Поздравление от Бабок Ёжек на юбилей
(Гости с метлами и вениками в лохмотьях вбегают в зал и поют на мотив частушек Бабок-Ёжек из м/ф «Летучий корабль».)
Мы примчались все сюда. Добрый вечер, господа! Узнали по одежке? Мы ведь Бабки-Ёжки!
Чуем, в этот юбилей Будет много здесь гостей. Мы решили тоже Приткнуться к молодежи!
… (имя) наша молода. Всем и каждому мила. Юная особа! Вы смотрите в оба!
Знает толк она во всем: Как держать и сад, и дом. (Показывая на Бабок-Ёжек.) Ей ни одна сестрица В подметки не годится!
Дата… (имя) ерунда! Убедим вас, господа: Нам уж за работой Год идет трехсотый!
Пусть же мчит за годом год. Ждут ее десятки льгот. Будет светской дамой И счастливой самой.
(Заканчивая частушки, обращают внимание гостей на чулок, заткнутый за пояс одной из героинь.)
Бабка-Ёжка 1:
Три дня по лесу летали. Все купюры собирали. Положили их в чулок, Чтоб никто не уволок.
Бабка-Ёжка 2:
На косметику, шубейку В нем всегда возьмешь копейку; Будет он тебе подмога. В нем купюр ужасно много!
Бабка-Ёжка 3:
Пусть же денежный чулок Пригодится тебе в срок. Трать в честь юбилея Деньги, не жалея!
(Вручают чулок с деньгами и уходят.)
Баба-Яга — финно-угорка
Есть основания предполагать, что Баба-яга — это результат заимствования у финно-угорских народов, в изобилии заселявших земли, по которым впоследствии расселились славянские предки русских. Прежде всего, об этом говорит та самая избушка на курьих ножках. Дело в том, что финно-угры имели обычай хоронить кремированные останки своих мертвых в маленьких домиках-срубах, поднятых над землей на сваях. «Курьи ножки» в этом случае, не куриные ноги, а обкуренные дымом погребального костра.. Такие «домики мертвых» ставили где-нибудь подальше от человеческих жилищ в лесной глуши. Говоря о финно-угорском происхождении образа Бабы-яги, некоторые исследователи уточняют, что она — саамка. Саамы считались колдунами и жили в самой глуши.
Обычай хоронить мертвых в поднятых над землей срубах был не только у финно-угров, но и у многих народов Сибири, даже у якутов. Это дает основания делать совсем смелые предположения, что Баба-яга может являться якуткой.
Следующая цитата
Прокоронил шляпу-то. Ой, тьфу ты, Господи, — прошляпил корону-то, я хочу сказать!
Добавил Quasar 14.03.11
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
— А любопытной Варваре на базаре знаешь что оторвали? — попыталась урезонить меня бабка, но я знал ответ и был непреклонен: — Нос! — А любопытному китайцу?
Добавил Дмитрий Кузнецов 29.05.16
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Караул! Замуровали! Эй ты, фулюган несчастный! Выпусти меня! Тебе же хуже будет!
Добавил Дмитрий Кузнецов 16.02.16
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Ну что ты, что ты, что ты, что ты делаешь-то, а?
Добавил Дмитрий Кузнецов 16.02.16
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
— Избушка-избушка, стань к лесу — задом, ко мне передом! — Чего надо. А-а! Иван?! Явился! Не ждан, не зван. Повернул избушку, ух, разбудил старушку! Стояла себе задом, так ему, видите ли, не тем фасадом! У! — Не серчай, бабуся! Не серчай, ягуся! Помоги мне Настеньку найти, помоги мне от беды её спасти! — И не жди от меня подмоги — уноси скорее ноги! А ну, избушка! Повернись к лесу — передом, к Ивану — задом! — К лесу — задом — ко мне — передом! — К лесу — передом, к Ивану — задом! — К лесу — задом — ко мне — передом! — К лесу — передом, к Ивану — задом! Тю! Фулюган!
Атрибуты[править | править код]
Избушка на курьих ножках
Николай Рерих, «Изба смерти», 1905 г.
Саамский лабаз. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги (ср. современное украинское «домовина» и белорусское «дамавiна» — гроб). Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. Так, Баба-яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых.
Образ Бабы-Яги видится принадлежащим сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. По мнению А. Л. Барковой, изображение избушки «на курьих ножках» в лесу символизировало её нахождение то в ином мире (в чаще леса как в центре загробного мира), то на выходе из него (изба на опушке с входом со стороны леса), а «курьи ножки» были «курными» (окуренными дымом) столбами, на которые славяне ставили «избу смерти» — сруб с прахом покойника внутри (славянский погребальный обряд VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избы была одновременно живой и мёртвой: лежала неподвижно и не видела вошедшего из мира живых (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых), пока не чуяла «русский дух», так как запах живых неприятен мёртвым.
Как правило, герой встречал избушку Бабы-яги на границе миров, когда отправлялся в мир иной, желая освободить пленную царевну. Чтобы приобщиться к миру мёртвых, герой просит Бабу-Ягу накормить и напоить его (дать ему пищу мёртвых), попарить в бане и уложить спать (что ассоциируется с подготовкой покойника к погребению). Встречаются вариации, в которых герой съеден Бабой-Ягой и так попадает в мир мёртвых.
Так, пройдя испытания в избушке Бабы-Яги, герой, подобно ей, оказывается принадлежным к обоим мирам, приобретает волшебные качества, подчиняет различных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его чудовищ, отвоёвывает у них красавицу-царевну и в финале сам становится царём.
Локализация избушки на курьих ножках связана с двумя волшебными реками, либо огненной (ср. джаханнам, над которым также протянут мост), либо молочной (с кисельными берегами — ср. характеристику Земли Обетованной: молочные реки Чис. 14:8 или мусульманского Джаннат).
Ступа и помело
Светящиеся черепа
Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников. В сказке про Василису черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи.
Волшебные помощники
Волшебными помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебеди в одноимённой сказке, «три пары рук» и три всадника — белый, красный и чёрный (соответственно день, заря и ночь).
Образ Бабы-Яги в народных сказках
Образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок. Вообще, сказки знали три разных формы Яги:
- Первый тип, наиболее распространенный, – это «Яга- похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.
- Второй тип, встречающийся реже двух других, – «Яга-дарительница», которая принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец и пр.) и т.п.
- Третий тип – это «Яга- воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках – это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в пей постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же её только одаренный особой силой, хитростью п умением богатырь. Такая Яга (словенск. Ежи-баба) в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев – противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с се сыновьями, а потом уже с ней самой.
Образ
Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.
Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.
Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.
Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.
Анекдоты
Баба-Яга решила пойти на дискотеку. Расчёсывает перед зеркалом последние три волоска и думает: “Заплету косичку”. Только подумала, как вдруг один волосоквыпал. Думает: “Сделаю хвостик”. Тут ещё один волосок выпал… “А, ладно, пойду с распущенными!”
***
Мама, а ты знаешь, чем злая Баба Яга отличается от доброй?— Чем?— Злая Баба Яга ест злых детей. А добрая — добрых.
***
Сошлись с дочерью на том, что Баба-яга не так уж и плоха, и что всё решает контекст.
Посудите сами: вы отселились от социума, наблюдаете за животными, едите грибы и ягоды, вокруг лес, кайф. Баба-Егерь просто.
И тут приходит какой-то немытый Иван и давай хамить…
Баба-Яга: Исследование Этимологии, Фольклорного Образа, Атрибутов, и Значения в Славянской Мифологии
Славянская мифология богата разнообразными персонажами, среди которых одна из самых заинтригованных и загадочных — Баба-Яга. Этот фольклорный образ вызывает любопытство и страх, а его история и значения простираются на протяжении веков. В данной статье мы проведем исследование этимологии, фольклорного образа, атрибутов и значения Бабы-Яги в славянской мифологии.
Этимология: Происхождение Имени «Баба-Яга»Имя «Баба-Яга» имеет древние корни в славянском языке. Слово «баба» обозначает женщину или старушку, а «яга» связано с магией и волшебством. Таким образом, «Баба-Яга» можно перевести как «старая женщина-волшебница». Это имя отражает силу и загадочность персонажа, который часто предстает в облике старушки, но обладает могущественными магическими способностями.
Фольклорный Образ Бабы-Яги: Чарующая Старушка и Страшная ВедьмаБаба-Яга представлена в славянском фольклоре как старушка с костью ногой, живущая в избушке на курьих ножках, которая может поворачиваться в нужном направлении. Она часто изображается с летучей избушкой, обросшей костлявыми ногами, что придает ей чарующий и пугающий облик одновременно.
Баба-Яга несет в себе дуальность образа — она может быть как благосклонной, так и зловредной. В некоторых сказках она помогает героям, предоставляя им волшебные предметы или подсказки, а в других она является злой ведьмой, пытающейся похитить и съесть детей. Эта двойственность делает ее одним из наиболее привлекательных и загадочных персонажей славянского фольклора.
Атрибуты Бабы-Яги: Магия, Костлявая Нога и Летучая ИзбаБаба-Яга обладает различными магическими способностями. Она может летать на метле, обладает силой над природой и может предсказывать будущее. Ее костлявая нога символизирует связь с темными силами и загадочностью, а летучая изба отражает ее способность перемещаться между мирами и являться своего рода переносным домом.
Значение Бабы-Яги в Славянской Мифологии: Страх и Уважение перед Силой ПриродыБаба-Яга играет важную роль в славянской мифологии, отражая страх и уважение перед природой, магией и неизвестным. Ее дуальность отражает сложные аспекты человеческой сущности, а ее способности символизируют связь между миром людей и духовным миром.
В заключение, Баба-Яга предстает как фольклорный образ, богатый многозначными символами и атрибутами. Ее история продолжает вдохновлять и захватывать воображение людей, а ее значение в славянской мифологии остается темой интересных исследований
Этот персонаж продолжает оставаться важной частью культурного наследия, передаваемого из поколения в поколение
Интересные факты
Музей Бабы-Яги в селе Кукобой, Ярославская область
- Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
- «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
- Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
- Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
- Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.
Баба-яга — славянка
Точнее, праславянка. Специалисты возводят ее имя к общему для праславян корню (j)ęgа, от которого происходят сербохорватское слово jeзa — «ужас», словенское jezа — «гнев», чешское jezinka — «лесная ведьма», «злая баба», польское jędzа — «ведьма», «баба-яга», «злая баба». В современном русском языке ближе всего к древнему корню стоит слово «язва».
Представление о страшной лесной ведьме существовало у многих славянских народов, особенно у западных славян. В чешских и польских сказках встречается Ежи-Баба, правда, летает она не в ступе, а на чайнике. В Сербии, Хорватии и Болгарии Баба-яга считается ночным духом, похищающим маленьких детей. Встречается образ этой ведьмы и в Австрий, в области Каринтия, где в прежние времена жили славяне. Здесь Баба-яга — Пехтра — непременный участник святочных представлений с ряжеными.
Яга
Происхождение второй части имени нашей «героини» обычно связывают с неким словом *(j)ęgа в неком «праславянском» гипотетическом языке, который «реконструировали», сравнивая славянские и некоторые другие индоевропейские языки. Почему-то наиболее правдоподобной гипотезой сегодня считается связь второй части имени Баба-яга с сербохорватскими ужасом (jeзa) и опасностью (jeзив), словенским гневом (jezа), чешской лесной ведьмой (jezinka), и польской ведьмой и бабой ягой (jędzа). Автором этой чудо-гипотезы является немец Макс Фасмер. Гипотеза имеет сомнительную ценность, так как ссылается на язык, которого не было, и выводит исключительно древнее слово из современных языков, что является нонсенсом и извращением (немцам, впрочем, это свойственно). Поэтому мы эту гипотезу смело отбросим, и от Чехии, Сербии и Словакии переместимся восточнее, ближе к родине нашей Бабы-яги — в наши украинскую и русскую степи, где славяне и русы контактировали с тюркоязычными степняками.
Выше мы предположили, что слово «баба» было перенято от половцев или их кочевых предшественников. Наиболее близкий к половецкому языку — современный крымско-татарский язык. Смотрим, близкие слова к слову «яга»:
- язма — умение писать
- джады (ударение на «ы») — ведьма
Письмо у древних народов было тесно связано с религией и считалось видом магии.
Слово «джады» легко может преобразовано в яды, так как «джа» и «я» имеют почти идентичное звучание. Ну, а от «яды» до «яга» недалеко.
Но «яга» может происходить и не от тюркского слова, а от слова одного из индоевропейских языков, на которых разговаривали славяне и русы. Если мы заглянем в санскритский язык, который является наиболее древним из сохранившихся индоевропейских языков, то мы там с восторгом обнаружим слово योग — йога (yoga), которое имеет следующие значения:
- упряжка (лошадей)
- сбруя
- применение
- средство, приём; уловка
- волшебство
- дело, предприятие
- связь, взаимообусловленность с чем-либо
- приобретение, выигрыш
- работа; усердие, прилежание
- сосредоточение мыслей, глубокое размышление, созерцание
- другие значения
Пятое значение бьёт точно в цель «баба-волшебница» — это Баба-яга и есть! Но и первые два значения интересны тем, что имеют ярко выраженную кочевую тематику, так как лошадь для кочевника — это всё! Значения 3,4,9 и особенно 10 также интересны тем, что могут быть ассоциативно отнесены к ведунье, знахарке, которыми реальные прообразы Бабы-яги могли являться, живя в уединении в лесу и занимаясь древними языческими обрядами и ритуалами, то есть колдовством.
К этому древнему слову yoga, которое зафиксировано на санскрите, восходит и понятие йоги как духовной практики и учения индуизма (позднее буддизма). В этом значении йога воспринимается как связь посюстороннего мира с потусторонним, то есть является смысловым эквивалентом латинского religare (воссоединение, восстановление связи), от которого произошло наше слово «религия», которое означает область духовно-интеллектуальной деятельности человека по восстановлению утраченной связи человека с Богом.
Более того, слова «йога» и «джады» могут иметь родственную связь, так как степные кочевники-тюрки контактировали с индоевропейцами как на северных лесных, так и на южных горных границах степи. Более того, есть исследования, которые выявляют фактическое родство, например, тюрков-половцев и индоевропейцев-славян через гаплогруппы. Если это так, то мы имеем «любовный» треугольник родственных слов, которые проливают свет на происхождение нашей героини: «йога», «джады», «яга». И речь идёт о границах леса и степи севернее Черного и Каспийского морей. А немец Фасмер слишком далек от тех мест. Слово «яга» вполне могло «дойти» до сербов, словен, чехов и уж точно до поляков, до которых от Киева, который располагается на границе (которую пересекает Днепр) Великой степи и лесов, рукой подать.
Косвенно эту гипотезу подтверждает тот факт, что у самой западной границы Великой степи — в Сербии, Хорватии и Черногории баба-яга зовется «баба-рога» и изображается с одним рогом на голове. Другими словами, слышали звон, но не знали, где он… Толком не понимали, что означает «яга», поэтому подставили вместо непонятного слова понятное — близкое по звучанию, и адаптировали образ.
Образ Змея Горыныча. Откуда он появился?
Интересные версии происхождения есть и у Змея Горыныча. Вот некоторые из них.
По мнению исследователей, прообразом этого сказочного персонажа мог быть вполне реальный человек. Во времена наших предков один варяг с севера со своею дружиной захватил глухую деревушку, где жили славяне, выбив всех её жителей. Место для лагеря было весьма удобным, располагалось оно как раз на пути «из варяг в греки»: по Припяти и по Горыни ходили челны купцов, которые везли диковинные и дорогие товары. Обнеся поселище дубовым частоколом, разбойники стали совершать набеги. Но предводитель их был настолько жадным, что не собирал подати за свободный проезд, а отбирая всё, убивал людей, за что и получил прозвище Змея. А так как захваченная им деревушка находилась на маленьком болотном островке между реками Припять и Горынь, то по расположению места его стали звать Змеем с Горыни, или Змеем Горынычем.
Два сына его, которые командовали дружиной вместе с отцом, были такими же жестокими и жадными, как и сам Змей. За что назвали их Змеенышами или Змейскими Головами. Вот и получился в сказках не просто Змей Горыныч, а еще и Трехглавый.
А вот согласно другому, весьма интересному мнению, прообразом сказочного персонажа могли послужить самые настоящие огнедышащие динозавры!
Этнограф и историк Иван Кириллов среди старинных рукописей собрал немало исторических документов и свидетельств очевидцев, подтверждающих это. Например, запись в личном дневнике австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, работавшего в России в 1517 и в 1526 годах:
Ученые признают, что теоретически это вполне возможно. Ведь в ископаемых черепах некоторых видов динозавров, обнаружены полости, схожие с теми, что использует в природе жук-бомбардир. Спасаясь от своих преследователей, насекомое выстреливает горючей жидкостью, вырабатываемой в его теле и близкой по составу к современному ракетному топливу. Просто, видимо, к началу человеческой цивилизации вымерли не все динозавры.
История изучения русской народной сказки довольно богата: А. Афанасьев, Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Пушкин, М. Ломоносов и многие другие. С тех пор как Владимиром Проппом в 1946 году была написана книга «Исторические корни волшебной сказки», её не раз подвергали анализу в разрезе философии, психологии, педагогики и даже космоэнергетики.
______
Почему бы не предположить, что для доступности восприятия, понимания и лёгкости передачи какие-то невероятные события действительно могли быть облачены в сказку? Ведь народ, живший по законам мира Прави (Правды), не стал бы с детства приучать своих детей ко лжи и обману, сочиняя небылицы, не имеющее под собой реального основания.
Автор текста: Руслана Лебедева
P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.
Возраст
Поскольку речь пойдет о мужчине, то, думаю, уместны самые откровенные признания. Наша гипотеза: возраст — от 30 до 100 тысяч лет. Заглянем в то далекое время: каменный век, палеолит. «Над голубыми горами Алтая поднимается к небу дым костров. В костре шипит и брызгает соком мясо убитого горного козла, а среди горячих углей лежит раскаленный булыжник — материал для каменных орудий. Кругом, наслаждаясь теплом костра, сгрудились наши зверообразные волосатые предки, чьи широкие приплюснутые ноздри вдыхают запах жареного мяса» (А. Окладников).
Почувствовали себя в том далеком прошлом? Свежий воздух, здоровая пища, постоянно в движении… Но жизнь обрывалась рано (средняя продолжительность жизни мужчин 18 лет). Страшной, неодолимой силой противостояла человеку природа. И верным союзником в схватке за жизнь служил огонь. Три главные заботы были у нашего далекого предка: добыть пищу, вырастить детей, сохранить огонь. Хранителем огня становился, как правило, израненный охотник.
Ночь. Костер. Спят усталые люди. Вокруг мир, наполненный таинственными звуками. Каждый знает: это говорят меж собою страшные силы, коварные духи (демоны сознания первобытного человека). Смотритель костра задремал — верно, и его сморила усталость. Ведь поддерживать огонь — дело нелегкое, а днем еще приходится присматривать за детьми… Задремал — и огонь погас. Страшная беда для всех. И самое страшное наказание соплеменников – изгнание.
Уверен, стать изгоем больше шансов было у мужчин. Матриархат брал свое, не случайно среди обитателей леса явно преобладали персонажи мужского пола — леший, кащей… В их компанию и попадал наш изгой. Как ни суровы были к нему люди, но хотелось, однако, чтобы соплеменник выжил, «перевоспитался». Ведь уйдя, он уже искупал вину. Как ему там, в одиночестве? Воображение рисовало самые невероятные истории, и героем их был тот самый изгой – предполагаемый прототип сказочной Бабы-Яги. Вот и выходит, что она много старше любого из ветхозаветных героев, ей — десятки тысячелетий.
Возраст Яги свидетельствует о том, что припугивали ею не просто поколения людей — более тысячи поколений! Если попробовать написать точное наименование Яги типа «прапрапра…бабушка», получится слово длиною в десять метров!
Поздравление от Бабок Ёжек на юбилей
(Гости с метлами и вениками в лохмотьях вбегают в зал и поют на мотив частушек Бабок-Ёжек из м/ф «Летучий корабль».)
Мы примчались все сюда. Добрый вечер, господа! Узнали по одежке? Мы ведь Бабки-Ёжки!
Чуем, в этот юбилей Будет много здесь гостей. Мы решили тоже Приткнуться к молодежи!
… (имя) наша молода. Всем и каждому мила. Юная особа! Вы смотрите в оба!
Знает толк она во всем: Как держать и сад, и дом. (Показывая на Бабок-Ёжек.) Ей ни одна сестрица В подметки не годится!
Дата… (имя) ерунда! Убедим вас, господа: Нам уж за работой Год идет трехсотый!
Пусть же мчит за годом год. Ждут ее десятки льгот. Будет светской дамой И счастливой самой.
(Заканчивая частушки, обращают внимание гостей на чулок, заткнутый за пояс одной из героинь.)
Бабка-Ёжка 1:
Три дня по лесу летали. Все купюры собирали. Положили их в чулок, Чтоб никто не уволок.
Бабка-Ёжка 2:
На косметику, шубейку В нем всегда возьмешь копейку; Будет он тебе подмога. В нем купюр ужасно много!
Бабка-Ёжка 3:
Пусть же денежный чулок Пригодится тебе в срок. Трать в честь юбилея Деньги, не жалея!
(Вручают чулок с деньгами и уходят.)
Баба Яга у славян
Баба Яга в мифологии славян — страшная ведьма. Судя по сказкам, Баба Яга проживает в темном непроходимом лесу, а её изба стоит на куриных ногах. Двухметровая ограда, изготовленная из человеческих костей, охраняет её обитель. Засов изготовлен из человеческой ноги, а замок — это пасть с острыми клыками. Ведьма плохо видит и постоянно заманивает в своё жилище странников, собираясь изжарить их в своей печи и съесть.
О том, существует ли Баба Яга на самом деле, говорит похожий образ сказочного персонажа не только у славян. Он часто встречается у скандинавов, тюрков, иранцев и африканцев.
Этот образ зародился из традиций древних народов. Во времена матриархата, проходили ритуалы инициации и взросления. Чтобы вступить в совершеннолетие древние люди должны были владеть определенными навыками и пройти ряд испытаний. Окончательное решение принимала главная жрица. Проходили века, традиции менялись, а жрицы были вынуждены жить в уединении. В основном они уходили в леса и вели жизнь отшельниц.
Некоторые племена до сих пор отправляют «добрых молодцев» к отшельнице, чтобы юнцы прошли свои испытания на взрослость. Об этом свидетельствуют фото этнологов. Испытание начинается с того, что нужно отыскать путь к жрице. У некоторых народов испытания проходят и парни, и девушки.
Сказки отражают этот обряд. Главный герой, попадая в жилище к старухе, должен выполнить простые задания:
- поймать кого-либо;
- найти спрятанный предмет;
- проявить смекалку, ответив на вопрос-загадку;
- помочь по хозяйству;
- с кем-то сразиться.
Если юноша получал одобрение жрицы, то это означало, что он может воевать, защищать, обеспечить семью и племя пропитанием.
Женщины, которые отправлялись к Бабе Яге, в основном были царских кровей. Они доказывали свои умения хороших хозяек. Пройдя испытания, молодая царевна могла смело претендовать на замужество с мужчиной из царского рода, и имела особый статус в обществе. Задания для девушек были связанны с домашним хозяйством:
- убрать в избе;
- приготовить обед;
- сшить рубаху;
- ответить на загадку.
В связи с этим, можно сделать вывод, что Баба Яга у славян — это мудрая жрица, приносящая людям добро.
Частушки о Бабе Яге
Без метлы мне не летать,Следы нечем заметать.Горе, горе у Яги,Коли нет у ней метлы.
***
Мне не надо «Мерседес»,Мне не надо «Волгу,»Мне бы ступу да метлу,Чтоб летать по долгу.
***
У меня подружек нет –До чего же горько!Друг Кощей да ВодянойНавещают только!
***
Я Кощея потеряла,Где ты, где ты, дорогой?А сегодня повстречала,Самый классный и родной!
***
Я сто лет живу однаВ самом центре леса,Я в Кощея влюблена,Он — в свою принцессу.
***
Пойду плясать,Ноги некуда девать.Сщас метлу свою возьмуДа как барыню спляшу!
Эх, Баба-Яга!Костяная нога!Я живу уж сколько лет,Натворила столько бед!
Лет пятьсот, а можа – большеПрозябаю на земле,Где почет и уваженьеК моей старости, ну где?!
Я сижу в своей избушкеДень и ночь грущу об том.С кем мне грустью поделиться,Разве вот с моим котом?
Ох, вредная яДа зловредная я!Пойду плясать,Зло свое растрясать!
Елена Арс
***
Ветер, вьюга, холодаДля Кощея не беда,Слышу, слышу скрип мощей,Дождалась-таки гостей!
***
Эх, топни, нога…
Эх, топни, нога,прилетела к вам Яга!А кому не верится –пусть удостоверится!
Пусть встречают по одёжке,провожают по уму!Дайте слово Бабке Ёжке,а не то – сама возьму!
Это ж надо, как у васглазки-то сверкают!Видно, редко в гости к вамЁжки прилетают!
Пойду плясать –Земля вертится!И никто не грустити не сердится!
Мои глазки, как коляски,Только не катаются,Я не знаю от чеголешаки влюбляются!
Посмотрите на меня,Ну, чем я не красавица?Моя девичья красаНе может не понравиться!
Лет пятьсот, а можа – большеПрозябаю на земле,Где почет и уваженьеК моей старости, ну где?!
Я сижу в своей избушкеДень и ночь грущу об том.С кем мне грустью поделиться,Разве вот с моим котом?
Ох, вредная яДа зловредная я!Пойду плясать,Зло свое растрясать!
Атрибуты, друзья и враги
Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.
Баба-Яга и Кащей Бессмертный
Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.
Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.
Ягиня Богиня и Баба Яга: Раскрываем Тайны Силы и Связи с Велесом
В мифологии славянского народа существует множество загадочных и таинственных персонажей, каждый из которых несет в себе глубокий символизм и исторический смысл. Одним из таких удивительных образов является Ягиня Богиня, а также ее известная вариация — Баба Яга
Эти фольклорные герои не только привлекают внимание своей загадочностью, но и представляют собой ключи к пониманию древних славянских верований, связанных с природой, силой и мистикой
Ягиня Богиня: Истоки и ЗначениеЯгиня Богиня представляет собой древнюю славянскую божественную сущность, связанную с жизненной энергией, плодородием и циклическими изменениями природы. Ее имя происходит от слова «ягода» — символа плодородия и изобилия. Ягиня часто ассоциируется с женской принципом и является покровительницей семейного благополучия.
В древнерусских преданиях Ягиня Богиня часто изображается в виде молодой женщины с обильной россыпью золотых волос. Ее связь с природой подчеркивается символикой цветов и птиц, а ее присутствие олицетворяет весеннюю зарю, пробуждающую природу после зимней спячки.
Баба Яга: Страж Силы и МудростиБаба Яга, с другой стороны, предстает как могущественная и загадочная старуха, обитающая в лесу в избушке, стоящей на курьих ногах. Ее образ часто олицетворяет силу природы в ее дикой и необузданной форме. Баба Яга часто ассоциируется с силой, мудростью и проверками, которые предстоит преодолеть в пути к познанию.
Связь с Велесом: Духовная ГармонияВажным аспектом славянской мифологии является связь Ягини Богини и Бабы Яги с богом Велесом
Велес, бог стад, рогатого скота и искусства, представляет собой важное божество в славянской пантеоне. Ягиня Богиня и Баба Яга, по сути, являются его спутницами и стражами, содействуя духовной гармонии в мире
Согласно мифам, Ягиня Богиня и Баба Яга сотрудничают с Велесом, помогая ему в поддержании баланса в природе и обеспечении изобилия. Яга выступает в роли посредницы между человеком и божественными силами, направляя свою энергию к семейным ценностям и плодородию.
Завершающие мысли: Символы и НаследиеЯгиня Богиня и Баба Яга остаются неисчерпаемым источником вдохновения и понимания для современных людей
Эти фольклорные персонажи напоминают нам о важности уважения к природе, силе женского начала и мудрости, которую можно обрести, преодолевая жизненные трудности. Связь с Велесом подчеркивает духовное единство и гармонию, которые славянские предания призывают сохранять в нашем современном мире
Ягиня Богиня и Баба Яга продолжают жить в сознании людей как символы силы, мудрости и связи с природой, напоминая о богатстве древней славянской культуры и ее вечной актуальности.