали и неожиданно появлялись из ниоткуда, их находили на старых чердаках и они погибали в огне, разбивались вместе со своими владельцами в авиакатастрофах, их похищали бесчисленное количество раз. Некоторые из инструментов никогда не бывали в руках у настоящих музыкантов, оставаясь дорогостоящими игрушками богатых фетишистов.

А нам остаётся лишь теряться в догадках, разбираясь с невероятным количеством романтических легенд, официальных небылиц и противоречивых версий, имеющих отношение к «секретам» Антонио Страдивари.

Чаще всего упоминаются три элемента, отличающие его инструменты от инструментов других мастеров. Это, прежде всего, «поющее дерево», затем золотистый лак и, в довершении, технология сборки. Три загадки, которые пока не по зубам спектральному анализу, всепроникающим рентгеновским лучам и супермощным компьютерам. Техника пасует перед талантом рук человеческих. Иногда такое случается.

После того, как маэстро по только ему известным критериям отбирал подходящий материал и вырезал из него деки, гриф и душку, наступала очередь лака. Домыслов и фантазий на счет лакового покрытия ничуть не меньше. Неизвестны ни рецептура его, ни количество слоёв, нанесенных на скрипку, ни даже то, как он наносился на поверхность. Зато точно установлено, что лак Страдивари не закрывал ни одной черточки в рисунке древесного слоя, восстанавливал и каким-то чудесным образом консервировал поры дерева, позволяя ему «дышать», что многократно увеличивало вибрацию корпуса скрипки.

В числе компонентов легендарного лака Страдивари называют: ализарины, канифоль, прополис, эфирное масло, пуццулану, золу, пчелиный клей, сок растений семейства молочайных, шеллак. Но сколько бы химики не смешивали и не растирали приведенные выше компоненты ничего похожего на лак Страдивари не получается. Это какое-то наваждение: сотни экспериментов, современнейшая техника, а результатов никаких. Гений итальянского мастера, жившего три столетия назад, оказывается недоступным объяснению с точки зрения современной науки. Любопытнейший парадокс!

Итальянцы самозабвенно гордятся своим божественным и непревзойдённым соотечественником. На памятной доске в Кремоне (родине маэстро) выбиты следующие слова: «Здесь жил Антонио Страдивари, вознесший скрипку на самую высокую ступень совершенства, мастер, не знавший соперников в своём искусстве, давший Кремоне нетленное имя».

Стоимость инструментов

Инструменты Страдивари стали очень популярны около 1800 года и продавались по самым высоким ценам. С тех пор было создано множество копий его инструментов, названных в его честь. Даже экспертам трудно распознать хорошую копию. Простые копии облегчают раскрытие информации. Нимб Страдивари также привел к нереальному восприятию, возможно, непревзойденного звучания этих инструментов.

Поклонники платят непомерно высокие цены за подлинные инструменты Страдивари: на аукционе Christie’s в Лондоне в 1998 году «Крейцер» был продан за 7 947 500 (около 1,5 миллиона евро). Выставленная на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, картина «Lady Tenant» установила еще один рекорд в апреле 2005 года, когда неизвестный покупатель заплатил 1,53 миллиона евро. Рекорд был снова побит 16 мая 2006 года, когда аукцион Christie’s в Нью-Йорке продал Страдивари под названием «Молоток» за 3 544 000 долларов США (около 2,7 миллиона долларов США). ‘LadyBlunt, выставленный на торги лондонским аукционным домом Tarisio в июне 2011 года, достиг своей самой высокой цены на сегодняшний день. Неизвестный участник выиграл 89,8 млн (около 11 млн евро) на интернет-аукционе.

Значительный рост цен сейчас подпитывает «спекуляции в СМИ» с участием трейдеров, а также банков и частных инвесторов. Трейдер Страдивари Дитмар Макхолд, тяжелая артиллерия отрасли, стал отступником. В ходе процедуры банкротства в 2012 году требования кредиторов превысили 100 млн евро.

Многие инструменты Страдивари до сих пор используются. Однако у многих талантливых художников нет денег на их покупку. Некоторым из них помогают простаты, которые иногда дают им органы на всю жизнь. Многие учреждения приобретают инструменты Страдивари и другие ценные инструменты и предоставляют их выдающимся музыкантам на ограниченное время, чтобы принести пользу себе и публике (см. информацию о списке награжденных). При поддержке учреждений и других спонсоров некоторые струнные квартеты и струнные трио смогли выступать исключительно на инструментах Страдивари. Среди них Токийский квартет (1995-2013), Струнный квартет Хагена (2013-2017), Квартет Страдивари (2007-2017), а сегодня (2019) — Гольдмунд-квартет, Трио Олайда и Трио Циммермана. Несколько ассоциаций поставили перед собой цель мотивировать домовладельцев предоставлять свои инструменты художникам в качестве меценатов. Компания Strandivari — самый известный пример такого посредничества.

Некоторые факты из биографии Страдивари

Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.

Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью. Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.

Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.

Презентация на тему: «Антонио Страдивари — скрипичный мастер-виртуоз»

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об организации образовательной деятельности обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется совместно с другими обучающимися либо в отдельных классах или группах.

Курсы обучения на рабочем месте

Курсы обучения на рабочем месте

Курсы обучения на рабочем месте

«5 базовых принципов анализа проективных методик, основанных на рисунке»

Рабочие листы и ресурсы для учителей и преподавателей

Более 2 500 учебных материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Антонио Страдивари — скрипичный мастер

Антонио Страдивари (1644-1737).

Антонио Страндивари, известный итальянский биолог, создал огромное количество гнутых инструментов (скрипки, альты, виолончели, арфы и гитары), из которых до наших дней сохранилось около 600.

Его шедевры хранятся в крупнейших галереях мира и стоят миллионы долларов, когда выставляются на аукцион. Имя Антонио Страдивари хорошо известно тем, кто далек от мира искусства.

Скрипка Strandivari известна во всем мире как легендарный инструмент. Играть на нем было мечтой каждого музыканта, и только лучшие музыканты могли приблизиться к одному из 450 инструментов, существующих сегодня.

Своей уникальностью работы Антонио Страдивари обязаны качеству конструкции и безупречному звучанию. За долгую карьеру Антонио Страдивари, продолжавшуюся до 93 лет, он изготовил 1116 инструментов, 960 из которых были скрипками.

Мастерство

В молодости Страдивари соперничал с Андреа Гварнери, который жил в доме Николо Амати и входил в число его учеников. Постигая ремесленные секреты мастеров итальянской национальности, Антонио начал эксперименты в конце 1660-х годов.

В течение продолжительного периода времени юноша выверял пропорции и подбирал материалы, чтобы придать инструментам изящный вид. Он искал собственных заказчиков из числа аристократов и дождался банкира, однажды нанесшего в мастерскую учителя визит.

Антонио Страдивари и Николо Амати / “Википедия”

С производства комплекта инструментов, предназначавшихся Якову II, репутация уроженца Кремоны стала укрепляться и расти. Отход от практических методов и стиля Николо Амати помог Страдивари не сбиться с собственного творческого пути.

В 1680-х герцог Казимо III де Медичи купил солидную партию скрипок, виолончелей и альтов. Благодаря четким скосам и элегантно вырезанным эфам имя итальянца стало известным у представителей высших кругов.

Стремясь подчеркнуть индивидуальность, мастер пользовался темным лаком и делал удлиненные деки, по-новому резонировавшие звук. После 1698 года инструменты стали короче за счет внутреннего изгиба, напоминавшего разорванный круг.

Находясь в центре скрипичного производства, расположенного в Кремоне, Страдивари изготовил арфу и ряд мандолин и гитар. Знаменитые испанские скрипки из «королевского квинтета» принесли одаренному итальянцу довольно солидный гонорар.

В начале XVIII века мастерство Страдивари достигло вершины, и неподалеку от дома в Кремоне он открыл собственный магазин. Наделенные душой инструменты получали образные названия Antonius Stradivarius Cremonenfis Faciebat Anno — «Добрые времена» и «Дельфин».

В отличие от Андреа Гварнери, работавшего по заказу церкви, Антонио делал произведения искусства для представителей светских слоев. Скрипки, украшенные клеймом автора, пользовались огромной популярностью у людей, неравнодушных к музыке, из европейских городов.

Судя по документальным источникам, количество инструментов Страдивари свидетельствовало о том, что итальянец прибегал к помощи сыновей. Известно, что Омобоно делал сырые заготовки, а также занимался финальной чисткой покрытых слоем лака частей.

Не желая тратить драгоценное время на воспитание будущих поколений, Антонио, в отличие от других итальянцев, не брал в мастерскую учеников. Духовным преемником считался Карло Бергонци из Кремоны, который прославился после смерти наставника в конце 1730-х годов.

Скрипка Антонио Страдивари Gould

Сейчас скрипки Страдивари вместе с виолончелями и альтами хранятся в мировых музеях и в частных коллекциях знаменитых людей. Сделанные гением инструменты не подвержены влиянию времени: при бережном использовании с годами они становятся только ценней.

Шедевр под названием «Восход солнца» стал частью собрания редкостей в Вене, а «Спящая красавица» принадлежит компании Landeskreditbank Baden Württemburg. На скрипке LeBrun играл итальянский маэстро Никколо Паганини, входивший благодаря таланту в европейский творческий круг.

Некоторые произведения Страдивари выставлялись на аукционах, цену $ 15,89 млн имел инструмент «Леди Блант». Представители культурной элиты считают, что на творениях итальянского мастера достоин играть только гений, имеющий природный талант.

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки сделаны по последнему слову техники и физики, но звучат они по-другому! На протяжении трех столетий ведутся споры о загадочном «секрете Страдивари», причем ученые каждый раз формулируют все новые и новые выдуманные теории. Согласно одной из теорий, ноу-хау Страндивари было секретом волшебного скрипичного лака, который придавал его произведениям уникальное звучание. Согласно легенде, он узнал этот секрет в аптеке и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылья насекомых и пудру с пола своей лаборатории.

Согласно другой легенде, кремонские мастера использовали смолу из дерева, которое росло в тирольском лесу и вскоре было вырублено.

Ученые пытаются выяснить причину отчетливого и уникального звучания скрипок Страдивари. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что древесина клена, использовавшаяся известными скрипичными мастерами 18 века, подвергалась химической обработке для сохранения. Это повлияло на мощность и теплоту звучания инструмента. Он задался вопросом, может ли обработка против грибков и насекомых быть причиной чистоты и яркости звучания уникального кремонского органа.

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, он проанализировал образцы древесины из пяти инструментов. Нагавари утверждает, что если будет доказано влияние химических процессов, то они могут изменить способ изготовления скрипок на сегодняшний день. На скрипках зарабатываются миллионы долларов, и реставраторы обеспечивают наилучшую сохранность старых инструментов.

После анализа лака инструмент Страдивари покрывается лаком. Было показано, что его состав содержит нанометрические структуры. Итак, даже три столетия назад скрипичные мастера полагались на нанотехнологии? Были проведены интересные эксперименты. Они сравнили звучание скрипки Страдивари и скрипки профессора Нагивари. Шестьсот слушателей (160 из них музыканты) оценили тон и громкость по 10-балльной шкале. В результате скрипка Нагивари получила наивысшую оценку.

Однако другие исследования показали, что лак, использовавшийся Страдивари, ничем не отличался от лака, применявшегося мебельщиками того времени. Многие скрипки обычно перекрашивались во время реставрации в 19 веке. Один безумец решился на жертвенный эксперимент — он смыл лак с одной из скрипок Страндивари И; скрипка не испортилась.

С другой стороны, ни скрипичные мастера, ни музыканты не признают, что волшебное звучание их инструментов обусловлено их химическим составом. А в качестве доказательства своего мнения приводятся результаты еще одного научного исследования. Ученые из Массачусетского технологического института доказали, что особенно «громкий» звук скрипки Антонио Страндивари объясняется непреднамеренной ошибкой в конструкции инструмента.

Как сообщает Daily Mail, исследователи поняли, что такой необычно глубокий звук скрипки всемирно известного итальянского учителя был вызван F-образным отверстием (царапиной). Проведя анализ многих других инструментов Страдивари, исследователи пришли к выводу, что этот узор изначально был воспроизведен неправильно. Один из исследователей, Николаос Макрис, поделился своим мнением. Это не похоже на ошибку, это похоже на эволюцию».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: