Менандр

Менандр

Комментарии

Мирошников Евгений

первый заместитель губернатора Белгородской области, глава департамента цифрового развития

Назаров Александр Юрьевич

куратор национальных проектов и цифрового направления госкорпорации «Ростех»

Салаев Александр Рафикович

Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса

Наталья Алексеевна Сергунина

российский государственный деятель, занимает пост вице-мэра столицы

Радионова Светлана Геннадьевна

руководитель Росприроднадзора (с конца 2018 года), бывший заместитель главы Ростехнадзора

Назаров Андрей Геннадьевич

экономист, юрист, управленц и специалист в сфере горного оборудования

Плутник Александр Альбертович

юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»

Токарев Владимир Александрович

российский государственный деятель

Литература[править | править код]

Тексты и переводы

Русские:

  • Менандр. Комедии. / Пер. Г. Ф. Церетели. (Серия «Античная литература»). М.-Л.: Academia. 1936. XXXIX, 193 стр. 5300 экз.
  • Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. . 318 стр. 25000 экз.
  • Менандр. Комедии. Фрагменты. / Пер. С. Апта, А. Парина, Г. Церетели, О. Смыки. (Дополнения: Античные свидетельства о жизни и творчестве Менандра. / Пер. В. Чемберджи. Маски средней и новой комедии. / Пер. М. Гаспарова.) Ст. и прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, . 576 стр. 40000 экз.
  • Менандр. Комедии. Герод. Мимиамбы. / Пер. С. Апта, А. Парина, Г. Церетели. М.: Искусство, . 293 стр. 30000 экз.

Английские:

  • В «Loeb classical library

    Фрагменты Менандра с английским переводом (1921).

    » сочинения изданы в 3 томах (№ 132, 459, 460).

Французские:

  • В серии «Collection Budé» начато издание его сочинений: Ménandre.
    • Tome I, 1re partie: La Samienne. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e tirage revu et corrigé 1989) 3e tirage 2003. LXXXV, 106 p.
    • Tome I, 2e partie: Le Dyscolos. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e édition 1976) 5e tirage 2003. LXIII, 146 p.
    • Tome I, 3e partie: Le Bouclier. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. 2e tirage 2003. CXXII, 191 p.
    • T. IV. Les Sicyoniens. Texte établi et traduit par A. Blanchard. 2009. CXXXII, 51 p.

Исследования

На русском языке:

  • Галеркина, Б. Л. Элементы фольклора в «Угрюмце» Менандра // Вопросы античной литературы и классической филологии. — М., 1966. — С. 162—171.
  • Дружинина, Е. А. О выражении пеплехе тен тюрен у Менандра // Philologia classica. Вып. 6. — СПб., 2004. — С. 162—169.
  • Жданов, С. Н. К Менандровой «Перикейромене» // Журнал Министерства народного просвещения. — 1901. — авг. — С. 15-17.
  • История всемирной литературы. В 9-и т. Т. 1. — М., 1983. — С. 407—408 (Грабарь-Пассек, М. Е., Ярхо, В. Н.).
  • История греческой литературы. В 3-х т. Т. 3. — М., 1960. — С. 20-40 (Толстой, И. И.).
  • Маринович, Л. П., Кошеленко, Г. А. Куда и зачем плавал Демея? // Закон и обычай гостеприимства в античном мире: Доклады конференции. — М., 1998. — С. 80-98.
  • Павленко, Л. В. Комедия Менандра «Щит» // Вестник древней истории. — 1975. — 4. — С. 80-92.
  • Павленко, Л. В. Менандр: Новые находки и проблематика изучения творчества // Вестник древней истории. — 1977. — 2. — С. 154—159.
  • Павленко, Л. В. Менандр как источник по истории раннего эллинизма // Вестник древней истории. — 1982. — 4. — С. 103—112.
  • Попова, Т. В. Новая комедия Менандра // Вопросы античной литературы в зарубежном литературоведении. — М., 1963. — С. 105—108.
  • Савельева Л. И. Менандр и его новонайденная комедия «Угрюмец». Казань, 1964. 59 стр. 600 экз.
  • Тахо-Годи, А. А. О некоторых особенностях языка и жанра комедии Менандра «Дискол» («Ненавистник»). Синтаксис сложного предложения в комедии Менандра «Дискол» в связи с общими проблемами синтаксиса // Вопросы классической филологии. Вып. 1. — М., 1965. — С. 42-96.
  • Тронский, И. М. «Сикионец» Менандра // Вестник древней истории. — 1966. — 4. — С. 54-67.
  • Тронский, И. М. История античной литературы. — М., 1988. — С. 200—206.
  • Тронский, И. М. Новонайденная комедия Менандра «Угрюмец» // Вестник древней истории. — 1960. — 4. — С. 21-38.
  • Церетели Г. Ф. Новооткрытая комедия Менандра Eritrepontes. СПб., 1908. 44 стр.
  • Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Самианка». СПб., 1909. 43 стр.
  • Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Отрезанная коса». СПб., 1910. 55 стр.
  • Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Герой». СПб., 1911. 37 стр.
  • Церетели Г. Ф. Новые комедии Менандра. Юрьев, 1914. 495 стр.
  • Церетели, Г. Ф. Комедия Менандра «Земледелец» // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — авг. — С. 351—380.
  • Церетели, Г. Ф. Греческие литературные папирусы. 1: Отрывок комедии Менандра «Конейазоменай» из собрания В. С. Голенищева // Журнал Министерства народного просвещения. — 1909. — февр. — С. 89-96.
  • Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. (Серия «Из истории мировой культуры»). М.: Наука, 1979. 175 стр. 30000 экз.
  • Ярхо В. Н. Менандр: у истоков европейской комедии. М.: Лабиринт, 2004. 448 стр. Тираж не указан.
  • Ярхо В. Н. Менандр — поэт, рождённый заново. «Самиянка» Менандра, или Еврипид наизнанку. Комедия Менандра «Ненавистный». От новаторства до трюизма — один шаг // Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература: Греческая и греко-римская комедия. — М., 2000. — С. 78-168.

Менандр: библиография и драматургия

Содержание комедий

Основная тема творчества драматурга – быт и нравы современников. Комедии Менандра поднимают проблемы семейной жизни, взаимоотношений отцов и детей, бедных и богатых. Действующие лица – простые и узнаваемые персонажи с типичными для общества той эпохи характерами и судьбами. Главные герои – рабы, воины, купцы и крестьяне, а в любовных интригах зачастую замешаны божества. Для комедий Менандра характерны трогательность, лиризм, наличие пролога и эпилога, а также интерес автора к психологической мотивации поступков героев.

Список работ

До наших дней дошли в полном виде только пять комедий Менандра:

Название Год
Брюзга 316 до н. э.
Третейский судья 315 до н. э.
Обрезанный 314 до н. э.
Герой 313 до н. э.
Самиянка 311 до н. э.

Биография

Менандр, сын Диопита и Эгестраты, был бы учеником Теофраста и компаньоном эфебии Эпикура . Вероятно, именно через них Менандр вступил в контакт с Деметрио Фалерео , укрепив с ним дружбу, которая, согласно источникам, доставила ему некоторые политические проблемы после того, как Деметрио Полиорсет сверг его в 307 г. Менандр дебютировал в театре. примерно в 321 г. , а в следующем десятилетии он зарекомендовал себя как плодовитый драматург. Хотя автор чуть более ста пьес (точное количество до нас не дошло), в жизни ему не повезло: он выигрывал, по сути, только восемь раз юмористические конкурсы.

Затем он сделал свои первые шаги в театральном мире в Афинах, через семьдесят лет после смерти Аристофана : за это время греческое общество претерпело огромные исторические изменения. Живя в период, когда πόλις ( полис ) и его гегемонистское центральное положение стали просто воспоминанием о прошлом, афинскому драматургу трудно возобновить темы фарсовой и сатирической комедии в политическом плане . для которых преобладающая роль интеллигента материализовалась не в активном участии в политической жизни в строгом смысле, а в развлечении элитарной и избранной публики.

Постановка Менандреа, таким образом, не соответствует политическим интересам, а скорее направлена ​​на исследование человека не через фонарь Диогена , а через трещину в повседневной жизни, из которой мы все можем извлечь самые верные и самые аутентичные черты человека. обычный индивидуум, «один из многих», который, однако, составляет почти всю человеческую расу.

Изгнав Фалерео, ему удалось избежать суда благодаря заступничеству Телесфоро, двоюродного брата Деметрио Полиорсета , нового владыки Афин. Он всегда оставался привязанным к Афинам, городу, который никогда не покидал, несмотря на то, что ему предлагали работу при многих дворах государей, в том числе при царе Египта Птолемее I и при дворе Македонии . Некоторые оправдывают этот выбор вероятными отношениями между Менандром и эфиром по имени Глицера, но реальное существование этой связи подвергается сильному сомнению.

Менандр умер около 291 г. , по некоторым данным, утонув во время купания в водах Пирей , недалеко от Афин. В отрывке из Павсания утверждается, что могила драматурга находилась на дороге, ведущей из города в порт.

Древнегреческий писатель-комедиограф

В истории мировой литературы фигура древнегреческого комедиографа Менандра занимает особое место. Его комедии, созданные в IV веке до нашей эры, оказали значительное влияние на развитие театра, литературы и культуры в целом.

Менандр был одним из самых плодовитых драматургов своего времени, написав более ста пьес

Однако до наших дней сохранились лишь фрагменты его творчества, что не умаляет его важности и величия

Комедии Менандра отличаются реалистичностью, юмором и глубоким пониманием человеческой природы. Он изображал повседневную жизнь Афин, высмеивал человеческие пороки, обличал общественные нравы.

Герои Менандра – обычные люди со своими слабостями и достоинствами. Они попадают в смешные и нелепые ситуации, а их взаимоотношения становятся предметом тонкого и остроумного анализа.

Язык Менандра отличается изяществом, живостью и разговорным характером. Его комедии были очень популярны у современников и оказали значительное влияние на римских драматургов, в частности, на Плавта и Теренция.

Комедии Менандра

Менандр – блистательный афинский комедиограф, чьи произведения прославили его по всей Элладе. Он писал пьесы, остроумно и точно отражавшие нравы и обычаи своего времени, а его персонажи были живыми и узнаваемыми образами, взятыми из повседневной жизни.

Комедии Менандра поражают своим разнообразием. Среди них есть как легкие, развлекательные пьесы, так и серьезные драмы, затрагивающие глубокие философские и социальные вопросы. Но даже в своих самых смешных и непринужденных комедиях Менандр никогда не забывал о нравственном развитии своих зрителей. Он высмеивал глупость, порок и несправедливость, но делал это с добротой и пониманием, не унижая своих персонажей, а вызывая у зрителей сочувствие и желание стать лучше.

Вклад в литературу

Менандр является одним из самых значительных комедиографов Древней Греции. Его пьесы оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии.

Владлен давыдов, исследователь античной литературы, отмечал особую смелость и оригинальность Менандра

Он нарушил существовавшую до него традицию изображения богов на сцене и сосредоточил внимание на простых людях и типичных жизненных ситуациях

Известные работы

Из этих известных произведений по большей части есть только короткие фрагменты, а о содержании остальных можно только догадываться по римским адаптациям. Заголовки даны здесь в алфавитном порядке их транслитерации с греческого языка. Некоторые названия в Менандре соответствуют психологическим типам, описанным Теофрастом в его работе Les Caractères .

  • Адельфой («Братья»)
  • Адельфой (ид., Вторая версия)
  • Андрия («Андриенн»)
  • Андрогин или Крес («Андрогин или критянин»)
  • ApistosНедоверчивый »)
  • Аспис («Щит», почти полное произведение)
  • Dis exapatôn («Двойной обман»)
  • Дисколезия («Ле Буррю», полное произведение)
  • Epitrépontes («Арбитраж», почти полная пьеса)
  • Евнухос («Евнух»)
  • Георгос («Пахарь»)
  • Heautontimôroumenos («Палач самого себя»)
  • Эрос («Герой»)
  • Иерея («Жрица»)
  • Мисуменос («Ненавистные»)
  • Perikeiromenè («La Tondue» или «Женщина с перерезанной петлей»; важные фрагменты)
  • Фазма («Призрак»)
  • Плокион («Буклет» или, возможно, «Ле Пети Колье»)
  • Самия («Самии»; почти полное произведение)
  • Sikyônioi ( »  Sicyonians  «; важные фрагменты)
  • Синаристосай («Те, кто обедают вместе»)
Редакции
  • A. Körte и A. Thierfelder , Menandri quae supersunt , t. II, Лейпциг, 1959 г.
  • Менандр (пер., Записки и выступление Алена Бланшара), Театр . Париж, Librairie Générale Française, сб. «Классическая карманная книга», 2000 г.
  • (ru) Менандр, Том I: Аспис к эпитрепонту. Том II: Герои в Перинфию. Том III: от Самии до Фазмы , отредактированный и переведенный У. Джеффри Арноттом, Гарвард (Массачусетс), Классическая библиотека Леба, т. 132 459 460, 1979–1996–2000.

Творчество[править | править код]

Менандр с комедийными масками: юноша, старик, мнимая девственница. Древнеримский рельеф.

Мир комедий Менандра — частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; нет ещё индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, — такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов — вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает Менандра величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70).

Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах Менандра видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами — молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью — определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях Менандра является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка — значит совершать дурное деяние.

Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Не меньше пяти комедий посвятил Менандр изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух».

Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии Менандра: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий Менандра считались «Женоненавистник» и «Фаида».

Как сюжеты комедий Менандра, так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше — с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили Менандру блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов — ямбический триметр и трохеический тетраметр. Хоров в комедиях Менандра не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям Менандр всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций — к Еврипиду.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Комедии

О Менандре были известны в древности 105 комедий, только 8 из которых добились победы в афинских драматических агонах. В рукописях, однако, дошли только « Сентенсы » , собрание афоризмов народной мудрости из его комедий, все в одном стихе ( моностичном ), о женщинах, дружбе, воспитании, удаче.

Наши знания о Менандре зависят исключительно от папирусов, обнаруженных в двадцатом веке, включая папирус из Каира и кодекс Бодмера, опубликованный в 1959 году. Другие папирусы позволяют нам читать Аспис ( Щит ); Дисколос ( Мизантроп » или «Землеройка » ; представлено в 316 г. до н.э. , единственное произведение, сохранившееся нетронутым, хотя и с некоторыми пробелами); Epitrepontes ( Арбитраж ; в основном получил); мисуменос ( Ненавистный человек , получивший за две трети); Самия ( Женщина Самоса ) ; Перикеиромена ( Стриженая женщина ) . Остались более или менее длинные фрагменты других пьес. Мы помним среди них Ненавистного , Дважды обманщившего , Женщину Перинто и Ло Сторфиаппо .

Творчество

XX век принес человечеству открытие множества комедий Менандра и дополнил библиографию, уже насчитывающую ряд томов. Оказалось, что мир произведений грека включал описание бытовых отношений, происходивших в древнем обществе властных хозяев и покорных рабов.

Отсутствие реалистичных персонажей сделало сочинения ценным материалом для изучения жизни и быта непримечательных людей. Правда, отсутствие психологизма в сюжетах, повествовании и характерах не способствовало демонстрации переживаний и бурных страстей.

Подобно Анакреонту, предпочитавшему светский тон литературы, Менандр описывал рядовые события простонародным понятным языком. Таким образом, герой комедии, шедшей на сцене афинских театров, был близок и знаком и восторженно воспринимался зрителем.

Действия таких выдающихся сочинений, как «Брюзга», «Третейский суд» и «Самиянка» наполнялись любовными интригами и аферами корыстных людей. Характеры, повторяющиеся в произведениях в виде одноименных персонажей, служили для автора главным средством воплощения идей.

В собирательных типажах героинь-любовниц, находчивых рабов и глав семейства Менандр высмеивал черты жизни, известной грекам с древних времен. Отцы препятствовали неравным бракам, но дочери все равно находили счастье и представали в финале пьесы в качестве законных жен.

Отдельное место в творчестве комедиографа занимали хвастуны-солдаты, а также состоятельные граждане, помогавшие беднякам

Это было нововведением, характерным для эллинской литературы, наряду с меньшим авторским вниманием к воинам и олимпийским богам

Таковыми считались произведения «Евнух», «Братья», «Щит» и «Андриянка», переведенные поэтом Теренцием с древнегреческого на латынь. Они пользовались популярностью на сцене римских театров благодаря благополучному исходу в судьбе героев.

Во время раскопок исследователи обнаружили, что наследие Менандра составило около 108 пьес. Они соотнесли сохранившиеся отрывки сочинений с жанром романа, который у европейской публики вызывал большой интерес.

Правда, слог опубликованных комедий не имел ничего общего со светской прозой и представлял собой свойственный поэзии ямбический и трохеический метр. Строение, основанное на еврипидовской драме, не содержало вступлений хора, а философская составляющая соотносилась с понятиями из эпикурейских недр.

Эти особенности обеспечили популярность пьесам «Фаида» и «Самоистязатель», и имя создателя гремело в театрах на протяжении веков. Менандра считали основателем новоаттической комедии, а соратниками и последователями стали Плавт, Дифил и Филемон.

По прошествии периода античности произведения комедиографа неожиданно исчезли, но потом обнаружились десятки свитков с рядом изречений и цитат. Египетские папирусы и древние рукописи, найденные в библиотеке Ватикана, до сих пор расцениваются учеными как редкий литературный экспонат.

Библиография

  • Карло Диано, Заметки на полях «Дисколоса» Менандро , Падуя, 1959.
  • Карло Диано, Дисколос или дикая природа, Падуя, 1960 г., Флоренция, 1966 г.
  • Массимо Росси, The Pap.Oxy. Инв.16 2В.52 и Аспис Менандра , в «Прометее», а. III (1977), стр. 43–48.
  • Гвидо Падуано (под редакцией), Менандро. Комедия , Милан, 1980 (содержит Lo scudo , Il Misantropo , L’arbitrato , La donna shered , La donna di Samo ).
  • Г. Марин Гримани, Менандро , Комедия , Ла Специя, 1990 (содержит Мизантропа , Стриженную женщину , Женщину Само ) — ISBN 88-403-6543-5
  • Анджело Казанова (под редакцией), Менандро и эволюция греческой комедии , Флоренция, University Press, 2014 г.

Биография

Сын Диопита и Гегесистраты, сестры драматурга Алексея , Менандр обладал достаточным количеством имущества, чтобы вести комфортную жизнь. Он был юношеским другом Эпикура и Зенона из Кития , а также учеником своего родственника поэта Алексея из Турия и философа Теофраста , преемника Аристотеля в лицее и автора трактата «Персонажи » ( Ἠθικοὶ χαρακτῆρες ), который, вероятно, повлияло на его творчество драматически. Он был высшим представителем новой афинской комедии вместе с Филимоном Сиракузским (или Солосом (Киликийским) , Дифилом , Аполлонием из Каристо и Посидонием из Кассандры , и написал сто пять пьес, одна из которых дошла до наших дней завершенной, Arisco ( Dyskolos ), и шесть почти целых, Arbitraje , Detestado , Escudo , Rapada , Samia и Sicionio (оригинальные названия, Epitrépontes , Misoúmenos , Aspis , Perikeiroméne , Samia , Sicyonios ), а также отдельные сцены из восемнадцати. Только избранные фрагменты Остается от остальных более или менее за свою гномическую ценность Любимец Деметрия Фалерейского (317-307 до н.э.), впадает в немилость Деметрия Полиоркета и Лакара Живет отдельно от гетеры Гликеры (Γλυκέρα) в Пирее Комедии Менандра были Ленее , пять в Дионисии ), но был отложен, возможно, по политическим причинам, к старшему Филимону, на тридцать лет старше, в пользу общества, он отклонил приглашение Птолемея I Сотера установить осел в Александрии .

Биография[править | править код]

Афинянин, сын Диопифа, из дема Кефисии; глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. От античных времен сохранилось предание, что Менандр получил воспитание у Алексида, одного из крупнейших представителей средней комедии. Византийский лексикон Суда называет Менандра племянником Алексида; это невероятно, учитывая неафинское происхождение последнего. Скорее всего, здесь сказалось характерное для античности стремление увязывать творческую преемственность между поэтами с фактами их биографии.

Менандр был сверстником и другом Эпикура, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию.

52-х лет от роду Менандр утонул в море, купаясь в гавани вблизи своего дома.

Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. До нашего времени полностью (за исключением нескольких строк) дошла только комедия «Δύσκολος» «Брюзга».

Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенёсших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему

Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262—185 г

до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх, ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, — замечает моралист, — если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана, Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком.

Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним Стридонский, Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения — например, апостол Павел цитирует Менандра в своем Первом послании к Коринфянам: «Худые сообщества развращают добрые нравы»(1Кор. 15:33). Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Афинея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι).

Открытие комедий Менандра[править | править код]

В Средние века комедии Менандра были утеряны; сохранились только цитаты из них, превратившиеся в расхожие афоризмы. Первая подборка фрагментов из Менандра была издана в 1709 г. Жаном Ле Клерком в Амстердаме, в 1823 г. в Берлине выходит гораздо более полная (около 500 фрагментов) подборка, изданная Августом Мейнеке. В мае 1825 года И. В. Гёте говорил в беседе со своим секретарём И. П. Эккерманом:

К концу XIX века было известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагмент комедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре на Синае на двух пергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 году в Египте был приобретен папирус, содержащий 90 стихов — начало комедии «Земледелец».

Перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса — книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии.

Число папирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 году опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки» и «Щита» (кодекс III — начала IV вв.). В 1901—1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы».

В 2003 году в сирийской рукописи IX века из Библиотеки Ватикана были найдены отдельные листы-палимпсесты со стертым греческим текстом IV века. Благодаря современным технологиям, таким как спектральная съёмка (en:spectral imaging), греческий текст оказалось возможным прочесть: он представляет собой около 200 строк из «Брюзги» и около 200 строк ещё одной комедии Менандра, которую пока не удалось идентифицировать. Подобная находка была также сделана в 2014 году студентами, исследующими палимпсесты в волнах различного диапазона.

Потомство

Античность и современность

В античности Менандр был настоящей культурной моделью. Археологические документы показывают большое количество афиш с его комедиями. Его изучали в школах, особенно за его риторику и моральные предложения, которые были отделены от его произведений, а из которых составили, смешав их со стихами, взятыми у других авторов, гномический сборник для использования в классах.

Он стал образцом латинской комедии, оказав влияние на Плавта и Теренция, которые в значительной степени подражали и адаптировали его сюжеты. Теренс, которого Юлий Цезарь называл «полу-менандром», поехал в Грецию, по-видимому, в основном для того, чтобы получить комедии Менандра, которые ему не принадлежали, и, как говорят, погиб в кораблекрушении на обратном пути в Италию. перевод 108 его пьес.

Аристофан Византийский , руководивший Александрийской библиотекой, ставил Менандра после Гомера, тогда как в то время библиотеки классифицировались в иерархическом порядке. Восхищение Византии Аристофаном Менандром выражается в знаменитом вопросе: «О Менандр, о жизнь, кто из вас подражал другому? «.

Плутарх в своем « Сравнение Аристофана и Менандра» (Трактат 56 о моральных трудах ), гл. X заявляет: «Менандр, помимо своего обаяния, всегда доставляет полное удовлетворение, будь то в театре, во время интервью или на банкетах: для чтения, обучения, драматических конкурсов предметом являются его стихи. Греция создала прекрасное . Что, собственно, оправдывает поход в театр культурного человека, как не желание послушать Менандра? » (Перевод Ж. Лашено).

Менандр оказал влияние на классический театр , хотя его тексты были уже недоступны. Буало упоминает об этом в своем « Поэтическом искусстве»  :

—  Поэтическое искусство , III, 349-358

В предисловии к пьесе « Беренис» Расин напоминает о творческой простоте Менандра, с которым он чувствует близость. Гете и Гольдони тоже вдохновлены его театром. По большей части итальянский импровизированный театр напоминает постановки Новой комедии, одним из главных представителей которой является Менандр.

Повторное открытие Менандра XX — го  века

Несмотря на публикацию работы Гийом Гизо в 1855 году, Менандр не был известен в конце XIX — го  века , так как многие цитаты более или менее краткой и несоизмеримых с некоторыми анекдотами сомнительной подлинности и Латинской адаптаций сильные книги комического поэта Теренс . Он вновь открыл XX — го  века и считается одной из жемчужин папирологии литературной. Действительно, Oxyrhynque папирусы дал нам, с 1907 г., шесть полных или в значительной степени сохранились комедий: Le Dyscolos ( Ὁ δύσκολος ) или Ле Bourru , нашли среди Bodmer папирусов которого публикация Виктора Мартина в 1959 году возродил Menandrian исследования, Арбитраж ( Οἱ ἐπιτρέποντες ) , La Samienne ( Σ Σαμία ), La Tondue ( Ἡ περικειρομένη ), Щит ( Ἡ ἀσπίς ) и сикионцы ( Οἱ Σικυώνιοιοι ). Меньшие папирологические фрагменты принадлежат другим утраченным комедиям ( Призрак , Женщина, одержимая Божеством и др.).

Примечания и ссылки

  1. также известна как Неа
  2. ↑ и , стр.  292
  3. ↑ и , стр.  293
  4. Моностические предложения Менандра ( Γνῶμαι μονόστιχοι )» использовались для обучения греческому языку с поздней античности до эпохи Возрождения, по крайней мере: П. Булхол, «Grec langaige n’est pas doulz au françois». Изучение и преподавание греческого языка в древней Франции (IV — го века — 1530) . Экс-ан-Прованс, Presses Universitaires de Provence, 2014, стр.  19 , 158, 315 и 325.
  5. Светоний , Vita Terentii , 5: «  О, ты, Менандр …!  «.
  6. Ср. Светоний, Vita Terentii , 5: «  Q. Cosconius redeuntem e Graecia perisse in mari dicit cum C. и VIII. fabulis convertis a Menandro  ».
  7. Передано Евсевием Кесарийским , Подготовка Евангелия , X, 3, 12.
  8. Гийом Гизо , Менандр, историко-литературное исследование греческой комедии и общества . Париж, Дидье, 1855, 457 с.
  9. Теофраст, персонаж XVIII .
  10. Теофраст, Персонаж IV .

Произведения[править | править код]

Пьесы, сохранившиеся (в том числе частично) на папирусах
  • Брюзга;
  • Самиянка;
  • Третейский суд;
  • Остриженная
  • Щит;
  • Ненавистный;
  • Сикионец;
  • Земледелец;
  • Герой;
  • Льстец;
  • Кифарист;
  • Двойной обман;
  • Привидение;
  • Одержимая;
  • Девушка из Перинфа;
  • Карфагенянин;
  • Женщины, готовые к смерти;
  • Гидрия.
Пьесы, известные благодаря их цитированию другими авторами
  • Ожерелье;
  • Подкидыш, или Деревенщина;
  • Женоненавистник;
  • Аррефора, или Флейтистка;
  • Рыбак;
  • Лжегеракл;
  • Гнев;
  • Пьянство;
  • Женщины за завтраком;
  • Кормчие;
  • Братья;
  • Сирота-наследница;
  • Самоистязатель;
  • Судовладелец;
  • Возничий;
  • Получающая пощёчину;
  • Девушка с Андроса;
  • Залог;
  • Трофоний;
  • Родственники;
  • Сокровище;
  • Фаида;
  • Суеверный;
  • Сетка для волос;
  • Левкадия;
  • Обвиняемый;
  • Сжигаемая;
  • Выставленные на продажу;
  • Гимнида;
  • Дитя;
  • Жрица;
  • Конюх;
  • Вербовщик;
  • Братолюбивые;
  • Привратник;
  • Девушка из Беотии;
  • Фрасилеонт;
  • Халкии;
  • Распорядительница;
  • Кинжал;
  • Евнух;
  • Жители Имброса;
  • Человек из Эфеса;
  • Фессалиянка;
  • Девушка из Олинфа;
  • Похотливый;
  • Перстень;
  • Плакальщица;
  • Воины;
  • Канефора;
  • Сводные братья;
  • Сожительница;
  • Предупреждающий обвинение;
  • Женоподобный, или Критянин;
  • Кормилица;
  • Недоверчивый;
  • Гликера;
  • Ахейцы;
  • Сам себя мучающий;
  • Близнецы;
  • Бродячий жрец;
  • Женатый;
  • Соперница;
  • Фанион.

Внешние ссылки

  • Викискладе есть медиа-категория для Менандра .
    • Тексты Менандра на греческом языке в Wikisource .

ГИЛЬ , Луис: Менандр и религиозность его времени ; текст в PDF . Тетради по классической филологии . 1971. Мадридский университет Комплутенсе .

  • MORENILLA TALENS, Кармен: Менандр: новая комедия . Университет Валенсии

    Текст на сайте Liceus .

Центральная роль раба Даво в комедии «Аспис» ; на сайте InterClassica Университета Мурсии .

АЛЬВАРЕС, Клара: Морфологический и синтаксический анализ фрагмента 559 Менандра.

  • Менандра и Филистиона ; на латыни

    Другой файл .

    .

  • ПЛАТАРХ : Моралия , X, 59: Сравнение между Аристофаном и Менандром (Συγκρίσεως Αριστοφάνους και Μενάνδρου επιτομή — Comparationis Aristophanis et Menandri compen ).

Менандр в проекте «Персей»: 1 ; 2 .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: