Лиля брик: роковая и загадочная

Лиля брик: биография, личная жизнь, фото в молодости и старости, связь с маяковским

Детство и образование

Родилась будущая писательница в 1891 году в Москве в интеллигентной и благополучной семье. Ее отец Урий Каган был юристом, присяжным судебной палаты, защитником прав московских евреев. Досуг проводил в литературно-художественном клубе, членом которого был много лет. Мать писательницы Елена (в девичестве Берман) была латвийской еврейкой, профессионально играла на фортепиано, была выпускницей Московской консерватории.

В семье воспитывались две дочери. Младшую сестру Лили звали Эльза, она родилась в 1899 году. Сестры были дружны, имели нежную привязанность друг к другу, о чем свидетельствуют их сохранившиеся письма. Но внешне и по характеру они были совершенно противоположными: Лиля рыжеволосая, дерзкая, своенравная, а Эльза белокурая, мягкая, спокойная. Девочки прекрасно говорили на французском и немецком языках, мать учила их музицированию.

Икона моды Советского Союза

Лиля Брик всегда умела произвести впечатление. Во многом благодаря своей страсти к моде и умению выгодно подчёркивать особенности внешности. У неё была бледная кожа, большие карие глаза и ярко-рыжие волосы. Она специально выкрасила стены своей комнаты в ультрамариновый синий, чтобы выгодно выделяться на их фоне во время званых вечеров. 

Брик постоянно экспериментировала с причёсками: причудливо укладывала чёлку, делала прямой пробор, выбривала затылок, заплетала косы и перевязывала их шёлковым шнурком. В 20-е годы в США появилось поколение «новых» женщин — флэпперов. Они отказались носить корсеты, укоротили юбки и подстригли волосы. Лиля подхватила и эту тенденцию. Она одной из первых в Москве сделала модную стрижку «Гарсон», красила губы в винный цвет и обводила глаза тёмным карандашом. Маяковский «потакал модным прихотям» Лили Брик. Он привёз ей из Мексики коробку разноцветных сигарет, и она выходила в свет, выбирая их под цвет платья.

Интерес к моде разделяла её сестра Эльза Триоле, которая жила в Париже. Она часто присылала Лиле посылки с косметикой, туфлями, духами, аксессуарами. Любимым предметом гардероба Лили были чулки. В Советском Союзе их производили из хлопчатобумажной ткани или фильдеперса. Эльза отправляла сестре тонкие, шёлковые. Но несмотря на то что Лиля получала от Эльзы модные заграничные наряды, она сама частенько брала в руки нитку с иголкой. Когда в 1921 году в СССР был дефицит тканей, Брик шила себе платья из узбекской набойки, украшала одежду ракушками, носила пальто из портьеры с бахромой.

У Лили были тёплые отношения с модисткой Надеждой Ламановой, которая в то время шила наряды для прима-балерин, актрис и вообще для всего московского бомонда. В октябре 1923 года фотографии Лили Брик и Эльзы Триоле в платьях от Ламановой появились на страницах французской газеты Excelsior-Dimanche. 

Лиля ещё в 1927 году стала одной из первых примеривших полупрозрачное платье. Она вообще во многом, что касалось советской моды, была одной из первых. Например, начала носить брюки. На это Лилю вдохновил близкий друг — французский модельер Ив Сен-Лоран. Он первый создал женский брючный костюм. Ив Сен-Лоран дарил Лиле много авторских вещей: блузы, брюки, пояса, браслеты. А к её 85-летию он специально создал для неё чёрное платье с бархатным жакетом. Сен-Лоран подарил Лиле духи Opium, которые нанесли на неё во время кремации. 

Лиля Брик умерла в 1978 году, приняв большую дозу снотворного. Ей было 87 лет. За несколько месяцев до этого она сломала шейку бедра. Лиля больше не могла вести прежнюю жизнь, чувствовала себя слишком беспомощной и поэтому выбрала свой способ уйти из жизни.

Детство и юность

Лилия Брик появилась на свет 11 ноября 1891 года по новому стилю. Она родилась в городе Москва, тогда еще Российской Империи. Настоящая фамилия — Каган. Хотя большую часть жизни ее знали именно под второй, которую женщина взяла после официального замужества.

Девушка происходила из еврейской семьи. Отца звали Урий (Юрий) Каган. Он был уважаемым и известным человеком. Служил адвокатом, защищал права этнического меньшинства в городе.

Кроме того, работал при местном внешнеполитическом ведомстве в качестве юрисконсульта. Помогал прибывающим творческим людям решать правовые и финансовые вопросы.

В свободное от трудовой активности время посещал литературный кружок, будучи его постоянным и давним членом.

В центре в белой шляпе — Лиля, слева от нее — родители, 1906 г.

Мать звали Елена Берман (после замужества — Каган). Она также была человеком творческим. В свои годы поступила в московскую консерваторию. Но из-за бурного развития личной жизни, замужества и рождения дочерей, закончить музыкальное образование так и не смогла. Хотя отлично играла на фортепиано.

Кроме того, интересовалась поэзией и частенько устраивала литературные вечера у себя дома.

В 1899 году через некоторое время после рождения первой дочери, на свет появилась младшая в семье. Ее назвали Эльза.

Эльза и Лили Брик в детстве

Начальное образование Лиля Брик получала дома. Силами частных преподавателей. Кроме того, мать учила ее играть на фортепиано. Благодаря стараниям наставников, она знала несколько иностранных языков. Свободно говорила на немецком и французском.

Спустя пару лет от начала занятий, девушку приняли в женскую гимназию. Она попала сразу в 5-й класс. Брик отличалась обширными знаниями и умением учиться.

Преподаватели неоднократно отмечали ее талант к точным наукам. Советовали родителям развивать математические умения своей дочери.

Интересно, что другие предметы давались девушке довольно трудно. К тому же, она совершенно не любила учиться. Хотя отлично справлялась.

Возможно, именно в этом и был основной корень проблемы. Формальное образование наводило на девушку тоску.

Фото: Лиля Брик в молодости

Затем начался сложный период поиска призвания и своего места в жизни. После окончания гимназии, девушка отправилась поступать на математическое отделение Высших женских курсов.

Однако очень скоро интерес к точным наукам сменился страстью к искусству. Следующим этапом стала учеба в архитектурном институте, где Лиля Брик осваивала основы скульптуры и живописи.

Освоением творческих дисциплин она занималась до 1911 года. А затем продолжила образование в Мюнхене.

Осип Брик: любовь всей жизни

Осип Брик стал первым мужем Лили. Познакомились они тогда, когда ей было тринадцать лет, а ему семнадцать. До женитьбы их отношения развивались на протяжении семи лет. Осип был вообще единственным, кто на горячие признания Лили ответил равнодушным отказом. От расстройства Лиля обзавелась нервным тиком и начала терять волосы. Но в 1912 году они поженились.

По признанию самой Лили, супружеские отношения между ними завершились довольно скоро – в 1915 году. Но теплые чувства остались на долгие-долгие годы. Брик писала о том, что любила Осипа более, чем мужа, отца или сына. Он был главной любовью ее жизни.

Увлекающаяся натура

Лиля Юрьевна Каган родилась в 1891 году в Москве. Её отец работал юрисконсультом в австрийском посольстве и занимался правом жительства евреев в Москве. Мать была родом из Риги. Лилю назвали в честь одной из героинь Гёте, творчеством которого увлекался её отец. 

Лиля и её младшая сестра Эльза получили блестящее образование, свободно говорили по-французски и по-немецки, играли на фортепиано. Так как их родители были людьми творческими, они часто устраивали у себя литературные вечера, в которых участвовали Лиля и Эльза. Семья также много путешествовала, благодаря чему у девочек сложился широкий кругозор. 

У Лили были способности не только к творчеству, но и к точным наукам. После окончания гимназии она поступила на математический факультет Высших женских курсов. Но со временем увлечение наукой сменилось увлечением искусством. «Первой любовью» Лили стала скульптура. В 1911 году она уехала в Мюнхен, чтобы учиться лепке в студии Швегерле. Но ей почти сразу пришлось вернуться в Москву из-за болезни отца. 

В Москве Лиля вышла замуж за Осипа Брика. Она много общалась с представителями интеллигенции и в 1914 году в Петрограде в квартирке на улице Жуковского открыла литературный салон. Там она познакомилась с балериной Александрой Доринской, которая танцевала в «Русских сезонах» Дягилева. Благодаря этой встрече Лиля увлеклась балетом. Она даже оборудовала дома специальную комнату с балетным станком. Брик не ждала грандиозного успеха — ей нравилось танцевать для себя.

Лиля пробовала себя в кино: она сыграла балерину в фильме «Закованная фильмой», который вышел в 1918 году. Это было немое чёрно-белое кино. Сценарий к нему написал Владимир Маяковский, он же исполнил главную роль — художника, влюблённого в ту самую балерину. 

Но больше актёрства Лилю интересовало создание фильмов. Она успела попробовать себя в качестве режиссёрки — вместе с Абрамом Роомом сняла документальный фильм «Евреи на земле». Это была кинокартина о том, как еврейские колонисты заселяли крымские земли. Фильм стал ответом на антисемитистские настроения советской прессы 20-х. Одним из сценаристов также выступил Владимир Маяковский. 

Лиля пробовала себя и как сценаристка. В января 1929 года на экраны вышел фильм «Стеклянный глаз», для которого Лиля написала сценарий вместе с Виталием Жемчужным. Это смесь документального и игрового кино, которая высмеивает художественные штампы.

После выхода «Стеклянного глаза» Лиля написала ещё один сценарий под ироничным названием «Любовь и долг, или Кармен». По её задумке, главную роль в этом фильме должен был сыграть Владимир Маяковский. К работе над картиной она планировала привлечь также Осипа Брика, братьев Кирсановых и Николая Асеева. Но Главрепертком сценарий не утвердил, и павильон для съёмок так и не выделили. 

У Лили Брик было много идей для сценариев. В РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства) хранится личный архив Лили Брик. В нём — более одиннадцати так и не увидевших свет сценариев, пьес и даже либретто.  

Лиля и Примаков

В 1930 году Лиля стала женой военачальника Виталия Примакова. Он занимал высокие должности, постоянно бывал в командировках, служил в Свердловске, Ростове-на-Дону, Ленинграде. Лиля повсюду сопровождала мужа, училась быть генеральской женой: эффектно сидела в седле, научилась стрелять из нагана. На радостях от выбитой мишени она писала полные гордости письма Осипу.

В браке с Примаковым Лиля нашла то, чего ей не хватало в её прошлой жизни — чувство уверенности в завтрашнем дне, но чувство это оказалось ложным.

В 1937 году Примаков был арестован по «делу Тухачевского». В расстрельных списках оказалась и сама Лиля.

Только личное вмешательство Сталина избавило её от смертного приговора. «Не будем трогать жену Маяковского» написал в своей резолюции генсек.

Пока нембутал не разлучит

С Василием Катаняном Лиля Брик была знакома давно, но в 1937 году дружба переросла в роман. Писатель был моложе её на 11 лет, женат (официальный брак с Брик он заключил в 1956 году), но именно Катанян стал постоянным спутником Лили Юрьевны на следующие 40 лет.


Лиля Брик в платье Ива Сан-Лорана с Сергеем Параджановым и мужем Василием Катаняном позирует на фоне коврика, подаренного Маяковским, 1978 год. (wikipedia.org)

Во время Великой Отечественной войны Брики, Катанян и Евгения Соколова (жена Осипа с 1925 года) эвакуировались в Пермь. Там отпраздновали 50-летие Лили Юрьевны, а в 1942 году вернулись в Москву. Брикам выделили клочок земли на окраине города. В 1945 году от остановки сердца умер Осип Брик. По словам Лили Юрьевны, в тот день закончилась и её жизнь.

Несмотря на это, жизнь её шла привычным порядком, круг общения составляли новые люди искусства. В числе таковых был режиссёр Сергей Параджанов. За него Лиля Юрьевна решила заступиться, когда его по статье за мужеложство посадили в тюрьму.

Была знакома Лиля Брик и с Ив Сен-Лораном, который называл её одной из трёх своих муз. Кутюрье подарил ей чёрное платье, в котором Лиля Юрьевна часто появлялась на публике. В Союзе она щеголяла элегантными авторскими туалетами от модельеров, парфюмом от Герлен, на столе были неизменно европейские деликатесы.

Для Майи Плисецкой Брик стала подругой и доброй волшебницей: дарила подарки, опекала. Дома у Лили Юрьевны балерина познакомилась со своим мужем Родионом Щедриным. Катанян и Брик, Плисецкая и Щедрин были соседями, часто встречали вместе Новый год, дружили семьями. Лиля Юрьевна помогла танцовщице с разрешением на заграничные гастроли.

Среди знакомых Лили Брик был и эпатажный Эдуард Лимонов — поэт и подпольный кутюрье московской интеллигенции. Лимонов описал Брик как «ярко раскрашенное существо».

В 1978 году Лиля Юрьевна упала с кровати и сломала шейку бедра. Несмотря на отличный уход и хорошие прогнозы врачей Брик угасала и не хотела быть обузой. 4 августа 1978 года она дождалась, когда муж уедет по делам в Москву, и приняла большую дозу снотворного. Femme fatale уснула. Навсегда.

Биография[править | править код]

Родился 16 () января  года в еврейской семье — купца первой гильдии Макса (Меера-Гозиаса) Павловича Брика и Полины Юрьевны Сигаловой (1868—?). Со стороны матери — двоюродный брат физика-теоретика Ю. Б. Румера и поэта-переводчика О. Б. Румера. В 1910 году окончил юридический факультет Московского университета и с 1911 года был помощником присяжного поверенного. В 1912 году женился на Лиле Юрьевне Каган.

Литературный деятель

В 1915 году состоялось знакомство Бриков с В. В. Маяковским. Издал поэмы Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». Будущий литературный критик Осип Брик в 1915 году оплатил литературно-художественный сборник футуристов «Взял», вышедший в декабре.

С 1916 года Осип Брик занимался филологией и журналистикой. Один из организаторов ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка). Участник художественных объединений левого искусства (комфуты, МАФ, ЛЕФ, РЕФ).

Вместе с В. Маяковским, Н. Пуниным и Э. Шталбергом входит в редакционный совет газеты «Искусство коммуны» (октябрь 1918 года).

С 1918 года Брики и Маяковский жили одной семьёй.

Плита колумбария Брика на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1920 году кратковременно работал юрисконсультом в ЧК.

В ЛЕФе

Теоретик и идеолог ЛЕФа («Левый фронт искусств»), создатель теорий социального заказа, производственного искусства, литературы факта. Повесть «Не попутчица» () вызвала бурные дискуссии. Автор острых полемических статей «Против творческой личности», «Почему понравился „Цемент“».

Был единственным критиком, отрицательно отозвавшимся о романе молодого пролетарского писателя Александра Фадеева «Разгром», выступив со статьёй «Разгром Фадеева». Собственно, он выступал даже не против конкретного сочинения, а против художественной литературы вообще, что стало частью полемики о роли советского искусства в 1920-е годы. Перед литературой нужно поставить задачу, утверждал Брик, «давать не людей, а дело. Формула М. Горького „Человек — это звучит гордо“ для нас совершенно не годна. Человек — это может звучать подло, гадко, в зависимости от того, какое дело он делает». На это извращение мысли Горького, впрочем, никто не обратил особого внимания, как и на саму оценку романа Фадеева Бриком.

В 1926 году написал в соавторстве с В. Маяковским пьесу «Радио-октябрь». Также в соавторстве с Маяковским написал ряд литературных манифестов.

В кино

В конце 1920-х годов пришёл работать в кинематограф, возглавил сценарный отдел киностудии «Межрабпом-Русь» (позднее — «Межрабпомфильм»). В 1927 году исполнил эпизодическую роль в одном из фильмов этой киностудии — «Дон Диего и Пелагея» (сыграл докладчика, рассказывающего о вреде бюрократизма). В 1929 году по заказу известного театрального режиссёра В. Э. Мейерхольда пишет сценарий фильма «Евгений Базаров» по роману «Отцы и дети». Замысел не удался, и режиссёр отказался от постановки.

После смерти Маяковского

В 1930-х «уходит в тень», пишет статьи о Маяковском, рецензии, ведёт литкружок. Произведения Брика до середины 1990-х гг. не переиздавались.

В годы Великой Отечественной войны — один из художественных руководителей и авторов текстов в редакции военно-патриотических плакатов «Окна ТАСС».

Умер у порога квартиры, в которой жил, от остановки сердца 22 февраля 1945 года. Был кремирован. Прах захоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Жизнь Осипа Брика: от адвоката до сценариста

В 1911 году Осип Максимович устроился работать помощником присяжного поверенного.
В 1912 году литератор женился на Лилии Каган. Эта женщина сыграла важную роль в становлении Брика как литературного деятеля.
В 1915 году по причине Первой мировой войны Брик с женой переехали из Москвы в Петроград, где они обустроились в доме на улице Жуковского. Через знакомого оперного певца писатель получил работу в автомобильной роте. Супруги устраивали в доме богемные встречи, на которые собирались все литературные умы того времени: Давид Бурлюк, Виктор Шкловский, Велимир Хлебников, Николай Асеев и др.
В июле этого же года Брики познакомились с Владимиром Маяковским, который зачитал на встрече поэму «Облако в штанах». Произведение произвело такое большое впечатление на Брика, что позже он опубликовал его за свой счет. После знакомства с поэтом-футуристом начался новый этап в жизни Осипа Максимовича, в котором основное место занимала литература.
В 1916 году публицист участвовал в формировании Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), который имел статус неформального научного кружка

В объединение входили литературные историки, стиховеды, лингвисты, которые фокусировали внимание не только на форме произведения, но и на языковой и речевой фонетике.
С осени 1918 года Брик являлся членом редакционного совета газеты «Искусство коммуны». Среди его коллег были Владимир Маяковский, Николай Пунин и Эрнест Шталберг.
В 1919 году литератор вступил в большевистскую партию и устроился на работу в ВЧК в качестве дипломированного юриста

На этой должности он проработал до 1921 года.
В 1923 году Брик совместно с другими теоретиками создал объединение ЛЕФ, что означает Левый фронт искусств, посвященный деятельности марксистских авангардистов. Лидером объединения считался Маяковский. Основная идея этой организации состоит в том, что ее представители пропагандируют писать произведения документального характера без придуманных персонажей. В качестве главного литературного жанра они выдвигают репортажно-очерковый, в визуальном плане — кинохронику и фотографию.
В 1923 году Осип Максимович опубликовал повесть о новом формате взаимоотношений в семье «Не попутчица». Работа была исполнена в стиле литературы факта, а ее содержание вызвало оживленную полемику.
В 1926 году Брик участвовал в написании пьесы «Радио-октябрь» вместе с Владимиром Маяковским.
В конце 1920-х годов литератор работал на киностудии «Межрабпом-Русь», где он возглавил сценарный отдел.
В 1927 году писатель получил эпизодическую роль в фильме «Дон Диего и Пелагея». Ему достался образ докладчика, рассказывающего о том вреде, который несет в себе бюрократизм.
В 1928 году Осип Брик вместе с Иваном Новокшоновым придумали сценарий к немому фильму Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана». Картина получила хороший отклик у зрителей не только в РСФСР, но и в Европе. В 1935 году фильм наградили призом Первого Московского международного кинофестиваля.
В 1929 году Брик написал сценарий к фильму «Евгений Базаров», но позже режиссер отказался от съемок.
С 1929 по 1940 год писатель работал над сценариями таких картин, как «Два-Бульди-два» (1929), «Опиум» (1930), «Кем быть?» (1931), драмы «Дохунда» (1936), «Случай в вулкане» (1940).
В апреле 1930 года погибает Владимир Маяковский. Брик глубоко переживает смерть друга и исчезает из поля зрения общественности. Он ведет литературный кружок, пишет рецензии и очерки о Маяковском.
В 1930-х годах Осип Максимович стал писать стихотворные сценарии к музыкальным произведениям для театра. Он является автором сценариев к операм «Камаринский мужик», «Именины» и «Иван Грозный».
В 1944 году литератор написал книгу воспоминаний «О Хлебникове». В его планах было выпустить подобную работу о Маяковском, но этому было не суждено случиться.
В годы Великой Отечественной войны Брик работал в редакции военно-патриотических плакатов «Окна ТАСС».

22 февраля 1945 года Осип Максимович скончался от сердечной недостаточности на пороге своей квартиры. Его тело кремировали, а прах захоронили на Новодевичьем кладбище.

Осип Брик

Лиля Брик — биография

Лиля Брик — представительница советской творческой интеллигенции. Она обладала сложным характером и была противоречивой личностью.

Несмотря на довольно скромные внешние данные женщина привлекала пристальное внимание к своей персоне. Она обладала притягательным и даже несколько дьявольским обаянием

Хорошо известен факт, когда к девушке сватался родной дядя, которого молодая особа покорила.

Брик владела одним из наиболее крупных художественных салонов. Она много времени проводила в общении с представителями мира искусства и наиболее известными творческими людьми двадцатого века.

Именно широкий круг приятелей и его специфика позволили женщине в свое время познакомиться с Владимиром Маяковским. Их отношения были сложными и в то же самое время странными.

Чего стоит любовный треугольник между поэтом-возлюбленным, Брик и официальным мужем, которому биографы и просто обыватели посвятили немало внимания при жизни, а затем и после смерти женщины.

Кроме прочего, Лиля Брик занималась изданием мемуаров. А после трагической кончины поэта Маяковского, организовала музей его имени, чтобы увековечить память творческого человека и облегчить свою совесть. Поскольку считала, что она была причиной самоубийства литератора.

Беременность и подпольный аборт

Исследователи до сих пор путаются в цифрах — сколько раз выходила замуж Лиля и сколько было неофициальных браков. А уж количество романов — однодневных и более длительных — просто не поддается счету.

В гимназии к девочке оказался неравнодушен учитель словесности. Узнав об этом, родители отправили Лилю к польской бабушке в деревню. Но там в нее влюбился родной дядя и даже хотел жениться. Лилю вернули в отчий дом. Однако через два года ее соблазнили — 17-летняя Брик забеременела от учителя музыки, хотела было оставить ребенка. Но мать и тетя нашли врача, который и операцию сделал, и девственность восстановил — по просьбе мамы, беспокоящейся за будущее девочки.

Лиля, впрочем, решила по-своему. После снятия швов она сама лишила себя девственности. А потом предприняла попытку суицида. Если бы не бдительная мать, вовремя принявшая меры, возможно, и Владимир Маяковский не написал бы многих произведений…

Но тогда Лили Каган, как звали девочку при рождении, и помыслить не могла, какая судьба ее ждет. Проявлявшая способности в разных сферах, она бросила математику, увлеклась архитектурой, затем — скульптурой. А потом вышла замуж за сотрудника компании по торговле кораллами Осипа Брика, который уже несколько лет обивал порог ее дома и был готов жениться, едва узнав о беременности Лили.

«Я и ему теперь жена». Как Лиля Брик владела всем и осталась ни с чем
Подробнее

Александр Краснощеков: революционер, банкир и растратчик

В разгар романа с Маяковским Лиля серьезно увлеклась руководителем Промбанка и революционером Александром Краснощековым. Краснощеков был очень привлекателен внешне. Имел героическую славу в прошлом и успешную партийную карьеру в настоящем. Пропустить такого кадра Лиля просто не могла. Роман с банкиром был ярким и “сумасшедшим”. Маяковский ревновал, а Осипа эти страсти очень веселили.

Все закончилось после ареста Александра. К тому времени его жена эмигрировала в США. Краснощекову было предъявлено несколько обвинений: злоупотребление властью и растрата. Будучи главой банка, он имел доступ к огромным суммам. Любовника Брик обвинили в том, что он на госсредства содержал в Америке жену, на них же устраивал роскошные кутежи и давал ссуды родственникам под вопиюще низкие проценты.

Лиля, конечно, очень страдала. Носила возлюбленному в Лефортово передачи и добивалась с ним свиданий. Маяковский протестовал и требовал безобразие прекратить, но все было бесполезно. Старшую дочь банкира Луэллу Лиля приютила у себя и дружила с ней до конца жизни.

Краснощекова позже освободят по состоянию здоровья, но страсть между ним и Брик к тому моменту бесследно угаснет.

Муза и глашатай революции

В 1918 году Маяковский предложил Лиле сняться в фильме, сценарий к которому он напишет сам. В ленте «Закованная фильмой» парочка сыграла главные роли. С этого времени Лиля начала жить с поэтом открыто. Пришлось объясниться с матерью и сестрой, которые готовились эмигрировать во Францию, где Эльза вышла замуж за французского офицера. В 1919 году Брики и Маяковский стали жить вместе в Москве, куда они переехали вслед за большевистским правительством. Чтобы заработать деньги, Маяковский делал рекламные и пропагандистские плакаты, а Лиля ему помогала. Брики жили за счёт поэта, который вдобавок следил за бытом. Однако вскоре влюблённые поссорились, и Маяковский переехал.


Первое совместное фото Брик и Маяковского, 1915 год. (wikipedia.org)

Лиля недолго грустила — у неё случилась интрижка с историком искусства Николаем Пуниным (будущим сожителем Анны Ахматовой). Однако тот дал понять, что Лиля интересует его только в физическом плане. Пара распалась. Осенью 1920 года она помирилась с Маяковским и поехала с ним в Петроград на встречу с Корнеем Чуковским.

Через Маяковского и его с Осипом журнал «ЛЕФ» Лиля познакомилась с известными современниками: Татлиным, Луначарским (с его помощью троица ездила за границу), Эйзенштейном, Родченко (он сделал множество фотографий музы), Пастернаком, Бабелем. Все они гостили в квартире Бриков: играли в карты, пили, танцевали, читали стихи. С ростом славы Маяковского расширялся круг полезных знакомых, появились деньги на заграничные путешествия: Лиля часто навещала мать и сестру в Европе. Там же покупала одежду, украшения, мебель и продукты, которые отправляла своим мужьям в Москву.


Осип и Лиля Брик с Владимиром Маяковским. (wikipedia.org)

В 1922 году Брик закрутила роман с главой Дальневосточной республики Александром Краснощёковым. Маяковский об этом знал и сильно ревновал. В 1923 году Краснощёков за воровство и растраты был арестован, а вскоре после смерти Ленина (простились Лиля и Маяковский с вождём без очереди 10 раз — по журналистскому удостоверению поэта) осуждён и отправлен в тюрьму. Лиля носила ему передачки, а также взяла шефство над его дочерью Луэллой. Любовь к Краснощёкову, по-видимому, была сильной, так как Брик решила порвать с Маяковским как с любовником, но оставить его в семье — именно поэт её и содержал. Брики и Маяковский жили втроём. При этом Осип влюбился в замужнюю женщину и дни проводил с ней, а ночи — дома.

Следующим в коллекции мужчин Лили стал режиссёр Лев Кулешов. Вся Москва сплетничала о том, что кинорежиссёр катает по городу на мотоцикле музу Маяковского. В 1929 году в Париже поэт пролетариев купил музе автомобиль Renault, в котором Лиля Юрьевна рассекала по столице, став второй женщиной-водителем в городе после жены французского посла. Маяковский регулярно привозил запчасти для машины из заграничных поездок. В 1928 году Брик снимала фильм «Стеклянный глаз» с Виталием Жемчужным — мужем любовницы Осипа. Меж тем Маяковский в Париже влюбился в Татьяну Яковлеву. Впервые с 1915 года свои стихи он посвящал не Лиле Брик.


Александр Родченко и Лиля Брик. (wikipedia.org)

С Вероникой Полонской Маяковского познакомил Осип Брик. Лиля сама подобрала новую подругу Владимиру Владимировичу, чтобы та была у неё под контролем. Полонская стала последней возлюбленной поэта — в 1930 году, пока Брики были в Европе (Маяковский через Кагановича выхлопотал для них визы), он застрелился. Похороны глашатая революции отложили до их возвращения. Наследниками Маяковский назначил мать, сестёр, Полонскую и Лилю Брик. На Полонскую Брик оказала давление и заставила отказаться от доли. Совнарком присудил половину гонораров от произведений Маяковского Брик, другая досталась матери и сёстрам поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: