Особые качества личности
У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.
Образованность.
Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.
Хитрость.
Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.
Вера в Бога.
К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.
Решительность и смелость.
Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.
…надо взяться подумавши и с Божьим благословением.
Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.
Внешность Левши
Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.
Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.
Другие особые приметы:
- пятнышко на лице;
- отсутствие на висках «волосьев».
«…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…»
Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.
Одевается крестьянин из-за бедности скромно:
- обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
- казакин на крючках.
Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.
Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.
Левша – талантливый тульский оружейник
Когда Николай Павлович, русский император, велел усовершенствовать блоху, привезённую из Англии предыдущим императором Александром Павловичем, Левша выполнял самую тяжелую работу.
Он выковал самую маленькую деталь, которую даже человеческим глазом не разглядеть. Из трёх мастеров, проводивших операцию с целью усовершенствования блохи, он был самым усидчивым, находчивым, и талантливым.
Скромный, неприметный и некрасивый
Несмотря на все работы Левши, многие его недооценивали. Обычно это происходило из-за внешности.
Но, как я уже говорил, таких людей, как наш герой не часто встретишь.
На его месте многие наверняка потребовали бы денежной компенсации за моральный ущерб, или же личной мастерской, или ещё какого-нибудь вознаграждения за огромную качественную проделанную работу.
Даже на лапках блохи он не стал расписываться, а просто сделал работу в два раза сложнее, чем остальные мастера, ковавшие блоху вместе с ним. Так никто из увидевших творение совместной деятельности русских и английских мастеров не узнали, что работали над произведением искусства не два мастера, а три. И имя третьего так и осталось неизвестным миру.
Особенный патриотизм Левши
Он знал, что там его работу оценят по достоинству. Но Левша вспомнил, что ближе, чем родная земля, для него нет практически нечего, и уже всё равно, какие там будут люди. Главное – что дома. Пришлось отказаться. Для некоторых это может оказаться обычным делом, но для Левши это был огромный выбор.
Только представьте: родина, где вы никому не нужны, и тут вас приглашают в другую, более прогрессивную страну, где вас оценят по достоинству…
РУСТЬЮТОРС
Левша
— герой рассказа Н.С. Лескова «Левша», один из тройки тульских «искусных людей», которым атаман Платов доверил работу англичан, чтобы «подвергнуть русским пересмотрам» дабы «англичане над русскими не возвышались».
Внешность Левши
неказиста: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье вырваны ». Иодет он не лучше: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится ». Весь он «неубранный и в пыли, неумытый».
Прежде чем взяться за дело, Левша и его товарищи идут в Мценск на поклон древней «камнесеченной» иконе Николая Мир-Ликийского. Дело свое делают «в ужасном секрете», не откликаясь ни на какие призывы. Мастера так поглощены работой, что даже крик «Пожар!» их не смутил. «…Только левша высунулся по плечи и крикнул: “Горите себе, а нам некогда”, – и опять свою щипаную голову спрятал…»
К превратностям судьбы Левша относится со стоическим спокойствием
. Когда Платов, подумавший, что туляки английскую блоху испортили, начал левшу трепать за волосы, тот «поправился и говорит: “У меня и так все волосья при учебе выдраны, а не знаю теперь, за какую надобность надо мною такое повторение?”». На извинение атамана Левша отвечает: «“Бог простит, — это нам не впервые такой снег на голову”. А больше и говорить не стал…»
Левша. выполняет самую тонкую часть работы по ковке блохи. «Я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никако мелкоскоп взять не может». Как он справился с работой, мастер объясняет без хвастовства
: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».
У Левши нет никакого жалованного чина, поэтому отправляется он в Лондон в парадном кафтане с придворного певчего, умытый и остриженный. С англичанами он держит ухо востро, «думает, может быть, отравить с досады хотите». На их вопросы Левша отвечает просто, без утайки: «Наука наша простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем
». Принимая упрек в том, что подковки тяжелы для блохи, и теперь она «не прыгает и дансе не танцует», Левша повторяет: «…Мы в науках не зашлись». Однако онотказывается от предложения жить в Англии , получить образование, жениться, принять другое вероисповедание. Свой поступок Левша объясняет так: «Мы к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить…»
Левша рассудителен в житейских вопросах.
Он с пониманием относится к чужим обычаям, к чужой вере: «Евангелие… действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее». Левша стыдится уже одних разговоров о женитьбе на англичанке и намеков на «грандеву» с ней. Ему больше по душе русский обычай сватовства с «обстоятельным намерением».
В Лондоне «все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания». Больше всего Левшу занимает вопрос, как содержатся у англичан старые ружья. «Это, говорит, — против нашего не в пример превосходнейше». Он понимает, как опасно чистить ружья кирпичом, и стремится в Россию, доложить государю английский «секрет».
Левша стойко переносит бурю, «водопленение», пытается скрасить долгий путь, заключив пари с английским полшкипером: «кто кого перепьет». Допившись «до чертиков», просидев добрую половину пути в трюме, он прибывает в Петербург больной, ослабевший, без «тугаментов».
С прибытием в Петербург судьба полшкипера и русского мастерового «начала сильно разниться»: англичанину в посланническом доме вызвали лекаря, а Левшу свалили в квартале на пол, а потом, промерзшего и избитого, городовой доставил в Обуховскую больницу, «где неведомого сословия всех умирать принимают». Здесь Левша и скончался, успев внятно выговорить: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью левша перекрестился и помер».
В эпилоге Лесков замечает: «Таких мастеров, как баснословный левша, теперь… уже нет в Туле
Автор анализа:
А.Б. Ланцова
Характеристики главных героев
Главный герой повести, талантливый русский мастеровой, оружейник. Ему, вместе с двумя другими мастерами, было поручено создать какой-нибудь шедевр с участием стальной танцующей блохи, чтобы не уступать в изобретательности англичанам. После долгих раздумий, эти три мастера решили подковать блоху, оставив свои планы в тайне. Сам Левша создавал гвоздики для подков. Подробнее>>>
Один из главных персонажей повести, казачий атаман, сопровождающий императора Александра Павловича во время поездки в Англию. Платова отличают нескрываемый патриотизм и любовь ко всему отечественному. Именно этому герою было поручено найти талантливых мастеров для работы над стальной блохой. Будучи в Англии с государем, Платов с удовольствием изобличал коварство иностранцев. Подробнее>>>
Один из персонажей повести, брат императора Александра Павловича, наследный правитель. Этого героя отличает любознательность, патриотизм и доверие к русскому мастерству. Он является противоположностью своего брата, который был приверженцем всего западного. Тогда как Александр Павлович считал, что английская техника гораздо лучше русской, его брат был уверен, что русские мастера более талантливы и изобретательны. Подробнее>>>
Один из персонажей повести, русский император. Его образ с настоящим царём Александром I довольно условен. В произведении этот шаржированный герой является большим поклонником всего западного, в частности английской культуры и техники. Посетив Англию после Венского совета, он диву давался таланту местных мастеров. Подробнее>>>
Полшкипер
Второстепенный персонаж, англичанин, с кем Левша плыл обратно в Россию. Они поспорили, кто кого перепьёт, но так и не смогли довести спор да конца. По прибытию, полшкипера отвезли в больницу, где он быстро пришёл в себя. После этого он пошёл искать Левшу, но когда нашёл, то тот был уже при смерти.
Поп Федот
Эпизодический персонаж, священник в Таганроге, у которого император Александр Павлович исповедался перед смертью.
Иван Москвин
Эпизодический персонаж, тульский оружейник, автор необыкновенного пистоля, который был показан Александру Павловичу в Англии и выдан за английский.
Елисавета Алексеевна
Эпизодический персонаж, императрица, жена Александра Павловича, которой, после его смерти, досталась шкатулка с блохой.
Химик
Эпизодический персонаж, работал в аптеке и смог рассказать царю Николаю Павловичу про блоху. Он смог сразу определить, что она не настоящая и что не русская.
Александра Николаевна
Эпизодический персонаж, дочь императора Николая Павловича, которая смогла своими маленькими ручками завести ключом блоху.
Кисельвроде
Эпизодический персонаж, граф, занимался приведением Левши в приличный вид перед отправкой в Англию. Он дал указание помыть его, подстричь и хорошо одеть.
Курьер
Эпизодический персонаж, особый курьер, который знал все языки. Именно он отвозил Левшу в Англию, чтобы показать, какие мастера есть в России. После того, как англичане поняли, кто такой Левша, они сразу отправили курьера на родину.
Лекарь
Эпизодический персонаж, вместе с аптекарем лечил английского полшкипера, после прибытия того в Россию.
Аптекарь
Эпизодический персонаж, вместе с лекарем лечил английского полшкипера, после прибытия того в Россию.
Городовой
Эпизодический персонаж, занимался перевозкой Левши в больницу, после прибытия того из Англии. Делал всё настолько плохо, что в результате Левша скончался.
Клейнмихель
Эпизодический персонаж, граф, первый, к кому обратился полшкипер, чтобы спасти Левшу. Тот ему не помог, а его просто выставил вон.
Скобелев
Эпизодический персонаж, комендант, к кому обратился полшкипер, чтобы спасти Левшу. Тот вызвал ему врача Мартын-Сольского.
Мартын-Сольский
Эпизодический персонаж, врач, который не успел спасти Левшу, а только услышал его последнюю просьбу
Это было важное сообщение, которое он просил доставить государю. Он поехал к графу Чернышеву, чтобы тот передал это сообщение государю, но тот не стал его толком слушать
Чернышев
Эпизодический персонаж, граф. Не стал прислушиваться к сообщению Левши, переданное им через врача Мартын-Сольского.
см. также:Краткое содержание Левша, Лесков
История создания
Произведение впервые напечатано в журнале «Русь» в 1881 году, № 49, 50 и 51 (17, 24 и 31 октября) под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельно издано под заглавием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» в 1882 году и под заглавием «Стальная блоха. Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» в 1894 году.
12 мая 1881 года, Лесков писал Ивану Аксакову о том, что сочинил для альманаха писательницы и переводчицы Елизаветы Ахматовой небольшую обещанную ей работу:
В 1882 году в открытом письме в газету «Новое время» писателю пришлось специально объяснять, что всю историю он выдумал сам:
Сюжет
История рассказывает о том, как император Александр I отправился в путешествие по Европе и приобрёл удивительную механическую блоху в Англии. Однако после его смерти, новый император Николай I, заинтересованный в развитии русского искусства и промышленности, поручил казаку Платову найти мастера, способного создать что-то более удивительное, чем английская блоха.
Платов нашёл мастера по прозвищу Левша в Туле, который решил подковать стальную блоху. Левша и его помощники работали над этим проектом втайне, и Платов, получив конечный продукт, не понял, что именно сделал Левша. Императору показали ножки блохи через микроскоп, и он увидел имена мастеров, вырезанные на подковах. Оказалось, что Левша выковал гвозди и подковал ими блоху.
За свою работу Левша был награждён орденом и отправлен представлять своё изобретение в Англию. Англичане были поражены его мастерством и предложили остаться. Однако Левша отказался и вернулся на родину.
Композиционно вся эта история пронизана перекличкой различных линий, в которых ключевая связь строится вокруг сравнения России и Европы. Основной акцент сделан на различие между отношением к мастеру, его труду, оружию и техническому прогрессу, что придаёт произведению дополнительную глубину.
Характер левши
Главный герой сказа обладает следующими чертами характера:
- Трудолюбие, увлечённость творческой работой.
- Сметливость. Он понял, что у англичан ружья хорошо стреляют из-за того, что их не чистят кирпичом.
- Патриотизм. Англичане предлагали оружейнику жить в их стране, но левша не остался в Англии, потому что очень соскучился по Родине и родителям. Он решил сообщить государю, чтобы русские солдаты не чистили ружья кирпичом — тогда пули в них не будут болтаться. Когда левша узнал в Англии этот секрет, сразу заторопился домой.
- Скромность. На корабле англичане поместили мастера в хорошую каюту, но он стеснялся сидеть там с господами. Часто сидел он на палубе и смотрел в ту сторону, где была родная страна.
- Религиозность. Перед тем, как преступить к работе, которую им заказал Платов, тульские мастера ходили в Мценск поклониться иконе святого Николая.
Проблематика повести
Поднимает Николай Лесков и другие проблемы в своем произведении. Это и равнодушие власти к своим подданным, низкий уровень образования большинства представителей русского народа, экономическая и культурная отсталость России от западных стран. Все эти проблемы весьма актуальны были в нашей стране в конце XIX века, когда произведение увидело свет. Лесков считает, что именно в невнимательности высших чинов к проблемам обычных людей кроется главная проблема, из-за которой так много людей в России живут несчастливо.
При этом многие современные исследователи отмечают, что большинство тем, поднятых Лесковым, остаются актуальными и сегодня, несмотря на то что с момента публикации этой повести прошло более ста лет. Повесть Лескова весьма непроста по содержанию, но в ней даются ответы на большинство самых злободневных вопросов.
Меню статьи:
Образ Левши в произведении Лескова довольно интересен и необычен. Таких как он людей как он очень мало, а в наше время так и подавно. Плывёт по течению, практически ничего не меняет, судьба складывается трагически, а он всё равно наслаждается жизнью.
Сюжет повести
Чтобы дать полноценный анализ «Левши» Лескова, нужно вспомнить краткое содержание этого произведения, в котором реальные события перемешаны с вымышленными.
В самом начале сказа действия разворачиваются в 1815 году, когда император Александр I находится с официальным визитом в Англии. Ему демонстрируют различные диковинки, едва ли не сильнее всего его воображение поражает миниатюрная блоха из стали, которая даже может танцевать. Он ее покупает и привозит в Петербург.
Затем, уже через несколько лет после его смерти, при новом императоре Николае I блоху находят среди личных вещей умершего государя. Казак Платов объясняет всем, что это образец искусства англичан, освоивших все премудрости механики, но тут же замечает, что и среди русских мастеров найдутся те, которые сделают не хуже.
Николай Павлович, уверенный в превосходстве отечественных мастеров, поручает Платову отправиться на Дон, заехав по пути на один из тульских заводов. Там атаману предстоит отыскать среди местных умельцев тех, кто смог бы бросить вызов англичанам.
Приехав в Тулу, Платов вызывает трех самых известных оружейников, среди которых оказывается и мастеровой, которого все зовут Левша. Он демонстрирует им блоху и просит придумать, как превзойти англичан. На обратном пути Платов забирает Левшу с собой, а тот все еще продолжает работать над заказом. Оказывается, что тульские оружейники смогли подковать блоху крошечными подковами.
Левша погибает
По приезду в Россию случается ужасное. Наш герой сильно заболевает. Дат так сильно, что приходится ложиться в больницу. Его имя уже забыли. Что он делал, тоже уже забыли. Да кто он вообще такой уже все забыли. Левшу положили в больницу для бедняков. А пока несли на носилках, уронили, и парень разбил голову. Так в больнице он и умер. Никто из тех, кто его видел, никто из тех, кто его окружал, или нёс в носилках не подозревал, что у них на глазах умирает велики мастер-оружейник с которым не может сравниться практически никто. Но он всё равно радуется тому, что у него есть. Вот так трагически и заканчивается жизнь Левши.
Характер героя из народа
Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.
Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.
Жанр произведения
Составляя анализ произведения Лескова «Левша», нужно определиться с его жанром. Большинство литературоведов склоняются к тому, что это явный критический реализм, хоть в повести и можно встретить сказочные мотивы.
В пользу реалистичности произведения говорит тот факт, что автор делает упор на проблемах национального характера русского человека. К ним он относит трудности жизни обычного рабочего, даже высококвалифицированного, как Левша, самодержавие, противостояние патриархального мира, в котором правит русский царь, западной цивилизации, которая к тому времени шагнула далеко вперед. При анализе повести Лескова «Левша» нужно отметить главные отличительные черты произведения, а это переплетение трагического и комического, реальности и сказки.
Образ и описание оружейного мастера
Внутренняя красота души, вера и следование своим принципам создают из неграмотного человека настоящего гражданина с индивидуальным характером. Его внешние и внутренние качества детально описаны в рассказе Лескова.
Внешний облик и качества личности
Виртуоз оружейного ремесла Левша остался для всех знаменитым только благодаря прозвищу. Его подлинное имя неизвестно, а псевдоним присвоен за ловкое владение левой рукой. Эта способность поразила англичан, ведь иностранные специалисты не представляли себе, что можно стать высококлассным мастером, имея недостатки.
Такая особенность поражает, ведь каким образом косой мастер выковал микроскопические детали для изделия, никто не понимал. Умелец обладал особой остротой зрения, поэтому создал изделие без помощи лупы или специальных приборов.
Внешний вид героя:
- пятно на лице;
- косоглазие;
- отсутствие волос на височной области;
- стоптанная обувь;
- незастегивающиеся казаки на крючках;
- небрежный внешний вид;
- разорванный ворот.
Среди всех мастеров выбрали только талантливых, на которых надеялась вся нация. Они должны были доказать, что русские умельцы выполняют задания лучше остальных.
Специалисты оружейного ремесла отличались трудолюбием, упорством и заинтересованностью в собственном деле. Отличительной чертой тульских мастеров было доведение любого дела до финала.
Литературный портрет Левши является олицетворением добросердечности и гениальности русского народа. Оружейник не был грамотным и образованным, как почти все крестьянство на Руси в начале XIX века. Он мог смотреть и изучать только псалмы или библейские сказания, но позже истинный талант, сохранившийся в золотых руках, был им раскрыт.
Быт и нрав парня из глубинки
Левша жил в небольшом доме с родителями. Приехавшие курьеры пытались пробраться в избушку, но не смогли из-за очень прочных дверей.
Изучив образ жизни и поведение мастера, можно рассказать о характере Левши, составить мнение о его предпочтениях и целях. Бедный крестьянин любил и почитал старых родителей, поэтому отказался остаться в Англии. Несмотря на холостую жизнь, он считал свое положение нормальным и естественным.
Психологическая уравновешенность, решительность и смелость позволили мастеру встретиться с императором. Его не тревожила порванная одежда. Левша ответственно относился к заданию правителя и ему лично рассказал о гравировке на подковах. Он не выдал своих задумок иностранным инженерам.
Будучи верным русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя. Даже умирая, он думал о том, как помочь Родине.
В характере Левши проявляются следующие черты:
- настойчивость;
- трудолюбие, усердие;
- доброта;
- скромность;
- умение прощать.
Левша с двумя другими умельцами работали над блохой непрерывно несколько дней. Решительный и смелый крестьянин с чувством собственного достоинства выполнил тонкую ювелирную работу. Автор приводит цитату:
Будучи добрым и незлопамятным, Левша прощает Платову его дерзкое обращение, но после возвращения на родину пьет и серьезно заболевает. Прибыв в Петербург, герой умирает, а перед смертью просит передать царю тайну о чистке ружей, но этот секрет так и не был раскрыт.
Характеристика героев
В анализе «Левши» Лескова главным героям нужно уделить особое внимание. Левша олицетворяет собой главное, что есть в русском человеке — это талант и трудолюбие
Своего ключевого персонажа автор изображает как национального героя и праведника, который готов пожертвовать даже своей жизнью ради блага Отечества.
Основные черты, которые выделяют этого человека, — патриотичность, высокая нравственность и религиозность. Ему неинтересны выгодные предложения о работе, которые делают англичане, он не перестает думать о Родине. Но когда возвращается на родную землю, тут же тяжело заболевает и умирает, оказавшись совершенно никому не нужным.
Давая кратко анализ «Левши» Лескова, нужно подчеркнуть, что не только главному персонажу уделено повышенное внимание. Помимо проблемы несчастья одаренного человека, которую Лесков поднимает в этой повести, он пишет о противопоставлении обычного рабочего государю
Доказательства этому можно найти во многих эпизодах.
Например, в сцене разговора Левши с императором глава государства намеренно демонстрирует, что делает большое одолжение рабочему, снисходя до разговора с ним. После этого показательной является сцена встречи главного персонажа с английскими мастерами, которые относятся к простому русскому без тени высокомерия. В этой антитезе Лесков демонстрирует конфликт общественных слоев, который давно к тому времени наметился в России.
Левша в культуре
На территории СССР повесть Лескова воспринималась как произведение для детей. Неудивительно, что первая экранизация произведения представляет собой мультипликационный фильм. В 1964 году состоялась премьера мультфильма «Левша». Текст повести читает актер Дмитрий Журавлев.
В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий. В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил Родион Щедрин. Партию главного героя писали специально для тенора Андрея Попова.
Главные герои
Левша — мастер из Тулы, подковавший блоху. Самобытный, неподражаемый мастер. Левша — это прозвище, а не имя. У него невзрачная внешность, он косоват на один глаз, герой даже крестится левой рукой. Чтобы подковать блоху, мастерам нужны были миниатюрные гвозди. Именно Левша мастерил их, и на гвоздях было указано его имя. Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер, талант которого оценили в Англии, не захотел оставаться на чужбине, так он предан православной вере, русскому народу, своей семье.
Александр I — российский император (— гг). Правитель, обладающий проницательностью и непревзойдённым интеллектом, проявляющий уверенность и чуткость. Он всегда быстро улавливает изменения и новые тенденции, восхищается изобретениями англичан и безоговорочно верит в их преимущество над русским народом. Его характеру присуща исполнительность и доверчивость, но вместе с тем он не подозревает о мошенничестве англичан, которые, продавая ему чехол к блохе, отнимают его деньги. Он является пылким поклонником западной культуры и искусства и отрицает могущество русского народа.
Николай I — российский император (— гг). Патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке, обладающем хорошей памятью, помнящем каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель.
Платов — донской атаман, сопровождающий Александра I. Храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю превосходство его таланта. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно по его вине мастер был доставлен к государю в спешке без документов.