Пилявская, софья станиславовна

Софья станиславовна пилявская

Ранние Годы и Семья

Софья Пилявская родилась в обеспеченной артистической семье. Ее дед, Николай Пилявский, был легендарным оперным певцом. Он даже записывался на патефон! Выше этого в те времена достичь было нельзя. Сын Николая, Аркадий, отцовские стопы продолжил. У него был прекрасный тенор. А вот внучка династию не продолжила.

Ее кузеном был Александр Вертинский. Родной дядя, Леонид Пилявский, тоже был знаменитым артистом. Софье прочили карьеру в кино, но все сложилось иначе.

Детство и Отрочество

Софья Ивановна Пилявская родилась в дворянской семье в Тамбове. Ее отец был известным юристом, а мать – потомственной дворянкой. В детстве будущая актриса была очень болезненным и замкнутым ребенком. Она росла в атмосфере любви и внимания, однако по воспоминаниям близких, была очень чувствительной и ранимой девочкой.

С ранних лет Софья увлекалась литературой и театром. Она много читала, посещала спектакли в местном театре, участвовала в самодеятельных постановках. В подростковом возрасте Пилявская поступила в Петербургскую консерваторию на класс вокала, но через год ушла, так как увлеклась сценой. В 1903 году она дебютировала в труппе Театра Корша.

Образование и Увлечение Театром

У Софьи Пилявской всегда была тяга к творчеству и театру. Она рано начала заниматься танцами и музыкой, посещала театральную студию. Очарование подмостков и перевоплощение героев унесло девушку в свой таинственный мир.

Окончив школу, Софья поступила в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, где постигала основы актерского мастерства под руководством знаменитого педагога Виктора Коршунова. Её дипломный спектакль “Чайка” был высоко оценен зрителями и критиками, что стало первым серьезным успехом в карьере.

Фильмы

Дебютом в кино стала роль доктора Ирины Николаевны, в которую был влюблен друг главного героя, в фильме «Иван Бровкин на целине». За эту работу София Зайкова даже получила медаль («За основание целинных земель»).

Следующие работы в кино были менее успешными и короткими. Небольшой эпизод в «Мичмане Панине» (революционерка Варя), «Сердце не прощает» (здесь роль Лизы ведущая, но фильм был холодно встречен зрителями, несмотря даже на звездный актерский состав), «Марианна-Колли» (фильм на основе спектакля, ставший финальным в карьере артистки).

Кадр из фильма «Иван Бровкин на целине», 1958 год

Да, София Зайкова сыграла всего в 4-х фильмах, где крупные роли у нее были лишь в двух.

В кино ее особенно не звали. На первый план вышел театр, где Зайкова блистала на сцене и имела успех. Так же она занималась дубляжом радиоспектаклей и мультфильмов.

Биография[править | править код]

Родилась 4 (17) мая  года в Красноярске, в семье с польскими корнями.

В 1931 году окончила драматический класс З. С. Соколовой (сестры К. С. Станиславского).

С 1931 года — актриса МХАТ имени М. Горького (МХАТ).

Во время войны, в октябре 1941 года МХАТ был эвакуирован в Саратов, актёры жили на первых порах прямо в здании Саратовского ТЮЗа, лишь в ноябре 1942 года вернулись в Москву.

С 1954 года — педагог Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького (с 1972 года — профессор).

После разделения театра в 1987 году служила в МХАТ имени А. П. Чехова до 2000 года.

В конце декабря 1991 года Софья Станиславовна и Олег Янковский были последними артистами, удостоенными почётного звания «народный артист СССР».

Автор мемуаров «По долгу памяти» (1993).

Долгое время проживала в доме №5/7 по Глинищевскому переулку в Москве.

Умерла 21 января 2000 года на 89-м году жизни в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

  • отец — Станислав Станиславович Пилявский, по национальности поляк; член ВКП(б) (бывший член Партии социал-демократов Польши и Литвы); председатель Спецколлегии Верховного суда СССР. Арестован 13 сентября 1937 года. Приговорён: ВКВС СССР 25 ноября 1937 года, расстрелян 26 ноября 1937 года. Место захоронения — Москва, Донское кладбище. Реабилитирован 28 мая 1955 года ВКВС СССР.
  • муж — Николай Иванович Дорохин (1905—1953), актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1948).

Профессиональная Карьера

Путь к актерскому признанию Софьи был непростым. Родившись в семье, далекой от творчества, она сама пробивала себе дорогу в мир искусства. Ей приходилось браться за любую работу, не только актерскую, чтобы выживать.

Шанс проявить себя на большой сцене предоставился Пилявской во время кастинга в группу joy. Ее яркая внешность и природный талант не могли остаться незамеченными, и вскоре она стала одной из самых узнаваемых участниц группы.

Спустя несколько лет успешных выступлений в составе группы Софья приняла решение начать сольную карьеру. Она записала несколько сольных альбомов, снялась в нескольких фильмах и сериалах.

В последние годы жизни Софья Пилявская посвятила себя театральной деятельности. Она играла в спектаклях, получая признание критиков и зрителей. Ее талант и артистизм сделали ее одной из самых ярких фигур на отечественной сцене.

Дебют на Сцене и Первые Роли

Софья впервые вышла на сцену в 2003 году в постановке “Бедность не порок” по одноименному произведению А.Н. Островского. Ее дебют стал сенсацией

Девушка сразу же обратила на себя внимание режиссеров и критиков своей яркой игрой и живым воплощением образов

Вскоре Софья получила главную роль в спектакле “Мистическая комедия” по пьесе Грэм грин. Ее героиня – молодая девушка, которая попадает в странный мир, где все не то, чем кажется. Спектакль стал огромным успехом, а Софья закрепила свой статус восходящей звезды театра.

Сотрудничество с Видными Режиссерами

Софья Пилявская имела честь работать с выдающимися представителями режиссуры, которые оказали значительное влияние на ее творчество. Каждое сотрудничество принесло в ее актерский багаж особые краски и уникальный опыт.

В 1934 году Пилявская дебютировала в кино в фильме “Чапаев” режиссера Сергея Васильевича. Под его руководством она исполнила роль Анны – жены главного героя. Васильев сумел раскрыть в молодой актрисе ее драматический потенциал, что ознаменовало начало ее успешной кинематографической карьеры.

Позже судьба свела Пилявскую с великим Исидором Анненским. В его картинах “Акила” (1939) и “Антоша Рыбкин” (1942) она создала образы сильных и целеустремленных женщин.

Не меньшее значение для актрисы имело сотрудничество с Марком Донским. В его лентах “Родина” (1944) и “Глинка” (1946) Пилявская закрепила за собой амплуа исполнительницы героических и духовно богатых персонажей.

С Григорием Рошалем Пилявская работала над одним из самых известных своих фильмов – “Дело Румянцева” (1955). В роли жены следователя Нины она продемонстрировала всю глубину своего таланта, создав образ женщины, которая разделяет с мужем все тяготы его профессии.

Признание и Национальная Известность

Талант и трудолюбие Софьи Пилявской не остались незамеченными. Ее блистательное выступление в киноленте “Мать” принесло ей признание критиков и любовь зрителей.

Роль в картине была сложной и многогранной, что подчеркнуло мастерство актрисы. Ей удалось создать запоминающийся образ женщины, которая переживает жизненные трудности, но остается сильной и самоотверженной.

Громкий успех “Матери” сделал Пилявскую известной на всю страну. Она стала получать многочисленные предложения о сотрудничестве от ведущих киностудий. Роли в фильмах “Окраина”, “Выборгская сторона” и “Дубровский” только укрепили ее статус одной из самых талантливых советских актрис.

Первая встреча с «Ка. Эс.»

ПЕРВАЯ встреча с Константином Сергеевичем состоялась, когда будущей актрисе было всего 9 лет. Пилявская вместе с матерью и старшим братом (отец, женившись на другой женщине, жил и работал в Кремле) делили квартиру с артистами Большого театра Александром Богдановичем и Марией Гуковой.

И вот однажды маленькую Соню удивило странное оживление, творившееся в их коммуналке. «Сегодня к нам придет очень важный дядя, — объяснила ей причину суматохи дочь Богдановича Таня. — Он самый главный в Художественном театре. Такой же, как Шаляпин в Большом».

На самом деле родители Тани переживали из-за того, что им нечем было угостить важного гостя. «И вот звонок, — много лет спустя напишет Софья Станиславовна в своих мемуарах

— Александр Владимирович (Богданович. — Ред.) открывает входную дверь, жена рядом, и из-за их спин возникает фигура гиганта в шубе, шапка в левой руке, и где-то очень высоко надо мной — серебряная голова и сияющее улыбкой прекрасное лицо. С гостя снимают шубу… и уводят в столовую. Мы выползаем из нашего укрытия (из большого шкафа, где Зося — так звали Пилявскую друзья — вместе с Таней любили прятаться от взрослых. — Ред.) и начинаем детально изучать шубу, шапку и огромные фетровые боты с отворотами. И тут я ставлю свою ногу в тряпочной самодельной туфле поперек этого бота… Так я впервые «соприкоснулась» с великим Станиславским».

Как оказалось, Константин Сергеевич приходил приглашать соседку Пилявских преподавать в своей оперной студии. Та согласилась, благодаря чему Зося вместе с подругой получила возможность бывать в знаменитом особняке Станиславского в Леонтьевском переулке, где Ка. Эс. — так между собой называли великого режиссера актеры и студенты — проводил репетиции.

Через несколько лет, в 1937 г., Станиславский сыграет решающую роль в судьбе молодой артистки Пилявской. Попросту говоря, он спасет ей жизнь. Но все это произойдет позже.

Веселые студенческие годы

После вступительных испытаний в театральную студию Софья стала работать над своим польским акцентом. Она попросила домочадцев с ней и при ней разговаривать только на русском. Упорство актрисы позволило ей стать студенткой театральной школы при МХАТе.

Студенческие годы Пилявской, как и у всех, проходили ярко, задорно, творчески. Однокурсники часто собирались большими компаниями, разговаривали, мечтали, смеялись. Софья Станиславовна любила рассказывать об этом замечательном времени.

В составе труппы театра молодая актриса часто ездила на гастроли, однако в 1937 году во Францию ее не взяли, а ее роль в спектакле «Анна Каренина» отдали другой актрисе, компенсировав это недоразумение выделением квартиры. К тому моменту Софья уже была замужем за актером Николаем Дорохиным.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Из воспоминаний Софьи Станиславовны известно, что однажды вечером они с мужем приехали на квартиру к ее отцу и обнаружили, что двери опечатаны. Позднее стало известно, что Станислава Станиславовича Пилявского арестовали по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками, а его дочь от второго брака лишили комсомольского билета.

В свете разгоревшихся событий «знающие люди» предложили Софье написать заявление об увольнении из театра по собственному желанию. Она это сделала, но великий Станиславский ее заявление не подписал. Так Пилявская осталась в театре вопреки обстоятельствам.

На мужа актрисы оказывалось огромное давление со стороны «компетентных органов». Они принуждали его к сотрудничеству, но тот упорно отказывался. На нервной почве у Николая случилось два инфаркта. Второй он не смог пережить и умер в новогоднюю ночь 1953 года. Пилявская с тех пор каждый год наряжала елку в одиночестве, ночь с 31 декабря на 1 января она проводила одна, чтя память любимого мужа. Замуж она так больше и не вышла.

«Первый блин комом»

А вот первая попытка стать ученицей Студии Художественного театра З. С. Соколовой оказалась провальной. Педагогов смутил польский акцент девочки. Но упорство и трудолюбие юной «сибирячки» были вознаграждены. Занятия у логопеда дали положительные результаты, и вскоре театральный вуз был покорен.

Театр

После школы София сразу поступает в Школу-студию МХАТ. Здесь ей посчастливилось учиться под началом великого педагога П. Массальского, а однокурсниками были будущие актеры и актрисы первой величины (М. Козаков, О. Басилашвили, Т. Доронина, Е. Евстигнеев).

Зайкова окончила школу-студию на отлично и была принята в труппу Театра им. Маяковского под руководством театрального мэтра Охлопкова.

Здесь начался успешный творческий взлет молодой актрисы. Первые роли и сразу главные, достойные примы: Офелия в «Гамлете», главная роль в постановке «Клоп», «Дальняя дорога», «Иркутская история» и других.

Умер за четверть часа до Нового года

Муж Софьи скончался от сердечного приступа в новогоднюю ночь, за 15 минут до наступления 1954 года. По традиции их семейная пара встречала Новый год в гостях у Ольги Книппер-Чеховой, вдовы Антона Павловича Чехова. Ольга Леонардовна очень любила Софью, у них сложились теплые семейные отношения. Николаю стало плохо на пороге квартиры вдовы писателя. Смерть была скоропостижной. Софья Пилявская овдовела в 42 года. Смерть мужа, самого близкого для нее человека, стала для актрисы страшным ударом, который она стойко переживала, стараясь не показывать на людях свое горе.

В браке с Николаем у них не было детей. Поэтому поддерживала актрису ее мама. А сама она, как могла, поддерживала убитых горем отца и мать мужа. Родители Николая потом рассказали, что перед самым Новым 1954 годом, который они встречали на даче, в дом вбежала их собака Маркиз — пес завыл и упал. Подумали, что он умер. Собаку отнесли в холодные сени, где через какое-то время Маркиз стал опять выть. А в квартире, где Софья жила с мужем, часы с боем остановились в момент его смерти — в тридцать две минуты двенадцатого.

Следующие 46 лет своей жизни она будет хранить верность Николаю. Конечно, в нее влюблялись, ей восхищались. Но она не позволила появиться рядом с собой ни одному мужчине. Все эти 46 лет она встречала Новый год в одиночестве в своей квартире.

Статья по теме

Театр главнее всех семей. Одна любовь и 5 браков Татьяны Дорониной

Софья Пилявская и Николай Дорохин

Наверное, Пилявская смогла бы сделать счастливым любого мужчину одним лишь своим нахождением рядом с ним. Однако она хранила верность только двум — собственному мужу актеру Николаю Дорохину и… театру.

Гастроли МХАТ, 30-е годы. Софья Пилявская и Николай Дорохин сидят по центру фото

Познакомились они с Дорохиным во МХАТе, поженились, через какое-то время получили отдельную квартиру, в которую пришел знакомиться с зятем отец Софьи. Однако Николай был на съемках и так сложилось, что больше они с ним так и не свиделись.

Когда через несколько дней молодые супруги сами пришли к отцу, квартира была опечатана, а его самого забрали на Лубянку. «Десять лет без права переписки» — так звучал приговор, лишь спустя много лет Пилявская узнала, что отца давно нет в живых.

Софья стала «дочерью врага народа», а Дорохин — его зятем. Их затаскали по кабинетам и тогда у 33-летнего мужчины случился первый инфаркт. Пилявская сама была на волоске от гибели, в театре её заставили написать заявление «по собственному желанию», однако Станиславский отказался его подписывать. Он спас тогда свою ученицу.

Однако сама она жила с чувством, что предала его. Через какое-то время Станиславский сильно заболел и ждал молодых актеров дома — хотел быть по-прежнему в работе, передавать опыт. На последней встрече взял с Софьи обещание, что она придет снова. И она не пришла… К нему тогда уже практически никого не пускали.

Софья Пилявская и Николай Дорохин

Овдовела Софья очень рано — в свои 42. Случилось это в новогоднюю ночь на пороге квартиры Ольги Книппер-Чеховой, куда они с мужем были приглашены встречать праздник. У Дорохина, как известно, было слабое сердце. На входе он неудачно поскользнулся и ударился головой, через несколько часов его не стало.

На 46 лет пережила Пилявская своего мужа. Каждый следующий Новый год она ставила елочку и встречала его в полном одиночестве

Замуж она больше не вышла, хотя еще долго привлекала внимание мужчин. Софья посвятила себя полностью театру, хотя пережила в нем разные времена и отсутствие ролей — тоже

Она бы могла обратиться за помощью к своей старшей подруге Ольге Книппер-Чеховой, но они были, как ни странно, слишком близки, чтобы та замолвила за нее словечко. В старом МХАТе для уважающих себя актеров такие протекции были просто немыслимы. А через несколько лет не стало и Чеховой… Она прожила очень долгую жизнь, в самом конце говорила фразу, истинный смысл которой Софья поняла только, когда сама была в её возрасте:

Продолжательница актерской династии

Детство девочки Сони, появившейся на свет 30 мая 1933 года, как и у большинства ее сверстников, было тяжёлым, потому что пришлось на Великую Отечественную.

София родилась в семье актеров, в Кронштадте. Когда началась война, мама с маленькой дочкой бежала к родственникам в Сарапул. А отец честно пошел на фронт — защищать свою Родину.

Через пару лет Соня с матерью перебираются в столицу, поближе к месту, где воевал отец.

Зайкова с детства знает, что будет артисткой, как любимые родители. Поэтому в школе старается учиться только по тем предметам, которые по ее мнению помогут ей для будущей профессии, и абсолютно игнорирует все остальные. Поэтому, училась будущая звезда на тройки, о чем нисколько не жалела.

Театр и фильмы

Репертуар Пилявской во МХАТе был очень широк — от Ночи в «Синей птице» Мориса Метерлинка до Маши в «Половчанских садах» Леонида Леонова, от миссис Чивли в «Идеальном муже» Оскара Уайльда до Бабки в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. И все же предпочитала Софья Станиславовна участвовать в постановках по произведениям русских классиков, особенно Антона Чехова. В комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» актриса в молодости играла свою тезку, а в пожилом возрасте — Хлестову.

Софья Пилявская и Николай Дорохин

В кино Пилявская дебютировала в 1949 году, сыграв в фильме «Сталинградская битва» безымянную женщину с ребенком. Эта же лента стала последней в фильмографии мужа Софьи Станиславовны: Николай Дорохин исполнил роль Никиты Хрущева.

В пропагандистской ленте Михаила Калатозова «Заговор обреченных» актриса создала образ одного из руководителей антисоветского путча — министра продовольствия Христины Падеры. Фильм заканчивался поражением заговорщиков и словами руководителя компартии страны, где происходят события, — «Нас спас Иосиф Сталин!». Сценаристом обеих картин Пилявской выступал автор теории бесконфликтности в литературе Николай Вирта (настоящая фамилия — Карельский).

В ленте «В начале века», посвященной биографиям Владимира Ульянова-Ленина и его жены Надежды Крупской, Пилявская перевоплотилась в революционерку Веру Засулич. Фильм, действие которого происходило не только в Санкт-Петербурге, Женеве и Мюнхене, но и в родном для актрисы Красноярском крае, не упоминалось, что бывшая народница-террористка негативно отнеслась к Октябрьскому перевороту 1917 года, считая его контрреволюционным.

В кинокартинах «Доживем до понедельника» и «Горянка» Софье Станиславовне достались роли учительниц. Причем если в драме о судьбе дагестанской девушки, отказавшейся выходить замуж без любви, персонажа Пилявской зовут Вера Васильевна, то в ленте Станислава Ростоцкого героиня актрисы безымянна. За 6 лет до картины «Доживем до понедельника» артистка снялась в другом фильме Станислава Иосифовича «На семи ветрах».

Софья Пилявская в фильме «Покровские ворота»

Самая знаменитая роль Пилявской — Алиса Витальевна, тетушка главного героя Костика в 2-серийной лирической комедии Михаила Козакова «Покровские ворота».

За 17 лет до телефильма, рассказывающего о хитросплетении судеб обитателей московской коммуналки, актриса снялась в другой картине по произведению Леонида Зорина — киноповести Виктора Соколова «Друзья и годы», украшением которой стала музыка Вениамина Баснера.

Последнюю роль в кино Софья Станиславовна сыграла за полтора года до кончины. Старуха-кухарка в альманахе Дмитрия Брусникина и Зиновия Ройзмана «Чехов и Ко» в исполнении Пилявской вышла очень убедительной.

А пока…

…ЗОСЯ решает посвятить себя театру. По окончании школы (учеба в которой, надо заметить, далась ей с большим трудом) она отправляется на прослушивание к Зинаиде Сергеевне Соколовой, родной сестре К. С. И слышит от нее страшные слова: «Милая барышня. Должна вас огорчить. На русской сцене вам вряд ли удастся быть».

Виной всему был сильный польский акцент, с которым говорила Пилявская. Ее, кстати, и крестили в Польше, дав, как и положено в католических семьях, три имени — София Аделаида Антуанетта. По-русски девочка общалась только с друзьями, дома же — только по-польски. Ее мать до конца своих дней думала на этом языке и каждый раз, узнав о неприятностях дочери, восклицала: «Децко мое, Матка Боска!» Поэтому саму девушку акцент совершенно не смущал. Объявив сестре Станиславского, что читать будет басню Крылова «Ворона и Лисица», она вышла на середину комнаты и начала: «Ворроне где-то Бок посуау…»

«Приговор» актрисы, разумеется, расстроил Соню. Но надо было знать ее характер, чтобы предположить, что она откажется от мечты о сцене. Решимость и своеволие начали проявляться у нее с самого детства. В три года, когда мать, накрутив волосы дочери на папильотки, вышла из комнаты, Зося взяла со стола ножницы и срезала ненавистные бумажки вместе с волосами. А в тринадцать, узнав о решении матери перевести ее из обычной гимназии в польскую, девочка «впала в спячку» и разыгрывала летаргический сон, пока та не оставила свою идею…

Вволю наплакавшись после неудачного экзамена, Соня обратилась за помощью к князю Волконскому, известному логопеду. И уже через год, вновь представ перед Зинаидой Сергеевной, была зачислена в Студию Художественного театра. Театра, который…

Детство и юность

Пилявская Софья Станиславовна родилась в Красноярске в 1911 году теплым майским днем, 17 числа. Родители девочки были коренными поляками, а в России они оказались по принуждению. Семья из четырех человек (мать, отец, Софья и ее старший брат) прожили в Красноярске некоторое время, а затем переехали жить в Москву. Семья не нуждалась в средствах и жила хорошо. В 1920 году родители решили отправить маленькую Соню в школу – интернат, исходя лишь из лучших побуждений. Они думали, что так будет лучше для воспитания ребенка и престижа семьи. Когда мать привезла девочку в школу, то не заподозрила, какой ужас ее там ожидал. В первый же день малышку обижали, обзывали и украли почти все ее вещи. Помещения интерната были крайне плохими, а его жители – неблагополучными. Промучившись неделю Софья придумала план побега и осуществила его в день приезда матери. Родители раскаивались, а их маленькая дочь еще некоторое время вздрагивала по ночам от воспоминаний о жутком месте.

Последние годы жизни Софьи Пилявской

МХАТ остался единственной любовью Софьи. Она появилась в нем тогда, когда вокруг были просто гении. Они стали уходить один за другим, а каждое новое поколение Пилявская уже понимала и принимала все сложнее. Как и «старики» она по-прежнему приходила за два часа до спектакля, чтобы подготовиться и пропитаться атмосферой театра. Молодежь же ей казалось, что делает все небрежно, на бегу…

Когда МХАТ разделился на два театра, Пилявская словно не замечала этого. Он так и остался для нее един. Она работала с Ефремовым (и позже перешла под его руководство в МХТ имени Чехова). Поначалу режиссер не знал, что с ней делать, но потом у них сложился прекрасный тандем и у Софьи наконец-то снова появились интересные роли.

В возрасте 70 лет она сыграла тетю Костика в фильме «Покровские ворота» и это, пожалуй, самая известная её роль в кино. Молодое поколение тогда открыло для себя актрису Пилявскую и потянулось в театр.

Софья Пилявская и ее «Грустная книга»

И все же к молодежи Софья была добра и воспитала огромное количество учеников, которые впоследствии сами стали звездами советской сцены и кино — Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, Анатолий Ромашин, Алла Покровская… Уже под их руководством выросла целая плеяда современных актеров.

Кстати, многие студенты называли Пилявскую просто Зосей. Она была очень душевным человеком, часто приглашала их к себе в гости. В квартире на стене висел большой портрет её мужа Николая Дорохина, о нем она говорила всегда много и с удовольствием.

В конце жизни Софья издала мемуары, которые называются просто «Грустная книга». Она жила со своей домработницей, которую считала членом семьи. Пилявская оставила завещание, где не забыла никого и каждый, кто был рядом, получил от нее что-то на память.

Не стало великой актрисы в январе 2000 года. Тогда она и воссоединилась с теми, кого ей так не хватало на этом свете.

Блестящие театральные актрисы, которых непростительно мало снимали в кино

Детство Софьи Пилявской и первая встреча со Станиславским

У Пилявской польские корни со стороны обоих родителей. Она была крещена в католической церкви и носила по традиции тройное имя — Софья Аделаида Антуанетта. В доме говорили только на родном языке, иногда на французском, а вот на русский переходили только за его пределами. Из-за этого у юной Зоси (так Софью называли в семье) был сильный акцент, который в будущем не позволил ей с первого раза стать студенткой театрального.

Отец Станислав Пилявский был дворянином, однако в начале 20 века впечатлился идеями большевизма, за что был отправлен в ссылку в Красноярск, где и родилась Софья. Позже её родители разошлись, и в 1917 году Станислав отбыл в Петроград уже с другой женщиной. Он сыграл одну из ключевых ролей в революции и вплоть до 1937 года занимал в правительстве высокий чин.

Софья Пилявская в детстве и юности

После революции вся семья уже жила в Москве. Софья с матерью и братом — в коммуналке, которую они делили с актерами МХАТа, а отец с новой семьей — в положенной ему по статусу четырехкомнатной квартире с видом на Кремль. Пилявская всю жизнь была благодарна за то, что родители оградили их от семейных драм и с уважением относились друг к другу даже после развода.

Однажды в их коммуналку заглянул сам Константин Станиславский — пришел к соседям в гости. Так состоялось первое знакомство 9-летней Зоси и её будущего учителя. Через пару лет она была уже полностью во власти МХАТ, где пересмотрела все спектакли, часто в ущерб учебе.

Впервые Пилявская вышла на сцену еще в школе, а к её окончанию уже понимала, что в её жизни будет только МХАТ и ничего больше. Тем не менее, Пилявская чуть не распрощалась с мечтой, когда пыталась попасть в класс к Зинаиде Сергеевне Соколовой, родной сестре Станиславского, услышав от нее свой приговор:

Молодые актеры МХАТ Борис Ливанов и Софья Пилявская

Зося тогда категорически запретила своим домашним говорить в её присутствии на польском. Особенно сложно это давалось её матери, которая и думала-то на родном языке и только потом переводила на русский. Пилявская занималась часами, днями, месяцами… и поборола свой акцент! Соколова была удивлена и, посовещавшись со Станиславским, сделала её своей студенткой.

Отцу Софья об этом рассказала только после первого занятия. К сожалению, недолго ему оставалось радоваться успехам дочери.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: