Житие священномученика ермогена, патриарха московского

Житие священномученика ермогена, патриарха московского

В чем помогают молитвы святому

Традиционно верующие обращаются к святителю с просьбами об укреплении веры. Чаще всего к нему обращаются, когда испытывают какие-то затруднения. Гермогена считают защитником родных земель, то есть к нему принято обращаться, когда есть угроза захвата или нападения.

Ермоген помогает исцелять дух и тело. К нему обращаются, когда близкие находятся на грани жизни и смерти, он может помочь в самых сложных ситуациях. Максимального результата можно добиться, если обращаться к святому, когда празднуют дни преставления или обретения мощей.  

Оптимальный выбор – время утром или вечером, когда можно сосредоточиться на собственных мыслях и остаться с ними наедине.

Литература[править | править код]

  • Боголюбский М. Московская иерархия. Патриархи. — М., 1895. — С. 9, 10, 12—13.
  • Володихин Д. М. Патриарх Гермоген. — М.: Мол. гвардия, 2015. — 304 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю русскую. — Т. II. — 2-е изд. — СПб, 1899. — С. 187—199.
  • Кедров C. Жизнеописание Святейшего Гермогена патриарха Московского и всея России. — М., 1912.
  • Мякотин В. А. Гермоген, патриарх всероссийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Назаревский В. Гермоген св. патриарх Всероссийский. — М., 1912.
  • Платонов С. Ф. О происхождении патриарха Гермогена // Статьи по русской истории. — СПб., 1903.
  • Покровский И. М. Гермоген митрополит Казанский и Астраханский (а затем патриарх Всероссийский). — Казань, 1908.
  • Павел Россиев. Великий печальник за родину патриарх Гермоген : Ист. очерк. — М.: Сел. вестник, 1912. — 24 с.
  • Серафим, игум. Торжество долга (прославление свят. патриарха — патриархов Ермогена и майск. торжества в 1913 г.). — Кунгур, 1914.
  • Толстой М. В. Рассказы из истории Русской церкви. — С. 456—458.
  • Царевский А. А. Гермоген, Святейший Патриарх Всероссийский в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. — Казань, 1907.
  • Чернышёв С. Святейший всероссийский патриарх Гермоген в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. — Киев, 1912.

Образ Гермогена в культуре и искусстве

По сравнению с другими деятелями Смутного времени личность патриарха и святого не нашла значительного отражения в искусстве. Герой своего времени совершал подвиги не ради славы, но все-таки о его заслугах перед русским народом обязаны помнить.

К образу Гермогена деятели культуры и искусства обращались нечасто. Его воспел российский композитор Георгий Дмитриев в опере «Святитель Ермоген». Деятельности патриарха посвящена театральная постановка в жанре исторической трагедии «Царский путь» авторства Михаила Щепенко. Премьерный показ состоялся в 2012 году в Московском театре русской драмы. В кино его образ воплотил актер Петр Петрович Зайченко в историческом сериале «Годунов». Премьера состоялась на телеканале «Россия 1» в 2018 году.

На мотив христианских подвигов Гермогена создано много живописных полотен. Самое известное из них – это картина Павла Чистякова «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков». Фигура подвижника есть на памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутого в 1862 году в Великом Новгороде. Интересно, что он изображен там на ярусе «Государственные люди» рядом с юным Михаилом Федоровичем. Гермоген указывает на символ государственной власти, который держит в руках сидящий на троне родоначальник династии Романовых.

Источники литературы:

  1. Павел Россиев. «Великий печальник за родину патриарх Гермоген».
  2. Боголюбский М. «Московская иерархия. Патриархи».
  3. Покровский И.М. «Гермоген митрополит Казанский и Астраханский».
  4. Платонов С.Ф. О происхождении патриарха Гермогена.

Роль Патриарха Гермогена в событиях Смутного времени

Патриарх Гермоген – знаковая фигура в русской истории, человек сумевший своей волей и авторитетом дать обществу отправную точку для борьбы с польско-литовскими оккупантами. Патриаршество Гермогена (1606-1612) приходится на период Смуты. Страна тогда была элементарна разорена, нарушены экономические и социальные связи и устои, государственность фактически уничтожена. Слои и сословия вели бесконечную войну по принципу – все против всех.

К концу 1610 г. обстановка в стране была очень сложной. Шуйский низложен, в стране польские интервенты, королевич Владислав не выполняет условий, король Сигизмунд требует сдачи Смоленска и Московского престола для себя, регионы страны открыто не подчиняются центру. Группа бояр составила договор, по которому Россия должна подчиниться польскому государю. Эта бумага была подана Патриарху, как высшему духовному лицу страны, для подписи. Гермоген категорически отказался ее подписать.

6 декабря 1610 года на Соборной площади Кремля Патриарх обратился с проповедью к москвичам, где уговаривал стоять за православную веру, но после ее окончания был помещен под стражу. Во второй половине декабря этого же года Гермоген стал рассылать по городам страны грамоты, в которых говорил об измене короля и освобождал жителей от присяги королевичу, требуя идти в столицу для ее освобождения от польского гарнизона.

Русское общество и государство того времени было очень религиозно. В тех условиях требования Патриарха фактически имели силу царского указа, если не более. В юридическом плане эти грамоты были законным основанием для организации вооруженного сопротивления.

Историк Д. Иловайский, считает, что «Призывные грамоты» Патриарха Гермогена стали основанием для:

  • начала диалога между земскими людьми и чиновниками, назначаемыми из Москвы, в результате которого общество смогло осознать необходимость единства и совместных действий;
  • формирования Первого и Второго ополчения, освободившего столицу в 1612 г.

Когда Первое ополчение подошло к Москве, гетман Гонсевский и члены «Семибоярщины» потребовали от Патриарха написать новую грамоту к руководителям ополчения с требованием отойти от города. Патриарх отказался. После чего Гермогена заключили в Чудов монастырь.

В августе 1611 года Гермоген передает последнюю грамоту. Следует отметить важные аспекты этой грамоты:

  • Организационный аспект. Исходя из сложившихся условий Патриарх назначает Нижний Новгород основой вокруг, которого будет формироваться Второе ополчение. Жители Нижнего получают право пользоваться правом патриаршего имени для решения вопросов обеспечения деятельности по освобождению страны. Фактически впервые гражданское общество наделено полномочиями высшего должностного лица страны;
  • Династический аспект. Как ярый государственник, сторонник избрания царя из числа русских родов, Патриарх запрещает избирать на царство сына Марии Мнишек;
  • Религиозный аспект. Предчувствуя собственную смерть (ему уже был восемьдесят один год, и он находился под стражей) призывал служить своей стране.

В феврале 1612 Патриарх погибает, приняв мученическую смерть от голода.

На примере Патриарха Гермогена, хорошо видно, что и одна историческая личность, обладающая волей и характером способна решать глобальные проблемы. Своей волей и решимостью он спас страну от уничтожения.

Сочинения Гермогена

Патриарх был одним из самых образованных людей своего времени. Много дней он проводил в библиотеках при монастырях. Там он изучал летописи, выписывал важные исторические сведения. Гермоген создавал не только духовные произведения. Его перу приписывают «Воскресенскую летопись».

Большой пласт наследия Владыки русской церкви Смутного времени составляют пастырские грамоты. В них он обращался к народу с призывами защитить отечество и православную веру от вражеских посягательств. Грамоты датируются 1606-1611 годами. В некоторых из них он обращался к людям, которые поддерживали самозванцев:

«Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской церкви…посмотрите, как отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь невинных. Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания, чтобы не погибнуть».

В других посланиях он обличал изменщиков-бояр и призывал до смерти противостоять нашествию католиков на Русь. Его произведения наполнены глубокой болью за Отчизну и патриотизмом. Не имея возможности проповедовать в живую, он перенес силу своих чувств и мыслей на бумагу. Даже написанные слова, зачитываемые людям в разных городах страны, поднимали их на борьбу с врагами.

Гермоген был первым патриархом в истории русской церкви, который активно руководил печатанием богослужебных книг. Он досконально знал Ветхий и Новый Завет, изучил Священное писание. Его отличали глубокие знания Слова Божьего. Поэтому он пристально следил за исправностью текстов во время богослужений. Патриарх лично проверял все напечатанные при нем книги.

К ним относятся:     

  • Евангелие
  • Минеи месячные
  • Большой Верховный устав
  • Послание об исправлении церковного пения
  • Сборник текстов о вопросах богослужения.

Среди сочинений Гермогена особое место занимают два:

  1. Сказание о Казанской иконе Божией Матери.
  2. Послание патриарху Иову (предшественнику Гермогена) о казанских мучениках.

Эти произведения связаны с годами, проведенными в Казани. В первом из них будущий патриарх подробно описывает явление иконы Казанской Божией Матери от имени очевидца этого чудесного события. Он составил подробное описание службы этой иконе.

Также по его настоянию была переведена с греческого языка служба святому апостолу Андрею Первозванному. Он тщательно следил за соответствием текстов служб и песнопений Священным книгам. Вводил единые церковные правила и уставы для священнослужителей. Призывал их ответственно относиться к церковному пению. Считал, что правильно и благочестиво проведенная служба должна была порождать у мирян благоговейное отношение к богослужению.

Христианские подвиги Гермогена

В героическом поведении патриарха в Смутное время никто не сомневается. Однако большинство людей видят в первую очередь патриотизм и политические цели. Хотя Гермоген действительно сильно повлиял на политическую судьбу России, он в первую очередь запомнился своими христианскими подвигами.

Сначала нужно понять, что подразумевается под христианским подвигом. Он совершается не в конкретный момент времени, а постоянно. Если героический поступок на поле брани длится мгновения или минуты, то христианский подвиг совершается везде и всегда, каждую секунду жизни.

Святые отцы так говорили об этом:

«Подвиги – это не суть что-либо особое от заповедей».

«Это противление лукавому и лукавым помыслам».

Христианский подвиг святого Гермогена заключался в активном противлении злу, борьбе со всем худшим и грешным, что он видел вокруг себя в Смутное время.

Исходя из этого, можно перечислить христианские подвиги патриарха:

  1. Противостоял самозванцам, которые поставили цель разрушить православие и привести русский народ в лоно католической церкви.
  2. Отказался примкнуть к боярам, поклявшимся в верности польскому королю Сигизмунду.
  3. Не благословил на царство королевича Владислава. Его главным требованием к новому царю было принятие православной веры.
  4. Открыто бросил вызов польским захватчикам и провел проповедь, призвав народ к борьбе с нашествием иностранцев-католиков.
  5. Находясь в заточении, продолжал оставаться духовным центром первого, а затем и второго Ополчения.
  6. Стойко выдерживал пытки и ни разу не изменил своим убеждениям.
  7. Принял мученическую смерть за веру в Христа и русский народ. Его подвижническая смерть стала мощным стимулом укрепления духа ополченцев.

Христианские подвиги Гермогена не прошли даром. Страна была спасена, и вскоре установился спокойный период развития государства без войн и междоусобной борьбы.

Можно ли назвать Гермогена патриотом?

Гермогена, который кровью своей запечатлел на скрижалях отечественной истории образ настоящего Русского патриарха. Он спас свою страну и свой народ от гибели, что им угрожала.

Поставленный на патриарший престол в 1606 году, в период кратковременного царствования боярского ставленника Василия Шуйского, патриарх Гермоген изначально воспринял свое первосвятительское служение не только как церковную, но и как общенациональную миссию.

Хорошо осознавая беспомощность государства и политическое корыстолюбие временных боярских правителей, боролись за власть, святитель Гермоген распознал в навязчивой польской дипломатии будущую гибель и Русской Церкви, и Российского государства.

Исходя из присущего всем выдающимся Первосвятителя Русской Церкви убеждение, что в Русском православии заключается возможность национального благоденствия русского народа, патриарх Гермоген, который тогда находился в заключении в захваченной поляками Москве, своими пастырскими посланиями обращался к русскому народу с призывом — во имя спасения Православие подняться на борьбу против иностранных и инославных захватчиков.

Русский народ повсеместно откликнулся на патриотический призыв святителя Гермогена, но еще больше зажжен на свою борьбу личным подвижничеством патриарха-мученика, сумел осуществить молитвенный завещание архипастыря и во имя сохранения Православной Церкви отстоял национальную независимость своего Отечества.

Витки Смуты

Историки до сих пор спорят об истоках великой русской Смуты начала XVII в. Среди ее глубинных причин одни называют создание Иваном Грозным опричной «антисистемы» внутри государства, другие говорят об истощении царства войнами с Литвой и о двух страшных засухах при Борисе Годунове. Третьи указывают на главную причину – умаление нравственных ориентиров и национального единства, вызванное недостойным поведением тогдашней государственной элиты.

Лжедмитрий

Событийный концентрат Смуты, казалось, выплеснулся прямо из потустороннего мира. Тень зарезанного в Угличе и канонизированного позже царевича Димитрия, воплотившись в двух крупных и десятке мелких самозванцев, в течение восьми лет собирала под свои знамена толпы обманутых, вперемешку с шайками своих и зарубежных авантюристов, чтобы, терзая страну, довести ее почти до погибели. Погибель заключалась не только в крайнем разорении, людском опустошении, иностранном вмешательстве. Она была в страшном разложении моральных скреп, образующих тело и душу государства.

Современникам Патриарха Гермогена было от чего потерять голову. Сегодня «царевичу Димитрию» целуют крест как помазаннику Божию, а завтра называют «вором и собакой». Бывшая царица, инокиня Марфа то признает чудесно воскресшего сына, то всенародно кается в этом признании. Четыре царя сменяются на троне за один год, из них двое убиты; города сами решают, кого им признавать за правителей, в Московском же Кремле служат католические мессы… Каннибализм, злодейство, разграбление храмов, массовое предательство и вероотступничество… Сами поляки порой удивлялись зверствам «православных» казаков в захваченных русских селах и городах.

Не станем пересказывать известные исторические факты, напомним лишь узловые события Смуты. Когда первый Лжедмитрий со своей польской свитой победным маршем прошествовал к столице и воссел на троне московских царей, голоса митрополита Гермогена не было слышно. Скорее всего, подобно большинству русских людей, митрополит вначале верил, что человек, пришедший из Польши, – родной сын Ивана Грозного.

Но когда псевдо-Дмитрий собрался сделать русской царицей католичку Марину Мнишек, святитель Гермоген не смог смолчать. А еще самозванец решил «облагодетельствовать» митрополита, назначив его на крупную государственную должность в Боярскую думу, нареченную на польский манер «сенатом». Можно только догадываться, сколь велико было раздражение Лжедмитрия, когда вместо благодарности строптивый Казанский митрополит на пару с епископом Коломенским Иосифом осмелился письменно настаивать на обязательном крещении будущей русской царицы в православие.

Патриарх Гермоген Портрет Шилова

Обозленный царь приказал лишить Гермогена сана и отправить в заточение в Казань. Приказ исполнить не успели: через день Лжедмитрий был свергнут заговорщиками во главе с князем Василием Шуйским – и убит. Вскоре боярские соратники на лобном месте «выкликнули» Шуйского царем.

Житие и подвиг

В 1587 году священнослужитель принял постриг и стал монахом московского Чудова монастыря. Спустя 2 года он получил сан и впоследствии благодаря протежированию патриарха Иова стал митрополитом. По инициативе Гермогена в 1591-м в Казани ввели День памяти православных воинов, павших во время взятия города. По благословению Иова это нововведение было одобрено.

Гермоген распространял православие среди других национальностей. Он делился знаниями с татарами и представителями тюркских народностей.

В 1598 году скончался царь Федор Иванович, а к власти пришел Борис Годунов. Гермоген присутствовал при избрании нового монарха. После занятия престола Лжедмитрием I митрополит работал в Боярской думе, но выступал противником самозванца. Он требовал крещения Марины Мнишек и выступал против избрания патриарха Игнатия.

Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря Когда в 1606 году Григорий Отрепьев был свергнут, власть сосредоточилась в руках Василия Шуйского, и Гермоген заменил ненавистного Игнатия. Шуйский боялся, что его место может занять Филарет, но в 1606-м патриарха утвердили в сане. Несмотря на разногласие и очевидное противостояние с царем, Гермоген всегда отстаивал его.

Доверие к Шуйскому подорвали крестьянские восстания и появление Лжедмитрия II. Возник заговор, в результате которого планировалось свержение царя. Гермогена привели на Лобное место и требовали поддержки в вопросе правительственного переворота. Патриарх совершил подвиг, поставив собственную жизнь под угрозу. Он выступил патриотом и отказался потворствовать мятежникам. Бунтари перешли на сторону Лжедмитрия II. Гермоген направил им вслед две грамоты, наставляющие вернуться на путь истинный и покаяться.

Патриарх Гермоген и Казанская икона Божией Матери Поначалу зачинщикам не удалось призвать народ к восстанию, но низложение царя все же состоялось в 1610-м. До последнего момента Гермоген выступал на стороне монарха. Даже оказавшись в заточении в Чудовом монастыре, патриарх требовал вернуть царя на трон. Власть перешла в руки семибоярщины. Священнослужитель осуждал эти перемены и пытался организовать выборы для возведения на трон русского царя. Но правителем избрали Владислава Сигизмундовича. Гермогену пришлось признать его статус при условии крещения и устранения воинов Речи Посполитой с русской земли.

Во время польских нашествий патриарх обращался к землякам за помощью, и его призыв поддержали защитники родины. В Казань привезли копию Казанской иконы Божьей Матери, которая стала главной святыней народного ополчения.

Во время атаки Москвы Гермоген оказался в плену. Он был низвергнут из сана и отправлен в темницу Чудова монастыря. Поляки неоднократно требовали прекращения сопротивления, но церковный служитель игнорировал послания и призывал патриотов не сдаваться. Отказав полякам, монах обрек себя на смерть, причиной которой стали голод и жажда.

Гермоген

Патриарх Гермоген известен как главный вдохновитель народных ополчений, спасших Русское государство от польской интервенции. Он родился приблизительно в 1530 году в семье посадского человека в городе Вятке. Образование получил в местном храме и вскоре стал приходским священником Ермолаем. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме.

После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. Там он был радостно встречен и царем Иваном Грозным, и столичным духовенством. Ведь явление чудотворной иконы означало, что Бог посылал на Русь свою благодать. Ермолаю посоветовали принять постриг и продолжить духовную карьеру. В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген в Чудовом монастыре. В Казани он сначала стал архимандритом местного Спасо-Преображенского монастыря, а потом был назначен архиепископом.

После учреждения в Москве патриархии в 1589 году Гермоген стал первым казанским митрополитом. В общей церковной иерархии у него было четвертое место.

Гермоген очень ревностно исполнял свои обязанности: боролся за чистоту православной веры, создал культ местных святых, первых архиепископов, и написал их жития. В сентябре 1605 года он был вызван на церковный Собор, который должен был решить вопрос о возможности женитьбы «царя Дмитрия» на католичке Марине Мнишек. В отличие от патриарха Игнатия Гермоген осудил этот брак. За это был выслан в свою казанскую епархию без права приезжать в Москву.

Пришедший к власти Василий Шуйский после некоторых раздумий предложил Гермогену стать новым патриархом, поскольку сподвижник самозванца патриарх Игнатий был посажен в тюрьму. Казанский митрополит сразу согласился и стал надежной опорой постоянно шатающегося трона царя Василия.

Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. И. Шуйского. Но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство – семибоярщина – стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости.

Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения. В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И. Заруцким. Под вывеской ополчения они грабили мирных жителей и вознамерились посадить на царский трон Марину Мнишек с сыном второго самозванца Дмитрием. Ляпунов и Гермоген были решительно против этого. В итоге казаки убили Ляпунова и взяли власть в ополчении в свои руки.

Узнав об этом, Гермоген вновь стал призывать патриотов объединяться и сформировать новое ополчение. Эта деятельность началась в Нижнем Новгороде под руководством местного старосты Кузьмы Минина.

Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена. Сначала он был взят под стражу, а после антипольского восстания в Москве в марте 1611 года его бросили в земляную тюрьму Чудова монастыря. Там в феврале 1612 года он скончался, немного не дожив до освобождения столицы от поляков.

Православная церковь причислила Гермогена к лику святых.

За Веру Христову и паству твою душу свою положив

Князья Козьма Минин и Дмитрий Пожарский подняли москвичей на восстание. Поляки подожгли город, захватили Кремль, а патриарха насильно спрятали в Чудовом монастыре.

Сразу после праздника Пасхи в 1611 году ополчение начало осаду Кремля. Осажденные в Кремле поляки стали шантажировать ополченцев казнью патриарха. Посылали к патриарху своих людей, требовавших остановить осаду Кремля ополченцами. Святитель был твёрд:

Павел Чистяков «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860 г.

Из заточения первосвятитель Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и помышлять лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.

После девяти месяцев в тяжком заточении святитель Гермоген мученически скончался от голода и жажды 17 февраля 1612 года.

Смерть священномученика дала новый толчок движению ополченцев. Перед решительной битвой 27 октября 1612 года русское воинство постилось и провело в молитве три дня и три ночи. И после сражения Россия наконец была освобождена от польско-литовских интервентов.

Патриарх Гермоген был погребен в Чудовом монастыре. Через 40 лет после смерти, при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного, были обретены его нетленные мощи. Тело его оказалось не тронутым тлением. В 1654 году его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. Во время прославления святого в 1913 году, когда в Кремле повсеместно служились панихиды, от мощей патриарха произошло множество чудесных исцелений.

История поставила патриарха Гермогена в один ряд с Александром Невским и преподобным Сергием Радонежским. Духовный подвиг этих великих сподвижников сохранил Русь от погибели и рабства.

Внимательное и строгое отношение к богослужению первосвятителя способствовало сохранению традиций Православия. Патриарх благословил к изданию Евангелие, Минеи Месячные: сентябрь, октябрь, ноябрь и первые 20 дней декабря, в 1610 году был напечатан «Большой Церковный Устав». Святитель Гермоген тщательно следил за точностью текстов.

При нём на русский язык была переведена служба апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти, были изготовлены станки для печати богослужебных книг, построено здание типографии взамен пострадавшего во время пожара 1611 года. Митрополит Гермоген составил службу в честь Казанской иконы Божией Матери и написал «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях».

Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения».

Святитель Гермоген был величайшим проповедником и учителем.

История Русского государства не прекратилась во многом благодаря самоотверженному служению вере отцов русского Патриарха Гермогена. Будем же помнить об этом и чтить память святейшего Патриарха и истинного воина Христова.

 Татьяна Соколова

Добрые пастыри

В один момент, Гермоген благословил казанского митрополита Ефрема, который вообще наложил на весь город Свияжск интердикт. Фактически, за лояльность изменникам и бунтовщикам, Ефрем лишил город возможности отправлять православные службы, принимать участие в Таинствах, да и вообще, быть православными.

Гермоген этот шаг одобрил, и назвал Ефрема «добрым пастырем». Кстати, на Свияжск интердикт подействовал самым благоприятным образом, горожане всецело приняли сторону и Церкви, и государственной власти, категорически отмежевавшись от восставших. А это были восставшие Ивана Болотникова.

Патриаршество

В 1606 году Ермоген стал Патриархом Московским и всея Руси. Ему было около семидесяти лет. На годы его служения пришлось «смутное время». Патриарх смело обличал изменников Родины, вразумлял их, просил остановиться. В голодное время он велел открыть житницы монастыря для всех нуждающихся.

Патриарх призывал насельников Троице-Сергиевой Лавры бороться с польскими захватчиками. Шестнадцать месяцев враги осаждали обитель и безуспешно. Они ушли ни с чем. Ермоген обличал Лжедмитрия, а затем Сигизмунда, польского претендента на русский престол.

Ермоген был человеком острого ума, начитанным. Он вложил неоценимый вклад в развитие письменности России. При нем были изданы Минеи, Евангелие. Он сам всегда следил за исправностью текстов. Также он благословил перевести службу святому Андрею Первозванному с греческого на русский язык.

Мученическая кончина

Когда Минин и Пожарский подняли народное восстание, поляки сожгли столицу и спрятались в Кремле. Они силой затащили Патриарха в Чудов монастырь и заперли его в темнице. Когда русские войска начали осаду Кремля, поляки просили Патриарха приказать им уйти, и грозили ему смертью. Но Ермоген ответил, что он не боится ничего и никого кроме Бога.

Несколько месяцев длилась осада Кремля. Патриарх посылал русским воинам ободряющие слова в поддержку. Но сам он не выдержал и скончался от голода и жажды. Это произошло в феврале 1612 года.

Известие о кончине Патриарха подвигло воинов на еще большую борьбу, и вскоре осада Кремля была прорвана.

Царь опять ненастоящий

Дело в том, что Шуйский в качестве царя воспринимался народом ещё в меньшей степени, чем даже Борис Годунов. Они были «не природными» царями. Тогда как Лжедмитирии, как раз утверждали, что они потомки Ивана Грозного, то есть как раз «природного» монарха всея Руси.

При этом Иван Васильевич, и это признают даже самые критически настроенные к нему историки, по прошествии лет пользовался все большей народной популярностью. Опричнина стала восприниматься в народе, как идеальный царский порядок, при котором самодержец «давил бояр» и давал жить простому народу. И не только жить, но и подняться из низов по социальной и политической лестнице. А потому народ хотел наследника Ивана Грозного на престоле, видя в нём продолжателя дела своего отца.

Что же до Годунова, Шуйского, и уж тем более, семибоярщины, то в народном сознании они и были представителями того самого, ненавидимого аристократического класса. Тем более, что их правление и ассоциировалось с бедами смутного времени.

Убедить народные массы в том, что настоящий царевич Дмитрий мёртв, а череда Лжедмитириев – не более, чем самозванцы, не получалось и у патриарха Иова, и поначалу у Патриарха Гермогена.

Почитание и прославление[править | править код]

Чудов монастырь. Подземелье, где как считается скончался Гермоген, и новая церковь в честь него. 1913 г.

Рака Гермогена, заказанная императором Николаем II

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1910-е годы

В 1652 году его останки по повелению патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудове монастыре в Большой Успенский собор. Его мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-западном углу Успенского собора, где они пребывают и ныне.

Прославлен в лике святых в воскресенье 12 () мая  года (год 300-летия дома Романовых, за несколько дней до прибытия царской семьи в Москву) как священномученик; богослужения в Московском Кремле возглавлял патриарх Антиохийский Григорий IV; присутствовала великая княгиня Елисавета Феодоровна. Император Николай II в тот день возвращался из Берлина в Царское Село и направил на имя обер-прокурора Святейшего синода Владимира Саблера телеграмму из Кошедар: «Поручаю вам передать святейшему патриарху Григорию <…>, а также всем помолившимся за меня и мою семью в день прославления священномученика Ермогена мою сердечную благодарность. Искренно сожалею, что не мог быть на прославлении».

Первый храм в честь нового святого был освящён митрополитом Макарием (Невским) 13 () мая  года — устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря.

11 и 12 () мая  года в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооружённую иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, которую поместили под золочёным бронзовым шатром, изготовленным царём Михаилом Фёдоровичем. Торжества возглавил митрополит Московский Макарий (Невский), присутствовали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и обер-прокурор Святейшего синода Саблер.

В 1916 году в № 9 «Богословского вестника» (печатного органа Московской духовной академии) были опубликованы служба и акафист святителю Гермогену (автор, предположительно, — протоиерей Илия Гумилевский).

Памятник патриарху Гермогену в Москве

12 () мая  года в честь столетия причисления его к лику святых открыт памятник патриарху Гермогену в Александровском саду у стен московского Кремля. Памятник создан коллективом под руководством скульптора Салавата Щербакова и архитектора Игоря Воскресенского.

В декабре 2014 года памятник патриарху Гермогену, изготовленный на средства епархии и армянской общины города Альметьевска, был открыт на территории у Казанского кафедрального собора Альметьевска.

Распутин и диакониссы

В 1912 году Преосвященный Гермоген впал в немилость у императора Николая II, был смещен с Саратовской кафедры и помещен, если не сказать заточен, в Жировицкий монастырь.

Формальным поводом к отставке стала непреклонная позиция святителя в вопросе присвоения сестрам Марфо-Мариинской обители права именоваться диакониссами, а также введения чина заупокойного богослужения для инославных христиан — он был против и того, и другого, видя в первом подражание протестантизму, а не возрождение древнего чина, а во втором — урон чистоте веры. Но многие исследователи его жизни полагают, что истинной причиной его отставки стал острый конфликт с Григорием Распутиным, в котором святитель Гермоген видел угрозу для монархии в России.

В Жировицком монастыре будущий священномученик пробыл вплоть до Первой мировой. Потом он был переведен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где его застала революция.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: