Исмагилов, загир гарипович

School11bor.ru

Начало творческого пути

Случайная встреча с Арсланом Мубаряковым – известным актером, приехавшим в Белорецк на гастроли вместе с Башкирским театром, круто повернула жизнь юноши: ему предложили поработать в спектакле в качестве кураиста. Дебют Загира оказался успешным, и молодой человек получил приглашение обучаться в театральной студии. Именно здесь несостоявшийся лесоруб познавал все тонкости актерского мастерства, выступал с концертами, участвовал в спектаклях. По совету коллег, чувствовавших в нем огромный творческий потенциал, 20-летний Загир поступил в башкирскую студию, открывшуюся при Московской консерватории. Незнание нотной грамоты с лихвой компенсировалось музыкальностью, импровизационным даром и отличным слухом башкирского самородка. Именно в это время Исмагилов начал писать свои первые произведения и обрабатывать народные мелодии.

В период войны (1941-1945 гг.) Исмагилов Загир Гарипович жил и работал в Уфе, принимал участие во фронтовых концертах и писал песни на патриотическую тематику: «Последнее письмо», «Песня о героях», «Марш башкирских батыров», «Шаймуратов генерал», «Песня о Кусимове», «Генерал Белов». После выхода песни «Лети, мой гнедой!» о башкирском композиторе заговорила вся страна.

Вклад Загира Исмагилова

Огромный вклад Загир Исмагилов, биография которого являет яркий пример целеустремленности, упорства и умения достигать поставленной цели, внес в развитие музыки: инструментальной, хоровой, оперной и камерно-вокальной. В своем творчестве старался придерживаться ценностей русских классиков: Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина, Михаила Глинки, Модеста Мусоргского Произведения композитора исполнялись на территории Советского Союза и за рубежом (Румыния, Китай, Болгария, Северная Корея, Эфиопия, Югославия), но широкую известность Исмагилов получил благодаря своим операм. Написанная вслед за «Салават Юлаев» опера «Шаура» (1963) повествует о трагической и сломанной судьбе Шауры – несчастной башкирской женщины, стремившейся к счастью и не сумевшей его достичь в обществе с его жесткими и бездушными законами шариата. Яркую колоритность и выразительность музыке придают мелодии народных башкирских песен, которые композитор грамотно использовал в своем произведении.

Видео: Где в Уфе: аллея перед БГМУ

В 1959 году была написана музыкальная комедия «Кодаса», в которой показано противостояние жителей башкирской деревни 30-х годов в отстаивании старого образа жизни и внедрении нового веяния времени, а также борьба с предрассудками, происходившая в сознании людей и на корню ломавшая устоявшиеся стереотипы. В качестве фона для увлекательного сюжета композитор Исмагилов Загир использовал поэтические картины природы, умело показал характеры главных героев.

За этот период позади осталась успешная учеба в студии, окончание композиторского факультета консерватории и назначение в 1958 году на должность председателя Союза композиторов Башкирии, в который Исмагилов Загир был принят в 1943 году. Затем его жизненный путь тесно слился с Государственным институтом искусств Уфы, где Исмагилов стал первым ректором. На этой должности он пробыл около 20 лет, три десятка лет работал педагогом по композиции.

Детство и юность

Загир Исмагилов родился в январе 1917 года в семье башкирского лесоруба и его законной жены. Он рос на территории Республики Башкортостан в обществе старших братьев и благодаря отцу и матери в детстве не знал нужды.

Правда, для того чтобы жить в достатке, мальчики усердно трудились, помогая родителям заготавливать дранку, на которую был спрос. В свободное время они гуляли по лесам Белорецкого района, где росло много сосен, дубов, кленов и берез.

Семейные вечера проходили в теплой, уютной атмосфере, потому что мать пела песни для мужа, соседей и детей. Позже Загир часто рассказывал о похожем на родник голосе и мелодиях, которые помнил на протяжении жизни.

Он унаследовал творческие способности, научился играть на кураре и начал вместе с братом Кагиром исполнять башкирский фольклор. Но отец хотел, чтобы мальчики стали профессиональными лесоводами, и никто из домочадцев не пошел наперекор.

Отучившись в местной семилетней школе, Исмагилов без труда поступил в техникум, а потом с дипломом техника-таксатора продолжил традиции семьи. Правда, он увлекался музыкой, сочиняя и импровизируя, а также давая мини-представления перед деревенскими людьми.

О профессиональной творческой биографии Загир в то время не думал, но после случайного выступления на большой сцене решил изменить свою судьбу. Односельчанин Арслан Мубаряков, бывший артистом уфимского театра, разглядел талант юноши и посоветовал ехать в Москву.

Перед поступлением в студию при консерватории Исмагилов учился на курсах для подростков и осознал, что готов к экзаменам, только в 1937 году. В приемной комиссии он заявил, что намерен стать композитором, но не ответил на теоретические вопросы.

Только виртуозная игра на кураре помогла попасть в учреждение, где пришлось заниматься с профессорами на протяжении нескольких лет. Итогами музыкального образования стали членство в официальных союзах и произведения, постепенно начавшие появляться на свет.

Творчество

Произведения композитора исполнялись в России, бывших национальных республиках Союза (ныне СНГ) и за рубежом (Болгарии, Китае, Румынии, Северной Корее, Югославии, Эфиопии), постоянно издавались и записывались на грампластинках всесоюзной фирмы «Мелодия», имеются в фондовых записях Всесоюзного, башкирского радио и TV.
Творчество композитора масштабно. Огромный вклад З. Исмагилов внес в развитие национальной оперы, камерно-вокальной, хоровой и инструментальной музыки. Идейная направленность и тематика произведений созвучна времени и отражает гражданско-патриотическую, национальную направленность творчества, утверждающую темы дружбы и любви. В своем творчестве композитор продолжает развивать традиции классиков русской музыкальной культуры, их исторических и музыкально-драматических концепций (М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина).
Исмагилов тяготеет к национально-исторической тематике в операх, воплощению образов известных исторических личностей, выдвинувшихся из числа башкир, драматических и бытовых коллизий жизни простого человека

Среди них: историко-героическая опера «Салават Юлаев», повествующая о национальном герое, героико-эпические оперы «Послы Урала», затрагивающая тему воссоединения башкир с Россией, и «Кахым-туря», где героем является военачальник, под предводительством которого башкиры отважно сражались против Наполеона (1812). В центре оперы «Акмулла»- образ башкирского поэта-просветителя XIX века

К разновидности лирико-драматических сочинений относятся оперы «Шаура» и «Волны Агидели»; «Кодаса» («Свояченица») и «Алмакай» — бытовой музыкальной комедии.
Композитор внес значительный вклад в развитие жанра национальной хоровой кантаты, оратории, цикла («Я — россиянин», «Слово матери» и др.), симфонической музыки (Концерт и Концертино для фортепиано с оркестром, «Праздничная увертюра», Симфоническая сюита). Свыше 300 песен и романсов составляют камерно-вокальную сферу интересов композитора. Он является одним из ведущих композиторов-песенников, продолжающих развивать традиции русского романса и бытовой песни. В них нашли воплощение тонкие субъективно-лирические, настроения, зарисовки природы, юмористические жанровые сценки: «Лети, мой гнедой» (сл. Н. Идельбая), «Соловей» (Сл. Я.Кулмыя), «Котелок» (ст. Н. Наджми), «Чай грузинский, мед башкирский» (сл. С. Кудаша) и т. д.
Композитор выступает продолжателем музыкально-стилистических традиций романтизма, господствующей в его творчестве становится сфера лирической экспрессии в самых различных своих проявлениях. Музыкально-стилистической основой сочинений З. Исмагилова стал башкирский фольклор, определивший песенно-вокальную природу его творчества, диатонический склад мелодического мышления, синтезирующего пентатонику, натуральные диатонические лады и вариантно-вариационные приемы развития с европейской ладотональной системой, гармонией, полифонией.
Произведения композитора исполнялись в СССР и за рубежом.
Главная особенность музыкальных произведений — тесная связь с башкирским музыкальным фольклором.

Биография

Родился композитор 26 декабря 1916 (8 января 1917 год)а в деревне Верхне-Серменево, (ныне — Серменево, Белорецкого района Башкортостана, Россия), в семье лесоруба. С ранних лет будущий композитор увлекался национальной музыкой, играл на курае.

Начал учиться в уфимском лесотехникуме, но вскоре башкирский драматический актёр А. Мубаряков пригласил его принять участие в работе драматического театра Уфы, где он по вечерам выступал в качестве кураиста, а днём обучался в музыкальной студии, открывшейся в Уфе (ок. 1936).

В 1937 году Исмагилов поступил учиться в башкирскую студию при МГК имени П. И. Чайковского.

Во время Великой Отечественной войны работал в Уфе, участвовал в концертах фронтовых бригад, писал песни патриотического содержания.

После завершения обучения в студии (1948), он заканчивает композиторский факультет по классу композиции В. Г. Фере (1954).

Произведения композитора исполнялись в России, бывших национальных республиках Союза (ныне СНГ) и за рубежом (Болгарии, Китае, Румынии, Северной Корее, Югославии, Эфиопии), постоянно издавались и записывались на грампластинках всесоюзной фирмы «Мелодия», имеются в фондовых записях Всесоюзного, башкирского радио и TV.

Творчество композитора масштабно. Огромный вклад З. Исмагилов внес в развитие национальной оперы, камерно-вокальной, хоровой и инструментальной музыки. Идейная направленность и тематика произведений созвучна времени и отражает гражданско-патриотическую, национальную направленность творчества, утверждающую темы дружбы и любви. В своем творчестве композитор продолжает развивать традиции классиков русской музыкальной культуры, их исторических и музыкально-драматических концепций (М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина).

Исмагилов тяготеет к национально-исторической тематике в операх, воплощению образов известных исторических личностей, выдвинувшихся из числа башкир, драматических и бытовых коллизий жизни простого человека

Среди них: историко-героическая опера «Салават Юлаев», повествующая о национальном герое, героико-эпические оперы «Послы Урала», затрагивающая тему воссоединения башкир с Россией, и «Кахым-туря», где героем является военачальник, под предводительством которого башкиры отважно сражались против Наполеона (1812). В центре оперы «Акмулла»- образ башкирского поэта-просветителя XIX века

К разновидности лирико-драматических сочинений относятся оперы «Шаура» и «Волны Агидели»; «Кодаса» («Свояченица») и «Алмакай» — бытовой музыкальной комедии.

Композитор внес значительный вклад в развитие жанра национальной хоровой кантаты, оратории, цикла («Я — россиянин», «Слово матери» и др.), симфонической музыки (Концерт и Концертино для фортепиано с оркестром, «Праздничная увертюра», Симфоническая сюита). Свыше 300 песен и романсов составляют камерно-вокальную сферу интересов композитора. Он является одним из ведущих композиторов-песенников, продолжающих развивать традиции русского романса и бытовой песни. В них нашли воплощение тонкие субъективно-лирические, настроения, зарисовки природы, юмористические жанровые сценки: «Лети, мой гнедой» (сл. Н. Идельбая), «Соловей» (Сл. Я.Кулмыя), «Котелок» (ст. Н. Наджми), «Чай грузинский, мед башкирский» (сл. С. Кудаша) и т. д.

Композитор выступает продолжателем музыкально-стилистических традиций романтизма, господствующей в его творчестве становится сфера лирической экспрессии в самых различных своих проявлениях. Музыкально-стилистической основой сочинений З. Исмагилова стал башкирский фольклор, определивший песенно-вокальную природу его творчества, диатонический склад мелодического мышления, синтезирующего пентатонику, натуральные диатонические лады и вариантно-вариационные приемы развития с европейской ладотональной системой, гармонией, полифонией.

Председатель Верховного Совета Башкирской АССР 6-8-го созывов.

Член Союза композиторов СССР с 1942 года. B 1941-44 годы ответственный секретарь, в 1954-78 годы — председатель союза композиторов Башкирской АССР, секретарь CК РСФСР (с 1960), первый ректор и создатель Уфимского института искусств (1968—1988), (профессор с 1977)

Произведения композитора исполнялись в СССР и за рубежом.

Главная особенность музыкальных произведений — тесная связь с башкирским музыкальным фольклором.

Скончался 30 мая 2003 года в Уфе после продолжительной болезни. Похоронен на Магометанском кладбище в Уфе.

В память о великом композиторе

Великий пахарь музыкального мира – Загир Гарипович Исмагилов любим и почитаем слушателями нескольких поколений, а его разноплановое творчество является ярким примером для молодых композиторов. Скончался Загир Гарипович 30 мая 2003 года на 87-м году жизни, его прах покоится на Магометанском кладбище.

Именем Исмагилова названа одна из улиц Уфы, в родном ауле действует дом-музей, а в сквере возле Башкирского государственного театра оперы и балета установлен памятник. Имя Исмагилова Загира Гариповича носит Государственная академия искусств города Уфы. Память о великом башкирском композиторе навсегда увековечена в его выдающихся произведениях.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Поделись в соцсетях:

Оцени статью:

  • 80

Творчество

Творчество раннего периода отличалось разнообразием жанров и вызывало у слушателей море разнообразных чувств. Исмагилов стремился совершенствоваться и продолжил образование, попав в Московской консерватории к прославленным деятелям искусств.

Наставники, среди которых присутствовал Владимир Георгиевич Фере, оценили оперу «Салават Юлаев», лучшую из дипломных работ. Яркие картины, талантливо созданные с помощью певцов и симфонического оркестра, ненадолго погружали слушателей в исторический круговорот.

Замысел получил признание, и произведение поставили в театре, после чего к начинающему автор пришли слава и успех. Загира Гариповича удостоили звания заслуженного артиста Башкортостана, и он продолжил сочинять музыку.

Охватив известные классические жанры, Исмагилов плодотворно работал и стал автором ряда произведений, отвечавших тематике тех времен. Он создал комедию «Свояченица», сотни песен и романсов, а также кантаты «Я — россиянин» и «Ленину славу поем».

В декабре 1963 года на сцене Уфимского государственного театра состоялась премьера произведения «Шаура» о торжестве чистой любви. Мелодии вступлений и арий основывались на национальных мотивах и были тепло восприняты критиками и простыми людьми.

Потом свет увидела опера под названием «Волны Агидели», ставшая первым лирическим творением в башкирской музыке советских лет. Загир Гарипович получил Государственную премию имени Михаила Глинки и стал основателем института, где был композиторский факультет.

С этого момента башкирский деятель стал известным за границей, познакомив с собственными сочинениями ряд крупнейших социалистических стран. Он продолжил традиции столпов русской культуры, используя фольклор родной страны как драгоценный талисман.

Особенно ярко народные образы проявлялись в романсах и песнях, таких как «Хвала Уралу», «Лети, мой гнедой» и «Файрузакэй». В представлении талантливых исполнителей их записали на фирме «Мелодия» вместе с произведениями «Лунная дорога», «Я люблю» и «Горный ручей».

В 80-х годах появилась историческая опера, главным героем которой стал башкирский поэт. Музыка «Акмуллы» вызвала восторг публики, побывавшей на спектаклях, и стала темой для обсуждения на страницах местных газет.

Общественность выразила признание талантливому музыканту и композитору, торжественно присвоив ему звание «Почетный гражданин города Уфы». Также его сделали членом Академии наук Башкортостана, деятельностью которого по праву гордилась республика и страна.

Опера «Салават Юлаев»

Темой дипломной работы (оперы) по окончании консерватории молодой студент Исмагилов З. Г. избрал повесть о Салавате Юлаеве и борьбе башкирского народа за освобождение. Он тщательно изучил исторические справки и материалы об эпохе Крестьянской войны, деятельность Пугачева и Салавата, для придания большей достоверности своей работы выезжал на малую родину Салавата Юлаева, посещал места, где проходили сражения его предков за независимость. Сразу в поездках знакомился с народными песнями, сложенными о тех временах.

Литературным источником оперы стала драма «Салават» Баязита Бикбая, на которую горячо отозвался Загир Гарипович. Впоследствии выпустил либретто к этому произведению.

Работа над оперой была в центре внимания литературных и музыкальных деятелей. Загиру Исмагилову предстояло воссоздать образ человека, любимого народом, легендарного героя, вдохновенного поэта, певца-импровизатора, человека, о котором народ хранит в памяти множество песен и легенд. В 1954 году завершена работа над оперой и 21 августа этого же года состоялось прослушивание. Первое же знакомство с произведением молодого композитора было впечатляющим.

Новое произведение молодого композитора получило сценическое воплощение в театре оперы и балета в 1955 году, и в том же году, во время декады башкирской литературы и искусства в Москве, с ним познакомились жители столицы. Спектакли проходили в помещении филиала Большого театра Союза ССР. Опера «Салават Юлаев» была показана в Москве 4 раза. Первыми представлениями дирижировал Василий Васильевич Целиковский, советский дирижёр, педагог, народный артист РСФСР. Спектакль имел беспримерный успех. Слава новой оперы, встреченной как выдающееся событие в культурной жизни республики, вышла за её пределы. Роль Салавата в первой редакции исполнил Заслуженный артист РСФСР, первый башкирский оперный певец Хабир Галимов, на следующем спектакле ведущую партию исполнил Народный артист РСФСР Магафур Хисматуллин.

Народный поэт Республики Башкортостан Мустай Карим также проникновенно отозвался о впервые услышанном произведении:

Именно с оперой «Салават Юлаев» впервые пришло признание башкирской школе композиторов. За создание оперы «Салават Юлаев» композитор был удостоен почётного звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: