Берлиоз характеристика персонажа. ~ берлиоз михаил александрович ~

«характеристика образа берлиоза михаила александровича»

Месть Воланда, смерть Берлиоза

После знакомства с иностранным гражданином, приехавшим в Москву, Миша слышит от гостя странные слова, звучавшие как предсказание. Воланд рассказывает литератору о гибели под трамваем. Это должно произойти перед отъездом в Кисловодск. Персонажу суждено поскользнуться и попасть на трамвайные рельсы прямо во время движения транспорта поблизости. Из-за своего атеизма Берлиоз отказывает верить в такое, поэтому герой не раздумывая, уходит. Страшно, что мнимое предположение дьявола в человеческом обличии обращается реальностью для героя.

Таким способом властитель тьмы решает наказать Михаила Александровича за атеизм, неверие в нечистую силу. Трагедия происходит на Патриарших прудах. Рука мужчины соскальзывает с турникета, нога скользит по разлитому Аннушкой маслу. Берлиоз падает под движущийся трамвай. Ему отрезает голову.

Во время сатанинского бала Воланд беседует с покойным литератором, рассуждая о существовании дьявола и Иисуса Христа. Действующие лица пытаются говорить спокойно и размеренно. Буквально несколько дней назад умерший рассказывал, что отрезание головы прекращает жизнь в человеке, обращающегося в золу. Пришедшие на бал гости выступают ярким примером, что утверждения мужчины были неверными.

Булгаков намеренно убивает своего персонажа. Руководитель ассоциации литераторов должен быть умереть, так как автор в целом высмеивает МАССОЛИТ. Происходит это из-за шаблонности мышления, беспрекословного подчинения героя власти. Это и приводит к тому, что председатель обзаводится роскошной (по тем меркам) дачей в элитном районе Москвы. Он заслужил расправу от кота Бегемота и Фагота, потому как лично говорит Воланду о своем всестороннем атеизме.

Утро туманное

Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.

Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.


Смотреть галерею

Сочинение Берлиоз в произведении Мастер и Маргарита

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила. Но, конечно, его образ ещё много раз упомянут в романе – его похороны, похищение его головы, превращение его черепа в чашу.

Сам Михаил был важным и весьма самодовольным, как и многие москвичи в романе, человеком. Он возглавлял важную литературную организацию, считал, что играет важнейшую роль в этой жизни, что всё знает. Он взялся даже спорить с самим дьяволом Воландом, хотя и не зная, кто пред ним, о могуществе человека, об Иисусе. Он смеялся над аргументами ученого Воланда, что человек ничем особо не может распоряжаться, так как ничего не знает о своей судьбе. Ивану Бездомному он убедительно до этого доказывал, что образ богочеловека существует во всех культурах… Умничал, в общем.  Показывал своё неверие.

Впрочем, нельзя отказать ему в интеллигентности, спор с иностранцем он вёл аккуратно, сдерживал возмущенного Ивана. Конечно, он не поверил в предсказания Воланда, а поспешил на собрание, которому не суждено было состояться.

Берлиоз – функционер, о котором особенно никто не жалеет. Все лишь удивляются и ужасаются странным обстоятельствам его смерти. Он плохо влияет на молодого «поэта» Ивана, но и на других тоже. Получается, что он гасит в них веру, убеждает отказаться от творческой свободы за материальные блага. Действует не хуже самого Воланда! Выполняет его работу…

Если о портрете, то персонаж этот был вполне себе функционер – упитанный и лысый. У него был приличный костюм, очки и шляпа. Ещё он был небольшого роста. У него была квартира, в которой и поселился после его смерти Воланд со свитой.

Самое страшное, что Берлиоза заставили увидеть, что существуют потусторонние силы, в которых он не верил. На балу Воланд оживил его голову… В глазах Михаила было страдание. И хозяин бала отправил его душу в «ничто», раз уж Михаил ни во что не верил.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Портретный очерк (мамы, подруги) Стою посередине комнаты и кричу: «Мааааам, а носки-то мои где?». Слышу, идёт. Буквально через минуту она оказывается в комнате с моими носками в руках, на поиски которых прежде я потратила уйму времени.
  • Образ и характеристика Сотникова в повести Быкова Произведение Быкова «Сотников» было написано в 1969 году. Вначале автор назвал свое творение «Ликвидацией». В своих произведениях автор затрагивал проблемы, связанные с нравственностью
  • Сочинение на тему Честь дороже жизни Прожить правильно жизнь задача не из легких. Человеку свойственно постоянно ошибаться, совершать неправильные поступки. Часть этих ошибок незначительны и очень быстро забываются.
  • Сочинение по рассказу Царь-рыба Астафьева Произведение относится к социально-философскому творчеству писателя, раскрывающему проблемы взаимоотношений природы и человека, и является составной частью одноименного цикла новелл.
  • Твір на тему Ромео і Джульєтта (кохання і трагедія) Кохання завжди оспівувалось у творах митців. Шекспір, який жив у Єлизаветинську епоху, за часів правління королеви Єлизавети І. Найвидатніший драматург Англії усіх часів написав драму Ромео і Джульєтта

Личная жизнь

Заявив о себе как о талантливом музыканте и критике, Г. Берлиоз познакомился в Париже с известными писателями и музыкальными деятелями. Он проводил много времени в дискуссиях с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Николо Паганини. У него были теплые отношения с О. Бальзаком. Его связывали дружеские отношения с Ференцем Листом, который активно пропагандировал музыку друга.

Берлиоз был дважды женат. В 1833 году он женился на ирландской певице Г. Смитсон. У них через год родился сын Луис. Через десять лет брак распался. Когда Г. Смитсон умерла, Берлиоз стал мужем певицы Марии Ресио, неожиданно умершей в 1953 г. В 33 летнем возрасте ушел из жизни его сын. Оставшись одиноким, Берлиоз больным умер в марте 1869 г.

Характеристика Берлиоза другими героями

Иван Бездомный

Иван Бездомный, несмотря на тесное сотрудничество с Берлиозом, знает о нём очень мало. Наиболее яркой чертой героя, по мнению Бездомного, является талант красноречия.

Подробная характеристика Ивана Бездомого.

Мастер

Мастер прекрасно знает, какими глубокими познаниями и эрудицией обладает Берлиоз, и потому удивляется, что тот сразу не распознал в иностранце на Патриарших прудах сатану.

Подробная характеристика Мастера.

Воланд

Воланд уважительно относится к умному и образованному Берлиозу. В знак особого расположения он доказывает Берлиозу ошибочность его теории, согласно которой жизнь после смерти прекращается.

Подробная характеристика Воланда.

«Мастер и Маргарита»

Берлиоз выглядит как человек маленького роста, темноволосый и лысоватый, лет сорока, упитанный и аккуратно выбритый, носит массивные очки в черной роговой оправе. По убеждениям Берлиоз атеист. Герой начитан, хорошо образован и не верит в бога и дьявола, чем гордится. Собственное отношение к христианской религии персонаж пытается привить молодому поэту Ивану Бездомному.

Берлиоз, Воланд и Иван Бездомный

В начале произведения Берлиоз прогуливается с Бездомным по Патриаршим прудам в Москве и делится с молодым коллегой воззрениями на религиозные вопросы и на то, как те должно отражать в литературе. За этой беседой парочку литераторов застает Воланд, который расспрашивает Берлиоза и, выслушав мнение, что человек сам управляется с собственной судьбой, тут же предсказывает Берлиозу скорую гибель. Что и происходит немедленно — Берлиозу отрезает голову трамваем.

Позже читатель видит отрезанную, но живую голову Берлиоза на балу Сатаны, где Воланд превращает эту голову в чашу и пьет из нее вино. Такая судьба постигает Берлиоза из-за того, что тот не верил в бессмертие души и считал, что со смертью для человека все заканчивается. Так и стало — лично для персонажа.

Кот Бегемот

Берлиоз — второстепенный персонаж романа, и биография героя детально не прописана. Известно, что Берлиоз жил на Большой Садовой, в доме номер 302 бис, в коммунальной квартире за номером 50. В этой квартире герою принадлежали три комнаты. Там же после гибели литератора поселился Воланд со свитой, так что квартира прослыла «нехорошей». Позже член этой свиты кот Бегемот устраивает в бывшей квартире Берлиоза пожар, из-за чего сгорает дом.

У Берлиоза была жена, которая сбежала с неким балетмейстером в Харьков, а детей не было. Единственным родственником, который претендовал на жилплощадь покойного Берлиоза, оказался дядя из Киева по фамилии Поплавский. В остальном вплоть до рокового вечера все у героя было неплохо. Отменное здоровье Берлиоза не доставляло персонажу проблем, дела профессиональные шли хорошо. Персонаж был неплохо обеспечен и держал домработницу.

Характеристика персонажа

Михаил Афанасьевич Булгаков преподносит Берлиоза, как человека, умеющего сочувствовать близким. Будучи дядей покойного племянника своей жены, он искренне соболезнует членам семьи. Михаил Александрович — образованный, эрудированный, воспитанный мужчина, интересующийся трудами древних историков.

Писатель дает своему герою следующую поведенческую и личностную характеристику:

  • любит много читать;
  • имеет большие литературные заслуги;
  • интересуется исключительно материальными благами, а не душевной красотой людей;
  • не имеет своего мнения, убеждений, взглядов на жизнь;
  • не верит в существование Иисуса Христа и дьявола;
  • учит атеистским азам Бездомного (начинающего писателя стихотворений), которого звать Иваном;
  • отличается остроумностью, красноречивостью;
  • умеет хитрить;
  • пытается подчинить (по приказу) всю литературу новой власти;
  • нередко осторожничает.

Проживает литератор в центре российской столицы на Садовой улице. Просторное коммунальное жилье занимает 3 комнаты (кабинет, гостиная, столовая). По соседству с законопослушным гражданином проживает Степа Лиходеев. Домашними делами в квартире Берлиоза занимается домработница Груня. Также во владении председателя литературной ассоциации имеется элитная дача на Клязьме в поселке Перелыгино.

Трактат о современной инструментовке и оркестровке.

Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке и оркестровке» (1843) (с приложением — «Дирижер оркестра»), известный в редакции Рихарда Штрауса, — фундаментальный теоретический труд. В связи с тем, что в основе лежат его предыдущие очерки данной тематики значительная часть книги представляет собой свoбoднoе выражение мыслей и художественных воззрений; неpедкo oнo принимает форму непринуждённой беседы с читателем, а иногда переходит в страстную полемику с воображаемым противником. Берлиоз утверждает принцип распределения различных функций по основным группам оркестра — струнной, деревянной и медной — ради того чтобы не допускать нивелировки тембров которая неизбежно происходит при постоянном дублировании одной группы другой. Его по праву считают реформатором оркестровки. Р. Штраус к предисловию его «Трактата…» писал: «Непреходящее значение книги Берлиоза заключается в том, что Берлиоз, кто первым с величайшим усердием собирателя систематизировал и разработал трудный материал, не только излагал его с фактической стороны, но всюду настойчиво выдвигал на первый план эстетические вопросы оркестровой техники».
Он применял редко используемые инструменты – красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочета­ния тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. В произведениях Берлиоза нет постоянного, стабильного состава оркестра, — все зависит от круга образов. В ряде случаев он привлекает гигантский, массивный оркестр («Реквием», «Траурно-триумфальная симфония»), в других же случаях он ограничивает оркестр почти камерным составом (балет сильфов из «Осуждения Фауста»). В трактате «Опера и драма», где по адресу Берлиоза было отпущено немало язвительных замечаний): Вагнер пишет: «Берлиоз довел развитие этого механизма (оркестра) до прямо изумительной высоты и глубины, и если мы изобретателей современной индустриальной механики признаем благодетелями государства, то Берлиоза следует прославить как истинного спасителя нашего музыкального мира…».

Симфонии

  • Фантастическая симфония
    Op.14, H 48 (Symphonie fantastique
    , 1830)
  • Гарольд в Италии
    Op.16, H 68 (Harold en Italie
    ) — для альта с оркестром (1834)
  • Ромео и Джульетта
    — симфония по мотивам Шекспира для хора, солистов и оркестра Op.17, H 79 (1839).
  • Траурно-триумфальная симфония
    Op.15, H 80a, b (1840)

Увертюры

  • Тайные судьи
    H 23d (1826)
  • Уэверли
    H 26 (1826-1828)
  • Буря
    (по Шекспиру, с хором) H 52 (1830)
  • Король Лир
    Op.4, H 53 (1831)
  • Роб Рой
    H 54 (1831)
  • Бенвенуто Челлини
    H 76b (1838)
  • Римский карнавал
    Op.9, H 95 (1844)
  • Корсар
    Op.21, H 101 (1846-1851)
  • Беатриче и Бенедикт
    H 138 (1860-1862)

Концертные произведения

  • Rêverie et caprice
    — для скрипки с оркестром Op. 8, H 88 (1841)
  • Марш к последней сцене Гамлета
    H 103 (1844)
  • Марш троянцев
    H 133b (1864)

Кантаты

  • Греческая революция
    (2-е разные версии) H 21a, H 21b (1825-1826, 1833)
  • Смерть Орфея
    H 25 (1827)
  • Эрминия
    H 29 (1828)
  • Клеопатра
    H 36 (1829)
  • Смерть Сарданапала
    H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) (1830)
  • 5 мая
    Op.6, H 74 (1831-1835)
  • Эригона
    (сохранился только фрагмент) H 77 (1835-1838)
  • Hymne à la France
    H 97 (1844)
  • Chant des chemins de fer
    H 110 (1846)
  • L’Impériale
    Op.26, H 129 (1854)
  • Le Temple universel
    Op.28, H 137 (1861)

Оперы

  • Тайные судьи
    H 23 (сохранились только фрагменты) (1825-1834)
  • Бенвенуто Челлини
    Op.23, H 76a (1838)
  • La nonne sanglante
    H 91 (не окончена) (1841-1842)
  • Осуждение Фауста
    Op.24, H 111 (La Damnation de Faust
    , 1846)
  • Троянцы
    H 133a (Les Troyens
    , 1863)
  • Беатриче и Бенедикт
    H 138 (1863)

Хоровые произведения

  • Торжественная месса (Messe Solennelle
    ) H 20 1824
  • Реквием
    Op. 5, H 75 (Grande Messe des morts
    , 1837)
  • Te Deum
    Op. 22, H 118 1848-1849
  • Оратория Детство Христа
    Op. 25, H 130 (L’enfance du Christ, 1853-1854)

Растущий музыкальный успех

В 1840-х годах гастроли по Европе стали предлагать Берлиозу еще один источник дохода; его особенно ценили в качестве дирижера в Германии, России и Англии. Когда производство другой хоровой работы, La Damnation de Faust, стало финансовым провалом после его премьеры в 1846 году, гастроли снова пришли на помощь.

Берлиоз нашел свое финансовое положение в 1850-х годах, когда его L A; Enfance du Christ (1854) имел успех, и он был избран в Институт Франции, что позволило ему получить стипендию. В то время он написал «Троянцев», вдохновленный «Энеидой» Вергилия, но познакомился лишь с несколькими операми.Действия должны быть выполнены в 1863 году. Он также вернулся к Уильяму Шекспиру еще раз, создав оперу «Беатрис и Бенедикт» (по мотивам «Много шума из ничего»), которая успешно дебютировала в Германии в 1862 году.

Образ и биография Алоизия Могарыча

О внешности персонажа приходится судить из цитат самого Мастера. Так, он отозвался о новом друге следующими словами: «Внешне-то черт знает на что похожий». Такой словесный портрет сразу производит отталкивающее впечатление. Тем не менее, знакомый быстро становится завсегдатаем дома писателя.

Первая встреча произошла случайно. Алоизий снимает комнату по соседству с главным героем. В дальнейшем часто жалуется на стесненные условия, завистливо поглядывая на жилище Мастера.

Могарыч сообщает, что занимает должность журналиста. Узнав о написанном романе, живо интересуется его содержанием. В сжатые сроки прочитывает рукопись от корки до корки и делает рецензию, которая чудесным образом совпадает с мнением автора.

Эта дружба сразу не понравилась спутнице Мастера, о чем та не преминула сообщить. Однако писатель придерживался иной точки зрения. Он был уверен, что встретил человека великого ума, ведь Алоизий с легкостью давал пояснения на любую тему. Это восхищало главного героя, и он с упоением задавал все новые вопросы.

Прототип Алоизия Могарыча — Сергей Александрович Ермолинский К тому же Мастера привлекла страсть мужчины к литературе. Между тем, он не отрицал, что Могарыч — человек-сюрприз. И существование в его личности некоего ящика Пандоры привлекало и интриговало.

Дружба продлилась не так долго, и вскоре пороки журналиста вылезли наружу. Зависть — именно это чувство съедало Алоизия каждый раз, когда он заходил в гости к писателю. А узнав, что из-за опубликованного отрывка романа мужчину грозятся наказать, нашел способ насолить приятелю.

Он совершил донос на Мастера, из-за чего тот оказался в сумасшедшем доме. Неудивительно, что герой, подобно Иуде, получил вознаграждение. После выселения автора запрещенной литературы из квартиры Алоизий молниеносно занял ее.

Расплата настигла доносчика. Предатель предстал перед Воландом и Азазелло, трясясь от страха и что-то бормоча о пристроенной ванне и купоросе. Реакция оказалась стремительной, хотя и без трагических последствий. Могарыч очнулся в поезде без штанов. Одежду журналисту удалось купить у проводника, и в скором времени герой уже вернулся домой и устроился на работу к Римскому.

Краткая характеристика

Полное имя — Михаил Александрович Берлиоз.

Возраст — мужчина средних лет.

Род занятий — председатель правления МАССОЛИТ, редактор художественного журнала.

Семья — жена, тётка и её супруг.

Социальное положение — служащий.

Происхождение — служащий.

Воспитание — прекрасно воспитан, очень вежлив и дипломатичен.

Образование — имеет энциклопедические знания в области гуманитарных наук.

Внешность — невысокий, полный, лысый мужчина средних лет, носит большие очки в чёрной роговой оправе, предпочитает одежду в классическом стиле.

Характер — умный, прекрасно образованный, интеллигентный, вежливый, дипломатичный, деликатный, предусмотрительный.

Положительные черты — спокойный, вежливый, эрудированный, умный.

Отрицательные черты — самоуверенный, категоричный.

Произведение — «Мастер и Маргарита».

2 вариант

Михаил Александрович Берлиоз – персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который был первым наказан Воландом. Берлиоз погиб в самом начале романа, попав под трамвай, как и предсказал ему незадолго до этого Воланд.

Берлиоз погиб в расцвете лет. Портрет Берлиоза, данный в первом же абзаце романа, позволяет увидеть человека успешного, сытого и довольного жизнью. Он был чиновником новой советской формации, делом его службы была литература. Несмотря на то, что сам он был начитан на уровне энциклопедии, это не мешало ему редактировать художественный журнал и вершить судьбы современных литераторов. МАССОЛИТ, литературная ассоциация, давала ему возможность легко получать жизненные благ — занимать несколько комнат в квартире в центре Москвы на улице Садовой, дачу в литераторском поселке Перелыгино на Клязьме, ездить на воды и иметь домработницу.

Будучи генералом от литературы Берлиоз держится снисходительно-покровительственно с Иваном Бездомным, достаточно самоуверенно с Воландом. Он привык к тому, что все в его жизни налажено и распланировано, никаких необыкновенных явлений не происходит. Именно поэтому он, ничего не опасаясь начинает общаться с Воландом, который его даже заинтересовал в начале разговора. Сам Берлиоз в этой беседе на Патриарших прудах позиционирует себя как атеиста, утверждает, что всем на земле, включая собственную жизнь, управляет человек. Воланд доказывает Берлиозу ошибочность его взглядов, мистическим образом отправляя его под трамвай, где Берлиоз никак не предполагал оказаться в этот майский вечер.

Посмертная судьба Берлиоза оказалась менее удачной, чем земная. Сначала его ругали собратья по литературному цеху, дожидавшиеся его для проведения заседания, на которое он по понятным причинам не явился. Погибнув такой страшной смертью, Берлиоз еще и оказался «обокраденным покойником», так как из его гроба была украдена его голова. Это было дело рук помощников Воланда: у того на предмет использования головы Берлиоза были свои планы.

Читатель узнает из главы 23, что Воланд с Берлиозом, точнее с его головой, на балу продолжил беседу, незаконченную на Патриарших прудах из-за того, что председатель МАССОЛИТа побежал звонить в бюро иностранцев, чтобы донести на подозрительного, по его мнению, консультанта. Теорию Берлиоза о том, что после смерти человека ждет небытие, Воланд называет солидной и остроумной. Ей он противопоставляет другую: каждому будет дано по его вере.

Так как Берлиоз не верил ни в Бога, ни в Дьявола, по своей вере, точнее ее отсутствию, он получил в итоге небытие. А его голову Воланд превратил в чашу на золотой ножке, чтобы выпить из нее за главную утверждаемую им ценность – за бытие.

Булгаков неслучайно отправляет на смерть именно этого героя романа, другим в ходе действия отдав менее жестокие наказания от Сатаны. Берлиоз – функционер, олицетворявший для писателя тех «литературных генералов», которые в свое время ему не давали работать, всячески его травили и преследовали.

За что убили Мишу Берлиоза?

Главная » Альтернативная История (художественная литература этого жанра) » За что убили Мишу Берлиоза?

Альтернативная История (художественная литература этого жанра)Альтернативная История (художественная литература этого жанра)

Aley 19.04.2012 182

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Уважаемые коллеги. В связи с развернувшейся дискуссией о религии, хочу предложить небольшое эссе на данную тему.

Обычно считается, что Михаил Булгаков вывел самого себя в образе Мастера в своем романе «Мастер и Маргарита». Но так ли это?

Единственным реально пострадавшим от рук Воландовской шайки, был Михаил Берлиоз. Он был убит, остальные отделались легким испугом. Ах, да – был еще барон Майгель, застреленный лично Воландом, но стукач (наушник и шпион – в романе) Майгель, личность не просто отвратительная, а нанесшая хозяину личное оскорбление: явиться шпионить за самим Сатаной…

А Берлиоз? Он то в чем провинился?

Могут возразить – гибель Берлиоза была случайной, Воланд лишь предсказал ее, читая судьбы людей как открытую книгу. Э, нет. Не присядь Воланд возле мирно беседующих литераторов, не заведи разговор об Иешуа, тогда не пришлось бы несчастному редактору бежать за врачами, чтобы помочь спятившему иностранцу, а значит, не попал бы он под трамвай, и не отрезала бы ему голову комсомолка-вагоновожатая (атеистка!).

И ведь играет с ним Сатана, явно играет. Вот он говорит: «А бывает еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, — тут иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что он сам собой управил так? Не правильнее думать, что управился с ним кто-то совсем другой?»

Конечно другой – и этот другой сидит рядом с Берлиозом!

А вот чуть ниже, Берлиоз просит Воланда предсказать, какой смертью он умрет. «Охотно, — отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть – несчастье… вечер – семь…» — и громко и радостно объявил: — Вам отрежут голову!»

Врет Лукавый, он уже все рассчитал и не нужно ему никаких дополнительных астрологических вычислений… Берлиоз обречен.

Но почему? В смысле – за что?

За атеизм, за неверие в Сатану? Но вот рядом сидит поэт Иван Бездомный, который гораздо более агрессивен по отношению к Воланду, но он не только остается в живых, но даже выигрывает – из бездарного поэта превращается в конце-концов в уважаемого члена общества. Профессор!

А Берлиоза убили.

Объяснить это можно только одним: Михаил Александрович Берлиоз — это Михаил Афанасьевич Булгаков, собственной персоной.

Вспомним, что «никому неизвестный композитор-однофамилец» Гектор Берлиоз, в молодости был врачом. После полного совпадения инициалов, это вторая точка пересечения с биографией бывшего врача Михаила Булгакова.

Вот теперь все встает на свои места – Берлиоза покарали не за атеизм, а за предательство, потому что, как и сам Булгаков, Берлиоз верующий человек. Верующий в душе и пропагандирующий (активно пропагандирующий) чуждое ему учение. Что там «дремучий» Иванушка Бездомный, он не ведает, что творит: объяснили ему, что бога нет — он и поверил. А Берлиоз не только предает сам, он еще и пытается обратить в свою псевдоверу других, трусливо служит сатанинской власти безбожников, как служит ей и сам Булгаков.

Автор жесток, приговор приведен в исполнение.

«Трусость, это самый страшный порок», — говорит Понтий Пилат.

5 фактов о Берлиозе

  • Исследователи творчества Булгакова считают, что прототипом Берлиоза мог послужить один из двух человек: литературный критик Леопольд Авербах, глава литературной организации РАПП, или пролетарский поэт Демьян Бедный.
  • Герой является однофамильцем известного французского композитора XIX века, Гектора Берлиоза. Этот выбор был сделан автором не случайно: в некоторых композициях Гектора Берлиоза есть связь с романом Булгакова. Например, третья часть «Фантастической симфонии», которая носит название «Сон в ночь шабаша».
  • Название литературной организации, которой руководил Берлиоз — МАССОЛИТ — было создано по аналогии с объединением МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драматургии). МАССОЛИТ является пародией на реально существовавшие в 20-е — начале 30-х годов XX века литературные и драматические союзы (МАСТКОМДРАМ, РАПП, МАПП и пр.), которые были ориентированы на поддержку коммунистической идеологии в литературе и искусстве.
  • Берлиоз — первый персонаж романа, который стал жертвой Воланда.
  • Берлиоз получает страшное наказание — полное небытие — за свою самонадеянность, и полное безверие в существование жизни после смерти — «каждому будет дано по его вере.»

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мастер и Маргарита»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»

для самых компанейских —

Главные герои «Мастер и Маргарита»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мастер и Маргарита»

Смерть героя

Почему Берлиоз должен был умереть, ведь можно было просто отправить его в другой город, как, например, Степу Лиходеева, — вопрос, ответ на который ищут как читатели, так и критики. Это было нужно для развития главного сюжета. Без этого Бездомный не узнал бы, что Воланд и его свита реальны. Без этого он не встретился бы с Мастером и не смог бы отказаться от закостенелого, устаревшего мышления. А также без смерти Берлиоза Бездомный не бросил бы писать стихи, не стал историком и не изменил свое мировоззрение.

Наконец, смерть Берлиоза олицетворяет смену уклада жизни, полный отказ от старого общественного строя, принятие новых ценностей. Сам герой хоть и принял новое общество, но до последнего сомневался в правильности своих действий. Нередко он поступал так, как было нужно, а не так, как он хотел.

Если с ответом на вопрос, зачем было нужно умирать, все более или менее понятно, то другая волнующая мысль остается без ответа. Почему автор убил героя так страшно, выбрал столь изощренный способ, до сих пор неясно. Некоторые аналитики полагают, что это логичный ответ на недостойную жизнь. Михаил часто лгал, умалчивал, критиковал талантливых писателей и помогал пробиться посредственным типам.

«Нехорошая квартира»

Особое значение в романе имеет московская квартира, расположенная по адресу: улица Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. В этой квартире начинают происходить странные явления, прежде всего загадочные исчезновения людей. Несмотря на это, в квартиру заселяются Берлиоз и Степан Лиходеев — директор Варьете. После них в этой квартире появляются Воланд и его свита, которые устраивают в ней «бал сатаны».

По-видимому, обитатели этой квартиры были настолько «черны», что сами привлекли в неё «нечистую силу». Последний хозяин квартиры Берлиоз особенно приглянулся Воланду как объект для наказания.

Мастер и Маргарита герои романа М.А. Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель.Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года, в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Мастер и Маргарита герои романа

Мастер литератор, написавший роман о Понтии Пилате, в котором интерпретированы события, описанные в Евангелии. Это человек, который оказался не приспособлен жить в том времени, в котором родился. В последствии доведенный до отчаяния литературными критиками мастер оказывается в психиатрической лечебнице.
Подробнее

Маргарита красивая женщина, которая живет с нелюбимым мужем. Маргарита страдает от своей хорошей, обеспеченной, но пустой жизни. Случайно на улицах столицы она встречает Мастера, и влюбляется в него. Именно она первой сказала Мастеру о том, что он написал гениальное произведение, которое ждет успех. После того, как Мастер пропал, Маргарита принимает приглашение сатаны стать королевой бала, чтобы иметь возможность его вернуть.
Подробнее

Воланд дьявол, который оказывается в Москве и представляется профессором черной магии и историком. 
Фагот (Коровьев) член свиты Воланда. Рыцарь, который должен постоянно быть в свите сатаны в наказание за то, что однажды отпустил неудачную шутку по поводу света и тьмы. Исследователи свидетельствуют, что на создание этого персонажа Булгакова вдохновила повесть Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», где одним из героев является некто Коровкин, очень похожий по характеристикам на Коровьева. 
Азазелло тоже участвует в свите. Это демон, с уродливой внешностью. Его прототипом является падший ангел Азазель. 
Кот Бегемот дух, который следует за Воландом в составе его свиты. Обычно принимает облик окта, или полного человека, который внешне очень на него похож. Этот персонаж создавался на основе описания демона Бегемота, который был известен распутничеством, обжорством и способностью принимать вид больших зверей. 
Гелла  ведьма-вампир, которая ходила нагой. Она была очень красива, но имела уродливый шрам на шее. 
Берлиоз, Михаил Александрович член МАССОЛИТа, писатель. Довольно образованный и скептически настроенный человек. Жил в нехорошей квартире на улице Садовой. При встрече с Воландом не поверил в предсказание собственной смерти, которая, тем не менее, случилась. 
Бездомный, Иван Николаевич поэт, который занят сочинением антирелигиозной поэмы

Именно ее обсуждение с Берлиозом в парке и привлекло внимание сатаны. Он стал свидетелем смерти Берлиоза и пытался преследовать Воланда, но попал в сумасшедший дом. 
Лиходеев Степан Богданович директор Варьете, в котором Воланд, назвавшись профессором магии, планирует «выступление»

Лиходеев известен как пьяница, бездельник и любитель женщин. 
Босой Никанор Иванович человек, занимавший должность председателя жилтоварищества на Садовой улице. Жадный вор, который накануне присвоил часть денег из кассы товарищества. Коровьев предлагает ему заключить договор о сдачи «нехорошей» квартиры гастролеру Воланду и дает взятку. После этого полученные купюры оказываются иностранной валютой. По звонку Коровьева взяточника забирают в НКВД, откуда он попадает в сумасшедший дом. 
Алоизий Могарыч  знакомый Мастера, который написал на него ложный донос, чтобы присвоить его квартиру. Свита Воланда выгнала его из квартиры, а после суда сатаны он покинул Москву, оказавшись у Вятки. Позже вернулся в столицу и занял должность финдиректора Варьете. 
Аннушка спекулянтка. Именно она разбила емкость с купленным подсолнечным маслом на переходе через трамвайные рельсы, что и послужило причиной смерти Берлиоза. 
Фрида грешница, которую пригласили на бал к сатане. Она убила нежеланного ребенка, задушив платком, и закопала. С тех пор каждое утро ей приносят этот платок. 
Понтий Пилат  Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жесток и властен, но он стал симпатизировать к странствующему философу, приведенному на допрос. Он предпринимал попытки остановить казнь, но не довел дело до конца, о чем жалел всю оставшуюся жизнь. 
Иешуа Га-Ноцри  персонаж, который проводит время в странствованиях и философствовании. Не похож на евангельский образ Иисуса Христа. Отрицает сопротивление злу насилием и не знает, какую цель он преследует в жизни. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: