Легенды о птицах гамаюн, сирин и алконост

Образ птицы алконост в славянской мифологии. как выглядит, где обитает и как вызывать?

Грифон


О ней писали Плиний и Геродот. Сами они никогда не видели это таинственное существо, но якобы смогли их описать со слов скифов.

Древние греки верили, что у грифона было тело льва, а голова, когти и крылья – орла, поэтому они были владыками земли (лев) и воздуха (орел). Он был огромным, больше обычного льва в 8 раз. Легко мог поднять 2 волов вместе с плугом или же человека с конем.

Считается, что скифы искали золото в пустыне Гоби. Там они находили останки неизвестных им зверей, не исключено, что динозавров. Некоторые из них могли навести их на мысль о существовании огромной птицы, которая наказывала всех, кто приближался к ее гнезду. В нем она собирала золото.

Общая характеристика

Несмотря на схожий внешний вид, у птиц много отличий. Они обнаруживаются в природе и происхождении этих существ.

Птица Алконост

Эта девушка в славянской мифологии отождествляется с принципом света. Ей приписывают роль вестницы радости и благополучия.

Истоки происхождения

Прародительницей девственной славянской птицы является гречанка Альциона. Согласно мифам, девушка узнала о смерти мужа и бросилась в море, в результате чего боги Олимпа превратили ее в морскую птицу.

Алкион (ἀλκυών) переводится с греческого как зимородок. Эта порода строит гнезда на берегу моря и питается рыбой.

Внешность

Внешний вид творения менялся на протяжении истории России. Согласно сохранившимся изображениям, Алконост имел следующие внешние характеристики:

  1. На популярных гравюрах девственная птица имеет лицо, грудь и руки женщины, и существо также держит цветок Небес и свиток, в котором описываются небесные награды за праведную жизнь. На этих изображениях у Алконоста пестрое оперение.
  2. Виктор Васнецов в 19 веке изобразил существо с белым оперением, обозначая его светящуюся сущность.
  3. Голова существа увенчана золотой короной.
  4. Когти на правой лапе существа золотые, а когти на левой — серебряные.

Характер и магические способности

Согласно легендам, Алконост обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера. Существо спускается на землю и оплакивает песню павших воинов. Творение прославляет счастье и радость на Небесах для праведников и обещает награду грешникам за их дела. Среди магических характеристик существа можно выделить:

  1. Посланник богов. В некоторых славянских толкованиях Алконост, как райская птица, служит посланником бога Хорса или Сварога. Своей песней существо сообщает людям волю пантеона.
  2. Контроль времени. Согласно легендам, это существо может вызывать штормы над морем или успокаивать водную гладь.
  3. Сопровождение душ. Существо сопровождало умершего дворянина через поле битвы к воротам Ирии.
  4. Пьянящий голос. Песни «Алконост» могут увлечь неподготовленного слушателя, поэтому человек забыл обо всем на свете. Наркотики ушли, когда девушка закончила петь.

Несмотря на присущее образу яркое начало, Алконост тоже мог серьезно навредить человеку. Согласно легенде, во время зимнего солнцестояния птица откладывает волшебное яйцо и бросает его на дно моря. На этот период стихают штормовые ветры и бури.

Само существо проверяет поверхность воды с берега и ждет, когда выйдет яйцо. Согласно легендам, яйца Алконоста способны защитить от любого зла и исполнять желания, поэтому многие люди пытались украсть кладку. Украденное яйцо было повешено под балкой церковного потолка. Птица не простила такого оскорбления и всю оставшуюся жизнь преследовала вора. Найдя смельчака, Алконост забрала ее душу и позволила ей вечно бродить по земле.

Место Обитания

Алконост, согласно мифологии, обитает на берегу реки Евфрат. Русло этой реки протекает через Ирий (Прав) — славянский рай. Место, где обитает птица, называется островом Буян.

На некоторых популярных гравюрах Алконост изображен на дереве с плодами знаний, охраняемых драконом Ладоном.

Стратим


Эта мифическая птица считалась праматерью птиц. Другое ее название – Старфил. Она живет в океане-море, там же выводит своих птенцов. Весь мир находится под ее правым крылом. Когда она встрепенется, на море начинается буря.

На ночь под ее крылом прячется солнце. В древнем рукописном тексте упоминается кур, который головой достигает до неба, и когда солнце начинает омываться в океане, он ощущает волнение волн, после кричит «кокореку».

Но ученые уверены, что все эти легенды рассказывают о страусе. Когда-то русские толкователи, переписывая текст, сделали ошибку. Так появился Старфил. Его представляли, как огромную птицу с маленькой головой, расположенной на тонкой шее. У него было узкое и длинное туловище, одно крыло поднято вверх, а клюв – крючковатый.

В изобразительном искусстве[править | править код]

Изображения этой «морской птицы» имеются в латинских бестиариях с XII века. Иллюстрация к рассказу о птице есть в двух русских лицевых списках «Собрания о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита XVIII века. В XVII—XVIII веках рисованный и гравированный лубок обычно изображает райскую птицу Алконоста вместе с Сирином. Первая изображается с головой юной девы, длинноволосая, в короне и расшитом платье. В отличие от Сирина у неё есть руки, в которых она держит цветущую ветвь и развернутый свиток с текстом: «Праведник, яко финикс, процветет» (Пс 91 (92). 13). Сирин изображается в венце. Одним из наиболее ранних изображений является иллюстрация в рукописном старообрядческом сборнике XVIII века, с двумя ветвями и без свитка. В XVIII—XIX веках эта птица получила широкое распространение в народном искусстве, изображаясь на расписных сундуках, прялках, изразцах, деревянной резьбе, вышивке. В конце XIX — начале XX века искусство эпохи неоромантизма наделяет Алконоста символическим значением «птицы тоски и печали», что отражено, например, на картине В. М. Васнецова.

Вещая дево-птица

У древних славян есть еще одна священная полуптица-получеловек, имя которой Гамаюн. Изображали ее также с головой и грудью девушки. Это вещая дево-птица является посланницей Богов. Согласно легендам, появилась она одновременно с нашим миром. Это способствовало тому, что она знает абсолютно все секреты: и людские, и божественные.

Дево-птица Гамаюн — прекрасная рассказчица. Ее имя происходит от древнеславянского слова «гамаюнить», что означает вещать, рассказывать. В одном из сказаний говорится о том, что вещая птица напела одну из древнейших книг наших предков: «Песни птицы Гамаюн».

Поскольку вещая дево-птица знает все о том, что было, есть и будет, то считалось что она прилетает к людям, чтобы предсказать судьбу или сообщить о воле богов. У древних славян было принято обращаться к Гамаюн за советом. Вещая дево-птица не представляет никакой опасности для людей, но обладает сложным характером и надменна по отношению к земным жителям. Она считает их более низкими созданиями.

Вещая птица предпочитает останавливаться в своих путешествиях на светлых лесных опушках, подальше от населенных пунктов. Древние славяне верили, что крик птицы Гамаюн предвещает счастье, а еще существовало поверье: если вещая дево-птица приближается с востока, жди бурю.

Появление образа девы-птицы

Исследователи склонны полагать, что образ Сирин возникает в раннесредневековой традиции — об этом свидетельствуют ее изображения на тарелках и украшениях. Самые древние находки с «портретом» Сирина относятся к X веку. Однако не исключено, что легенды о чудо-птице начали складываться гораздо раньше.

В средние века на Руси уже ходили легенды о таких вещах, как птица, которая иногда прилетает на землю из Эдемских садов и рассказывает людям о грядущем счастье. Однако слушать Сирина не всегда было хорошо. Иногда, как гласят легенды, человек может потерять голову: так красивы и завораживали песни девушки-птицы.


«Райская птица Сирин», русская народная гравюра, начало XIX века
Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия

Из-за столь неоднозначного влияния песен Сирин в некоторых легендах она описывается как потустороннее существо, посланница из преисподней, вестница рока и смерти. Это не совсем правда.

Прежде всего, Сирин был птицей вещей, говорящей людям, чего ожидать. Как вы понимаете, прогнозы могут быть самыми разными. Но, в отличие от древнегреческих русалок, девушка-птица сознательно не причинила вреда человеку. Хотя в некоторых рассказах это мнение оспаривается.

Образ в славянской мифологии

Сказочный образ проделал долгий и нелёгкий путь, прежде чем попал на Русь. По одной из версий, он пришёл вместе с купеческими судами, перевозившими товары из дальних стран по Каспийскому (Хвалынскому) или Чёрному морю через Волгу или Днепр. Борта кораблей были украшены яркими росписями, на которых изображались необыкновенные представители животного и растительного мира.

В оживлённых портах купцы рассказывали простым людям об иных землях, пересказывали античные мифы, которые им удалось услышать вдали от Родины. Так и стала известна древнегреческая легенда об Алкионе, превращённой Богами в зимородка.

По другой версии, образ Алконост попал на Русь из литературного произведения в вольном пересказе «Александрия», повествующей о походах великого полководца Александра Македонского. Легенды о крылатых девах быстро прижились среди славян, ведь в глубокой древности мир человека был населён различными фантастическими созданиями.

Люди обожествляли растения, животных, стихии, каждое природное явление, будь то ветер и или дождь, наделялось мистической силой, душой и разумом. Наравне с ними существовали и невиданные существа, о которых узнавали из книг тех времён: Травников, Хронографов и т. д., в которых реальные события часто переплетались с вымышленными. Поэтому такой персонаж, как Алконост, оказался понятным и близким для жителя Древней Руси.

Темная дева

Очень часто рядом с Алконост изображают еще одну божественную птицу, имя которой Сирин.

  1. По внешнему облику она очень схожа со светлой. Отличает ее только темное, синее оперение и отсутствие рук. Голос темной девы также сладок и оказывает завораживающее действие на людей, но Сирин в отличие от Алконоста является олицетворением темных сил и столкновение с этой птицей-девой не приводит ни к чему хорошему. Она является посланницей повелителя подземного царства.
  2. Птицы Алконост (светлая) и темная Сирин обитательницы Ирия, и Сирин также отправляется на землю для выведения своего потомства. Ее выбор падает на участки леса, расположившиеся вдали от людей. Темная остается с птенцами на земле до тех пор, пока они не окрепнут для самостоятельного полета в Ирий.
  3. Сирин — обладательница восхитительного голоса. Ее сладостное пение дает ощущение настоящего наслаждения тому, кто его услышит. Песни темной девы вынуждают людей забыть напрочь обо всем. Услышав ее голос, человек погружается в состояние оцепенения, перестает есть и пить, не может уснуть и погибает от физического истощения. Такое необычное воздействие продолжается даже после окончания очаровывающего пения.

Существует гипотеза, что Сирин у славян произошла от греческих Сирен. В мифах древних греков Сирены — это очаровательные птицы с женскими головами. Изначально они были нимфами в окружении богини Персефоны.

Однажды Персефону украл правитель подземного мира Аид. Нимфы очень переживали, что не смогли уследить за своей госпожой и отправились на ее поиски, но как они не старались, им не удалось ее отыскать на земле. Тогда нимфы попросили у богини плодородия Деметры, матери Персефоны, помочь им.

Она отозвалась на просьбу и превратила их в полуптиц и полурыб. Так у них появилась возможность искать Персефону в воздухе и на водных просторах. Отчаявшись, сирены обратились за помощью к людям, но те им отказали. Тогда они поселились на необитаемом острове и решили отомстить земным жителям. Сирены завлекали своим чарующим пением моряков, и те гибли в морской пучине.

Литература[править | править код]

  • Алконост / Толстой Н. Т. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 100. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Птицы / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 345—347. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Белова О. В. Славянский бестиарий. — М., 2000. — С. 52—54.
  • Ковтун Л. С. Азбуковники XVI—XVII вв. — Л., 1989. — С. 149.
  • Ровинский Д. А. Русские народные картинки. — СПб., 1881.
  • Средневековый бестиарий / Вступ. ст. и коммент. К. Муратовой. — М., 1984. — С. 145.
  • Aitzetmüller R. Das Hexameron des Exarchen Johannes. Graz, 1966. Bd. 5.
  • The lubok: Russian Folk Pictures 17th to 19th Century. Leningrad, 1984. P. 55.

Символизм образа дево-птиц

У двух прекаснейших дево-птиц светлой Алконост и темной Сирин завораживающие голоса. Они являются парой противоположностей, которые символизируют:

  • радость и горе;
  • счастье и несчастье;
  • свет и тьму.

Во многих сказаниях фигуры девы Алконост и девы Сирин тесно связаны. Эти две жительницы рая считаются хранительницами Древа Жизни, растущего в Солнечном Саду. Древо Жизни у древних славян воспринималось как начало начал и, согласно легендам, находилось в бесконечном океане. Они свили на нем гнездо, благодаря чему зародилась новая жизнь. С тех пор эти 2 дево-птицы считаются ее хранительницами.

Описание полотна

В.М. Васнецов – уникальный русский художник, который любил изображать на своих полотнах сказочные, мифологические и фольклорные сюжеты. Также художник часто обращался к древнеславянской теме.

Передо мной работа Васнецова “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали”.

В самом центре полотна мы видим красивое дерево, на его ветках сидят 2 удивительные птицы. Птица Алконост находится справа, она поет о том, что ей уготовлено место в Раю. Художник специально подчеркнул светлость птицы, он изобразил у нее улыбку, а крылья сделал пышными и нарисовал их в нежнейших тонах. Мифы гласят, что птица Алконост поет прекрасно и мелодично, ее пение утешает страдающих людей. Любой человек, услышавший пение птицы, забудет о своих проблемах и страданиях. Птица Алконост полностью отдает себя во время пения.

Птице Алконост противопоставляется птица Сирин. У нее печальное лицо, она горюет. Голова ее наклонена вниз, а взгляд художник скрыл от зрителей. Мастер изобразил крылья птицы в темных тонах, такие краски отлично подчеркивают скорбь Сирина, ведь она поет об утрате места в Раю. Зритель может заметить большие синяки под глазами птицы от многочисленных ночей без сна и от слез. Мифы гласят, что пение птицы Сирин несет в себе смерть, горе и страдания.

Сильный контраст между птицами подчеркивается фоном. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева, но листья вокруг птицы Сирин почернели, опали, сжались, а вокруг листья вокруг птицы Алконост яркие, сочные, полны жизни.

Известно, что данная картина находится в Государственной Третьяковской галерее и редко покидает ее. Наверное это одна из самых знаменитых и величайших работ Васнецова.

Мне очень нравится полотно Васнецова “Сирин и Алконост”. Художник мастерски изобразил образ мифических птиц. Особенно мне нравится образ птицы Алконост, он светлый и мирный, написанный в светлых, нежных тонах. Удивительно, что художнику удалось не отойти от традиций славянской культуры, так Васнецов нарисовал птиц с юными женскими лицами.

`

Другие славянские девы-птицы

Сами мифологические существа Восточной Европы могут иметь ряд различий в зависимости от региона. Некоторые существа приобретают похожие черты и способности.

Матерь Сва

Птица Дева Сва — прародительница всех славян. Она вышла из золотых яиц, отложенных уткой мира, создавшей мир.

Богиня похожа на птицу с женской головой. Оперение у нее разноцветное, волосы золотые, глаза голубые. Традиционно Матерь Сва изображается без оружия, но своими крыльями она прикрывает всю Россию от врагов.

Птица способна повысить боевой дух славян, поэтому даже с небольшим войском они могли побеждать на поле боя. Воины, благословленные Матерью Свой, утратили страх смерти и почувствовали радость от смерти. Это связывает богиню с Алконостом и Сирин, которые в Правиле также воспевали потерянных счастья и милосердия.

У южных славян Мать Сва ассоциировалась с вещами от птицы Гамаюн. Согласно легендам, именно в таком виде богиня предстала перед людьми. В истинном виде существо изображено в огне, что символизирует неугасимый боевой дух славян.

В язычестве мать Сва — жена небесного кузнеца Сварога. Вместе они породили весь славянский пантеон.

Среда обитания Матери Свы — небо. От него птица-дева освещает земли русские и охраняет рубежи.

Вещая птица Гамаюн

Птица-посыльный — персонаж, известный во многих культурах. Гамаюн традиционно считается посланником Велеса. В южных регионах это творение является посланником Перуна.

Место обитания Гамаюна — остров Буян. В некоторых легендах упоминаются также горы Макарии.

В славянской культуре Гамаюн, Сирин и Алконост являются представителями трех миров: Яви, Нави и Прави. Как опекун Яви, птицу-посланницу часто приносили в жертву и вырезали свое изображение на защитных амулетах.

Чудесный аромат, который сопровождает его полет, также приписывается вестнику слова Божьего. По легенде, в присутствии Гамаюна человек не может лгать.

Внешний вид

Гамаюн имеет сходные характеристики с остальными птицами-девицами славянской культуры. Внешний вид творения имел следующие характеристики:

  1. Помимо женской головы, существо обладало женской грудью.
  2. Оперение Гамаюна представляло собой сочетание желтого, черного и золотого цветов.
  3. Волосы девушки-птицы пылали огнем, а глаза были золотыми.

В некоторых легендах Гамаюн обладает даром обращения. Птица-девственница может превратиться в красивую девушку с золотистыми волосами.

Схожие черты с Алконостом и Сирин

Птица Гамаюн обладает многими способностями, аналогичными остальным птичьим девицам. К ним относятся:

  1. Подобно Алконосту, вестник воспевает славу и счастье воинов, отдавших жизнь за Россию.
  2. Свиток знаний часто изображают в когтях Гамаюна, указывая на его роль хранителя воли Бога.
  3. Считается, что это существо способно управлять ветрами и успокаивать штормы на море.

Пение Гамаюн наделило людей интеллектом. Прислушиваясь к крику птицы, можно было решить самые сложные проблемы, по этой причине боги отправили гонца к верным правителям.

Птица Стратим

Это существо обитает на острове Буян. Существо было похоже на белоснежную птицу с женской головой. Стратим не имеет ничего общего с богами и другими мирами. Славяне описывали это существо как могущественную химеру, которая своим правым крылом закрывает весь мир.

На голове Стратима — хрустальная корона, а главное умение этой птицы — управлять природой. Как и Алконост, это существо способно успокаивать штормы и ураганы. В отличие от светлой девы-птицы, Стратим вызывает ураганы и землетрясения.

Птичий голос походил на рев океана. Если существо взлетит, волны, образованные взмахом его крыльев, могут сметать острова.

Стратим не принадлежит побережью. Это творение олицетворяло в понимании славян силу природы, перед которой уязвим каждый человек.

Жар-птица

Славянский феникс, согласно мифологии, обитает в Ирии. Вместе с птицами Алконостом и Сирином он охраняет путь к Праву.

Существо похоже на огненного лебедя с павлиньим хвостом. Продолжительность жизни жар-птицы периодична: она рождается каждую весну и умирает каждую осень.

В Ирии существо живет возле деревьев с регенерирующими яблоками. Благодаря магическим способностям славянского феникса яблоки приобретают целебные свойства. Это указывает на связь между Firebird и Alkonost.

Песня этого существа способна воскрешать мертвых. Хвостовые перья, согласно мифам, бесконечно горят ярким огнем и могут указывать путь.

Легенда о птице Сирин и любопытном дровосеке

Дровосек попал в шторм в лесу. Сам он не боялся, так как многое повидал в своей жизни. Среди непогоды он увидел, что гроза трясет сына девушки Сирина. Дровосек сжалился над необычным ребенком и спас его от гибели. Дева с телом птицы решила поблагодарить дровосека за доброту. Она начала петь ему, что в награду это даст ему власть над людьми, невероятные способности или покажет ему то, чего другие никогда не увидят: красоту небес.

Дровосек хотел увидеть что-то более яркое и могущественное, чем солнце. Сирин взмахнул своим разноцветным крылом, и человек сразу же оказался в пещере, полной зажженных свечей. Чьей-то невидимой рукой свечи погасли одна за другой. На вопрос дровосека, кто тушит пламя, птица Сирин ответила, что ему лучше не знать. Но мужчина настоял на своем. В то же время тьма окружала его густым туманом. Дровосек понял, что он слепой.

С этого момента он начал чувствовать приближение смерти. Жители его деревни часто обращались к нему за советом перед тем, как отправиться в путешествие, на охоту или другое ремесло. На вопрос, откуда он знал, что кто-то скоро умрет, дровосек ответил, что видел, как тот задул свечи.

Эта легенда лишний раз свидетельствует о том, что мифическая девушка действительно умела соблазнять человека, предлагая ему различные преимущества или возможности.

Аналоги в других культурах

Антропоморфные птицы встречаются во многих мифологиях. В зависимости от культуры их способности могут отличаться, однако можно проследить общее значение у всех существ.

Греческие гарпии

Первые легенды о гарпиях относятся к VIII-VII веку. ДО ХРИСТА и. Эти крылатые химеры были похожи на птиц с женскими лицами. В отличие от славянских птиц-дев, гарпии представлены кровожадными чудовищами. Их рты наполнены острыми клыками, и существа питаются человеческой плотью и птицами.

Несмотря на ряд различий, гарпии имеют схожие черты и способности с Алконостом и Сирином. К ним относятся:

  1. Сопровождающие души в мире мертвых. Изначально гарпии были слугами Аида. Острыми когтями они вырывали души из грудей павших на поле битвы и уносили их в Подземный мир.
  2. Посланники Бога В северных регионах гарпии служили Зевсу и действовали как посланники. В отличие от обычных посланников, эти существа также играли роль палачей — существа забирали у человека пищу, из-за чего он голодал.
  3. Гадалки. Гарпии могли определять будущее человека, но в большинстве случаев предсказания были отрицательными по цвету.
  4. Власть со временем. Согласно легендам, гарпии могли вызвать бурю на море, взмахнув крыльями.

Боги Индуизма

В религии древней Индии есть божество по имени Гаруда. В буддизме это существо олицетворяет боевые знания и навыки.

Внешний вид Гаруды меняется в зависимости от периода. В самых ранних упоминаниях у существа было человеческое лицо и тело птицы. В более поздних летописях божество изображалось в виде человека с птичьей головой.

Как и Алконост, в его руках часто изображают свитки знаний. Как хранитель солнца, Бог имеет огненное оперение.

В конфликте со змеями Гаруда был вынужден заключить сделку с богом Вишну и стать его верховым животным. В некоторых интерпретациях он является посланником верховного бога индийского пантеона.

Японский Ицумедэ

У этой химеры человеческое лицо и тело хищной птицы. Его среда обитания — места боли и смерти, кладбища и поля сражений.

Голос Ицумеде способен оторвать душу от тела. Существо использует свой крик, чтобы сопровождать души павших в другой мир.

Ицумедэ ближе к Ширин по характеру и магическим способностям, но японское существо не причиняет вреда людям

Это напоминает нам о важности сохранения уважения к предкам и памяти умерших

Отличается ли от Алконоста и Гамаюна

В российских сказках и мифах часто встречается упоминание о необыкновенных полудевах-полуптицах, обладающих даром пророчества, умеющих управлять природными стихиями и имеющими огромное влияние на простых людей.

Алконост и Гамаюн всегда считались птицами добра и света, а вот Сирин несла славянам исключительно печаль и тоску. Странно, но факт: птиц довольно часто изображали вместе. Зачем? Вероятно, это должно было уравновесить негативное влияние полудевы-полуптицы Сирин, которая, являясь родной сестрой и Гамаюн, и Алконост, разительно от них отличалась. Но это только предположение.

Изображение птицы Сирин – оберег или предупреждение?

Изначально славяне придавали изображениям птиц особое значение. Так называемая «утка», упрощенный символ птицы, всегда имела положительный заряд. Что означает птица Сирин, изображенная, например, на сундуке с хранящимися в нем тканями, шарфами и другими товарами или схематическим изображением на одежде славянина? В настоящее время считается, что девы-птицы защищают владельцев предметов, на которых они находятся. В древности верили, что распростертыми крыльями рассыпают несчастья и дурные мысли.

Вместе с Алконостом Сирин считался оберегом для женщин и детей. Эти символы часто вышивали на поясах. Такие предметы считались очень сильными амулетами. Именно Сирин олицетворял чистоту помыслов, надежду на светлое будущее и помогал избавляться от различных соблазнов. Почему это произошло? Это до сих пор остается загадкой. Доподлинно известно, что отрицательные «функции» с начала 1 века нашей эры и. Злоба взяла верх: темная птица, мало похожая на девушку с крыльями Сирина.

Птица Сирин

В отличие от Алконоста, Сирин представлен как птица боли и печали. Согласно легендам, это существо защищает Нав, мир мертвых.

Истоки происхождения

Имя существа происходит от греческого слова «сейкмер», которое обозначается как «сирены». Эти похожие на птиц существа, обитающие на морских скалах, являются прародителями образа Сирина. Они также связаны со славянской птицей-девицей опасным и соблазнительным для моряков голосом.

Первые изображения Сирина относятся к X веку. Темное существо изображалось на керамике и замках. В русских легендах это существо — райский житель, песня которого завораживает каждого смертного.

К концу 17 века Сирин упоминается в таких литературных памятниках, как «Физиологи», «Хронограф» и «Азбуковник». В них творение описывалось как вестник смерти.

Внешний вид

Внешний вид Сирина имеет ряд отличий от Алконоста. Среди них:

  1. Оперение тёмное или серое. Волосы смолистые, глаза голубые.
  2. После крещения Руси вокруг головы твари стали изображать нимб.
  3. Ноги существа покрыты серебром.

В дохристианские времена встречаются изображения Сирина с белым оперением как символа возрождения. Крик девы-птицы очищал души от земных споров.

Характер и магические способности

Общие черты темного существа изменились на протяжении всей культуры. Сирин изначально был негативным существом. Птица-девственница опьяняла головы людей, в результате чего они теряли голову и забывали о своей прошлой жизни. Голос Сирина заставил славян не бояться смерти, но сами воины стали желать смерти. Встреча с птицей смерти может закончиться самоубийством для одного человека.

Он мог сражаться с этим существом — Сирин не выносит шума. По легенде, если существо спустилось на землю и запело, то нужно звонить в колокола, стрелять из пушек и вибрировать оружие. В этом случае девушка испугается громких звуков и улетит.

Есть еще один способ избавиться от ее прекрасного голоса. Для этого следует начать петь самостоятельно. Если голос человека окажется красивее, существо будет слушать и молчать. После этого Сирин может помочь советом. Но дурной голос разозлит существо, сурово накажет смельчака, забрав его душу.

Помимо чарующего голоса Сирин обладал и другими магическими способностями. К ним относятся:

  1. Своей песней девственница-птица способна создать вихрь, который приведет к гибели корабля.
  2. Дар предвидения. Слова песни существ часто могли описать будущее, положительные и отрицательные предсказания всегда сбывались. По этой причине славяне боялись пения птиц.
  3. Существо часто испытывает людей своим пением. Птица приносит награду стойким и смерть тем, кто поддается искушению. Таким образом боги проверяли смертных героев на их готовность отказаться от своих порочных слабостей.

Место Обитания

В ранних легендах местом обитания Сирина был Нав, мир мертвых. Там девушка-птица грустными песнями оплакивала погибших солдат. Творение было посланником космического Бога, повелевающего мертвым.

В более поздних источниках Сирин живет в Ирии, охраняя деревья и волшебную реку. Птица иногда прилетает на землю, чтобы почтить память павших солдат плачем от боли.

Птица Сирин

Си́рин — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте

Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами

Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.

Алканост

ПТИЦА СИРИН и ПТИЦА АЛКОНОСТ в славянской мифологии и словесности

9 Авг 2014 | От: арт-релиз.рф

СИРИН в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы.
Часто изображается вместе с другим образом — птицей АЛКОНОСТ.

Эти райские сказочные птицы стали известны по памятникам древнерусской литературы (Климент Смолятич, Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в.) и лубочным картинкам.

Птицы Сирин и Алконоств яблоневом саду

Птица Сирин

По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными.

Птица Алконост

Сирин своим происхождением также обязана литературной средневековой традиции. Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах (Киев, Корсунь). В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве, однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок). Посему в некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира. Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи, Азбуковники, Хронографы. В апокрифической литературе сообщается, что птица Сирин боится громких звуков, и, чтобы отпугнуть ее, люди звонят в колокола, стреляют из пушек, трубят в трубы.

На голове Алконоста обычно изображается корона. Согласно изображению на русских лубочных картинах, спецификой Алконоста является наличие женской груди и рук, в одной из которых она держит райский цветок или развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. В интерпретации Виктора Васнецова Алконост приобретает чёрное оперение и становится птицей печали.

Сирин и Алконост встречаются в народном русском искусстве в изразцах XVII века (например, в церкви Восресения на Дебре в Костроме), в северных росписях XVIII-XIX веков (на дверцах шкафов, на внутренней стороне крышки сундуков) и в старообрядческом рисованном лубке XVIII-XIX веков. В народном искусстве птица Алконост это символ красоты, надежды, мечты о счастье; иногда – символ грядущей награды за праведную жизнь, а порой – символ соблазна (сродни древнегреческих сирен). Самое раннее известное нам изображение Алконоста в лубке перекликается с образом Жар-птицы.

ИзображениеПтицы АлконостСередина XVIII в. Ярославль, ксилография, раскрашенная цветной акварелью, 380х310 мм.., оригинал — экспонат Музея народной Графики (Москва)

Текст на изображенном слева свитке: «Птица райская Алокност (полуженщина-полуптица): Близ рая пребывает, некогда и на Ефрате реке бывает, когда же в пении глас испущает, тогда и сама себя не ощущает. А кто во близости ея будет, тот все в мире сам позабудет. Тогда ум от него отходит и душа его из тела исходит. Таковыми песнями святых утешает и будущую им радость возвещает, многая благая тем сказует, то и в явь перстом указует».

Алконост еще называют птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Опубликовано в рубрике Записки о художниках, События Метки: Алконост, Гамаюн, Сирин, славянская мифология, Яблочный Спас

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: