В кинематографе[править | править код]
- Джордж Сигман — Три мушкетёра / The Three Musketeers (США; ) режиссёр Фред Нибло.
-
Шарль Мартинелли
- Сериал Три мушкетёра / Les Trois Mousquetaires (Франция; ) режиссёр Анри Диаман-Берже.
- 20 лет спустя Vingt ans après (Франция; ) режиссёр Анри Диаман-Берже.
- Тайни Сэндфорд — Железная маска / The Iron Mask (США; ) режиссёр Аллан Дуон.
- Мориони Олсен, The Three Musketeers (1935)
- Алан Хейл — Человек в Железной маске / The Man in the Iron Mask (США; ) режиссёр Джеймс Уэйл.
- Гиг Йонг, The Three Musketeers (1948)
- Джино Черви, Les trois mousquetaires (1953)
- Джон Коликос, The Three Musketeers (TV movie) (1960)
- Франк Финлэй, The Three Musketeers (1973), The Four Musketeers (1974), and The Return of the Musketeers (1989)
- Алан Хейл, The Fifth Musketeer (1979)
- Валентин Смирнитский — в фильмах Д’Артаньян и три мушкетёра (1978), Мушкетёры двадцать лет спустя (1992), Тайна королевы Анны или мушкетёры 30 лет спустя (1993), Сокровища кардинала Мазарини, или возвращение мушкетёров (2009)
- Оливер Платт, The Three Musketeers (1993)
- Рауль Билерей, La Fille de d’Artagnan (1994)
- Жерар Депардьё — Человек в железной маске (1998)
- Стивен Спайрс, The Musketeer (2001)
- Джон Рис-Дэвис — Секретные приключения Жюля Верна (2000), Мадемуазель Мушкетёр (2003)
- Рэй Стивенсон — Мушкетёры (англ. The Three Musketeers) (2011)
- Алексей Макаров в фильме «Три мушкетёра» ()
- Говард Чарльз в сериале «Мушкетёры» (2014)
- Пио Мармай в дилогии «Три мушкетёра» (выход запланирован на 2023 год).
Атос
Его настоящее имя Арман де Силлег д’Атос д’Отевиль (1615−1643). Со знаменитым героем Дюма его роднит только имя. И это при том, что персонажу «Атос» служит псевдонимом и отсылает, видимо, к горе Афон. Тем не менее именно эти несколько букв и являются единственной связью между книжным Атосом и Атосом настоящим.
Впрочем, есть ещё одно сходство. Арман де Силлег тоже служил в мушкетёрской роте. Он, однако, не принадлежал к древней французской аристократии. Это был гасконский дворянин, происходивший из захудалого рода. Вероятно, крайне бедный и уповавший на дальних родственников, закрепившихся в Париже. Так тогда поступали многие. Атос приходился кузеном Арману-Жану де Тревилю — командиру одной из мушкетёрских рот. Надо сказать, что поначалу мушкетёры вовсе не были элитой. Тревиль формировал эту часть из своих земляков гасконцев или, на худой конец, выходцев из южных регионов Франции. Отношение к ним было скорее пренебрежительным. Элита — это там, где служат дети аристократов, а тут какая-то рвань с нищего юга.
В Париж молодой Силлег прибыл примерно в 1638 году. Большой славы он в столице не снискал, но нажил неприятностей. Его служба окончилась в 1643-м, когда Атос был убит на дуэли вблизи рынка Прэ-о-Клер. Граф де Ла Фер — это настоящее имя Атоса, — никакого отношения к мушкетёру не имел. Более того, упомянутого графа в 17-м веке не существовало вовсе. Зато существовало поместье с замком, которое в тот момент принадлежало королеве Анне Австрийской. Замок де Ла Фер играл довольно важную стратегическую роль во Франции времён Религиозных войн. Эту крепость войска Генриха III несколько раз отбивали у протестантов. Впрочем, сам род де Ла Фер прекратил своё существование уже к началу 17-го века. Среди кавалеров Ордена Святого Духа, учреждённого в 1580 году, можно встретить фамилию де Ла Фер, но этот достойный дворянин умер почти за 30 лет до рождения Атоса.
Военный дом короля
Придворных при французском короле было так много, что пришлось организовать так называемый «Королевский дом» (Maison du Roi). Он делился на гражданский и военный.
Гражданский дом состоял в основном из дворцового персонала: распорядителей, камергеров, егерей, виноделов, пекарей и прочих, даже раздатчиков милостыни. Попасть в их ряды можно было только по кумовству, а прослужить не больше полугода.
Самый близкий к правителю дом — Военный. В основе стояла лейб-гвардия и телохранители короля. Чуть меньше привилегий, но не меньше почестей, было у гвардейцев, жандармов и мушкетеров.
Продолжения[править | править код]
Израильский писатель Даниэль Клугер написал роман «Мушкетёр», в котором, основываясь на имени Исаак де Порту и упомянутом в трилогии Дюма его «подсознательном» знании испанского, выдвигает версию, согласно которой Портос происходил из семьи еврейских беженцев из Португалии, и его поведение в Париже во многом было вызвано стремлением отвести от себя подозрения в «позорном» происхождении: родившись, как и многие другие мушкетёры, в Гаскони, он представляется выходцем из Пикардии (более далёкой от Испании и Португалии), разговаривает медлительно, чтобы скрыть акцент, и выглядит тугодумом, и т. д. Действие романа разворачивается до приезда д’Артаньяна в Париж.
Мушкетеры
Было четыре мушкетера. Трое мушкетеров звали Атос, Портос и Арамис. Четвертый мушкетер — центральный персонаж Д’Артаньян. Трое мушкетеров действительно существовали, и исторически говоря, Д’Артаньян был Шарль де Бац-Кастельмор.
1. Арамис (Французское происхождение) означает «из Арамица». Арамис, один из трех мушкетеров, изображен как молодой мушкетер. Этот довольно красивый мужчина часто сталкивается с дилеммой. Арамис часто жалуется на свой пост в «Мушкетерах» и считает, что он временный в большой тройке. Арамис также разрывается между призванием Церкви и его любовницей, которая хранится в тайне. Позже его любовницей оказывается мадам де Шеврез, подруга королевы. В конце концов выяснилось, что Арамис решил стать священником.
2. Афон (Греческое происхождение), означающее «дети Гайи», также один из трех мушкетеров изображен как спокойный и сдержанный джентльмен, который отлично разбирается в ситуациях. Он становится отцом Д’Артаньяна. Атос часто вспоминает свою прошлую жизнь, которая была щедрой. Атос отказался от аристократии и щедрости, чтобы стать мушкетером. Человек, который обычно хранит молчание и предпочитает оставаться в мрачном и мрачном настроении, он скрывает свою прошлую боль. Выяснилось, что он повесил свою невесту после того, как Атос обнаружил, что у нее была отметина преступника. Позже в романе выяснилось, что невеста выжила и является антагонисткой Нобелевской премии Миледи де Винтер. Атос, однако, начинает охоту за Миледи и приводит ее на казнь. После охоты он уходит в тихую и одинокую жизнь.
3. Д’Артаньян (Французское происхождение), означающее «из Артаньяна», изображен в виде упрямого молодого человека из бедной гасконской аристократии. Он едет в Париж, Франция, в надежде присоединиться к престижным мушкетерам. Он дружит с тремя мушкетерами, которые начинают наставлять его вместе с Тревиллем, который является их капитаном. Несмотря на то, что Д’Артаньян присоединился к стражам, ему пришлось доказать свою квалификацию, чтобы осуществить свою главную мечту — стать мушкетером. Д’Артаньян спасает похищенную жену домовладельца Бонасье и сразу же влюбляется в нее. Он и его друзья при королевском дворе обнаруживают соперничество между королем и кардиналом. Проявив большую доблесть, Д’Артаньян получил задание получить алмазы королевы Франции Анны от герцога Бекингемского. После доблестного путешествия д’Артаньян извлекает алмазы и в самый последний момент спасает честь королевы. Со временем д’Артаньян приобретает популярность и престиж и в конечном итоге срывает коварные планы миледи де Винтер. В конце концов, д’Артаньян становится лейтенантом мушкетера.
4. Портос (Французское происхождение) означает «немного доверчивый». Портос изображен высоким, крупным, сильным и красивым молодым человеком, который успешно ухаживал за Кокенар, богатой любовницей. Он кормит в доме своей любовницы, и часто замечают, что он беспокоится о богатстве мужа Кокенара. Портос также демонстрирует свою преданность и храбрость, однако он часто не понимает смысла разговоров. Часто можно увидеть, как Портос держит Кокнара рядом с собой, намекая на других дворянок, очарованных красивым мушкетером. В конце концов, видно, что Портос уходит от мушкетеров, чтобы жениться на Кокнаре, которая теперь стала вдовой и унаследовала огромное состояние.
Другие важные персонажи
Помимо трех мушкетеров, были и другие персонажи, которые играли не менее важную роль в пьесе.
5. Кардинал Ришелье — Кардинал Ришелье показан человеком огромной власти и очень амбициозным человеком. Он — главный министр короля, который планирует отомстить, контролируя короля, поскольку его романтические ухаживания за королевой были отклонены. У него есть широкая и тщательно продуманная сеть шпионов и собственная охрана. Показано, что он и король — друзья и враги одновременно. И королевская гвардия, и гвардия кардинала находятся в постоянной войне друг с другом, каждый из них хочет иметь лучшую руку, чем другой. Помимо ревности, кардинал Ришелье имел и скрытые политические мотивы, когда узнал, что у королевы роман с герцогом Бекингемским. Эта ненависть к герцогу заставляет его составить план убийства герцога. В конце истории кардинал неохотно предлагает д’Артаньяну повышение до офицера мушкетеров.
6. Миледи де Винтер — Миледи де Винтер показана в этом романе как очень могущественный персонаж. Миледи — шпион кардинала Ришелье, и она использует свою красоту и методы шпионажа, чтобы проникнуть в знатные семьи Европы. Во многих случаях Миледи свободно говорила по-английски и по-французски, создавая таким образом образ уроженки обеих земель. По совету кардинала Миледи вырезает бриллианты из ожерелья королевы, подаренного герцогу. Именно в это время д’Артаньян открывает свою самую сокровенную тайну. На левом плече у нее есть геральдический знак — знак, которым награждаются самые ужасные преступники. Д’Артаньян также понял, что миледи была женой Атоса, который считался мертвым. Также есть подозрения, что Миледи убила своего мужа ради наследования богатства, а также была готова убить своего зятя. Однако она сбегает из замка после соблазнения Джона Фелтона и отравляет Бонасье, чтобы отомстить Д’Артаньяну. В конце концов ее схватили и казнили.
Д’Артаньян
Настоящего д’Артаньяна звали Шарль Ожье де Бац де Кастельмор. Причем д’Артаньян — это фамилия матери, которую молодой гасконский дворянин принял вскоре после приезда в Париж. Существует версия, что это было сделано по настоянию короля Людовика XIII. С другой стороны, предки матери гасконца были более известны, нежели предки его отца. Возможно, молодой дворянин просто решил набить себе цену, приняв более громкое имя.
Родился будущий герой Дюма в 1611 году в отцовском замке Кастельмор в Гаскони. В Париж приехал в начале 1630-х годов. В мушкетёрскую роту он поступил по протекции самого де Тревиля. После расформирования роты д’Артаньяну повезло. Каким-то образом он снискал расположение самого кардинала Мазарини, человека на тот момент всемогущего. Так гасконец стал у министра исполнителем особых поручений секретного характера. В частности, доставлял тайную почту, что было сопряжено с большой опасностью. Позднее д’Артаньян добился расположения молодого короля Людовика XIV. К 1655-му он уже носил чин капитана французской гвардии. В 1655-м стал вторым лейтенантом возрождённой мушкетёрской роты. В целом, почти как в романе «Виконт де Бражелон». Разве только генерала Монка он в бочку не засовывал.
В Париже тех времён имя д’Артаньяна было широко известно. Гасконец действительно сыграл важную роль в аресте суперинтенданта финансов Николя Фуке. Многие историки полагают, что д’Артаньян настоящий, в отличие от книжного героя, не обладал ни острым умом, ни тем более хитростью. Скорее всего, это был просто умелый вояка, который исполнял приказы, не задавал лишних вопросов, за что его и ценили сильные мира сего. И Мазарини, и Король-Солнце, и верный Людовику Кольбер очень любили таких людей. Судя по всему, человеком он был жадным и охочим до всякого рода наград и званий. А вот грамоту знал плохо и, вероятно, не умел писать. Знаменитые мемуары, написанные якобы от его лица, принадлежали, очевидно, авторству другого человека.
Александр Дюма и соавторы: кто есть кто?
Кто написал «Трёх мушкетёров»? А «Графа Монте-Кристо»? Конечно, Александр Дюма, один из самых плодовитых французских, да и мировых авторов. Количество его романов исчисляется десятками, а еще ведь были пьесы, статьи, путевые заметки. Современники подсчитали, что перу (или коллективному перу) Дюма-отца принадлежит не менее 100 тысяч страниц. Такие цифры заставляют заподозрить, что работал он не один, а с соавторами.
В принципе, он этого и не скрывал. Помощников у Дюма было много, в их число входили драматург Огюст Анисе-Буржуа (за 30 лет карьеры написал около 200 пьес и в основном предпочитал творить с соавторами), драматург и романист Поль Бокаж, драматург и режиссер Адольф де Лёвен (который был также близким другом Дюма), Поль Мерис, писатель, драматург, издатель, близкий друг Виктора Гюго и многие другие.
Александр Дюма. (culture.ru)
Конечно, широко это не афишировалось, но особенно и не скрывалось. Ещё во времена Дюма об особенностях его литературной работы ходило множество анекдотов, которые все сводились к одному: автор он талантливый, а уж как работает, с чьей помощью пишет — это его личное дело. К примеру, рассказывали, что на Дюма как-то подал в суд один из соавторов, требуя поставить его имя на афише спектакля по общей пьесе. Дюма явился к судье и после полуторачасовой увлекательной беседы предложил ему столько же времени поговорить с истцом и решить, кто же истинный автор произведения.
Вражда кардинала и гвардейцев
Противостояние между ними было только в начале, после оба отряда были на стороне короля.
В мушкетеры король набирал только дворян, причем каждого кандидата осматривал сам. Потом в мушкетеры стали “повышать” и гвардейцев, которые сами по себе не были так приближены к монарху. Сам король считался номинальным предводителем мушкетерской группы.
Разгорелся скандал между кардиналом Мазарини и капитан-лейтенантом мушкетёров де Тревилем. Роту мушкетеров распустили в 1646 году и вернули только спустя 10 лет. Новым руководителем отряда стал знаменитый Шарль д’Артаньян. Именно ему удается сделать мушкетеров образцовым подразделением численностью в 250 человек .
У кардинала же была своя охрана, состоящая из гвардейцев — конных аркебузиров и кавалеристов, вооруженных мушкетами. В 1660 году Мазарини перевел свою роту солдат королю.
Пьер Безухов — «Война и мир», 1967
В романе Льва Толстого этот персонаж появляется в возрасте 20 лет; к финалу ему 27. Но в мировом кино именно Пьеру Безухову не везло — например, в голливудской экранизации 1956 года его сыграл Генри Фонда, которому на момент съемок исполнилось пятьдесят лет. Да и другие исполнители были постарше литературного Пьера — Энтони Хопкинс сыграл его в 35 лет (в британском сериале 1972 года), а Пол Дано — в 32 (в сериале 2016 года). Советский режиссер Сергей Бондарчук не стал идти против мировых трендов; он, конечно, пытался подыскать актера, который соответствовал бы описанию в романе, но в итоге сам примерил сюртук этого героя — на начало съемок масштабной эпопеи середины 1960-х ему было 42 года. Любопытно, что на роль первой жены Пьера — Элен Куракиной — Бондарчук позвал свою супругу Ирину Скобцеву, которая была на десяток лет старше своей героини (35 против 20-25 у Толстого).
«За ручку, пошли!». 35 лет вместе прожили Скобцева и Бондарчук
Подробнее
Другие персонажи
Мы рассмотрим имена некоторых других персонажей исторического романа Александра Дюма.
11. Граф де Рошфор
Граф де Рошфор — очень опасный человек. Он также является частным и надежным шпионом кардинала, а также становится ярым врагом Д’Артаньяна.
12. Граф де Вард
Граф де Вард — шпион кардинала. Он также является любовником Миледи. Однажды д’Артаньян выдал себя за Варда и провел ночь с миледи, что посеяло ненависть и месть в сердце миледи.
13. Герцог Бекингемский
Джордж Вильерс — герцог Бекингемский. Он описывается как очень красивый мужчина, богатый и влиятельный. Он также был самым верным другом короля Англии Карла I, а также был военным министром. Показано, что он находится в тайном романе с королевой Анной, которая отвечает ему взаимностью. Герцог постоянно видит, как пытается доставить удовольствие своей возлюбленной.
14. Джон Фелтон
Британский военно-морской офицер, который позволил Миледи сбежать после того, как она соблазнила ее.
15. Король Людовик XIII
Король Людовик XIII был королем и правителем Франции. Однако его изображают не сильным правителем. Над ним постоянно доминировали другие министры и его доверенные советники, особенно кардинал. Из-за своей простой и мелочной натуры на него иногда влияли и манипулировали другие.
16. Лорд де Винтер
Лорд де Винтер — зять миледи. Он показан как человек, предпочитающий держаться подальше от действий. Узнав о заговоре Миледи, он запер ее в своем замке.
17. Месье Бонасье
Месье Бонасье — домовладелец д’Артаньяна и муж мадам Бонасье. Он обратился к д’Артаньяну за помощью, когда его жену похитили. Однако позже, после встречи с кардиналом, он решил изменить свою лояльность. Он стал шпионом кардинала, в результате чего напал на его жену.
18. Месье де Тревиль
Месье де Тревиль является образцом для подражания для д’Артаньяна, которым последний также больше всего восхищается. Подобно д’Артаньяну, Тревиль в молодости тоже был родом из Гаскони и отправился в Париж. с его чистой волей, верностью и решимостью дослужился до звания капитана королевской элиты. Сторожить. Несмотря на второстепенную роль в романе, Тревиль помогает Д’Артаньяну получить роль в полку королевской гвардии, чтобы он мог стать мушкетером.
19. Королева анна
Анна Австрийская или королева Анна была королевой Франции и женой короля Людовика XIII. Из-за испанского происхождения она постоянно разрывается между народами Испании и Франции. Король не любил королеву, не любивший ее. Кардинал также не любил ее, поскольку она отвергала его романтические подходы. Однако у нее был тайный роман с Джорджем Вильерсом, герцогом Бекингемским.
У Дюма[править | править код]
В «Трёх мушкетёрах» он, как и Атос и Арамис, фигурирует под псевдонимом «Портос». Причём Портос впервые знакомится с д’Артаньяном, когда тот бросается в погоню за незнакомцем из Менга. Позже выясняется, что он носит фамилию дю Валлон. В «Двадцати лет спустя» благодаря покупке новых поместий, названия которых присоединяются к его фамилии, его именем становится господин дю Валлон де Брасье де Пьерфон, затем он получает баронский титул во время событий Фронды.
Портос, честный и слегка доверчивый человек громадного роста с недюжинной силой, интересуется только материальным благополучием, наслаждаясь вином, женщинами и пением. Его умение хорошо поесть произвело впечатление даже на Людовика XIV на обеде в Фонтенбло. По ходу романов он всё больше похож на гиганта, а его смерть сравнима со смертью титана. Его шпага носит прозвище Бализарда — это имя взято из рыцарского романа «Неистовый Роланд» Ариосто, так назывался волшебный меч, которым владел Роджеро.
Во времена романа «Три мушкетёра» (1625—1628) он, очевидно, имел мало земли и других источников дохода. В конечном счёте он смог получить необходимые средства от немолодой жены пожилого адвоката Кокнара (с которой у него был роман) для экипировки перед осадой Ла-Рошели. В книге «Двадцать лет спустя» он предстает перед читателем уже как богатый человек, имевший во владении 3 замка-имения (Валлон, Брасье и Пьерфон), а также 20 тысяч ливров годового дохода. В конце книги «Двадцать лет спустя» он также сумел добиться того о чём мечтал многие годы — стал бароном.
Начиная с книги «Двадцать лет спустя», Портос также упоминается как плотный, при этом очень сильный человек, который мог при помощи физической силы совершать невероятные вещи (в замке в Рюэе он сломал прутья решётки на окне голыми руками, а в своем замке он, по его собственным словам, сумел повторить все подвиги Милона Кротонского, не сумев лишь разорвать веревку головными мускулами. Рассказ о его смерти аналогичен рассказу о другом древнем атлете, Полидаманте). В книге «Десять лет спустя» Д’Артаньян также наблюдал, как Портос в одной из крепостей таскал руками невиданных размеров камни. Кроме того, в ней упоминается невероятный аппетит Портоса, который на ужине у короля Людовика XIV сумел съесть больше короля, благодаря чему удостоился похвалы, а Людовик сказал что при дворе тот может легко стать не только бароном, но ещё и герцогом и даже пэром.
Возраст Портоса ни в одной книге не упоминается, однако по событиям и его службе в полку Де Тревилля можно судить о том, что он был близок по возрасту к Атосу (которому было 28 лет) и Арамису, которому было 22 или 23 года.
О личной жизни Портоса известно мало. После смерти господина Кокнара в конце первой книги «Три мушкетёра» он женился на немолодой госпоже Кокнар, от которой получил всё свое состояние, однако уже во второй книге «Двадцать лет спустя» Портос упоминает, что «потерял госпожу Дю Валлон 3 года назад», а также то, что характер её был не очень покладистым. Тем не менее Портос о ней явно тосковал и в книге «Десять лет спустя» в разговоре с Д’Артаньяном на приеме у господина де Мольера при снятии мерок для своей одежды, Портос говорит, что предпочёл бы называть его Покленом, поясняя, что «Пок» легко заменяет у себя в голове на «Кок», а «лен» на «нар», вспоминая таким образом свою умершую жену. В этой же книге упоминается его непродолжительный роман с девушкой по имени Гретхен, которую они с Д’Артаньяном предпочитали называть «Трюшен».
Прототип
Весьма неточным прототипом Портоса является мушкетёр Исаак де Порто (фр. Isaac de Portau; —), родившийся в По, в старинной беарнской дворянской протестантской семье. Его родовая фамилия происходит от названия пиренейских горных замков porthaux, или portes, напоминающих английские сторожевые башни пиль-тауэр. Отец Исаак де Порто-старший служил нотариусом при Беарнских Провинциальных штатах, был богатым землевладельцем и пользовался покровительством Жака де Лафосса, королевского наместника в Беарне. Его матерью была Анна д’Аррак, дочь проповедника в церкви Одо. Прототип Портоса досрочно вышел в отставку и уехал в Гасконь в результате полученных на войне ранений. После 1650 года он занимал должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварренс, такие должности обычно давали отставным военным.
Другим прототипом Портоса был отец писателя — генерал Тома-Александр Дюма.