Камилла клодель

Камилла клодель - newestmuseum

Ранние годы и образование

Камилла Клодель была талантливой французской художницей, чья карьера трагически оборвалась из-за душевной болезни. Ее ранние годы и образование заложили основу ее выдающегося таланта.

Камилла родилась в 1864 году в обеспеченной семье во французском городе Баньо. С раннего возраста она проявляла незаурядные художественные способности и любовь к лепке. Ее отец, человек с прогрессивными взглядами, поддержал увлечение дочери искусством и нанял ей частных учителей.

В 1881 году, когда Камилле исполнилось семнадцать, она переехала в Париж, чтобы продолжить обучение. Она поступила в мастерскую известного скульптора Альфреда Буше, где впитывала знания и опыт от признанного мастера. Под его руководством она оттачивала свои навыки и развивала свой уникальный художественный стиль.

Камилла также посещала занятия в Академии Жюлиана, известной частной художественной школе для женщин. Здесь она получила фундаментальное образование в области анатомии и перспективы. Ее работы того периода демонстрируют техническое мастерство и глубокое понимание человеческой формы.

Рождение и семья

Камилла Клодель родилась в обеспеченной семье в 1864 году. Ее отец, Луи-Проспер Клодель, был известным скульптором, а мать, Луиза-Атлаийза Черте, – домохозяйкой.

Камилла была старшей из трех детей. Младший брат, которого тоже звали Луи, стал писателем, а сестра Роза – художницей. Родители всячески поддерживали творческие увлечения своих детей.

Камилла росла в окружении искусства, и ее талант к скульптуре проявлялся с раннего возраста. В 12 лет она стала ученицей своего отца, который передал ей свой опыт и мастерство. Камилла быстро совершенствовалась и вскоре стала знаменитой на всю страну.

В 18 лет она переехала в Париж, чтобы учиться в Национальной высшей школе изящных искусств. Там она познакомилась с Огюстом Роденом, который стал ее учителем и любовником. Их отношения длились почти десять лет и оставили глубокий след в творчестве обоих.

Обучение искусству

Работа начинается еще в детстве, с первых рисунков и уроков. Затем, с течением времени, страсть превращается в профессию.

Художник должен быть готов к постоянному саморазвитию, изучению техники и истории искусства.

Он должен быть готов посвятить свою жизнь искусству, иначе он никогда не достигнет высот мастерства.

Путь обучения художника нелегок, но он открывает перед ним мир безграничного творчества и самовыражения.

Встреча с Огюстом Роденом

Знакомство двух выдающихся скульпторов перевернуло их жизнь и оставило след в истории искусства.

Камилла впервые встретилась с Роденом в его мастерской в 1883 году, когда ей было 19 лет. Его работы произвели на нее неизгладимое впечатление. Она сразу признала в нем гения и поняла, что нашла наставника, которого искала.

Роден, известный своим бурным темпераментом и страстью к работе, был поражен талантом Камиллы. Он разглядел в ней потенциал и принял ее в ученицы, хотя обычно не брал учеников-женщин.

Наблюдая за работой мастера, Камилла совершенствовала свои навыки и училась у него не только технике скульптуры, но и философии искусства. Роден же увидел в ней не только ученицу, но и музу, которой посвятил ряд своих работ. Их творческий союз привел к созданию многих великолепных скульптур, вошедших в историю искусства.

17.01.2019 Печальная история любви Родена и Камиллы

Муза — богиня в древнегреческой мифологии, покровительница искусства. Уж не знаю, связано ли это с поиском вдохновения или непостоянством художников, но музам (а по совместительству и любимым женщинам) большинства художников приходилось несладко… Здесь можно даже перефразировать Шекспира: нет повести печальнее в искусстве, чем повесть о Камилле и Огюсте.
 

Камилла Клодель. Вальс

Камилла Клодель родилась в семье высокопоставленного чиновника. Ее отец поощрял желание дочери стать художницей и поддерживал ее финансово. В конце XIX века женщин не принимали на обучение в Академию, а работать с натурой им было разрешено всего в нескольких мастерских Парижа. В одну из них — частную Академию Коларосси — и попала Камилла. Она трудилась по 11 часов в день и добилась возможности выставляться в Салоне. Когда ей было 19, она познакомилась с Огюстом Роденом. Ему было уже за 40, и девушке пришлось долго уговаривать его принять к себе в мастерскую. За короткий срок трудолюбивая и молчаливая Камилла стала первой помощницей и тайной музой Родена.

 

Камилла Клодель. Девушка со снопом (1887)

  

Огюст Роден. Галатея (1889)

Их роман длился более 10 лет. Мать Камиллы была против ее занятий скульптурой: она считала, что это помешает удачно выйти замуж Камилле и ее младшей сестре. Но когда она узнала о романе с Роденом, то запретила дочери появляться в своем доме. Так Камилла стала зависеть от мастера еще и финансово. Мешало ли это девушке? Отнюдь. Огюст Роден действительно любил ее: он наслаждался ее красотой и умом. Он черпал идеи из ее таланта, но никогда не принижал его. Роден всячески способствовал ее признанию как скульптора, но и сама Камилла была на тот момент уже достаточно известна.
 

 

Огюст Роден. Поцелуй (1882)

 

Камилла Клодель. Влюбленные (1886)

 

Огюст Роден. Вечный идол (1893)

 

Огюст Роден. Вечная весна (1903)

  

Камилла Клодель. Влюбленные (1905)

Во всей этой романтичной истории было одно, но очень весомое «НО»: Роза Бёре — неофициальная жена Родена и мать его ребенка. Она ничего не понимала в его творчестве, однако всячески поддерживала, бралась за любую работу и помогала ему во времена безденежья. Роден не мог оставить Розу, но и бросить Камиллу он тоже был не в силах. Их расставание затянулось на несколько лет и закончилось очень печально. Камилла покинула скульптора, закрылась от мира и перестала работать. В сорванных заказах она винила Родена. Эта идея переросла в настоящее психическое расстройство. К сожалению, остаток жизни (а это почти 30 лет) она провела в больнице для умалишённых.
   

Камилла Клодель. Зрелый возраст

Но до конца жизни Огюст продолжал любить ее. Всячески пытался добиться заказов для Камиллы, говорят, он отправлял ей деньги в больницу. Роден создал отдельный зал для ее работ в особняке, который приобрел для размещения собственной коллекции.


 

Огюст Роден. Камилла Клодель

Наверное, все могло бы сложиться иначе, если бы Роден встретил Камиллу раньше.

А Вы как думаете? 

Резюме по фильму «Камилла Клодель» (1988)

Меня всегда поражает в работах посредственностей и ремесленников от искусства гигантизм их произведений. То, что мастер укладывает в полтора-два часа, они, как правило, растягиваю чуть не до трех.

Спору нет, актеры на роли Камиллы Клодель (Изабель Аджани) и Огюста Родена (Жерар Депардье) по внешним данным подобраны почти идеально.

Отдельные сцены фильма проработаны очень тщательно. Отдельное спасибо за то, что много экранного времени отдано на отображение, как именно работала Камилла Клодель. Это действительно ценно.

Однако сам фильм неизбежно распадается на обособленные и часто самодостаточные фрагменты. Которые при сложении мозаики в единое целое вызывают скуку, ощущение натянутости, постановочности и общей ненужности.

Почитайте биографию Камиллы Клодель. И как раз оттуда вы узнаете всю силу и трагичность ее любви к Родену. Как раз оттуда вы почерпнете впечатление, что это была не просто любовь, а именно то неизбывное нечто, что пропитало каждую клетку существа Камиллы Клодель, стало сущностью ее бытия.

К сожалению, в фильме «Камилла Клодель» (1988) вам этого ощутить не удастся. Вот, вроде, все изображают верно, изображают много и часто. Но ключевое слово – «изображают».

Перед вами словно две марионетки, которые не живут, а просто играют. И ты, как ни старайся, не веришь им ну ни чуточки. А это, как ни крути, проблема не столько актеров, сколько режиссера фильма.

Ненужное слишком тщательное прописывание деталей без умения увязать картину в единое, слитное, целое полотно. Обилие невнятных, непонятно зачем вставленных сцен, которые так и хочется отсечь резцом самой Камиллы Клодель.

А затянутость, искусственность и амбициозность фильма «Камилла Клодель» 1988 вообще наводят уныние.

Однако нельзя не похвалить саундтрек фильма за авторством Gabriel Yared:

Брюно Нюиттен — хороший талантливый оператор. Одним из эталонных его фильмов в этом амплуа является, например, фильм «Одержимая» Анджея Жулавского. Где, кроме восхищения, операторская работа Нюиттена не вызывает ничего иного.

Зачем было переключаться на режиссерскую роль, да еще начинать с такого изначально сложного проекта – мне, честно говоря, не очень понятно.

Однако, так сказать, в перевернутые плюсы фильма «Камилла Клодель» (1988) можно записать то, что после просмотра фильма испытываешь настолько сильную неудовлетворенность, что если вам до сих пор не было известно, кто такая Камилла Клодель, то вы обязательно приметесь рыться в Интернете, чтобы почитать о ней и посмотреть ее работы.

Немного о Камилле Клодель:

Что я вам настоятельно и рекомендую сделать. Многие работы Камиллы Клодель действительно исключительны, поразительны и потрясающи.

Некоторые из работ Камиллы Клодель:

https://youtube.com/watch?v=VX1cYITqWwA

И бесконечно жаль, что большую их часть она уничтожила, причем собственными руками.

А если вы все-таки хотите почувствовать, чем Камилла Клодель жила после того, как ее насильно запихнули в психиатрическую клинику – а как бы нас ни уверял Брюно Нюиттен, жизнь Камиллы после этого не закончилась – посмотрите фильм «Камилла Клодель, 1915».

Этот фильм честен, короток и, по крайней мере, на пару порядков выше фильма, снятого в 1988 году. Ну а Жюльетт Бинош в роли Камиллы Клодель, преданной своими родными, державшими талантливого и практически здорового человека среди дебилов и сумасшедших – до самой смерти Камиллы, настолько правдива, что ее искренность абсолютно точно не останется без вашего зрительского ответа.

Приятного просмотра и до встречи на следующей неделе.

Рецензии:

Обзоры:

Роковая встреча

Молоденькая курсистка не только не брала уроки у Родена, но даже никогда его не видела. Но роковая встреча приближалась. Однажды мсье Буше попросил своего доброго знакомого подменить его на курсах.

Вот он прославленный Огюст Роден, хмурый, большеносый, кряжистый и неуклюжий. В этом нелюбезном человеке с колючим взглядом, в мешковатом костюме невозможно угадать тонкого вдохновенного ценителя юности. Перед молодым женским телом, он готов был упасть на колени.

Клодель была серьезна и так занята работой, что Роден не знал, как к ней подступиться. Ее внешность волновала его, как художника. Он мысленного освобождал ее от темного платья и уродливого длинного передника. Как можно прятать в эту коросту сияющее юностью и совершенством тело!

Огюст Роден был старше Камиллы на 24 года

Казалось, ни слава знаменитого маэстро, ни его своеобразное обаяние, под которое подпадали многие женщины, не действовали на Камиллу. Хмуро и упорно она требовала от Родена замечаний, советов и выслушивала их, даже не глядя на него.

Он выбрал единственно верную с этой злючкой тактику. Он относился к Камилле с подчеркнутым уважением, делился заботами о своей собственной работе и не торопился сдернуть с нее монашеское облачение.

Все произошло само собой… Девушка, недавно и мысли не допускавшая остаться в мастерской с Роденом наедине, не говоря о том, чтобы позволить ему лепить себя обнаженной, сдалась безоговорочно и полностью.

Он нежно, не пугая ее, справился с девичьим неведением Камиллы. И та, ни в чем не знавшая границ, привязалась к нему со всей страстью и самозабвением.

Разумеется, то же ожидалось и от Родена. Он должен был стать ее достоянием, ее абсолютной принадлежностью, сделав в их любовь равный с нею вклад

Ее первый мужчина занял столь важное место в ее жизни, что оставалось место только для творчества

Карьера

Приблизительно в 1884 году Камилла Клодель начала свою карьеру в качестве ассистента скульптора Огюста Родена, который принял обязанности преподавателя в мастерской у Альфреда Буше. Известно, что она внесла свой вклад в ряд работ Родена, в первую очередь «Врата ада».

Позднее ее ранние работы были одобрены критиками, отметившими ее талант создавать сильные повествования через ее скульптуры. Большая часть ее ранних работ несет на себе отпечаток влияния Родена на ее стиль.

Из-за известности Родена и дурной славы их романа она сделала сознательное усилие дистанцироваться от его репутации. Ее скульптура 1897 года «The Wave» представляет собой сознательную попытку вырваться из стиля Родена.

Камилла Клодель начала выставлять свои скульптуры публике в 1903 году. Как член «Société des Artistes Français», ее работы экспонировались на ежегодной выставке группы «Осенний салон». Ее работы также выставлялись в небольших галереях по всему Парижу.

Хотя при жизни она не была известна, в начале 20 века она добилась коммерческого успеха. Несколько меценатов и арт-дилеров проявили интерес к ее работам, что позволило ей быть финансово независимой.

Начиная с 1905 года, у нее начали проявляться признаки психического заболевания, и она разрушила многие из своих статуй. По оценкам, сегодня осталось всего 90 оригинальных скульптур и эскизов.

Сотрудничество с Роденом

В 1883 году Камилла Клодель познакомилась с Огюстом Роденом, одним из величайших скульпторов своего времени. Несмотря на разницу в возрасте в 24 года, между ними завязались романтические отношения, а Клодель стала ассистенткой и ученицей Родена.

Клодель быстро доказала свой талант и мастерство. Она помогала Родену создавать его шедевры, такие как “Врата ада” и “Мыслитель”. Клодель обладала острым глазом к деталям и глубоким пониманием человеческой анатомии. Ее работа была высоко оценена Роденом и другими художниками.

Сотрудничество Клодель с Роденом продлилось около десяти лет. За это время она создала ряд собственных работ, которые демонстрировали ее индивидуальный стиль и талант. Однако отношения с Роденом были сложными и характеризовались ревностью и творческими разногласиями.

В конце концов, Клодель и Роден расстались в 1898 году. Хотя их сотрудничество закончилось, Клодель продолжила создавать скульптуры, которые и сегодня высоко ценятся за их силу и выразительность. Стас Барецкий считает, что вклад Клодель в искусство недооценен, и она должна быть признана наряду с величайшими скульпторами своего времени.

Влияние Родена

Помимо своего таланта, Камилла Клодель получила колоссальную поддержку от Огюста Родена, известного скульптора и ее учителя. Роден не только оказал влияние на ее технику и стиль, но и на многие аспекты ее жизни.

Он заметил талант Клодель еще в студенческие годы и стал ее наставником, разглядев в ней незаурядные способности. Роден был не только строгим учителем, но и близким другом, поддерживавшим ее в трудную минуту. Под его руководством Клодель развивала свой неповторимый стиль, отличавшийся энергичностью, чувственностью и глубоким психологизмом.

Работа и отношения

Творческая карьера Камиллы Клодель была тесно переплетена с её личной жизнью. Особо значимыми в ее жизни стали отношения с Огюстом Роденом, которые оказали решающее влияние на ее творчество и судьбу.

Их знакомство состоялось в 1882 году, когда Клодель пришла работать в мастерскую Родена. Вскоре между ними вспыхнул роман, который принес Клодель не только творческий рост, но и эмоциональные потрясения. Роден был глубоко увлечен ею, но не решался оставить свою семью. Клодель же, несмотря на все свои таланты, оставалась в тени великого мастера.

Их отношения были бурными и драматичными. Роден не скрывал своего влечения к юной ученице, однако отказывался развестись с женой. Это вызывало у Клодель ревность и отчаяние. Их роман продлился десять лет и закончился в 1893 году.

После разрыва с Роденом Клодель продолжила заниматься скульптурой, но её работы теперь были наполнены болью и страданием. Она создала ряд автопортретов, в которых отразилось ее душевное состояние.

В последние годы жизни Клодель страдала от психического расстройства и была помещена в психиатрическую лечебницу. Она умерла в 1943 году, так и не получив признания при жизни. Только спустя многие годы её творчество было оценено по достоинству.

Расставание и собственный путь

Разрыв с Роденом, словно пролом в крепостной стене, стал для Камиллы Клодель дорогой к самопознанию и творческой независимости. Ей больше не нужно было жить в тени гениального мужчины, подавлявшего ее талант.

В 1892 году Клодель покинула мастерскую Родена и с тех пор всегда работала в одиночестве. Она мучительно искала свой уникальный стиль, поначалу подражая великому учителю, но вскоре начала создавать свои собственные, неповторимые произведения.

Поцелуй Родена

Клодель и не подозревала, что она-то для Огюста – фрагмент. Прекрасный, возвращавший ему молодость, вдохновение, но все-таки фрагмент. За его плечами оставалась трудная жизнь, а дома – стареющая женщина, вросшая в его судьбу так, что, пожалуй, он и не замечал ее.

А еще их общий сын, уже подросток, которого по привычке называли «маленький Огюст». Огюст встретил Розу в ту самую пору, когда у него не было ни денег, ни крыши над головой, ни натурщицы, необходимой ему как хлеб. Они были почти ровесники.

Но бережливая, крестьянская хватка Розы, добывавшей себе пропитание шитьем, все-таки обеспечивала ей сносную жизнь. Роден же в свои 24 года привык жить полуголодным, носить одежду, делавшую его похожим на портового работягу. В Розе Огюст нашел душу верную, кроткую и адски терпеливую.

Она притаилась как мышь, зная, что в любой момент в нее могут швырнуть всем, что попадется под руку. Но шли годы, и Роза с ее практической сметкой стала все яснее понимать свою благую роль в жизни обожаемого человека.

Да, ей, не умевшей ни читать, ни писать, далеко не только для Родена, его друзей, но и для его изящных подруг, искавших внимания мастера, медленно, но верно входящего в славу. Но, чтобы там ни было. Каждый вечер он спрашивает именно у Розы, что там у них на ужин.

Скульптура Родена «Поцелуй» в музее Родена, Париж

Камилла… Это совсем не то, что бывало у Родена с молодыми красивыми женщинами. В безумном восторге от ее пластичного с классическими пропорциями тела, он создает один из своих шедевров – «Поцелуй».

Юная пара, обнаженные юноша и девушка, приникли друг к другу в радостном порыве молодой страсти. В мировой истории скульптуры не много найдется примеров такого зримого воплощения земной любви, торжествующей и вечной.

Она позировала одна. Роден и представить не мог свою молодую подругу рядом с кем-то другим — даже во благо святого искусства.

Сошествие в безумие

Wikimedia CommonsDétail de «La Vague» (Волна); Скульптура Клоделя около 1897 года.

После полного разрыва отношений с Роденом Камилла Клодель без устали работала сама. Она бедствовала и все больше и больше становилась отшельницей.

Хотя Клодель выставлялась в уважаемых салонах, она все больше и больше боялась Родена. Она чувствовала, что он и его «банда» друзей-художников намеренно отчуждали ее от мира искусства и даже убедились, что он хотел убить ее, чтобы украсть ее работы.

К 1911 году Клодель полностью удалилась из общества. Она также систематически ломала свои работы, все еще уверенная, что Роден украдет ее идеи.

В 1913 году Камилла Клодель была помещена в психиатрическую больницу в Валь-де-Марн. Говорят, что ее младший брат Пол, поэт и дипломат, невольно предал ее, и что другие художники сетовали на него за то, что он запер гения.

Но другие говорят, что она стала шизофреником, и единственным ответом было ее помещение в больницу.

«Это трагическая история, но нам трудно судить сейчас», — сказала Сесиль Бертран, куратор музея, посвященного Клоделю, который открылся в 2017 году. «Современные эксперты изучили ее записи, и она действительно была очень красивой. больной.»

Бертран сказал, что Клодель, все еще убежденный, что Роден преследует ее, откажется от художественных материалов, предоставленных ей в приюте. Она никогда больше не прикоснется к глине и не станет заниматься искусством.

После того, как разразилась Первая мировая война, Клодель и другие пациенты были переведены в приют в Монтдеверг, где она оставалась для остальной части себя.

Камилла Клодель умерла в безвестности 19 октября 1943 года в возрасте 78 лет. Она была похоронена в Воклюзе, Франция.

Последняя обитель Камиллы Клодель

Но эти творческие победы были последними всплесками таланта и воли. Разум же Камиллы под гнетом разрушительных мыслей, временами погружался во тьму. Ее видели бесцельно бродящей возле дома Родена. Она выкрикивала угрозы и потрясала кулаками.

Март 1913 года. Из дома на улице Бурбонов два санитара вывели Камиллу и усадили в карету «скорой помощи». Ее родственники поместили ее в психиатрическую клинику в предместье Парижа. Откуда она вскоре была переведена в так называемый «приют», то бишь настоящую «психушку» в шести километрах от Авиньона.

Мсье Буше стыдил Родена. Почему он, знаменитый, богатый человек, не принял никакого участия в судьбе хорошо знакомой ему женщины. Роден оправдывался тем, что однажды нашел покупателей на работы Клодель. Он даже хотел устроить ее выставку, но она сама не захотела этого.

Между тем известие о впавшей в безумие Камилле, взволновало Родена. Он принялся лепить ее бюст, вспоминая первую пору их любви, молодое лицо с широко распахнутыми глазами.

Судя по письмам Камиллы, заживо похороненной в психиатрической больнице, ее никак нельзя было причислить к хронически, безвозвратно безумным людям.

Но ни брату Полю, ставшему знаменитостью Франции, поэтом, драматургом, писателем, живым классиком, ни всей многочисленной родне, которой Камилла могла принести лишь одно беспокойство, она была не нужна.

Между тем, ей очень хотелось выбраться из своего губительного заточения. «Если бы можно было возвратиться в нормальную жизнь, то я бы всегда прислушивалась к вашим советам. Я очень долго страдала…» (Из письма к брату)

Только через 12 лет после смерти Камиллы Клодель, ее родственники решили навести справки о месте ее погребения. Им ответили, что «часть кладбищенской территории был использована для других нужд и могилы нет».

В январе 1917 г., через 50 лет после рождения сына, — 77-летний Огюст Роден женился на Розе Бере. Спустя два месяца, она скончалась.

Видео

Здесь дополнительная и подробная информация «Камилла Клодель: биография»

https://youtube.com/watch?v=kOzGNgZt_O4

Талант Камиллы Клодель как художника был в конечном итоге омрачен ее беспокойным делом и нарастающей паранойей.

Wikimedia Commons Камилла Клодель, около 1884 года.

Бурные связи, беспорядочная работа, психиатрические больницы, семейные проблемы. Французский скульптор Камилла Клодель прошла через все это. Но она была не просто маниакальной художницей.

Клодель, которого современники считали гением, пыталась быть художницей в то время, когда женщины не считались художниками. Ее борьба привела к ее умственному упадку, и в конечном итоге она попала в приют. После того, как она разбила большую часть своих работ на куски и была допущена, она больше никогда не создавала искусство. Ее таланты стали широко известны только спустя годы после ее смерти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: