Тит лукреций кар

Лукреций | они знамениты

растение

Возможно, Лукреций не завершил свою работу. Это, прежде всего, предполагает De rerum natura 5,155: здесь Лукреций объявляет длинный трактат ( largus sermo ) о сущности богов, который не выполняется. Лукрецию либо не удалось дойти до написания этого трактата, либо он отказался от этого намерения и умер, не успев стереть стих (большинство ученых склоняются ко второй возможности).

De rerum natura состоит из шести книг, содержащих чуть более 7400 стихов. Введение (« Prooemien ») и заключительная часть («Finalia») отдельных книг четко разграничены . Также следует отметить, что книги 1 и 2, 3 и 4, а также 5 и 6 могут быть объединены попарно в тематические блоки. Книги 1 и 2 посвящены основам эпикурейской натурфилософии (структура мира из атомов, движение атомов, бесконечное множество миров, быстротечность мира), которая, в свою очередь, частично основана на натурфилософии Демокрита . Книги 3 и 4 посвящены физиологии и психологии человека. В книге 3 подробно рассматривается смертность души, свидетельство которой представляет Лукреций 28. Книга 4 посвящена сенсорному восприятию, а в финале — сексуальности и любви. Чтобы не впадать в тоску по любви, Лукреций рекомендует своим читателям посетить там публичный дом. Книги 5 и 6 посвящены научным явлениям, которые для Лукреция (в финале пятой книги) также включают историю культуры. Работа заканчивается описанием чумы в Афинах в период с 430 по 428 годы. Этика, самая важная философская дисциплина после Эпикура, не рассматривается отдельно. Конечно, по тексту всегда разбросаны отдельные замечания (особенно в Proemium to Book 2), которые побуждают читателя задуматься о своем образе жизни и при необходимости изменить его.

Слайд 21СенекаСенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от

его отца, известного философа Сенеки Старшего) — римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Родился в г. Кордуба (в настоящее время — испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, поэтому стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Ради этого он перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона.В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал деспотизм действующих императоров. Когда в 37 г. престол занял Калигула, Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека, не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью.

Слайд 26Марк АврелийМарк Анний Вер (позднее после первого усыновления — Марк Анний Катилий Север,

а после второго — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным консулом (третий раз избран в 126 году).Марк Анний Вер был первоначально усыновлён третьим мужем матери императора Адриана — Домиции Луциллы Паулины — Публием Катилием Севером (консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.В 139 году после смерти своего приёмного отца он был усыновлён императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.Жена Антонина Пия — Анния Галерия Фаустина (Фаустина Старшая) — приходилась родной сестрой отцу Марка Аврелия (и соответственно родной тёткой самому Марку Аврелию).Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана Марк Аврелий, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) и начал заниматься административной деятельностью.

Вклад Лукреция в эпикуреизм

Поскольку до наших дней сохранилось очень мало произведений Эпикура, работы Лукреция являются одним из наиболее ценных источников, которые могут научить нас эпикурейской философии. Благодаря Лукрецию мы знаем эпикурейский взгляд на Вселенную: все вещи построены из атомов и пустоты, что атомы неделимы и неразрушимы, и что изменения во Вселенной происходят из-за движения атомов в пространстве.

Лукреций также подробно описывает, как выглядит идеальная эпикурейская жизнь: скромный образ жизни, удовлетворение простых желаний и спокойствие. Без работ Лукреция многие из этих идей были бы потеряны со временем. К счастью, De Rerum Natura вообще выжила. Хотя он был популярен в классический период, многие копии не сохранились.

Ее скопировали каролингские монахи в средние века и снова Поджио Браччолини, гуманист раннего Нового времени, который нашел копию рукописи в немецком монастыре в 1417 году. Браччолини скопировал рукопись, что привело к ее распространению и новой волне популярности в ранний современный период. Без работ Лукреция эпикурейская философия могла бы быть малоизвестна и, безусловно, была бы менее понятна сегодня.

Слайд 7Рассел, БертранКнига Бертрана Рассела «The Problems of Philosophy» была впервые опубликована

в 1912 г. в лондонском издательстве «Home University Library». На русском языке она была издана в 1914 г. в переводе С. И. Штейна.Данный перевод, сверенный с оригиналом (изд-во «Oxford University Press», 1978) и существенно исправленный, положен в основу настоящего издания. Сверка перевода осуществлена JI. В. Блинниковым и А. Ф. Грязновым. Помимо основного текста публикация включает расселовское предисловие к первому изданию, примечание к 17-му изданию и предисловие к немецкому переводу 1926 г., в котором автор указывает на некоторые изменения его позиции со времени выхода первого издания. Примечания к тексту написаны А. Ф. Грязновым.С. 160. ‘Знаменитые «Три разговора…» Беркли были опубликованы в 1713 г. В них не только разъясняются основные идеи «Трактата о принципах человеческого знания…», опубликованного тремя годами раньше, но и приводятся новые аргументы в пользу имматериалисти- ческой позиции.

Тит Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей»

Современник Цицерона, Тит Лукреций Кар (99-55 до Р. Х.), человек знатного рода, задумал изложить в форме поэмы сухую, непоэтическую философию Эпикура, на языке, еще мало приспособленном к выражению абстрактных понятий. Задача была очень трудная. Но чем неблагодарнее поэма, на обработку которой употребил свое дарование Лукреций, тем большего удивления заслуживает мастерство, с каким он, отчетливо излагая систему, построенную на силлогизмах, сумел удовлетворить требованиям поэзии, одинаково интересовать и абстрактное мышление и фантазию. Цель поэмы «О природе вещей» (De natura rerum) состоит в том, чтобы через ознакомление людей с учением Эпикура освободить их от религиозных преданий и предрассудков, избавить от боязни смерти и посмертного возмездия, разрушить всякое религиозное суеверие, разъяснить истинное происхождение настоящего устройства вселенной, сущность природы, и тем возвести людей к благородным, мужественным чувствам и к личной свободе. Эту задачу Тит Лукреций Кар исполняет с энтузиазмом, с пламенным красноречием, оживляет абстрактные мысли картинными описаниями.

Тит Лукреций Кар

Итак, в изложение отвлеченного учения о природе, он вносит нравственную тенденцию. Лукреций объясняет происхождение и будущее разрушение нынешнего устройства вселенной действием механических сил, как учил Эпикур. Тит Лукреций Кар говорит, что устройство вселенной произведено случайным сочетанием атомов вечной материи, что боги не заботятся о природе и людях.

Боги по своей природе должны наслаждаться бессмертною жизнью в блаженном спокойствии, далекие от наших дел и забот; довлеющие сами себе, они не нуждаются в нас; наши заслуги и наши желания не действуют на них». (Лукреций Кар «О природе вещей», песнь Ι).

Лукреций Кар и об этом, как и о многом другом, думал подобно другому римскому поэту, Эннию, который говорил: «Конечно, есть боги небожители; но я думаю, что они не заботятся об участи людей».

По мнению Лукреция, душа, подобно телу, снова распадается по смерти на элементы, из которых составилась.

«Душа – часть человека, она занимает в теле определенное место, как глаз или уши или другие органы чувств; и как рука, глаз или нос, отделенные от тела, не могут чувствовать, не могут и продолжать свое существование, скоро исчезают, истлев, так и душа не может существовать отдельно от тела человека, с которым соединена. (Лукреций Кар «О природе вещей», песнь III).

В поэме «О природе вещей» Лукреций Кар резко опровергает учение стоиков о божественном промысле и о бессмертии души; он хочет освободить человека от стеснительной боязни, внушить ему, что он должен надеяться лишь на самого себя, что сила воли – единственный источник душевного спокойствия и счастья, что смерть, вечный отдых от волнений надежды и страха, лучше жизни, что нет страданий после смерти, что человек страдает только, пока жив, пока страсти мучат его сердце; что человек должен стремиться к уравновешению своих влечений, что душевное спокойствие дается только твердостью воли, благородством чувств, что счастлив только человек, умеющий пренебрегать обманчивыми, мнимыми благами и возвышаться сердцем, нас случайностями жизни. – Мысли и язык Тита Лукреция Кара энергичны, сила чувства часто дает величественность его изложению мыслей, оживляемому прекрасными описаниями и, где надобно, иронией. Некоторые из его описаний показывают силу творческой фантазии, например описание чумы в Афинах по Фукидиду, находящееся в VI песне поэмы «О природе вещей». Но есть у Лукреция устарелые выражения, слог, его лишен изящества, стих лишен благозвучия. Гекзаметр поэмы «О природе вещей» движется мощно, но тяжело. 

Тексты и переводы[править | править код]

De rerum natura, 1570

  • В серии «Loeb Classical Library» поэма издана под № 181.

Русские переводы:

  • О природе вещей. / Пер. А. Клеванова. — М., 1876. XXII, 191 с.
  • О природе вещей. / Пер. размером подлинника И. Рачинского

    (переиздания 1913 и 1933 годов)

    . — М.: Скорпион, 1904. XVI, 231 с.

  • О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. В. Ф. Асмуса. — М.-Л.: Academia, 1936. — 285 с. (неоднократно переиздавался

    Тит Лукреций Кар. О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. . (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). — М.: Художественная литература, 1983. — 384 с.

    )

Слайд 32Весь цикл «Против учёных» многие делят на две части, из которых

одну называют «Против догматиков», а другую «Против отдельных наук». Книги «Против догматиков», объединяясь с другим циклом «Против учёных», обычно в науке именуются такими цифрами: «Против логиков» именуется VII и VIII (так как в этом трактате две книги), «Против физиков» — IX и X (по той же причине) и «Против этиков» — XI (в этом трактате только одна книга и содержится). Что же касается книг, направленных против отдельных учёных, то они соответственно обозначаются римскими цифрами I—VI: «Против грамматиков» — I, «Против риторов» — II, «Против геометров» — III, «Против арифметиков» — IV, «Против астрологов» — V, «Против музыкантов» — VI. Обычно, однако, книги «Против догматиков» ввиду их философской принципиальности печатаются раньше книг против отдельных наук. Поэтому первые и самые принципиальные книги из всего цикла «Против учёных» обозначаются цифрами VII—XI, а книги против отдельных наук обозначаются цифрами I—VI.Автор крылатого выражения «Медленно мельницы мелют богов, но старательно мелют».

«О природе вещей»: основные идеи

  1. Природа объясняет все явления мира. Изучая природу, мы можем понять и объяснить множество вещей, происходящих в мире.
  2. Мир состоит из непрерывных атомов. Каждая вещь, каждый организм состоит из небольших неразрушимых частиц – атомов.
  3. Атомы движутся и сочетаются в разные композиции. Движение атомов является основой всех изменений и превращений в мире.
  4. Все вещи определяются их свойствами и взаимодействиями. То, что мы видим и ощущаем, происходит из свойств и сочетаний вещей.
  5. Ощущения и эмоции – результат воздействия атомов на наши органы чувств. Все, что мы видим, слышим, ощущаем – это результат взаимодействия атомов внешнего мира с атомами в наших органах чувств.
  6. Человек находится в равновесии с миром при наличии благодарности и мудрости. Понимание сущности мира позволяет нам жить в гармонии с ним и наслаждаться жизнью.

«О природе вещей» представляет собой глубокий и мудрый взгляд на мир и его сущность. В работе Тит Лукреция Кара отражены философские и научные идеи, которые до сих пор актуальны и вызывают интерес среди ученых и мыслителей.

Слайд 28философияМарк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги),

которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе» 

Учителем философии Марка Аврелия был Максим Клавдий.Будучи представителем позднего стоицизма, Марк Аврелий наибольшее внимание в своей философии уделяет этике, а остальные разделы философии служат целям пропедевтическим.Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую собой пневму. Марк Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус)

Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум. Разум-нус представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье.

De Rerum Natura (О природе вещей)

Две самые авторитетные рукописи De Rerum Natura — это кодексы O и Q в Лейдене, оба датируемые IX веком. Ученые недавно расшифровали рукопись на свитках папируса, возможно, датируемую первым веком н. Э., который был извлечен из библиотеки Геркуланума, погребенной в результате извержения вулкана. Все другие существующие рукописи датируются пятнадцатым и шестнадцатым веками и основаны на рукописи (ныне утерянной), обнаруженной в монастыре в 1417 году итальянским гуманистом Поджио Браччолини.

De Rerum Natura оказывает постоянное влияние на творчество ряда эпических поэтов, в том числе Вергилия, Джона Мильтона, Уолта Уитмена и Уильяма Вордсворта. Устойчивая энергия письма Лукреция не имеет себе равных в латинской литературе, за исключением, возможно, некоторых частей произведений Тацита. Летописи, или возможно Книги II и IV принадлежащий Энеида. Его использование гекзаметра очень индивидуалистично и резко отличается от гладкой урбанистики Вергилия или Овидия. Его использование гетеродинов, ассонанса и странно синкопированных латинских форм создает резкую акустику. Лукреций несколько раз сетует на то, что латынь не так хорошо подходит, как греческий, для выражения философских идей.

De Rerum Natura состоит из шести книг, разработанных для того, чтобы обрисовать сложный философский аргумент таким образом, чтобы сделать его понятным и логически убедительным. Лукреций сравнивает свою деятельность поэта с работой врача. Подобно тому, как врач может полить медом край чаши, содержащей горькое, но целительное лекарство, Лукреций скрывает сложные философские истины в сладких стихах, чтобы облегчить их понимание. В то же время он старается не позволить своим литературным приемам затмить философские истины, которые он пытается передать.

  • Книга 1 начинается с обращения к Венере. Лукреций отождествляет Венеру с любовью, объединяющей силой Эмпедокла, а также как покровительницу и мать римского народа. Затем он излагает основные принципы эпикурейской космологии и физики: атомизм, бесконечность вселенной и разделение существования на материю и пустоту.
  • Книга 2 воспевает философию как убежище от мировых потрясений, содержит объяснение движения и формы атомов и объясняет, что атомы не имеют вторичных атрибутов, таких как цвет и запах.
  • Книга 3 открывается данью Эпикуру и переходит к уменьшению страха смерти, доказывая, что разум и душа одновременно материальны и смертны. «Nil igitur mors est ad nos. . . »(« Следовательно, смерть для нас ничто ».)
  • Книга 4 содержит стихи об искусстве дидактической поэзии и объяснение теории зрения и ощущений Эпикура. Заключение — один из величайших стихов Лукреция, анализирующий биологию и психологию сексуальной любви.
  • Книга 5 посвящена эпикурейской космологии и социологии. Лукреций рассказывает об этапах жизни на земле, а также о зарождении и развитии цивилизации. В эту книгу входит известная эволюционная теория развития и исчезновения форм жизни.
  • Книга 6 содержит некоторые из величайших поэтических произведений Лукреция. Лукреций объясняет метеорологические и геологические явления и включает яркие описания гроз, молний и извержений вулканов. Поэма заканчивается рассказом о великой чуме в Афинах (430 г. до н. Э.).), и, очевидно, незаконченный.

Политическая подоплека

I век до н. Э. было временем политических потрясений и насилия, которые угрожали стабильности Римской империи. Социальная война (91-88 до н. Э.)) между Римом и его итальянскими союзниками последовала гражданская война, спровоцированная Луцием Корнелием Суллой. Сулла стал диктатором в 82 г. до н. Э. и казнил более четырех тысяч римских граждан. В 71 г. до н. Э. Восстание рабов под предводительством Спартака привело к распятию шести тысяч мятежников. Катилина была побеждена и убита в 62 г. до н. Э. Римские интеллектуалы были побуждены искать решения несоответствия между идеальными концепциями правительства и реальностью коррупции, насилия и несправедливости. Это привело к возрождению интереса к эпикурейству и стоицизму.

Философия

Главным философским трудом Лукреция стало поэтическое сочинение, которое получило название трактат «О природе вещей». Он посвящался римскому трибуну по имени Гай Меммий Гемелл, бывшему меценатом и покровителем авторов научных идей.

Продолжая традиции эпикурейской школы, создатель затронул ряд интересных тем. Они касались атомизма и космологии, а также зарождения и развития мира, который наделен физическими явлениями, обусловленными движением небесных тел.

Став одним из первых древнеримских поэтов, познакомивших граждан с представлениями о вселенной, где высшим благом для человека считалась счастливая жизнь, Лукреций популяризовал теорию отсутствия страха перед болью и смертью и вселил в души народа радость, уверенность и оптимизм.

Поэму, написанную дактилическим гекзаметром, философ, признанный мастером слова, разбил на главы и разделы в каждой из шести безымянных книг. Он исследовал сложные понятия из физики, этики и математики, применяя образные метафоры и высокохудожественный литературный язык.

Излагая принципы атомизма, природу ума и эволюции человека, ученый избегал упоминать влияние популярных в народе древнеримских божеств. Поэтому впоследствии его считали родоначальником материализма, получившего распространение в ряде передовых научных сфер.

В одном из разделов этого сочинения Лукреций предпринял экскурс в историю и описал развитие человечества в разные эпохи древнейших времен. Он рассматривал виды оружия и другие предметы быта, а также способы возделывания угодий и пользования водой и огнем.

По его мнению, на заре цивилизации люди применяли ногти и зубы, а потом камни и ветки, для того чтобы построить жилье. А потом ученый проследил последовательность смены меди, железа и бронзы и в итоге стал автором и основателем знаменитой теории трех веков.

Отдельного внимания заслуживала книга, посвященная естественной философии, где исследовались организмы под действием природы и внешней среды. Лукреций писал, что к выживанию и адаптации способны только сильные особи, которые должны уничтожить болезненные и слабые виды.

Кроме этого, в учении поэта упомянуто превосходство человека, разум которого состоит из атомов и других подвижных частей. Но он все же сравнивал людей с животными, которые воспитывают многочисленное потомство, подобно тому, как любящие матери растят и вскармливают своих детей.

Таким образом древнеримский автор, чья внешность запечатлена в скульптурном бюсте, предложил для последующего изучения ряд новаторских и передовых идей. Его поэма часто применялась как пособие по философии и риторике и до сих пор пользуется популярностью у образованных людей.

литература

Обзорные представления

  • Михаэль фон Альбрехт : История римской литературы от Андроника до Боэция и ее продолжающаяся работа . Том 1. 3-е, улучшенное и расширенное издание. Де Грюйтер, Берлин, 2012 г., ISBN 978-3-11-026525-5 , стр. 240-272
  • Марк Дойферт : Лукреций. В кн . : Reallexikon für antiquity and Christianity . Том 23, Hiersemann, Штутгарт 2010, ISBN 978-3-7772-1013-1 , Sp. 603-620
  • Майкл Эрлер : Лукреций. В: Хельмут Флашар (ред.): Очерк истории философии . Философия древности , том 4/1: эллинистическая философия , Schwabe, Basel 1994, ISBN 3-7965-0930-4 , стр. 381-490.
  • Хосе Кани-Турпин: Лукреций Карус (T.). В: Ричард Гуле (ред.): Dictionnaire des philosophes antiques . Том 4, Издания CNRS, Париж, 2005 г., ISBN 2-271-06386-8 , стр. 174-191

Расследования

  • Карл Иоахим Классен (ред.): Проблемы исследований Лукреции . Олмс, Хильдесхайм / Цюрих / Нью-Йорк 1986, ISBN 3-487-07660-8 .
  • Дискиновая глина: Лукреций и Эпикур . Издательство Корнельского университета, Итака (Нью-Йорк) 1983, ISBN 0-8014-1559-4 .
  • Дональд Рейнольдс Дадли (ред.): Лукреций . 2-е издание. Рутледж и Кеган Пол, Лондон, 1967.
  • Бальдур Габриэль: имидж и обучение. Этюды по дидактической поэме Лукреция . Франкфурт 1970 г.
  • Моника Р. Гейл (ред.): Лукреций . Oxford University Press, Oxford 2007, ISBN 0-19-926034-6 .
  • Джеймс Х. Николс: эпикурейская политическая философия. De rerum natura Лукреция . Издательство Корнельского университета, Итака (Нью-Йорк) 1976, ISBN 0-8014-0993-4 .
  • Петрус Х. Шрайверс : Ужас ac divina voluptas. Études sur la poétique et la poésie de Lucrèce . Hakkert, Амстердам, 1970, ISBN 90-256-0991-0 .
  • Чарльз Сигал : Лукреций о смерти и тревоге. Поэзия и философия в De Rerum Natura . Princeton University Press, Принстон (Нью-Джерси) 1990, ISBN 0-691-06826-7 .
  • Дэвид Уэст: образы и поэзия Лукреция . University Press, Эдинбург, 1969.

прием

  • Элисон Браун: Возвращение Лукреция во Флоренцию эпохи Возрождения. В: I Tatti Studies in Italian Renaissance History. Издательство Гарвардского университета, Гарвард (Массачусетс) 2010, ISBN 978-0-674-05032-7 .
  • Стивен Гринблатт : «Поворот: как мир стал современным» . Нортон, 2011 г., ISBN 978-0-393-06447-6 ; Немец: очередь. Как началось Возрождение. Зидлер, Мюнхен, 2012 г., ISBN 978-3-88680-848-9 .
  • Лучано Ландольфи: Лукреций (Titus Lucretius Carus). De rerum natura. В: Кристин Вальде (ред.): Прием античной литературы. Kulturhistorisches Werklexikon (= . Дополнения. Том 7). Мецлер, Штутгарт / Веймар 2010, ISBN 978-3-476-02034-5 , Sp. 475-508.
  • Дэвид Норбрук и др. (Ред.): Лукреций и раннее Новое время. Oxford University Press, Oxford 2016, ISBN 978-0-19-871384-5

согласованность

Манфред Вахт: Конкордантия в Лукреции (= Альфа — Омега. Серия A 122). Olms-Weidmann, Hildesheim et al. 1991, ISBN 3-487-09404-5 .

Библиографии

  • Александр Дальзелл: библиография работы о Лукреции, 1945–1972 . В кн . : Классический мир. Vol. 66, 1972/1973, pp. 389-427 и The Classical World. Vol. 67, 1973/1974, pp. 65-112.
  • Космо Александр Гордон: Библиография Лукреция (= Библиографии Сохо 12). Харт-Дэвис, Лондон 1962 (только редакции и переводы)
  • Петрус Х. Шрайверс: Лукреций (библиография) . В: Лампадион. Том 7, 1966-1968, с. 5-32.

Слайд 24ЕпиктетЭпикте́т (др.-греч. Έπίκτητος; ок. 50, Гиераполь, Фригия — 138, Никополь, Эпир) — древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую

школу.Лекции стоика Музония Руфа проходили в Риме, в числе слушателей бывал и Эпафродит — хозяин Эпиктета, сопровождаемый своим рабом.Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии — научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди — рабы единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни.Сам Эпиктет не писал трактатов. Выдержки из его учения, известные под названиями «Беседы» (Διατριβαί) и «Руководство» (Έγχειρίδιον) сохранились в записи его ученика Арриана. Последний (более короткий) текст был особенно популярен: он был переведён на латынь, неоднократно комментировался философами и богословами.

Судьба

О биографии философа Лукреция исследователям почти ничего не известно, даты рождения и смерти не установлены до сих пор. По примерным подсчетам, его жизнь началась около 99 года до н. э. в печально известном городе Помпеи, погребенном под слоем пепла недалеко от Апеннинских гор.

Эти предположения основаны на «Хронике», созданной Иеронимом Стридонским, который взял тексты древнегреческих поэтов, адаптировал их и перевел на латынь. Оттуда же появилась гипотеза об аристократическом происхождении, подтвержденная книгами самого философа, который не понаслышке знал роскошную жизнь.

Упомянутая любовь к сельскому быту навела на мысль о собственных поместьях, которыми могли в то время пользоваться только представители богатых семей. Там, по мнению ряда римских авторов, ученый овладевал знаниями и осваивал языки и философию под началом дорогих учителей.

О времени и причине смерти теоретика-материалиста написал в «Жизни Вергилия» ритор Элий Донат. Это произошло в октябре 53 года до н. э., после того как в ходе пира Лукреций выпил отравленный афродизиак.

Однако дата кончины ученого в период расцвета автора «Энеиды» не подтверждалась достоверными фактами и работами биографов тех времен. Отсюда сложилось мнение, что после принятия зелья философ продолжал писать книги, но здоровье резко пошатнулось, а рассудок был поврежден.

Впрочем, и обстоятельства гибели подвергались сомнению исследователей, поскольку жена по имени Люция вряд ли подсыпала супругу яд. Поэтому вполне вероятной стала гипотеза о самоубийстве, упомянутая Цицероном в ряде книг и цитат.

Литература[править | править код]

  • Марковников В. Идея культурно-исторического развития в поэме Лукреция // «Научное слово», 1903. — № 10. — С.97-122.
  • Вандек В. Тит Лукреций Кар и его философия воинствующего атеизма. — М.-Л., 1931.
  • Рабинович В. И. Витрувий и Лукреций. // Вопросы философии 1963. — № 3.
  • Боровский Я. М. О термине natura у Лукреция // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. — Вып. 18. 1952. — С. 223—238.
  • Боровский Я. М. Обозначение вещества и пространства в лексике Лукреция // Классическая филология. Отв. редактор А. И. Доватур. — Л., 1959. — С.117-139.
  • Боровский Я. М. Вопросы общественного развития в поэме Лукреция // Древний мир. Сб. статей в честь академика В. В. Струве. М., 1962.- С.475-484.
  • Покровская З. А. Ф. А. Петровский — переводчик поэмы Лукреция. // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. — М., 1972. — С. 11-27.
  • Васильева Т. В. Стоическая концепция природы и поэма Лукреция «О природе вещей» / Эллинистическая философия (современные проблемы и дискуссии). М.: Ин-т философии, 1986;
  • Верлинский А. Л. Лукреций в трудах Я. М. Боровского // Cathedra Petropolitana: Межвузовский сборник. К 70-летию кафедры классической филологии. Отв. ред. В. С. Дуров. СПб., 2004.(Philologia classica. Вып.6). С.69-87.
  • Тимофеев И. С. Термины атомистики в философском словаре Лукреция: семантическое поле «первоначала» // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) № 21. 2017. С. 772—784.
  • Светлов В. И. Мировоззрение Лукреция. (К двухтысячелетию со дня смерти). // Общее собрание АН СССР 15-19 января 1946 г. Доклады. М.-Л., 1946. С.175-199.
  • Diskin Clay: Lucretius and Epicurus. Cornell University Press, Ithaca/New York 1983, ISBN 0-8014-1559-4.
  • D. Sedley, Lucretius and the Transformation of Greek Wisdom (Cambridge, 1998).
  • Godwin, John, Lucretius (London: Bristol Classical Press, 2004) («Ancient in Action» Series).
  • Anne Janowitz The Sublime Plurality of Worlds: Lucretius in the Eighteenth Century // Tate Papers Issue 13 Spring 2010

Тит Лукреций Кар — Биографии

Перевезенцев С. В.

Римский
поэт и философ Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н.э.) жил в трудное и суровое
время — в период диктатуры Суллы, борьбы Суллы с Марием, восстания рабов под
руководством Спартака. Но о самом философе нам известно очень мало. Неизвестно
ни место его рождения, ни социальное происхождение, ни положение в обществе. Мы
знаем, что Лукреций — это его родовое имя, Тит — имя собственное, а Кар —
прозвище. Известно также, что Лукреций покончил жизнь самоубийством, бросившись
на меч.

Но
сохранилось, практически в полном объеме, главное сочинение Лукреция — поэма “О
природе вещей”. Интересно, что об этой поэме в Европе ничего не знали в течение
многих веков. Ее первое издание состоялось лишь в 1473 году. Поэма состоит из
шести книг и представляет собой рассказ автора некоему собеседнику — Меммию, к
которому автор иногда обращается по имени. Одна из заслуг Лукреция состоит в
том, что он ввел в философский оборот слово “материя” (лат. materies) по
аналогии от латинского слова mater — “мать”.

Лукреций
— оригинальный толкователь атомистического материализма Эпикура. Как и Эпикур,
он стремился создать философию, которая дала бы человеку трудно достижимую
невозмутимость и безмятежность существования.

Поэтому,
как и Эпикур, Лукреций был сторонником атомистического материализма, признавая,
что все в мире состоит из атомов. Атомы — это первоначала. Ничто не родится из
ничего, все вещи возникают из атомов, которые вечны. Все миры возникают из
движения потока бесчисленных, невидимых и неосязаемых атомов. Причина движения
атомов и всего мироздания — естественная необходимость.

Помимо
того, что из атомов состоят тела, из них же состоят и души. В отличие от
атомов, образующих тело, атомы души более мелкие. Круглые, гладкие и подвижные.
Сцепление атомов существует лишь до того, пока существует связь атомов тела. Со
смертью человека разлетаются, рассеиваются также и атомы души.

Популяризируя
Эпикура, Лукреций утверждает существования множественности миров, а также то,
что боги неспособны влиять на человеческую жизнь. Лукреций не отрицает
полностью существования богов, но отводит им пустые промежутки между мирами,
где боги ведут блаженное существование. Они не могут ни помогать, ни вредить,
ни угрожать, ни манить людей обещаниями своего покровительства, ибо природа
возникла не в результате творения богов и управляется не ими, а необходимостью.

Повторяет
Лукреций и этическое учение Эпикура. Он утверждает, что величайшими врагами
человеческого счастья являются страх перед смертью и страх перед богами, и оба
эти страха властвуют над человеком. С точки зрения атомиста Лукреция, эти
страхи необоснованны. Боги, как утверждает Лукреций, не играют ведущей роли в
жизни человека и не влияют на нее.  

Смерти
не стоит бояться потому, что душа человека умирает одновременно с телом и не
переселяется в некий загробный и страшный мир, которого тоже нет.
Следовательно, после смерти человек не будет испытывать ни телесных, ни
душевных мук, у него не будет никакой тоски и никакого стремления к благам.
Лукреций также понимает, что людей мучает сознание того, что их не будет в
будущем. Но он возражает — нас ведь мало волнует, что нас не было в прошлом,
так почему же мы должны волноваться о том, что на не будем в будущем? Ведь мы
не будем знать никакой печали в будущем, как не знали ее и в прошлом. И вообще,
по мнению Лукреция, смерть — это такое же естественное явление природы, как и
жизнь.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Слайд 162.1.1 Расселов анализ связей фактовЦентральным пунктом дискуссий с идеализмом в то

время был вопрос о так называемых «внутренних» и «внешних» отношениях, и Рассел защищал свою позицию посредством тщательного анализа отношений фактов. Рассел обнаружил, что особое истолкование Лейбницем отношений дает ключ для понимания его системы, а причину такого истолкования Рассел усмотрел в традиционной логике, которая ограничиваласьУолтер Рассел Мил. Власть, террор, мир и война. Большая стратегия Америки в обществе риска, 20069. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИФилософия — одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII-VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века. Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению

Понимание таких вопросов жизненно важно для людей

Слайд 19Пропагандист ЦицеронМарк Туллий Цицерон был старшим сыном римского всадника того же имени, которому

слабое здоровье не позволило сделать карьеру, , и его жены Гельвии — «женщины хорошего происхождения и безупречной жизни». Его братом был Квинт, тесную связь с которым Марк Туллий сохранял в течение всей своей жизни, двоюродным братом — Луций Туллий Цицерон, сопровождавший кузена в его путешествии на Восток в 79 году до н. э.Род Туллиев принадлежал к аристократии Арпинума, небольшого города в землях вольсков на юге Лация, жители которого обладали римским гражданством со 188 года до н. э. Отсюда же родом был и Гай Марий, находившийся в свойстве с Туллиями: дед Цицерона был женат на Гратидии, чей брат женился на сестре Мария. Таким образом, Марк Марий Гратидиан приходился Цицерону двоюродным дядей, а на двоюродной тётке Цицерона Гратидии был женат Луций Сергий Катилина.Неизвестно, с какого времени Туллии носили когномен Цицерон (Cicero). Плутарх утверждает, что это родовое прозвание произошло от слова «горох нут» и что друзья Цицерона в те времена, когда он только начинал карьеру, советовали ему заменить это имя чем-нибудь более благозвучным; Марк Туллий отверг этот совет, заявив, что он заставит свой когномен звучать громче, чем имена Скавр и Катул.

Слайд 10С. 183. ‘Это близко к так называемой диспозиционной трактовке чувственных («вторичных»,

по терминологии Р. Бойля и Д. Локка) качеств, согласно которой мы имеем ощущения подобных качеств лишь при наличии определенной ситуации и выполнении некоторых условий. Рассел приводит такие условия для восприятия цвета. В этом плане цветовые качества трактуются как «диспозиционные предикаты» типа растворимости сахара или ломкости стекла.С. 189. ‘Позиция, занятая Расселом в начале 20 века, была по-своему уникальна, представляя собой сочетание эмпиризма и сенсуализма, с одной стороны, и «платонизма» в вопросе об универсалиях — с другой (см. также с. 229—231).С. 191. ‘Разделение в английском языке на неопределенные («а so-and-so») и определенные («the so-and-so») дескриптивные фразы не имеет аналога в грамматике русского языка.С. 194. *Под «партикулярностью» (a particular) Рассел имеет в виду любую отдельную, конкретную сущность без уточнения ее онтологического статуса (например, материальная она или идеальная). Противоположностью парта кулярност ям являются универсалии.С. 201. ‘Принцип «единообразия природы» был впервые отчетливо сформулирован Д. С. Миллем в «Системе логики» (1843), где он функционирует как неявная посылка индуктивных процедур и установления причинно-следственных связей между явлениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: