Удовольствие от боли
В 1886 году психиатром и неврологом Рихардом фон Крафт-Эбингом была издана монография «Половая психопатия». Отклонение, при котором человек получает удовольствие от боли, психиатр назвал в честь Леопольда Захера-Мазоха — мазохизм. Интерес врача был вызван произведениями писателя. Книги послужили источником информации для обширного исследования.
Последние годы жизни Захер-Мазоха прошли в немецком посёлке Линдгайм. Писатель скончался в возрасте 69 лет. Леопольд никогда не подтверждал и не опровергал выводы Крафта-Эбинга относительно придуманного отклонения.
Еще:
- Кровавая история ипликатора Кузнецова
- Почему Григорию Грабовому, называвшему себя «новым Иисусом Христом», верили люди?
- Гусар Лисицын — «Робинзон» с острова в Охотском море
- Русская принцесса Таиланда: как сестра милосердия стала коронованной особой
- «С любимыми не расставайтесь»: почему развалился брак Алфёровой и Абдулова, самой красивой пары в СССР
Творчество[править | править код]
Как утверждают литературные энциклопедии Германии и Австрии, в 1860 году Леопольда фон Захер-Мазоха пригласили читать лекции по истории во Львовском университете. Однозначного мнения, принял ли он это приглашение, среди научных работников нет, но на такую возможность указывают имеющиеся в его творчестве впечатления от Галиции именно взрослого мужчины, а не мальчика.
Ванда фон Захер-Мазох (Angelika Aurora Rümelin)
Какое-то время Захер-Мазох совмещал академическую карьеру с литературным творчеством, потому что литературная и издательская деятельность не приносила ему достаточной прибыли. После успеха у читателей романа «Дон Жуан из Коломыи» () (написанного на французском языке и опубликованного в одном из парижских журналов) он решил полностью посвятить себя литературе.
В это время Леопольд фон Захер-Мазох вступил в брак со своей пылкой поклонницей Авророй фон Рюмелин. Высокомерная, эгоистичная, жадная до денег и одежды, любящая блистать в высшем свете, Аврора тоже начала писать, взяв себе псевдоним «Ванда фон Дунаева» (имя героини «Венеры в мехах»). Впоследствии они вместе подписывались под низкопробными новеллами фамилией Захер-Мазох (без указания имени). Непомерные требования жены привели писателя к бедности и вынудили заняться обычным заработком. Он опустился до уровня порнографии и начал писать непритязательные новеллы, одевая своих героинь в колоритные гуцульские кацабайки и платки и сдабривая рассказ кнутами и канчуками, за что получил характеристику «отец одной перверсии». Доведя Леопольда фон Захер-Мазоха до такого состояния, Аврора покинула его (впоследствии она написала популярные у читателей мемуары «Повесть моей жизни»). Писатель затем вступил в брак с гувернанткой своих детей, которая была младше его на 20 лет, и этот брак также не был удачен.
В 1881 году Захер-Мазох поселился в Лейпциге и остальную жизнь провел в Германии.
Творчество Захер-Мазоха принадлежит к эпохе, когда, на фоне расцвета промышленности, пышности жизни новой буржуазии и упадка села, интеллигенция жила в мире, где совмещалась идеализация сельской жизни с материалистическими и эпикурейскими тенденциями, а чувственность и любовь стали центром и целью человеческой жизни. Переживания личной жизни Захер-Мазоха, который получал патологическое сексуальное наслаждение от подчинения физическому и эмоциональному насилию со стороны женщин, нашли своё отображение в его произведениях. Почти автобиографичный характер носят романы «Разведённая женщина» () и «Венера в мехах» () (в основу «Разведённой женщины» легло пережитое и выстраданное из романа с Анной фон Коттвиц, а на «Венеру в мехах» писателя вдохновила интрига с Фанни фон Пистор).
Тема издевательства деспотической женщины над слабым мужчиной постоянно возникает также в исторических произведениях Захер-Мазоха и с течением времени становится настолько выразительной, что в 1886 году венский психолог Рихард фон Крафт-Эбинг называет сексуальную патологию, которая характеризуется получением удовольствия от боли и подчинения, мазохизмом.
Произведения Захер-Мазоха переводились на многие европейские языки и издавались большими тиражами. Особенно популярен он был во Франции благодаря переводам и комментариям Терезы Бентсон. Его творчество высоко оценивали Эмиль Золя, Гюстав Флобер, Альфонс Доде, Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын. В 1886 году из рук президента Франции Захер-Мазох принял орден Почётного легиона.
Последние годы своей жизни Захер-Мазох провёл в немецком поселке Линдхайм в Гессене, где и умер 9 марта 1895 года. Необычайность его судьбы не закончилась и на этом — как утверждают, урну с его прахом уничтожил пожар 1929 года.
Сын писателя, Роман, был мобилизован в 1914 году, в ноябре попал в русский плен и в марте 1915 года умер в киевском военном госпитале от тифа.
Источники таких наклонностей
Идея таких отношений была заложена ещё в то время, когда Леопольд был впечатлительным ребёнком. Вместе с его семьёй проживала замужняя тётя Ксенобия — очень красивая и столь же неукротимая дама. Юный Леопольд любил затевать с сёстрами игру в прятки, чтобы иметь возможность затаиться в спальне красивой тётки, которая приводила туда любовников. Таким образом мальчик однажды стал свидетелем семейного сражения, когда вслед за любовником ворвался тётин муж с двумя друзьями, но львовская Брунгильда отколотила и выгнала всех троих, после чего досталось и вылезшему из укрытия племяннику
Не имея возможности иначе привлечь внимание столь блестящей красавицы, Леопольд провоцировал её на тумаки и потом смаковал их в тишине и одиночестве
Эти детские фантазии впоследствии получили развитие после знакомства с сектой хлыстов, где способом божественного поклонения было бичевание. Мазох настолько проникся этой темой, что во время эпидемии холеры настоятельно рекомендовал избиение больных как способ излечения.
Леопольд фон Мазох успешно учился в университете, изучая юриспруденцию, историю и математику. В 19 лет он стал доктором права и получил работу в университете города Грац в Австрии. Однако пылкое воображение уводило молодого автора далеко от точных наук, которыми он занимался. Мазох занялся писательской деятельностью, пробуя себя в разных жанрах, от исторических романов до пьес и фельетонов. Знакомство с творчеством Тургенева и Гоголя оказалось близким к его собственным наклонностям, юноша принялся развивать их темы с уклоном в сексуальные отношения, где лидировала прекрасная и деспотичная женщина, одетая в дорогие меха. Эта тематика сильно приближена к идее русского сектантства. Во главе секты хлыстов находится женщина – «богородица», чрезвычайно надменная, жестокая, красивая и «позволяющая» своим любовникам дарить ей дорогие вещи. Неизвестно, принадлежал ли Мазох к этой секте, но он хорошо знал её уклад. При том, что секта позиционировалась как концентрация чистоты и невинности, а рядовых членов склоняли даже к кастрации с целью максимального приближения к безгрешности, в ней процветала распущенность. Но Мазоха эта нестыковка нимало не смущает – наоборот, возбуждает. В результате гибридизации собственных сексуальных фантазий с хлыстовщиной его произведения приобрели характер психолого-эротического триллера. Героем его книги «Мардона» является красивый и даже образованный крестьянин Сабадил, ставший на время избранником «богородицы». Эта женщина, Мардона, ведёт себя как развратная патрицианка Древнего Рима, ссылаясь в качестве оправдания на снизошедший на неё «божий дух». В результате Сабадил тоже начал ей изменять с двумя легкомысленными юными сектантками Софией и Нимфодорой, одна из которых является также любовницей Мардоны. Узнав об этом, жестокая женщина устраивает показательно-ритуальную казнь Сабадила, заставив Софию и Нимфодору прибить его к кресту. Сама Мардона приканчивает изменника, забив ему гвоздь в сердце. Предсмертные слова Сабадила венчают фантазии автора: «Сладко, ох как сладко».
Скромный преподаватель Захер-Мазох
Леопольд защитил докторскую диссертацию по праву в 19 лет. С этого момента ему дали место преподавателя в университете Граца. Научная деятельность не заладилась. Лекции Захер-Мазох превращал в настоящие представления. Это нравилось студентам, но раздражало руководство. Кроме того, Леопольд открыто игнорировал официальные собрания.
В 1858 году в печати появился откровенный анонимный очерк «Галицийская история». Публика восприняла произведение с интересом. Ощутив «силу пера», Захер-Мазох с головой ушёл в написание романов о любви и жестокости. Ежегодно автор публиковал одно-два произведения.
[править] Карьера
Затем трудился приват-доцентом в Грацском университете.
В 1858 напечатал свой 1-й роман.
С 1881 проживал в Германии.
Писал рассказы мазохистического характера:
Переживания личной жизни Захер-Мазоха, который получал патологическое сексуальное наслаждение от подчинения физическому и эмоциональному насилию со стороны женщин, нашли своё отображение в его произведениях. Почти автобиографичный характер носят романы «Разведённая женщина» (1870) и «Венера в мехах» (1870) (в основу «Разведённой женщины» легло пережитое и выстраданное из романа с Анной фон Коттвиц, а на «Венеру в мехах» писателя вдохновила интрига с Фанни фон Пистор).
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона отмечает ряд его рассказов на еврейскую тему (Judengeschichten, Leipzig, 1878; Neue Folge, 1882; «Pintschew und Mintschew» в русском перевод в «Восходе», 1883) и еврейские персонажи в некоторых других сочинениях. В повести «Der neue Job» имеются эпизодические фигуры шинкаря Абеля Вольфа и его красивой дочери Иоаданы, которая, влюбившись в христианина, решила креститься, чтобы выйти за него замуж; в конце концов отец, чтобы не допустить этого, подсылает нескольких фанатиков, которые убивают её. Несмотря на это, описание им евреев (не менее 26 новелл) в основном носят явный филосемитский характер, редкий для авторов XIX века.
Он даже посещал хасидских цадиков.
Более того, в 1893 году он со своей второй женой Хулдой Майстер основал ассоциацию Oberhessischer Verein für Volksbildung с целью борьбы с антисемитизмом. Немецкая Википедия отмечает, что он всю свою жизнь боролся с антисемитизмом в Центральной Европе.
Впрочем, он выступал не только в защиту евреев, но и был сторонником женского равноправия, панславизма, ратовал за всеобщее разоружение и т. д.
В 1889 году выдвинул идею образования Соединённых Штатов Европы.
Память[править | править код]
Памятник Захер-Мазоху во Львове на ул. Сербской перед входом в «Мазох-кафе». Скульптор Владимир Цисарык
- Песня «Venus in Furs» группы «The Velvet Underground» написана по мотивам романа «Венера в мехах».
- Песня «Герр Захер Мазох» группы «Пикник» (альбом «Мракобесие и Джаз»). Автор музыки и текста — Эдмунд Шклярский.
- В апреле 2008 году во Львове открыто «Мазох-кафе», перед входом в которое установлена статуя Захер-Мазоху высотой 1,7 метра. На груди памятника вмонтирована лупа, через которую видно сменяемые эротические картинки. В правый карман статуи можно просунуть руку и нащупать половой член писателя. А из-под плаща можно заметить высовывающиеся женские руки.
Библиография
- — Одна галицкая история. Год 1846
- — Последний король мадьяров
- — — Наследие Каина
- 1870 — Венера в мехах
- 1870 — Разведённая женщина
- — Дон Жуан из Коломыи
- — Месалинки
- — Галицкие рассказы
- 1876 — Идеалы нашего времени
- — Еврейские истории
- — Гайдамак
- 1882 — Рай на Днестре
- 1882 — Новые еврейские истории
- 1882 — Василий Гамен
- — Венские придворные истории
- — Кровавая свадьба в Киеве
- 1886 — Новеллы русского двора (Амур с капральской тростью, Венера и Адонис, Дамская дуэль, Дидро в Петербурге, Женщина на сторожевом посту, Искусство стать любимым, Немилость любой ценой, Нерон в кринолине, Только мертвые больше не возвращаются)
- 1886 — Польские еврейские рассказы
- 1886 — Губительница душ
- 1886 — Вечная молодость
- — Змия в раю
- — Чары сцены
- — Демонические женщины (Асма, Власта, Вторая молодость, Живая скамья, Подруги, Рыжие волосы, Теодора, Женщина-сирена)
- Шахиня (Дочь Петра Великого, Тайны горностая, Елизавета и Фридрих Великий)
Захер-Мазох и Украина
Захер-Мазох открыл для немецкоязычной литературы народную жизнь Восточной Европы. Захер-Мазох обстоятельно изучал язык, обычаи и переводы народов Галичины. Наилучшие новеллы из народной жизни входят в сборник «Галицинские рассказы» (1876), «Еврейские рассказы» (1878), «Польские еврейские рассказы» (1886). Эти произведения полны симпатии к низшим слоям населения Галичины.
Галицкий журналист и литератор Левко Сапогивский во львовском журнале «Заря» в 1880 году так писал о писателе: «Захер-Мазох первый из чужестранцев возвеличил наш народ с такой любовью, которой тяжело даже между нашими авторами найти».
Произведения Захер-Мазоха много переводили и издавали в Галичине в XIX веке (по тогдашним библиографическим источникам, таких изданий было до 15). Это роман «Новый Йов» («Родимий листок», 1879), отрывок повести «Бал руських питомцев» и рассказ (скорее исторический очерк) «Княгиня Любомирска» («Заря», 1880, 1882), рассказ и новеллы «Привидение», «Еврейский Рафаэль», «Дикари», «Славянские женщины», «Возрождения», «Мышь», «Господин и господа Рысь», «Заския», «Три свадьбы» и тому подобное, которые в 1882—1893 гг. появлялись в таких изданиях, как «Слово», «Червоная Русь», «Беседа», «Галичанин» и др.
В наше время первые переводы произведений Захер-Мазоха на украинский язык появились в 1994 году. Журнал «Вселенная» тогда опубликовал повесть «Дон Жуан из Коломии» (перевод с немецкого Наталии Иваничук) и «Женские образки из Галичины» (перевод с немецкого Ивана Герасима).
В 1999 году во Львове вышел отдельный том украинских переводов Л. Захер-Мазоха (Захер-Мазох Леопольд. Женские образки из Галичины. Избранные произведения. — Львов, 1999).
В 1991 году художники-львовяне Игорь Подольчак и Игорь Дюрич (при участии Романа Виктюка) создали Фонд Мазоха, который успешно действует доныне, прославившись рядом громких и скандальных художественных акций.
В конце 1990-х годов на сцене Оперной студии Киевской консерватории поставили феерию спектакля «Сверчок» (балетмейстер Сергей Швидкий) — по мотивам романа Л. Захер-Мазоха «Венера в мехах».