Тайная вечеря — Леонардо да Винчи — церковь Санта Мария делле Грацие
Леонардо, Тайная вечеря, 1495-97. Темпера на стене, 4,6 x 8,8 м. Милан, Санта Мария делле Грацие, Трапезная
С первых веков христианства эпизоду Тайной Вечери придавалось особое значение, так как это важнейший эпизод в истории Христа. Многие художники работали над этой темой, начиная с раннехристианской эпохи. Самой известной «Тайной вечерей» в мировом искусстве, однако, стала настенная живопись Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), ведущего творца эпохи Возрождения. Леонардо создал этот шедевр, известный так же как «Ченаколо» (с ит. cenacolo — «тайная вечеря»), на стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, по заказу Людовико иль Моро, начиная с 1495 года.
Особенность работы Леонардо в том, что он решил отойти от традиционной для тех времён техники фресковой живописи, отдав предпочтение окрашиванию стены в сухую, используя темперу и масляные краски на штукатурке. Этот эксперимент позволил художнику работать медленно, обдумывая каждую деталь и воплощая новые параметры мировосприятия Возрождения, что однако, пагубно сказалось на сохранности изображения.
«Тайная вечеря» Леонардо стала воплощением новых принципов живописи и в целом философских идей той эпохи.
Портреты
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция); и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Портрет Елизаветы Гонзага (Portrait of Elisabetta Gonzaga), прибл. 1504 год.
Портрет Папы Юлия II (Portrait of Pope Julius II), прибл. 1512 год.
Портрет Биндо Альтовити (Portrait of Bindo Altoviti), прибл. 1514 год.
Портрет Бальдассаре Кастильоне (Portrait of Balthasar Castiglione), прибл. 1515 год.
На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины, и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим), и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж)
Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета
«Форнарина» (прибл. 1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля
1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. «Форнарина» (прибл. 1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля.
В своём последнем запрестольном образе «Преображение» (1518-1520 гг., Пинакотека, Ватикан), изначально спланированный для собора Нарбонны и законченный Джулио Романо, Рафаэль включил два контрастных сюжета — преображение Христа в ярком свете в верхней части, а ниже в темноте апостолы, которые не могут вылечить одержимого мальчика. Выразительные лица и общий темный тон определены незавершенной картиной Леонардо «Поклонение волхвов» (1481 г., Галерея Уффици, Флоренция).
«Чудесный улов рыб» (The Miraculous Draught of Fishes), 1515 год, один из семи сохранившихся картонов Рафаэля для гобелена.
«Крестный путь» (Il Spasimo) 1517 года, привнесла новую степень экспрессивности в его искусство.
Рисуя книгу
Трагедия пронзённых безжалостным клинком страстных сердец стала «вечным сюжетом» не только в литературе, но и в живописи. Чаще всего изображался ключевой эпизод — чтение Паоло и Франческой захватывающей книги, что воспламенила страсть и ускорила гибель. История запретной любви оказалась как нельзя более органична формирующемуся в начале 19-го века западноевропейскому искусству романтизма и неоклассицизма, искавшему в средневековом сюжете ответы на вопросы о несовершенстве человеческой природы.
Одним из первых к этой истории обратился австрийский живописец и рисовальщик Йозеф-Антон Кох (1768−1839). Выполненная пером, тушью и акварелью работа представляет роковую сцену внезапного появления законного супруга, взбешённого поцелуем Паоло и Франчески. В руках у Франчески злополучная книга, раскрытая на эротическом фрагменте.
Йозеф-Антон Кох. Паоло и Франческо, застигнутые врасплох Джанчотто, 1805−1810. (Wikimedia Commons)
В акварельной технике запечатлел бдящих над книгой влюблённых и знаменитый французский художник Эжен Делакруа (1798−1863). Ладони Паоло и Франчески трогательно и беззащитно соединяются на развороте книги — словно молодые люди присягают на вечную любовь друг другу. Этот запоминающийся образ становится не только центром притяжения зрительского взгляда. Именно на книгу, освящённую сплетеньем рук, устремлён скрываемый занавеской горящий взгляд Джанчотто.
Эжен Делакруа. Паоло и Франческа, ок. 1824. (Wikimedia Commons)
Французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780−1867) подошёл к трактовке дантевского сюжета с педантизмом и тщательностью исследователя, изобразив его в семи версиях и подробно описав в авторских «Заметках Энгра». В первом варианте, исполненном в нарочито трубадурском стиле, Франческа ещё удерживает в руках средневековый роман, в последующих — роняет на пол, не в силах противиться любовному чувству.
Добиваясь максимальной исторической точности, Энгр скрупулезно собирал информацию об итальянских интерьерах и костюмах 13 столетия
Вдохновлённый новым переводом на французский «Божественной комедии» и желанием привлечь к ней внимание искушённой публики, художник помещает персонажей в тесное замкнутое пространство, акцентируя ладони Паоло в порыве нежности к возлюбленной и бессильную ладонь Франчески, по инерции сжимающую роковой томик. Цветовая гамма переплёта символически перекликается со зловещей фигурой крадущегося из-за угла Джанчотто.
Жан-Огюст-Доминик Энгр. Паоло и Франческа, 1814. (Wikimedia Commons)
Среди картин, сосредоточенных на моменте поцелуя и акцентирующих образ книги, примечательна также работа шотландского живописца Уильяма Дайса (1806−1864). Фолиант-искуситель содержит множество закладок — доказательств захватывающего чтения. На присутствие коварного убийцы намекает едва заметная рука на парапете слева от зрителя. Этот эффектный прием был предложен в 1882 году другим шотландским художником, Джозефом Паттоном (1821−1901) в ходе реставрации полотна. Изначально оно включало целиком фигуру Джанчотто, часть которой оказалась испорчена. Паттон удалил испорченный фрагмент за исключением пальцев, подчеркнув напряжённость и усилив трагизм сцены.
Уильям Дайс. Франческа да Римини, 1837. (Wikimedia Commons)
Позднее и сам Паттон живописал тот же эпизод, изобразив кровожадного Джанчотто заносящим клинок над безмятежными любовниками. Раскрытая книга красиво «рифмуется» с воздушными складками платья Франчески, почти сливается с белоснежным одеянием — словно срастаясь с плотью и врастая в судьбу… Сцена жестокого убийства мастерски удваивается в росписи балюстрады.
Джозеф Патон. Смерть Паоло и Франчески, 1860-е. (Wikimedia Commons)
«Пьета» Микеланджело Буонаротти
Пьета — «Оплакивание Христа» — трагический религиозный сюжет, решенный Микеланджело в традициях искусства высокого Возрождения. Удивительно, но Мадонна с телом Христа на руках изображена в образе молодой и прекрасной девы. По мнению 24-летнего автора, целомудренная женщина долго сохраняет молодость.
Микеланджело за свою жизнь еще дважды переосмысливает этот сюжет. Так появились «Пьета Бандини» во Флорентийском соборе и «Пьета Ронданини» в Кастелло Сфорцеско.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — По римским следам Микеланджело
Посмотреть можно: собор Святого Петра, Ватикан.
Обратите внимание: очередь на вход стандартно растягивается на 2-3 часа. Побеспокойтесь о билетах заранее, тогда вам придется пройти только очередь на досмотр, обойдя очередь в кассы. Приобрести онлайн можно здесь
Приобрести онлайн можно здесь.
Альбрехт Дюрер
Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.
Национальность: немец
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.
Шедевр: Меленколия I (1514)
Меленколия I (1514)
Другие известные работы: —
- Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
- Молящиеся руки (1508)
«Мадонна в кресле» Рафаэль Санти
Не зря рафаэлевские Мадонны считаются самыми прекрасными женскими образами из когда-либо созданных. В них есть редкое сочетание внешней красоты и неземной одухотворенности.
Но «Мадонна дела Седия» несколько выделяется из этой галереи. Одетая в праздничный наряд горожанки, она сидит близко-близко к зрителю и крепко прижимает к себе сына.
Облик Мадонны наполнен необычной для Рафаэля жизненной силой, яркими и теплыми красками. Может быть, потому что моделью для картины стала земная женщина, а не идеальный образ?
Посмотреть можно: в галерее Палатина, Флоренция. Билеты с приоритетным входом приобретайте только заранее на сайте.
Роман о романе
Красавица Франческа была дочерью Гвидо I да Полента, правителя итальянского города Равенны. В роковом 1275 году отец выдал её замуж за Джанчотто Малатеста, сына правителя города Римини. Брак был как нельзя более выгоден Гвидо — он намеревался заключить династический союз, чтобы положить конец многолетней вражде и приумножить свое богатство.
Все бы ничего, да только Джанчотто был хром, безобразен лицом и жесток нравом. Предвидя протест дочери, Гвидо решился на обман. На первую встречу с Франческой направили Паоло, младшего брата Джанчотто. Юноша являл собрание лучших человеческих качеств: красив, добр, образован, талантлив. Едва увидев Паоло, Франческа воспылала к нему страстью и с превеликой радостью согласилась с ним обвенчаться.
Каков же был ужас несчастной новобрачной, когда наутро она обнаружила в постели злобного урода Джанчотто и узнала, что тот подослал брата жениться от его имени per procura — «по доверию». В то время подобное было в порядке вещей, однако Паоло корил себя за ложь. Гонимый чувством вины и влекомый страстью к Франческе, он зачастил в дом брата.
Маскируя свои чувства, влюблённые часами напролет читали книги. Однажды они принялись за легенду о короле Артуре, королеве Гвиневре и спасшем её честь рыцаре Ланселоте. Захваченные сценой поцелуя королевы с рыцарем Паоло и Франческа не заметили, как сами слились в долгом поцелуе. В этот самый момент ворвался разъярённый Джанчотто, тайно наблюдавший за происходящим
Сверкнул меч — и прекрасная Франческа рассталась с жизнью, отважно закрыв своим телом любимого. Паоло был убит вторым ударом меча.
Описанный сюжет получил литературное воплощение в «Божественной комедии» Данте — в пятой песни эпизода «Ад»: «В досужий час читали мы однажды О Ланчелоте сладостный рассказ; Одни мы были, был беспечен каждый. Над книгой взоры встретились не раз, И мы бледнели с тайным содроганьем; Но дальше повесть победила нас…» (перевод М. Л. Лозинского). В интерпретации Данте во втором круге ада, где караются плотские грехи, поэт встречает Паоло и Франческу, осуждённых лететь сквозь вихрь в вечном объятии. Франческа рассказывает поэту о запретном чтении романа о Ланселоте, ускорившем развитие романа любовного.
Уильям Блейк. Вихрь влюблённых , 1824−1827. (Wikimedia Commons)
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро, в Тоскане, в 1415/1420 г.
Считается, что авторский стиль Пьеро формировался под влиянием флорентийской школы живописи. Возможно, он был учеником неизвестного живописца из Сиены.
Художник из маленького городка, до 16 в. не попавшего в сферу культурного влияния Флоренции, Пьеро с готовностью учился у мастеров из других городов. У Доменико Венециано, на формирование которого, в свою очередь, оказал влияние стиль интернациональной готики, представленный в Венето творчеством Джентиле да Фабриано и Пизанелло, Пьеро делла Франческа научился натуралистической передаче освещения и светотени; этот прием лег в основу мощного поэтического реализма его произведений. В 1439 году под его руководством художник работал над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова во Флоренции.Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в западноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учетом освещения.
На формирование стиля Пьеро делла Франческа зрелого периода оказала влияние классическая скульптура, которую он видел в Риме. Его единственная засвидетельствованная документами поездка в Рим произошла в сентябре 1458–1459, когда по заказу папы Пия II он расписал фресками две залы в Ватиканском дворце.
Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро – графа, а с 1474 герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472.
В 1469 г. он был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где, по заказу этого государя, исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).
Работал в Перудже, Лорето, Флоренции, Ареццо, Монтерки, Ферраре, Урбино, Римини, Риме, но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 года он являлся городским советником и последние два десятилетия жизни провёл именно там.
Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492.
«Изгнание из Рая» Мазаччо
XV век — Возрождение на пороге. Молодой художник Мазаччо одним из первых использует линейную перспективу и знание анатомии, поэтому на его фресках — прекрасно сложенные люди в реалистичном мире. Адам и Ева изображены обнаженными, страдающими от своей наготы, да еще и на пике отчаяния от того, что за ними только что захлопнулись врата рая.
Священники долго не могли привыкнуть к такой смелой манере живописи и дополнили итальянскую фреску Мазаччо, снабдив Адама и Еву фиговыми листочками, от которых они освободились только во время реставрации в XX веке.
Посмотреть можно: капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция.
Художественная подготовка
Обычно краткие сведения о формировании таланта Пьеро делла Франческа ограничиваются упоминанием мастерской Доменико Венециано. Между тем, жизнь и творчество его были глубоко укоренены в творческой культуре Тосканы и Умбрии. Он был человеком, чьи корни в народной среде нашли выражение в ярко индивидуальном подходе, который сформировался в процессе непрерывного взаимодействия со всем спектром художественной культуры, доступной в то время.
Район Борго-Сан-Сеполькро, где родился и вырос Пьеро делла Франческа, был достаточно провинциальным. Но начало его художественного пути связано с более значительным художественным центром – близлежащим Ареццо. Совершенно точно о нем не известно, но скорее всего он учился у Лоренцо ди Пьеро. Этот художник, умерший в 1424 году, был типичным представителем поколения Джованни да Милано, которого по праву можно считать основателем аретинской школы. Будучи лириком по натуре, в своих работах он придерживался традиций стиля готика, что нашло отражение в акценте на пронзительно ярких цветах и подчеркнуто долгих, элегических формах.
Влияние Аретино
Идеи и стиль Аретино оказали значительное влияние на творчество Пьеро делла Франческа. Первоначально наставник, Аретино впоследствии стал сотрудником, товарищем и близким другом. Тесная связь между ними проявилась не только в их совместных работах, но и в личной жизни.
Влияние Аретино на Франческу можно увидеть в использовании техники воздушной перспективы, которая создает иллюзию глубины и расстояния. Эта техника была использована в таких картинах Франчески, как “Бичевание Христа” и “Воскресение”. Кроме того, Аретино научил Франческу использовать геометрические формы и пространственные соотношения, что позволило художнику создавать гармоничные и сбалансированные композиции.
Монарх живописи
Выставка в Эрмитаже называется «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи». Математик Лука Пачоли, земляк Пьеро делла Франческа, наградил таким званием мастера еще при его жизни.
Делла Франческа был не только живописцем, но и теоретиком, написавшим несколько математических трактатов. Изученные законы перспективы и светотени, мастер первым применил в своем творчестве. Делла Франческа один из немногих, кому удалось скрестить «алгебру и гармонию». В его картинах занудные математические расчеты превращаются в поэзию.
В работе «Благовещение» изображение перспективы настолько натурально, что создается иллюзия объема. Так и хочется войти в картину и прогуляться по анфиладе. Все дети-посетители выставки даже специально вставали сбоку картины и пытались увидеть объем, но всегда разочарованно убеждались, что это плоскость, а не 3d пространство.
В конце жизни у художника сильно ухудшилось зрение. Он оставил живопись и посвятил себя созданию теоретических трактатов для будущих поколений. На выставке представлены:
- Трактат об абаке
- О спиралях
- О перспективе в живописи (рукопись и список).
Переходя от одного произведения искусства к другому, нас с мужем не покидало ощущение мистического восторга, а в голове звучали слова директора Эрмитажа Михаила Пиатровского: «Здесь собраны картины, перед каждой из которых надо становиться на колени».
Насладиться шедеврами итальянского мастера можно до 10 марта.
Наследие Брунеллески и Мазаччо
Возрождение не могло бы состояться без таких колоссов, как Филиппо Брунеллески и Мазаччо. Брунеллески был гениальным архитектором, создавшим купол флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре – выдающийся образец математической точности и инженерного мастерства. Мазаччо, блестящий живописец, в своих фресках в капелле Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине достиг нового уровня натурализма и реализма в изображении пространства и перспективы.
Брунеллески, используя принцип центральной перспективы, разработал метод линейной перспективы в архитектуре. Этот метод позволял архитекторам создавать иллюзию трехмерности в двумерных изображениях. Мазаччо, в свою очередь, адаптировал принципы линейной перспективы для живописи, создавая впечатление глубины и объема на плоской поверхности. Он также ввел в свои произведения научные знания о человеческой анатомии и перспективе, положив начало новому пониманию реалистичной живописи.
«Любовь небесная и Любовь земная» Тициан
Аллегорическая картина задумана как подарок знатного венецианца своей невесте. Девушка в брачном наряде сидит с рукоделием, позади нее — богатый дом и пара кроликов, как пожелание плодотворного брачного союза. Рядом обнаженная Венера держит чашу с огнем — символ вечной и страстной любви.
Детали мастерски написанной картины искусствоведы трактуют по-разному, а современное название полотно получило лишь через 200 лет после создания.
Посмотреть можно: галерея Боргезе, Рим. В галерее собрано огромное количество образцов итальянского искусства, поэтому посещать ее лучше всего с интересной экскурсией.
Биография[править | править код]
Пьеро ди Бенедетто, либо Пьеро даль Борго родился в Борго Сан-Сеполькро на северо-востоке Тосканы около 1416 года. Он происходил из семьи торговца шерстью, который также занимался её покраской. Фамилию матери делла Франческа он взял по причине того, что когда Пьеро был еще в утробе его отец умер и вся забота по воспитанию Пьеро легла на плечи матери. В юности активно занимался математикой, не оставил эти занятия и в дальнейшем. Известно, что 1439 году Пьеро делла Франческа направился во Флоренцию для обучения художественному мастерству у Доменико Венециано. Следующее известное упоминание о нем связано с тем, что в 1442 году Пьеро делла Франческа был назначен на должность советника в городе Борго Сан-Сеполькро. Вскоре он создает свое первое значительное произведение для церкви Сан-Франческо в Борго: «Полиптих Мизерикордия». Названный по наименованию братства Мизерикордия, которое сделало заказ. Полиптих состоит из центральной фигуры Мадонны, которую окружают библейские сцены благовещения и распятия наверху, апостолы расположены по бокам.
В 1452 году в Аррецо по заказу купца Джованни Баччи расписывает капеллу церкви Святого Франциска. Здесь Пьеро делла Франческа создает свой знаменитый цикл истории Животворящего креста.
С 1458 по 1459 год он работает в Риме, исполняя заказ папы Римского Пия II по росписи двух зал в Ватиканском дворце фресками.
Алтарь Монтефельтро
Во второй половине 1460-х годов работает при дворе графа Федериго да Монтефельтро.
В 1469 году работает при дворе уже герцога Федерико в Урбино. В это время по заказу герцога Пьеро делла Франческа пишет картину «Бичевание» для собора города Урбино. В 1472 году Пьеро делла Франческа пишет известный диптих с портретами семейной четы графа, его самого и его жены Баттисты Сфорца.
В последние годы жизни Пьеро делла Франческа теряет зрение и оказывается не способен опубликовать многие из своих трудов. Пользуясь слепотой своего наставника большое количество трудов Пьеро опубликовал его ученик Лука Синьорелли под своим именем.
Известен Пьеро делла Франческа также как автор сочинений по математике: «Книжица о пяти правильных телах», «О перспективе в живописи».
Умер 12 октября 1492 года в Борго.
Наследие мастера
О Пьеро делла Франческа по-настоящему вспомнили только в середине XIX века. В настоящее время основная часть наследия художника хранится в небольших музеях Италии и в частных коллекциях. Мастер писал в основном фрески, а не картины, и еще никому не удавалось собрать такое количество его произведений в одном месте. Государственный Эрмитаж это сделал первым.
Благовещение
«Благовещение» – навершие алтаря храма Святого Антония, доставлено из итальянской Национальной галереи Умбрии (город Перуджа) и ранее никогда не вывозилось из стен этого музея, а картина «Портрет Сиджизмондо Малатеста» привезена для Государственного Эрмитажа эксклюзивно из парижского Лувра.
Портрет Сиджизмондо Малатеста
Стоит отметить еще одну уникальность выставки. Здесь впервые встретились створки алтаря Святого Августина, хранящиеся в музеях разных стран Европы, – «Святой Михаил», «Святой Августин» и «Святой Николай Толентинский».
- Святой Михаил
- Святой Августин
- Святой Николай Толентинский
Всего на выставку в Северную столицу привезено 11 творений Пьеро делла Франческа.
Из Италии:
- Мадонна ди Сенигаллия
- Благовещение
- Святой Иероним и донатор
- Святой Николай Толентинский
- Фреска святой Юлиан
- Фреска Святой Людовик Тулузский
Из других стран Европы:
- Святой Михаил Архангел
- Портрет Сиджизмондо Малатеста
- Портрет мальчика
- Святой Августин
- Мадонна с младенцем
«Форнарина» Рафаэль Санти
Перед нами полуобнаженная нимфа, стыдливо прижимающая к груди прозрачное одеяние. Ее можно узнать во многих образах Рафаэля, но только дважды он изобразил возлюбленную в собственном обличье и с кольцом на пальце. Художник умер, и картину завершил его ученик, почему-то закрасив кольцо.
Тайна отношений художника и модели породила немало легенд, большинство из которых — выдумки. Тем не менее, «Форнарина» стала идеалом ренессансной красоты и источником вдохновения для учеников и последователей Рафаэля.
Не упустите возможность увидеть картину своими глазами, а также другие великие шедевры Рима, бесплатно открытые для туристов.
Посмотреть можно: палаццо Барберини, Рим.
Скульптура Раннего Возрождения
Скульптура Раннего Возрождения.
Донателло. Статуя Давида.
В XV в. итальянская скульптура, приобретшая самостоятельное, независимое от архитектуры значение, переживает расцвет. В практику художественной жизни начинают входить заказы богатых ремесленных и купеческих кругов на украшение общественных зданий; проводятся художественные конкурсы. Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. В этом конкурсе участвовал Филиппо Брунеллески, ставший впоследствии знаменитым архитектором. Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, блестящий рисовальщик, Гиберти посвятил свою жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Главным принципом своего искусства Гиберти считал равновесие и гармонию всех элементов изображения. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. Декорация дверей включает десять квадратных композиций из позолоченной бронзы, своей необыкновенной выразительностью напоминающих живописные картины. Художнику удалось передать глубину пространства, насыщенного картинами природы, фигурками людей, архитектурными сооружениями. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая».
Мастерская Гиберти стала школой для целого поколения художников, в частности, там работал знаменитый Донателло, великий реформатор итальянской скульптуры. Творчество Донателло (ок. 1386—1466), впитавшее демократические традиции культуры Флоренции XIV в., представляет собой одну из вершин развития искусства Раннего Возрождения
В нём воплотились свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным
Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем
Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем.
Одним из крупнейших скульпторов первой половины XV в. был Якопо делла Кверча (1374—1438), старший современник Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по которому развивалось искусство Ренессанса. Выполненные Кверча монументальные рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье («Сотворение Адама») оказали значительное влияние на искусство Микеланджело.