Альфред розенберг: биография нацистского преступника

Альфред розенберг: за что идеолог нацизма ненавидел русский народ

Before World War II

Following his election to Germany’s national parliament (Reichstag) in 1930, Alfred Rosenberg tried to broaden his skill-base by serving as the Nazi Party’s expert on foreign policy. Shortly after Hitler’s appointment as Reich Chancellor in 1933, Rosenberg took charge of the Nazi Party’s foreign policy office (Aussenpolitisches Amt der NSDAP). More party appointments followed, among them membership in the circle of the Party’s top leadership as Reichsleiter (1933), and plenipotentiary for supervising the Party’s ideological training (1934).

Compared to other members of the Nazi elite like Hermann Göring, Joachim von Ribbentrop, or Joseph Goebbels, Rosenberg before the war lacked the executive authority that came with a cabinet portfolio. His burning ambition for higher office was undermined by his frequent squabbles with competitors, his inability to forge alliances, and his reputation as an inept administrator. A stepping-stone towards greater political power came in 1938 when Hitler approved Rosenberg’s idea for a new, fully Nazified university system (Hohe Schule) that would ground the Party’s and the nation’s future elite in racist ideology.

Убеждённый фашист

Именно Альфред Розенберг является главным идеологом «решения» еврейского вопроса. При этом трудно точно сказать, в какой мере он повлиял на формирование взглядов Гитлера. Очевидно одно: убедив фюрера, что всегда и во всём виноваты евреи, он открыл ящик Пандоры.

И именно Розенберг стал основным виновником холокоста. Поскольку идея «выжечь евреев по всей немецкой земле» принадлежит именно ему. Газовые камеры в Освенциме начали работать 30 марта 1942 года, но до этого, начиная с 21 июня 1941 года по 30 марта 1942 года, когда наверху ещё не решили, что же всё-таки делать с евреями, Альфред Розенберг уже планомерно уничтожал гетто, сначала в маленьких городах, а затем и в больших.

Что же касается будущего оккупированных территорий Советского Союза, то Розенберг считал, что необходимо именно переманивать население на свою сторону, делая людей приверженцами Германии. Он был не согласен с политикой Гиммлера в проведении акций по борьбе с партизанами, когда страдало и мирное население.

После окончания войны Альфред Розенберг бежал на север Германии, в расположение правительства Карла Дёница. Но 19 мая 1945 года он всё же был арестован англичанами в госпитале Фленсбурга. Его ждала скамья подсудимых в Нюрнберге.

В ходе процесса Розенберг говорил, что действовал в соответствии с необходимостью. Что всё, им сделанное, было во благо Рейха. А с другой стороны, что он ещё мог говорить?! Ведь он был идеологом и отдавал приказы.

Его признали виновным по всем четырём инкриминированным ему статьям: организация заговора с целью совершения преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, инициирование и ведение агрессивной войны.

Альфред Розенберг был приговорён к смертной казни через повешение. И 16 октября 1946 года приговор был приведён в исполнение.

Как отмечали современники, на Нюрнбергском процессе Альфред Розенберг был самым бесцветным подсудимым. Однако на эшафоте он стал единственным из приговорённых, кто отказался произнести последнее слово.

Ideology

On November 9, 1923, Rosenberg participated in the Munich Beer Hall Putsch, which resulted in Hitler’s arrest. Tasked by Hitler as interim leader of the Nazi Party, Rosenberg struggled to prevent the Nazi movement’s disintegration. After Hitler’s release, Rosenberg returned to journalism and began his chief work, The Myth of the Twentieth Century (Der Mythus des 20. Jahrhunderts), published in 1930. Though neither officially translated into another language nor endorsed by Hitler as the authoritative expression of Nazi ideology, the book sold approximately one million copies by the late war years and boosted Rosenberg’s standing as Party ideologue.

Based on a selective reading of earlier works of philosophers, neo-pagan authors, and racial theorists such as Houston Stewart Chamberlain, the volume embodied a dichotomist world view that positioned the “Aryan” and the Jewish “races” irreconcilably against one another. All the fruits of Western culture, Rosenberg posited, had evolved solely from the Germanic tribes; yet the Roman “priestly caste” which had arisen with Christianity had combined with Freemasons, Jesuits, and “international Jewry” to erode this culture and with it German spiritual values. While Rosenberg’s völkisch arguments and his emphasis on Lebensraum (German “living space” in the East) corresponded with Party ideology, many fellow Nazis found his mystical constructs and his prose hard going. Hitler himself held political reservations about Rosenberg’s anti-Christian rhetoric. Until the end of his life, however, Rosenberg remained convinced his racist utopia would provide a recipe for Germany’s future as the leading European power.

Wartime

Part and parcel of this system was the “Institute for Research into the Jewish Question” (1941), designed to provide legitimacy for the regime’s antisemitic policies by proving the existence of a “Jewish conspiracy” on the basis of books and archival materials confiscated from Jewish organizations at home and abroad.

The war greatly facilitated such activities, for it allowed the organized looting of Jewish libraries, art collections, and other such assets in the countries overrun by the Wehrmacht (German armed forces). It was in this area that Rosenberg first acquired executive authority. Founded in October 1940, his “Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg” became the most successful Nazi organization engaged in art plunder. By the end of war, the ERR had shipped almost 1.5 million railcar-loads of artwork and artifacts from German-controlled Europe to the Reich.

In early 1941, Rosenberg moved closer to Hitler’s inner circle in preparation for the German attack on the Soviet Union. His upbringing in Russia combined with his unrelenting anti-Communism gave him an air of authority on the Soviet Union that seemed useful to ensure the long-term German domination of this vast region and its systematic exploitation. On July 17, 1941, Hitler appointed him Reich Minister for the Occupied Eastern Territories , in charge of an area—yet to be occupied—stretching from the former Polish border in the west to the Ural mountains in the east.

As the Wehrmacht advance stalled before Moscow in late 1941, the actual realm of Rosenberg’s influence remained much reduced, yet still comprised the Baltic States and parts of Belorussia (today Belarus) and Ukraine. In the occupied regions not under military rule, his ministry installed Reich Commissioners (Reichskommissare) and a complex civilian administration with representatives down to the level of rural districts.

Мифотворчество нациста

В своей книге он предлагает расовое рассмотрение истории, утверждая, что будущая борьба будет не между классами или церковными догмами, а борьба между «кровью и кровью, расой и расой, народом и народом». Розенберг писал о ключевой роли нордических людей в развитии практически всех древних цивилизаций, упадок же происходил, по его мнению, из-за смешения с «дегенеративными» расами (сирийцами, этрусками), которые распространяли низменную культуру и другие пороки. Подавая реальную историческую жизнь как миф, Альфред Розенберг все хорошее отнес к достижениям нордических арийцев, обосновывая их право на доминирование в мире. Только истинные арийцы являются носителями высокой культуры, эталонами честности и справедливости.

О России он писал, что только основание ее викингами дало государственность и позволило развиваться культуре. Однако в революцию 1917 года нордическая часть русской крови проиграла борьбу восточно-монгольской, объединившись, китайцы, жители пустынь, евреи и армяне прорвались к власти, поставив правителем калмыко-татарина Ленина. Хорошо зная русскую литературу, Розенберг пишет, что Достоевский, восхваляя русского человека, как будущее Европы, все равно видит, что страна отдана демонам.

Министерство разграбления и уничтожения

В 1940 году Альфред Розенберг назначен главой института идеологии и воспитания, при котором была создана организация («Эйнзатцштаб Розенберга»), которая должна была заниматься конфискацией имущества и культурных ценностей на захваченных территориях. Сам он подчеркивал, что в соответствии с директивой фюрера, все научное и архивное имущество идеологических противников, которое включало и мебель, находится в его ведении. Только в странах Западной Европы было ограблено около 70 тысяч еврейских домов, для вывоза мебели потребовалось 27 тысяч железнодорожных вагонов.

За несколько дней до нападения на Советский Союз Альфред Розенберг стал министром оккупированных восточных территорий. Теперь подведомственные ему организации вывозили не только произведения искусства, но и продовольствие. С подведомственных ему земель были вывезены сотни тысяч тонн зерна, мяса, масла и других продуктов. За несколько лет оккупации были также отправлены 137 товарных вагонов с 4100 ящиками с произведениями искусства.

Розенберг начал воплощать в жизнь свои антисемитские теоретические положения по изоляции евреев в гетто. Его подчиненные стремились очистить восточные земли от «недочеловеков», участвуя в массовых убийствах евреев.

Идеология и преступления

Розенберга и Гитлера объединяли навыки живописцев и отсутствие родовитых предков. Но по-настоящему сблизил мужчин антисемитизм.

За умение объяснить происками еврейского большевизма все беды арийцев Адольф прощал Альфреду плохие организаторские способности (пока Гитлер после пивного путча находился в Ландсбергской тюрьме, Розенберг, которому было поручено сохранять единство НСДАП, практически развалил партию). Именно уроженец Ревеля познакомил Адольфа с антисемитской фальшивкой — «Протоколами сионских мудрецов», цитатами из которой насыщена книга Гитлера «Майн Кампф».

С 1920 года Розенберг начал публиковать собственные труды, обличающие евреев. Первыми в череде книг дипломированного архитектора крематориев стали «След евреев в изменении времени» и «Безнравственность в Талмуде». По мнению Розенберга, христианство — это еврейский проект, обольщающий арийцев ложным гуманизмом, и полноценным народам следует вернуться к языческим корням.

К православной церкви Альфред относился несколько лучше, чем к христианству вообще. Став во время Второй мировой войны рейхсминистром восточных территорий, он пытался открывать в зоне оккупации храмы, подотчетные Третьему рейху. В июне 1942 года Розенберг стал автором «Эдикта о религиозной терпимости», который из-за вмешательства Мартина Бормана на оккупированных территориях РСФСР и Белорусской ССР так и не был обнародован, а в Украине и Прибалтике был опубликован с купюрами.

Генрих Геринг воспротивился другому проекту Альфреда — программе роспуска в зоне оккупации колхозов. По мнению оппонента Розенберга, необходимость кормить армию Германии требовала сохранения рабского труда русских и белорусских крестьян, и колхозы надо не ликвидировать, а лишь переименовать.

В целом о славянах уроженец Ревеля высказывался мягче, чем коллеги по Третьему рейху, и считал русских и украинцев нуждающимися в немецком руководстве людьми, которых обманули большевики-евреи. В молодости Альфред входил в верхушку Aufbau Veringung — организацию русских эмигрантов в Германии.

Соратники Розенберга считали прибалтийского немца плохим администратором. Йозеф Геббельс высмеивал Альфреда за нежелание расформировывать Министерство по делам восточных территорий весной 1945 года, когда исход войны был предрешен, и зон, оккупированных Германией, уже не оставалось.

Розенберг, кроме должности рейхсминистра восточных земель, занимал в Третьем рейхе и другой важный пост — был уполномоченным фюрера по контролю за духовным воспитанием НСДАП. Книга Альфреда «Миф XX века» стала «Библией» нацизма и, несмотря на путанный стиль изложения, выходила в фашистской Германии многомиллионными тиражами.

Литература

На русском языке
  • Гурулёв С. А. Ещё раз о расизме, нацизме и их идеологе Розенберге // Вопросы истории. 2006. № 5. С. 62
  • Залесский К. А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биографический энциклопедический словарь. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. — С. 570—573. — 942  с. — ISBN 5-17-015753-3 (ООО «Издательство АСТ»); ISBN 5-271-05091-2 (ООО «Издательство Астрель»).
  • Залесский К. А. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. — М.: Эксмо, 2005. — С. 474—476. — 672 с. — ISBN 5-699-09780-5.
На других языках
  • Bollmus, Reinhard. Das Amt Rosenberg und seine Gegner: Studien zum Machtkampf im Nationalsozialistichen Herrschaftssystem (нем.). — Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1970.
  • Cecil, Robert  (англ.) (рус.. The Myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi Ideology (англ.). — Dodd Mead & Co., 1972. — ISBN 0-396-06577-5.
  • Chandler, Albert R. Rosenberg’s Nazi Myth. — Greenwood Press, 1945.
  • Gilbert, G. M.  (англ.) (рус.. Nuremberg Diary. — Da Capo Press, 1995. — ISBN 0-306-80661-4.
  • Goldensohn, Leon  (англ.) (рус.. Nuremberg Interviews. — Knopf  (англ.) (рус., 2004. — ISBN 0-375-41469-X.
  • Kellogg, Michael. The Russian Roots of Nazism: White Émigrés and the Making of National Socialism (англ.). — Cambridge, 2005. — ISBN 978-0-521-07005-8.
  • Nova, Fritz. Alfred Rosenberg: Nazi Theorist of the Holocaust (англ.). — Buccaneer Books, 1986. — ISBN 0-87052-222-1.
  • Rosenberg, Alfred. Der Mythus des zwanzigsten Jahrhunderts. — 1930.
  • Rothfeder, Herbert P. A Study of Alfred Rosenberg’s Organization for National Socialist Ideology (Michigan, Phil. Diss. 1963) (англ.). — University Microfilms, Ann Arbor, 1963.
  • Rothfeder, Herbert P. Amt Schrifttumspflege: A Study in Literary Control, in: German Studies Review. Vol. IV, Nr. 1, Febr. 1981, p. 63–78. — 1981.
  • Whisker, James B. The Philosophy of Alfred Rosenberg. — Noontide Press, 1990. — ISBN 0-939482-25-8.

“Final Solution”

From his ministry’s headquarters in Berlin, Rosenberg could hear daily reports of the havoc wreaked upon the local population by ruthless German policies aimed at “pacifying” and exploiting the occupied territories. While he criticized the over-harsh treatment of non-Slavic peoples by his subordinates as counterproductive to the goal of winning the war, Rosenberg, as a firm believer in the myth of “Judeo-Bolshevism,” had no problem in targeting members of Soviet elites and indigenous Jews for destruction. The area under his authority was the first to see the “Final Solution of the Jewish Question” carried out through the systematic murder of Jewish men, women, and children. By the end of 1941, more than half a million Jews had been annihilated; Estonia, part of the “Reichskommissariat Ostland” was the first German-occupied region declared to be “free of Jews.” Since November 1941, trains with Jews deported from the Reich arrived in the “Ostland.” SS and police officers together with Rosenberg’s officials made sure that the deportees were either killed immediately on arrival or exploited in forced labor projects few could survive.

The importance of the events in the occupied Soviet Union for the history of the Holocaust can hardly be overestimated. Despite its constant power struggles with the SS and other German agencies, Rosenberg’s ministry played a key role in the evolution of the “Final Solution.” His Reich Ministry was the only government agency to send not one, but two representatives to the notorious Wannsee Conference convened by Reinhard Heydrich on January 20, 1942, to coordinate the next steps towards the mass murder of Jews in German-controlled Europe. When increasingly sidelined from 1942, Rosenberg tried to protect his turf in the face of the Wehrmacht’s retreat from Soviet territory. 

Примечания

  1. . Дата обращения: 16 апреля 2020.
  2. Reinhard Bollmus: Das Amt Rosenberg und seine Gegner. Studien zum Machtkampf im nationalsozialistischen Herrschaftssystem. München 1970, S. 69.
  3. . Дата обращения: 9 апреля 2009.
  4. «Der Großdeutsche Reichstag 1938» («Der Großdeutsche Reichstag 1938. IV. Wahlperiode (nach dem 30. Januar 1933)). Mit Zustimmung des Herrn Reichstagspräsidenten herausgegeben von E. Kienast, Direktor beim Reichstag», Berlin, im Juni 1938, R.v. Decker’s Verlag, E.Schenck, Berlin W9. Стр. 367.
  5. . Дата обращения: 20 декабря 2010.
  6. . Дата обращения: 2 октября 2017.
  7. , pp. 227—228.
  8. «… в беседах за чайным столом Гитлер без обиняков говорил, что это малопонятный бред, написанный самоуверенным прибалтом, который крайне путано мыслит. И вообще Гитлер удивлялся, что подобная книга вышла столь большим тиражом: „Возврат к средневековому мышлению“» (Шпеер А. Воспоминания. Смоленск: «Русич», 1997. С. 648. 696 с.).
  9. «Из речи рейхсляйтера Розенберга о политических целях Германии в предстоящей войне против Советского Союза и планах его расчленения» 20 июня 1941 г. // в кн: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в трёх томах. / Под общей редакцией Р. А. Руденко. М. : Юридическая литература, 1965—1966. Т. 2. С. 166.
  10. «Указ Гитлера о гражданском управлении во вновь оккупированных восточных территориях» от 17.07.1941 г. // в кн: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в трёх томах. Под общей редакцией Р. А. Руденко. М. : Юридическая литература, 1965—1966. Т. 2. С. 170.
  11. Й. Геббельс «Последние записи». Смоленск, «Русич», 1993: «Рейхсминистр Розенберг всё ещё отказывается распустить своё министерство. Он называет его теперь не министерством по делам оккупированных восточных областей, ибо это звучало бы слишком смешно, а только восточным министерством. Он хочет сосредоточить в этом министерстве всю нашу восточную политику» (запись от 16 марта 1945 г., с. 202); «Розенберг продолжает отказываться ликвидировать восточное министерство» (запись от 18 марта 1945 г., с. 220).
  12. Рейхсминистр А. Шпеер описывал прибытие туда Розенберга так: «Через несколько дней его привезли в Мюрвик в бессознательном состоянии. Чуть придя в себя, он заявил, что принял яд; позднее выяснилось, что рейхслейтер был попросту совершенно пьян» (Шпеер А. Воспоминания. Смоленск: «Русич», 1997. С. 648. 696 с.).
  13. Шпеер А. Воспоминания. Смоленск: «Русич», 1997. С. 648. 696 с.
  14. ↑ Viereck, Peter. Metapolitics. The roots of the Nazi mind. N. Y.: Capricorn Books, 1965. P. 219, 229, 230—231, 243, 252, 273—274.
  15. Лакер У. Россия и Германия. Наставники Гитлера. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1991. С. 102—114.
  16. Gugenberger, Eduard & Schweidlenka, Roman. Die Fäden der Nornen. Zur Machtder Mythen in politischen Bewegungen. Wien: Verlag für Gesellschaftskritik, 1993. S. 153—154.
  17. ↑ .
  18. ↑ Chandler, A. R. Rosenberg’s Nazi myth. N. Y.: Greenwood Press, 1968. P. 6, 18—22, 27, 30—31, 42, 70.
  19. Wiwjorra, Ingo. German archaeology and its relation to nationalism and racism // Margarita Diaz-Andreu, Timothy Champion (eds.). Nationalism and archaeology in Europe. London: UCL Press, 1996. P. 168.
  20. ↑ Cecil, R. The myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi ideology. London: B. T. Batsford, 1972. P. 19, 22, 61—63, 82—83, 90–92, 187—190.
  21. Davies, Alan T. 1981. The Aryan myth: its religious significance // Studies in religion. Vol. 10. No. 3. P. 296—297.
  22. Fest, J. C. The face of the Third Reich. London: Penguin Books, 1979. P. 254—255, 388—390.
  23. Приведено по списку в брошюре: Der völkische Staatsgedanke. München, 1924. S. 35.
  24. . Дата обращения: 10 июня 2013.

Background

Born in Reval, Russia (today, Tallinn, Estonia), to an Estonian mother and Baltic German father, Rosenberg studied architecture in Riga and Moscow before fleeing revolution-torn Russia in 1918 for Germany. Already a committed anti-Bolshevik and antisemite, he became heavily involved in the post-World War I ultra-nationalist scene in Munich. In early 1919 he became an early member of the Nazi Party’s predecessor organization, the German Workers’ Party (Deutsche Arbeiterpartei, or DAP). Gaining renown as the author of antisemitic tracts, he quickly made the acquaintance of Dietrich Eckart, one of the early, influential promoters of Adolf Hitler. In an article published in Eckart’s own journal, Auf gut Deutsch (In Plain German), Rosenberg made clear a key component of his ideology: the equation of Jews with Bolshevism and communist revolution (“Judeo-Bolshevism”). At Eckart’s encouragement, Rosenberg joined the fledgling Nazi Party and began writing for its flagship newspaper, Völkischer Beobachter. He became the newspaper’s senior editor in 1923.

Antisemitic diatribes featured prominently in Rosenberg’s writings. His efforts helped spread The Protocols of the Elders of Zion in Germany and denounce the Weimar Republic as an aberration born from defeat and manipulated by “Jewish traitors.”

Карьера в НСДАП

В 1921 году Адольф Розенберг занял пост главного редактора центрального печатного органа НСДАП «Фёлькишер беобахтер». А в 1925 году Альфред Розенберг женился во второй раз. На Хедвиг Крамер. Их первенец умер в младенчестве, а дочь Ирена прожила почти 90 лет.

В 1930 году Розенберг был избран депутатом рейхстага от Гессен-Дармштадта; в 1933 году он возглавил Внешнеполитическое управление НСДАП (Апа). Задачей Апа было пропагандировать нацизм за пределами Германии, организовывать университетские обмены, собирать информацию о политических эмигрантах.

С 1934-го по 1945 год Розенберг — уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием нсдал.

В январе 1940 года он возглавил Центральный исследовательский институт по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания. Также сформировал «Штаб рейхсляйтера Розенберга», который вроде как должен был заниматься созданием научно-исследовательской библиотеки, но по факту занимался конфискацией и вывозом культурных ценностей с оккупированных территорий.

В 1941 году фюрер назначил Альфреда Розенберга рейхсминистром по делам восточных оккупированных территорий. В его ведении были: рейхскомиссариат «Остланд», который включал в себя все страны Балтии и Белоруссию, рейхскомиссариат Украины, включавший Украину, за исключением румынской зоны оккупации, и… рейхскомиссариат России. Но последний на тот момент не мог начать работать, так как на оккупированной территории России ещё была военная администрация.

Карьера Розенберга вроде бы складывалась успешно. Но, тем не менее, нацистская верхушка считала его всего лишь болтуном-теоретиком и относилась к нему соответственно, с презрением, не упуская случая лишний раз это продемонстрировать.

От науки до мародерства

Когда НСДАП пришла к власти, Розенберг встал во главе Внешнеполитического управления. А заодно создал при нем Бюро иностранной помощи. Оно отвечало за пропаганду нацизма в других государствах, а также собирало информацию о политических эмигрантах. Помимо этого Альфред стал создателем «авторского проекта» под названием «Штаб рейхсляйтера Розенберга». По первоначальной задумке эта организация должна была «состаряпать» и своевременно пополнять новую научно-исследовательскую библиотеку. Но когда началась война, Розенберг понял, что двери к знаниям других народов открываются очень легко — при помощи расхищения. Понял это и Гитлер. Поэтому уже в 1942 году он особым распоряжением позволил сотрудникам «Штаба» не только обыскивать библиотеки культурные учреждения, но и конфисковать все то, что плохо лежит. Понимая, какая сила за ним стоит, Розенберг и его подчиненные буквально эшелонами переправляли в Германию культурные ценности с оккупированных территорий. Не забывая при этом во всем винить евреев.

По планам именно Розенберг должен был возглавить некий орган, который появился бы на территории захваченного Советского Союза. Альфред от заманчивой должности отказываться не собирался. Поэтому готовился заступить «на дежурство» уже в апреле, не дожидаясь начала войны с СССР.

Детство и юность

Будущий нацистский преступник родился накануне наступления 1893 года в городе Ревеле Российской империи. По новому стилю день рождения Альфреда приходился на 12 января. Сейчас малая родина Розенберга называется Таллин и является столицей независимой Эстонии. Отец мальчика Вальдемар имел латышские и эстонские корни, мать Эльфрида, уроженка Санкт-Петербурга, — немецкие и французские.

Розенберг рано осиротел. Мать умерла, когда Альфреду было 2 месяца. Отец, все детство мальчика ездивший по торговым делам в столицу империи, умер через 11 лет после супруги. Альфреда и его старшего брата вырастили тетки по отцовской линии Сессилия Розали и Лидия Генриетте.

Еще в реальном училище юный Розенберг проявлял интерес к археологии и древней миграции народов, вместе с учителем географии участвовал в раскопках. В 1910 году юноша начал изучать архитектуру в Рижском техническом университете.

Летом 1915 года вуз Розенберга эвакуировали, профессора и студенты присоединились к занятиям Императорского московского технического училища. Сейчас институт, оконченный автором теории расового превосходства арийцев в 1918 году, носит имя революционера Николая Баумана. Находясь в Москве, Альфред стал свидетелем победы большевиков, которую он воспринял как результат мирового заговора евреев.

Через месяц после завершения учебы Розенберг вернулся в оккупированный немцами родной город и попытался вступить в германский добровольческий корпус, но его забраковали, сочтя русским. Почти год Альфред отработал учителем рисования в ревельской гимназии, а затем уехал в Мюнхен. В пивной столице Розенберг подружился с Гитлером, и биография уроженца Ревеля сделала резкий поворот.

Ранние годы

У Альфреда Эрнста Вольдемаровича Розенберга (так его называли до 1923 года, о чем свидетельствуют записи в свидетельстве о рождении и паспорте) родным языком был русский. Будущий идеолог немецкого национал-социализма родился 12 января 1893 года в Ревеле (сейчас Таллин), административном центре Эстляндской губернии Российской империи. Его отец Вольдемар Вильгельм Розенберг — остзейский немец, занимался пошивом обуви (по другим данным торговец). Мама была родившаяся в Петербурге Эльфрида Каролина Зире, происходившая из семьи переселившихся в Россию французских гугенотов. В те времена значительную часть городского населения Эстонии составляли остзейские (прибалтийские немцы). По другим версиям, особенно широко распространенным в 30-х годах 20 века, его отец был наполовину эстонец, наполовину латыш, а мама то ли французского, то ли франко-немецкого происхождения.

Альфред Розенберг рано остался без родителей, мама умерла всего через два месяца после его рождения. Окончательно он осиротел в возрасте 11 лет. Воспитывали его тетки, которые очень любили его и часто баловали. Учился он в местном реальном училище, где больше всего было немцев, но учились и русские, а меньше всего эстонцев. Лучше всего ему давалось рисование, по приказу инспектора училища, его рисунки эстляндской усадьбы Петра Первого повесили в богатых рамках на стены училища. Когда в 1942 году Альфред Розенберг приезжал в Таллин, они висели на прежнем месте. В запасниках музея искусств Эстонии хранится его рисунок «Лестница» (1918).

Справедливое возмездие

Розенберг продолжил оставаться министром по делам восточных территорий, даже когда советские войска уже штурмовали Берлин. В последние годы войны он бежал на север страны, где была резиденция правительства под руководством адмирала Карла Деница, официального приемника Гитлера. Однако 19 мая 1945 года военными из 11-й британской армии он был арестован в госпитале города Фленсбурга и переправлен в тюрьму, как один из главных военных преступников.

Обвинение в Международном военном трибунале представило многочисленные документы, включая переписку, дневник и книги. Одним из главных свидетельств нацистских взглядов стала книга Альфреда Розенберга «Миф ХХ века». Суд отметил, что декреты министерства способствовали окончательной изоляции евреев в гетто, его подчиненные принимали активное участие в массовых расстрелах евреев. Многие присутствовавшие на судебном процессе отмечают, что он был самым бесцветным среди других подсудимых — ни харизмы, ни красноречия.

Вместе с другими нацистскими преступниками он был приговорен к смертной казни через повешение. Приговор был приведен в исполнение 16 октября 1946 года, труп сожгли. Он единственный среди военных преступников, кто отказался от последнего слова и остался убежденным нацистом, о чем свидетельствуют мемуары Альфреда Розенберга, изданные в конце сороковых годов. Так назвали книгу с комментариями C. Ланга и Э. фон Шенка, в которую вошли записи, которые делал нацистский идеолог во время Нюрнбергского процесса, при этом только те, которые были интересны с точки зрения составителей.

Дневники преступника

Личные записи он вел с 1936 по 1944 год, сделанные в блокноте или на отдельных листах бумаги. Они составили 425 страниц. В конце войны записи попали к союзникам и стали одной из существенных улик обвинения. Потом они были утеряны, их увез главный обвинитель от США Роберт Кемпнер, о чем узнали уже только после его смерти в 1996 году. После долгих поисков выяснили, что он их передал одному из своих старых друзей, в июне 2013 года власти США конфисковали их и передали в Мемориальный музей Холокоста, находящийся в Вашингтоне.

Историки считают политические дневники Альфреда Розенберга важным документом, раскрывающим внутреннюю кухню работы тоталитарного нацистского государства, планом по расчленению «восточных территории» (бывший Советский Союз) и созданию нескольких губернаторств, которые должны были враждовать между собой.

Среди записей можно найти информацию о его беседах с Гитлером. Он с воодушевлением вспоминает, как убеждал его, что российская большевистская революция стала результатом «всемирного заговора еврейства», и поэтому евреи являются самой большой угрозой для страны. Много записей посвящены депортации еврейского населения, которую они деликатно называли «выдавливание на Запад».

Часть записей дневников Альфреда Розенберга посвящено описанию внутренних противоречий среди нацистского руководства. Например, в ноябре 1938 года он сообщает, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер разделяет его взгляды на одного из товарищей по партии особо приближенном к Гитлеру. Про другого функционера, зашифрованного как д-р Г, пишет, что он самый ненавидимый человек в Германии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: