Краткое содержание Записки из Мёртвого дома Достоевского для читательского дневника
Александра Горянчикова осудили на 10 лет каторжных работ за убийство супруги. «Мёртвый дом», как он называл тюрьму, вмещал около 250 заключённых. Тут был свой особый порядок. Некоторые пытались своим ремеслом заработать, но начальство отбирало после обысков все инструменты. Многие просили милостыню. На вырученные деньги можно было купить табак или вино, чтобы хоть как-то скрасить существование.
Герой часто думал о том, что кого-то ссылали за хладнокровное и жестокое убийство, и такой же срок давали человеку, убившего человека, пытаясь защитить свою дочь.
В первый же месяц Александру довелось увидеть совершенно разных людей. Были тут и контрабандисты, и грабители, и доносчики, и старообрядцы. Многие хвастались совершёнными преступлениями, желая славы бесстрашных преступников. Горянчиков сразу решил, что не пойдёт против своей совести, как многие, пытаясь облегчить себе жизнь. Александр был 1 из 4 дворян, попавших сюда. Несмотря на презрительное к себе отношение, он не хотел пресмыкаться или жаловаться, и хотел доказать, что способен работать.
За казармами он нашёл собаку и часто приходил покормить своего нового друга Шарика. Вскоре пошли знакомства с другими заключёнными, правда, особо жестоких убийц он старался избегать.
Перед Рождеством арестантов повели в баню, чему все очень радовались. В праздник горожане приносили подарки арестантам, а священник освящал все камеры.
Заболев и попав в госпиталь, Горянчиков своими глазами увидел, к чему приводят телесные наказания, практикуемые в тюрьме.
Летом арестанты взбунтовались из-за тюремной еды. После этого питание стало чуть лучше, но ненадолго.
Прошло несколько лет. Со многим герой уже смирился и был твёрдо убеждён не совершать больше прошлых ошибок. С каждым днём он становился смиреннее и терпеливее. В последний день Горянчикова отвели к кузнецу, который снял с него ненавистные кандалы. Впереди ждала свобода и счастливая жизнь.
В произведении автор раскрыл тему личности, судьбы, противопоставления себя обществу и государству, смысла жизни и собственной значимости.
Читать краткое содержание Записки из Мёртвого дома. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание сказа П. Бажова «Хозяйка медной горы»
В праздничный знойный день два заводских работника отправились смотреть траву. Во время дороги присели передохнуть и задремали. Более молодой из них пробудился и заметил перед собой красивую молодицу с черно-сизой косой.
Девица не сидела на месте: смеялась и с кем-то разговаривала на непонятном языке. Была одета в зеленый наряд из шелкового малахита – камня, похожего на ткань. Заводской работник смекнул, что пред ним сама Хозяйка медной горы.
Лишь только он об этом подумал, как девица обернулась и позвала работника, по имени Степан, к себе. Когда работник подходил, то увидел множество разноцветных ящерок, которые обступили его, а потом вместо ящериц главный герой обнаружил под ногами драгоценные камни.
Девица сказала ему, чтобы тот не боялся ее. Но Степан не хотел показаться трусом и ответил, что ничего не боится. На эти слова Хозяйка ответила, что тогда у нее есть просьба — сказать заводскому приказчику, душному козлу, чтоб тот покинул рудники. В награду сказала, что согласится выйти замуж за главного героя. Затем обернулась в ящерку и убежала.
Степан боялся, но не хотел прослыть трусом, поэтому озвучил слова девицы приказчику. Разумеется, тот рассердился и приказал надзирателю выпороть работника, а после заковать его в рудниках, где невозможно было что-то добыть. Ещё придумал и установил для провинившегося работника план на день, который так же было невозможно выполнить. События происходили во времена крепостного строя.
Прикованный цепями Степан начал работать и обнаружил, что камень «так и сыпется» и работа ладится. Тут появилась и сама хозяйка. По ее приказу ящерицы сняли цепи, и она предложила Степану показать свое приданое.
Под землей главный герой увидел комнаты диковинной красоты из дорогих камней и самоцветов. Хозяйка шла впереди, Степан за ней. Платье на девушке переливалось дорогими камнями и меняло цвет.
После они дошли до комнаты, где Хозяйка накормила Степана, поблагодарила за то, что выполнил ее просьбу и спросила, женится ли парень на ней. На что Степан Петрович ответил, что уже пообещал другой простой девушке Настасье повести ее под венец.
Хозяйка немного загрустила, но обрадовалась верности Степана. Когда парень уходил, из глаз девушки потекли слезы, которые превратились в драгоценные камни. Хозяйка собрала их в ладонь и отдала Степану со словами, что тот сможет их дорого продать. Еще вручила подарок для его невесты – шкатулку из малахита с разными драгоценными украшениями.
Опять Степан Петрович оказывается в руднике, ящерицы обратно заковали его в цепи. А шкатулка превратилась в маленькую так, чтобы работник ее смог спрятать. Оказалось, что камня было уже кем-то нарублено свыше заданной нормы.
Перевели главного героя в иной забой, он и там план перевыполнил. Заподозрил надзиратель что-то неладное, и пошел к заводскому приказчику с рассказом о том, что работник Степан продал душу нечистому.
Приказчик решил получить с этого свою выгоду и дал обещание Степану, что если в рудниках будет добыта стопудовая глыба малахита, то даст крепостному работнику волю.
В скором времени главный герой находит глыбу малахита, но вольную ему не дают. Из «Сам-Петербурху» приезжает барин, когда узнает о находке крепостного. Он поручает найти невольному работнику малахитовые камни, из которых можно бы было высечь столбы длиной не менее 5 сажен.
Степан был раз обманут, поэтому теперь требует вперед подписание вольной для себя и жены Настасьи. Барин подписал документ. Вскоре Степан находит необходимые камни, которые отправляют в главную церковь «Сам-Петербурха».
С того времени крепостной Степан становится вольным, а все драгоценные камни пропадают из рудников, уходят под землю.
Степан женился, обзавелся семьей, обустроил дом, но счастья в жизни «не поимел»: сделался не весел и словно болен. Купил ружье и стал на рудник наведываться. Говорил, что охотится там, но с добычей никогда не возвращался.
Однажды Степан ушел на охоту и не вернулся. По прошествии какого-то времени нашли его неживого с застывшей на лице улыбкой. Те люди, что обнаружили покойного, рядом видели огромную плачущую ящерицу.
В руке у Степана были зажаты камешки – медный изумруд. Как только ладонь разжали, они превратились в пыль. Людям со временем удалось выяснить, что были то слезы самой Хозяйки медной горы, которые Степан не стал продавать, а сберег, с ними же и смерть принял.
Сказка заканчивается словами: «Вот она, значит какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.»
Второстепенные герои
Приказчик на руднике и барин из Сам-Петербурху, одного поля ягоды. Корыстолюбивые, злые и жестокие, нечестные люди. Готовые эксплуатировать человеческий труд, не зная жалости. Не зря, второй мужик из рудника, искавший вместе со Степаном покос, уже изробленный, «в глазах зелень и щеки, будто зеленью подернулись».
Надзиратель рудничный, пополняет ряд отрицательных персонажей, «тоже собака не последняя», так характеризует его Степан. Жестокий и корыстный, переводит наказанного Степана в другой забой, а на его место, где было видно много малахита, поставил своего племянника.
Невеста Степана Настенька, о ней мало что вообще известно. Полюбил ее Степан Петрович, добился освобождения вместе с собой. Зажили тихо, мирно и дом построили. Родилась дочка Танюшка. Степан любил обеих своих женщин.
ВОЛШЕБНЫЙ МАРШРУТ
ПО СЛЕДАМ ЗОЛОТОГО ПОЛОЗА
ОХОТНИКИ ЗА СОКРОВИЩАМИ
8 сентября в парке устроят массовую прогулку «Бажовская верста». Всего один день будут водить туристов, в том числе из Беларуси и Германии, по «волшебным» маршрутам.
У нас же эксклюзивная «репетиция» перед сентябрьской прогулкой. Маршрут — «Легенды Талькова камня». Бажов любил бывать там. Но в сказах это место так и не описал. По воспоминаниям жены, неоднократно пытался, но почему-то не получалось.
На экскурсии можно запросто столкнуться нос к носу с легендарным змеем. Фото: Евгения Заболотских.
В парке сразу понимаешь, что оказался во владениях Медной горы хозяйки! Тайга. Хвойный воздух. Мачтовые сосны смыкаются над головой. Шурша гравием на болотистых тропах, чувствуешь себя очарованным Данилой-мастером или растерянной сироткой Даренкой. Вон там чудится Синюшкин колодец, из которого тянутся длинные белые руки. Кстати, многие его тут подмечают. Ведут показать — и… колодец исчезает! В стороны рассыпаются «подружки» Медной горы хозяйки — ящерицы с коронами на голове. Это безногие ломкие веретеницы, занесенные в Красную книгу.
Бажов неспроста поселил свою героиню в этом месте. Тут начинается вторая часть самоцветного пояса Урала.
— Из-за бурого железняка тут магнитная аномалия, — отмечает Сергей Санатин. — Если пройти с компасом, стрелка будет работать, как пропеллер.
Примерно в середине пути натыкаемся на… огромную змею! В темноте можно было бы испугаться! Она из бетона и покрыта золотой краской. Это еще один персонаж — Великий полоз. Бажов сделал его Хранителем золота. Когда он полз, тело кольцами поднималось выше деревьев.
— И это неспроста, — говорит Сергей Санатин. — Геологи, когда изучали сказы, пришли к выводу, что такими же волнами залегает золото.
А в этих местах золото добывали не только рассыпное, но и в виде самородков весом по десять кило. В окрестностях поселка Косой Брод нашли третий по величине в мире. Из-за формы его назвали «Лосиное ухо». Самородок находится в Алмазном фонде Кремля.
Великий полоз у Бажова боялся показаться людям. Переживал, что испортит их, и станут жадными до богатства. Так и вышло. Многие уходили с заводов в надежде найти сокровища. Получалось, но счастья золото не приносило. В окрестностях города Березовский случилась первая золотая лихорадка в России.
Месторождения драгоценных камней небольшие, но их много. Тут и турмалины, и горный хрусталь, и гранаты, и альмандины. Здесь же находится и самое богатое месторождение изумрудов. То и дело встречаются белые выпуклые камни, похожие на комки соли. Это кварциты, свидетельствующие о том, что рядом могут быть золотые жилы.
ТАЛЬКОВ КАМЕНЬ
Ну вот и цель! От красоты Талькова камня захватывает дух. Отвесные скалы, а посередине изумрудно-зеленое и гладкое, как зеркало, озеро в форме сердца. Его называют уральским озером Рица. Образовалось оно, когда во время работ задели родники. Глубина — 32 метра. Наверху вода прогревается, а глубже пятнадцати метров замерзает настолько, что превращается в лед.
Одна из легенд гласит, что тут затоплены сокровища последнего владельца Сысертских заводов Дмитрия Соломирского. У Бажова он описывается, как «чудной барин», который «ходит по лесу, смотрит дичь и собирает яички». По легенде, две его коллекции — скульптура из итальянского мрамора и собрание дорогого фарфора — бесследно исчезли.
Каждый год появляются те, кто хочет их найти, но из-за глубины карьера сделать это сложно. Охраняет их Озерница, или Белая женщина. Иногда ее видят. В белом одеянии с бледным полупрозрачным лицом. Ни слова не говоря, она спускается к озеру и медленно погружается. Тех, кто пытается ее спасти, утаскивает на дно.
По словам Сергея Санатина, Бажова забывают, потому что из-за уральского говора сказы трудно читать.
— Например, жителям других регионов сложно понять, что «пимы» — это валенки, а «баский» — красивый, — отмечает Санатин. — «Сбегай в залавок (буфет), возьми пряник!» — говорила, как и Бажов, моя бабушка.
Но, несмотря на этот факт, еще при жизни Бажова сказы перевели на 24 языка, а теперь — на 68. И еще будут читать долго.
Работы прекратить
Велел все ж таки приказчик расковать Степана и приказ такой дал – на Красногорке работы прекратить.
– Кто, – говорит, – его знает? Может, этот дурак от ума тогда говорил. Да и руда там с медью пошла, только чугуну порча.
Надзиратель объявил Степану, что от его требуется, а тот ответил:
– Кто от воли откажется? Буду стараться, а найду ли – это уж как счастье мое подойдет.
Вскорости нашел им Степан глыбу такую. Выволокли ее наверх. Гордятся – вот-де мы какие, а Степану воли не дали. О глыбе написали барину, тот и приехал из самого, слышь-ко, Сам-Петербурху. Узнал, как дело было, и зовет к себе Степана.
– Вот что, – говорит, – даю тебе свое дворянское слово отпустить тебя на волю, ежели ты мне найдешь такие малахитовые камни, чтобы, значит, из их вырубить столбы не меньше пяти сажен долиной.
Степан отвечает:
– Меня уж раз оплели. Ученый я ноне. Сперва вольную пиши, потом стараться буду, а что выйдет – увидим.
Барин, конечно, закричал, ногами затопал, а Степан одно свое:
– Чуть было не забыл – невесте моей тоже вольную пропиши, а то что это за порядок – сам буду вольный, а жена в крепости.
Барин видит – парень не мягкий. Написал ему актовую бумагу.
– На, – говорит, – только старайся смотри.
А Степан все свое:
– Это уж как счастье поищет.
Нашел, конечно, Степан. Что ему, коли он все нутро горы вызнал и сама Хозяйка ему пособляла. Вырубили из этой малахитины столбы, какие им надо, выволокли наверх, и барин их на приклад в самую главную церкву в Сам-Петербурхе отправил. А глыба та, которую Степан сперва нашел, и посейчас в нашем городу, говорят. Как редкость ее берегут.
Примечания
- ↑ 12345 Блажес, 1983, с. 9.
- Орлова, Пихои, 1983, с. 423.
- ↑ 12 Левкиевская, 2004, с. 247.
- Швабауэр Н. А. [www.dissercat.com/content/tipologiya-fantasticheskikh-personazhei-v-folklore-gornorabochikh-zapadnoi-evropy-i-rossii Типология фантастических персонажей в фольклоре горнорабочих Западной Европы и России]
- Безрукова, 2000.
- Липовецкий, 2014, с. 217.
- ↑ 123 Бажов, 1952, [www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=7509&page=60 часть IV].
- ↑ 12 Швабауэр, 2002, с. 148-149.
- ↑ 12345 Бажов, 1976.
- Швабауэр, 2002, с. 148-149, со ссылкой на Гельгардт, 1961, с. 177.
- Швабауэр, 2002, с. 148-149, со ссылкой на Гельгардт, 1961, с. 183.
- ↑ 12345Бобрихин А. А. Вклад П. П. Бажова в формирование уральской идентичности // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2015. — № 2 (4). — С. 46 — 48.
- Бажов, 1952, [www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=7509&page=62 часть VI].
- Бажов, 1952, [www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=7509&page=63 Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказах].
- Бажов, 1952, [www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=7509&page=58 часть II].
- ↑ 123 Швабауэр, 2002, с. 145.
- Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Семёнов-Тян-Шанский. — СПб., 1914. — Т. V (Урал и Приуралье). — С. 444.
- Блажес, 1983, с. 9—10.
- Швабауэр, 2002, с. 146-148, со ссылкой на Гельгардт, 1961, с. 166.
- ↑ 123 Швабауэр, 2002, с. 146-148.
- Перфильев А. В. [www.polevskoylife.ru/e/410097-gerb-i-simvolyi-polevskogo Герб и символы Полевского] // Полевской край: Историко-краеведческий сборник. — Екатеринбург : Уралтрейд, 1998. — Т. 1, № 3. — (Уральское краеведение). — ISBN 5-85383-129-1.
- [polevsk.midural.ru/article/show/id/291 Официальные символы], на сайте Администрации Полевского городского округа
- Гельгардт Р. Р. Стиль сказов Бажова: очерки. — Пермское книжное изд-во, 1958. — С. 207—209.
- Липовецкий, 2014, с. 212–230.
Разрыв с Людмилой
После того как Ганин узнал о том, кем является жена Алфёрова, жизнь его полностью переменилось. Машенька должна была вскоре приехать. Осознание этого подарило герою ощущение счастья (хотя и иллюзорного), чувство свободы. Уже на следующий день он отправился к Людмиле и признался ей в том, что любит другую женщину.
Как любой человек, ощущающий беспредельное счастье, в некотором роде жестоким стал герой Набокова. «Машенька», краткое содержание которой изложено в этой статье, — история о человеке, углубившиемся в воспоминания, оградившем себя от окружающих. Расставаясь с Людмилой, Ганин не испытывал чувства вины и сострадания к бывшей возлюбленной.
Главные герои
Полный сборник рассказов об уральской волшебнице называется «Малахитовая шкатулка», их всех объединяет один персонаж — Хозяйка, то есть владелица и самой горы, и всех богатств, заложенных в ее недрах. Она вольна делать что захочет в своих владениях и со своим имуществом, и с людьми, пришедшими на ее земли.
Рассказчиком, объединяющим все сказы в единый цикл, выступает дед Слышко. Только он знает всех персонажей и является связующим звеном между прошлым временем, когда зародилась легенда, настоящим, когда ведется повествование, и будущим, которое зависит от выводов, сделанных слушателями.
Малахитница — хозяйка Уральских гор
Как многие мифические образы сказов Бажова, Хозяйка на страницах книги появляется редко, и некоторые даже относят ее к второстепенным героям. И все-таки это главный персонаж, на ней строится весь сюжет, без нее не было бы ни самой легенды, ни морали.
Таинственный и величественный персонаж. В описании Хозяйка медной горы предстает перед читателем в двух воплощениях:
- красивой женщины;
- зеленой ящерки, льющей слезы над умершим Степаном.
Выглядит как женщина, а по косе — девушка. Росту невысокого, ладная, сизо-черная коса как будто из камня, к спине прилипла. Платье же из малахита, а выглядит шелковым. Сама верткая, на месте не сидит. Малахитница — вот как звали Хозяйку медной горы в те времена. Весь образ — это воплощение красоты неживой природы, вдохновляющей истинных мастеров на творчество и искания.
Могущественная волшебница призвана охранять драгоценные недра. Магические способности Хозяйки в ее владениях велики:
- Любую ценную руду превращает в «обманку», пустую породу.
- Слезы ее могут стать драгоценными медными изумрудами.
- Может даже там, где нет породы и драгоценной малахитовой жилы, подвести нужную руду и даже целую малахитовую глыбу и наградить понравившегося ей рабочего.
Не помогает Хозяйка женатым мужчинам. Ищет она себе достойного жениха. Вот и Степану предложила 3 испытания:
- Смелостью: Степан должен передать приказчику запрет на разработку шахты в ее Красногорском руднике.
- Верностью: предложила себя в невесты, но герой отказался, выбрав свою Настеньку.
- Памятью: жил бы Степан безбедно со своей молодой женой, если б смог забыть Хозяйку.
Все владения Малахитницы величественны и живописны, но лишенные жизни, как в каменном мертвом царстве. Да и сама она оборотень-ящерка: «вместо рук-ног у нее лапы зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья».
И все-таки встреча с героиней не несет ничего хорошего никому: «Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало!»
Крепостной Степан
Молодой человек, крепостной на Красногорском руднике, работал в шахте по добыче малахита
В произведении нет портрета, для этой истории совсем неважно, как он выглядит. Встреча с Хранительницей природных богатств перевернула всю его жизнь
Ему было назначены испытания, 2 из них он проходит, проявив смелость и стойкость:
- Не побоялся приказчика и понес от него жестокое наказание.
- Отказался жениться на Малахитнице, хоть и показала она ему несметные богатства в качестве своего приданого. Он продемонстрировал этим верность слову, данному им невесте.
Вот, кажется, тут и должен был наступить, как это принято в сказках, счастливый конец. Но Бажов пишет не сказки, а сказы. Их отличия в:
- правдоподобности, несмотря на присутствие мифических существ;
- события происходят в конкретной местности;
- конец повествования не всегда радостный, положительный, сказ должен быть жизненным, а соответственно, с неожиданной концовкой.
Хозяйка отпускает героя, но предлагает пройти третье испытание — забыть и никогда больше не вспоминать ее. Но именно эта задача оказалась ему не по силам. Не смог Степан разлюбить героиню, стал чахнуть и каждый день ходить на рудник. Говорил, что на охоту, а приходил с пустыми руками.
В один день ушел парень и не вернулся, позже нашли его возле шахты неживого, но с улыбкой на лице. А рядом плакала огромная изумрудная ящерка. В руках у Степана зажаты были изумруды, как только смогли разжать пальцы, камни превратились в пыль. По легенде это были слезы самой Хозяйки. Не стал герой продавать их, сохранил и с ними смерть принял.
Тайна зеленого бора
Первый фильм Свердловской киностудии по Бажову был снят не по сказам, чего следовало бы ожидать, а по автобиографической повести «Зеленая кобылка». По сюжету заводские дети встречают беглого, естественно, «политического» каторжанина, которому они по доброте душевной помогают и который открывает им глаза на классовую борьбу.
Режиссеру Олегу Николаевскому удалось в одном кадре совместить и стиль историй про босоногое детство с драками, голубятнями и ночными купаниями, и азарт и атмосферу «истернов», субжанра, который позже стал одним из отличительных для Свердловской киностудии.
Фото: Кирилл Дедюхин/Культура-Урала.РФ
Популярные сегодня пересказы
- Вниз по волшебной реке — краткое содержание сказки Успенского Эту замечательную сказку написал знаменитый писатель Эдуард Успенский. Как всегда, тема добра и зла является главной сюжетной линией.
- Безотцовщина — краткое содержание пьесы Чехова В имении при сельской школе живет вдова-генеральша Войницева Анна Петровна, ее пасынок Сергей со своей женой Софьей. Как-то в это имение приезжают их соседи – Трилецкие, зять которых – Платонов Михаил Васильевич
- Крошка Енот — краткое содержание сказки Лилиан Муур Трогательная сказка Л.Муур учит доброте. Тому, кто с улыбкой смотрит вокруг себя, не стоит опасаться внешнего мира. Детеныш енота жил с мамой в густой чаще. Пришло время, и он получил первое самостоятельное задание
- Орёл-меценат — краткое содержание рассказа Салтыков-Щедрин Рассказчик предлагает историю про орла, в лице которого видит вообще всех орлов. Они многим кажутся благородными и храбрыми, но, по мнению повествователя, они — просто хищники, хотя и могут видеть далеко и быть сильны.
2 вариант
Главным героем в сказе является молодой крепостной Степан. Парень обладал такими качествами как: сила, храбрость и прямолинейность, которые успел в дальнейшем продемонстрировать. Встреча с Хозяйкой дала ряд испытаний в жизни парня, а затем вознаградила его за проявления силы тела и духа. Зная на перед, что приказчик накажет за вольность слов, все таки набрался смелости и пересказал слова Хозяйки. Не сломило Степана коварное чувство – жадность. Он не пошел на провокацию «каменной девки» в виде подземных богатых владений, и остался верен его данному слову о женитьбе на Насте. За что Хозяйка решила его вознаградить украшениями для невесты и оставив своих слез в виде изумрудных камней, приказав забыть ее навсегда. Благодаря своей храбрости говорить – смог избавить себя и невесту от крепостничества, после чего стал хорошим хозяином и семьянином. За всю свою жизнь он так и не потратил изумрудные камешки и бережно хранил их, даже от семьи.
Хозяйка медной горы олицетворяет – удачу и силу. Она может появится перед людьми в образе красивой девушки с длинными черными волосами или же в виде ящерицы. Этот персонаж как бы сортирует людей на добрых и злых, бескорыстных и алчных, наказывая или поощряя их. Дав три испытания Степану, она вознаградила его за все страдания обещанной свободой и богатством, не забыв и о его невесте. Но при этом показала свою властную сторону, оставив изумрудные камешки герою, которые не давали забыть о ней, тем самым погубив его.
Приказчиком олицетворял автор вид алчных людей, имеющих высокий статус в обществе и безжалостное отношение к подчинённым. Только под страхом за свою дальнейшую жизнь, приказчик остановил работы на руднике, что характеризует его как жалкого, трусливого человека.
О Настасье сказано мало, но можно сделать вывод, что она была с обыкновенной приятной внешностью, а так же являлась крепостной крестьянкой пока Степан не получил вольную для себя и нее.
На мой взгляд, Хозяйка любила молодого человека, поэтому и пошла на хитрость, оставив свои слезы как напоминание о сложном, но честном, выборе. Это так же можно подтвердить последними строчками произведения, где очевидцы видели большую ящерицу, оплакивающую смерть своего возлюбленного, который не переставал хранить изумруды до последнего вздоха.
Сказка Хозяйка Медной горы
Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.
День праздничный был, и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.
Один-от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.
В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, – ровно его кто под бок толкнул, – проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать – лопочет что-то, а по-каковски – неизвестно, и с кем говорит – не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.
Отзыв
Сказ демонстрирует важные человеческие ценности. Для кого-то, как для Степана, это честность и смелость (не побоялся наказания и выполнил обещанное хозяйке; остался верен Настеньке, хотя полюбил хозяйку; не обратил внимания на несметные богатства, которые увидел). Для кого-то, как для приказчика, это жажда наживы и неуважительное отношение к людям и природе. Интересное произведение, написанное не совсем привычным нам языком.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 5 класса, для 4 класса — тут, для 2 класса — тут, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.
2 вариант
Главный герой сказки — Степан, сначала подневольный, крепостной, добывающий малахит с забоев Красногорского рудника. Человек добрый, честный, справедливый. Встретив любовницу-Малахитницу, он понимает, что ему доверили очень деликатное дело, разговаривает с судебным приставом, что любовница сердится и что судебный пристав должен убираться из Гумешек. Но, тем не менее, проявив храбрость и честность, он выполняет поставленную задачу, потому что привык держать свое обещание. Передав слова хозяйки служащему, Степан тем самым разжигает гнев служащего, по приказу которого Степан закован в самое дальнее, самое влажное и самое удушающее лицо. Степан продолжает много работать. Хозяйка, увидев силу духа слуги, стала помогать ему в работе. Попытка подкупить неописуемыми богатствами, женившись на Малахитнице, не увенчалась успехом. Степану не нужны сокровища, он полностью доволен своей жизнью, он предан и верен своей невесте. Благодаря настойчивости и трудолюбию Степан освободился от рабства для себя и своей Настеньки.
Хозяйка Медной горы, или сказочный персонаж Малахитница, охраняет свое подземное богатство. Люблю трудолюбивых, честных, отважных и верных людей. Он может быть разным, забавным и озорным, холодным и неприступным, выглядеть как зеленая ящерица и красавица с длинной косой. Передав через Степана предупреждение работнику не губить его гору, хозяйка пообещала в награду выйти за Степана замуж. Это была проверка на верность и честность. Когда он увидел, кем на самом деле был Степан, хозяйка стала ему помогать. Метание больших самородков малахита помогало обрести свободу. А потом, чтобы не мешать счастью Степана, попросил его забыть. Это единственная просьба, которую сознательный Степан не удовлетворил. А потом хозяйка оплакивала уже мертвого Степана.
Анализ №2
Сказочная работа Павла Баженова о загадочной и красивой Богородице Медной горы и мастере Степане.
Работа основана на легендах и традициях горняков Уральского рудника. Согласно легендам, Хозяйка — хранительница богатств и сокровищ в шахтах.
Она редко показывалась кому-либо, а если кому-то посчастливилось ее увидеть, то в виде ящерицы с человеческой головой, то в виде красивой зеленоглазой девушки с красивым украшением.
Основная цель автора — показать, насколько люди подвержены искушению, которое может в мгновение ока погубить не только самого человека, но и его близких.
Действия разворачиваются в шахте и неслучайной встрече мастера и самой Госпожи, выбравшей очередного «счастливого» обладателя самородков. Увидев ее, Степан понял, кто перед ним. И из сказок старых горняков вспомнил, что такая встреча не предвещала ничего хорошего. Он хотел немедленно уйти, но Госпожа стала его искушать и испытывать.
Первым искушением было испытание на смелость и обещание выйти за него замуж. Для этого нужно было приказать работнику покинуть шахту и не поддаться наказанию.
Степан выполняет его просьбу, но отказывается жениться, так как у него есть невеста Настя. Здесь Степан проявляет смелость не только перед сотрудником, но и перед Хозяйкой, опасаясь его гнева как рабочего на шахте. И он тоже остается верен невесте, пройдя испытание красотой Хозяйки.
Затем он назначает ему второе испытание: богатство. Но даже Степан твердо превосходит его, храня тайну медной горы.
За это он благодарит мастера за его стойкость и настойчивость с камнями и драгоценными камнями, а также приданое для его невесты.
Став свободным, Степан вместе с женой строит новый дом, обретает хозяйство, и жизнь начинает налаживаться. Да только счастье никогда не приходит в их дом.
Перед отъездом хозяйка велит ему забыть ее навсегда и дарит Степану свои слезы — чистые изумруды, которые со временем стали памятью о ней. Он не смог сдержать свое обещание, это стало для него невыносимо. Каждый день он ходил в тайгу и мечтал о ней только для того, чтобы увидеть ее снова. Они нашли его мертвым на холме, а рядом плакала ящерица.
Проблема раскрыта в последних строчках произведения: «Тонкому от встречи — мало боли и хорошей радости». Если жадный сделает что-то ради богатства, то добрый будет сомневаться. Уничтожение природы ради обогащения и выгоды владельцев рудников за счет бедных горняков.