Психологическая теория поля курта левина (1890-1947)

Курт левин. биография и идеи

Левин и управлението на промяната

Изучавайки практиките на промяна в човешките съждения и убеждения, Курт Левин съставя цялостен модел за нейното управление, с цел да направи по-плавен прехода на хора и организации от старо към ново.

Левин обяснява процеса на промяна, като прави аналогия с ледено кубче. Първоначално ледът е с формата на куб, но ако искаме да го превърнем в леден конус, първо трябва да размразим куба, след което да налеем ледената вода в съд с формата на конус и отново да я замразим. Така ще постигнем желаната промяна.

Или, моделът на Левин за управление на промяната включва следните три етапа:

  1. Размразяване;
  2. Промяна;
  3. Замразяване.

Всеки един от трите етапа на промяна има различно съдържание, съответно изисква и различни действия.

Моделът за управление на промяната на Левин почива на следните действия и логика:

  • Промяната започва с проучване и анализ на текущото състояние и разбиране на нуждата от промяна;
  • Ключови хора, групи и ръководители следва да бъдат убедени и приобщени към необходимостта от промяна;
  • Причината за промяна трябва да се формулира и комуникира по най-убедителния начин;
  • Откритата и честна комуникация, която разяснява ползите от промяна, подкрепя активността и инициативността и засилва усещането за прогрес, са от ключово значение за успеха на управлението на промяната;
  • Всяка постигната промяна се нуждае от отпразнуване с помощта на различни формални и неформални събития.

Моделът на Левин за управление на промяната е новаторски за времето си. Независимо, че различни изследователи по-късно надграждат и обогатяват този модел, адаптирайки го по-плътно към управлението на промяната в организациите, Курт Левин е първият автор, който поставя в центъра на управлението на промяната човешките съждения и убеждения.

Научи повече от статията “Модел за управление на промяната на Левин”.

Учи, прилагай, успявай! Премини онлайн курс по управление на екипи или фирмено обучение по управление на екипи и научи как уверено и професионално да управляваш екипи от сътрудници.

Биография Курта Левина

Курт Цадек Левин родился 2 сентября 1890 года в деревушке прусской провинции Позен. Его отец Леопольд Левин знал три языка, имел музыкальное образование и хорошо вел дела, владея небольшой фермой и продовольственной лавкой. Курт родился вторым ребенком, кроме него в семье было еще трое детей: старшая сестра Герта и младшие братья, Игон и Фриц. Когда в 1905 году Курту исполнилось пятнадцать лет, их семья переехала в Берлин, чтобы дети могли учиться в гимназии и получить классическое образование. Оно включало в себя такие предметы, как математика, история, естественные науки, латынь, греческий и французский языки. В гимназии Курт Левин полюбил греческую философию. Лучшие отметки он получал по рисованию, черчению, физике и математике.

Затем он поступил в университет Фрайбурга, полагая изучать медицину, но вскоре отказался от этой идеи и, проведя семестр в Мюнхенском университете, в 1910 году вернулся в Берлин, чтобы изучать психологию в местном университете на философском факультете. Его главным учителем был Карл Штумпф, экспериментальный психолог с высокой репутацией, у которого Курт Левин прослушал четырнадцать различных курсов по психологической тематике. В Берлине Левин глубоко изучал физику и математику, что впоследствии сыграло роль в становлении его теории. В то время в немецкой академической психологии доминировали методы экспериментального исследования человеческой психики, разработанные Вильгельмом Вундтом. Их «стерильность», изолированность от социального контекста вызывали чувство неудовлетворения у будущего ученого. Уже на втором году обучения в Берлинском университете Левин решил избрать карьеру университетского преподавателя.

Докторскую диссертацию по психологии Курт Левин написал под руководством авторитетного немецкого психолога Карла Штумпфа и защитил ее 1914 году в Берлинском университете. Получив в 1914 году докторскую степень, Левин в течение четырех лет служил в пехоте германской армии, проделав путь от рядового до лейтенанта. Воевал Курт Левин во Франции и России. Во время отпуска, в феврале 1918 года, он женился на своей однокурснице, Марии Ландсберг, также докторе наук, а с августа, получив серьезное ранение, провел восемь месяцев в госпитале.

Но и в период ожесточенных военных действий ученый не перестает заниматься психологией. В 1917 году, во время отпуска, Курт Левин публикует свою статью «Ландшафт войны», в которой анализирует мироощущение солдата. Уже в этой ранней работе он использует понятия «жизненное пространство», «граница», «направление», «зона», вошедшие впоследствии в терминологический аппарат его топологической теории поля. Статья была посвящена сравнительному анализу жизненных пространств солдата и гражданского человека.

Войну Курт Левин закончил с несколькими наградами, среди которых была самая высокая в Германии — «Железный крест». Сразу после демобилизации Левин вернулся на работу в Берлинский университет. В 1921 году он становится ассистентом, а в 1922-м — приват-доцентом. Макс Вертгеймер и Вольфганг Келер, двое из трех основателей гештальтпсихологии, в то время также работали в Берлинском университете. В это время Левин публикует две статьи, посвященные организационному поведению. Первая — об удовлетворенности сельского жителя своей жизнью, а вторая — критика системы управления производством Тейлора. Изучение жизненного пространства людей, работающих на заводе, убедило Левина в необходимости учитывать при организации труда психологическое поле каждого человека. Он писал: «Мы живем не для того, чтобы производить, а производим для того, чтобы жить». В 1922 году Курт Левин издает значительную для его последующей работы статью «Понятие причинности в физике, биологии и науках, изучающих развитие человека». Именно эта статья считается первой вехой в создании психологической теории поля.

Курт Левин и исследование действий

Курт Левин понимал, что, поскольку в поле сил все стороны влияют друг на друга, Чтобы понять поведение человека, мы должны принять во внимание все переменные, которые в реальном времени вмешиваются в действия людей и групп от пространства, в котором они находятся, до температуры, способа, которым они общаются между ними и т. д

Кроме того, эти элементы нельзя анализировать изолированно, но мы должны сосредоточиться на изучении их взаимодействия, чтобы иметь целостное представление о том, что происходит.

Но это приводит к идее, которая в то время была революционной: поскольку изучаемое является не чем-то изолированным, а взаимодействием, мы не должны бояться влиять на объект исследования как на исследователей. Более того, вмешательство в силовое поле позволяет нам представить динамику, которая поможет нам понять механизмы, которые работают в этой области.

Короче говоря, по словам Курта Левина, влияние на эту динамику помогает составить истинную картину происходящего. Это было закреплено в одной из самых известных фраз этого психолога: Чтобы понять систему, вы должны изменить ее, Это принцип исследования действий, который Курт Левин предложил в качестве эффективного метода для понимания и улучшения социальной динамики.

Теория поля Курта Левина (кратко)

Однако Левин пошел в обратном направлении, взяв на вооружение проделки со скрытой камерой. В ходе своих экспериментов ученый помещал испытуемого в комнату, где находились различные предметы: книга, колокольчик, карандаш и тому подобное. Каждый человек начинал производить с вещами какие-либо манипуляции. А вот звонить в колокольчик – было характерным для каждого.

Эксперименты Курта Левина привели его к выводу: человек без определенной цели оказывается под влиянием внешних факторов. Всем испытуемым были присущи такие действия, на которые их как бы подталкивали сами предметы. Из этого следовало, что людьми, выбитыми из привычной среды, довольно легко управлять. Ведь ни один участник эксперимента не имел нужды брать карандаш или звонить колокольчиком. Таким образом, предметы оказывали влияние на потребности человека, которые психолог трактовал как некие энергетические заряды, провоцирующие напряжение испытуемого. Такое состояние подталкивало человека к разрядке, которая заключалась в удовлетворении потребностей.

Так, теория поля Курта Левина, краткое содержание которой представлено вашему вниманию в статье, стала оригинальной интерпретацией поведения человека. Благодаря ей было доказано, что совокупность действий полностью зависит от конкретных условий существующего поля.

Психология

Карьерное восхождение Курт Левин начал в Германии, хотя большую часть научных достижений совершил уже как гражданин Соединённых Штатов Америки.

На ранних этапах Левин обратился к поведенческой психологии, затем отошёл в сторону гештальтпсихологии. «Подопытными кроликами» его исследований стали студенты Берлинского университета. Немец следил за их мотивацией, тягой к учёбе, стрессоустойчивостью во время чтения лекций, даже делал фотографии, чтобы сохранить в памяти тот или иной социальный момент.

В 1933 году к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер, и евреи оказались в невыгодном положении. Прежде чем ситуация достигла пика, Левин иммигрировал в США, а в 1940 году стал гражданином этой страны. Психолог даже просил произносить свою фамилию как Луин, на американский манер.

Левин оказался особенно полезным США в 1946 году — директор Межрасовой комиссии штата Коннектикут попросил психолога придумать эффективный способ борьбы с религиозными и расовыми предрассудками. Немец предложил то, что сегодня носит название «групповая психотерапия». Она подразумевает встречу, обмен мнениями, ведь люди должны узнать друг о друге больше, прежде чем сформировать оценочное суждение.

Американский психолог Карл Рождерс называл групповую психотерапию «возможно, самым значительным социальным изобретением XX века».

Группа представляла для Курта Левина особый интерес. На изучении поведения отдельно взятого члена в контексте группы и основано большинство теорий психолога. Например, феномен лидерства, классификация стилей руководства и моделей изменений поведения.

Психолог Курт Левин Высказанные Левином мысли оказали значительное влияние на социальную психологию и конфликтологию. Среди его ярких последователей — автор теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер, эколог-психолог Рождер Баркер, основатель современной теории и практики разрешения конфликтов Мортон Дойч.

Курт Левин изменил подход специалистов к психологии как науке, ведь в отличие от многих немец делал упор на практику, а остальные полагались на теорию.

Учёный утверждал, что «прикладные исследования могут проводиться со всей строгостью, присущей теории» и что «изучение психологии на уровне теории противоречит природе общественных наук». Стремясь доказать значимость практики, Левин стал «мастером по превращению повседневной проблемы в психологический эксперимент». В качестве подопытного он использовал порой самого себя.

Свободное от исследований группового сознания время Курт Левин посвящал концепции еврейской миграции и идентичности. Его смущал следующий факт: почему, даже если человек дистанцировался от своей еврейской идентичности с точки зрения религии и представления, он оставался евреем в глазах нацистов. В этом вопросе красноречиво отражалась тоска Левина по родной Германии. Сделанные им заключения воплотились в книгах и научных трудах.

Вторая мировая война коснулась Левина лишь косвенно. Выполняя свой долг, психолог занимался реабилитацией каторжников и заключенных концлагерей.

Основные методы управления

Левин Курт, помимо прочего, изучал организационные методы управления в группах. По мнению ученого, их можно классифицировать, исходя из стиля руководства. Существуют такие основные стили:

  1. Авторитарный. Человек чувствует себя враждебно из-за сильного давления лидера группы.
  2. Демократический стиль заключается в совместной выработке стратегии на основе коллективных процессов с учетом мнения лидера.
  3. Полное невмешательство. Суть этого стиля состоит в том, что все решения принимаются без участия лидера. Он участвует в разделении труда, только если его об этом попросят. Такой руководитель очень редко кого-нибудь хвалит.

Потребности и то, как мы их реализуем

Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции — путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.

Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.

Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.

Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.

Что еще нужно понимать, глядя на круг-в-эллипсе?

Границы,
лежащие между человеком и его
психологической средой, так же как и
границы, отделяющие весь остальной мир,
не являются абсолютно непроницаемыми.

Например,
где-то на другом конце света произошло
землетрясение (событие за пределами
психологической среды), но человеку,
услышавшему это сообщение, в голову
приходят мысли о конечности всего
земного: он волнуется, у него могут
появиться мысли о смерти (происходят
изменения во внутреннем мире), и человек
решает составить завещание, для чего
посещает нотариуса (событие в
психологической среде). То есть, одно
событие, которое, казалось бы никак не
затрагивает непосредственную жизнь
человека, потянуло за собой ряд изменений
в его жизненном пространстве. Левин
сравнивал границы с мембраной или сетью,
а не со стеной или жестким барьером.
Есть люди более чувствительные
(полезависимые), их границы характеризуются
большей проницаемостью, и есть более
устойчивые (поленезависимые) – события
внешнего мира мало влияют на их внутреннее
состояние.

Но
и круг, обозначающий внутренний мир
человека, не пуст. В центре круга выделяют
центральную или внутриличностную часть
и перцептивно-моторную часть – часть,
отвечающую за восприятие и ответные
действия. Такое разделение внутреннего
мира человека Левин назвал дифференциацией.

Психологическая
среда тоже дифференцирована – можно
выделить различные сектора (участки) в
любом месте эллипса, которые будут
обозначать значимые для человека вещи,
события, явления. Левин назвал такие
участки регионами.

Жизненное
пространство, включающее внутренний
мир (персону) и психологическую среду,
– это не что-то однажды созданное и
застывшее: количество фактов и регионов
может уменьшаться и увеличивать, регионы
могут перемещаться ближе к границам
внутреннего мира, или отдаляться от
них, свойства границ также могут меняться
– все это называется переструктурированием
жизненного пространства.

Кроме
того, регионы жизненного пространства
могут быть реальными и воображаемыми,
к последним относятся планы, размышления,
мечты и фантазии.

Еще
одной важной характеристикой жизненного
пространства является временнóе
измерение или перспектива. Хотя сами
по себе факты прошлого и будущего не
создают событий, но мысли, чувства и
отношение к таким фактам лежат в настоящем
и могут оказать существенное влияние
на поведение человека. Так надежды на
лучшее будущее могут оказаться для
человека гораздо важнее, чем текущие
трудности, а тени прошлого (например,
пережитое предательство друга) могут
существенно испортить настоящее
(отношения с этим человеком)

Так надежды на
лучшее будущее могут оказаться для
человека гораздо важнее, чем текущие
трудности, а тени прошлого (например,
пережитое предательство друга) могут
существенно испортить настоящее
(отношения с этим человеком).

Границы
регионов человека и окружающей среды
могут быть прочными или слабыми, текучими
или ригидными (застывшими), далекими
или близкими. То есть какие-то регионы
могут отстоять далеко от внутриличностной
области и не оказывать никакого влияния
(дальность), на другие регионы человек
может не реагировать (прочность), а по
отношению к третьим может легко менять
отношение (гибкость) и так далее.

К
примеру, для влюбленного мальчика слова
учителя на уроке могут находиться в
регионе более дальнем, чем записка от
его симпатии. И, конечно, чтобы получить
заветную записку, мальчику будет гораздо
легче повернуться к девочке, чем соблюдать
дисциплину и внимательно слушать
объяснения учителя. То есть происходит
движение от региона «учеба» к региону
«симпатия». Такие движения между
регионами Левин назвал локомоциями.
Это совсем не обязательно физические
движения. Мы можем мысленно «убегать»
к тому, что нас волнует – это и будет
локомоцией. Локомоция двумя регионами
(фактами) образует событие. События, в
свою очередь, являются основой поведения.

Формирование психологии гештальта

С началом Первой мировой войны Курт Левин был отправлен на фронт, чтобы служить артиллеристом. Тем не менее, он был немедленно ранен, поэтому он оставался выздоравливающим в течение нескольких дней. В то время начали описывать поле битвы, используя топологические термины, которые напоминали те, которые будут сделаны из теории Гештальта, которая в то время назревала, а также напомнили топологической теории, что он создаст что-то позже.

Однажды он вернулся в Берлин, Помимо доктора философии, Курт Левин начал работать в Психологическом институте Берлина. , Именно там он вступил в контакт с двумя другими великими представителями гештальт-психологии: Вольфганг Келер и Макс Вертхаймер , Перекресток идей между ними позволил им консолидировать идеи, относящиеся к гештальт-течению, и в то же время послужил питательной средой для лаборатории, чтобы стать местом формирования молодых обещаний европейской психологии. , как Блюма Зейгарник.

Курт Левин в Соединенных Штатах

В 1933 году, когда к власти пришли Гитлер и нацисты, Курт Левин решил немедленно переехать в другую страну. В конце концов он эмигрирует в Соединенные Штаты после безуспешной попытки получить должность профессора университета в Иерусалиме, и благодаря контактам Вольфганга Келера ему удается поступить в Корнельский университет для дальнейшей работы в Айове. В 1944 году он переехал в Директор Исследовательского центра динамики группы компаний Массачусетского технологического института в Массачусетсе.

В течение этого времени Курт Левин работает, в частности, над социальными явлениями, связанными с социальным взаимодействием, и исследует влияние социального давления на привычки питания детей и динамику работы, которые наиболее эффективны в организациях. Поэтому области, затронутые Куртом Левином, выходили далеко за пределы того, что раньше ассоциировалось с репертуаром деятельности психолога, либо из потока Гештальт, либо из любой другой школы.

Когда Курт Левин умер в 1947 году, уже оставил открытой дверь, которая уступит место новой отрасли психологии: социальной психологии .

Значимость теории поля Курта Левина

Теория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека.

Грубый и скучный материализм уступил место более гуманистическому взгляду на человека. В то время как “объективная” психология проверяла многие свои эмпирические положения на собаках, кошках и крысах, теория Левина вела к исследованию человеческого поведения в более или менее естественной обстановке.

Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

сила теории, независимо от ее формальной адекватности или претензии быть математической моделью, оправдывает высокую оценку теории Левина в современной психологии. “Основные представления Левина… изобилуют скрытыми неистощимыми смыслами, и это – гарантия дальнейшего развития” (Heider, 1959, с. 119). Оценка теории поля Хайдером остается валидной и теперь. Левиновская теория человека в среде все еще очень жизненна.

  1. Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

  2. Эвристи́ческий — происходит от сущ. эвристика, далее из лат. heuristica из др.-греч. εὑρετικός «находчивый», далее из εὑρίσκω «находить, обнаруживать», далее из праиндоевр. *were- «найти». Cвязанный, соотносящийся по значению с существительным эвристика; такой, который помогает находить, обнаруживать что-либо/

    Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

Источинки информации:

  • Википедия — , Полевое поведение

  • Psyera.ru — Теория поля немецкого психолога Курта Левина

  • C.S.Hall, G.Lindsey (Келвин С. Холл , Гарднер Линдсей)Теория Личности (Theories of Personality): Глава 9. Теория поля Курта Левина Перевод И.Б.Гриншпун

Если у вас есть какие-либо интересные дополнения, либо ссылки на материалы по теме, вы можете поделиться в форме ниже.

Три стиля лидерства Курта Левина

Психолог является и создателем теории трех стилей руководства. В 1939 году исследовательская группа, которую возглавил Курт Левин, три стиля лидерства изучала, проведя ряд исследований с 10-летними мальчиками. Ребята выполняли задания в трех группах. Каждой из них руководили взрослые, применявшие разные стили управления: авторитарный, либеральный и демократический.

При авторитарном стиле руководитель устанавливал цели и методы их достижения единолично, ни с кем не делясь своими полномочиями.

Демократичный руководитель позволял мальчикам участвовать в управлении, делегировал им некоторые полномочия, удерживая при этом ключевые позиций лидера.

При либеральном руководстве лидер в управленческих процессах участвует минимально, дети (подчиненные) при этом имеют полную свободу в принятии решений.

Участвовавшие в эксперименте мальчики отдали предпочтение демократичному стилю руководства.

Хотя при авторитарном руководстве можно добиться большего объема работы, но при этом наблюдалась значительно более низкая мотивация, у ребят отсутствовала оригинальность мышления, дружелюбие, не было группового мышления. А еще при таком стиле руководства наблюдалась большая агрессивность по отношению к самому лидеру и к другим членам коллектива.

При руководстве либеральном работы было сделано гораздо меньше, снизилось и ее качество.

Эти исследования Левина подтвердили его предположение, что наиболее оптимальным стилем лидерства является демократичный.

Изучая психологию — науку о душе — Курт Левин вложил собственную душу в то, чтобы сделать этот мир лучше и гуманнее. Если бы не ранняя смерть, этот необыкновенно талантливый и плодотворный ученый мог бы обогатить психологическую науку еще многими открытиями.

Теория поля

Исходя из теории поля в физике, Курт Левин установил два основных условия для своей теории поля.

  1. Первый из них является то, что поведение идет по совокупности сосуществующих фактов. 
  2. Второй говорит, что эти сосуществующие факты имеют характеристики «динамического поля». Это означает, что состояние каждой из частей поля зависит от всех остальных.

В физике поле — это область пространства, в которой есть свойства, которые проявляются в виде физических величин (температура, энергия и т. д.). Левин использовал концепцию «энергетического поля» из физики в своей теории поля, чтобы объяснить факторы окружающей среды, которые играют роль в поведении человека.

По его словам, поведение не зависит от прошлого или будущего. Это на самом деле зависит от всех текущих фактов и событий и от того, как субъект их видит. Факты взаимосвязаны, и они составляют динамическое энергетическое поле, которое он назвал пространством жизни.

Пространство жизни

 Жизненное пространство, или поле психологической энергии, является окружением, которые охватывают человек, и их восприятие своей реальности. По сути, это субъективное, личное пространство.

Это как краткое изложение того, как вы смотрите на мир со всеми вашими целями, возможностями, страхами, опытом и ожиданиями. Но эта область также имеет определенные ограничения, которые проистекают из физических и социальных характеристик окружающей среды.

Теория поля Курта Левина изучает наше поведение с точки зрения общей перспективы. Таким образом, мы не заканчиваем анализом, в котором все разделено само по себе. Влияние психологического поля на наше поведение настолько велико, что Левин даже сказал, что если в поле не произойдет никаких изменений, в поведении не будет никаких изменений.

Левин считал, что психология не должна фокусироваться на изучении людей и их окружения, как если бы они были двумя совершенно отдельными частями. Вместо этого он подумал, что мы должны посмотреть, как они влияют друг на друга в реальном времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: