Марио дель монако

Дель монако, марио

Приложение:

В этом приложении к словарной статье о великом певце редакция
предлагает читателям фрагменты его мыслей и взглядов на оперное
искусство (в частности, на оперную режиссуру), высказанные им на
страницах книги «Моя жизнь и мои успехи».

«В последние годы своей карьеры я наблюдал эволюцию – а может быть
упадок? – оперного искусства.
<…> Неужели с появлением технических средств, которые сегодня
позволяют режиссеру достигать особых ошеломляющих эффектов, начался
закат великих имен бельканто?
<…> сегодня режиссеры, в том числе пришедшие из кино, обретают в
опере пространство для своих изысканий.
<…> Кроме того, над певцами учинили какую-то актерскую революцию.
Жесты теперь должны быть менее «мелодраматическими», грим не столь
тяжелым, и вообще актерская игра одержала верх над собственно
оперой. Не случайно поэтому Мария Каллас получила столь громкую
славу в наше время. Достоинства сопрано у нее объединялись с
достоинствами крупной драматической актрисы.
Лично мне довелось пережить несколько замечательных и даже в чем-то
гротесковых эпизодов, связанных с этими изменениями. Особенно
хочется упомянуть о следующем. Дело происходило на веронской Арене,
где Роберто Росселини ставил «Отелло». Этот пример можно назвать
даже образцовым. Росселини не проявлял ни малейшего интереса к
певцам, и вся его режиссура ориентировалась на световые эффекты и
передвижения масс. Присутствующая на репетициях его тогдашняя жена
Ингрид Бергман посоветовала мужу упрятать подальше хористов как
«дурной антиэстетический элемент».

Далее Дель Монако пишет, что Росселини «задумал сделать более
реалистичным и более драматичным ураган в первом акте с помощью
искусственного тумана
<…> Здесь и проявилась его ограниченность режиссера, который
совершенно не разбирается в проблемах оперы».
Суть дальнейшего рассказа певца об этом эпизоде заключается в том,
что, решив добиться визуальных эффектов при помощи различных
пиротехнических средств, Росселини совершенно не учел особенностей
работы певца на сцене, которому нужно дыхание. (!) На артиста был
направлен дым, в угаре которого петь было совершенно невозможно, и
он чуть было не потерял голос из-за всех этих так называемых
театральных «экспериментов».

На фото:
Марио дель Монако

1 — Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к
соответствующей статье оперного словаря. К сожалению,
до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки
будет невозможно.

Творчество

Критики отмечают, что голос Дель Монако, громогласный, «обширного диапазона, необычайной силы и насыщенности, с баритональными низами и сверкающими верхними нотами, неповторим по тембру. Блестящее мастерство, тонкое чувство стиля и искусство перевоплощения позволяли артисту исполнять разнохарактерные партии оперного репертуара»..

Вместе с тем, Дель Монако не был «универсальным артистом» и специфика постановки его голоса (пение с опущенной гортанью, и, как следствие, использование крупных мазков, нечёткое пианиссимо, подчинение интонационной целостности аффектной игре) обеспечила певцу весьма узкий, преимущественно драматический репертуар.

Лучшей ролью в репертуаре Дель Монако признаётся партия Отелло в одноимённой опере Верди, которую он исполнил более 400 раз на сцене и 11 — в записи.

Видеосъемка

Видеозаписи выпущены на DVD; Живые выступления, если не указано иное.

  • Джордано — Андреа Шенье (1955, Милан, фильм) — Стелла, Таддеи — А. Квеста — RAI Milano — Bel Canto Society (без субтитров!).
  • Джордано — Андреа Шенье (1961, Токио) — Тебальди, Протти — Капуана — Вай.
  • Леонкавалло — Pagliacci (1961, Токио) — Туччи, Протти — Морелли — Вай.
  • Верди — Аида (1961, Токио) — Туччи, Симионато, Протти — Капуана — Вай.
  • Верди — Il trovatore (1958, Милан, фильм) — Дженцер, Бастианини, Барбьери — Превитали — Харди Классикс.
  • Верди — Отелло (Рим, 1958, фильм) — Капеччи, Картери — Серафин — Харди Классикс.
  • Верди — Отелло (Токио, 1959) — Гобби, Туччи — Эреде — Вай.
  • Марио дель Монако в Большом театре — Кармен, Pagliacci (отрывки; М., 1959) — Масленникова, Архипова, Лисициан — Тесковини, Мелик-Пашаев — Вай. (Дель Монако пел по-итальянски, русские ставили по-русски.)

MARIO DEL MONACO, Tenor * 27 July 1915, Florence + 16 October 1982, Mestre;

06
Sep

Mario Del Monaco was an Italian tenor who is regarded as one of the greatest dramatic tenors of the 20th century.
Del Monaco was born in Florence to a musical upper-class family. As a young boy he studied the violin but had a passion for singing. He graduated from the Rossini Conservatory at Pesaro, where he studied with maestro Arturo Melocchi, and he also graduated at the School of Art, in Pesaro. His career began in Cagli, in 1939, as a Turiddu in Cavalleria rusticana by Mascagni, but Del Monaco’s first success was on December 31, 1940, as Pinkerton at the Puccini Theater in Milan.
He sang in Italy during the Second World War and married, in 1941, Rina Filipini. In 1946, he appeared at London’s Royal Opera House, Covent Garden, for the first time. During the ensuing years he became famous not only in London but also across the operatic world for his powerful, metallic voice. It was almost heldentenor-like in scope but Del Monaco was no Wagnerian, confining his activities overwhelmingly to the Italian repertoire. Del Monaco made his first recordings in Milan in 1948 for HMV. Later, he was partnered by Renata Tebaldi in a long series of Verdi and Puccini operas recorded for Decca. On the same label was his 1969 recording of Giordano’s Fedora, opposite Magda Olivero and Tito Gobbi.
Del Monaco sang at the New York Metropolitan Opera from 1951 to 1959, enjoying particular success in dramatic Verdi parts such as Radamès. He soon established himself as one of a quartet of Italian tenor superstars who reached the peak of their fame in the 1950s and ’60s, the others being Giuseppe Di Stefano, Carlo Bergonzi and Franco Corelli. It may be argued that this was a group of superstars. Del Monaco’s trademark roles during this period were Giordano’s Andrea Chénier and Verdi’s Otello. He first tackled Otello in 1950 and kept refining his interpretation throughout his career. It is said that he sang Otello an astonishing 427 times. Aptly, the tenor was buried in his Otello costume. Although Otello was his best role, throughout his career, Del Monaco sang a number of other roles with great acclaim, for example: Canio in Pagliacci (Leoncavallo), Radames in Aida (Verdi), Don Jose in Carmen (Bizet), Chenier in Andrea Chénier (Giordano), Manrico in Il Trovatore (Verdi), Samson in Samson and Delilah (Saint-Saëns), and Don Alvaro in La forza del destino (Verdi).
In 1975 he retired from stage, and lived in his villa in Lancenigo, where he spent the last few years in teaching opera voice . He died in Mestre (Italy), as a result of nephritis. He is buried in the central cemetery in Pesaro, wrapped in the role of Otello, drawn by himself. The tomb was created by the sculptor, Giò Pomodoro.

Courtesy of LUCIANO LAMONARCA

Mario in his music room

(on the way to South America from left to right Filippeschi, Rossi-Lemeni, Callas, Serafin and MdM)

(1942 as Cavaradossi, courtesy C. Mintzer)

(tenor buddies, MDM w. Di Stefano, courtesy Charles Mintzer)

(courtesy David Akins coll.)

(Mario, Carol Fox and Rina del Monaco)

The statue of Mario Del Monaco in Piazza Borsa in Treviso

Mario del Monaco

Del Monaco Family

Mario Del Monaco, Giancarlo, Claudio

Mario, Rina and Giancarlo

Posted by gerhard25 on September 6, 2016 in Tenors

Даты и события биографии

  1. 1936 – через полтора года обучения у Мелокки принял участие в конкурсе молодых певцов в Риме, вошел в число пяти победителей и получил право на занятия в школе при Римской опере. Однако полгода занятий ухудшили звучание голоса, и Дель Монако вернулся к маэстро Мелокки.
  2. 1938 – призван в армию. Даже на военной службе в свободное время повторял вокальные упражнения, рекомендованные Мелокки. Из-за начавшейся войны Дель Монако пришлось служить до 1943 года. Находясь на военной службе, начал выступать на сцене.
  3. 1939 – дебют в опере «Сельская честь» в Кальи, пел партию Туридду.
  4. 1940, 31 декабря – дебютировал в Милане партией Пинкертона в опере «Мадам Баттерфляй». Эта дата считается началом профессиональной оперной карьеры певца. После успешного дебюта получил множество ангажементов в театрах Италии.
  5. 1943 – дебют в театре Ла Скала в Милане. Пел в «Богеме» Пуччини партию Рудольфа.
  6. 1944 – впервые исполнил партию Андре Шенье в одноименной опере У. Джордано. Автор оперы лично готовил певца к роли и присутствовал на спектакле.
  7. 1946 – впервые пел на сцене зарубежного театра, в лондонском театре Ковент-гарден, в операх «Тоска» и «Паяцы».
  8. 1947 – утверждение Дель Монако на мировой сцене. Как он вспоминал в мемуарах, год стал рекордным по количеству выступлений и суммам гонораров, театры наперебой предлагали контракты. Состоялось 107 выступлений в странах от Северной Европы до Южной Америки.
  9. 1948 – впервые появился на киноэкранах в фильме «Человек в серых перчатках». В дальнейшем снялся в нескольких фильмах в ролях оперных певцов и фильмах-операх.
  10. 1949 – в январе в Ла Скала в опере «Манон Леско» блестяще исполнил партию де Грие.
  11. 1950, июль – в Театре Колон в Буэнос-Айресе впервые выступил в партии Отелло в опере Верди. Актерское решение образа шекспировского героя восхитило публику не меньше, чем вокальное мастерство. Интерпретацию этой партии Дель Монако продолжал совершенствовать в течение всей своей карьеры.
  12. 1951 – первое выступление в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Публика восторгалась не только выразительностью исполнения и особенностями вокала, но и эффектной внешностью и юношеской фигурой артиста. В дальнейшем певец в течение десятилетия был премьером двух сильнейших оперных театров мира – миланского Ла Скала и Метрополитен-оперы.
  13. В начале 1950-х Дель Монако довелось преодолевать вокальный кризис, связанный с огромным количеством выступлений. К концу 1953 голос удалось восстановить в полной мере, вокалист оставил в репертуаре лишь драматические партии.
  14. 1955 – удостоен премии «Arena d’Oro» («Золотая арена») за лучшее исполнение партии Отелло.
  15. 1957 – награжден премией «Orfeo d’Oro» («Золотой Орфей»), которая присуждается выдающимся певцам и артистам.
  16. 1958 – на экраны вышел фильм-опера «Отелло» с Дель Монако в главной роли.
  17. 1959 – гастроли в СССР. Состоялись четыре выступления певца в Москве, в Большом театре. В опере «Кармен» исполнил партию Хозе и пел Канио в «Паяцах». Выступления прошли с ошеломляющим успехом, вокал и актерский талант Дель Монако произвели впечатление не только на публику, но и на коллег, советских артистов. Во время первого представления «Кармен», после знаменитой арии Хозе с цветком, исполнители в течение десяти минут не могли продолжить спектакль из-за неутихающей овации; а по окончании представления хористы на руках несли певца от сцены до гримерной. Не осталось равнодушным и руководство страны – артиста наградили орденом Ленина. По итогам выступлений в СССР Дель Монако восторженно отозвался о профессионализме советских певцов, постановщика, дирижера и оркестра, похвалы удостоилась также публика. Певицу Ирину Архипову по его рекомендации пригласили выступить в оперном театре в Неаполе.
  18. 1963, декабрь – попал в автомобильную аварию с тяжелыми последствиями. Одной из травм был тройной перелом берцовой кости, который в лучшем случае угрожал хромотой, а в худшем – потерей мобильности. Артист смог восстановиться и через год вернулся на сцену.
  19. 1966 – в Штутгартском оперном театре выступил в партии Зигфрида в «Валькирии» Р. Вагнера. Эта роль была давней мечтой певца.
  20. 1975 – в течение 20 дней в театрах Палермо и Неаполя выступил в одиннадцати оперных спектаклях, завершив таким образом оперную карьеру. Перешел к преподавательской деятельности, которой занимался до конца жизни.
  21. 1975 – записал альбом неаполитанских песен, завоевавший международную популярность. В альбоме впервые прозвучала «Un amore cosi grande» («Такая большая любовь»), ставшая впоследствии мировым хитом.
  22. 1982 – издана автобиография Дель Монако «Моя жизнь и мои успехи».
  23. 1982, 16 октября – после тяжелой болезни скончался в Местре, неподалеку от Венеции.

Марио Дель Монако в последние годы жизни

Репертуар

Оперный репертуар
Роль Заголовок Автор
Поллионе Норма Беллини
Эней Ле Троян Берлиоз
Дон Хосе Кармен Бизе
Фауст Мефистофель Бойто
Джозеф Хагенбах Уолли Каталонцы
Морис Саксонский Адриана Лекуврёр Цилея
Феб Эсмеральда Даргомызский
Фернандо Любимый Доницетти
Эдгардо Лючия Ламмермурская Доницетти
Андреа Шенье Андреа Шенье Джордано
Лорис Ипанофф Федора Джордано
Пери Гарантия Гомеш
Канио клоуны Леонкавалло
Милио Дюфрен Заза Леонкавалло
Туридду Деревенская кавалерия Масканьи
Фриц Кобус Друг Фриц Масканьи
Родриго Ле Сид Массне
Васко де Гама Африканский Мейербер
Энцо Гримальдо Джоконда Понкьелли
Ренато Де Грие Манон Леско Пуччини
Эдгар Эдгар Пуччини
Родольфо Богема Пуччини
Марио Каварадосси Тоска Пуччини
Ф. Б. Пинкертон Мадам Баттерфляй Пуччини
Дик Джонсон Дева Запада Пуччини
Луиджи Плащ Пуччини
Калаф Турандот Пуччини
Ариоданте Ариоданте Рота
Самсон Самсон и Далила Сен-Санс
Феб Эсмеральда Сантуччи
Эрнани Эрнани зелень
Стиффелио Стиффелио зелень
герцог Мантуи Риголетто зелень
Альфредо Жермон Травиата зелень
Манрико Трубадур зелень
Родольфо Луиза Миллер зелень
Риккардо маскарад зелень
Дон Альваро Сила Судьбы зелень
Радамес Аида зелень
Макдуф Макбет зелень
Отелло Отелло зелень
Лоэнгрин Лоэнгрин Вагнер
Зигмунд Die Walküre Вагнер
Павел Красивый Франческа из Римини Зандонай
Ромео Ромео и Джульетта Зандонай

Личная жизнь

С будущей супругой, певицей Риной Федорой Филиппини, Марио был знаком с детских лет, когда их семьи жили в Ливии. В 1940 вновь встретились в Риме, где оба учились пению. Когда Марио служил в армии, Рина была солисткой театра Пуччини в Милане. Именно она уговорила руководство театра прослушать Марио. В результате ему предложили первый контракт на несколько спектаклей. В июне 1941 пара заключила брак. В семье родились двое мальчиков, Джанкарло и Клаудио.

С женой Риной Федорой Филиппини

Джанкарло стал преуспевающим всемирно известным оперным режиссером и театральным менеджером. Имеет четырех дочерей. Клаудио известен как постановщик опер, у него двое детей от трех браков.

С сыном Джанкарло

Дискография

  • 1946 — «Бал-маскарад», дирижёр Нино Санцоньо (Риккардо)
  • 1950 — «Отелло», дирижёр Антонино Вотто (Отелло)
  • 1950 — «Богема», дирижёр Витторио Гуи (Родольфо)
  • 1951 — «Аида», дирижёр Оливьеро Де Фабритиис (Радамес)
  • 1952 — «Аида», дирижёр Фаусто Клева (Радамес)
  • 1952 — «Аида», дирижёр Альберто Эреде (Радамес)
  • 1953 — «Паяцы», дирижёр Альберто Эреде (Канио)
  • 1953 — «Валли», дирижёр Карло Мария Джулини (Хагенбах)
  • 1953 — «Сила судьбы», дирижёр Димитрий Митропулос (Дон Альваро)
  • 1953 — «Аида», дирижёр Фаусто Клева (Радамес)
  • 1953 — «Кармен», дирижёр Фриц Райнер (Хозе)
  • 1953 — «Сила судьбы», дирижёр Уолтер Херберт (Дон Альваро)
  • 1954 — «Девушка с Запада», дирижёр Димитрий Митропулос (Дик Джонсон (Рамерес))
  • 1954 — «Отелло», дирижёр Альберто Эреде (Отелло)
  • 1954 — «Отелло», дирижёр Антонино Вотто (Отелло)
  • 1954 — «Андре Шенье», дирижёр Фаусто Клева (Андре Шенье)
  • 1954 — «Риголетто», дирижёр Альберто Эреде (Герцог)
  • 1954 — «Паяцы», дирижёр Альберто Эреде (Канио)
  • 1954 — «Сельская честь», дирижёр Франко Гионе (Туридду)
  • 1954 — «Манон Леско», дирижёр Франческо Молинари-Праделли (Де Грие)
  • 1955 — «Норма», дирижёр Туллио Серафин (Поллион)
  • 1955 — «Андре Шенье», дирижёр Антонино Вотто (Андре Шенье)
  • 1955 — «Андре Шенье», дирижёр Анджело Квеста (Андре Шенье)
  • 1955 — «Сила судьбы», дирижёр Франческо Молинари-Праделли (Дон Альваро)
  • 1955 — «Турандот», дирижёр Альберто Эреде (Калаф)
  • 1955 — «Норма», дирижёр Антонино Вотто (Поллион)
  • 1956 — «Эрнани», дирижёр Димитрий Митропулос (Эрнани)
  • 1956 — «Трубадур», дирижёр Альберто Эреде (Манрико)
  • 1957 — «Трубадур», дирижёр Фернандо Превитали (Манрико)
  • 1957 — «Андре Шенье», дирижёр Джанандреа Гаваццени (Андре Шенье)
  • 1957 — «Эрнани», дирижёр Димитрий Митропулос (Эрнани)
  • 1957 — «Трубадур», дирижёр Фернандо Превитали (Манрико)
  • 1957 — «Кармен», дирижёр Димитрий Митропулос (Хозе)
  • 1957 — «Джоконда», дирижёр Джанандреа Гаваццени (Энцо Гримальдо)
  • 1957 — «Паяцы» (Leoncavallo), дирижёр Винченцо Беллецца (Канио)
  • 1958 — «Отелло», дирижёр Фаусто Клева (Отелло)
  • 1958 — «Отелло», дирижёр Туллио Серафин (Отелло)
  • 1958 — «Девушка с Запада», дирижёр Франко Капуана (Дик Джонсон (Рамерес))
  • 1958 — «Отелло», дирижёр Туллио Серафин (Отелло)
  • 1958 — «Эрнани», дирижёр Фернандо Превитали (Эрнани)
  • 1958 — «Самсон и Далила», дирижёр Фаусто Клева (Самсон)
  • 1958 — «Мефистофель», дирижёр Туллио Серафин (Фауст)
  • 1959 — «Паяцы», дирижёр Димитрий Митропулос (Канио)
  • 1959 — «Отелло», дирижёр Альберто Эреде (Отелло)
  • 1959 — «Кармен», дирижёр А. Мелик-Пашаев (Хозе)
  • 1959 — «Паяцы», дирижёр В. Небольсин (Канио)
  • 1959 — «Франческа да Римини», дирижёр Джанандреа Гаваццени (Паоло)
  • 1959 — «Тоска», дирижёр Франческо Молинари-Праделли (Марио Каварадосси)
  • 1959 — «Самсон и Далила», дирижёр Франческо Молинари-Праделли (Самсон)
  • 1959 — «Паяцы», дирижёр Франческо Молинари-Праделли (Канио)
  • 1960 — «Эрнани», дирижёр Фернандо Превитали (Эрнани)
  • 1960 — «Троянцы», дирижёр Рафаэль Кубелик (Эней)
  • 1960 — «Сельская честь», дирижёр Туллио Серафин: (Туридду)
  • 1961 — «Аида», дирижёр Франко Капуана (Радамес)
  • 1961 — «Андре Шенье», дирижёр Франко Капуана (Андре Шенье)
  • 1961 — «Паяцы», дирижёр Джузеппе Морелли (Канио)
  • 1961 — «Отелло», дирижёр Герберт фон Караян (Отелло)
  • 1961 — Адриенна Лекуврёр, дирижёр Франко Капуана (Маурицио)
  • 1962 — «Отелло», дирижёр Никола Решиньо (Отелло)
  • 1962 — «Отелло», дирижёр Георг Шолти (Отелло)
  • 1962 — «Плащ», дирижёр Ламберто Гарделли (Луиджи)
  • 1962 — «Кармен», дирижёр Томас Шипперс (Хозе)
  • 1966 — «Отелло», дирижёр Нино Санцоньо (Отелло)
  • 1967 — «Норма», дирижёр Сильвио Варвизо (Поллион)
  • 1967 — «Эрнани», дирижёр Нино Санцоньо («Эрнани»)
  • 1967 — «Сельская честь», дирижёр Сильвио Варвизо (Туридду)
  • 1968 — «Норма», дирижёр Джанандреа Гаваццени (Поллион)
  • 1968 — «Валли», дирижёр Фаусто Клева (Хагенбах)
  • 1969 — «Федора», дирижёр Ламберто Гарделли (Лорис Ипанов)
  • 1972 — «Стиффелио», дирижёр Оливьеро Де Фабритиис (Стиффелио)

Дискография

Студийные записи для Decca

Все стерео, если не указано иное.

  • Беллини — Норма (1967) — Сулиотис, Коссотто, Кава — Варвизо.
  • Бизе — Кармен (1963) — Резник, Сазерленд, Краузе — Шипперс.
  • Бойто — Мефистофеле (1959) — Тебальди, Сиепи — Серафин.
  • Каталани — Ла Валли (1968) — Тебальди, Капучилли, Диас — Клева.
  • Чилея — Адриана Лекуврёр (1961) — Тебальди, Симионато, Фиораванти — Капуана.
  • Джордано — Андреа Шенье (1957) — Тебальди, Бастианини — Гаваццени.
  • Джордано — Федора (1969) — Оливеро, Гобби — Гарделли.
  • Леонкавалло — Пальяччи (1953, моно) — Петрелла, Поли, Протти — Эреде.
  • Леонкавалло — Пальяччи (1959) — Туччи, Макнейл, Капеччи — Молинари-Праделли.
  • Масканьи — Cavalleria Rusticana (1953, моно) — Николай, Протти — Гионе.
  • Масканьи — Cavalleria Rusticana (1960) — Симионато, Макнейл, Сатре — Серафин.
  • Масканьи — Cavalleria Rusticana (1966) — Сулиотис, Гобби — Варвизо.
  • Понкьелли — Джоконда (1957/8) — Черкетти, Симионато, Бастианини, Сиепи — Гавацени.
  • Пуччини — Табарро (1962) — Тебальди, Меррилл — Гарделли.
  • Пуччини — La fanciulla del West (1958) — Тебальди, Макнейл, Тоцци — Капуана.
  • Пуччини — Тоска (1959) — Тебальди, Лондон — Молинари-Праделли.
  • Пуччини — Турандот (1955) — Борх, Тебальди — Эреде.
  • Пуччини — Манон Леско (1954) — Тебальди, Корена — Молинари-Праделли.
  • Верди — Аида (1952, моно) — Тебальди, Стигнани, Протти — Эреде.
  • Верди — Трубадур (1956) — Тебальди, Симионато, Саварезе — Эреде.
  • Верди — La Forza del Destino (1955) — Тебальди, Бастианини, Сьепи, Симионато, Корена — Молинари-Праделли.
  • Верди — Отелло (1954) — Тебальди, Протти — Эреде.
  • Верди — Отелло (1961) — Тебальди, Протти — Караян.
  • Верди — Реквием Месса (1965) — Креспин, Резник, ван Милль — Ансерме.
  • Верди — Риголетто (1954, моно) — Гуэден, Симионато, Протти, Сиепи — Эреде.

Жить

  • Беллини — Норма (1955, Рим) — Каллас, Стигнани, Модести
  • Беллини — Норма (1955, Милан) — Каллас, Симионато, Заккария
  • Бизе — Кармен (1959, Москва) — Архипова, Лисициан — Мелик-Пашаев — Мыто.
  • Джордано — Андреа Шенье (1955, Милан) — Каллас, Протти, Амадини — Вотто — Опера д’Оро.
  • Джордано — Андреа Шенье (1961, Токио) — Тебальди, Протти — Капуана — Opera d’Oro.
  • Леонкавалло — Пальячи (1959, Москва) — Л. Масленникова, Иванов — Небольсин — Мыто.
  • Леонкавалло — Пальяччи (1959, Нью-Йорк) — Амара, Уоррен, Серени — Митропулос — Уолхолл.
  • Леонкавалло — Пальяччи (1961, Токио) — Туччи, Протти — Морелли — Гала.
  • Масканьи — Cavalleria Rusticana (1961, Токио) — Симионато — Морелли — Гала.
  • Пуччини — Тоска (1954, Неаполь) — Канилья — Гуэльфи — Рапало — Опера Депо
  • Пуччини — La Fanciulla del West (1954, Firenze) — Steber — Guelfi — Mitropoulos — Walhall
  • Верди — Аида (1961 Токио) — Туччи, Симионато — Франко Капуана — Гала 100,507
  • Верди — Эрнани (1956, Нью-Йорк) — Миланов, Уоррен, Сепи — Митропулос — Андромеда, Мито.
  • Верди — Эрнани (1957, Флоренция) — Черкетти, Бастианини, Кристофф — Митропулос — Опера д’Оро.
  • Верди — Эрнани (1960, Неаполь) — Роберти, Бастианини, Росси-Лемени — Превитали — Андромеда.
  • Верди — La Forza del Destino (1953, Флоренция) — Тебальди, Протти, Сиепи, Барбьери, Капеччи — Митропулос — Академия, Фойе.
  • Верди — Отелло (1955, Нью-Йорк) — Уоррен, Тебальди — Стидри — Уолхолл.
  • Верди — Отелло (1958, Нью-Йорк) — Уоррен, де лос-Анджелес — Клева — Мито.
  • Верди — Отелло (Токио, 1959) — Гобби, Туччи — Эреде — Опера д’Оро.
  • Вагнер — Die Walküre отрывки из концерта (1966)
  • Вагнер — Лоэнгрин, концерт

Сборники альбомов

  • Марио дель Монако: Сольные концерты Decca 1952–1969 — 5 компакт-дисков, все студийные — оперные арии, духовная музыка, неаполитанские, испанские и английские песни.
  • Марио дель Монако: Grandi Voci — DECCA, 19 треков, все студийные — отличный выбор его лучших арий (в основном Верди и Пуччини, но также включая «Вести ла гибба») плюс три популярные песни (в том числе «Гранада»).
  • Певцы: Марио дель Монако — DECCA, 17 треков — в основном оперные арии (Пуччини, Вагнер, Беллини, Верди) плюс несколько популярных / духовных пьес.
  • Марио дель Монако: Арии из оперы — Завет, 23 трека — сборник ранних монофонических записей.
  • Марио дель Монако: Гранада: Канцони и серената — Replay, 14 треков — прекрасный сборник популярных итальянских канцонет плюс «Гранада».
  • Марио дель Монако: Исторические записи 1950–1960 гг. — Гала, 23 трека — живые записи; очень плохая презентация без указания дат или мест.
  • Марио Дель Монако: В прямом эфире — IDIS, 8 треков — все живые записи, 1951–57; в основном арии из Верди (Эрнани, Трубадур, Форса дель Дестино, Аида) плюс ария Поллионе из оперы Беллини Норма.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: