10 российских фотографов, получивших награды poy asia 2024

Известный советский фотограф фотокорреспондент тасс. евгений халдей — фотограф войны, фотограф победы

Максим Бабенко

За его плечами обучение в Парижской школе фотографии «Speos», номинации на премию UNICEF «Фотография года», шорт-лист II Reportage Photojournalism Awar и Magnum Photos «30 до 30» для молодых фотографов-документалистов, публикации в «Медузе» и «Bird In Flight», в «The Washington Post» и «The New York Times».

Снимая в разных уголках России (а до пандемии – и мира) – от родного Северного Кавказа до отдаленных просторов Арктики, 32-летний фотограф Максим Бабенко создает колоритные фотоистории о людях и окружающих проблемах (например, серия работ о детях, учащихся в музыкальной школе-интернате для слепых и слабовидящих или о школах хафизов в Чечне).

Максим Бабенко: Мои герои – это самые разные люди, от врачей в коронавирусном госпитале на юге страны до оленеводов в Сибири. Главное, чтобы история, которую рассказывают эти люди, была по-настоящему значимой или показательной, и я смог бы через визуальные образы донести ее до широкой аудитории.

Сергей Строителев — финалист в номинации «Фотограф года, Азия»

Сергей Строителев

Фотограф-фрилансер и художник. Он исследует проблемы современного общества, в частности расовых, религиозных и сексуальных меньшинств. Также он показывает в своих проектах последствия стихийных и экологических бедствий, политических конфликтов. Есть в фотографической практике автора и личные работы — истории о прошлом его семьи и о «внутренних демонах». Сейчас Сергей живёт в Германии.

«Жизнь и смерть идут бок о бок»

Серия фотографий показывает последствия землетрясения в Турции 6 февраля 2023 года, из-за которого погибло более 50 тысяч человек. Сергей прибыл в эпицентр событий в день катастрофы и задокументировал не только страдания людей, но и силу их духа и желание выжить.


Фото: Сергей Строителев / Pictures of the Year Asia

«Мечтатели (в поисках любви в тёмные времена)»

Проект рассказывает о людях, покинувших Россию после внесения в КоАП статьи об ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и смены пола, а также после объявления экстремистским и запрета международного движения ЛГБТ.

На серии фотографий — портреты людей, застрявших «между старой жизнью, которая ещё не закончилась, и новой главой, которая вот-вот начнётся».

Жюри также отметили проект в категории «Портретные серии».


Фото: Сергей Строителев / Pictures of the Year Asia

«Российские фриганы в грузинской эмиграции»

Проект рассказывает о российских фриганах, уехавших в Грузию после 24 февраля 2022 года. Фриганизм — социальное явление, основанное на идее разумного потребления. Его приверженцы всё необходимое, и еду тоже, добывают в мусорных контейнерах.

Многие из героев начали практиковать фриганство ещё в России, а кто-то присоединился к движению уже в эмиграции.

Ричард Аведон

Фотограф, на чьих потрясающих черно-белых портретах можно найти любую звезду: начиная от Джона Леннона и заканчивая Одри Хепберн. Его манеру можно охарактеризовать как лаконичную и отсекающую все лишнее на снимке: вы увидите лишь человека и его взгляд, обращенный будто бы именно на вас. Фотографировать начал еще будучи маленьким ребенком: есть легенда, что девятилетний Ричард поймал в свой объектив великого композитора Сергея Рахманинова.

Я составил свой список «не надо»: не надо искать наилучший свет, не надо выстраивать композицию, не надо поддаваться искушению красноречивых поз. И все эти «не надо» приводят меня к тому, что «надо». К белому фону, к личности, которая мне интересна, и к тому, что происходит между нами.

Далай Лама XIV

Роберт Франк

Никогда не было более плодовитого фотографа, чемРоберт Франк. С 1941 года он работал в качестве коммерческого фотографа в Цюрихе, Базеле и Женеве.

В 1947 году он нашел работу модного фотографа в США. Он использовал свою 35-мм камеру Leica, нетрадиционную для того времени

Между 1950 и 59 годами он обратил свое внимание на уличную фотографию и фотожурналистику

В этом месте он стал наиболее известен. Стипендия Гуггенхайма позволила ему путешествовать по стране, в результате чего появилась его самая известная работа: Американцы.

Он тесно сотрудничал с Уокером Эвансом и стал одним из самых известных в мире уличных фотографов. Он дополнял свои снимки текстом, написанным прямо на негативах и отпечатках.

В этой статье мы собрали влиятельнейших женщин-фотографов XX века и современности, которые внесли огромный вклад в развитие мирового искусства фотографии.

Первая русская женщина-фотограф

Елена Лукинична (умерла в 1941)

Елена Лукинична — выдающаяся отечественная «художница светописи», первый официальный фотограф Санкт-Петербургской консерватории, основательница собственной художественно-фотографической мастерской.

Елена начала свою карьеру как учительница и продавщица. Но, всегда будучи неравнодушной к фотографии, в 1892 году она решила закончить фотографические курсы V Отдела светописи при Русском техническом обществе. А сразу после них получила специализированное образование в Париже у известного мастера фотоискусства Феликса Надара.

Нина Свиридова (род. 1933–2008)

Нина Свиридова, учительница русского языка и литературы в школе, однажды она взяла в руки фотокамеру, чтобы вместе со своим мужем Дмитрием Воздвиженским показать миру целую галерею прекрасных образов советской действительности. Впервые профессионально выполненные работы Нины Свиридовой были опубликованы в 1961 году в «Учительской газете».

Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский по праву вошли в почетный список той эпохи наряду с В. Генде-Роте, Н. Рахмановым, В. Ахломовым, Г. Колосовым, Л. Шерстенниковым, Е. Кассиным, В. Резниковым и многими другими мастерами, чьи работы украшали газетные и журнальные полосы и выставочные залы отечественных и зарубежных фотоэкспозиций в период оттепели.

Галина Кмит (родилась в 1931 году)

Галина Кмит — советский и российский фотограф, фотохудожник, фотокорреспондент, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003), член Союза кинематографистов и журналистов России.

В мировом искусстве второй половины XX века трудно найти знаменитость, которая не была бы запечатлена камерой Заслуженного деятеля искусств России Галины Кмит. Она прекрасно знает, что такое пройти по красной дорожке Каннского кинофестиваля.

Выставки фотографий Галины Кмит десятки раз организовывались в России и странах мира. Особенную популярность получили циклы фотографий Галины «Эти великолепные мужчины» и «Мои соперницы», посвященные известным деятелям искусства.

Ее называют живой легендой фотоискусства. А сама относится к этому весьма сдержанно. Вот, например, что сказала Галина в интервью корреспонденту «Учительской газеты»:

Виктория Ивлева (родилась в 1956 году)

Виктория Ивлева — один из самых заметных отечественных фотокорреспондентов. Окончив в 1983 году факультет журналистики МГУ, она очень быстро завоевала немалый авторитет среди коллег по цеху.

На рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века она работала во всех горячих точках СССР, а затем и России. В 1991 году Виктория стала единственным журналистом, снимавшим внутри четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. За этот материал она получила самую престижную для фотожурналиста награду — World Press Photo Golden Eye.

Работы Виктории Ивлевой публиковали многие ведущие российские, а также лучшие мировые издания, в частности, New York Times Magazine, Stern, Spiegel, Express, Sunday Times, Independent, Die Zeit, Focus, Marie Claire и другие.

Светлана Пожарская (родилась в 1951 году)

Более 25 лет Светлана Георгиевна работала ведущим специалистом в отделе фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества.

По России и за рубежом проведено более 20 персональных выставок Светланы. Светлана преподавала фотографию в РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет), в Школе журналистики «Известия» читала курсы «Основы композиции и «Стилистика фотографии».

Слайд 35M — «Manual»Ручной или полуавтоматический режим. В этом режиме фотограф вручную

устанавливает необходимые выдержку и диафрагму по стрелочному или светодиодному индикатору сопряжённого встроенного экспонометра. Полуавтоматическим режим называется из-за связи органов управления экспозицией с экспонометром, не требующей дополнительных операций.При «нулевой» индикации экспонометра положение кольца диафрагмы и диска выдержек автоматически обеспечивает правильную экспозицию. Такой режим позволяет регулировать выдержку, диафрагму и светочувствительность независимо друг от друга, а также устанавливать их в соответствии с показаниями внешнего экспонометра, на основе личного опыта или других соображений.

Мик Рок

Фотограф с фамилией, которая многое объясняет: этот человек снял всех культовых рок-музыкантов и даже значился штатным фотографом самого Дэвида Боуи. Мик Рок снял семидесятые и их героев — в кругах журналистов считался человеком, которому удалось сделать это наиболее полно. 

Это лондонская промо-вечеринка 1974 года перед выходом Sheer Heart Attack. Как известно, в те дни я уже сделал несколько обложек для альбомов Queen и наснимал целую кучу фотографий. И они, очевидно, хорошо проводили время. Я тогда часто снимал вечеринки, но только с участием тех, с кем я уже работал или дружил. Имею в виду, что я слишком взрослая девочка, чтобы быть папарацци, поэтому снимал только тех людей, которым было бы комфортно от того, что рядом нахожусь именно я.

Mick Jagger and Andy Warhol, NYC 1978

Синди Шерман

Синди Шерман — американская концептуальная художница. Она является одним из самых влиятельных художников в современную эпоху фотографии.

Это легко понять, особенно когда у нее есть два изображения в списке «10 самых дорогих фотографий в мире»

Ее фотографии исследуют современную идентичность и природу репрезентации. Они взяты из неограниченного количества изображений с телевидения, журналов, интернета и истории искусства.

Она помещает себя в свои собственные работы, используя различные маскировки и личины. Они вызывают тревогу, отвращение и иногда забавляют.

Помимо того, что она фотограф, она также модель, парикмахер, стилист и визажист.

Непростой Карандаш

Юрий Белинский:

Это был 76-й год. У меня был хороший знакомый – режиссер нашего Ленинградского цирка Алексей Сонин (прим. ред.: сейчас Цирк на Фонтанке). Я часто снимал там премьеры, мы давали это и на тассовскую витрину, это часто расходилось и по прессе.

Однажды Алексей познакомил меня с легендарным клоуном Карандашом – Михаилом Николаевичем Румянцевым. Я узнал, что через месяц ему исполняется 75 лет. Думаю, хорошая тема, может пойти. Начал снимать и понял, что это будет непросто, Карандаш оказался человеком с очень тяжелым характером.

Сначала он не разрешил мне снимать его в гримерке: «Как! Посмотрите, народный артист — и в таких условиях!». Вечером, только встал возле бортика манежа, чтобы поснимать во время выступления, он ко мне подходит и хвать камеру: «Не снимать!». В общем каждый кадр в этом материале к юбилею давался с неимоверным трудом.

Я пошел ва-банк, прихожу и говорю: «Материал готов, но нет фотографий. Мне нужно с вами пройтись с собачками хотя бы до Летнего сада». Это минут 15 ходьбы от цирка. Договорились. Прихожу и ожидаю услышать очередное «Не снимать». Но все идет нормально. Идем по набережной, и тут я понимаю, что в Летнем саду нельзя выгуливать собак! Сейчас будет скандал! Но, будь что будет. На счастье, нас никто не потревожил, милиционер не подошел.

Я его снимал по ходу. Иду сзади и случайно делаю вот этот самый кадр, который буквально сразу получил «Золотой глаз» на World Press Photo.

Когда возвращались, вдруг он говорит: «Срочно встаньте передо мной, закройте меня». Я ничего не понимаю, встаю перед ним. Оказывается, кто-то из фотолюбителей увидел Карандаша и достал объектив. Я никогда — ни до этого, ни после этого случая — своим коллегам не перекрывал кадр.

У цирка Михаил Николаевич подвел меня к своей «Волге» и с гордостью сказал: «Вот, видите, я в 75 лет сам за рулем приехал из Москвы в Петербург».

Ги Бурден

Прошло более 25 лет после смерти мастера, а его работы все так же актуальны и продолжают копироваться. С фотографий Ги Бурдена берут пример многие — ведь именно он показал, какой интересной может быть фэшн-фотография. Абсолютно творчески свободный — он создавал кадры, наполненные как сюрреалистичностью образов, так и их эротичностью. Его снимки обожал Vogue.

Да, он был довольно необычным, странным и обладал особенным чувством юмора, не таким, как у всех, но также он всегда был вежлив, почтителен, воспитан, спокоен и вел себя так, как будто происходил из очень хорошей семьи… Он всегда спрашивал меня, не голодна ли я, не холодно ли мне или не жарко, и всегда пытался мне угодить. Он говорил, что ему не нравится снимать голодных моделей. — Джоан Беннетт, модель Ги Бурдена. 

Vogue Paris December 1977/January 1978

Дон Маккаллин

Сэр Дональд Маккаллин — британский фотожурналист. Он хорошо известен своими военными фотографиями и снимками городских беспорядков.

Его карьера насчитывает более шести десятилетий. Он специализировался на изучении изнанки общества. Маккаллин представляет фотографии, на которых изображены безработные, угнетенные и обнищавшие люди.

Он — фотожурналист, которому нет равных. Будь то документирование нищеты лондонского Ист-Энда или ужасов войн в Африке, Азии или на Ближнем Востоке.

В то же время он создает прекрасные натюрморты, проникновенные портреты и трогательные пейзажи.

Себастьян Сальгадо

Фотограф, снимающий реальность так, что она начинает казаться какой-то фантастической. По мотивам его работы снят фильм “Соль Земли”, а изображает мастер аномалии, нищету, проблемы с экологией. Даже такие жуткие сюжеты в кадре мастера начинают по-настоящему завораживать своей необычной красотой. 

Заниматься фотографией — это гораздо больше, чем просто делать снимки. Это образ жизни. Это то, что ты чувствуешь, что ты хочешь выразить, это твоя идеология и этика. Это язык, который позволяет путешествовать во времени.

Индейцы Ваура ловят рыбу в озере Пуиланга недалеко от своего поселения. Верховья реки Шингу. Штат Мату Гроссу. Бразилия. 2005.

Слайд 39Auto (или «зелёный» режим.)Полностью автоматический режим, не требующий никакого вмешательства фотографа.В

нём, аналогично режиму «P», камера самостоятельно устанавливает выдержку и диафрагму. Доступ к таким настройкам, как выбор ISO и установка баланса белого, в этом режиме бывает недоступен и выбирается на основе логики заложенной в программном обеспечении камеры. В современных цифровых камерах вместо простого автоматического режима часто используется режим распознавания сюжета, в котором камера анализирует сюжет снимка и выбирает необходимую сюжетную программу («Портрет», «Пейзаж» и т. п.). Лишь в том случае, если камера не может определить тип сюжета, используется стандартный общий алгоритм установки параметров.

Слайд 29Как одеваться фотографу?Первое правило – она должна быть удобной (то есть

в ней вы должны чувствовать себя комфортно). Быть свободной, не сковывать движения

Поскольку фотографу иногда приходится принимать достаточно замысловатые позы.Правило второе – не привлекать к себе внимание и бросаться в глаза. Что-нибудь не яркое, нейтральных расцветок

Задача фотографа при съёмке – «раствориться в окружающем пространстве». Именно тогда, когда на вас перестанут обращать внимание, и получаются самые интересные кадры. Люди не позируют и ведут себя более естественно.Правило третье – не жалко. Одежда не должна быть дорогой и новой. При фотосъёмке зачастую приходится принимать самые замысловатые позы. А уж присесть, лечь, привстать на колено, опереться локтями на парапет, это просто классика жанра. Естественно вещи мараются. Поэтому оставим дизайнерские разработки и бренды из последней коллекции для других случаев.Правило четвёртое – одежда должна быть прочной. И не иметь свисающих лямок, завязок, петель и прочих элементов, которыми можно за что-то зацепиться или за которые вас легко ухватить. Потому что, иногда особо рьяные противники фотосъёмки могут пытаться взять вас за рукав, полу куртки. Не часто, но бывает.

Дмитрий Егоров

48-тысячный городок Бугуруслан в Оренбургской области славится не только своей историей, но и фотографом Дмитрием Егоровым, который документирует на пленку жизнь этого маленького мира. В прошлом он – студент-отличник Ленинградского «маттеха» по профилю «Астрономия» и руководитель компаний, сейчас – стрит-фотограф, популяризатор уличной фотографии и создатель паблика «Streetphotorussia».

Его герои и сюжеты разнообразны – от играющих детей во дворе до спортивных активностей и луж под ногами, все то, что является живой повседневностью тысячи подобных маленьких городов.

Дмитрий Егоров: Почти каждый, кто фотографирует на улицах, мечтает хотя бы иногда становиться незаметным для окружающих, потому что быть обнаруженным с фотокамерой в руках равносильно разрушению сюжета. Перед тобой уже не та картинка, на которую ты рассчитывал секундой ранее, а значит – неправда.

Екатерина Васягина

Республика Карелия, Сортавальский район, водопады Ахинкоски (или Рускеальские водопады) на реке Тохмайоки. Место очень красивое, но испорчено мостками и туристами — теперь эти водопады потеряны для дикого фотографа. Тем не менее если очень хочется, то можно найти сюжеты везде. Я снимала водопады по заказу, приезжала сюда не один раз. И всегда хотелось что-то оставить для себя, что не будет интересно заказчику. Люблю снимать детали, «кусочки» пейзажа, поэтому и тут нашла необычные фактуры и интересные кадры. Эти два абстрактных фото из серии «Глаза везде»
Никто не может угадать, что это. Водопады и водоскаты образуют много пены, которая, соединяясь с древесной щепой, рождает любопытные узоры прямо на воде.
Ну а это, традиционно, водная гладь с отражением весенних деревьев без листвы. Такую картинку на водной глади удалось наблюдать лишь однажды, когда не было пены, не качали понтонный мост, и небо было вечерне-синее. Случайно заметила меняющийся рисунок на почти спокойной поверхности и успела сделать всего несколько кадров — очень быстро всё исчезло…

«Вернулся из ада»

Валерий Матыцин:

Началась вторая чеченская война. Передвигался с войсками, сначала вышли на Терек, штурм Грозного, бои в горах. В апреле 2000 года удалось добраться до горного селения Хатуни в Веденском ущелье. Комбат десантников оказался моим однофамильцем, поэтому он согласился взять меня в рейд до Ведено, хотя командир полка и был против.

Рано утром выехали верхом на БМД. Помню, когда началась стрельба, лежал, уткнувшись носом в придорожную пыль, боясь не то что голову приподнять — пошевелиться боялся.

Когда все-таки решил оглядеться, увидел то, что до сих пор простить себе не могу, что снять не успел: десантник в тельняшке выскочил из-за БМД с пулеметом наперевес, стреляя на бегу и что-то крича. В голове мелькнуло: такое и в кино не увидишь… Тут уж про все забыл, вскочил, добежал до БМД и стал снимать.

Потом на вертолете с ранеными долетел до Моздока. Там проявился, отсканировал негативы и все передал в Москву. Когда появились первые сообщения о нападении на десантников в Веденском ущелье, снимки уже были в редакции. А тот не снятый кадр десантника с пулеметом наперевес до сих пор иногда снится.

Это всего лишь эпизоды из того времени. Порой мне казалось, что в Чечне я нахожусь больше, чем дома. Странные чувства возникают при возвращении домой. Стрельба, кровь, грязь, смерть, час полета, и ты едешь по южному городу в огнях: уличные кафе, гуляющие прохожие, музыка… Комок к горлу подступает. Беспечный таксист, глядя на меня, спрашивает: «Что-то случилось? » — «Нет, нет. Я просто рад, что вернулся домой…», а про себя – «…из ада».

Через 15 лет после штурма Грозного я снова вернулся в этот город. Прошел по местам боев, узнаваемых и совсем непохожих на те, которые снимал тогда, уже так давно.

Пятиэтажки в Старопромысловском районе узнал сразу… Я бежал от дома к дому в тяжелом солдатском бронежилете вместе с бойцами, штурмующими город. Прямо возле дома стоял подбитый танк, рядом лежал сгоревший танкист. Из-за угла этого дома снимал двух бойцов, которые под обстрелом на плащ-палатке выносили с поля боя погибшего товарища. Когда они его дотащили, оказалось, труп без головы. А теперь на этом месте изумрудный газон и отреставрированные, будто только что построенные, новые дома.

Сергей Семёнов

Гора Эверест, Непал.Этот кадр снят с высоты 6 500 метров с борта вертолёта. Как, наверное, и любой фотограф я люблю горы, а как профессиональный пейзажник, я знаю, насколько сложно их снимать. И когда мне выпал шанс съездить в Непал к самой высокой горе в мире, я понимал, насколько сложно будет снять эту вершину. В процессе подготовки я пересмотрел огромное количество снимков, проработал варианты точек съёмки, рассчитал какое фокусное расстояние потребуется и т.д. и т.п. Однако когда я рассказал про свои «хотелки» нашему гиду, он рассмеялся и сказал, что будет большой удачей, если я вообще увижу Эверест! Так и вышло, подлёт к горе из-за ветров был возможен только с одной стороны, а коридор лётной погоды был всего 2 часа. Но даже в таких сложных условиях я сделал свой кадр!Также съёмки этой горы осложняются её размерами и наличием рядом не менее высоких семитысячников. И если снимать, например, от базового лагеря или где-то в округе, вершины Эвереста можно просто не разглядеть, а рядом стоящие горы покажутся сильно выше.
Каменные джунгли. Катманду, Непал.Посещение храма Сваямбунатх, также известном как Monkey Tample, в столице Непала стало для меня одним из самых ярких впечатлений! Здесь, в отличие от многих мест в мире, которые я посетил, обезьяны практически неагрессивные и подпускают к себе очень близко. Так что фотографировать их можно в самых разных ракурсах и бытовых ситуациях! Но расслабляться, конечно, не стоит и надо соблюдать комфортную для животных дистанцию. Здесь, на холме, возвышающемся над городом, обитает около 450 макак-резусов, причём размер стаи практически не изменяется за многолетнюю историю наблюдений. Этот кадр мне чем-то напоминает голливудские блокбастеры про Человека-паука или Бэтмена. Так и ждёшь голоса за кадром: «Этому городу нужен новый герой!»

Ричард Аведон

Ричард Аведон был портретным и модным фотографом из США.

Его модные и портретные фотографии помогли определить американский образ стиля, красоты и культуры за последние полвека.

Он начинал как фотограф для журнала Harpers Bazaar, который помог ему финансировать свою студию, начиная с 1946 г. Здесь он создавал изображения для журналов Vogue и Life.

Аведон всегда интересовался тем, как портретная фотография передает личность и душу своего объекта. Становясь все более известным, он начал фотографировать многих известных людей в своей студии с помощью широкоформатной камеры 810view.

Павел Немчинов

Около 20 лет мурманский фотограф, проживающий уже много лет в Москве, Павел Немчинов занимается познанием мира через фотографию. По долгу работы (ответственен за развитие сети дилеров одной телеком-компании) он много путешествует по стране и миру, где и снимает бытовые сцены провинциальных городов и столиц – от Ижевска до Рейкьявика.

Отдельное удовольствие его взгляд на Москву – нефасадную, простодушную и разношерстную, в которой десяток интересных кадров можно сделать на выходе из одной станции метро.

Павел Немчинов: Мои герои – это те, для кого улица – комфортная среда обитания, такая же, как для большинства людей их собственная квартира. Те, кто, находясь на улице, не надевает «костюмы» и «маски», а остается собой. Люди, живущие или работающие вокруг нас.

Иван Добромыслов

Середина августа — конец лета и начало перелёта для многих видов птиц. Кулики не стали исключением. Многие северные виды потянулись на юг, в поиске сытных мест для зимовки. На одном из озёр мне встретился даже тулес (характерный тундряной вид). Удивительно, лето ещё не закончилось, а северные виды уже тут. Но путь их далёкий, поэтому и начинать его нужно заблаговременно. Вечером ветер стих, отчего пронзительные голоса этих длинноногих птах стали разноситься ещё дальше. Этим кадром закончилось моё короткое путешествие по степи. Но завершилось оно для того, чтобы наступило другое. Уверен, оно не за горами!
Первый раз встреча с тетеревами произошла абсолютно неожиданно. На дворе уже была вторая половина осени, тихая, но пасмурная погода. Рано утром я пошёл по своему обычному маршруту и через какое-то время до меня донеслось невнятное бормотание. Вначале я не поверил и пошёл дальше, но вскоре небольшой порыв ветра снова донёс до меня это «весеннее» бурление тетеревов. Я был несказанно удивлён и сразу же понёсся в ту сторону, откуда слышались голоса. Осенний ток у тетеревов — дело обычное, но тогда для меня это было открытием. В том месте, где токовали тетерева, как потом выяснилось, тока не было или он распался. Само токовище находилось на соседнем поле. К слову, одиночные тетерева могут токовать там, где им вздумается. Возможно, это был мой случай, но в будущем из этого места ещё не раз доносились их голоса.

Александр Нерозя

В республике Тува есть место, под названием Тоджа. И тувинцы говорят: «Кто в Тодже не бывал, тот Тувы не видал». Местность эта до сих пор малоосвоенная и довольно труднодоступная. По единственной дороге, ведущей в райцентр Тоора-Хем, мы ехали до этого перевала целенаправленно, присмотрев эту точку ещё год назад. При этом последние 20 км мы ехали часа полтора, проезжающий мимо тувинец на уазике долго пытался нас догнать, а потом чуть не выпал из окна, пытаясь разглядеть, что мы собираемся делать в 6 утра в этом месте, вдали от любого жилья на десятки километров.
Ночной диалог.Чтобы снять это фото, мы встали в 3 ночи, поскольку полная луна заходила в 4.30. Дальше 25 км по гребёнке, трясучке и местами по хорошим ямам, в темноте добрались до заранее намеченных вечером точек. Было довольно холодно, примерно -8, и это ещё повезло, что не было ветра, который в тех местах постоянно. Сняв буквально несколько кадров, мы пошли греться в машину, в ожидании рассвета. Обычно зритель и не догадывается, что за пейзажной фотографией стоит не только удача, но и работа.

Как создавать фото, которые останутся в истории

— Один из ваших знаменитых снимков — фото Михаила Ходорковского в день, когда ему огласили решение суда о взятии его под стражу. Это была чуть ли не единственная фотография того события. Как вы её сделали?

— Журналисты ждали появления Ходорковского и его адвокатов у здания Басманного суда, но к ним так никто и не вышел. Мне пришлось провести целую разведывательную операцию, чтобы узнать, в каком кабинете всё будет происходить, потом я занял точку на крыше соседнего дома и смог сделать этот кадр.


Михаил Ходорковский, Басманный суд, Москва, октябрь 2003 года. Фото Сергея Шахиджаняна

— Какие ещё ваши работы имеют для вас особое значение?

— Репортаж с захвата Театрального центра на Дубровке. Журналистов, понятное дело, не пускали близко, и вообще силовые структуры были не в восторге от того, что поблизости ошиваются журналисты. Тогда мы с коллегами договорились с одним из жильцов дома напротив, что поработаем из его квартиры — понаблюдаем за событиями и сделаем несколько кадров. В квартиру, кстати, кто-то несколько раз ломился и требовал открыть дверь, но он не пустил никого и нас не выдал.

Техника, которая была тогда со мной, не предполагала многократного увеличения. К тому же это был плёночный фотоаппарат, каждый щелчок затвора был на счету. Мне удалось запечатлеть, как одна заложница вышла из здания театра с поднятыми руками. Она была первая, кому удалось освободиться. На парковке можно разглядеть микроавтобус с тёмными стёклами, на котором приехали террористы. У него были открыты двери и работал двигатель. Из динамиков звучала какая-то восточная музыка, которую слушал весь район, пока не сел аккумулятор.


Одна из освобождённых заложниц выходит из дверей центра на Дубровке. Фото Сергея Шахиджаняна

— Ещё в вашем портфолио есть портрет Бориса Березовского в таком загадочном, полумистическом антураже. Расскажите, где вы его сделали.

— Я работал с московским бюро газеты «Фигаро». В преддверии выборов в Государственную Думу в 1999 году мы с корреспонденткой провели с Березовским целый день. Я сделал эту фотографию во время ужина с ним.

Этот кадр вызывает у меня противоречивые чувства, это было очень странное и нестабильное время. Кто-то стремительно нищал, кто-то — фантастически богател. Я хотел показать Березовского как злого гения и запечатлел его похожим на Мефистофеля. Березовский был очень умным человеком, но, к сожалению, направил свою энергию не на то, как мне кажется.


Борис Березовский. Фото Сергея Шахиджаняна

— Вы сказали, что пытались придать Березовскому образ. Но разве журналист не должен быть объективным?

Слайд 30Фотосумки, кофры и прочая защитаФототехника должна быть в кофре. Герметичном, прочном,

рассчитанным на падения, толчки, удары и влагу с небес. Главная задача фотосумки – максимально защитить аппаратуру. Поэтому стоит использовать изделия зарекомендовавших себя фирм.Не покупайте кофры ярких, броских расцветок. Их стезя – экспедиции, сафари, турпоходы, экстрим. Ярко окрашенный предмет легче заметить в траве, зарослях, на снегу. То есть легче отыскать случайно оставленную, потерянную или забытую аппаратуру

А вот подобные дизайнерские изыски в городе, могут привлечь внимание «охотников до чужого имущества». Наиболее оптимальный цвет – чёрный, тёмно-серый, коричневый, травянисто-зелёный

И не броско и марается меньше.Никогда не используйте фотосумки (кофры, рюкзаки) с тихими замками. То есть, замки которые расстёгиваются почти беззвучно. Вам это ни чем не поможет, а вот ворам «джуманжи» даст дополнительный шанс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: