Февраль
4 – 150 лет – М.М.Пришвин (1873-1954). Русский писатель-природовед, который через свои произведения учит детей любить природу и познавать ее тайны, не стремясь в ней что-то переделывать. Самыми известными произведениями писателя стали «Кладовая солнца» и «Золотой луг».
9 – 240 лет – В.А.Жуковский (1783-1852). Автор баллад «Светлана», «Людмила», которые запомнились чувственным настроением и романтическим переосмыслением. Жуковский – один из основоположников русского романтизма, также известен как переводчик.
10 – 90 лет – М.М.Рощин (1933-2010). В его произведениях «Роковая ошибка», «Бабашка и внучка», «Канистра» прослеживается полный набор жизненных впечатлений и характеров. А в драматургических произведениях «Валентин и Валентина», «Ремонт» уже можно прочувствовать всю суть идейно-художественной тенденции.
13 – 120 лет – Ж.Сименон (1903-1989). Французский писатель, при упоминании которого сразу вспоминается известный комиссар уголовной полиции Мегрэ. Два человека, которые принесли славу друг другу. О Мегрэ создано более 60 романов, а фильмы не сходят с телеэкранов.
24 – 110 лет – Э.Г.Казакевич (1913-1962). Тема, которая чаще всего поднималась в работах автора – война. Повесть «Звезда», в которой рассказывается о героизме разведывательной группы, претерпела более 50 изданий на 20 языках.
27 – 110 лет – И.Шоу (1913-1984). Американский автор сменил ни одну профессию, пока ни открыл в себе талант писателя. Известность ему принесла антивоенная пьеса «Похороните мертвых», а главный свой роман «Молодые львы» он написал после Второй мировой войны, в которой он участвовал как военкор.
Носил тельняшку, задирал буржуев
Через год Поплавский вместе с Терешковичем уезжает в Берлин. Во второй столице русской эмиграции он пробудет два года. Поэт посещает собрания русской литературной богемы, бывает на собраниях «Дома искусств», где выступают Андрей Белый, Виктор Шкловский, Алексей Ремизов, Борис Пастернак и прочие, очно знакомится с кумиром своей юности Владимиром Маяковским и рисует его портрет.
В Берлине поэт занимается преимущественно изобразительным искусством, но со временем решает, что стихи — его главная страсть. С этим решением он возвращается в Париж, где снимает жилье вместе с семьей.
В эти годы, как и в последующие, поэт жил впроголодь на «шомажное пособие» от Синдиката французских художников.
В дневниках Поплавский поет трагические гимны сну и бездеятельности:
Когда не спал, Поплавский пропадал в библиотеках и в кафе на Монпарнасе («Ла Болле» и «Ротонда»). Писатель Владимир Варшавский вспоминает один из устроенных молодыми футуристами костюмированный бал в «Ла Болле». К двум часам ночи, рассказывает мемуарист, в этом кафе собирался всякий сброд: «праздные гуляки, натурщицы, предтечи теперешних „хиппи“ — длинноволосые „монпарно“, проигравшиеся картежники, пьяницы, полусумасшедшие бродяги, наркоманы, проститутки, сутенеры», «один из кругов ада парижского дна», «казалось, сейчас войдет Франсуа Вийон». Бал назывался «Жюль Верн». «При входе раздавали написанную Поплавским афишку, — вспоминает Варшавский. — Помню из нее только несколько слов: «Тому, кто прочтет наизусть роман Пруста „В поисках утраченного времени“, будет выдан шоколадный бюстик Жюля Верна».
В это время Поплавский — один из активных участников футуристской группы «Через», возглавляемой Ильей Зданевичем. Тогда он еще мало был похож на «царевича Монпарнасса», которым станет в конце 1920-х. Одно из стихотворений того периода поэт подписал «Илье Зданевичу от его ученика Бориса Поплавского». В нем есть такие строчки:
Здесь Поплавский пренебрежительно коверкает имя Николая Гумилева, наставника и кумира его будущих друзей по альманаху «Числа», но позднее ему придется быть пообходительнее с мэтрами. Исследователи русского авангарда Леонид Ливак и Андрей Устинов называют перемену в Поплавском «компромиссом», на который он пошел, чтобы печататься в литературных журналах. По их мнению, без раннего авангардистского периода творчества поэта нельзя понять двойственность, характерную для его творчества в целом.
Елена Майорова
Гибель звезды российского кино, великолепной театральной актрисы Елены Майоровой в августе 1997 года потрясла всю страну. Но еще больше, чем сам факт смерти, потрясали обстоятельства ухода актрисы из жизни: Елена Майорова сгорела. Она упала без сознания у служебного входа в театр имени Моссовета, который находился рядом с подъездом ее дома.
В тот роковой вечер платье актрисы, ее длинные волосы и более 80% площади кожи сгорели, образовав плотную коричневую корку, сквозь трещины которой сочилась кровь. Еще живую ее отвезли на «икорой» в Институт имени Склифосовского, где она спустя несколько часов скончалась.
Ведущая актриса МХТ им. Чехова, звезда кино, обладательница многих престижных наград, молодая и красивая женщина, живущая в счастливом браке с любящим и близким по духу человеком — художником Сергеем Шерстюком — вот кем была Елена Майорова к моменту своей гибели. В день, когда произошла трагедия, Елена говорила с Догилевой по телефону, и подруга ничего не заподозрила, настолько веселым и ровным был ее голос. Сын Сергея Шерстюка от первого брака Никита Шерстюк был последним, кто видел Майорову живой. Он приходил в этот день к ней на квартиру, и вспоминает, что держалась она абсолютно естественно и спокойно, строила планы на ближайшие выходные.
Смерть произошла, по одной из версий, по неосторожности. Из туристической поездки в Грецию Майорова привезла антикварную керосиновую лампу
В день, когда произошла трагедия, у Майоровой болело горло. Она лечила ангину дедовским способом — полоскала горло керосином, затем пыталась заправить лампу. Облилась. После этого вышла на лестничную клетку покурить. Зажгла спичку и тонкое платье вспыхнуло на ней, как факел. Елена выбежала из подъезда и бросилась к театру Моссовета. К этому моменту платье на ней уже сгорело.
Анна Самохина
Самая красивая советская актриса Анна Самохина снялась в десятках фильмов, но в 90-е ее перестали приглашать на главные роли. Актриса начала подрабатывать ведущей мероприятий, а потом открыла в Петербурге два ресторана. Правда, вскоре поняла, что бизнесом ей заниматься не хочется.
Самохина несколько раз была замужем. Её первый студенческий брак с Александром Самохиным распался в 1994 году. В семье родилась дочь Александра, которая пошла по стопам мамы и стала актрисой. Александра Самохина внешне очень похожа на свою звездную мать.
После развода Анна встретила бизнесмена Дмитрия Конорова, ставшего её вторым мужем. Именно он помог создать студию «Диапазон» и поставить на ноги собственный ресторанный бизнес.
Второе замужество также оказалось неудачным, спустя семь лет супруги разошлись. После этого три года актриса не заводила отношений, но в 2004 году сблизилась со своим старым другом Евгением Фёдоровым. Он был далёк от мира искусства и работал заместителем начальника Пулковской таможни. Их совместная жизнь продлилась недолго: в 2006-м они расстались.
После расставания с третьим мужем Анна Самохина утверждала, что больше не собирается выходить замуж, что в её возрасте главное — состояние комфорта и свободы. Она с головой погрузилась в работу, которая приносила ей настоящее удовлетворение.
Личная жизнь звезды постоянно находилась под пристальным вниманием прессы. Актриса по отзывам коллег и друзей была настолько женственной, эффектной и сексапильной, что перед ней не мог устоять никто
В неё влюблялись коллеги по сцене и зрители. По некоторым сведениям, Анну Самохину какое-то время связывали романтические отношения с Арнисом Лицитисом и Дмитрием Нагиевым. С Лицитисом артистка сблизилась на съёмках «Узника замка Иф», а с Нагиевым она в 1995 году записала совместный музыкальный альбом. На одну из песен появился клип.
В конце 2009 года у Анны Самохиной участились сильные боли в желудке. После глубокого обследования врачами была обнаружена страшная болезнь — терминальная стадия рака желудка, запущенная и неоперабельная. В то время Анна как раз собиралась в отпуск с сестрой на Гоа. Как тогда написали многие СМИ, причинами заболевания могли стать многолетние диеты, «уколы молодости» и постоянные стрессы. Но дочь Анны Самохиной утверждает, что никаких «стволовых клеток» её мама не колола и к жестким диетам не прибегала. Это вымысел журналистов.
Болезнь развивалась стремительно, но до последнего дня Анна боролась со смертью. Она перепробовала и народную медицину, и химиотерапию. Измученная и в безнадёжном состоянии, она провела свои последние дни в хосписе, отказываясь от встреч с родными. Актриса хотела, чтобы любимые помнили её вечно молодой, красивой и здоровой.
8 февраля 2010 года Анны Самохиной не стало. Ей было всего 47 лет.
Декабрь
4 – 120 лет – Л.И.Лагин (1903-1979). Самая известная повесть-сказка, которая с удовольствием читается детьми, «Старик Хоттабыч», где вымысел и реальность естественно сочетается с убедительной простатой.
5 – 220 лет – Ф.И.Тютчев (1803-1873). Стихи несравненного мастера пейзажной и романтической лирики запоминались раз и навсегда: «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит…», «Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…», «Люблю грозу в начале мая…».
11 – 105 лет – А.И.Солженицин (1918-2008). Автор нашумевших произведений: «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Красное колесо», «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус». Жил и работал в СССР, Швейцарии, США и России.
13 – 150 лет – В.Я.Брюсов (1873-1924). Творчество Брюсова разнотипное: есть и повесть-новелла «В подземной тюрьме», и психологическая книга «Через пятнадцать лет», и социальная фантастика «Восстание машин».
13 – 120 лет – Е.Петров (1903-1942). Писатель-сатирик, который вместе с Ильфом создал самые лучшие труды: «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», ставшие классикой русской литературы.
«Мутится мозг»
Отношение к революции — обязательный пункт всех биографий начала XX века. Но для того, чтобы более-менее правдоподобно передать это отношение, нужно понимать, что революционные события происходили в несколько этапов и реакция на них в каждом временном промежутке могла быть очень разной, вплоть до полярной. Неизбежность революционного переворота Пастернак понимал и воспринимал это скорее не как организованное массовое восстание народных масс, а как не зависящую от людей стихию, противиться которой бессмысленно — надо просто постараться уцелеть и продолжать жить.
В декабре 1916 года Борис писал родителям: «Пробегая газеты, я часто содрогаюсь при мысли о том контрасте и о той пропасти, которая разверзается между дешевой политикой дня и тем, что — при дверях. <Оно> принадлежит уже к той новой эре, которая, думаю, скоро (…) воспоследует. Дай-то Бог. Дыхание ее уже чувствуется».
Но все, что последовало за этой стихией, имело совершенно другой отклик в душе поэта.
Переломным событием, вероятнее всего, стало убийство двух деятелей Временного правительства — Шингарева и Кокошина, арестованных в октябре 1917 года. Просидевшие несколько месяцев в Петропавловской тюрьме, по состоянию здоровья они были переведены в Мариинскую больницу, где 7 января 1918 года зверски и абсолютно безжалостно были убиты матросами, поставленными охранять заключенных. Произошедшее поразило многих… Отозвалось оно и в поэзии Пастернака:
Мутится мозг. Вот так, в палате? В отсутствии сестер?Ложились спать, снимали платье.Курок упал и стер?
Летом 1918-го Пастернак еще в большей растерянности напишет:
Стал забываться за красным желтыйТвой луговой, вдохновенный рассвет.Где Ты? На чьи небеса перешел Ты?Здесь, над русскими, здесь Тебя нет.
По меткому наблюдению Дмитрия Быкова, автора биографии Пастернака, вышедшей в серии ЖЗЛ, «довольно быстро он (Пастернак) понимает, что попытка преодолеть все “слишком человеческое” — семью, быт, уклад — неизбежно обернется расчеловечиванием».
За лето и осень 1917 года Борис Пастернак написал полторы книги стихов — «Сестра моя жизнь» — сборник, заставивший говорить об авторе как об одном из главных поэтов эпохи. Часть стихотворений, не вошедших в «Сестру», позже попала в «Темы и вариации».
Это было тревожное, страшное время «на распутье», но одновременно для многих оно стало и периодом небывалого творческого подъема. Оказалось, что стихийная энергия перемен, открытое и непредсказуемое будущее, возможность самых невероятных поворотов — очень плодотворная почва для любого вида творчества. Но день за днем, исподволь, но совершенно бесповоротно времена менялись. Постепенно стихи приходить перестали.
В начале 1926 года Пастернак все подробно объяснил: «Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания была личность. Старая личность разрушилась, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима».
«Великое в своем непосредственном проявлении оборачивается собственной противоположность, — напишет Пастернак Рильке в апреле того же года. — Оно в действительности становится ничтожным в меру своего величия и косным в меру своей активности. Такова между прочим и наша революция».
Бенедетти, дорогой старик
К этому великому Уругвайский писательУ нас была возможность «побыть» с ним подольше и даже послушать его голос, читающий некоторые из его собственных стихов (многие из них можно найти на YouTube).
Автор более 80 XNUMX книгмногие из них переведено более чем на 20 языковПочти 7 лет назад он попрощался с нами. Он верил в любовь, человеческую доброту и простоту, как и его собственные стихи, простые и понятные каждому. Он сказал, что сделал поэзию чистой, простой и без лишних украшений, чтобы она достигла всех, чтобы каждый мог понять ее и передать одновременно. Ему нравились простые люди, простые люди, и, помимо любви, многие его стихи показывают чувства и эмоции, которые жизнь и смерть передали ему как таковые. Фактически, одна из его книг (которая у меня с собой) называется «Любовь, женщины и жизнь».
Именно из этой книги я копирую, конечно, следующий фрагмент одного из самых знаковых его стихотворений:
«Моя тактика посмотри на себя узнай, как ты люблю тебя таким, какой ты есть
моя тактика Говорить с тобой и слушать тебя строить со словами неразрушимый мост
моя тактика остаться в твоей памяти Я не знаю как и не знаю под каким предлогом но оставайся в тебе
моя тактика быть откровенным и знай, что ты откровенен и что мы не продаем себя сверла так что между двумя нет занавески ни бездны
моя стратегия с другой стороны глубже и больше декриминализовано
моя стратегия что в любой другой день Я не знаю как и не знаю под каким предлогом я тебе наконец-то нужен ».
Апрель
3 – 120 лет – С.А.Могилевская (1903-1981). Русская писательница, которую можно узнать из тысячи авторов: яркость сюжета и лаконизм диалогов делают рассказы понятными для детей. Среди них «Сказка о громком барабане», «Крепостные королевны».
12 – 200 лет – А.Н.Островский (1823-1886). Писатель-драматург и театральный деятель, произведениями которого зачитываются до сих пор. В его пьесах достаточно ярко и живо описан купеческий быт со всеми его темными сторонами, и народными духовными ценностями. Наиболее значимые произведения: «Снегурочка», «Бесприданница», «Доходное место».
15 – 120 лет – Ф.Ф.Кнорре (1903-1987). Автор книг-сказок, которые отличаются от привычных для нас с детства рассказов, где четко разграничены добро и зло. В сказках Ф.Ф.Кнорре все намного запутаннее и интереснее: «Капитан Крокус», «Черничные глазки», «Бумажные книги Лали».
15 – 90 лет – Б.Н.Стругацкий (1933-2012). В тандеме с братом А.Стругацким были созданы фантастические рассказы и повести: «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке».
22 – 100 лет – П.Фокс (1923-2017). Американский автор повестей «Одноглазая кошка», «Лунный человек», «Мальчик с каменным лицом», которые отличаются искренностью и эмоциональностью, где затрагиваются проблемы алкоголизма, бездомности и смерти.
30 – 140 лет – Я.Гашек (1883-1923). Чешский писатель-сатирик, запомнившийся сатирическим произведением «Похождения бравого солдата Швейка», которое, кстати, принесло автору мировую славу, а само произведение принадлежит мировой классической сатире.
Отечественная война и мировое признание
Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года. Здесь поэтесса чувствовала себя не так одиноко. В обществе близких и приятных ей людей — актрисы Фаины Раневской, Елены Сергеевны Булгаковой, вдовы писателя. Там же она узнала о переменах в судьбе своего сына. Лев Николаевич Гумилев просил отправить его на фронт, и просьбу его удовлетворили.
Летом 1944 года Ахматова вернулась в Ленинград. Она выезжала на Ленинградский фронт с чтением стихов, с успехом прошел ее творческий вечер в Ленинградском доме писателей. Весной 1945 года, сразу после победы, ленинградские поэты, в их числе и Ахматова, с триумфом выступали в Москве.
И вдруг все оборвалось. 14 августа 1946 года было опубликовано печально-знаменитое постановление ЦК КПСС «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой и Зощенко определялось как «чуждое идеологически». Общее собрание ленинградской творческой интеллигенции дружно одобрило линию ЦК по отношению к ним. А через две недели Президиум правления Союза писателей СССР постановил «исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей», тем самым оба литератора практически лишались средств к существованию. Ахматова вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами, хотя всегда считала, что переводить чужие и писать собственные стихи немыслимо. Она выполнила несколько серьезных в художественном отношении работ, среди которых переводы Гюго «Марион Делорм», корейской и китайской поэзии, лирики древнего Египта.
Опала была снята с Ахматовой лишь в 1962 году, когда из печати вышла ее «Поэма без героя», которая писалась 22 года, а в 1964 году увидел свет поэтический сборник «Бег времени». Любители поэзии приняли эти книги с восторгом, впрочем, они Ахматову никогда и не забывали. Несмотря на долгие годы молчания, ее имя, произносимое с неизменным глубоким почтением, всегда стояло в первом ряду русских поэтов XX века.
В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» — в связи с 50-летием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. Процедура вручения премии проходила в старинном сицилийском городе Таормина, а в Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь.
В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Церемония прошла особенно торжественно. Впервые в истории Оксфордского университета англичане нарушили традицию: не Анна Ахматова всходила по мраморной лестнице, а ректор спускался к ней.
Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте.
Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом.
До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Литература:
Елена Васильева, Юрий Пернатьев. «100 знаменитых писателей», «Фолио» (Харьков), 2001.
Июнь
1 – 100 лет – Б.А.Можаев (1923-1996). В произведениях писателя-драматурга сочетается скандальность на грани с юмором: «Мужики и бабы», «Из жизни Федора Кузькина». По сценариям автора снято более 10 кинофильмов.
17 – 120 лет – М.А.Светлов (1903-1964). Поэт прославлял в своих работах романтику революции и гражданской войны – «Гренада», написал поэму о настоящих героях – панфиловцах, всем известное стихотворение «Итальянец».
22 – 120 лет – М.П.Прилежаева (1903-1989). Произведения писательницы посвящены школе и подросткам, которые раскрыты в книгах «Семиклассницы», «Юность Маши Строговой». А вот в книгах «Жизнь Ленина», «Повесть о детстве и юности М.И.Калинина» уже прослеживается другая, но не менее важная тема – историко-революционная.
Поэт — эксцентрик среди здравомыслящих. Интуитивное постижение сущности общества
Наконец, надо вписать предыдущие два пункта в более широкую картину сущности общества.
В социологии выделяют две фундаментальные методологические концепции общества. Общество рассматривают как объективную социологическую данность либо как совокупность действий индивидов. В нашем случае интересно понять, как ведет себя отдельный читатель, и представить читательскую аудиторию как совокупность таких читателей, поэтому мы предпочтем индивидуалистическую концепцию.
Наш читатель, как мы обозначили выше, является взрослым человеком, получившим школьное образование и посильно участвующим в общественной жизни. Он имеет собственное представление о литературе и составляет общество с другими читателями. Это общество полагает свои законы и условности, нарушение которых порицается или наказывается. Например, опоздание и грубость порицаются, а публичное выражение агрессии наказывается.
Интересно, что Макс Вебер говорит, что условности принимаются, потому что кажутся целерациональными (рациональными по отношению к цели достижения благополучия при взаимном существовании), и что их нарушение влечет за собой ряд оплошностей. Вебер пишет:
Но поэт воспринимается как кто-то, кто выходит за пределы условностей, во многом из-за склонности к чрезмерной искренности, и, следовательно, как человек, склонный к нецелерациональному поведению, аффективному речевому поведению.
В творчестве Булгакова, который сам был в свое время скандальным и опальным писателем, занимает особое место драма «Последние дни», посвященная событиям, прямо предшествующим последней дуэли Пушкина. Ее фабула вписывается в парадигму конфликта поэт/толпа с той лишь разницей, что поэт остается «за кадром». На первый план выходят участники великосветской жизни императорского двора, полной интриг, флирта, честолюбия и сплетен.
Ю. Лотман в «Беседах о русской культуре», в главе «Искусство и жизнь», писал о трех вариантах отношения жизни и искусства, когда искусство влияет на жизнь и когда жизнь влияет на искусство. Разделенные по направлениям, эти варианты значат классицизм, романтизм и реализм. XIX век в своем поэтическом начале был романтическим, а в прозаическом расцвете до 1880-х — реалистическим. Романтизм, театральное поведение поэтов своей эпохи описывал в «Некрополе» В. Ходасевич.
Антураж пьесы Булгакова, современника реальных героев Ходасевича, может читаться как история болезни романтической. Действие разворачивается в 1837 году. Квартира Натальи Пушкиной (Гончаровой) сменяется царским дворцом. И чем более высок свет, тем рельефнее выступают необходимые, жизненно важные условности: надобность в соблюдении дресс-кода (Николай I: «В чем он? Он, по-видимому, не понимает всей бессмысленности своего поведения…»), умение создать о себе впечатление (Дантес: «Из всех африканцев сей, я полагаю, самый кровожадный»), навык светского остроумия (Дантес в разговоре с Геккереном: «У этого господина плохой стиль. Я не понимаю, почему он вообразил, что он литератор») — перечисленными статьями светского закона Пушкин, по мнению персонажей, пренебрегает. И это ведет к закономерной, опять же — по всеобщему мнению, смерти. Николай I говорит: «Позорной жизни человек… И умрет он не по-христиански». Эта драма автобиографична в том смысле, что похожая судьба отщепенца, изгоя грозила в советской литературной среде самому М. Булгакову.
Важно подчеркнуть, что мы именно изменяем формулировку конфликта поэт/толпа в рамках индивидуалистической концепции общества на конфликт носителей здравого смысла / неконтролируемого эксцентрика. Вывод: пренебрегая необходимыми условностями взаимного существования, поэт, по мнению здравомыслящего человека, закономерно заводит себя в безвыходное положение
Присоединиться к клубу