Примечания
- Повесть временных лет
-
Еп. Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего патриарха Константинопольского. СПб., 1863 ;Никон (Лысенко). «Фотиево» крещение славяно-россов и его значение в предыстории Крещения Руси’ // Богословские труды. Сборник № 29. М.,1989, стр. 27-40 ;
Прот. Лев Лебедев. Крещение Руси. Изд. МП, 1987, стр. 63 — 76 ;
Священник Виктор Кузнецов. Аскольдово крещение - Русь у стен Царьграда // Православие.ру, 14.07.2006
- Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова). // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. — СПб., 1997.
- Я. С. Лурье, История России в летописании
- Поход на Константинополь в этом варианте совершили русы во «времена Кия», а начало правления Кия датировано 854 годом, и привязано к правлению императора Михаила III и «матери его Ирины». См.: Новгородская Первая летопись. — Л., 1950.
- Псковские летописи. М.2000.с.-10.
- Королев А. С. Загадки первых русских князей. — М., 2002.
- Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121.
- Kronika polska, litewska, zmodzka i wszystkiej Rusi Macieja Stryjkowskiego. — Warszawa, 1846. — T. 1. — S. 112—113, 115.
- Шахматов А. А. Разыскания о древнейших летописных сводах. — СПб., 1908. — С. 322—323.
- Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М., 1979. — С. 55.
- Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1982. — С. 307.
- См. текст.
- См. текст.
- См. текст.
- А. Ю. Лаптев «Князь Аскольд из Старорусской Руси в исследовании В. В. Фомина». или В. В. Фомин «Южнобалтийские славяне в истории Старой Руссы».
Почитание Ризы Божией Матери в России
Русский митрополит Пимен, посетивший Святые места, упоминает в своих записях, что в 1387 году он был во Влахерне «в день низложения ризы Богородицы» и поцеловал там святыню, в которой лежал чудесная туника (платье) и пояс Богородицы.
В 1434 году храм Влахерн был подожжен, части одежды Богородицы были перенесены в разные места. Часть ризы Богородицы была перенесена из Константинополя в Россию архиепископом Суздальским Дионисием (1385; память 26 июня / 9 июля) и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святое одеяние Богородицы, ранее хранившее столицу Византии, впоследствии спасло столицу Москву от врага.
Так, летом 1451 года татарские полчища царевича Мазовши подошли к стенам Москвы. Святой Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и богослужением укрепил защитников столицы. В ночь на 2 июля, в праздник положения мантии Пресвятой Богородицы, сообщает летопись, в татарском стане произошло большое смятение, враги бросили награбленное и в беспорядке поспешно отступили. В ознаменование чудесного освобождения Москвы святой митрополит Иона († 1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле Храм Ризоположения.
Он сгорел, но на его месте в 1484–1486 годах был построен новый, также приуроченный к празднику Ризы Богородицы и сохранившийся до наших дней. Раз в год, по случаю низложения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля), первоиерарх совершает Божественную литургию и молебен перед частицей одеяния Богородицы в рясе. Московского Кремля.
Сегодня хитон (платье) Богородицы хранится в историческом музее Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце дадианских князей. Подлинность святилища подтверждена греческими и грузинскими специалистами. В Историческом музее Зугдиди хранятся святыни, перенесенные из различных церквей и монастырей в период советского атеизма. Среди них знаменитое одеяние Богородицы.
Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Есть несколько версий. Критическое понимание широкого круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы хранился во Влахернском храме в Византии до 1453 г., затем в связи с трагическими событиями, связанными с завоеванием Константинополя. Турки, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы был приобретен Промыслом Божьим в монастыре Хоб в Мингрелии. Весной 1840 года российские послы Федот Ельчин и Павел Захаров посетили двор Левана II Дадиани. Они посетили монастырь Хоб, где удостоились чести приложиться к хитону Пресвятой Богородицы.
Раньше облачение Богородицы хранилось в алтаре храма в серебряной шкатулке. По легенде, с одеянием Богородицы связано множество чудес и исцелений, в советское время хитон Богородицы был забыт: великая святыня без должного ухода сохранилась в монастыре Хоб; было мокро от дождя, засыпало снегом… В 1936 году передано на склады Исторического музея Зугдиди.
Сегодня Чистейший Хитон снова открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно со 2 по 15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает праздник Влахерноба в честь Ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы привозят из Зугдидского музея в Кафедральный собор г. Икона Влахернская Богородица, находящаяся здесь же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут поклониться этому крупнейшему святилищу в христианском мире. Многие паломники из разных стран приезжают в Грузию, чтобы поклониться чистейшему одеянию Богородицы.
Аскольд и Дир со своими войсками спустились за Днепр в Черное море и осадили там город Константинополь. Походы на Византию только начинались, греки впервые столкнулись с новым врагом у стен своего города, которого они назвали скифами. Во время военной кампании князь Византии Михаил 3 спешно возвращается в свою столицу, как только до него доходят слухи о нависшей над городом опасности.
В самом Константинополе не надеялись на победу над скифами. Здесь он рассчитывал на чудо, так как силы были неравны. Так и случилось. В городском храме находилась святыня — икона облачения Богородицы, которая считалась покровительницей города и не раз спасала ее в трудных жизненных ситуациях. Византийский патриарх Фотий на глазах у всех опустил икону в море, которое было спокойным. Но буквально на месте поднялась страшная буря. Флот противника был почти полностью уничтожен, лишь нескольким кораблям удалось выйти на Киев. Таким образом, древняя Византия была спасена от нашествия Аскольда и Дира, но походы на этом не закончились.
Ранняя жизнь
Сведения о жизни князя в раннем периоде крайне скудные и противоречивые. В некоторых источниках говорится, что он был варягом, другие же утверждают, что славянином или полянином.
Точная дата и место его рождения неизвестны. Историки предполагают, что он мог родиться в первой половине IX века на территории современной Украины или в Скандинавии.
В возрасте около 20 лет Аскольд вместе со своим братом Диром отправился в поход на Царьград. По пути он покорил несколько славянских племен и основал в 862 году город Киев, который впоследствии стал столицей Киевской Руси.
В ранние годы своего правления Аскольд успешно воевал с соседними племенами и расширял территорию своего княжества. Он также установил дипломатические отношения с Византийской империей, что позволило ему получить доступ к торговым путям и культурным достижениям Восточной Римской империи.
Князь Аскольд также известен своей религиозной политикой. Он был первым правителем Киевской Руси, который принял христианство. Крещение произошло в 867 году, и этот шаг имел большое значение для дальнейшего развития Руси и ее культуры.
Происхождение и детство
Аскольд появился на свет в IX веке, в дохристианскую эпоху Киевской Руси. О его раннем периоде жизни сохранилось мало сведений, однако некоторые источники указывают на его варяжское происхождение.
Аскольд, возможно, был одним из многих варягов, отправившихся на восток в поисках богатства и власти. Оказавшись на землях славянских племен, он быстро проявил себя как умелый воевода и талантливый политик.
Приход к власти и правление
В 860 году варяг Аскольд вместе со своим братом Диром пришли из Новгородской земли и захватили власть в Киеве. Олег, княживший в Новгороде, узнав об этом, решил возвратить Киев под свою власть. Вместе со своим малолетним племянником Игорем он отправился в поход на Киев.
Совершив в 882 году поход на Киев, Олег обманом убил Аскольда и Дира и утвердил свою власть в городе. В этот период Киевская Русь значительно расширила свои территории и усилила влияние в Европе. Правление Аскольда стало важным этапом в истории Киева и всего Древнерусского государства. По свидетельству летописцев, Аскольд был мудрым и дальновидным правителем, который заботился о благе своих подданных и способствовал укреплению позиций Киевской Руси на международной арене.
Аскольд и Дир
Аскольд и Дир (2-я пол. IX в.) — киевские князья. В 860, зная, по словам летописца, о тяжелом внешнеполитическом положении Византии, совершили успешный поход на Константинополь («идоща на Царьград»). В 882
Аскольд и Дир были обманом вызваны за крепостные стены и убиты новгородским князем Олегом, решившим отныне править в Киеве.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
АСКОЛЬД — легендарный варяг, бывший в 864-882 гг. Киевским князем. + 882 г.
«Повесть временных лет» сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа — Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: «Чей это город?» Тамошние жители ответили: «Было три брата — Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.
В 866 году аскольд и Дир отправились войной на греков. Царь Михаил был в это время в походе на арабов, и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Русь же на двухстах кораблях вошла внутрь Суда, многих христиан убила и осадила Царьград. Предместья города были ограблены, жилища и нивы сожжены, множество детей, женщин и стариков перебито. Вода в реках обратилась в кровь, источники и водоемы нельзя было узнать, так как все они были завалены мертвыми телами.
Но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали все русские корабли, их прибило к берегу и переломало, так что немногим из них удалось вернуться домой.
В 879 году на севере умер Рюрик, передав княжение Олегу, родичу своему, и отдав ему на руки своего сына Игоря, ибо тот был еще очень мал. Три года спустя Олег выступил в поход, взяв с собою много воинов, и пришел к горам Киевским, и узнают Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Он спрятал своих воинов в ладьях, других оставил позади, .а сам послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де мы, купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика». И так убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли. А Олег сел княжить в Киеве.
Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.
АСКОЛД (Осколд, Аскольд) и ДИР
(ск. 882?), бояре новгородского князя Рюрика.
Согласно “Повести временных лет”, Асколд
и Дир “отпросились” у Рюрика в Царьград вместе
со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по
Днепру, то увидели небольшой городок на горе.
Асколд и Дир спросили у местных жителей, чей это
городок. И услышали в ответ, что он построен Кием
и его братьями, которые давно умерли, а их
потомки живут здесь и платят дань хазарам. Асколд
и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали
Киев своей столицей.
Воскресенская и другие летописи
сообщают, что Асколд и Дир воевали с древлянами и
уличами. А в Иоакимовской летописи говорится,
что Асколд успешно воевал с хазарами.
В 866 Асколд и Дир пошли в поход на
Константинополь. 200 русских военных кораблей
ворвались в залив Золотой Рог и осадили Царьград.
Однако поднявшаяся буря разбила русские суда о
прибрежные скалы и лишь немногим удалось
возвратиться домой.
В Никоновской летописи под 864
сообщается о гибели сына Асколда “от болгар”,
под 865 — о походе Асколда и Дира на полочан,
“которым они много зла сотворили”, под 867 — о
возвращении их из-под Царьграда с остатком
дружины и об избиении ими множества печенегов.
Там же говорится о крещении киевских русов
вместе с их князьями. Это событие произошло около
874 и подтверждается византийскими хрониками.
В 882 новгородский князь Олег Вещий заманил
Асколда и Дира в киевское предместье Угорское,
где они были убиты. Асколд был похоронен на
Угорской горе. Над его могилой впоследствии была
поставлена церковь Свт. Николая. А Дирова могила,
отметил летописец, находится за церковью Св.
Ирины.
Историки высказали предположение, что
Асколд и Дир были не боярами Рюрика, а являлись
потомками князя Кия.
О. М. Рапов
Гипотезы и догадки ученых
В завершение статьи уместно будет привести несколько гипотез, касающихся происхождения коварно убитых Олегом князей. По одной из них, участником всех описанных выше событий был один лишь Дир, тогда как Аскольд являлся его потомком. При этом оба они были по происхождению не варягами, а славянами. Согласно другой версии, Аскольд единолично княжил в Киеве, происходил из варягов, в то время как Дира вообще не существовало, и его образ является плодом фантазии позднейших хроникеров.
В то же время исследователи, допускающие историчность обоих этих персонажей, вполне логично заключают, что княжили они в разные исторические периоды, и летописцем Нестором были объединены как незаконные соправители и узурпаторы власти. Сторонники какой из гипотез находятся ближе к истине — покажет время, поскольку исследования в этой области не прекращаются и по сей день.
Аскольд и Дир входят в когорту легендарных киевских князей. Правили они еще в конце 9 века, добившись при этом немалого успеха. Именно эти князья заложили основу древнерусской государственности, однако эту версию поддерживают далеко не все историки, ведь существуют и определенные противоречия в фактах.
Как братья Аскольд и Дир стали правителями Киева
В один из дней Аскольд и его брат Дир отправились в Константинополь. Во время путешествия по славянским землям они попали в один из маленьких, но очень красивых городков на берегу Днепра: этим городом был современный Киев. Аскольду и Диру очень понравился живописный город, поэтому дружинники решили остаться в нем. Они узнали, что наречен населенный пункт был в честь Кия, который некогда основал этот город со своими братьями и сестрой. Также варяги узнали и о том, что местные жители до сих пор платят дань хазарам. Аскольд и Дир сумели освободить киевлян от хазарского гнета и сами стали правителями нового киевского государства.
Достоинства и недостатки
Лидирующие позиции компании John Deere на мировом рынке производителей – и спецтехники в целом, и тракторов в частности – сложно назвать случайностью. Напротив, они имеют внятное и логичное объяснение, которое заключается во внушительном списке достоинств продукции американского машиностроительного концерна. Главными преимуществами тракторов «Джон Дир» заслуженно считаются такие:
- мощный, надежный и экономичный двигатель собственного производства. Одно из ключевых конкурентных преимуществ производителя. Нет никакого сомнения, что характеристики двигателя непосредственно влияют на эффективность всех рабочих агрегатов и машины в целом;
- постоянное внедрение инновационных решений – как в области управления, так и конструкции трактора. Результатом становится повышение всех технических и эксплуатационных характеристик машины;
- создание максимально комфортных и безопасных условий для водителя. Задача решается сразу по нескольким направлениям – от просторной кабины и удобного управления до совершенствования подвески;
- обширный набор навесного оборудования, который дополняется мощной системой подвески. Благодаря этому тракторы John Deere способны выполнять различные виды работ, что позволяет совершенно справедливо считать их многофункциональной и универсальной техникой.
Единственным серьезным недостатком продукции американского концерна следует признать немалую стоимость. Но она компенсируется длительным сроком службы, экономичностью в работе, разумными требованиями в части технического обслуживания и ремонта. Остальные минусы, например, требовательность к горючему или обилие электроники, в сегодняшних условиях сложно назвать нерешаемыми проблемами.
Технические характеристики устройства
У D-Link DIR-615 большое количество положительных отзывов в интернете, его часто покупают для организации домашней сети. Это говорит о популярности данной модели. Чаще всего приобретают модели DIR-615 T4, DIR-615S и DIR-615A. Если необходимо устройство, которое будет раздавать интернет-соединение и по Wi-Fi, и кабельно, то D-Link DIR-615 отлично справится с этой задачей.
Рассмотрим основные технические характеристики маршрутизатора:
- WAN-порт для стандартного подключения к интернету. Дополнительно есть возможность подключиться к Сети через ADSL-модем;
- для подключения девайсов при помощи сетевого кабеля предусмотрены четыре LAN-порта RJ-45. Они выдают скорость до 100 Мбит/с;
- DIR-615 поддерживает протоколы PPPoE, IPsec, PPTP, L2TP;
- Wi-Fi раздается на частоте 2.4 ГГц со скоростью до 300 Мбит/с с использованием сетевых стандартов IEE 802.11n, IEE 802.11g, IEE 802.11b;
- имеет две встроенные антенны;
- D-Link DIR-615 поддерживает IPTV, UPnP, DMZ, защищен от DoS атак;
Внешний вид и индикаторы
Габариты у D-Link DIR-615 небольшие, поэтому его можно разместить практически в любом месте. Две антенны всенаправленного действия обеспечивают сигналом квартиры с одной до четырех комнат. Для большого дома DIR-615 не подойдет, либо придется использовать повторители.
В зависимости от состояния роутера изменяется цвет индикаторов:
- Индикатор питания — светится зеленым, когда DIR-615 подключен к электропитанию.
- Значок интернета — зеленый, когда кабель провайдера правильно подключен в WAN- порт и выполнены корректные настройки маршрутизатора. При передаче данных индикатор мигает. Становится оранжевым, если в сетевом кабеле или работе самого D-Link DIR-615 обнаружены сбои.
- Индикаторы LAN-портов горят зеленым, когда к отдельному порту подключен компьютер, ноутбук или еще один маршрутизатор. Мигает, когда идет передача данных.
- WPS мигает зеленым при включении. На D-Link DIR-615 и его модификациях этот параметр изначально выключен. Включить WPS можно через интерфейс устройства и нажатием соответствующей кнопки на самом DIR-615.
Порты LAN расположены на задней части устройства, WAN- порт окрашен в желтый цвет. Там же расположена кнопка перезагрузки, сброса настроек и разъем для блока питания. Кнопка включения WPS находится спереди.
Гипотезы
Аскольд и Дир, согласно летописям убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины».
По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда — Höskuldr или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.
Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
В. Н. Татищев отмечал что: «Оскольд и Дир хотя два человека, однако ж Иоаким одного именовал, и по всем обстоятельствам видно, что один был» и, по сказанию Иоакима, Оскольд был сыном Рюрика, пасынком «овдовевшей княгини Рюриковой».
Б. А. Рыбаков писал: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».
По версии М. Ю. Брайчевского, Аскольд был преемником своего брата Дира на древнерусском престоле и прямым потомком легендарного Кия. Ради усиления своего политического реноме принял титул кагана, который равнялся императорскому. Таким образом Русь стала вровень с Хазарией и Византией — самыми сильными государствами того времени. Именно с именем Аскольда Брайчевский связывает первую попытку крещения Руси в 860 году. В 852—853 годах русское войско по просьбе санарийцев (население Кахетии, или Восточной Грузии) участвовало в отражении арабского наступления в Закавказье. По мнению Брайчевского, в 864 или 865 году киевские дружинники достигали города Абесгун в Исфагане, четыре раза с 860 по 866 год совершали походы на Царьград, в результате которых заключались выгодные мирные соглашения. Трагическая гибель Аскольда в 882 году вследствие переворота и захвата Киева Олегом, по мнению Брайчевского, привела к тому, что все начинания киевского кагана были сведены на нет.
Ряд учёных считает легенду об основании Киева этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей. Имена этих персонажей производны от киевских топонимов, а не наоборот. Данные персонажи рассматриваются как генеалогические герои, герои мифологического эпоса, связанные с началом мифологизированной исторической традиции.
В работе академика Сахарова со ссылкой на Мишина делается вывод, что Рюрик, Аскольд и Дир искусственно соединены в летописях, а на самом деле представляли независимых друг от друга людей.
Кто такие
Согласно Повести временных лет, а также Иоакимовской летописи и Устюжскому своду, Аскольд(Höskuldr) и Дир (Dýri) – варяги из дружины новгородского князя Рюрика. Они «не племени, но боярина», то есть не родственники, но лица благородного происхождения, отправленные конунгом на юг либо по личному желанию (на службу к императору Византии, в Царьград), либо с разведывательной целью (охранять торговые пути, взимать дань и выяснять обороноспособность южных славянских племенных союзов).
Нестор, автор ПВЛ, настаивает на первой версии: князья, не получившие в удел города в новгородских землях, отпросились на службу в Царьград, но горд Киев, встретившийся им по пути, изменил их планы.
Основными источниками, по которым можно определить происхождение князей, кроме ПВЛ, являются:
- Старшая Эда, «Речи Хамрида» (скандинавская хроника);
- «О происхождении и деяниях готов» (сочинение остгота Иордана);
- Брюссельская хроника;
- Сочинения и личные письма константинопольского патриарха Фотия;
- «Польская история» Яна Долгуша (XV век, написана по летописям и хроника, не сохранившимся до XXI века).
У этих авторов есть, прямо противоположная ПВЛ: Аскольд и Дир – природные поляне, потомки Кия, Щека и Хорива, отцов – основателей Киева.
Тема происхождения Аскольда и Дира очень важна. Исходя из полученных данных, можно было бы сделать вывод о законности власти Олега и Рюриковичей. Одно дело, когда смещают и убивают захватчиков некняжеского рода, другое – когда сами становятся узурпаторами. Нестор, писавший свой труд на «заказ», под патронажем киевских князей, четко определяет: Аскольд и Дин нарушили приказ Рюрика, узурпировали власть и на законных основаниях были смещены Олегом.
В теме происхождения князей проскальзывает еще одна гипотеза: Аскольд и Дин – это два разных человека или все-таки один… Сторонники «соправления» ссылаются на тексты Ипатьевской и Лаврентьевской летописей. А вот приверженцы второй теории используют такие аргументы:
- в летописных текстах деяния Аскольда и Дира авторы описывают как поступки одного человека, ставя глаголы в единственное число;
- в Старшей Эде и у Иордана, где прямо говорится о полянском происхождении князей, родом Кия называют роксоланский род Дир; таким образом, получается, что Аскольд – имя собственное, а Дин – родовое.
Этническую принадлежность князей можно было бы определить по их именам, что и пытались делать исследователи, но вот к консенсусу в этом вопросе они так и не пришли.
Существует несколько версий, по которым Аскольд и Дир – это
- классические скандинавские имена, причем в скандинавском варианте имени Хаскульдар опять проскальзывает суффикс – дар, – дир, что указывает на искусственное появление князя Дира в летописях;
- традиционные имена готов и роксолан (причем последних некоторые историки отождествляют с племенем Русь);
- имена, характерные для полянского племенного союза;
- скифские имена (самоназвание скифов – сколоты, что созвучно с именем Аскольд);
- итальянские или латинские имена (совсем «притянутая за уши» версия о рождении Аскольда и Дира на Аппенинском полуострове).
АСКОЛЬД И ДИР
Аскольд и Дир просят Рюрика отпустить их в поход на Царьград. Прибытие в Киев. Миниатюра. Радзивиловская летопись |
Аскольд и Дир, дружинники Рюрика, киевские князья.
Поход на Константинополь
В июне 860 года русы совершили поход на Константинополь: они высадились, окружили город и опустошили все окрестности.
Летописный рассказ о походе целиком заимствован из византийских хроник. Летописец буквально приводит описание осады продолжателя Ге opгия Амартола, прибавив только имена Аскольда и Дира :
Патриарх Фотий повествует о том, что положив все упования на помощь Владычицы, он обносил по городским стенам чудотворную ризу Богоматери, после чего осаждавшие отступили. О детали погружения ризы в воду он не упоминает .
В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
С этого времени Византия завязывает cнoшeния с нарождающимся русским государством и начинает среди этого народа, вплоть до того времени пpaктически ей неизвестного, миссионерскую деятельность.
Е.Е. Гoлyбинский рассуждал, что в 860 году Аскольд и Дир еще не приходили на Русь, а потому и на Царьград нападали не киевские русские, а азовско-черноморские.
Княжение в Киеве
Согласно «Повести временных лет», в 862 году Аскольд и Дир выпросились у Рюрика идти к Царю-граду с родом своим.
По другой версии, Аскольд и Дир оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим «мужам» земли веревкой на волости, или «верви», обделил их.
Завидев на Днепре городок, спросили: «Чей это городок?«. Им ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам«.
Это был город Киев. Аскольд и Дир завладели ими и, по Карамзину, «начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве«.
Никоновская летопись содержит уникальные сведения об Аскольде и Дире.
Так, под 864 годом сообщается об убиении «Осколдова сына» «от болгар» (волжских или дунайских, неясно).
Под 865 годом — о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они «много зла сътвориша»).
Под 867 годом — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских «мужей», бежавших от Рюрика.
Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 года.
Крещение руссов
«По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире«, — пишет свт. Филарет (Гумилевский).
Хронограф Кедрина сообщает, что после неудачной осады греческой столицы «пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было«.
В Никоновской летописи (в статье под 876 годом ) содержится отдельный рассказ «О князи рустем Осколде», в котором сообщается о крещении Руси греческим архиереем, сотворившим великое чудо: он вложил в огонь Святое Евангелие, однако книга осталась цела, пламя не прикоснулось к ней. Увидев это, руссы «вси крестишася«.
Весь этот рассказ целиком заимствован из греческой хроники, а именно из краткого пересказа (Паралипомена) Хроники византийца Иоанна Зонары, бытовавшего в русском переводе. Составитель Никоновской летописи лишь вставил в заголовок к рассказу имя киевского князя Аскольда. С еще большей уверенностью о христианстве Аскольда повествуется в более поздних русских источниках (имя Дира в связи с этими событиями, как правило, не называется).
Согласно гипотезе академика В. И. Ламанского, крещение Аскольда (с именем Николай) и киевлян совершили апостолы славянского просвещения святые Кирилл и Мефодий. Именно они, по мнению ряда историков, возглавляли миссию, направленную Фотием на Русь.
Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спopных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.
Убиение киевских князей
Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.
Были погребены на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчаном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой.
Канонизация
Иван Билибин. «Аскольдова могила»
Согласно преданию, Аскольд был крещён в православии с именем Николай. Историк Н. И. Петров считает тезис о существовании такого предания мифом, догадкой Татищева, которая не потверждается письменными источниками.
В декабре 2010 года — январе 2011 года Ужгородской украинской богословской академией имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатским университетом имени Августина Волошина были инициированы научные чтения, по результатам научных чтений принята резолюция и соответствующее решение о создании при Ужгородской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия Комиссии по подготовке материалов для канонизации великого князя киевского Аскольда (Оскольда, Николая) как мученика за веру Христову. Материалы должны были быть представлены на рассмотрение предстоятеля Украинской православной церкви (Московского патриархата) и Комиссии по канонизации святых при Священном синоде УПЦ с целью принятия решения о канонизации князя-мученика Оскольда-Николая Киевского.
В декабре 2012 года — январе 2013 года учёные киевских вузов приняли ряд документов, поддерживающих канонизацию князя Аскольда.
Однако Украинской православной церковью (Московского патриархата) решение о канонизации принято не было.
В то же время Украинской православной церковью Киевского патриархата на Поместном соборе 27 июня 2013 князь Аскольд причислен к лику святых (по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси).