Комментарии
Мирошников Евгений
первый заместитель губернатора Белгородской области, глава департамента цифрового развития
Назаров Александр Юрьевич
куратор национальных проектов и цифрового направления госкорпорации «Ростех»
Салаев Александр Рафикович
Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса
Наталья Алексеевна Сергунина
российский государственный деятель, занимает пост вице-мэра столицы
Радионова Светлана Геннадьевна
руководитель Росприроднадзора (с конца 2018 года), бывший заместитель главы Ростехнадзора
Назаров Андрей Геннадьевич
экономист, юрист, управленц и специалист в сфере горного оборудования
Плутник Александр Альбертович
юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»
Токарев Владимир Александрович
российский государственный деятель
Литература[править | править код]
Тексты и переводы
Русские:
- Менандр. Комедии. / Пер. Г. Ф. Церетели. (Серия «Античная литература»). М.-Л.: Academia. 1936. XXXIX, 193 стр. 5300 экз.
- Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. . 318 стр. 25000 экз.
- Менандр. Комедии. Фрагменты. / Пер. С. Апта, А. Парина, Г. Церетели, О. Смыки. (Дополнения: Античные свидетельства о жизни и творчестве Менандра. / Пер. В. Чемберджи. Маски средней и новой комедии. / Пер. М. Гаспарова.) Ст. и прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, . 576 стр. 40000 экз.
- Менандр. Комедии. Герод. Мимиамбы. / Пер. С. Апта, А. Парина, Г. Церетели. М.: Искусство, . 293 стр. 30000 экз.
Английские:
- В «Loeb classical library
Фрагменты Менандра с английским переводом (1921).
» сочинения изданы в 3 томах (№ 132, 459, 460).
Французские:
- В серии «Collection Budé» начато издание его сочинений: Ménandre.
- Tome I, 1re partie: La Samienne. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e tirage revu et corrigé 1989) 3e tirage 2003. LXXXV, 106 p.
- Tome I, 2e partie: Le Dyscolos. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e édition 1976) 5e tirage 2003. LXIII, 146 p.
- Tome I, 3e partie: Le Bouclier. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. 2e tirage 2003. CXXII, 191 p.
- T. IV. Les Sicyoniens. Texte établi et traduit par A. Blanchard. 2009. CXXXII, 51 p.
Исследования
На русском языке:
- Галеркина, Б. Л. Элементы фольклора в «Угрюмце» Менандра // Вопросы античной литературы и классической филологии. — М., 1966. — С. 162—171.
- Дружинина, Е. А. О выражении пеплехе тен тюрен у Менандра // Philologia classica. Вып. 6. — СПб., 2004. — С. 162—169.
- Жданов, С. Н. К Менандровой «Перикейромене» // Журнал Министерства народного просвещения. — 1901. — авг. — С. 15-17.
- История всемирной литературы. В 9-и т. Т. 1. — М., 1983. — С. 407—408 (Грабарь-Пассек, М. Е., Ярхо, В. Н.).
- История греческой литературы. В 3-х т. Т. 3. — М., 1960. — С. 20-40 (Толстой, И. И.).
- Маринович, Л. П., Кошеленко, Г. А. Куда и зачем плавал Демея? // Закон и обычай гостеприимства в античном мире: Доклады конференции. — М., 1998. — С. 80-98.
- Павленко, Л. В. Комедия Менандра «Щит» // Вестник древней истории. — 1975. — 4. — С. 80-92.
- Павленко, Л. В. Менандр: Новые находки и проблематика изучения творчества // Вестник древней истории. — 1977. — 2. — С. 154—159.
- Павленко, Л. В. Менандр как источник по истории раннего эллинизма // Вестник древней истории. — 1982. — 4. — С. 103—112.
- Попова, Т. В. Новая комедия Менандра // Вопросы античной литературы в зарубежном литературоведении. — М., 1963. — С. 105—108.
- Савельева Л. И. Менандр и его новонайденная комедия «Угрюмец». Казань, 1964. 59 стр. 600 экз.
- Тахо-Годи, А. А. О некоторых особенностях языка и жанра комедии Менандра «Дискол» («Ненавистник»). Синтаксис сложного предложения в комедии Менандра «Дискол» в связи с общими проблемами синтаксиса // Вопросы классической филологии. Вып. 1. — М., 1965. — С. 42-96.
- Тронский, И. М. «Сикионец» Менандра // Вестник древней истории. — 1966. — 4. — С. 54-67.
- Тронский, И. М. История античной литературы. — М., 1988. — С. 200—206.
- Тронский, И. М. Новонайденная комедия Менандра «Угрюмец» // Вестник древней истории. — 1960. — 4. — С. 21-38.
- Церетели Г. Ф. Новооткрытая комедия Менандра Eritrepontes. СПб., 1908. 44 стр.
- Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Самианка». СПб., 1909. 43 стр.
- Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Отрезанная коса». СПб., 1910. 55 стр.
- Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Герой». СПб., 1911. 37 стр.
- Церетели Г. Ф. Новые комедии Менандра. Юрьев, 1914. 495 стр.
- Церетели, Г. Ф. Комедия Менандра «Земледелец» // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — авг. — С. 351—380.
- Церетели, Г. Ф. Греческие литературные папирусы. 1: Отрывок комедии Менандра «Конейазоменай» из собрания В. С. Голенищева // Журнал Министерства народного просвещения. — 1909. — февр. — С. 89-96.
- Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. (Серия «Из истории мировой культуры»). М.: Наука, 1979. 175 стр. 30000 экз.
- Ярхо В. Н. Менандр: у истоков европейской комедии. М.: Лабиринт, 2004. 448 стр. Тираж не указан.
- Ярхо В. Н. Менандр — поэт, рождённый заново. «Самиянка» Менандра, или Еврипид наизнанку. Комедия Менандра «Ненавистный». От новаторства до трюизма — один шаг // Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература: Греческая и греко-римская комедия. — М., 2000. — С. 78-168.
Менандр: библиография и драматургия
Содержание комедий
Основная тема творчества драматурга – быт и нравы современников. Комедии Менандра поднимают проблемы семейной жизни, взаимоотношений отцов и детей, бедных и богатых. Действующие лица – простые и узнаваемые персонажи с типичными для общества той эпохи характерами и судьбами. Главные герои – рабы, воины, купцы и крестьяне, а в любовных интригах зачастую замешаны божества. Для комедий Менандра характерны трогательность, лиризм, наличие пролога и эпилога, а также интерес автора к психологической мотивации поступков героев.
Список работ
До наших дней дошли в полном виде только пять комедий Менандра:
Название | Год |
---|---|
Брюзга | 316 до н. э. |
Третейский судья | 315 до н. э. |
Обрезанный | 314 до н. э. |
Герой | 313 до н. э. |
Самиянка | 311 до н. э. |
Биография
Менандр, сын Диопита и Эгестраты, был бы учеником Теофраста и компаньоном эфебии Эпикура . Вероятно, именно через них Менандр вступил в контакт с Деметрио Фалерео , укрепив с ним дружбу, которая, согласно источникам, доставила ему некоторые политические проблемы после того, как Деметрио Полиорсет сверг его в 307 г. Менандр дебютировал в театре. примерно в 321 г. , а в следующем десятилетии он зарекомендовал себя как плодовитый драматург. Хотя автор чуть более ста пьес (точное количество до нас не дошло), в жизни ему не повезло: он выигрывал, по сути, только восемь раз юмористические конкурсы.
Затем он сделал свои первые шаги в театральном мире в Афинах, через семьдесят лет после смерти Аристофана : за это время греческое общество претерпело огромные исторические изменения. Живя в период, когда πόλις ( полис ) и его гегемонистское центральное положение стали просто воспоминанием о прошлом, афинскому драматургу трудно возобновить темы фарсовой и сатирической комедии в политическом плане . для которых преобладающая роль интеллигента материализовалась не в активном участии в политической жизни в строгом смысле, а в развлечении элитарной и избранной публики.
Постановка Менандреа, таким образом, не соответствует политическим интересам, а скорее направлена на исследование человека не через фонарь Диогена , а через трещину в повседневной жизни, из которой мы все можем извлечь самые верные и самые аутентичные черты человека. обычный индивидуум, «один из многих», который, однако, составляет почти всю человеческую расу.
Изгнав Фалерео, ему удалось избежать суда благодаря заступничеству Телесфоро, двоюродного брата Деметрио Полиорсета , нового владыки Афин. Он всегда оставался привязанным к Афинам, городу, который никогда не покидал, несмотря на то, что ему предлагали работу при многих дворах государей, в том числе при царе Египта Птолемее I и при дворе Македонии . Некоторые оправдывают этот выбор вероятными отношениями между Менандром и эфиром по имени Глицера, но реальное существование этой связи подвергается сильному сомнению.
Менандр умер около 291 г. , по некоторым данным, утонув во время купания в водах Пирей , недалеко от Афин. В отрывке из Павсания утверждается, что могила драматурга находилась на дороге, ведущей из города в порт.
Древнегреческий писатель-комедиограф
В истории мировой литературы фигура древнегреческого комедиографа Менандра занимает особое место. Его комедии, созданные в IV веке до нашей эры, оказали значительное влияние на развитие театра, литературы и культуры в целом.
Менандр был одним из самых плодовитых драматургов своего времени, написав более ста пьес
Однако до наших дней сохранились лишь фрагменты его творчества, что не умаляет его важности и величия
Комедии Менандра отличаются реалистичностью, юмором и глубоким пониманием человеческой природы. Он изображал повседневную жизнь Афин, высмеивал человеческие пороки, обличал общественные нравы.
Герои Менандра – обычные люди со своими слабостями и достоинствами. Они попадают в смешные и нелепые ситуации, а их взаимоотношения становятся предметом тонкого и остроумного анализа.
Язык Менандра отличается изяществом, живостью и разговорным характером. Его комедии были очень популярны у современников и оказали значительное влияние на римских драматургов, в частности, на Плавта и Теренция.
Комедии Менандра
Менандр – блистательный афинский комедиограф, чьи произведения прославили его по всей Элладе. Он писал пьесы, остроумно и точно отражавшие нравы и обычаи своего времени, а его персонажи были живыми и узнаваемыми образами, взятыми из повседневной жизни.
Комедии Менандра поражают своим разнообразием. Среди них есть как легкие, развлекательные пьесы, так и серьезные драмы, затрагивающие глубокие философские и социальные вопросы. Но даже в своих самых смешных и непринужденных комедиях Менандр никогда не забывал о нравственном развитии своих зрителей. Он высмеивал глупость, порок и несправедливость, но делал это с добротой и пониманием, не унижая своих персонажей, а вызывая у зрителей сочувствие и желание стать лучше.
Вклад в литературу
Менандр является одним из самых значительных комедиографов Древней Греции. Его пьесы оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии.
Владлен давыдов, исследователь античной литературы, отмечал особую смелость и оригинальность Менандра
Он нарушил существовавшую до него традицию изображения богов на сцене и сосредоточил внимание на простых людях и типичных жизненных ситуациях
Известные работы
Из этих известных произведений по большей части есть только короткие фрагменты, а о содержании остальных можно только догадываться по римским адаптациям. Заголовки даны здесь в алфавитном порядке их транслитерации с греческого языка. Некоторые названия в Менандре соответствуют психологическим типам, описанным Теофрастом в его работе Les Caractères .
- Адельфой («Братья»)
- Адельфой (ид., Вторая версия)
- Андрия («Андриенн»)
- Андрогин или Крес («Андрогин или критянин»)
- Apistos (« Недоверчивый »)
- Аспис («Щит», почти полное произведение)
- Dis exapatôn («Двойной обман»)
- Дисколезия («Ле Буррю», полное произведение)
- Epitrépontes («Арбитраж», почти полная пьеса)
- Евнухос («Евнух»)
- Георгос («Пахарь»)
- Heautontimôroumenos («Палач самого себя»)
- Эрос («Герой»)
- Иерея («Жрица»)
- Мисуменос («Ненавистные»)
- Perikeiromenè («La Tondue» или «Женщина с перерезанной петлей»; важные фрагменты)
- Фазма («Призрак»)
- Плокион («Буклет» или, возможно, «Ле Пети Колье»)
- Самия («Самии»; почти полное произведение)
- Sikyônioi ( » Sicyonians «; важные фрагменты)
- Синаристосай («Те, кто обедают вместе»)
- Редакции
- A. Körte и A. Thierfelder , Menandri quae supersunt , t. II, Лейпциг, 1959 г.
- Менандр (пер., Записки и выступление Алена Бланшара), Театр . Париж, Librairie Générale Française, сб. «Классическая карманная книга», 2000 г.
- (ru) Менандр, Том I: Аспис к эпитрепонту. Том II: Герои в Перинфию. Том III: от Самии до Фазмы , отредактированный и переведенный У. Джеффри Арноттом, Гарвард (Массачусетс), Классическая библиотека Леба, т. 132 459 460, 1979–1996–2000.
Творчество[править | править код]
Менандр с комедийными масками: юноша, старик, мнимая девственница. Древнеримский рельеф.
Мир комедий Менандра — частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; нет ещё индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, — такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов — вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает Менандра величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70).
Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах Менандра видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами — молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью — определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях Менандра является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка — значит совершать дурное деяние.
Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Не меньше пяти комедий посвятил Менандр изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух».
Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии Менандра: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий Менандра считались «Женоненавистник» и «Фаида».
Как сюжеты комедий Менандра, так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше — с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили Менандру блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов — ямбический триметр и трохеический тетраметр. Хоров в комедиях Менандра не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям Менандр всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций — к Еврипиду.
Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
Комедии
О Менандре были известны в древности 105 комедий, только 8 из которых добились победы в афинских драматических агонах. В рукописях, однако, дошли только « Сентенсы » , собрание афоризмов народной мудрости из его комедий, все в одном стихе ( моностичном ), о женщинах, дружбе, воспитании, удаче.
Наши знания о Менандре зависят исключительно от папирусов, обнаруженных в двадцатом веке, включая папирус из Каира и кодекс Бодмера, опубликованный в 1959 году. Другие папирусы позволяют нам читать Аспис ( Щит ); Дисколос ( Мизантроп » или «Землеройка » ; представлено в 316 г. до н.э. , единственное произведение, сохранившееся нетронутым, хотя и с некоторыми пробелами); Epitrepontes ( Арбитраж ; в основном получил); мисуменос ( Ненавистный человек , получивший за две трети); Самия ( Женщина Самоса ) ; Перикеиромена ( Стриженая женщина ) . Остались более или менее длинные фрагменты других пьес. Мы помним среди них Ненавистного , Дважды обманщившего , Женщину Перинто и Ло Сторфиаппо .
Творчество
XX век принес человечеству открытие множества комедий Менандра и дополнил библиографию, уже насчитывающую ряд томов. Оказалось, что мир произведений грека включал описание бытовых отношений, происходивших в древнем обществе властных хозяев и покорных рабов.
Отсутствие реалистичных персонажей сделало сочинения ценным материалом для изучения жизни и быта непримечательных людей. Правда, отсутствие психологизма в сюжетах, повествовании и характерах не способствовало демонстрации переживаний и бурных страстей.
Подобно Анакреонту, предпочитавшему светский тон литературы, Менандр описывал рядовые события простонародным понятным языком. Таким образом, герой комедии, шедшей на сцене афинских театров, был близок и знаком и восторженно воспринимался зрителем.
Действия таких выдающихся сочинений, как «Брюзга», «Третейский суд» и «Самиянка» наполнялись любовными интригами и аферами корыстных людей. Характеры, повторяющиеся в произведениях в виде одноименных персонажей, служили для автора главным средством воплощения идей.
В собирательных типажах героинь-любовниц, находчивых рабов и глав семейства Менандр высмеивал черты жизни, известной грекам с древних времен. Отцы препятствовали неравным бракам, но дочери все равно находили счастье и представали в финале пьесы в качестве законных жен.
Отдельное место в творчестве комедиографа занимали хвастуны-солдаты, а также состоятельные граждане, помогавшие беднякам
Это было нововведением, характерным для эллинской литературы, наряду с меньшим авторским вниманием к воинам и олимпийским богам
Таковыми считались произведения «Евнух», «Братья», «Щит» и «Андриянка», переведенные поэтом Теренцием с древнегреческого на латынь. Они пользовались популярностью на сцене римских театров благодаря благополучному исходу в судьбе героев.
Во время раскопок исследователи обнаружили, что наследие Менандра составило около 108 пьес. Они соотнесли сохранившиеся отрывки сочинений с жанром романа, который у европейской публики вызывал большой интерес.
Правда, слог опубликованных комедий не имел ничего общего со светской прозой и представлял собой свойственный поэзии ямбический и трохеический метр. Строение, основанное на еврипидовской драме, не содержало вступлений хора, а философская составляющая соотносилась с понятиями из эпикурейских недр.
Эти особенности обеспечили популярность пьесам «Фаида» и «Самоистязатель», и имя создателя гремело в театрах на протяжении веков. Менандра считали основателем новоаттической комедии, а соратниками и последователями стали Плавт, Дифил и Филемон.
По прошествии периода античности произведения комедиографа неожиданно исчезли, но потом обнаружились десятки свитков с рядом изречений и цитат. Египетские папирусы и древние рукописи, найденные в библиотеке Ватикана, до сих пор расцениваются учеными как редкий литературный экспонат.
Библиография
- Карло Диано, Заметки на полях «Дисколоса» Менандро , Падуя, 1959.
- Карло Диано, Дисколос или дикая природа, Падуя, 1960 г., Флоренция, 1966 г.
- Массимо Росси, The Pap.Oxy. Инв.16 2В.52 и Аспис Менандра , в «Прометее», а. III (1977), стр. 43–48.
- Гвидо Падуано (под редакцией), Менандро. Комедия , Милан, 1980 (содержит Lo scudo , Il Misantropo , L’arbitrato , La donna shered , La donna di Samo ).
- Г. Марин Гримани, Менандро , Комедия , Ла Специя, 1990 (содержит Мизантропа , Стриженную женщину , Женщину Само ) — ISBN 88-403-6543-5
- Анджело Казанова (под редакцией), Менандро и эволюция греческой комедии , Флоренция, University Press, 2014 г.
Биография
Сын Диопита и Гегесистраты, сестры драматурга Алексея , Менандр обладал достаточным количеством имущества, чтобы вести комфортную жизнь. Он был юношеским другом Эпикура и Зенона из Кития , а также учеником своего родственника поэта Алексея из Турия и философа Теофраста , преемника Аристотеля в лицее и автора трактата «Персонажи » ( Ἠθικοὶ χαρακτῆρες ), который, вероятно, повлияло на его творчество драматически. Он был высшим представителем новой афинской комедии вместе с Филимоном Сиракузским (или Солосом (Киликийским) , Дифилом , Аполлонием из Каристо и Посидонием из Кассандры , и написал сто пять пьес, одна из которых дошла до наших дней завершенной, Arisco ( Dyskolos ), и шесть почти целых, Arbitraje , Detestado , Escudo , Rapada , Samia и Sicionio (оригинальные названия, Epitrépontes , Misoúmenos , Aspis , Perikeiroméne , Samia , Sicyonios ), а также отдельные сцены из восемнадцати. Только избранные фрагменты Остается от остальных более или менее за свою гномическую ценность Любимец Деметрия Фалерейского (317-307 до н.э.), впадает в немилость Деметрия Полиоркета и Лакара Живет отдельно от гетеры Гликеры (Γλυκέρα) в Пирее Комедии Менандра были Ленее , пять в Дионисии ), но был отложен, возможно, по политическим причинам, к старшему Филимону, на тридцать лет старше, в пользу общества, он отклонил приглашение Птолемея I Сотера установить осел в Александрии .
Биография[править | править код]
Афинянин, сын Диопифа, из дема Кефисии; глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. От античных времен сохранилось предание, что Менандр получил воспитание у Алексида, одного из крупнейших представителей средней комедии. Византийский лексикон Суда называет Менандра племянником Алексида; это невероятно, учитывая неафинское происхождение последнего. Скорее всего, здесь сказалось характерное для античности стремление увязывать творческую преемственность между поэтами с фактами их биографии.
Менандр был сверстником и другом Эпикура, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию.
52-х лет от роду Менандр утонул в море, купаясь в гавани вблизи своего дома.
Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. До нашего времени полностью (за исключением нескольких строк) дошла только комедия «Δύσκολος» «Брюзга».
Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенёсших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему
Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262—185 г
до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх, ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, — замечает моралист, — если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана, Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком.
Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним Стридонский, Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения — например, апостол Павел цитирует Менандра в своем Первом послании к Коринфянам: «Худые сообщества развращают добрые нравы»(1Кор. 15:33). Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Афинея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι).
Открытие комедий Менандра[править | править код]
В Средние века комедии Менандра были утеряны; сохранились только цитаты из них, превратившиеся в расхожие афоризмы. Первая подборка фрагментов из Менандра была издана в 1709 г. Жаном Ле Клерком в Амстердаме, в 1823 г. в Берлине выходит гораздо более полная (около 500 фрагментов) подборка, изданная Августом Мейнеке. В мае 1825 года И. В. Гёте говорил в беседе со своим секретарём И. П. Эккерманом:
К концу XIX века было известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагмент комедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре на Синае на двух пергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 году в Египте был приобретен папирус, содержащий 90 стихов — начало комедии «Земледелец».
Перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса — книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии.
Число папирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 году опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки» и «Щита» (кодекс III — начала IV вв.). В 1901—1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы».
В 2003 году в сирийской рукописи IX века из Библиотеки Ватикана были найдены отдельные листы-палимпсесты со стертым греческим текстом IV века. Благодаря современным технологиям, таким как спектральная съёмка (en:spectral imaging), греческий текст оказалось возможным прочесть: он представляет собой около 200 строк из «Брюзги» и около 200 строк ещё одной комедии Менандра, которую пока не удалось идентифицировать. Подобная находка была также сделана в 2014 году студентами, исследующими палимпсесты в волнах различного диапазона.
Потомство
Античность и современность
В античности Менандр был настоящей культурной моделью. Археологические документы показывают большое количество афиш с его комедиями. Его изучали в школах, особенно за его риторику и моральные предложения, которые были отделены от его произведений, а из которых составили, смешав их со стихами, взятыми у других авторов, гномический сборник для использования в классах.
Он стал образцом латинской комедии, оказав влияние на Плавта и Теренция, которые в значительной степени подражали и адаптировали его сюжеты. Теренс, которого Юлий Цезарь называл «полу-менандром», поехал в Грецию, по-видимому, в основном для того, чтобы получить комедии Менандра, которые ему не принадлежали, и, как говорят, погиб в кораблекрушении на обратном пути в Италию. перевод 108 его пьес.
Аристофан Византийский , руководивший Александрийской библиотекой, ставил Менандра после Гомера, тогда как в то время библиотеки классифицировались в иерархическом порядке. Восхищение Византии Аристофаном Менандром выражается в знаменитом вопросе: «О Менандр, о жизнь, кто из вас подражал другому? «.
Плутарх в своем « Сравнение Аристофана и Менандра» (Трактат 56 о моральных трудах ), гл. X заявляет: «Менандр, помимо своего обаяния, всегда доставляет полное удовлетворение, будь то в театре, во время интервью или на банкетах: для чтения, обучения, драматических конкурсов предметом являются его стихи. Греция создала прекрасное . Что, собственно, оправдывает поход в театр культурного человека, как не желание послушать Менандра? » (Перевод Ж. Лашено).
Менандр оказал влияние на классический театр , хотя его тексты были уже недоступны. Буало упоминает об этом в своем « Поэтическом искусстве» :
— Поэтическое искусство , III, 349-358
В предисловии к пьесе « Беренис» Расин напоминает о творческой простоте Менандра, с которым он чувствует близость. Гете и Гольдони тоже вдохновлены его театром. По большей части итальянский импровизированный театр напоминает постановки Новой комедии, одним из главных представителей которой является Менандр.
Повторное открытие Менандра XX — го века
Несмотря на публикацию работы Гийом Гизо в 1855 году, Менандр не был известен в конце XIX — го века , так как многие цитаты более или менее краткой и несоизмеримых с некоторыми анекдотами сомнительной подлинности и Латинской адаптаций сильные книги комического поэта Теренс . Он вновь открыл XX — го века и считается одной из жемчужин папирологии литературной. Действительно, Oxyrhynque папирусы дал нам, с 1907 г., шесть полных или в значительной степени сохранились комедий: Le Dyscolos ( Ὁ δύσκολος ) или Ле Bourru , нашли среди Bodmer папирусов которого публикация Виктора Мартина в 1959 году возродил Menandrian исследования, Арбитраж ( Οἱ ἐπιτρέποντες ) , La Samienne ( Σ Σαμία ), La Tondue ( Ἡ περικειρομένη ), Щит ( Ἡ ἀσπίς ) и сикионцы ( Οἱ Σικυώνιοιοι ). Меньшие папирологические фрагменты принадлежат другим утраченным комедиям ( Призрак , Женщина, одержимая Божеством и др.).
Примечания и ссылки
- также известна как Неа
- ↑ и , стр. 292
- ↑ и , стр. 293
- Моностические предложения Менандра ( Γνῶμαι μονόστιχοι )» использовались для обучения греческому языку с поздней античности до эпохи Возрождения, по крайней мере: П. Булхол, «Grec langaige n’est pas doulz au françois». Изучение и преподавание греческого языка в древней Франции (IV — го века — 1530) . Экс-ан-Прованс, Presses Universitaires de Provence, 2014, стр. 19 , 158, 315 и 325.
- Светоний , Vita Terentii , 5: « О, ты, Менандр …! «.
- Ср. Светоний, Vita Terentii , 5: « Q. Cosconius redeuntem e Graecia perisse in mari dicit cum C. и VIII. fabulis convertis a Menandro ».
- Передано Евсевием Кесарийским , Подготовка Евангелия , X, 3, 12.
- Гийом Гизо , Менандр, историко-литературное исследование греческой комедии и общества . Париж, Дидье, 1855, 457 с.
- Теофраст, персонаж XVIII .
- Теофраст, Персонаж IV .
Произведения[править | править код]
- Пьесы, сохранившиеся (в том числе частично) на папирусах
- Брюзга;
- Самиянка;
- Третейский суд;
- Остриженная
- Щит;
- Ненавистный;
- Сикионец;
- Земледелец;
- Герой;
- Льстец;
- Кифарист;
- Двойной обман;
- Привидение;
- Одержимая;
- Девушка из Перинфа;
- Карфагенянин;
- Женщины, готовые к смерти;
- Гидрия.
- Пьесы, известные благодаря их цитированию другими авторами
- Ожерелье;
- Подкидыш, или Деревенщина;
- Женоненавистник;
- Аррефора, или Флейтистка;
- Рыбак;
- Лжегеракл;
- Гнев;
- Пьянство;
- Женщины за завтраком;
- Кормчие;
- Братья;
- Сирота-наследница;
- Самоистязатель;
- Судовладелец;
- Возничий;
- Получающая пощёчину;
- Девушка с Андроса;
- Залог;
- Трофоний;
- Родственники;
- Сокровище;
- Фаида;
- Суеверный;
- Сетка для волос;
- Левкадия;
- Обвиняемый;
- Сжигаемая;
- Выставленные на продажу;
- Гимнида;
- Дитя;
- Жрица;
- Конюх;
- Вербовщик;
- Братолюбивые;
- Привратник;
- Девушка из Беотии;
- Фрасилеонт;
- Халкии;
- Распорядительница;
- Кинжал;
- Евнух;
- Жители Имброса;
- Человек из Эфеса;
- Фессалиянка;
- Девушка из Олинфа;
- Похотливый;
- Перстень;
- Плакальщица;
- Воины;
- Канефора;
- Сводные братья;
- Сожительница;
- Предупреждающий обвинение;
- Женоподобный, или Критянин;
- Кормилица;
- Недоверчивый;
- Гликера;
- Ахейцы;
- Сам себя мучающий;
- Близнецы;
- Бродячий жрец;
- Женатый;
- Соперница;
- Фанион.
Внешние ссылки
-
Викискладе есть медиа-категория для Менандра .
- Тексты Менандра на греческом языке в Wikisource .
ГИЛЬ , Луис: Менандр и религиозность его времени ; текст в PDF . Тетради по классической филологии . 1971. Мадридский университет Комплутенсе .
- MORENILLA TALENS, Кармен: Менандр: новая комедия . Университет Валенсии
Текст на сайте Liceus .
Центральная роль раба Даво в комедии «Аспис» ; на сайте InterClassica Университета Мурсии .
АЛЬВАРЕС, Клара: Морфологический и синтаксический анализ фрагмента 559 Менандра.
-
Менандра и Филистиона ; на латыни
Другой файл .
.
- ПЛАТАРХ : Моралия , X, 59: Сравнение между Аристофаном и Менандром (Συγκρίσεως Αριστοφάνους και Μενάνδρου επιτομή — Comparationis Aristophanis et Menandri compen ).
Менандр в проекте «Персей»: 1 ; 2 .