Why rem koolhaas should be your role model

Рем колхас

Роттердам, Джакарта, Москва

Театр Уайли.

Рем Колхас родился в 1944 году в Роттердаме, в творческой семье. Его дед был известным в Голландии архитектором-модернистом, отец занимался кинематографической критикой и писал сценарии.На взгляды и творческую манеру Колхаса повлияли два фактора – восстановление Роттердама после разрушений времен Второй мировой войны и переезд семьи в Джакарту. Как и во многих городах Европы, пострадавших от бомбардировок, в Роттердаме градостроительные планы были один смелее другого. Сам же Колхас в детстве играл на развалинах государственного архива и неосознанно впитывал его трагическое величие. Его отец был активным сторонником независимости Индонезии, которая до 1950 года была колониальным владением Нидерландов, а в сороковые еще и была оккупирована Японией. После признания независимости со стороны бывшей метрополии, правительство Индонезии пригласило Антона Колхаса руководить культурными проектами в Джакарте. Шумный, яркий, пестрый мегаполис, где агрессивная урбанизация и социальные проблемы шли рука об руку, произвел на маленького Рема неизгладимое впечатление.Вернувшись на родину, Колхас занялся… журналистикой и кинематографом – собственно говоря, пошел по стопам отца, который быстро ввел его в круг местной богемы. Один из новых друзей Рема в 1967 году уговорил его на совместную поездку в Москву, которая изменила все. Познакомившись с советской модернистской архитектурой и работами Александра Родченко, критиковавшего – неожиданно – ведущую роль больших городов, Рем Колхас принял твердое решение стать архитектором. В двадцать восемь лет поступил в Школу архитектурной ассоциации в Лондоне. Спустя много лет в России он занимался реконструкцией здания музея «Гараж», вошел в попечительский совет создания музея Дома Мельникова и собирал информацию об архитекторе Иване Леонидове, оформившем интерьер Московского дома пионеров и октябрят в 1935 и интерьер Музея Советской Армии в 1959.

Биография

Рем (Реммент) Колхас родился в очень непростое для Европы время: 17 ноября 1944 года. Бушевала Вторая Мировая война, родной Роттердам был разрушен немецкой армией. Вместе с отцом юный Рем уехал в Индонезию, что сильно отразилось на его мировоззрении. Резкий контраст между серыми развалинами родного города и буйством тропической зелени, между красотой и уродством, незаконченным и совершенным, впоследствии найдет отражение в проектах Колхаса.

По возвращении на родину, Рем сотрудничает с газетами и даже работает в киноиндустрии (пишет сценарии). Но к 24 годам литературный труд надоедает Колхасу, и он решает посвятить себя архитектуре. Сначала молодой человек 4 года обучается в Лондоне, а затем уезжает в Штаты, где продолжает получать профильное образование.

В 1975 году он открывает в Нью-Йорке собственную компанию с аббревиатурой ОМА (Office for Metropolitan Architecture). Количество заказов постепенно увеличивается, причем большая часть приходит из Роттердама. Туда же в скором времени переезжает главный офис ОМА. На американской земле остается филиал.

Колхас называет архитектуру довольно опустошающим занятием, потому что работа над проектом потребляет колоссальное количество творческой энергии. При таком раскладе у мастера не остается сил на знакомство с новыми возможностями индустрии. Именно поэтому он высоко ценит знания и в конце прошлого века создал организацию АМО. Это виртуальная площадка для теоретических проектов, исследования актуальных культурных феноменов, влияющих на жизнь общества. Именно они уже который год подряд устраивают показы Prada и Miu Miu в потрясающих архитектурных декорациях.

Рем Колхас — частый гость в России, читает лекции, участвует в конференциях. Он является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова. В 2010-2011 гг. осуществлял преподавательскую деятельность в институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Будучи одним из партнеров ОМА, причастен к ряду текущих и воплощенных проектов в Москве и Подмосковье. По словам архитектора, русский авангард оказал на него огромное влияние в то время, когда его взгляды на архитектуру еще только формировались. Но и сегодня во многих проектах, которые он осуществляет по всему миру, слышны отголоски традиций и инноваций, изобретенных конструктивистами.

На счету Рема Колхаса множество международных и национальных наград, в том числе престижная премия имени Притцкера. Преподает в Гарварде.

Мировое признание

Несмотря на неудачи с незавершенными проектами за 13 лет работы к 2000 году, что является коротким сроком в архитектурном мире, Колхас создал проекты во многих странах, включая Нидерланды, Францию, Португалию, Корею, Японию и Германию. За свои достижения он получил Притцкеровскую премию, став первым голландцем, удостоенным такой чести. 

Церемония вручения премии Рему состоялась в Иерусалимском археологическом парке, значащем для религии так же много, как и религия для архитектуры. По мнению жюри Колхас «прочно утвердился в пантеоне значительных архитекторов прошлого века и рассвета этого». Самого Рема больше интересовал тот факт, что жюри премии оценило его вклад, как автора, и признало, что области, смежные с архитектурой, такие как писательское мастерство — не менее значимы.

Наличие Притцкеровской премии сделало работы Колхаса еще более значимыми и окончательно закрепило за ним звание «starchitect» (известного архитектора), хотя сам Рем смотрел на это явление с сомнением. 

После победы OMA было поручено работать над несколькими международными проектами, такими как Эрмитаж Гуггенхайма в Лас-Вегасе (2001), Casa da Musica в Порту (2003), Галерея Malingue в Гонконге (2010) и Китайский телевизионный центр в Пекине (2012).

Вслед за Притцкеровской, в 2003 году, Колхас получил премию Praemium Imperiale от Японской художественной ассоциации за «фактически изобретение новой архитектуры, нарушающей все правила функционирования». В этом же году он стал одним из редакторов номера журнала Wired, а в 2005 — соучредителем Volume.

Тем не менее, самый провокационный, и во многих отношениях наименее понятый, вклад Колхаса в культурный ландшафт — это городские теории. Как и , Рем обладает потрясающей способностью писать блестящие, провокационные эссе и создавать удивительные пространства. Он утверждал, что слава города заключается в его исключительном, чрезмерном и крайнем характере.

Его любимый факт, который он приводит на своих лекциях, заключается в том, что в дельте китайской Жемчужной реки в год создается 500 квадратных километров городского пространство, что эквивалентно двум Парижам. Западные архитекторы по сравнению с этим — ничего не строят. Фактически, Колхас видит такие места, как будущее, предпочитая сосредотачиваться на возможностях, которые они представляют. 

Флаг Европы, разработанный АМО

В 2008 году Колхас был приглашен в Европейскую «группу мудрецов» под председательством бывшего премьер-министра Испании Фелипе Гонсалеса, чтобы помочь «спроектировать» будущий Европейский Союз. Для этого проекта АМО разработали свой собственный флаг Европейского Союза, который отличается сложным расположением цветов всех флагов государств-членов.

Пузырь в небе Лондона

Впрочем, Рем Кулхас не прочь похулиганить и в историческом контексте европейских столиц. Многие построенные им здания ошеломляют не только смелостью конструкции, но и своеобразным вызовом эстетике. Так, спроектированный новый павильон галереи «Серпентайн» журналисты сразу же окрестили «Пузырём для Лондона». Наполненный гелием асимметричный воздушный шар установлен на барабане из дешёвого гофрированного поликарбоната. В теплые дни он может набирать высоту, а в холодное время опускаться на землю — примерно как кэрролловский Шалтай-Болтай. Парящий в небе, видный за многие километры, он стал символом пустоты нашего сегодняшнего бытия, легковесного и ограниченного. С недавних пор сооружению можно приписать дополнительный смысл — символа финансового пузыря, надутого дельцами с Уолл-Стрит и лондонского Сити.

Карьера Рема Колхаса

Рем Колхас — известный архитектор, родившийся в 1944 году и продолжающий свою успешную карьеру в настоящее время. Его имя стало синонимом современного подхода к архитектуре и урбанистике, а его работы оказывают значительное влияние на развитие данного направления.

Начав свой профессиональный путь, Рем Колхас сразу же привлек внимание своим оригинальным видением архитектуры. Его первые шаги в области архитектуры и урбанизма были отмечены неординарными идеями и новаторским подходом к созданию пространств

Благодаря своей творческой энергии и уникальной визии Колхас быстро приобрел репутацию одного из самых ярких представителей современной архитектурной сцены.

Одним из наиболее значимых архитектурных проектов Рема Колхаса можно назвать “Центр Помпиду” в Париже. Этот проект, выполненный в сотрудничестве с Оливье де Портороком, стал одним из символов современного искусства и архитектуры. Колхас знаменит также своими работами над городскими пространствами, где он интегрирует современные технологии, инновационные идеи и функциональность в уникальные архитектурные решения.

Его разработки и концепции в области урбанизма не только воплощают современные тенденции, но и предвосхищают будущее развитие городов и общества в целом. Рем Колхас уникален своим талантом видеть за горизонтом современности и создавать архитектурные шедевры, которые становятся точками притяжения для ценителей искусства и архитектуры со всего мира.

ОМА

После учебы в Нью-Йорке Колхас вернулся в Лондон, где в 1975 вместе с коллегами из АА основал свою фирму — Office for Metropolitan Architecture, позже к ним присоединилась

Вместе группа приступила к работе над серией концептуальных проектов с целью обратить внимание на потребности современного общества и создать актуальную архитектуру

Рем Колхас в 1987 году в возрасте 43 лет

Когда фирма выиграла крупный конкурс на расширение здания парламента в Гааге (1976), Колхас переместил штаб-квартиру из Лондона в Роттердам. К этому времени из компании ушла Заха, которая вскоре добилась успеха в своем деле. Позже ее студия выиграла у ОМА конкурс на создание нового музея современного искусства в Риме.

В 1987 году OMA получила свой первый крупный проект — нидерландский театр танца в Гааге. Получившееся трехуровневое здание, в котором конструктивные особенности объемов различной формы и материальности сталкиваются в уникальных способах создания новых типов пространства, было воплощением многих идей «Нью-Йорка вне себя» и принесло студии мировую известность. В мартовском номере журнала Art & Antiques Филлис Ламберт, директор-основатель Канадского центра архитектуры в Монреале, назвала нидерландский театр танца одним из девяти «лучших зданий 20-го века».

В конце 1980-х — начале 1990-х ОМА участвовала в важных конкурсах, что было очень рискованно. Фирма вкладывала огромное количество времени и денег в проекты, которые в результате оставались на бумаге. В 1989 Колхас выиграл крупный конкурс на строительство здания Центра искусства и медиа-технологий в Германии. По проекту фасад здания должен был быть проекционным экраном, опередив тем самым Таймс-Сквер на несколько лет. Но в последний момент мэр города отменил проект, что стало настоящим ударом для Рема, который уже взялся за разработку дверных ручек. Чтобы держаться на плаву, фирма продавала архитектурные модели и чертежи, а сам Колхас согласился преподавать в Гарварде с условием, что не будет вести курс дизайна, а будет проводить ежегодный семинар на интересующего его тему, например изучение городов в дельте Жемчужной реки или исследование африканского Лагоса.

В 1996 году ОМА выиграла свой первый проект в Америке — штаб-квартира для Universal Pictures. Колхас предлагал создать серию башен, фасад которых мог полностью открываться, реагируя на погоду. Клиент с энтузиазмом принял дизайн и проектирование должно было вот-вот начаться. Однако вскоре связанные с Universal Pictures компании Time Warner и AOL объединились, и совет директоров начал сомневаться в мудрости инвестирования многих миллионов в исключительно физическую собственность.

Макет штаб-квартиры Universal Pictures Макет штаб-квартиры Universal Pictures

Также Колхас предложил голландскому правительству создать искусственный остров в Атлантическом океане, в центре которого будет гигантский аэропорт, а вокруг обширный комплекс развлекательных, деловых и жилых пространств. Однако и этот проект не увидел свет.

Тонкая нить страданий из-за нереализованных возможностей вплетена в «S,M,L,XL», увесистый сборник проектов OMA, опубликованный в сотрудничестве с канадским дизайнером Брюсом Мау в 1995 году. Книга, включающая в себя фотографии, планы, эссе и случайные мысли Колхаса, касающиеся его, в основном не построенных, проектов, дала многим людям доступ к идеям Рема.

1344-страничный роман об архитектуре «S,M,L,XL» (обложка)

По признанию самого Колхаса в отличии от любви к архитектуре, у него есть любовь к городу. И первое настоящее испытание своих городских теорий архитектор провел в 1994 году, когда проблема недостроенных зданий была поставлена во главу угла работы студии. В это время ОМА выиграла конкурс по проектированию обширной территории на окраине французского Лилля. Соединенный с новой высокоскоростной железнодорожной линией, проект под названием «Euralille» включал в себя торговый центр, конференц и выставочный центр, а также офисные башни, окруженные путаницей автострад и железнодорожных путей. 

В следующем десятилетии произошло массовое расширение в рамках OMA с основанием архитектурного мозгового центра и исследовательской группы AMO в 1999 году, которая продает клиентам анализ отношений между человеком и построенными структурами. Благодаря зеркальному двойнику ОМА, Колхас надеется расширить понимание того, что такое архитектура. Если проекты ОМА живут в реальном, физическом мире, то исследования АМО — в «виртуальном» мире, мире будущего. И самая главная мысль исследовательского центра заключается в том, что строительство нового здания может вообще не быть решением проблемы. 

Начало архитектурного пути

Однажды друг Рема — Геррит Ортхойс, преподаватель истории архитектуры в университете Делфта, пригласил его рассказать группе студентов-архитекторов о кино. Именно тогда Колхас понял, что на самом деле хочет строить и «поменяться со студентами местами».

Окончательно Рем принял решение стать архитектором, когда в 1967 году Геррит, будучи поклонником русского авангарда, повез Рема в Москву, где тот познакомился с работами Родченко и теорией дезурбанизма, которая отрицает положительную роль крупных городов. Его соблазнила серия авангардных архитектурных иллюстраций, которая выражала яркие идеи и определяла содержание общества.

В 28 лет Колхас поступил в Школу архитектурной ассоциации в Лондоне (АА). Его итоговый проект назывался «Исход» и представлял собой фантазию на тему разделения Лондона стеной наподобие Берлинской. Рисунки, которые Рем сделал для этого проекта были дерзким примером модернистских утопий. 

Выпускной проект Колхаса в АА «Исход»

В 1972 году он получил стипендию Харкнесса для исследований в Соединенных Штатах, где завершил свое архитектурное образование под руководством Освальда Унгерса и Питера Айзенмана в Корнельском университете, а затем стал приглашенным научным сотрудником в Институте архитектуры и урбанистики в Нью-Йорке.

Именно находясь в Нью-Йорке, он написал «Нью-Йорк вне себя», — урбанистический манифест, который принес ему мировую известность и определил будущую архитектурную стратегию, в центре которой стоял город. В своей книге, причудливые иллюстрации для которой создала жена Рема — Маделон Врисендроп, Колхас прославляет гиперплотную культуру мегаполисов, где неожиданные взаимодействия могут привести к инновациям и творчеству. Сейчас «ретроактивный манифест для Манхэттена» стал классическим текстом о современной архитектуре и обществе. 

«Если Манхэттен до сих пор пребывает в поисках собственной теории, то такая теория, как только она отыщется, должна будет раскрыть формулу архитектуры одновременно и амбициозной, и популярной.

Манхэттен породил архитектуру совершенно бесстыжую; любят ее именно за вызывающее отсутствие у нее всякой ненависти к себе, а уважают ровно в той степени, в какой она выходит за всякие рамки.

Глядя на Манхэттен, человек неизменно впадает в состояние экстаза от архитектуры. Несмотря на это — а, может быть, именно поэтому — представители самой архитектурной профессии вечно игнорировали и даже нарочно принижали достижения и глубинные смыслы Манхэттена».

Useful Resources on Rem Koolhaas

Books
articles
video clips

Books

The books and articles below constitute a bibliography of the sources used in the writing of this page. These also suggest some accessible resources for further research, especially ones that can be found and purchased via the internet.
biography

  • Makers of Modern Architecture, Volume II: From Le Corbusier to Rem Koolhaa
    By Martin Filler

  • Oma/Rem Koolhaas: A Critical Anthology
    By Christophe Van Gerrewey

written by artist

  • Delirious New York: A Retroactive Manifesto for Manhattan
    By Rem Koolhaas

  • Junkspace with Running Room
    By Rem Koolhaas and Hal Foster

  • Koolhaas. Countryside, A Report
    By AMO, Rem Koolhaas, Harvard Graduate School of Design, The Beijing Central Academy of Fine Arts, Wageningen University, the Netherlands, The University of Nairobi

  • Project Japan: Metabolism Talks
    By Rem Koolhaas, Hans Ulrich Obrist, Kayoko Ota, James Westcott

  • Rem Koolhaas. Elements of Architecture
    By Rem Koolhaas, Harvard Graduate School of Design , Stephan Trüby, James Westcott James Westcott, Petermann

  • S M L XL
    By Rem Koolhaas, Bruce Mau, Hans Werlemann

  • Harvard Design School Guide to Shopping
    By Rem Koolhaas, Jeffrey Inaba, Sze Tsung Leong, Chuihua Judy Chung, Benedikt Taschen

View more books

articles

video clips

Личность и личная жизнь

В 2011 году Колхас развелся с Маделон Врисендроп и теперь живет в Амстердаме со своей подругой Петрой Блаисс — дизайнером интерьера и ландшафта, которая несет ответственность за внутренние пространства и окружающий ландшафт его проектов. От Маделон у Рема два ребенка: сын Томас и дочь Чарли. Томас стал режиссером и снял про своего отца самый интимный портрет архитектора со времен работы Натаниеля Кана «Мой архитектор». Чарли — социолог и фотограф, снимала многие здания отца для публикаций и пресс-релизов.

Чарли Колхас, 2017

Колхас окружает себя дружелюбными и скромными людьми. У него есть международная группа друзей: директора музеев, графические дизайнеры, журналисты, философы. Они снабжают его информацией, которая не пропадает даром. Все, что он знает, он использует.

Сам Колхас очень любит плавать и всегда находит бассейн, где бы он не остановился. Он плавал в Лагосе, Милане, Швейцарии, Роттердаме, Лондоне, Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе и все это за одну неделю.

Временами создается впечатление, что он взялся за архитектуру так же, как это делали Микеланджело, Рафаэль или Джефферсон: не как за основное призвание, а как за интеллектуальный и гуманистический вызов.

Дом в Бордо

Дом в Бордо.

Интерьер дома.

У Колхаса не так много проектов частных домов, и «Мезон Бордо» — самый известный, поскольку спроектирован он для человека, потерявшего способность нормально передвигаться. Заказчик пережил автокатастрофу и оказался парализован ниже пояса. В то же время он хотел не просто пространство, удобное ему самому – это должен был быть дом для всей семьи, красивый и отражающий внутренний мир обитателей. В доме есть интересно устроенный лифт-кабинет, шахта которого представляет собой библиотеку. Так владелец может перемещаться с одного этажа на другой, в то же время не отрываясь от повседневных занятий. Так Рем Колхас переосмысляет принцип архитекторов-модернистов «дом – машина для жилья» в особом, подлинно гуманистическом ключе.Текст: Софья Егорова.

Публикации

Рем Колхас и OMA

  • Исследования (что раньше называлось) города , Парижа, Пайо,ноябрь 2017
  • К экстремальной архитектуре: интервью , Марсель, скобки, 2016
  • Колхас (Р.), Junkspace — Радикальное переосмысление городского пространства , Париж, Payot, 2011. ( ISBN  978-2-228-90620-3 ) .
  • 24-часовой марафон интервью галереи Serpentine: Лондон , Троллейбус, 2007. ( ISBN  1-904563-69-4 ) .
  • Павильон галереи Serpentine 2006 , Кельн, Германия: W. König, 2008. ( ISBN  978-3-86560-393-7 ) .
  • Посольство Нидерландов в Берлине, OMA / Rem Koolhaas , Роттердам: Nai Publishers, c2004. ( ISBN  90-5662-356-7 ) .
  • Контент , Кельн, Лондон, Париж, Ташен,январь 2004 г.. ( ISBN  3-8228-3070-4 )
  • Нью-Йорк Делир, обратный манифест для Манхэттена , Марселя, Editions Parenthèses, 2002
  • Безумный Нью-Йорк — ретроактивный манифест для Манхэттена , Нью-Йорк: Monacelli Press, 1994
  • OMA Рем Колхас живет, живет, Лебен , Бордо, Франция Базель Бостон: Arc en rêve Центр архитектуры: Birkhäuser Verlag, c1998. ( ISBN  0-8176-5638-3 ) Бостон, ( ISBN  3-7643-5638-3 ) Базель.
  • Малый, средний, большой, очень большой, Офис столичной архитектуры, Рем Колхас и Брюс Мау , Кельн, Германия: Бенедикт Ташен Верлаг, 1997 г. ( ISBN  3-8228-7743-3 ) .
  • Рем Колхас, Беседы со студентами , Нью-Йорк: Princeton Architectural Press , 1996. ( ISBN  1-885232-02-0 ) .

О Реме Колхасе

  • Violeau (JL.) REM, le Bon, la Brute… Социологический портрет Рема Колхаса , B2, 2014
  • Обрист (HU.), Рем Колхас , Кельн: Вальтер Кениг, 2006.
  • Паттиув (В.), Что такое OMA о Реме Колхасе и Управлении столичной архитектуры , Париж: Монитор, 2004.
  • Колхас (Р.), Фостер (Н.), Мендини (А.), Мак (Г.), Цвета , Офис городской архитектуры, Колхас (Р.), ОМА, Базель, Биркхойзер, 2001.
  • Sinning (H.), More is more Theorie und Architektur OMA / Rem Koolhaas , Tübingen: Wasmuth, 2000.
  • Lootsma (B.), 1957, SuperDutch, новая архитектура в Нидерландах , Лондон: Thames & Hudson, 2000.
  • Провост (М.), Датчтаун: дизайн центра города от OMA / Рем Колхас , Роттердам: Nai Publishers, 1999.
  • Лукан (Дж.), OMA — Рем Колхас за культуру перегруженности , Париж, Милан: Électa Moniteur, 1990.

Достижения Рема Колхаса

Рем Колхас: вклад в современную архитектуру и урбанистику

Рем Колхас — влиятельный архитектор и урбанист современности, чьи работы и проекты оказали значительное воздействие на развитие современной архитектурной мысли и практики. Родившийся в 1944 году, он стал одной из ключевых фигур в мире архитектуры, известный своими инновационными подходами к проектированию городской среды. В течение десятилетий Рем Колхас создавал проекты, которые не только меняли облик городов, но и вызывали обсуждение и вдохновляли других архитекторов.

Наиболее значимые работы и проекты Рема Колхаса:

  1. “Центр Помпиду” в Меце — этот проект стал ярким примером современной архитектуры, сочетающий в себе функциональность и инновационный дизайн.
  2. “Дом из стекла” в Париже — знаменитый проект, который стал символом современной архитектуры и идеальным сочетанием стекла и металла в строительстве.
  3. “Центр CCTV” в Пекине — уникальное здание, объединяющее офисы и телевизионные студии, ставшее новым этапом в развитии современной архитектуры.

Вклад Рема Колхаса в развитие современной архитектурной мысли и практики:

Рем Колхас не только создает инновационные проекты, но и активно участвует в обсуждении будущего городской среды. Его работы отражают новые тенденции в архитектуре, такие как устойчивость, функциональность и интерактивность. Кроме того, Рем Колхас активно выступает с лекциями, публикациями и исследованиями, внося существенный вклад в формирование современной архитектурной культуры.

Заключение:

Рем Колхас, благодаря своему таланту, страсти к инновациям и стремлению к совершенству, стал одним из самых влиятельных архитекторов нашего времени. Его работы не только вдохновляют, но и провоцируют к обсуждению роли архитектуры в современном мире. Таким образом, вклад Рема Колхаса в развитие архитектурной мысли и практики остается неоценимым и важным для будущих поколений.

Buildings by Dutch architect Rem Koolhaas

Koolhass’ buildings are immense and provocative and many have won prestigious prizes. He designed a Prada store in Beverly Hills, the Netherlands Embassy in Berlin, the Seattle Central Library, and many, many more.

His response to global urbanisation is refreshingly positive: in a world that tends to catastrophise urban decline, Koolhaas instead embraces the process of cities reinventing themselves. As a creative individual who was born into the decimated Rotterdam not long after the German bombardment, this seems only natural. His talent for cityscapes, however, is as beyond ordinary as you can imagine, and architects and urban planners all over the world try to emulate his iconic style.

De Rotterdam

Standing majestically in the Kop van Zuid area of Rotterdam, Koolhaas’ building, known simply as De Rotterdam, is one of the many examples of cutting-edge 21st-century architecture in Rotterdam. It was devised as a kind of «city within a city,» a tribute to his native locality.

Dutch Embassy, Berlin

The Netherlands Embassy in Germany is a prime example of Koolhaas’ ingenuity. It was opened in 2004 and won prestigious awards: the Berlin Architecture Prize and the Mies van der Rohe Award for European Architecture.

Casa Da Musica in Porto, Portugal

The New York Times called it the «most attractive project the architect Rem Koolhaas has ever built.» Asymmetrical, with nine floors, a 1.300-seat concert hall and natural light beaming in, it’s the only concert hall in the world with two walls of glass. The Casa Da Musica’s construction began in 2001 during Porto’s designated year as the European Capital of Culture and officially opened its doors in 2005.

CCTV Headquarters Beijing, China

The CCTV (Central China Television) Headquarters Beijing — possibly the most iconic building in 21st century China — was completed in 2009 after a 10-year project. It has been dubbed «the world’s most controversial building» due to being viewed as a cynical work of propaganda. Critics are very divided, however, and many see it as a truly unforgettable masterpiece.

Kunsthal, Rotterdam

Kunsthal Rotterdam is one of the most important museums in Rotterdam, as well as one of the most popular Dutch museums of all, presenting old art, contemporary art, design and photography. Its collection ranges from high art to popular culture. The building opened in 1992 and is one of the Dutch architectural icons of the 20th century.

Seattle Central Library

Not only does the building serve the public as the main library for the surrounding area, but many flock to Seattle Central Library for an architectural tour of this outstanding piece of structural ingenuity. This 11-storey glass and steel structure in downtown Seattle was opened in 2004, partially funded by Seattle native Bill Gates. For this project, Rem Koolhaas and Joshua Prince-Ramus were joint principal architects. What a wonderful celebration of books!

Video bus stop, Groningen

Not exactly a building in the traditional sense of the word, but still a fine piece of architecture, the bus stop with a movie screen in Groningen is certainly unique. Rem Koolhaas has a seemingly endless fountain of ideas. This one was conceived as one of five screening pavilions for the What a Wonderful World exhibition in Groningen in 1991.

Street toilet, Groningen

And finally, a street toilet in Groningen, which is probably the finest example of its kind in all the land, if not the world. It’s not often that a city can claim to have a building that is for everyone and anyone to use that is built by such a prominent figure in architecture. Why not a toilet?

Rem Koolhaas and the Dutch photographer Erwin Olaf teamed up to design it for the event A Star is Born in 1996. The building takes on the shape of the yin and yang sign with frosted glass between the male and female toilets, covered in images conveying the struggles of the sexes. For curious visitors, the address is Reitemakersrijge 22!

Ранние годы: Колхас и кино

Когда Рему исполнилось 15, семья вернулся в Нидерланды, где через четыре года он начал карьеру журналиста в либеральном издании Haagse Post в Гааге. Со своими отцом Колхас посещал литературные и художественные кружки Амстердама, где познакомился с голландскими писателями-сюрреалистами и группой молодых деятелей кино «1,2,3 Group» под руководством Рене Даалдера, к которой позже примкнул.

«1, 2, 3, Group». Колхас слева в заднем ряду.

В 1965 Рем снялся в короткометражном фильме «1,2,3 Rhapsody», сотрудничал с Ян де Бонтом, который снял «Скорость» (1994) и «Смерч» (1996). Позже Колхас написал сценарий для американского короля софт-порно Расса Мейера и «Белого раба» Даалдера. 

Опыт в кино значительно повлиял на архитектурную практику Колхаса, но не с визуальной точки зрения, а со структурной и концептуальной. По его словам есть невероятное сходство между кинопроизводством и архитектурой: «вы рассматриваете эпизоды, и вы должны построить повествование таким образом, чтобы оно было интересным и загадочным». Когда вы входите в здания, созданные Колхасом, вы будто оказывается в смонтированном фильме. Только вместо кадров —пространства, которые иногда плавно, а иногда стремительно переходят одно в другое. 

… И музыки прекрасные мотивы

Очень восторженно встретила архитектурная и обычная публика проект концертного зала, реализованный в португальском Порту. Это второй по величине город страны, бывший ранее столицей и давший ей само название. Сейчас Порту — столица не только роскошных и аутентичных портвейнов, но и чарующей акустикой музыки. В городе с населением четверть миллиона человек (с агломерацией на миллион больше) — три симфонических оркестра! Оркестрантов приютил новый концертный зал, получивший название «Дома Музыки» — Casa da Musica.

В целях достижения наилучшей акустики зданию приданы очертания параллелепипеда, но с «кристаллическими гранями» скосов и выемок. Многогранник из белого бетона зиждется на плоскости из розового травертина, имитирующей ковёр, прикрывающий помещения музыкального «андеграунда» — кафе, подземный гараж, автобусную остановку и прочую полезную инфраструктуру.

Ядро внутреннего пространства здания составляет собственно зал на 1300 мест, а фойе, репетиционные и административные помещения размещены по остаточному принципу. Пространство внутри необычно множеством неожиданных поворотов и ракурсов — этим оно напоминает слуховой лабиринт во внутреннем ухе человека.

Акустика центрального зала поддержана известными приёмами: ради гашения звуковых искажений стены обшиты фанерой с грубой текстурой, но для красоты декорированы листовым золотом. Сквозь проёмы стен просматриваются посетители, сидящие в барах и VIP-зонах, а две противоположные стены зала образованы огромными окнами рифлёного стекла — все эти виды публики и городских ландшафтов искажаются до неузнаваемости.

Музыка — материя волшебная, и в доме, ею обитаемом, все должно выглядеть непривычно. «Дом Музыки» строился на протяжении четырёх лет и был торжественно открыт в апреле 2005 года в присутствии португальского президента.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: