Место романа Л.Н. Толстого в мировой культуре: спектакли, мюзиклы, экранизации
В настоящее время литературный феномен «Анна Каренина» занимает большое место в мировой культуре. Этот роман любим жителями многих стран, так как его сюжет и проблематика понятны всем, независимо от места и времени проживания. На сегодняшний день по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина» поставлено большое количество пьес и снято множество кинофильмов.
Среди самых известных воплощений интересующего нас литературного произведения на сцене можно назвать:
- постановку В. И. Немировича-Данченко и В. С. Сахновского на сцене МХАТа в 1937 году;
- балет Щедрина 1972 года «Анна Каренина»;
- мюзикл 2003 года композитора Владислава Успенского «Анна Каренина»;
- постановку Манчестерского театра «Королевская биржа» с чернокожей актрисой Они Ухиара в главной роли;
- мюзикл, премьера которого состоялась в 2016 году в театре «Московская оперетта» (либретто к мюзиклу написал Юлий Ким).
Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» насчитывает около 30 экранизаций, в том числе:
- фильм Мориса Метра с М. Сорохтиной в роли Карениной, сделанный в Российской Империи в 1911 году;
- французская экранизация 1912 года (режиссер – Альбер Капеллани, Анна Каренина – Жанна Дельвэ);
- снятый в 1914 году Владимиром Гардиным фильм с Марией Германовой в роли Анны Карениной;
- фильмы «Любовь» (США, 1927 год) и «Анна Каренина» (США, 1935 год), в которых снялась Грета Гарбо;
- британская экранизация 1948 года с Вивьен Ли в роли Анны Карениной;
- советские фильмы 1967 и 1974 годов, в которых Анну Каренину играли, соответственно, Татьяна Самойлова и Майя Плисецкая (да, это был фильм-балет);
- фильм, снятый в 2009 году Сергеем Соловьевым, в котором Анну Каренину сыграла Татьяна Друбич;
- фильм британского производства «Анна Каренина», выпущенный в 2012 году, где главную роль сыграла Кира Найтли.
Кира Нейтли в экранизации “анны Карениной” 2012 года
По роману «Анна Каренина» Льва Толстого сделано и несколько сериалов. Один из последних снял Карен Шахназаров, пригласив на главную роль Елизавету Боярскую.
Боярская в роли Карениной
Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» современные российские школьники изучают в старших классах, если выбрали профильный уровень. Однако и название произведения, и его сюжет, и поднятые в нем проблемы известны любому образованному человеку. Причем я говорю о гражданах не только нашей страны, но и других государств. Во многих зарубежных колледжах студенты тоже «проходят» это произведение. Им были вдохновлены многие режиссеры, музыканты и другие творческие люди. Роман «Анна Каренина» имеет более 30 экранизаций и десятки сценических постановок, по нему поставлены популярные мюзиклы. Если вы хотите чувствовать себя по-настоящему образованным человеком, вам стоит прочитать «Анну Каренину» Льва Николаевича Толстого, даже если вы не собираетесь сдавать литературу.
Очень краткий пересказ романа «Анна Каренина»
Вся история разворачивается в 1873 году в имении Облонских. В доме происходит полный переполох, из-за того, что к хозяину дома, которого зовут Степан Облонский, приезжает его сестра. Она навещает брата, по причине семейного конфликта. Степан изменил своей жене Долли с прислугой. Пришло время обеда и Стива встретился с Константином Левиным, своим приятелем. Он приехал с целью сделать предложение родственнице Облонского, Кити Щербацкой. Но Степан огорчает Константина, говоря, что у него появился соперник, которого зовут граф Алексей Вронский. На вокзале Алексей Вронский знакомится с Анной Карениной, которая является сестрой Степана. Он сразу начинает испытывать к ней симпатию, но после гибели сторожа под поездом, Анна находит их встречу дурным знаком.
По приезде в имение брата, Анна уговаривает Долли простить Степана, из-за чего отношения в доме на кратчайшее время налаживаются.
Анна уезжает на балл, где из её знакомых присутствуют Кити и Вронский. Вронский весь вечер оказывает Анне Карениной знаки внимания, что для Кити является сильным ударом. Вскоре Анна уезжает обратно в Петербург, Вронский следует за ней. Левин, из-за отказа Кити, полностью погрузился в деревенскую жизнь и работу.
Анна не может найти себе место дома. Все время думает о Вронском и своём сыне Сереже, которого она очень сильно любит.
Анна начинает испытывать непреодолимую любовь к Вронскому. У многих её знакомых данное событие вызвало большое негодование. Несмотря на попытки Алексея Каренина, мужа Анны, остановить жену и объяснить ей всю абсурдность ситуации, Анна все же начинает жить с Вронским в гражданском браке.
После рождения дочки, Анна насовсем покидает сына, мужа, и уезжает с Вронским за границу. Они путешествуют по Италии и Анна замечает, то её избранник не может найти место в жизни и все время чувствует себя растерянным, но любовь к друг другу у молодых не пропала.
Левин остаётся жить в деревне, но любовь к Кити так и не ушла. На ужине у Облонских он встречает её и делает предложение, и слышит положительный ответ. После венчания они снова вернулись в деревню.
По возвращении Анны в Петербург, она начинает испытывать тревожность. На тот период времени у неё не было друзей, от неё все отвернулись.
Анна решает навестить своего сына тайно на День рождения. Поняв, что не может без него жить, начинает во всем упрекать Вронского. Пара решает пожить в деревне.
Семейная жизнь Кити и Левина в первые дни шла не очень гладко. Но после смерти брата и присутствием Кити около умирающего, Левин пересмотрел своё отношение. Когда Левин узнал, что его жена беременна, он ещё больше начал заботиться о ней.
Осенью Анна и Вронский переезжают в Москву. Отношение пары становится все напряженнее и напряженнее. Было заметно, что в Анне что-то изменилось. Она начала обвинять Вронского во всех её неудачах.
Не выдержав граф Алексей Кириллович решает уехать к своей матери, Анна следует за ним. Оказавшись на вокзале, она вспоминает историю со сторожем и решает, что это судьба и бросается под поезд.
Вронский не может справится со своим горем и уходит на фронт. Алексей Каренин оставляет дочь Анны у себя. Пережив трудные времена, Левин понимает, что готов вложить частичку добра в каждую минуту своей жизни.
Главные герои и их характеристика
- Анна Аркадьевна Каренина — образ Анны Карениной описан очень ярко и чётко. Она является молодой и привлекательной дамой из дворянского общества, по совместительству женой Алексея Александровича Каренина. Также у героини и её мужа есть сын Серёжа. Вся её жизни проходит монотонно и скучно. Анна никогда не вела себя перед мужем расковано и не позволяла ничего лишнего. Но все меняется после встречи с Вронским.
- Алексей Александрович Каренин — он является чиновником и занимает важный государственный пост. Алексей представлен в произведении в виде хорошего семьянина, так как он заботится о своём сыне, а в последствии и о дочери Вронского. К Анне он не испытывает никаких искренних чувств, лишь скрывается под маской фальши.
- Алексей Кириллович Вронский — данный персонаж является графом и представителем «золотой молодёжи». Он очень красив, но в то же время и эгоистичен. В отношениях с Анной Карениной явно прослеживается данная черта его характера.
- Константин Дмитриевич Левин — успешный помещик из состоятельной семьи, жених Кити. В произведении представлен умным молодым человеком, который часто рассуждает о жизни.
- Екатерина Щербацкая (Кити) — героиня в меру скромна и горда, знает себе цену. Является младшей сестрой Долли, а также женой Левина.
- Степан Аркадьевич Облонский (Стива) — очень жизнерадостный и весёлый мужчина. Также он является родным братом Анны. Степан показан, как непостоянный мужчина, так как в начале произведения он изменил своей жене.
- Дарья Облонская (Долли) — жена Степана Облонского, многодетная мать. Является близкой подругой Анны.
Другие сочинения по этому произведению
Мир Константина Левина (по роману «Анна Каренина»)«Мысль семейная» (по роману «Анна Каренина»)Константин Левин и Лев Толстой: герой как выразитель взглядов автора (роман «Анна Каренина»)Кризис семьи в романе «Анна Каренина»Личность и общество в романе «Анна Каренина»Отзыв о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н.Толстой. «Анна Каренина»).Трагедия Анны КаренинойВ чем трагедия Анны КаренинойКритика о романе «Анна Каренина»Героиня романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Образ Алексея Александровича КаренинаСодержание романа «Анна Каренина»«Анна Каренина» в различных видах искусстваКаренин и Вронский в романе Л. Толстого «Анна Каренина»Критика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Жизненный путь Анны Карениной в одноименном романе ТолстогоОбраз и характеристика Левина в романе «Анна Каренина»Можно ли помыслить о внутренних законах «Анны Карениной»Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)Образ одного из героев романа «Анна Каренина» Константин ЛевинКнязь Болконский и ЛевинБессмертные образы (по роману Толстого «Анна Каренина»)Характеристика образа Левина в романе «Анна Каренина»Основные идейные линии романа «Анна Каренина»Трагедия между личностью и обществом в романе «Анна Каренина»«Проблемы семьи» и образ Анны КаренинойСвязь персонажа и его портрета: Константин Левин и Лев ТолстойСмысл эпиграфа романа «Анна Каренина»Образ Левина в романе Толстого «Анна Каренина»Противоречивый образ Анны Карениной в одноименном романе Льва ТолстогоДва АлексеяЖизненные искания Константина Левина(по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)Идейное содержание романа «Анна Каренина»Центральный персонаж романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Образы, заключающие в себе сатирические чертыАнна Каренина – героиня одноименного романа Льва ТолстогоПроблемы брака и семьи в романе Толстого «Анна Каренина»Жизненные искания Константина ЛевинаВиновна ли Анна КаренинаМир Константина ЛевинаКонстантин Левин и его раздумья о жизниНравственная и философская проблематика романа Л. Толстого «Анна Каренина»Образ главной героини в романе Л. Толстого «Анна Каренина»Центральный персонаж романа Толстого «Анна Каренина»Константин Левин и Лев Толстой герой, как выразитель взглядов автораЖизненный путь Анны и Левина в романе «Анна Каренина»Искания Константина ЛевинаРоман «Анна Каренина» Л.Н.ТолстогоТрагизм противостояния личности обществу в романе «Анна Каренина»Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» РоманТема семьи в одном из произведений русской литературыРазмышления об образе Анны КаренинойРоль сна в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»Противоречивость образа Анны КаретнойРаскрытие образа Константина Левина в романе «Анна Каренина»История написания романа «Анна Каренина»
Другие Анны Каренины
«Анна Каренина» выходила по всему миру от Южной Америки до Индии. Стоит отметить итальянский мини-сериал 1974 года с 41-летней Леа Массари и 37-летним Пино Колицци. А также еще одну британскую версию 1977 года с 32-летней Николой Паже и 31-летним Стюартом Уилсоном.
Леа Массари и Пино Колицци в экранизации 1974 года и Стюарт Уилсон и Никола Паже в экранизации 1977 года
Еще одной экранизацией со звездным актерским составом стал фильм 1997 года с 31-летней Софи Марсо и 38-летним Шоном Бином. Правда, Марсо тогда получила порцию критики за внешнее несоответствие образу Карениной.
Шон Бин и Софи Марсо в фильме «Анна Каренина» (1997)
«Анна Каренина» с Татьяной Самойловой, 1967 год
В 1967 году советский режиссер Александр Зархи начал снимать фильм по мотивам романа Толстого и на главную роль пригласил Татьяну Самойлову. Она уже блистала в лентах «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова. Несмотря на то что Самойлова была состоявшейся артисткой, режиссера отговаривали брать ее в актерский состав: полноватая, невысокая, да еще с чересчур раскосыми глазами, Самойлова совсем не походила на утонченную Каренину Толстого. Однако время подтвердило правоту Зархи: от Анны в исполнении Самойловой были в восторге не только зрители, но и отечественные и зарубежные кинокритики.
На роль Вронского режиссер утвердил Василия Ланового. Особую пикантность съемочному процессу придавало то, что Самойлова и Лановой уже 10 лет как были в разводе. После съемок Лановой вспоминал: «Нам было легко играть Анну и Вронского, потому что в свое время мы много пережили вместе».
«Любовь» и «Анна Каренина» с Гретой Гарбо, 1927 год и 1935 год
Легендарная американская актриса шведского происхождения Грета Гарбо сыграла Анну Каренину дважды. В первый раз еще в эпоху немого кино — в 1927 году в фильме «Любовь». Команда сценаристов, работавшая над картиной, написала два финала: трагический для европейского проката и счастливый для американского. В американской развязке Алексей Каренин (Брэндон Херст) умирал и овдовевшая Анна воссоединялась со своим возлюбленным Алексеем Вронским (Джон Гилберт).
Против счастливой концовки выступал Илья Толстой, сын русского классика, эмигрировавший в США. Сценаристы сами обратились к нему с просьбой отредактировать сценарий, поскольку очень хотели заполучить имя Толстого для рекламы фильма. В титрах сообщалось, что «сын великого писателя и драматурга находит, что роман не пострадал при экранизации», что было неправдой.
Киноведы отмечали, что даже у европейской версии было мало общего с романом Толстого: действие фильма происходило не в 1870-х, когда была написана книга, а в 1920-х. К тому же Каренина познакомилась с Вронским не на перроне, а проезжая мимо него на санях.
Однако сильной стороной «Любви» был актерский состав. Партнеры по кадру Грета Гарбо и Джон Гилберт создали между героями настоящую химию — у актеров были подлинные чувства друг к другу. После съемок фильма пара должна была пожениться, но Гарбо сбежала прямо из-под венца.
Через 8 лет актриса уже учила текст для звуковой «Анны Карениной» режиссера Кларенса Брауна. Роль Вронского исполнил Фредрик Марч, отношения с которым у Гарбо сразу не задались. Но это не помешало съемочной команде снять фильм, который понравился и критикам, и зрителям. За эту роль Гарбо получила награду NYFCC в номинации «Главная женская роль» и Кубок Муссолини в категории «Лучший иностранный фильм» на Венецианском фестивале.
Кто был прототипом Анны Карениной?
В целом, образ Анны Карениной является собирательным. Толстой не писал об истории какой-то конкретной женщины. Известно, что внешние черты и манеры героиня романа получила от старшей дочери Пушкина Марии Александровны Гартунг.
Мария сочетала в себе красоту Наталии Гончаровой и экзотические черты А.С.Пушкина. Она была женщиной начитанной, с хорошими манерами и отменным чувством юмора. Толстой впервые увидел ее, когда Марии было уже 36 лет. Бытует легенда, что он решил приударить за ней, но получил от замужней воспитанной дамы от ворот поворот. Впоследствии отомстил, наделив Анну Каренину ее чертами, а за основу взял случай гибели женщины, произошедший недалеко от Ясной Поляны. Впрочем, судьба самой Гартунг также оказалась грустной, но иной. Она рано потеряла мужа, прожила долгую одинокую жизнь и умерла в 86 лет в революционной России в полной нищете.
Как бы то ни было, образ, звучащий в романе, был прямо-таки списан с портрета Гартунг работы И.К. Макарова. Сделан он был в 1860 году и тут Марии 28 лет, примерно как и Карениной.
Портрет 28-летней Марии Гартунг (Пушкиной) работы И.К.Макарова (1860) и фото Марии Гартунг в зрелом возрасте
«Анна Каренина» в эпоху немого кино
Лев Толстой стал классиком еще при жизни: в конце XIX века его произведения покорили не только Российскую империю, но и весь читающий мир. Впервые «Анну Каренину» экранизировали за полгода до смерти писателя в 1910 году в Германской империи. Немая кинолента, к сожалению, до наших времен не дошла.
Практически одновременно с немцами в Москве над съемками «Анны Карениной» трудился и отечественный кинематографист — Морис Мэтр. Об этой картине, которая также была безвозвратно утрачена, известно немногое: Анну сыграла актриса по фамилии Сорочтина, а молодого графа Вронского — Николай Васильев.
Вторая попытка экранизировать роман Толстого в России была предпринята в 1914 году компанией «Тиман и Рейнгардт». Роль Анны Карениной исполнила опытная театральная актриса Мария Германова, которая позже эмигрировала во Францию.
Именно в этом фильме в эпизодической роли дебютировала ставшая впоследствии «королевой российского немого кино» Вера Холодная. Благодаря этой картине начала стремительно развиваться и режиссерская карьера актера Владимира Гардина.
«Анна Каренина» с Софи Марсо, 1997 год
«Анна Каренина» американского режиссера Бернарда Роуза — одна из самых знаменитых и одновременно спорных экранизаций романа. Многим критикам повествование в фильме показалось скомканным и слишком стремительным. Смутили экспертов и серьезные расхождения между лентой и романом: например, в фильме у Карениной случился выкидыш, хотя в книге она родила дочь от Вронского. Возмутило их и то, что режиссер изобразил Анну зависимой от морфия. В тексте романа она просила морфий лишь один раз — во время родов для обезболивания, в фильме же она употребляет его намного чаще. Осуждали и слишком большое количество сцен близости между любовниками: у критиков создалось впечатление, что между Анной и Вронским существовало лишь сексуальное влечение и не было никаких чувств. Однако зрители полюбили эту экранизацию за красоту планов, роскошные костюмы, музыку и утонченную Софи Марсо с ее нелепой челкой, которой в 1870-х просто не могло быть.
Среди всех зарубежных экранизаций романа костюмы и аксессуары «Анны Карениной» Роуза больше других соответствовали моде XIX века. Над ними работал художник по костюмам Маурицио Милленотти, который создал платья по лекалам XIX века в легендарной римской мастерской «Сартории Тирелли». Имела подтекст и цветовая концепция образов Анны: все они были выполнены в черно-белой гамме. Когда Анна была счастлива, в ее костюмах доминировал белый цвет, а когда страдала — черный.
Аннотация произведения
Если постараться пересказать «Анну Каренину» сокращённо, стоит начать с семейных отношений. Изначально героиня была благополучной женщиной, живущей в браке с достойным и уважаемым в обществе человеком Алексеем Карениным, который был старше неё на двадцать лет. С мужем она воспитывала горячо любимого сына Серёжу.
Но однажды на её жизненном пути появился красивый и богатый адюльтер Вронский. Молодой человек изначально ухаживал за Кити (Екатериной Щербацкой), которая приходилась сестрой жены Степана Облонского (Стивы), брата Анны. Однако после роковой встречи на вокзале с главной героиней, приехавшей помирить Стиву с женой Долли, уличившей того в измене, он перестал оказывать знаки внимания девушке и переключился на роковую красавицу Анну.
Кити была особенно расстроена, поскольку накануне отказала посватавшемуся к ней Константину Левину, приходившемуся хорошим приятелем Алексею Каренину. Анна уехала домой, а разочарованный Левин затаился в деревне, пытаясь отвлечься от неприятных мыслей.
В Петербурге главная героиня постоянно думала о Вронском. В результате графу, последовавшему за красавицей, удалось завоевать её любовь. Она стала встречаться с ним в доме своей двоюродной сестры, Бетси Тверской. По городу поползли слухи о романе адюльтера с замужней женщиной, которые в результате дошли до Каренина. Мужчина приводил супруге массу аргументов относительно того, что она поступает неправильно, но Анне надоело слушать нравоучения супруга и она ушла к Вронскому, оставив сына.
Вместе с возлюбленным и общей с ним новорождённой дочкой они отправились в Италию. Жизнь, казалось, начиналась с чистого листа. Девушка была счастлива, но видела, что граф не может найти себя в жизни. Поэтому спустя некоторое время пара приехала на родину, где оказалось, что от Анны все отвернулись, осуждая её неблагочестивый поступок. Героиня тайно посетила любимого сына на его день рождения и поняла, что счастливой без него она быть не может. После этого Вронский с Карениной решают поселиться в деревне.
Параллельно истории Анны описывается и жизнь Левина, который всё же женился на Кити. Поначалу их общение было несколько напряжённым, но после смерти брата мужчины, его отношение к супруге изменилось, и он стал любить её сильнее. Особенно их эмоциональная связь укрепилась с рождением ребёнка.
Между тем отношения Анны с Вронским ухудшились. Она стала его сильно ревновать и упрекать во всех несчастьях. После очередной ссоры с любимым женщина не выдержала своего эмоционального состояния и бросилась под поезд. Горюющий граф отдал дочь на воспитание Каренину, а сам отправился воевать, стремясь тоже умереть.
https://youtube.com/watch?v=xPJSzjtUckM
История создания
Однажды, перечитав в очередной раз «Евгения Онегина» Александра Пушкина, Толстой вдохновился на создание образа потерявшей себя замужней женщины из высоких социальных кругов. Он попытался как бы представить возможное продолжение истории Татьяны Лариной, что вылилось в создание гениального романа «Анна Каренина».
Написал автор его первую часть и издал в журнале «Русский вестник» в 1873 году. Всего из-под пера Толстого вышло восемь частей этого произведения с несколькими главами в каждой. Последняя из них была напечатана в 1877. Целиком же книга вышла в 1878 году, а её написание заняло около пяти лет.
Существует информация, что основано произведение на реальных событиях, произошедших в жизни близких людей автора. Об их личной трагедии Толстой узнал задолго до создания романа. Как известно, прототипом Анны Аркадьевны была сестра приятеля Льва Николаевича Мария Сухотина. Она развелась со своим первым супругом и вторично вышла замуж за соседа писателя А. Н. Бибикова. А буквально за год до создания романа вследствие расставания с возлюбленным бросилась под поезд. Толстой увидел её изуродованное тело, и это зрелище произвело на него очень тяжёлое впечатление.
Автор стремился воплотить ряд идей, написав роман о семейных отношениях женщины, погубившей собственное будущее и себя саму. Он стремился в своём сочинении не столько вызвать у читателя жалость к героине, сколько указать на её невиновность. Роман не пропитан политическими подоплёками и не имеет широкого исторического фона. Но он призван к тому, чтобы заставить подумать о ценности семейных отношений, возможных истоках супружеской неверности, влиянии мнения окружающих людей на эмоциональное состояние и судьбу.
Толстой показал взаимосвязь семейных отношений с философскими и общественными взглядами людей конкретной исторической эпохи, создав произведение в жанре социально-психологического романа, наполненного глубокими морально-философскими размышлениями. Ему удалось показать природу социальных отношений и духовного единства, человеческого счастья и горя.
Зрители обсуждали возраст Друбич
Вновь к роману в отечественном кинематографе в 2008 г. обращается режиссер Сергей Соловьев. Это было его многолетней мечтой — попытки начать съемки длились 15 лет. На главную роль Соловьев пригласил свою любимую актрису (а также бывшую жену) Татьяну Друбич. Его не смутило, что Татьяна была значительно старше своей экранной героини, а вот для зрителей это стало предметом обсуждения. Стиву Облонского, брата Анны, сыграл Александр Абдулов, а Каренина — Олег Янковский. Для Абдулова Стива стал последней ролью в кино.
Татьяна Друбич. Кадр из фильма «Анна Каренина» (2008)
Не спадал интерес к «Карениной» и на Западе. В 2012-м на мировые экраны выходит английская экранизация романа Толстого, роль Анны в которой доверили Кире Найтли.
А спустя всего лишь год, в 2013, для экранизации «Анны Карениной» свои усилия объединят Италия, Франция, Германия и Испания. Режиссером картины выступил Кристиан Дюгей. Съемки прошли с размахом — сотни человек в киногруппе, более двух тысяч человек в массовке, 100 лошадей, 1200 костюмов, 50 дворцов. Получилось роскошное историческое кино, которое оценили зрители многих стран.
Кира Найтли. Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012)
Среди зарубежных «Карениных» 2000-х годов стоит упомянуть фильм, где в главной роли снялась французская кинозвезда Софи Марсо. В свое время Софи стала популярна после молодежного сериала «Бум». Многих удивило, что Каренину Марсо играла все с той же челкой, что была и у ее героини из молодежного сериала «Бум». Мягко говоря, это не соответствовало прическам дам 19 века, века Карениной. Но по сравнению с измененной концовкой романа, которую придумали в Голливуде, это, конечно, мелочи.
Софи Марсо. Кадр из фильма «Анна Каренина» (1997)
«Анна Каренина» с Татьяной Друбич, 2008 год
Изначально режиссер Сергей Соловьев хотел сделать из «Анны Карениной» продолжение своего фильма «Асса». Но в ходе работы над текстом «Анна Каренина» стала полноценной и независимой экранизацией романа. Роль главной героини получила Татьяна Друбич — на момент съемок актрисе было 49 лет, хотя, согласно роману, Карениной не было и 30. Картина стала последней работой Александра Абдулова (Стива) и одним из последних фильмов Олега Янковского (Каренин).
Но блестящий актерский состав не спас экранизацию от нападок критиков и зрителей — ее сразу посчитали одной из самых слабых за всю историю. Трактовку Соловьева ругали за обрывистость сюжета, скучные декорации и холодность Друбич. Неубедительно выглядела и игра Ярослава Бойко в роли Вронского — его обвинили в отсутствии необходимых молодому графу стати, аристократизма и офицерского обаяния.
«Анна Каренина» с Вивьен Ли, 1948 год
В 1948 году за «Анну Каренину» взялись и британцы: на экраны вышла лента с Вивьен Ли в главной роли. К моменту съемок она была уже прославленной актрисой с «Оскаром» за лучшую женскую роль в фильме «Унесенные ветром». Сама актриса была недовольна тем, как сыграла Каренину: в интервью она призналась, что так и не почувствовала внутренней близости с героиней. Хотя в жизни самой Ли произошла похожая история — однажды ей тоже пришлось выбирать между мужем и любовником.
Анна в исполнении Вивьен Ли получилась полной противоположностью Анны Греты Гарбо. Она вышла жизнерадостной и веселой любящей матерью и примерной супругой. Как раз за это несоответствие роману картину порицали многие кинокритики. Однако фильм имел ошеломительный успех — зрители штурмом брали кинотеатры.
«Анна Каренина» с Вивьен Ли — это и сейчас настоящее пиршество для глаз. Одежду для героев создавал модный фотограф и художник по костюмам Сесил Битон. В конце 1940-х годов в Британии любая ткань была дефицитом, поэтому для пошива платьев Битон и Ли ездили во Францию.
«Анна Каренина» с Майей Плисецкой, 1974 год
В экранизации Александра Зархи 1967 года дебютировала в кино звезда балета Майя Плисецкая: она сыграла компаньонку Карениной княгиню Бетси.
Супруг балерины, Родион Щедрин, написал к этому фильму музыку, которую спустя несколько лет переработал в полноценный балет «Анна Каренина», и в 1972 году Майя Плисецкая исполнила в постановке на сцене Большого театра главную роль. А еще через два года признанные мастера операторского искусства Валентин Пиганов и Маргарита Пилихина сняли балет на пленку.
Помимо блестящего выступления Плисецкой, фильм-балет знаменит еще и тем, что костюмы для него шил сам Пьер Карден — что было грандиозным событием для советской киноиндустрии.